Безмерный пост и пресыщение равным образом предосудительны... Но, - говорит Нил, -безмерный пост и безмерное воздержание приносят еще более вреда, чем ядение до сытости " . Заглядывая в человеческую душу, Нил понял, что исполнение внешних подвигов благочестия ведет к тщеславию, самому ненавистному для него греху. Весь монашеский подвиг у него сосредоточивается на " умном делании " , которое есть не что иное, как борьба с дурными помыслами, которых он насчитывает восемь (чревообъедение, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость). Сообразно с таким взглядом на значение иночества, Нил составил и свой устав скитского жития. В церкви было три способа иноческой жизни: общежитие, скитское житие и совершенное уединение. Общежитие господствовало во всех русских монастырях и довело до таких злоупотреблений, с которыми Нил не мог помириться. Уединенное житье годилось только для немногих. Напротив, тот, кто не вполне отрешился от всяких страстей, по мнению Нила, приобретает в уединении только злобу и воспитывает внутри себя пороки, которые тотчас проявятся наружу, как только отшельник войдет в общение с людьми. " Аспид ядовитый и лютый зверь, - говорил Нил, - укрывшись в пещере, остается все-таки лютым и вредным. Он никому не вредит, потому что некого кусать ему, но он не делается добронравным оттого, что в пустынном и безлюдном месте не допускают его делать зла: как только придет время, он тотчас выльет свой сокровенный яд и покажет свою злобу. Так и живущий в пустыне не гневается на людей, когда их нет, но злобу свою изливает над бездушными вещами: над тростью, зачем она толста или тонка, на тупое орудие, на кремень, нескоро дающий искру. Уединение требует ангельского жития, а неискусных убивает " . Третий род жития, скитский, состоял в том, что иноки поселялись вдвоем или втроем, питались и одевались от трудов собственных рук, каждый по своим заработкам, и друг друга поддерживали во внутренней борьбе и " умном делании " ; такой способ жизни Нил считал самым удобным для той цели, которую он видел в монашестве.

http://sedmitza.ru/lib/text/435597/

В связи с этой верой в силу личного убеждения следует поставить и общее Пересветову и Ермолаю-Еразму желание, чтобы царь лично прочел их писания. Об этом Пересветов просит царя в первой своей челобитной; об этом же просит Грозного Ермолай-Еразм в своем «Молении к царю». Вера в силу книжного слова была характерна в это время не только для представителей дворянской литературы. Однако эта вера имела свои оттенки в каждом из сословий. Представители церкви, обращавшиеся к государю со своими посланиями, надеялись в основном не только на силу своих доводов (как Пересветов и Ермолай-Еразм), но и на авторитет церкви. Митрополит Даниил самое свое слово считал как бы данным ему Богом: «даде нам Господь Бог от слова помощь». Представители же боярства редко предназначают свои сочинения непосредственно для царя. Они излагают свои взгляды не только для того, чтобы кого-то убедить, но и чтобы просто выразить свое негодование окружающими непорядками. Впоследствии Вассиан Патрикеев говорил, что его называли «дерзким языком». Он жаловался, изливал свои недовольства: «Что убо безмилостивно и спротивно святым Писанием сътворяю, аще о сицевых беседую с боголюбивыми князи, плачася и рыдая (выделено мною. –Д. Л.) церковное нестроение». Вера в книги была присуща и оппозиционному кружку, собиравшемуся вокруг приехавшего на Русь ученого-гуманиста Максима Грека . Участник кружка Берсень-Беклемишев спрашивал Максима, «как устроить государю землю свою, и как людей жаловати, и как митрополиту жити». Максим отвечал ему: «у вас книги и правила есть, – можете устроится» (выделено мною. – Д. Л.). Мировоззрение дворянских публицистов проникнуто максимально действенным началом. Это сказывается не только в обращениях к царю и воинству с «коня не сседати», «на инопленники ходити воевати», в призывах к коренным преобразованиям в социальной и государственной сфере, но и в общефилософских посылках всей их публицистической деятельности. В этом отношении особенное значение имеет учение Ивана Пересветова о превосходстве «правды» над «верою». «Правда» – это исполнение веры, это практика, действительность, справедливость, устроенная самими людьми, – волей государя в первую очередь. Одной веры, по представлениям Пересветова, недостаточно. Необходимо воплощение этой веры в «правде», то есть «истине-справедливости». Без «правды» вера не нужна. «Коли правды нтъ, ино то и всего нту»; «правда Богу сердечная радость»; «Бог не веру любит – правду»; «Бог любит правду лутчи всего» и т. д. Следовательно, только практическое осуществление добра есть ценность. Это резко противостоит лютеранским представлениям о примате над всем именно веры, которая одна якобы спасает человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1483 г. в Твери были обретены мощи свт. Арсения , еп. Тверского. По благословению В. состоялась местная канонизация святителя, инок Жёлтикова мон-ря Феодосий создал канон, стихиры и проложное житие новопрославленного святого. Исследователи признают В. наиболее вероятным адресатом послания прп. Иосифа Волоцкого о Св. Троице (до 1477-1479). Сочинение прп. Иосифа является ответом на послание к нему архим. Вассиана, в к-ром последний просит разъяснений «о таинстве Святыя Троица». Ошибочность мнения А. Х. Востокова о том, что В. был составителем Кормчей книги особой редакции, показал Я. С. Лурье , доказавший, что «Васиан старец князь», упоминаемый в рукописи Кормчей как ее составитель,- это не В., а Вассиан (Патрикеев) . В. упоминается в качестве одного из адресатов в отреченной грамоте Новгородского архиеп. Феофила (1481-1483), в грамоте Новгородского архиеп. Геннадия (Гонзова) в Москву к Собору епископов о немедленном принятии мер против новгородских еретиков (окт. 1490), в повольной грамоте последнего на поставление во митрополита Симона (сент. 1495). В. погребен в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Твери. Ист.: ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 323, 330-331; Т. 15. Вып. 1. М., 2000. Стб. 499-500; Т. 24. М., 2000. С. 196, 205, 207, 241; Т. 6. Вып. 2. М., 2001. Стб. 344, 353, 382; Т. 8. С. 219-220, 230; Т. 12. М., 2000. С. 189, 217-218, 224-225, 241, 246; Т. 13. С. 8; РИБ. Т. 6. СПб., 19082. 52. Ст. 447-448. Прим. 9, 109-110. Стб. 743-744, 746, 115. Стб. 778, 121. Стб. 834; Казакова Н. А. , Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955. С. 119-120, 305-309, 379, 472, 482; Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 139-144, 243-244. Лит.: Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 313, 594; Чередеев К. , прот. Биографии Тверских иерархов. Тверь, 1859. С. 52-55; Строев. Списки иерархов. Стб. 441; Первухин Г. П. О Тверских иерархах. Тверь, 1901. С. 55-59; Голубинский. Канонизация святых. С. 81; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - 1-й пол. XVI в. М., 1960. С. 181-183, 197-198; Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994. С. 360-361, 364; Лурье Я. С. Вассиан//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 117-118; Забелин Н. А. Некрополь Тверского собора Спасо-Преображения// Салимов А. М. Тверской Спасо-Преображенский собор. Тверь, 1994. С. 283.

