К. Баура , а также И. Гизелера , К. А. Газе , И. Я. Герцога (Herzog, 1805-1882). Во 2-й пол. XIX в. ведущим специалистом церковной истории стал протестант. богослов А. фон Гарнак , автор многотомной истории христ. догматов и работ по истории раннего христианства. Исследователи того времени, как правило, отрицательно относились к преобразованиям в Церкви IV в. в связи с обретением ею офиц. статуса в Римской империи, критиковали зависимость Церкви от имп. власти. Особое направление в развитии науки открыли работы Я. К. Буркхардта по истории итал. Ренессанса. Хотя большая часть его книг не была связана напрямую с тематикой В., в самом исследовательском методе Буркхардта проявилось новое понимание культуры как особой сферы человеческой жизни, не всегда связанной или зависимой от социальных, экономических и проч. условий. Крупнейший вклад брит. науки в В. XIX в.- книги Дж. Финлея по истории Др. Греции и Византии. Во Франции неоценимым собранием источников, в т. ч. по истории Византии, стало издание ученым аббатом Ж. П. Минем многотомного «Полного курса патрологии», выходившего параллельно в лат. и греч. сериях (1844-1866). Этот уникальный по охвату авторов компендиум святоотеческих, богословских, исторических и литературных текстов не утратил значения до наших дней. История Церкви и канонического права более всего изучалась ватиканскими учеными А. Маи , Ж.-Б. Питра и др., в основном в связи с изданием новых собраний средневек. текстов. В. как сформировавшаяся научная дисциплина (кон. XIX - XX в.). Национальные школы Германия На протяжении 2-й пол. XIX - 1-й пол. XX в. лидирующее положение занимало В. стран Германского региона. Историей Византии занимались в Мюнхенском, Гейдельбергском, Лейпцигском, Берлинском ун-тах, в Баварской, Прусской и др. академиях, собиранием и изучением коллекции визант. памятников - в Баварской гос. б-ке и Берлинском музее. На фоне национального объединения Германии и становления конституционной монархии история Византии привлекала как опыт успешного сочетания в империи демократических и монархических начал. С этой т. зр. нем. историки были склонны идеализировать Византию, ее политико-правовую традицию, чему примером может служить обобщающая работа Г. Ф. Герцберга (1826-1907) ( Hertzberg G. F. Geschichte der Byzantinischen und Osmanischen Reiche. B., 1883; рус. пер.: Герцберг Г. Ф. История Византии/Пер., примеч. и прилож. П. В. Безобразова. М., 1896). К. Крумбахер с участниками основанного им семинара. Фотография 1909 г.

http://pravenc.ru/text/158430.html

Церковь Рождества Христова в Казани. 2003 г. Фотография. 2010 г. Церковь Рождества Христова в Казани. 2003 г. Фотография. 2010 г. Важнейшими событиями в жизни епархии стали визиты Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Впервые Предстоятель Русской Церкви посетил Казань в кон. авг.- нач. сент. 1997 г. Патриарх Алексий открыл Казанское ДУ, к-рое через год было преобразовано в КазДС (Казанский ун-т передал б-ке КазДС более 50 тыс. книг). Второй визит Патриарха был связан с празднованием 1000-летия Казани. 