профессор Александр Семёнович Архангельский (24.07.1854–24.04.1926) История русской литературы профессор Александр Семёнович Архангельский Писатель, литературовед, педагог, филолог, профессор истории русской литературы в Казанском университете, член-корреспондент Императорской академии наук. Биография Родился 12 (24) июля 1854 года Его отец Семён Кузьмич Архангельский — окончивший курс в Горыгорецком земледельческом институте преподаватель Пензенской семинарии, позже ставший священником. Первоначальное образование получил в Пензенском духовном училище и Пензенской духовной семинарии, из пятого класса которой поступил на историко-филологический факультет Казанского университета. По окончании университетского курса в 1876 году, он некоторое время состоял преподавателем русской словесности Симбирской гимназии, но 30 мая 1878 года был избран профессорским стипендиатом и после сдачи магистерского экзамена в 1879 году был командирован для занятий в Москву и Санкт-Петербург. В мае 1882 года за исследование «Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси» (СПб., 1882) он получил в Казанском университете степень магистра русской словесности и был избран доцентом по кафедре русской словесности; 1 октября 1884 года возведён в звание экстраординарного профессора. Степень доктора истории русской литературы он получил в Санкт-Петербургском университете 28 мая 1890 года за работу «Творения отцов церкви в древнерусской письменности» и 26 ноября того же года был утверждён ординарным профессором. В 1894—1897 годах был в заграничной научной командировке. С 1907 года — заслуженный профессор. В мае 1908 года вышел в отставку из университета и с 1908 года состоял инспектором классов Санкт-Петербургского Елизаветинского института. А. С. Архангельский — действительный член Общества любителей российской словесности (с 20 ноября 1887); член-корреспондент Московского археологического общества (1888). С 1899 года был председателем Казанского общества любителей отечественной словесности. Также Архангельский принимал активное участие в создании Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Печатался в журнале А. А. Хованского «Филологические записки». Он был редактором Полного собрания сочинений Жуковского (СПб., 1902. Т. 1—12). Умер 24 апреля 1926 года в Москве; похоронен на Новодевичьем кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Arha...

И Вассиан снова отвечал: «Я не ведаю де – Иона чудотворец ли»? Вассиан мог говорить о Макарии, подразумевая духовную простоту. Макария выводят от прославившегося в боях бояр. Василия Кожи, рода бояр Кожиных (Оп. рус. историогр. II, 996, 1687). Вассиан против обвинения Иосифа возражал, что киевских и всех русских чудотворцев он чтит и называет их знаменоносцами (Прав. Соб. 1863, III, 204–205). Хотя мощи Макария были открыты в 1521 г., но повсеместное чествование его установлено только в 1547 г. (Барсуков, 340, Макарий, VI, 200, прим. 271). Может быть тут сказалось и чувство особенного почитания, какое питал к Макарию Иосиф Волоцкий (Сказ. о св. отцах. Лет. зан. Арх. ком., II, 89), наставник Даниила. Хотя почитание м. Ионы началось вскоре после смерти (П. С. Р. лет. тт. VI и VIII), но канонизован он был в 1547 г. (Барсуков, 270). В силу преобладания местного почитания святых до собора 1547 г., часто встречаются примеры недоверчивого и неуважительного отношения к ним, напр. архиеп. новгор. Сергия (москвитянин) к мощам Моисея новгород. (П. С. Р. л., III, 183–184), ряз. еп. Кассиана к мощам Димитрия Прилуцкого (Чт. в Общ. ист. 1847, 3, отд. 2-ой); архим. Илариона к мощам Ионы новгород., других к еп. новгор. Никите; Иова философа к Евфросину Псков.; рост. еп. Трифона к Феодору кн. ярослав. и сынов. его Давиду и Константину (Ключевский, Жития, 171, 421; И.