Твердый, благочестивый, митрополит Варлаам, строго корил Василия III за его приемы в борьбе с удельными князьями. Отдав, наконец, свой посох, он в 1522 году оставил митрополию и сослан был потом в Спасокаменный монастырь. Троицкий игумен Порфирий укорял Василия III за пленение кн. Василия Шемякина Путивльского, вопреки данному первым обещания: «Если ты приехал в храм Безначальные Троицы с тем, чтобы испросить себе прощение грехов, то будь наперед милосерд к гонимым без правды», говорил великому князю игумен Порфирий, подвергшийся за это изгнанию. А. Д. Нечволодов в своих прекрасных «Сказаниях о Русской Земле» говорит, что, когда Василий III особенно опалился на брата своего Юрия, то последний обратился к заступничеству святого Иосифа Волоколамского, дав слово не строить ков против государя. Преподобный Иосиф отправил в Москву двух старцев. Догадываясь о цели их приезда, Василий, не поздоровавшись с ними, сказал им сердито: «Зачем пришли, какое вам до меня дело?» На это один из старцев стал наставительно выговаривать ему, что Государю не подобает так выходить из себя, не разузнав наперед в чем дело, а следует разспросить хорошенько и выслушать с кротостью и смирением. Выслушав его наставление, Василий смутился, встал и сказал: «Ну, простите, старцы, я пошутил». Сняв шапку он поклонился им, спросил о здоровье игумена и, выслушав ходатайство их, простил брата. За развод с великой княгиней Соломонией (Сабуровой) и насильственный её постриг обличали Василия III инок Вассиан (в мире кн. Василий Патрикеев Косой) и преподобный Максим Грек , подвергшийся за это ссылке в Волокаламскую и Симоновскую обитель. «Ты мне, недостойному, даешь такое вопрошение, какого я нигде в священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя» – ответил в 1525 году Василию III инок Вассиан на его вопрос о возможности развода с супругой. Евангельскими и апостольскими правилами доказывал Вассиан неправильность намерения великого князя. Святой Максим Грек и в заточении не утратил «огнь ревности яже по Бозе» и юному Иоанну IV представил удивительные по полной безбоязненности «Главы поучительны к начальствующим правоверно». Он писал, что государю необходимее всего правда: «Ничтоже убо потребнейше и нужнейше правды благоверно царствующему на Земли». Как солнце согревает вселенную, так и «душа благовидная благоверного Царя, украшенная правдой и чистотой, украшает и согревает все ей подвластное».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Число насельников на протяжении XVI в. колебалось от неск. десятков до 150. Поскольку в 1568/69-1570/71 гг. скончалось 300 монахов, количество насельников в 1-ю пол. XVI в. превышало 100 ( Зимин. 1950. С. 21-22). В 1578/79 г. было 130 насельников, в 1598/99 г.- 97, в 1601 г.- 140, в 1603/04 г.- 110 монахов. Среди соборных старцев ведущую роль играли выходцы из вотчинников среднего достатка Волоцкого и соседних уездов. В XVI в. это были представители семей Ленковых (Герасим, Тихон, Феогност, Гурий (Руготин)), Полевых (Нил, Серапион, Симеон, Филофей, Герман), Ступишиных (Алексий, Трифон), Коровиных-Кутузовых (Иоасаф, Вассиан, Пафнутий), Мечёвых (Иов, Макарий), Толбузиных (Леонид), Плещеевых (Арсений, Феодосий), Ржевских (Арсений, Макарий, Тихон, Феодорит), Пушкиных (Вассиан, Феодосий), Ельчаниновых (Герман), Садыковых (Пимен), Ростопчиных (Зосима, Макарий). В 1-й пол. XVI в. заметное место в управлении