Разделы портала «Азбука веры» 10 Апр 2023 Обнаружен фрагмент древнейшего сирийского перевода Нового Завета Обнаружен фрагмент древнейшего сирийского перевода Нового Завета В Избранное Исследователь из Австрийской академии наук открыл небольшой фрагмент текста, написанного в 3 веке и скопированного в 6 веке ВЕНА. Исследователь из Австрийской академии наук с помощью фотографии в ультрафиолетовом свете смог обнаружить небольшой фрагмент рукописи древнейшего сирийского перевода Нового Завета, написанного в 3 веке и скопированного в 6 веке, cooбщaem ArkeoNews. Писец в Палестине стер книгу Евангелий с сирийским текстом около 1300 лет назад. Поскольку в Средние века в пустыне не хватало пергамента, рукописи часто стирали и использовали повторно. Утерянные слова в этом многослойном манускрипте, известном как палимпсест, теперь удалось разобрать медиологу из Австрийской академии наук (АВ). На отдельных сохранившихся страницах этой рукописи Григорий Кессель нашел один из самых ранних переводов Евангелий, переписанный в III–VI веках. Результаты исследования опубликованы в журнале Studies in the New Testament. «Традиция сирийского Христианства знает несколько переводов Ветхого и Нового Заветов», — говорит медиевист Григорий Кессель. — «До недавнего времени было известно только о двух рукописях, содержащих древне-сирийский перевод Евангелий». В то время как один из них сейчас хранится в Британской библиотеке в Лондоне, другой был обнаружен как палимпсест в монастыре Святой Екатерины на горе Синай. Фрагменты из третьего манускрипта были недавно идентифицированы в ходе реализации «Проекта Синайских палимпсестов». Небольшой фрагмент рукописи, который теперь можно рассматривать как четвертый текстовый свидетель, был идентифицирован Григорием Кесселем с помощью ультрафиолетовой фотографии как третий слой текста, то есть двойной палимпсест, в рукописи Ватиканской библиотеки. Пока что этот фрагмент является единственным известным остатком четвертого манускрипта, который свидетельствует о древне-сирийской версии и предлагает уникальные ворота в самый ранний в истории этап текстовой передачи Евангелий. Например, в греческом оригинале Матфея, глава 12, стих 1 говорится: «В то время Иисус проходил засеянными полями в субботу; и ученики Его взалкали и начали срывать колосья и есть», в сирийском переводе говорится: «[…] начали срывать колосья, растирать их руками и есть».

http://azbyka.ru/news/obnaruzhen-fragmen...

Халкинское богословское училище, о котором Русский Вестник в Москве провозгласил (в мае сего года), что оно закрыто после (мнимой) покупки острова Халки армянами, существует и процветает, благодаря неутомимой деятельности начальника его. Я провел у него вечер и несколько часов ночи в духовной беседе с ним и с наставниками управляемого им училища. Приятно мне было видеть в библиотеке оного пожертвованные иерусалимским патриархом Кириллом все классические творения латинских и ­эллинских писателей в хороших переплетах и принести в дар училищу свои собственные сочинения. Отрадно было встретить там образованных наставников и согреться их верой, смирением, самоотвержением, усердием к духовному просвещению и надеждой на лучшую будущность восточной церкви. Трогательно было слышать от маститого, но бодрого духом, митрополита Тибалдо, какой опасности подвергался он во время последней войны турок с нами и как уклонился от нее. «Турки, говорил он, повесили бы меня по наветам одного ученика моего (из болгар), наклеветавшего им, будто я внушаю ученикам своим ненависть к султану и сочиняю возмутительные письма; но Бог вразумил меня спастись так, как некогда апостол Павел спасся от врагов своих. Он защитил свою жизнь и честь правом римского гражданина, а я избавился от виселицы по праву гражданина английского». Общая беседа наша стала живее и занимательнее, когда я с увлечением говорил о необходимости издать Библию и творения св. отцов церкви на греческом языке и издать общим иждивением греческого и русского народа и племен славянских и румынских, а для издания собрать самые лучшие и древнейшие рукописи, какие только находятся в монастырях Синайском, Святогробском, Саввинском, Патмосском, в обителях афонских и метеорских и в библиотеках владычних. При рассуждении об этом предмете наведена была мною тень сомнения на издания творений отцов церкви, обнародованные католиками и протестантами, выражено было желание мое доказать самостоятельность православной церкви ее собственными изданиями текстов Библии, соборных деяний и проч., говорено было о важности текстов владычних, признанных церквами, и о маловажности рукописных текстов, древле изданных частными лицами, также о разности текстов Библии, хранящихся в Ватикане и Оксфорде, и наконец открыта была цель моего путешествия по Востоку. Я с искренностью говорил, что еду на Афон, в Метеоры, на остров Патмос и в Иерусалим для изучения церковной живописи и для сличения ватиканского текста Библии с чтениями из Ветхого Завета, помещенными в греческих минеях, и с рукописными Библиями, хранящимися в Ватопедской обители на Афоне и в святогробском монастыре в Иерусалиме. Собеседники мои одобряли все, что я говорил им, и молитвенно желали мне успеха в предприятии моем.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