Некрасов, Древн. рус. литер., Беседы Общ. любит. рос. слов. I, 48–49; Калугин, Зиновий Отенский , 65, 205, 206–210 и 212). Вассиан Патрикеев осуждал иосифлян за поспешную канонизацию (Прав. Соб. 1863, III, 190). Рассуждение летописца на эту тему (П. С. Р. лет., VI, 196) – весьма характерное в этом отношении и по мотивам почитания. Курбский пишет, будто вел. князь повелел блаж. Вассиана заточить в прегорчайшую темницу в Иосифом мон. и скорой смертью уморить и иноки будто бы уморили его (Сказ. I, 4), причем в монастыре он подвергался мучениям, почему и назвал его преподобным мучеником (предисл. к Твор. И.Дамаскина; Опис. рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Предлагая вниманию благочестивых читателей сию брошюру, мы буквально излагаем здесь, в последовательном порядке, то, что записано в рукописи и подтверждено вышесказанным дознанием. I. Явление схимонаха Вассиана и исцеление от болезни Мещанин гор. Алатыря, Симбирской губ. Петр Евдокимов Малыгин, 59 лет, иначе прозывавшийся Злобинский, бывший крестьянин селя Злобина, передает следующее: Достигнув совершеннолетия и будучи около 23 лет, он женился. На первом году супружества однажды, в гостях на именинах у родных, от утомления у него закружилась голова; началась рвота, и он принужден был уйти домой. Молодая жена, хватившись мужа своего и получивши ответ, что он ушел домой по нездоровью, тут же, следом, пошла за ним. Войдя в дом, она видит мужа своего распростертым на полу и бьющегося об него, а изо рта его шла пена. Не зная, что с ним случилось и чем ему помочь, она пришла в великий ужас. С тех пор открылись с мужем её припадки и, время от времени, все чаще и чаще умножались; в припадках этих он получал сильные ушибы, так что стали открываться на голове, руках и ногах большие раны. Тело его отекло и предалось заживо гниению, что продолжалось тридцать лет. Из оных 30 лет он был одержим около 15 лет бесом, которого называл «Алексей Патрикеевич». Не раз был схватываем припадком бешенства и на улице: например, когда шел мимо церкви, то иногда думал о чем-нибудь божественном; но вдруг является пред ним товарищ его «Алексей Патрикеевич», начиная над ним командовать, или играть в дудки, заставляя плясать его, и он, закрывая глаза, прыгал и падал без чувств на землю или в грязь. Избившись и измучившись, лежал много времени без сознания. Часто был полицией связываем, но никакие веревки не могли удержать его. Сила его была невообразима: он рвал веревки, как паутину, даже иногда восемь человек не в силах были держать и вязать его. В продолжение этих пятнадцати лет он не приобщался Св. Христовых Таин и не ходил в церковь , кроме дня Светлого Христова Воскресения, и то только на первый день.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В описаниях Пешношского мон-ря, изданных в XIX в., ничего не сообщается о могиле В., видимо, она была утрачена в Смутное время . Н. П. Барсов приписывал В. создание «Послания Сильвестра» к царю Иоанну Грозному. Ист.: СГГД. М., 1813. Ч. 1 (по указ.); ААЭ. Т. 1. С. 161; Невоструев К. И. Житие прп. Иосифа Волоколамского, сост. Саввою, еп. Крутицким. М., 1865; Троицкий Н. Царские жалованные и Патриаршие настольные грамоты, данные еп. Коломенским и Каширским//ЧОЛДП. 1882. Ч. 3. С. 242-244; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. М., 2000р (по указ.); Т. 8. С. 270; Т. 13. Ч. 1-2. СПб., 1904-1906 (по указ); Т. 34. М., 1978 (по указ.); Голубцов А. П. Мат-лы для истории древнерус. иконописи//БВ. 1910. 