http://pravenc.ru/text/149881.html

В виде прибавления к «Лествице» Иоанн написал другое небольшое сочинение: «К пастырю», где он рисует идеал настоятеля монастыря, который, – по изображению писателя, – должен быть пастырем, кормчим, врачом, учителем и образцом для подчиненных. Оба сочинения написаны по просьбе друга Иоанна, настоятеля Раифского монастыря, также Иоанна, который написал на «Лествицу» комментарий. Такие же комментарии писал впоследствии Илия, архиепископ Критский и др. Оба произведения И. Лествичника сделались любимыми книгами в монастырях. Особым уважением пользовалась «Лествица» и в славянских странах. Уже в X-XI вв. она была переведена на славянский язык в Болгарии. В XIV в. явился другой перевод в Сербии, сделанный под руководством митрополита Савватия. Обе эти редакции распространились и в России. Издания и литература Иезуитом Матфеем Радером изданы оба сочинения Иоанна с биографией в Париже, в 1633 г., а перепечатано это издание у Миня в LXXXVIII греч. томе, col. 583– 1248. Греческий текст издан монахом Софронием в Константинополе в 1883 г. На русском языке «Лествица» в первый раз была издала в Москве в 1647 г. В этом издании, переизданном раскольниками в Варшаве в 1785 г., помещены и толкования русского происхождения – Нила Сорского , Максима Грека и др. Новые переводы «Лествицы» изданы в Москве в 1785 г., в Спб. в 1812 и 1817 гг., в Киеве в 1823, 1836, 1862 и 1869 гг. и (Козельской пустынью) в Москве в 1862, 1869 и 1гг. Митроп. Филофей Лещинский издал «Лествицу» в своей переделке; это – так назыв. «Сибирский Лествичник». [Слово к пастырю издано особо в переводе с греч. при Моск. Дух. Академии, 1-е изд. Москва 1851 г., 4-е изд. 1894 г.] Подробное указание иностранной литературы см. у Крумбахера: Geschichte der Bysantinischen Litteratur (Munchen 1897), S. 143–144. Анализу аскетического значения «Лествицы» отведено несколько места у Zockler " а, Lehrstuck von den sieben Hauptsunden, Munchen 1893. S. 49–51, Enthusiasmus und Pussgewalt beim Griechischen Munchtum, Lpzg 1898, S. 1–80. 281 и др. Русская литература. Иером. Герман, Преп. И. Лествичник, Спб. 1854. Смирнов, в «Душеполезном Чтении» 1889 г. 3. «Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе ее окрестностях», Спб. 1860. Проф. А. С. Архангельский : Творения отцов церкви в древнерусской письменности в «Журнале Мин. Нар. Пр.» 1888 г. 8, в отд. II; Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, часть 1-ая (Сиб. 1882), стр. 160– 161. Горский и Невоструев. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиот. отд. IÏ пис. свв. отцев, ч. 2: пис. догм. (Москва 1859). Ср. «Православное Обозрение» 1860 г., ч. I, стр. 580. Проф. Н. И. Петров , О происхождении и составе слав.-русск. Пролога ч. I, стр. 185– 224.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