РИЖ Русский исторический журнал. Пг., 1917-1921 РИИР Редкие источники по истории России: Сб.: В 2 вып. М., 1977 РиЦ Революция и Церковь: Журн./Изд. НКЮ. М., 1919-1924 РЛ Русская литература. М., 1958-1998 РМ Русская мысль. М., 1880-1918. София и др., 1920-1940 РМГ Русская музыкальная газета. СПб., 1894-1917 Ровинский. Ровинский Д. А. Родосский. Словарь студентов СПбДА Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов СПбДА, 1814-1869 гг. СПб., 1907 Розанов. Устав Розанов В. Богослужебный устав Православной Восточной Церкви. М., 1902, 1998п Рос. Арх. Российская археология (с 2 за 1992 г., ранее - Советская археология) Рос. Виз. Российское византиноведение: Итоги и перспективы: Междунар. конф. к 100-летию ВВ и РАИК: Тез. докл. М., 1994 Россия в Св. земле Россия в Св. земле: Док-ты и мат-лы/Под ред. Н. Н. Лисового. М., 2000. 2 т. РПЦ в советское время Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Мат-лы и док-ты по истории отношений между гос-вом и Церковью/Сост.: Г. Штриккер. М., 1995. 2 кн. РПЦЗ, 1918-1968 Русская Православная Церковь за границей, 1918-1968 гг. Н.-Й., 1968. 2 т. РС Русская старина. СПб.; Пг., 1870-1918 РСв Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Чернигов, 1861-1865. 12 кн.; 18652. 3 кн. СПб., 18823. 3 кн. СПб., 2008п Рукописи Ватиканской б-ки Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с прил. Каз., 1885 РукСП Руководство для сельских пастырей. К., 1860-1917 Рункевич Рункевич С. Г. Русская Церковь в XIX в.//История Русской Церкви в XIX в./Под ред. А. П. Лопухина. СПб., 1901. Т. 2 Рус. архиереи-обновленцы Каталог русских архиереев-обновленцев: Материал для «Словаря рус. архиереев-обновленцев»//«Обновленческий» раскол. М., 2002. С. 607-981 Русские иерархи, 1893-1965 Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. Erlangen, 1979-1988. 6 т. Русские иерархи, 992-1892 Русские православные иерархи, 992-1892/Науч. ред.: Г. Г. Гуличкина. М., 2002-2004. 3 т. Т. 1: Аарон (Еропкин) - Иоаким, еп. Туровский. 2002; Т. 2: Иоанн (Авалиани) - Симеон, еп. Туровский. 2003; Т. 3: Симон (Лагов) - Ювеналий (Карюков). 2004 Русские писатели, 1800-1917 Русские писатели, 1800-1917: Биогр. словарь. М., Т. Руфин. Жизнь отцов Жизнь пустынных отцов/Творение пресвитера Руфина; пер.: свящ. М. И. Хитров. Серг. П., 1898, 1991р РФА Русский феодальный архив XIV - 1-й трети XVI в. М., 1986-1992. 5 вып.; 2008. [Вып. 6] РФВ Русский филологический вестник. Варшава, 1879-1915. Т. 1-74. М., 1916. Т. 75-76. Пг., 1917. Т. 77-78. М., 1994-. Т. 79-. РЧ Рождественские образовательные чтения: Сб. докл. Междунар. образоват. чт./РПУ. М., 1992-. СА Советские архивы. М., 1923-. (C 1992 - Отечественные архивы) Сабинин. Сабинин М.-Г. САИ Свод археологических источников/АН СССР. М., 1966-.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=17