И. В. м. занимали члены семьи Ленковых. Герасим (Ленков) в 1517-1559 гг. был соборным старцем, в 1522 г. возглавлял монастырь, в 1532 г. был казначеем, участвовал в неск. Соборах, в 1553 г. вел следствие по делу М. С. Башкина , в 1555 г. сопровождал на кафедру 1-го Казанского архиепископа св. Гурия. Феогност (Ленков) служил в 1531/32-1563/64 гг. соборным старцем, в 1531-1532 гг. вместе с Тихоном и Лукой (Ленковыми) надзирал за сосланным в обитель Вассианом (Патрикеевым) , в 1534/35 г. был казначеем. В 1525-1531 гг. Феогносту (Ленкову) был поручен надзор за прп. Максимом Греком . Со времени основания в И. В. м. переходили игумены и архимандриты из др. мон-рей (игумены из Саввина Сторожевского мон-ря Иоасаф и Каллист, архим. Кассиан из Симонова мон-ря, архим. Вассиан из тверского Вотмицкого мон-ря). Мн. представители духовенства принимали постриг в И. В. м., в т. ч. диаконы Вавила и Левкий Акишев, протопоп Симон Благовещенский, свящ. Андрей Симонов, архангельский ключарь Дионисий Фёдоров. В 1590-1596 гг. в И. В. м. проживал старец Мисаил Безнин, ранее бывший думным дворянином при царе Иоанне IV. В 1595/96 г., после конфликта с др. старцами, Безнин перешел в Троице-Сергиев мон-рь.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Иноки, уже поседелые, шатаются по мирским судилищам и ведут тяжбы с убогими людьми за долги, даваемые в лихву, или с соседями за межи сел и мест, тогда как апостол Павел укорял коринфян, людей мирских, а не иноков, за то, что они ведут между собой тяжбы, поучал их, что лучше было бы им самим сносить обиды и лишения, чем причинять обиды и лишения своим братьям. " Вы говорите, что благоверные князья дали вклады в монастыри ради спасения душ своих и памяти родителей и что, давши, сами они уже не могут взять обратно данное из рук Божиих. Но какая польза может быть благочестивым князьям, принесшим Богу дар, когда вы неправедно устраиваете их приношение: часть годовых сборов с ваших имений превращаете в деньги и отдаете в рост, а часть сберегаете для того, чтобы во времена скудости земных произведений продать по высокой цене? Сами богатеете, обжираетесь, а работающие вам крестьяне, братья ваши, живут в последней нищете, не в силах удовлетворить вас тягостной службой, изнемогают от лихвы вашей и изгоняются вами из сел ваших, нагие и избитые! Хорошее воздаяние даете вы благочестивым князьям, принесшим дар Богу! Хорошо исполняете вы заповедь Христову не заботиться об утреннем дне!.. " Иосиф написал очень строгий устав для своего монастыря и, во избежание того, чтобы монахов не обвиняли в занятиях мирскими делами, постановил, чтобы все управление и расправы над монастырскими подданными происходили не в самом монастыре. Вассиан, делая намек на это распоряжение, громит противника такими словами: " Отвергшись страха Божия и своего спасения, повелевают нещадно мучить и истязать неотдающих монастырские долги, только не внутри монастыря, а где-нибудь за стенами, перед воротами!.. По-ихнему казнить христианина вне монастыря не грех! О законоположитель! Или лучше назвать тебя -законопреступник! Если считаешь грехом внутри монастыря мучить братью свою, то и за монастырем также грех! Область Бога, почитаемого в монастыре, не ограждается местом. Все концы земли в руках Его. Откуда же взял ты власть нещадно мучить братий, а особенно неправедно? Какой же ты хороший хранитель евангельской заповеди и апостольских правил!..