21 июля 2005 г. Патриарх Алексий принял участие в торжественном открытии Благовещенского собора в Казанском кремле, в крестном ходе к месту обретения Казанской иконы Божией Матери. Первосвятитель передал Казанской епархии чтимый Ватиканский список Казанской иконы. В наст. время бывш. кафедральный Благовещенский собор является действующим, находится в ведении Музея-заповедника «Казанский кремль» и Фонда Благовещенского собора. При Казанском епархиальном управлении работают отделы: информационно-издательский, по работе с молодежью, миссионерский, социального служения, религ. образования и катехизации, социального служения, по взаимоотношению с медицинскими учреждениями и органами здравоохранения, по противодействию наркомании и алкоголизму, по взаимодействию с Вооруженными силами, по взаимодействию с правоохранительными органами, канонизации, паломнический, создан Казанский правосл. центр глухих. Раифский мон-рь. Фотография. 2009 г. Раифский мон-рь. Фотография. 2009 г. В К. е. выходит 16 периодических изданий. Наиболее значительным является издающийся при ДС церковно-научный альманах «Православный собеседник», где публикуются статьи по богословию, религиозной философии, церковной истории, филологии. Семинария выпускает ж. «Семинарский вестник». В епархии издаются газеты «Раифский вестник» (Раифский Богородицкий муж. мон-рь), «Заступнице усердная» (казанский Богородицкий муж. мон-рь), «Монастырский вестник» (елабужский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь) , «Свет Православия (Елабужское благочиние), «Параскева» (Лениногорское благочиние), «Православное слово» (Спасское благочиние), «Трезвение» (Информационно-просветительский центр свт. Варсонофия Казанского епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму), 6 газет издаются приходами. С 2000 г. в Казанской епархии осуществляются интернет-проекты.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

наречиях. СПб., 1867; Каталог хранящимся в имп. Публичной б-ке изданиям, напечатанным гражданским шрифтом при Петре Великом. СПб., 1867; ОДДС. 1868-1879. 2 т.; ПСПиР. 1869-1872. 2 т.; Библиографический список соч. и изд. ординарного академика Академии наук И. И. Срезневского. СПб., 1870, 1879; Дополнение к слав.-рус. библиографии: Сост. по изданиям церк. печати, хранящимся в Публичной б-ке. СПб., 1871; Летопись по Лаврентьевскому списку. СПб., 1872, 18973; Письма Петра Великого, хранящиеся в имп. Публичной б-ке и описание находящихся в ней рукописей, содержащих мат-лы для истории его царствования. СПб., 1872; В память гр. М. М. Сперанского, 1772-1872. СПб., 1872. 2 т.; Бумаги имп. Петра I. СПб., 1873; Письма и бумаги имп. Екатерины II, хранящиеся в имп. Публичной б-ке. СПб., 1873; Описание церк.-слав. и рус. рукописных сб-ков имп. Публичной б-ки. СПб., 1878-1882. Ч. 1. 3 вып.; Новгородские летописи. СПб., 1879; Заставки и миниатюры Четвероевангелия 1507 г.: Из рукописи, хранящейся в имп. Публичной б-ке. СПб., 1880; Письма и бумаги имп. Петра Великого. СПб., 1887-1900. 4 т. Лит.: Библиографический список соч., пер. и изд. ординарного академика имп. Академии наук А. Ф. Бычкова. СПб., 1890, 1899; Памяти А. Ф. Бычкова, директора имп. Публичной б-ки, члена Гос. совета, академика и почетного члена СПбДА. СПб., 1899; Шереметев С. Памяти А. Ф. Бычкова. СПб., 1900. (ПДПИ; Вып. 141); Ягич И. В. История слав. филологии. СПб., 1910. С. 640-644; Бычков И. А. А. Ф. Бычков//Мат-лы для биогр. словаря действительных членов Академии наук. Пг., 1915. Ч. 1; Федосеева Е. П. Сто лет работы в Публичной б-ке (по мат-лам архива А. Ф. и И. А. Бычковых)//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1994. Сб. 69. С. 134-153; Голубева О. Д. А. Ф. Бычков//Сотрудники Российской национальной б-ки - деятели науки и культуры: Биогр. словарь. СПб., 1995. Т. 1. С. 115-123; она же. А. Ф. Бычков. СПб., 1998. О. Д. Голубева И. А. Бычков. Фотография. 30-е гг. XX в. (19.08.1858, С.-Петербург - 23.03.1944, там же). Сын А. Ф.