В свое время большая часть страниц издания была куплена у Советской России 28 августа. ПРАВМИР. Старейшее издание Библии будет вывезено из Британской библиотеки, где постоянно находится, что случится второй раз в истории. С 1930 года часть рукописи хранится в Британской библиотеке и покидала ее всего раз – в 1933 году, тоже для показа в Британском музее, сообщает christiantoday. Эта рукопись известна как «Синайский кодекс». Она была  написана в середине IV столетия н.э., и первая дошедшая до наших дней полная версия Нового Завета. Рукопись написана по-гречески. Новый Завет излагается на койне, т.е. на древнем общегреческом языке. Ветхий Завет представлен версией, известной как Септуагинта, т.е. текстом, бытовавшим в среде ранних греко-язычных христиан. В рукописи Синайского Кодекса содержания Ветхого и Нового Завета подверглись серьезной переработке, текст испещрен множеством пометок ранних переписчиков, редакторов и корректоров. Своим названием Синайский кодекс обязан монастырю святой Екатерины на горе Синай, где рукопись хранилась в течение многих столетий. В целом его принято относить к IV в. н.э. Отдельные листы и фрагменты рукописи были в разное время (в 1844, 1853 и 1859 годах) вывезены из монастыря в Германию с целью их публикации. В 1933 году основная часть сохранившегося Синайского Кодекса (347 листов) была выкуплена у советского правительства. 43 листа принадлежат библиотеке университета Лейпцига. Отдельные части (6 листов) хранятся в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. 12 листов и 40 фрагментов все еще находятся в монастыре святой Екатерины – в июне 1975 году они были обнаружены монахами у северной стены монастыря. Значение Синайского Кодекса для реконструкции изначальных текстов христианской Библии, истории библейской традиции и общей истории книги чрезвычайно велико. Кроме Синайского кодекса, из этого времени до нас дошла лишь одна, почти полная рукопись христианской Библии – так называемый Ватиканский кодекс, хранящийся в библиотеке Ватикана в Риме.

http://pravmir.ru/stareyshaya-v-mire-bib...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОНАТ († ок. 387), св. (пам. 30 апр.), еп. Эврийский ((Эвройский), Эпир). Известны 2 греч. Жития Д. (BHG, N 2111-2112), их лат. переложение (BHL, N 2304, необоснованно приписываемое Анастасию Библиотекарю), а также краткое Житие, включенное в печатную апрельскую Ватиканскую Минею 1603 г. (BHG, N 2113). 26-я глава 7-й кн. «Церковной истории» Созомена почти полностью посвящена чудесам Д. Святой жил при имп. Феодосии (379-397) и в первую очередь известен как чудотворец. Одним из его чудес было избавление жителей мест. Сория (у Созомена - Хамегефиры) от страшного змея, отравлявшего источник пресной воды. По сообщению Синаксаря К-польской церкви (SynCP. P. 643-644), когда святой на осле приблизился к чудовищу, оно попыталось ударом хвоста сбить осла с ног, но Д. принялся стегать змея поводьями, и тот испустил дух. Жители окрестных деревень сожгли его, Д. первым выпил воды из источника. В изложении Созомена ( Sozom. Hist. eccl.//PG. 67. Col. 1497) эта же история представлена иначе: святой одолел чудовище, осенив его крестным знамением и плюнув ему в рот. Труп змея оказался настолько велик, что его пришлось тащить на 8 волах. Также сообщается и о др. чудесах, совершенных Д.: избавлении от засухи (святой обладал даром вызывать дождь и отыскивать источники), изгнании беса из имп. дочери, в благодарность за к-рое Феодосий дал Д. средства на постройку храма в Эпире. Однажды некий местный житель скончался, оставив своему кредитору долговую расписку, несмотря на то что долг был уплачен. Кредитор решил 2-й раз взыскать деньги уже с вдовы должника. Он препятствовал захоронению умершего, чем вызвал смятение во время похоронной процессии. Проходивший мимо Д. велел умершему подняться из гроба. Тот обличил кредитора в нечестности, порвал расписку и снова лег в гроб. Д. был погребен в церкви, построенной в его честь имп. Феодосием, а вся прилегающая к церкви округа получила название Доната. Перевод лат. Жития Д. (кон. V-VI в.) посвящен в рукописи некой рабе Божией Анастасии, из-за чего, вероятно, был по недоразумению приписан Анастасию Библиотекарю. Этот перевод послужил одним из источников легендарного Мученичества (кон. VI в., Рим) св. Доната , еп. г. Арреций, в одну из редакций Мученичества (BHL, N 2293) включен полностью.