5. С. 182-195; Сочинения кн. Курбского//РИБ. Т. 31. СПб., 1914 (по указ.); Зимин А. А. Краткие летописцы XV-XVI вв.//ИА. 1950. Т. 5. С. 15-16; Кучкин В. А. Жалованная грамота 1538 г. на две слободки в Коломне//АЕ за 1959 г. М., 1960. С. 340-343; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960; Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 120; Повесть о болезни и смерти Василия III//БЛДР. СПб., 2000. Т. 10. С. 20-47; КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 28, 60; Города России в XVI в.: Материалы писцовых описаний. М., 2002. С. 66. Лит.: Калайдович К. Ф. Ист. описание муж. общежительного мон-ря св. чудотворца Николая, что на Песноши. М., 18803. С. 131-134; Барсов Н. [П. ] Об авторе «Послания к царю Ивану Васильевичу»//Сб. Археологического ин-та. СПб., 1880. Т. 4; Строев. Списки иерархов. С. 216, 816, 1030; Белокуров С. О б-ке моск. государей в XVI ст. М., 1898. Прил.; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977 (по указ.); Граля И. Иван Михайлов Висковатый. М., 1994 (по указ.); Древнерус. патерики: Киево-Печерский Патерик. Волоколамский Патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 322-324; Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - 1-й трети XVI вв. М., 2001. С. 214-216.

http://pravenc.ru/text/149883.html

Ранее, в 1514 г., по повелению В. была отреставрирована Владимирская икона Богоматери и было установлено 21 мая совершать с иконой крестный ход к Сретенскому мон-рю. В. был близок к нестяжателям . В 1515-1517 гг. по благословению митрополита Вассиан (Патрикеев) составлял новую редакцию Кормчей книги. Составителю предписывалось из Кормчей «ничего не выставливати» (РГАДА. Ф. 181. 1597. Л. 3), однако Вассиан привел в сборнике канонов свою т. зр. с осуждением церковных владений. В послании В. А. Челяднину прп. Иосиф Волоцкий сообщал о «поносных речах» в адрес волоколамских монахов, к-рые князь-инок высказывал в митрополичьих палатах (Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 227). Несомненно, митрополит знал и о письменных трудах Вассиана, направленных против прп. Иосифа. Разделявший взгляды Вассиана (Патрикеева) прп. Максим Грек по благословению В. в Москве перевел Толковую Псалтирь, затем по просьбе митрополита - отдельные отсутствовавшие в рус. книжности толкования на Апостол. Труды афонского монаха были рассмотрены Собором рус. архиереев во главе с митрополитом. В Москве В. освятил храмы: во имя свт. Леонтия Ростовского за р. Неглинной (12 сент. 1519) и Введения во храм Пресв. Богородицы на Сретенской ул. (21 нояб. 1519). Новгородская епархия при В. вдовствовала, и Новгородская летопись сообщает о построении храмов в Вел. Новгороде по благословению Первосвятителя (ПСРЛ. СПб., 1841. Т. 3. С. 247). По его благословению были выданы антиминсы для храмов обители, основанной прп. Ионой Клименецким . По распоряжению В. прп. Корнилий Комельский в 1514/15 г. построил в своем мон-ре большую Введенскую ц., затем ц. во имя Антония Египетского с трапезной. 27 янв. 1512 г. В. дал жалованную тарханно-несудимую грамоту архим. Спасо-Евфимиева мон-ря Кириллу на ц. свт. Василия Кесарийского в Гороховецкой вол. Нижегородского у. (Акты суздальского Спасо-Евфимьева мон-ря, 1506-1608 гг. М., 1998. С. 24-25. 7; РИБ. Т. 32. Ч. 1. 83. Стб. 139-140). Митрополит сделал вклад в Троице-Сергиев мон-рь - кодекс библейских книг ( Леонид (Кавелин), архим. Сведения о слав. рукописях, поступивших из книгохранилища Св. Троицкой Сергиевой лавры в б-ку Троицкой духовной семинарии в 1747 году. М., 1887. Вып. 2. С. 1).