http://sedmitza.ru/lib/text/435597/

общества (6% - из высшей аристократии, 16% - из мелких вотчинников), 9% насельников были из слуг мон-ря, по 4% монахов являлись выходцами из духовенства и крестьян, 2% до пострига принадлежали к торговому сословию, социальное положение 59% монахов неясно ( Dykstra. 2006. P. 122-123). Т. о., выходцы из дворянства и высшей аристократии составляли на протяжении XVI в. не менее 1/5 братии мон-ря и занимали ключевые посты в его управлении. Среди соборных старцев ведущую роль играли представители семей вотчинников среднего достатка из Волоцкого и соседних уездов. В XVI в. это были Ленковы (Герасим, Тихон, Феогност), Полевы (Нил, Серапион, Симеон, Филофей, Герман), Ступишины (Алексий, Трифон), Коровины-Кутузовы (Иоасаф, Вассиан, Пафнутий), Мечёвы (Иов, Макарий), Толбузин (Леонид), Плещеевы (Арсений, Феодосий), Ржевские (Арсений, Макарий, Тихон, Феодорит), Пушкины (Вассиан, Феодосий), Ельчаниновы (Герман), Садыковы (Пимен), Ростопчины (Зосима, Макарий) ( Зимин. 1977. С. 153-163). Иосифлянство как направление общественной мысли В качестве черт, характерных для позиции И., исследователи указывают: отстаивание церковного землевладения, мнение о необходимости смертной казни в отношении нераскаявшихся еретиков, представление о Божественной природе царской власти. По 2 первым пунктам шла полемика между И. и нестяжателями. В историографии оформилось 2 т. зр. на начало этой полемики. Н. А. Казакова, Ю. К. Бегунов, Н. В. Синицына относят начало полемики к спору между основателями иосифлянства и нестяжательства - преподобными Иосифом Волоцким и Нилом Сорским на Соборе 1503 г., а ее главной темой считают вопрос о праве монастырей владеть селами. По мнению, разделяемому Я. С. Лурье , Зиминым, Г. Н. Моисеевой и И. В. Курукиным, полемика началась не ранее 1508 г. в связи с вопросом о казнях еретиков (см. Жидовствующие ). Д. Островский и А. И. Плигузов считают, что письменная полемика была открыта не ранее 1511-1512 гг. князем-иноком Вассианом (Патрикеевым) , а спор о монастырских землях начался не ранее 1517 г.

http://pravenc.ru/text/673717.html

В 1515 году в монастырь был принудительно пострижен старец Вассиан Косой (Патрикеев). В 1610 году в Чудовом монастыре так же насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. А спустя два года там погиб от голода Патриарх Гермоген, ввергнутый в подклеть монастыря поляками. Он даже из заточения рассылал по всей Руси грамоты с призывом бороться за Отечество с врагами, был идейным вдохновителем русского ополчения. «Благословляю воинов на смерть за веру и на защиту Отечества», - говорил он польским интервентам, принуждавшим его благословить на русское царство польского королевича Владислава. В 1666 году в Чудовом монастыре Собором патриархов и епископов был низложен знаменитый Патриарх Московский Никон. Вселенские патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский сняли с него патриарший сан, клобук и панагию. «Возьмите жемчуг себе», - язвительно молвил Никон. В монастыре покоились мощи не только митрополита Алексия. Здесь были похоронены митрополиты московские Феодосий и Афанасий, последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон (умер в 1565 году), известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий - «муж многоученый, аще кто ни таков во времени сем, не только грамматики и риторики, но и философии и самыя теологии известный бысть испытатель и искуснейший разсудитель, и опасный протолковник еллинскаго, славянскаго и польскаго языков». В монастыре покоились представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И.И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы. В 1905 году в подклете Алексеевской церкви упокоился великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Иваном Каляевым. Останки великого князя были случайно обнаружены во время земляных работ в 1985 году, спустя десять лет их перенесли в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре. Во время Отечественной войны 1812 года Чудов монастырь был поруган и сильно пострадал - здесь находился штаб Наполеона. Архивные документы духовной консистории и Сената французы спустили в выгребные ямы. Мощи святителя Алексия были осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда архистратига Михаила устроили спальню для маршала Даву...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