http://pravenc.ru/text/178916.html

08.04.2024 15:23 Правмир Четвертая седмица Великого поста — о чем не забыть 08.04.2024 14:25 Телеканал " Культура " В Зарядье прозвучало «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова 05.04.2024 16:39 Московский Сретенский монастырь Пассия: история и особенности богослужения 05.04.2024 13:14 " Вестник Кипра " Арсос. Древняя церковь и музей 05.04.2024 12:33 " Иезуиты " Ватиканская обсерватория: ближе к пониманию Большого взрыва 03.04.2024 18:06 " Православие.ru " Русский патриот и грек от греков 03.04.2024 13:18 НГ – Религии Проект «православного пантюркизма» забуксовал 02.04.2024 17:21 Московский Сретенский монастырь Утраченные святыни. Церковь Алексия, человека Божия, в Страстном монастыре 02.04.2024 16:01 " Русская вера " История на дне водохранилища. Память преподобного Макария, Калязинского чудотворца Архив > > Репортажи В Музее им. Андрея Рублева показали новые фильмы о Древней Сирии «После иконы» не значит «вместо иконы» Как англиканская церковь в Лондоне стала Успенским собором Сурожской епархии Все » Интервью Монс.Франческо Браски: Амброзианская библиотека и ПСТГУ готовят новые 10 томов сочинений Амвросия Медиоланского Николай Шабуров: «Научный атеизм – такой же оксюморон, как научная религия» Епископ Хосе Луис Мумбьела Сьерра: «Будем создавать человечность вокруг себя» Все » Фотогалереи Выставка " Художественное наследие староверов Поморья " Выставка «Религиозная жизнь блокадного Ленинграда» Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» Все » Статьи Церковь Тютчевых в поселке Мосрентген Церковь в Быкове: соединение восточного и западного Церковь в Захарьине и ее настоятель – исследователь природы Все »   Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

174. ИННОКЕНТИЙ III Римские Папы. Список 174. ИННОКЕНТИЙ III. 1198— 1216. Лотарио Конти, граф Сеньи. Родился в Ананьи. Был назначен своим дядей Климентом III кардиналом-настоятелем церкви св. Сергия. Получил основательное философско-теологическое образование в Париже и юридическое — в Болонье. Написал морально-аскетический трактат под названием «О ничтожности человеческой судьбы». Был отличным администратором и ловким политиком. Его современник английский хронист Мэтью Пэрис отмечает, что Иннокентий был человеком неслыханно честолюбивым и надменным, с ненасытной жаждой богатства, готовым ради денег на любую сделку. Используя ослабление Германской империи, Иннокентий III сумел подчинить себе не только епископат, но и светских владык. Он стал сувереном значительных территорий в Европе: короли Скандинавии, Португалии, Арагонии и Англии, владыки Сербии и Болгарии признали ленную зависимость от него и платили ему большую дань. Другие государства платили Грош св. Петра и мирились с вмешательством папы в их государственные дела. Ни один папа не был столь щедр на анафемы и интердикты, как Иннокентий III. Ему помогал прекрасно организованный административный и фискальный аппарат. Штаб куриальных советников и легаты, разосланные во все страны Европы, контролировали выполнение папских постановлений. Когда он принял тиару, ему было около 38 лет. Он вмешивался во все дела, разрешал все сомнения и любые споры, с которыми обращались в апостольскую столицу как в апелляционную инстанцию. Ватиканские архивы хранят более 6000 посланий и булл с его подписью. В период его правления была разгромлена оппозиция альбигойцев (еретиков, действовавших на юге Франции), организован четвертый крестовый поход, в Византии создана Латинская империя, открыты университеты в Париже и Оксфорде; появились новые монашеские ордена, так называемые нищенствующие (в соответствии с уставами св. Франциска и св. Доминика), которые открыли новую эру в средневековом христианстве. В результате деятельности Иннокентия III апостольская столица, используя экономический прогресс и оживление торгового обмена между развивающимися городами Европы, превратилась в самого могущественного финансового магната Европы.