http://pravenc.ru/text/153749.html

Судя по ходу мыслей в кн. Деяний, для писателя не было никаких оснований делать какое-нибудь особенное ударение на национальности этих σεβμενων, и афинские σεβμενοι так и называются просто σεβμεvo ι в той же самой главе кн. Деяний ( Деян.17:17 ). Но, допуская неожиданность комбинаций των σεβμενων Ελλνων мы все же смеем думать, что поправка проф. Рамсея едва ли требуется. Мы склонны остаться при Т. Receptus, и искать примирения иным путем, именно на основании данных, взятых из самих же посланий Апостола Павла. Мы должны прежде всего допустить, что Апостол Павел пробыл в Ф-ке гораздо более, чем три недели, как это, по-видимому, вытекает из ст. Деян.17:2 . В послании к Филиппийцам он напоминает последним, что они « и в Фессалонику и раз и два присылали… на нужду» ( Флп.4:16 ). Но мы знаем, что Филиппы отстоят от Фессалоники на сто миль, и 3 недель едва ли было бы достаточно для того, чтобы послать Апостолу Павлу пособие παξ και δις. Значит, нужно предположить что Апостол пробыл в Ф-ке долее трех недель, и не встретив сочувствия среди Евреев, обратился с проповедью Царства Божия прямо к язычникам, среди которых его « благовествование Божие со многим подвигом» ( 1Фес 2:2 ) имело громадный успех, вполне оправдывающий слова первого послания к Ф-м в 1Сол.1:9 и 1Сол.2:14 . Весьма правдоподобно то предположение, что книга Деяний описывает лишь тот период в миссионерской деятельности Апостола в Ф-ке, который был связан с синагогою. Что Апостол оставался гораздо больше времени в Ф-ке, чем 3 недели, об этом говорит и то обстоятельство, что он счел нужным заняться своим обычным ремеслом ( σχηνοποις τη τχνη), чтобы не быть в зависимости и в тягость кому-нибудь, и чтобы войти в более близкие отношения с своими учениками и последователями, и тем усилить благие результаты проповеди ( 1Фес 2:7–12 ). Наконец, судя по 1Сол.5:12 , церковь Ф-я была несколько сорганизована, что также говорит о том, что Апостол Павел прожил в Ф-ке больше чем 3 недели. Таким образом, не прибегая в поправке в тексте кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Время и место написания . Что касается времени и места написания 1-го послания к Ф-м, то вышесказанное приводит к следующему выводу. Послание было, несомненно, написано в Коринфе, после возвращения сюда Тимофея и Силы, а не в Афинах, как это мы читаем в Textus Receptus ( γρφη π Αθηνν). Относить написание этого послания к моменту пребывания Апостола Павла в Афинах не позволяет самая краткость промежутка времени между уходом Апостола из Ф-ки и приходом его в Афины. События в Ф-кой церкви требовали несколько более времени для своего развития, чем позволяет это вышеуказанное предположение о месте написания. Притом если послание относить к афинскому пребыванию Апостола Павла, то тогда будет трудно понять, как Апостол Павел мог написать стихи 7–8 первой главы. Относить же написание послания ко времени после пребывания Апостола Павла в Коринфе не позволяют два соображения; во-первых – та живость разлуки, которая чувствуется во всем послании ( 1Сол.1:5, 2:1–20 ; и особенно 1Сол.2:17 ), и во-вторых тот факт, что, насколько мы можем судить по книге Деяний, Тимофей и Сила были вместе с Апостолом Павлом только во втором его Апостольском путешествии, и никогда после, так что надписание послания именами трех благовестников Евангелия в Ф-ке, и почти постоянное употребление в послании ( μες) первого лица множ. числа будут понятны только при том предположении, что 1-е посл. к Ф-м было написано из Коринфа, где были и Тимофей и Сила в начале 51-го, или же в конце 50-го года. Содержание послания Послание начинается очень теплым выражением пожелания мира и благодати Ф-ской церкви ( 1Сол.1:1 ). Затем автор переходит к изъявлению своей благодарности Богу за благосостояние и процветание церкви в Ф-ке ( 1Сол.1:2–10 ) и тотчас же переходит к апологии своего