В 1531 г. М. был привлечен к суду над прп. Максимом Греком и обвинен в самовольной правке священных текстов, носившей, по мнению судей, еретический характер. М. отвечал, что правил рукописи по указанию прп. Максима Грека и по настоянию старца Вассиана (Патрикеева) . Показания М. на суде содержат уникальное свидетельство о руководящей роли Вассиана в деятельности медоварцевской мастерской и о причастности самого великого князя к ее работам. М. сообщал судьям: «А велел… мне Максима во всем слушати, и писати, и заглаживати Васьян старец, как Максим велит. И аз… по их велению так и чинил, и блюлся есми… преслушати князя Васьяна старца, занеже был великой и временной человек у государя. И я так и государя великого князя не блюлся, как его блюлся и слушал» (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Изд. подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 107). Соборное осуждение предписывало отправить М. «на Коломну владыце Васьяну (см. Вассиан (Топорков) .- Н. С.) в двор держати в крепости в велицей неисходно» (Там же. С. 74-75). Последнее известие о М. относится к осени 1532 г. В Летописце (Син. 939) последняя переписанная им статья датирована 1532 г. Можно объяснить это тем, что либо приговор суда 1531 г. не был приведен в исполнение, или М. очень скоро вернулся из ссылки в Москву и приступил к прежним трудам, закончив переписку Летописца. Вероятно, вскоре после 1532 г. М. скончался. Лит.: Погорелов А. А. Б-ка Моск. синод. типографии. М., 1901. Ч. 1. Вып. 3. С. 96-128; Синицына Н. В. Книжный мастер Михаил Медоварцев//ДРИ: Рукописная книга. М., 1972. [Вып. 1]. С. 286-317; она же. Новые рукописи Михаила Медоварцева//Там же. М., 1974. Вып. 2. С. 145-149; Амосов А. А. Из истории кодекса сборника Д. 193 Архангельского собр. РО БАН СССР//Рукописные и редкие печатные книги в фондах Б-ки АН СССР. Л., 1976. С. 32-42; Лурье Я. С. Рассказ о боярине И. Д. Всеволжском в Медоварцевском летописце//ПКНО, 1977 г. М., 1977. С. 7-11; Дмитриева Р. П. Медоварцев Михаил//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 109-113 [Библиогр.]; Цыпкин Д. О. Сказание «О Молукитцкых островех» и Повесть о Лоретской Богоматери: (Из сборника БАН, Архангельское собр., Д. 193, XVI в.)//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 378-386; Каталог славяно-рус. рукоп. книг, хранящихся в РГАДА. М., 2014. Вып. 2. С. 272-282. 156; С. 640-642, 643, 649-651; Сиренов А. В. Летописцы в рукописях Михаила Медоварцева//ЛиХ: Новые исслед., 2013-2014. М.; СПб., 2015. С. 235-347.