http://pravenc.ru/text/154167.html

Тогда он при начале ночи св. Пасхи слышал слова от Алексея Патрикеевича: «Вот теперь, друг Петя, иди в церковь : я ничего не могу поделать с тобою, я сам теперь скован». И он каждый год в первый день св. Пасхи бывал у богослужения, а последние дни всего года даже трудно было ему слышать что-либо про божественное. Вот в таком-то плачевном и жалком виде текла его цветущая молодая жизнь. Благодаря своему прежнему капиталу, он долго лечился в больнице гор. Алатыря, не раз ездил в г. Казань, лежал в клинике, пролечивая большие деньги. Но, к сожалению, боль его не только не утихала, а все более и более усиливалась, – так что впоследствии даже знаменитые врачи совсем отказывались его лечить, видя, что нос у него проваливается, глаза еле держатся во лбу, даже один глаз совсем выкатывался, и со стороны докторов на помощь к выздоровлению не было никакой надежды. Но вот, в продолжение тридцатилетней болезни, в 1896 году, услыхав, что есть знаменитый доктор в гор. Самаре, он немедленно собирается туда. Накануне отъезда сходил к врачу гор. Алатыря забинтоваться. Врач, перевязав его раны, выкатившийся глаз забинтовал совсем, а другой заложил картонной бумагой, прорезав в ней небольшое отверстие для света. В это-то время Господь являет больному свою милость, посылая целителя угодника Своего на помощь страждущему, схимонаха Вассиана. Идя домой, больной за стеною женского монастыря, вдруг услыхал зов: «Петр Злобинский!» – как обыкновенно его прозывали. Всматриваясь в маленькое отверстие своим больным глазом, Злобинский увидал неизвестного человека, стоящего возле него, ростом небольшого, седоватого, в длинной монашеской одежде, который спросил: «Что ты так забинтован и давно ли?» – и, получив от больного полный ответ о его продолжительной болезни, явившийся монах обратился к больному со словами: «Если хочешь быть здоровым, то исполни, что велю. Знаешь ли, что есть в Троицком мужском монастыре пещера, где покоится тело схимонаха Вассиана; там служат о нем панихиды, и по молитвам его страждущие духом и телом но вере своей получают от Бога исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19 марта 1542 г. Д. участвовал в поставлении свт. Макария, архиеп. Новгородского, в митрополита Всероссийского (ПСРЛ. Т. 13. С. 142). (Как викарный архиерей Д., пребывая в Москве, мог участвовать в архиерейской хиротонии свт. Макария в 1526.) Последний по времени известный документ, связанный с Д.,- отпускная грамота, к-рую архиерей дал 29 дек. 1543 г. свящ. Косме, «Фотееву сыну», с правом перехода в др. епархию ( Антонов А. В., Маштафаров А. В. Об архиве Суздальского Покровского девичьего мон-ря XV - нач. XVII в.//РД. 2004. Вып. 10. С. 280). О вкладах Д. в храмы и мон-ри прямых сведений нет. Возможно, вкладом архиерея в Троице-Сергиев мон-рь является крюковой Стихирарь нач. XVI в. из собрания Троице-Сергиевой лавры с записью: «Сия книга, глаголемая Стихираль, владыки Дософея Сарьскаго и Подоньскаго» ( Арсений, иером., Иларий, иером. Описание славянских рукописей Б-ки ТСЛ. М., 1879. Ч. 2. С. 137). Во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря отмечены вклады рода Забелиных, датируемые 1533, 1537 и 1564 гг. (ВКТСМ. С. 67); возможно, это были родственники архиерея. Д. был погребен на Крутицах в крипте под храмом Воскресения Христова, в приделе Николая Чудотворца, как гласила об этом надпись на его несохранившейся надгробной плите ( [Леонид (Кавелин), иером.] Церковно-историческое исследование о древней области вятичей//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. Отд. 1. С. 68; Ратшин А. Полн. собр. ист. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 267). Изображения Д. имеются в миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., в частности в Шумиловском томе, Царственной книге (РНБ, ГИМ, см.: Лицевой летописный свод XVI в.: Методика опис. и изуч. разрозненного летописного комплекса. М., 2003. С. 169). Ист.: АИ. Т. 1. С. 201, 530. 290; ПСРЛ. Т. 8; Т. 13; Т. 30. С. 142; Т. 43 (по указ.); Дружинин В. Г. Несколько неизвестных лит. памятников из сб. XVI в.//ЛЗАК за 1908 г. СПб., 1909. Вып. 21. С. 66-67; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 286-287 [Судный список Вассиана (Патрикеева)]; Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки/Изд. подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 90, 106-114.