Апостольства среди Ф-цев, подвергшегося клевете и очернению со стороны врагов Евангелия – Иудеев ( 1Сол.2:1–12 ). Затем автор вновь возвращается к выражению благодарности Богу за твердость гонимой церкви в Ф-ке, и делает резкое нападение на неверующих Иудеев ( 1Сол.2:13–16 ). Продолжая свою апологию, автор послания описывает свои намерения касательно обратного возвращения в Ф-ку, и свои сношения с церковью через посредство Тимофея ( 1Сол.3:10 ). Весь отдел заканчивается молитвою о церкви в Ф-ке ( 1Сол.3:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сергию Радонежскому и его Житие (М., 1647). В б-ке было 2 издания «Чинопоследования присоединения к Православию», но их изъяли «в числе других 32 книг» по распоряжению Консистории от 31 июля 1863 г. К разд. «Творения Св. Отцов» было отнесено 32 книги, в т. ч. сочинения святителей Иоанна Златоуста (самое старое печерское издание 1624 г.), Василия Великого, Григория Назианзина, Димитрия Ростовского, преподобных Ефрема Сирина и аввы Дорофея, Макария Египетского, Авраамия Медиоланского, Иоанна Лествичника, Нила Сорского, Кормчая книга и «Духовный регламент» (М., 1818). К группе «прочие книги духовного содержания» (57) принадлежали многочисленные Исповедания веры, катехизисы, толкования, сочинения митр. Стефана (Яворского), архиеп. Лазаря (Барановича) и др. Самым старым изданием этой группы была «Скрижаль» Святейшего патриарха Московского и всея Руси Никона (М., 1656). Среди «исторических и разных» названо всего 14 изданий, почти все XIX в., за исключением сочинений Сульпиция Севера (1783), 3-томника М. В. Ломоносова (СПб., 1794) и Лексикона триязычного (1704). Кроме того, в б-ке имелось 7 планов выдубицких имений 1788-1824 гг. Реестр 1872 г. прибавил 2 книги: Описание знамений от Животворящего Креста (1864) и объяснение обрядов и таинств (1866), а также планы хутора Круглик и Зверинца 1847-1869 гг. (ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 2. Ед. 830. Л. 109-117 об.; Ед. 869. Л. 146-163; Оп. 1. Ед. 1082. Л. 165-180 об.), однако по сравнению с предыдущим отсутствуют латино- и польскоязычные издания, изъятые по постановлению Консистории, возможно для передачи в КДА. К 1915 г. в б-ке находилось 25 рукописей XVI-XVIII вв., а также старопечатные книги: XVI в.- одна (Острожская Библия), XVII в.- 36, XVIII в.- 105 и недатированных (XVIII в.) - 11. Среди старопечатных выделялись Служебник (1619), Учительное Евангелие патриарха Каллиста (1637), Благовестник (М., 1649) и др. Почти все рукописи, зафиксированные в 1915 г., хранятся во Всенародной б-ке Украины (в Ин-те рукописи НБУВ НАН), самая ранняя из них датируется XVI в.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

101 Продол. Нестора (М., 1784): «того ж месяца (в котором прощен Воротынский; а он прощен в феврале 1525 г. См.: Собрание государственных грамот и договоров: В 5 ч. М., ч. 1–4, 1813–1828, ч. 5, 1894 (далее – Собрание государственных грамот и договоров. – Ред.) бысть у вел. князя собор». Список с судного дела: «митрополит (Даниил) велел (1531 г.) Досифею, владыке Крутицкому, спрашивати Максима, что было взыскание и соборы на Максима и на Савву у вел. князя на дворе, в палате; то же потом соборы многие были у митрополита в палате его, лета 7033 (1525) на Максима о тех хулах, которые прибыли и взыскавшася месяца апреля и месяца мая» (Чт. ОИДР. 1847. 9). Обвинители Максима, по воле Даниила, Чудовский архимандрит Иона и Вассиан Топорко, монах Волоколамский, который вслед за тем, апреля 2 дня 1525 г., посвящен был в Коломенского епископа. Синод. ркп. 347. Карамзин Н. М. История государства Российского. T. VII, прим. 331, 383. 106 Подробное рассмотрение сочинений прп. Максима в журнале «Москвитянин» (М., 1842. 11), где два и напечатаны. Полный перечень см.: Филарет, архиеп. Чер­ниговский. Обзор русской духовной литературы. Кн. 1, § 130. 