http://sedmitza.ru/lib/text/442430/

214. ЮЛИЙ II. 1503—1513. Собравшийся снова конклав отдал тиару Джулиано делла Ровере. Доказано, что последний подкупил значительную часть выборщиков. Но тремя годами позже папа делла Ровере, который в честь римского императора принял имя Юлий, строго осудил всякие попытки подкупа во время конклава. Джулиано делла Ровере родился в 1443 г. в Альбиссоле около Савоны. Вступил в орден францисканцев, где получил хорошее образование. Назначенный кардиналом своим дядей Сикстом IV, он энергично взялся за укрепление влияния своей семьи в папском государстве. Кардиналам-выборщикам он представился как поборник мира и независимости папства. В действительности же его понтификат был непрерывной чередой военных походов, в которых часто папа лично принимал участие, сражаясь неоднократно в первых шеренгах своей армии. Во время всех походов папской армии Юлий II приказывал нести перед собой дарохранительницу с облатками для причащения. Главными противниками Юлия были Венеция и Франция. В результате войн, которые вел Юлий, территория Папского государства была значительно расширена. Для защиты границ и привилегий Панского государства Юлий II создал швейцарскую гвардию, состоящую из добровольцев, жителей Швейцарии, неженатых и опытных в военном искусстве. Их красочную униформу проектировал Микеланджело. Стоящая ныне рядом с папой почетная стража является реликтом этого гарнизона, численность которого во времена Юлия была намного больше. Юлий II вошел в историю не только как один из наиболее воинственных пап, но и как щедрый (хотя и деспотичный) меценат искусства. В 1506 г. было начато строительство нового собора св. Петра в соответствии с планами архитектора Донато Браманте (1444 — 1514). В1512 г. были открыты для обозрения фрески в Сикстинской капелле, которые считаются вершиной творчества гениального Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Этот же художник был создателем незаконченного надгробия Юлия II и прекрасного купола, венчающего Ватиканский собор. В 1508—1512 гг. апартаменты Ватиканского папского дворца украшает еще один знаменитый художник, Рафаэль Санти (1483—1520). Юлий II, как и его предшественники, покровительствовал своим родственникам, назначая епископами и кардиналами членов рода делла Ровере и породненной с ним семьи Орсини. Тогда уже вошло в обычай, что самый близкий племянник папы (непот) получал кардинальскую шапку и занимал в римской курии должность папского наместника. Юлий II позаботился о том, чтобы его внебрачные дети (а их было несколько) заключили выгодные браки, которые принесли им богатство и почет и связали род делла Ровере со знатнейшими родами Европы. В 1512 г. папа созвал в Латеране XVIII Вселенский собор, который призван был обсудить реформу церкви. Это было вызвано единодушным требованием многих представителей тогдашнего западного христианства. Больной Юлий II не принимал участия в работе собора. Он умер 21 февраля 1513 г. Юлий II был первым папой, труп которого забальзамировали.