http://pravenc.ru/text/180333.html

3)Источниками наших богослужебных чинов были не одни только греческие книги, а и книги, употребляемые в православных славянских церквах, болгарских и сербских. Между тем редакции богослужебных чинов между этими церквами были не всегда одинаковы. Точно также и на востоке чины и уставы не везде были одинаковы. От этой причины и в наши славянские книги неизбежно входили разности в чинах. Для примера можно указать на чины крещения, вошедшия в последствии в потребники патриархов Филарета и Иосифа. Некоторые уставы и чиноноследования, появлявшиеся в рукописях и даже в печатных изданиях в России, во многом не согласовались с принятыми уставами и чинопоследованиями. Таковы чинопоследования, помещенные в книге преподобного Никона черногорца и у Симеона Солунского , таков устав о постах, вошедший в потребники, изданные при патриархах Филарете и Иосифе 5 4)Были в истории русской церкви обстоятельства. при которых книги портили намеренно, чтобы с большим удобством распространять неправославные мысли и превратные понятия. В конце XV и начале XVI столетия еретики жидовствующие, по выражению новгородского архиепископа Геннадия, испревращали псалмы Давида, и именно те места, которые имели пророчественный смысл относительно Мессии. Ученый друг преп. Максима грека . князь инок Вассиан Патрикеев свидетельствовал, что и некоторые монахи, вследствие возникшего спора о праве монастырей владеть вотчинами, из святых божественных книг выкрадывали св. отец писания и на то место вносили полезные себе свидетельства. Попытки книжного исправления Вследствие замечаемой неисправности богослужебных книг была сознаваема нужда в исправлении новых. Но при укоренившемся излишнем уважении к букве и обряду исправлять книги, т. е. производить перемены против принятого чтения, было делом необычайно трудным и для справщика опасным. Справщики легко могли быть заподозрены в еретичестве, в неуважении к русским святым, которые по этим книгам Богу угодили. Это и случилось с лучшими справщиками: преподобным Максимом греком , исправлявшим книги в начале XVI в. и преподобным Дионисием, архимандритом Троицко-Сергиевой лавры, занимавшимся исправлением в XVII веке, в период междупатриаршества. Преподобный Максим грек, как книжный справщик

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

В казнях еретиков он видел «ревность по православной вере и любовь к Господу Богу и Пречистой Богородице». Обязанность наказывать еретиков лежит, по его взгляду, на гражданской власти, но разыскивать их должны более всего представители церкви. Главный источник такой нетерпимости Иосифа кроется, конечно, в перенесенной на русскую почву из Византии церковной письменности, которая содержала в себе немало данных, освящавших собою религиозную нетерпимость. Но между современниками Иосифа находилось немало лиц, которые не считали справедливыми применение жестоких мер против еретиков. Самым решительным образом против Иосифа в этом вопросе выступило целое общество старцев Кирилло-белозерского монастыря и всех монастырей вологодских, носивших общее название заволжских монастырей. Душою всех этих старцев был преподобный Нил сорский , очень гуманно относившийся к еретикам. Самым замечательным и ближайшим учеником Нила был князь инок Вассиан Косой Патрикеев, который принял на себя деятельную роль проводника идей своего учителя. Между Иосифом волоцким и Вассианом Косым по вопросу об отношении к еретикам открылась горячая и любопытная