109 Слова синодика см. в: Сахаров И. П. История общественного образования Тульской губернии. М., 1832. 110 Леонид (Кавелин) , архим. Церковно-историческое исследование о древней об­ласти вятичей//Чт. ОИДР. 1862. Кн. 2. По другому списку святцев, «прп. Макарий Белевский Жабынский преставися в л. 7130 сентября в 22 день». Год и день кончины несомненнее те, которые указаны в синодике пустыни; а 22 сентября, вероятно, было днем свидетельствования мощей. 111 Ркп. житие прп. Геннадия, описанное учеником его Алексием ок. 1585 г. в б-ке общ. ист. 42, в Синод. б-ке 929, в Импер. б-ке 710. Извлечение из него в прологе 23 января. Житие прп. Геннадия, описанное учеником его Алексием//Ярославские Епархиальные Ведомости. 1860. 31. В прологе января 23, с некоторыми дополне­ниями. В поздней редакции жития сделаны еще дополнения. В Имп. публичной б-ке 710, кроме жития «наказание Геннадия».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

в сан архимандрита (РНБ. 1271.7. Л. 48). В 1792 г. преподобный добился разрешения устроить в Нямце типографию, но этот замысел был осуществлен только в 1807 г. попечением митр. Вениамина (Костаки) . П. был погребен по поручению митр. Иакова еп. Хустским Вениамином (Костаки) в Вознесенском соборе (Великой ц.) Нямецкого мон-ря (РНБ. 1271.7. Л. 54 об.). 6-9 июня 1988 г. канонизирован на Поместном Соборе РПЦ, 20 июня 1992 г. канонизирован Румынской Православной Церковью. Мощи П. были обретены 23 сент. 2013 г. и после исследований выставлены для поклонения. Сочинения Основные произведения и переводы П. написал в Нямецкой лавре, в ее б-ке хранится 35 автографов преподобного. Также рукописи П. находятся в б-ке АН Румынии, БАН, б-ке мон-ря Секу, архиве скита св. Илии Пророка на Афоне. Самое раннее из известных посланий П.- послание мон. Афанасию, написанное на Св. Горе в 1757-1758 гг., оно посвящено в основном полемике об уставах братств (на слав. языке: Яцимирский. Слав. и рус. рукописи. 1905. С. 557. 24. (совр. местонахождение неизв.); Б-ка Рильского мон-ря. 5/25. Л. 13-77 об.; Арх. скита св. Илии Пророка на Афоне. 234; на румын. языке: Bucur. Acad. Romana. Bibl. rom. 5110. Fol. 1-86v; 4301. Fol. 145-246; 1960; 1274; BMNN. 2119.3.82. Fol. 212v - 262v; Cuvinte i scrisori duhovniceti. 1999. Vol. 2. P. 21-83). Летом 1763 г. П. записал устав своего братства в виде послания митр. Гавриилу (Каллимаки); устав содержал правила, согласно к-рым община П. жила еще на Афоне. Он основывался на писаниях свт. Василия Великого , прп. Феодора Студита , прп. Нила Сорского , предполагал богослужение на 2 языках. П. не ограничивался только предписанием нестяжательности и послушания настоятелю и братии. Устав широко охватывал и деятельность настоятеля, основной заботой к-рого было духовное возрастание каждого пасомого. Игумен должен был являть образ смиренномудрия и любви ко всему братству. Устав требовал избрания настоятеля из среды братии. Также было регламентировано времяпрепровождение братии в кельях; основными занятиями являлись творение Иисусовой молитвы, пение псалмов, чтение Свящ. Писания, отеческих книг и занятие рукоделием, определенным настоятелем. В уставе имелся и пункт об устройстве больницы для ухода за больными и престарелыми монахами. Вход в обитель жен. полу запрещался, если пребывание женщин в мон-ре не было вызвано войной или к.-л. бедствиями (на румын. яз.: Bucur. Acad. Romana. Bibl. rom. 1494. Fol. 1-29; 2119; 2139; на слав. яз.: Bucur. Acad. Romana. Bibl. slav. 485. Fol. 1-23v; НАРМ. 2119.2.22. Л. 6-23; 2119.2.31. Л. 1-31; 2119.2.32. Л. 2v - 29; 2119.2.33. Л. 2v - 18v; 2119.2.34. Л. 1-48; 2119.2.35. Л. 1-68; 2119.2.36. Л. 1-48; 2119.2.37. Л. 1-33; Ганицкий. 1881; Яцимирский. Слав. и рус. рукописи. 1905. С. 533-538; Cuvinte i scrisori duhovniceti. 1999. Vol. 2. P. 84-105; BMNN. 2119.2.38. Fol. 1-12; 2119.2.39. Fol. 1-26; 2119.2.40. Fol. 1-22; 2119.2.41. Fol. 1-20; на польск. яз.: O modlitwie umysu. 1995. S. 133-146).