http://pravenc.ru/text/2562770.html

Вассиан (Патрикеев) в процессе работы над Кормчей предпринял специальное исследование различных источников о Г., в результате к-рого пришел к выводу, что Г. участвовал в VI Вселенском Соборе (Каталог славяно-русских книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2005. Вып. 1. С. 287). Служба Г. впервые переведена не позднее 2-й пол. XI в., содержится под 24 нояб. уже в новгородских комплектах служебных Миней 90-х гг. XI в. (РГАДА. Тип. 381. 91, 1097 г.) и 1-й пол. XII в. (ГИМ. Син. 161); текст издан И. В. Ягичем. Во 2-й раз служба Г. переведена в 1-й пол. XIV в. в Болгарии или на Афоне и содержится под 23 нояб. в составе служебных Миней по Иерусалимскому уставу; рус. списки известны с 1-й пол. XV в. Посвящения Г. храмов на Руси и в правосл. слав. странах неизвестны. Лит.: Вздорнов Г. И. Роль слав. монастырских мастерских К-поля и Афона в развитии книгописания и худож. оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 180, 198. Прил. 17; Hannick Ch. Maximos Holobol in der kirchenslav. homiletischen Literatur. W., 1981. N 107. S. 146; Иванова К. «Западни» светци в състава на староизводните Чети-Минеи: (Предв. бележки)//Средновековна христ. Европа: Изток и Запад. София, 2002. 5. С. 354-355; Древности мон-рей Афона в России/Кат. выст. М., 2004. 3. 26. С. 198. А. А. Турилов Гимнография Согласно Типикону Великой ц . X-XI вв., память Г. приходится на 24 нояб. вместе с памятями нек-рых др. святых; богослужебное последование не приводится ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 112). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. указывает память Г. 23 нояб., относительно службы этого дня говорится, что на утрене читается житие святого (ГИМ. Син. 330, л. 99). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 61) память Г. отмечена под 24 нояб. (23 нояб.- память свт. Амфилохия Иконийского), без богослужебного последования. По Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 324-325), память Г. также празднуется 24 нояб. и приводится полное последование службы; память Г. соединена с памятью вмц. Екатерины (имеющей нек-рое преимущество) по типу вседневной службы с «Бог Господь» . В Иерусалимском уставе память Г. окончательно фиксируется под 23 нояб. (см., напр., принятый ныне в РПЦ Типикон: [Т. 1.] С. 280); последование Г. соединяется с последованием свт. Амфилохия Иконийского по типу службы 2 малых святых без знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/166517.html

Его оппонентами были святой преподобный Нил Сорский, святой преподобный Максим Грек и Вассиан Патрикеев. Св. Нил Сорский считал, что для Церкви оскорбительно владеть вотчинами, для монастырей это недопустимо, ведь монастырь это община людей, взявших на себя добровольную аскезу, подвиг воздержания. Монастырь являет собой результат подвигов всех иноков. Если монастырь станет владельцем вотчины, в каком-то смысле владельцем этой вотчины станет каждый инок. Св. Нил Сорский говорил, что это – надругательство над Церковью, что древние монахи, уходя в пустыни, основывали монастыри, не беря собой ни богатств, н и одежды, ни лишних вещей. Свое время они проводили в посте, молитве и именно этим собирали вокруг себя подвижников: так основывался каждый монастырь. Призывая к церковной бедности и личной аскезе, св. Нил Сорский позволял иногда уступать бренному телу: поддерживать его, не мучая его изнурительными постами. Он говорил, что тело – храм Божий (1 Кор. 6:19) и нуждается в такой поддержке, а главная задача поста – очищение своих мыслей. Преподобный Иосиф Волоцкий счел св. Нила Сорского ругателем святых подвижников, а также не очень благочестивым постником и воздержником. Для св. Максима Грека, который на западе слушал проповеди Савонаролы против роскоши и богатства, а потом был насельником Афонского Ватопедского монастыря, была недопустимой доктрина иосифлян. Кончилось это печально: Максима Грека осудили, и он провел долгие годы жизни в заточениях и ссылках. Одна из ссылок была в тот самый иосифлянский Волоцкий монастырь. Отметим, что все трое: и Иосиф Волоцкий, и Нил Сорский, и Максим Грек причислены к лику святых. Их расхождения, их непримиримость сегодня воспринимаются Церковью не как противостояние, а как правильные взгляды на разные стороны церковной жизни. Действительно, чтобы нести просвещение, образование и культуру монастырям нужны были немалые средства. Они нужны Церкви и сегодня: чтобы проводить благотворительную и милосердническую работу, заниматься реставрацией. Но при этом никто не призывает к личной роскоши монашествующих, клириков или отдельных мирян. Сегодня мы видим, как примирить эти два крайних взгляда. Даже при беглом взгляде видно, что это именно крайности, не всякая полнота истины.