http://sedmitza.ru/lib/text/442574/

23 прелата будут возведены в кардинальское достоинство 18 октября 2007 г. 11:10 Папа Римский Бенедикт XVI назначил на 24 ноября консисторию, в ходе которой он возведет в кардинальское достоинство 23 прелата Римско-Католической Церкви. Об этом понтифик объявил 17 октября в ходе общей аудиенции на площади святого Петра. 18 новых кардиналов получат право на участие в конклаве, остальные 5 не станут выборщиками, поскольку они старше 80 лет. Среди тех, кому определено стать членами Священной Коллегии, 6 архиепископов — высокопоставленных сотрудников Римской Курии: это префект Конгрегации Церквей восточного обряда аргентинец Леонардо Сандри, губернатор города-государства Ватикан итальянец Джованни Лайоло, президент папского совета «Единое сердце» немец Пауль-Йозеф Кордес, архипресвитер Ватиканской базилики святого Петра итальянец Анджело Комастри, президент Папского совета по делам мирян поляк Станислав Рылко и архивариус и библиотекарь Святой Римской Церкви итальянец Раффаэле Фарина. В кардинальский сан будут также возведены пятеро прелатов, возглавляющих крупные европейские кафедры: архиепископ Парижский Андре Вен-Труа, архиепископ Барселонский Луис Мартинес Систаш, архиепископ Валенсийский Аугустин Грасиа-Гаско Висенте, архиепископ Генуэзский, президент Итальянской епископской конференции Анджело Баньяско и архиепископ города Арма (Ирландия) Шон Бэптист Бреди. Двое будущих кардиналов — американцы. Это архиепископ Джон Патрик Фоули, великий магистр Почетного ордена Святого Гроба Господня в Иерусалиме (в недавнем прошлом он возглавлял Папский совет по СМИ), и архиепископ Галвестона и Хьюстона Даниэль Ди Нардо. Латинскую Америку в Священной Коллегии будут представлять мексиканец Франсиско Роблес Ортега, архиепископ города Монтеррей, и бразилец Одилу Педру Шерер, архиепископ Сан-Паулу; Африку — сенегалец Теодор-Адриен Сарр, архиепископ Дакара, и кениец Джон Нджуэ, архиепископ Найроби; Азию — индиец Освальд Грасиас, архиепископ Бомбейский. Бенедикт XVI также назначил кардиналами пятерых человек, уже достигших 80-летнего возраста и, следовательно, не имеющих права участвовать в конклаве — выборах следующего Папы.

http://patriarchia.ru/db/text/310155.htm...

259. ИОАНН XXIII. 1958—1963. Анджело Джузеппе Ронкалли. Родился 25 ноября 1881 г. в Соттоиль-Монте в провинции Бергамо. Происходил из крестьянской семьи. Поступил в духовную семинарию в Бергамо. Теологическое образование получил в Риме, где в 1904 г. принял священнический сан. С 1905 г. выполнял функции секретаря епископа Бергамо — Радини-Тедески. Во время первой мировой войны был призван в армию, где служил сначала санитаром, а затем военным капелланом. С 1920 г. пребывал в Риме, где руководил папской миссионерской организацией. В 1935 г. выполнял функции апостольского делегата в Турции и Греции. В декабре 1944 г. его перевели в Париж на должность папского нунция. В 1953 г. Ронкалли получил кардинальскую шапку и архиепископство Венеции. После смерти Пия XII конклав в результате трехдневного совещания избрал папой семидесятисемилетнего кардинала Ронкалли. Его понтификат, длившийся неполных пять лет, оказался одним из наиболее значительных в истории современного католицизма. Спустя четыре месяца с момента вступления на трон св. Петра папа объявил о своем решении созвать в Ватикане двадцать первый из признанных римско-католической церковью вселенских соборов. Весь его понтификат был связан с этим важным событием, которое открыло новую эру в истории церкви. После почти четырехлетней подготовки 11 октября 1962 г. II Ватиканский собор был торжественно открыт папой Иоанном XXIII. Работа собора должна была сконцентрироваться вокруг двух важнейших пунктов папской программы: обновления церковной жизни, называемого Иоанном XXIII «аджорнаменто», и объединения с другими христианскими церквами. В день открытия собора присутствовало 2850 соборных отцов. Поделенные на различные комиссии, они приступили к дискуссии над главными проблемами, перед которыми оказалась церковь в середине XX в. Иоанн XXIII опубликовал несколько энциклик, среди которых следует особо упомянуть «Mater et Magistra» (15 мая 1961 г.), содержащую модифицированную интерпретацию социальной доктрины католицизма, а также «Pacem interris» (11 апреля 1963 г.), в которой папа обращался ко «всем людям доброй воли» с призывом о сохранении мира между народами земного шара и которую можно считать завещанием папы. Обе эти энциклики свидетельствовали о реалистическом и открытом подходе папы к проблемам, заботящим государства и общества в послевоенной действительности. Иоанн XXIII проявлял большую заинтересованность делами в Польше. 8 декабря 1962 г. на аудиенции польских епископов из западных земель папа произнес знаменательную фразу о «Западных землях, навечно возвращенных» польскому народу, что вызвало тогда протест со стороны некоторых германских кругов. Смерть «доброго пастыря», каким действительно являлся Иоанн XXIII, оплакивали во всем мире.

http://sedmitza.ru/lib/text/442709/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010