http://pravenc.ru/text/2578651.html

с ее изображением. Внизу наполовину еще можно прочитать полуобрезанную подпись в libris Jnnocentii Kulczycki. Слово Станислава Келуского, 1695; ординация Августа II, короля Польского, 1698. Сцена из жизни Алексея, греческого императора, представленная Варшавской коллегией в 1698 г., наконец, сцена «Свобода», представленная в Киевск. дух. акад. в 1701 г., собственноручно писанная св. Иннокентием (она напечатана в Ирк. епарх. вед., в Прибавл. к 12 1873 года, с. 186–192 1873 года, с. 96–103). Есть довольно много латинских книг древних, или изданных около времени образования св. Иннокентия в академии или в бытность его в Моск. акад. Они без подписи, так книги Иннокентия Неруновича, святит. Софрония Кристалевича и епископа Михаила Миткевича все с подписями. А книгам, подаренным в Ирк. сем. биб-ку епископом Вениамином I, есть каталог. Потому можно и вышеозначенные латинские книги признать за принадлежавшие св. Иннокентию. Все это мы перечислили для того, чтоб показать, с какою любовию св. Иннокентий собирал разные книги, особенно по словесности и проповедничеству, и по этому судить о его образовании. 19 Мы утверждаем это на том основании, что этот учебник, находящийся теперь в биб-ке Ирк. дух. сем., писан собственноручно св. Иннокентием в 1707 г. 21 В биб-ке Ирк. дух. сем. находятся две книги богословских трактатов, писанных собственноручно св. Иннокентием. 1) богословские диспуты о добродетели и таинстве покаяния, препод. в Моск. дух. акад. 1710 г. в последних числах марта; 2) богословские диспуты о вере, надежде и любви, преподанные там же в 1711 г. Они принадлежат Феофилакту Лопатинскому, и, может быть, изучаемы были в Москве св, Иннокентием, по переводе его из Киевской в Московскую коллегию. (См. о проповед. св, Иннокентия, с. 83, примеч.). 22 Здесь мы укажем на те только книги, которые существуют в сем. биб-ке и которые или несомненно принадлежали св. Иннокентию, или не могли быть ему неизвестны Так, первая книга такого рода есть; 1) «Венец веры» Симеона Полоцкого , 1670.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

64 Л. Гейтлер считает вероятным, что установление этого типа было связано с буллой 1248 г. папы Иннокентия IV (L. Geitler. Die alban. und slav. Schriften ect. p. 148). 65 И. Ягич. Мариинское Четвероевангелие. С.-Петербург 1883 г., стр. 424; V. Vondrák, Altkirchenslawische Grammatik. Berlin. 1900. p. 12. 66 V. Jagi. Gradja za glagolsku paleografiju (Rad. 1868. kn. II); V. Jagi. Grškoviev odlomak glagolskog apostola (Starine ect. Zahreb. 1803. kn. XXVI). 67 В. Ганка. Сазаво-Еммауское св. Благовествование, ныне же Ремьское. Прага. I846; ср., напр., J. Broz. I. с. sv. II. р. 77. 68 О существовании у хорватов, отдельной Псалтири, т.е. не в бревиарной форме (в которой она теперь сохраняется), есть указание Рафаила Леваковича, известного справщика богослужебных хорватских, книг. В 1634 г. он добыл такую Псалтирь от Ивана Томка Мрнавича; её списал некий поп Николай Рабский (с о. Раба) в 1222 г. с подлинника, который был писан по поручение последнего Солинского архиепископа Феодора (880–899 г.): см. Šafaik. Рататку ect. p. LI; J. Broz. I. с. sv. II. pp. 62–63. Никаких следов этой Псалтири в б-ке Римской Пропаганды не сохранилось (Arch. f. sl. Ph. XXV, 1, p. 4). О двух таких же Псалтирях упоминает Шафарик: одна, писанная Иваном Жаканом в Сьене 1359 г., находится в б–ке Лобковичей (Прага), другая 1463 г. – в Венской придворной б-ке (Рататку ect. p. LI). В старых церковных инвентарях нередко перечисляются и псалтири, как отдельные книги; напр., в инвентаре 1493 г. Врбницкой церкви (J. Broz. 1. с. sv. II. p. 106). 69 Достоверно известно, что бенедиктинцы совершали богослужение на славянском языке ещё до Сплетского собора 1059 г., между тем они ведь были строгие католики; поэтому возможно – предполагает проф. Броз – что у них славянские миссал и часослов были и до этого года (./. Broz. 1. с. р. 111). Конечно, возможно, как возможно и то, что Венские листки представляют отрывок именно древнего бенедиктинского миссала. 70 Проф. И. Броз полагает, что начало перехода хорватов от восточного обряда к западному следует относить ко второй половине XI, a завершение к XIII–мy и даже – насколько можно понять из дальнейшего изложения – к половине XIII–ro. Следует пожалеть, что автор не подтвердил этой важной мысли какими-либо соображениями (J. Broz, 1 с. р. 110–111).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010