http://religare.ru/2_84478_1_21.html

История русской церкви преосв. Макария т 6-й. Киевские Университетские известия 1865 г. Июль-октябрь и чтен. Общ истор и древн 1846 г. кн. 7.Сочинения преп. Максима изданы при Казанской академии. Братск. Сл.1876 г. 2, III 235–238. В 1518 году, по приглашению великого князя Василия Ивановича, прибыл в Москву ученый афонский инок, Максим грек . Целью его прибытия был пересмотр княжеской библиотеки и перевод некоторых книг. Но Максим обратил внимание и вообще на нашу церковную жизнь; он стал обличать современные нестроения, суеверия и распущенность. Пересмотрев библиотеку и покончив перевод сводной Толковой Псалтири, Максим, пользовавшийся расположением князя и любовию митрополита Варлаама, не был отпущен обратно на Афон, хотя и просил об этом. Ему дано было новое и трудное поручение, пересмотреть и исправить существующие богослуженые книги. Так как Максим мало знал по-русски, то ему дали двух толмачей: Дмитрия и Василия, с помощью которых он и принялся за исправление. Сначала он исправлял Триод, потом Часослов, Минею и Апостол. При рассмотрении этих книг Максим заметил важные погрешности, которые могли явиться только от намеренной порчи жидовствующими. В них Иисус Христос назван единым точию человеком, сотворенным и бесконечною смертию умершим. Были выражения, что Он создан и сотворен, замечены и другого рода погрешности: в Триоди воскресшая плоть Христова названа неописуемою. Как скоро стало известно, что Максим нашел в книгах погрешности и исправляет оныя, то сейчас и начал высказываться взгляд русских на букву богослуженых книг. Недовольные исправлениями стали говорить, что он «творит, тем велию досаду русским чудотворцам», которые по этим книгам угодили Богу. Толки пошли дальше, Максим – еретик, божественные книги растлевающий. И друзья Максима проводили тот же обрядоверный взгляд, только с обратной стороны. До Максима по тем книгам Бога хулили, а не славили. и только Максимом ныне познали Бога. Так говорил инок Вассиан Патрикеев. Пока жив был митрополит Валаам, дело ограничивалось толками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

К. Повесть о втором браке Василия III//ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 105-118; Тихомиров. С. 164-166), а также в великокняжеском летописании. Согласно офиц. памятникам, развод и постриг состоялся по инициативе вел. княгини «тягости ради и бездетства» (ПСРЛ. Т. 8. С. 271). Д. «молениа слез еа не презри, много моля о сем государя с всем священным сънмом, да повелит воли еа быти» ( Тихомиров. С. 164). Постриг, согласно повести, совершил игум. московского греческого во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря в Китай-городе (Николы Старого) Давид, духовный отец вел. княгини (Там же. С. 165). Однако имперский посол С. Герберштейн , бывший в 1526 г. в Москве, пишет о непосредственном участии в постриге вел. княгини митрополита ( Герберштейн. С. 87). В этой связи В. И. Жмакин отмечает: «Допустив незаконный развод, митрополит в то же время написал целых три слова о нерасторжимости брака. Этим самым он хотел показать пасомым, что допущенный им развод для великого князя есть исключение, сделанное в видах государственной пользы» ( Жмакин. Митр. Даниил. С. 140). По мнению А. И. Плигузова и Г. В. Семенченко, «митрополит не был заинтересован в расторжении брака Василия III с бездетной Соломонией и рождении наследника от новой жены, так как рассчитывал на передачу власти брату Василия Юрию Ивановичу, с которым Даниила связывала долгая дружба, и боялся номинального верховенства малолетнего сына Василия III, ибо он неизбежно стал бы прикрытием для противоборствующих боярских группировок» ( Герберштейн. С. 307. Коммент. 224; см. также: Плигузов, Семенченко. Вопрос о наследнике. 1989. С. 139-154). Освящение митр. Даниилом ц. Вознесения Господня в Коломенском. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV.232. Л. 939 об.) Освящение митр. Даниилом ц. Вознесения Господня в Коломенском. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV.232. Л. 939 об.) Против 2-го брака вел. князя были настроены мн. представители Церкви, в т. ч. Вассиан (Патрикеев) и прп. Максим Грек .

http://pravenc.ru/text/171216.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010