литературная полемика, продолжавшаяся между их последователями и после смерти Иосифа и Вассиана. Иосиф волоцкий принимал деятельное участие во многих других современных ему общественных вопросах. Он был одним из членов собора 1503 года, происходившего в Москве, на котором обсуждался вопрос о земельных владениях монастырей. Присутствовавший на этом соборе преп. Нил сорский высказал мысль, что в видах возвышения нравственного состояния монашества, полезно было бы отобрать у монастырей земли и крестьян. Иосиф выступил на соборе противником мнения Нила и в защиту своего мнения представил множество канонических и исторических доказательств и разных практических соображений. «Аще у монастырей сел не будет», говорил между прочим преп. Иосиф на соборе, «как честному и благородному человеку постричися? И если не будет честных старцев, отколе взять на митрополию, или архиепископа и на всякия честныя власти? А коли не будет честных старцев и благородных, ино вере будет поколебание».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Д. принял участие в 2 Соборах, на к-рых был осужден прп. Максим Грек : в 1525 и 1531 гг. В 1525 г. вопросы прп. Максиму от имени митрополита задавал Крутицкий архиерей. На Соборе 1531 г. прп. Максим утверждал, что он исправлял рус. богослужебные книги с санкции митр. Варлаама и епископов, в т. ч. Д. Последний это категорически отрицал и выступил как главный обвинитель прп. Максима (задавал вопросы о книжном исправлении, о сомнениях афонского инока в святости нек-рых рус. подвижников, о высказывавшемся прп. Максимом неодобрении поставления Рус. митрополитов без благословения К-польского патриарха). На Соборе 1531 г. рассматривалось также дело Вассиана (Патрикеева) . Вассиан, как и прп. Максим, ссылался на митр. Варлаама и «освященный собор» архиереев, включая Д., к-рые благословили Вассиана составить новую редакцию Кормчей книги (в ней отразились воззрения составителя, выступавшего, в частности, против монастырского вотчиновладения). Д. отрицал, что давал благословение Вассиану на эту работу. 21 нояб. 1533 г. Д. вместе с митр. Даниилом и Коломенским еп. Вассианом посетил смертельно больного вел. кн. Василия III в подмосковном с. Воробьёве. Те же иерархи отпевали почившего государя 4 дек. в Архангельском соборе. В 1535 г. Д. участвовал в переложении мощей Московских святителей Петра и Алексия в новые раки, торжества возглавил митр. Даниил. В 1537 г., во время мятежа кн. Андрея Старицкого, к нему из Москвы был послан Д., который, судя по наказу, данному ему митрополитом, должен был склонить князя к приезду в Москву с обещанием безопасности или же наложить на него церковное прещение в случае его намерения бежать. 6 февр. 1539 г. Д. участвовал во введении на митрополичий двор игум. Троице-Сергиева мон-ря Иоасафа (Скрипицына), 9 февр.- в его хиротонии во митрополита всея Руси в Успенском соборе Кремля. В том же году в Оковецкой вол. около Ржева было явление чудотворной Ржевской Оковецкой иконы Божией Матери . По этому поводу митр. Иоасаф совещался с 3 архимандритами и 2 епископами, видимо находившимися тогда в Москве, в т. ч. с Д. ( Л[еонид (Кавелин)], а[рхим.]. Сказание о явлении иконы Пречистыя Богородицы Оковецкия (Ржевския)//РА. 1881. Кн. 2. С. 10). Затем икона была принесена для поклонения в Москву, на месте ее встречи позднее был построен храм, куда 29 нояб. совершался крестный ход.

http://pravenc.ru/text/180333.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010