При посещении обители Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников, управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  архиепископ Солнечногорский Сергий , епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан , заместитель председателя совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Г. Гурьев и генеральный директор ПАО «ФосАгро» А.А. Гурьев. Кирилло-Белозерский (Кириллов) мужской монастырь расположен на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова Вологодской области. В XV-XVII веках он был одни из крупнейших и богатейших монастырей России, центром духовной жизни Русского Севера. Обитель возникла на волне основания новых монастырей в конце XIV и начале XV веков последователями прп. Сергия Радонежского. В 1397 году монах Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. Его спутник Ферапонт Белозерский впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь. Устав белозерских монастырей отличался особенной строгостью. Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления великого князя Василия III . В 1528 году этот правитель приехал в Кириллов монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного  — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму , первый русский царь, как и его отец, стал постриженником Кирилло-Белозерского монастыря. Как и другие северные монастыри, Кириллов служил местом заточения представителей знати. В разное время здесь пребывали опальный инок княжеского происхождения Вассиан (Патрикеев), бояре Михаил Воротынский, Иван Шуйский, Иван Мстиславский, Борис Морозов, великий князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын), Патриарх Никон и др.

http://patriarchia.ru/db/text/5222347.ht...

Из стен монастыря вышла целая плеяда подвижников и патриархов: преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Ферапонт Можайский. Еще были святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель Геронтий – тоже митрополит, и патриарх Иосиф… Кстати, Иона стал первым митрополитом, поставленным на Руси без Константинопольского патриарха. Случилось это в 1448 году. И конечно, нельзя не сказать, что из Симонова монастыря вышел первый патриарх Московский и всея Руси Иов. Примечательно, что некоторые насельники Симонова монастыря попали сюда по воле государя. Около 1510 года по прямому царскому указу в обитель был определен Василий Косой Патрикеев (в иночестве Вассиан) 1 . И конечно, здесь жил известный Максим Грек. Преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери, приказавшей идти на Белоозеро Первый в этом списке преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери. А чудо случилось так. Он стал архимандритом Симонова монастыря, но вскоре оставил настоятельство и затворился в келье. Однажды ночью за акафистом он и услышал голос Божией Матери: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там Я уготовала тебе место, где можно спастись». Симонов монастырь был одним из богатейших на Руси. До 1764 года он владел около 12 тысячами крестьян. К монастырю было приписано несколько мелких монастырей и пустыней. План Симонова монастыря Известно, что патриарх Филарет в 1624 году написал указную грамоту в Осташков Григорию Васильевичу Замыцкому: он требовал разрешить крестьянам Рожковской слободы, вотчины Симонова монастыря, ловить рыбу в озере Селигер. В документе говорится, что такая практика существовала и раньше, а оброк платился в приказ Большого дворца 2 . Ловля рыбы крестьянами Симонова монастыря в озере Селигер за оброк не устраивала осташковских (видимо, государевых) крестьян, поэтому симоновским крестьянам было запрещено ловить рыбу в озере 3 . Вот такой конфликт интересов случился четыре века назад. Еще в Симоновом монастыре собственную келью имел старший брат Петра Великого – Федор Алексеевич. А известный собиратель рукописей и русских древностей граф Алексей Мусин-Пушкин в 1795 году ходатайствовал перед Екатериной II, чтобы Симонов монастырь открыли после упразднения по случаю косившей население чумы. Так чумной изолятор вновь превратили в обитель.

http://pravoslavie.ru/94333.html

В своем (неизданном до сих пор) коротком сочинении " О мнихах кружающих " (т. е. шатающихся) Нил обличал тех бродяг, в виде монахов, которые всюду скитались и нагло надоедали домохозяевам своим попрошайством. Этим задевались вообще старцы, ходившие из монастырей за милостынею, и игумены, выпрашивавшие от сильных мира сего разных вкладов и даяний. Кроме того, Нил подавал повод к толкованию в худшую сторону его поступков и тем, что относился критически к разным житиям святых и выбрасывал из них то, что считал позднейшею прибавкою. Нил не отвечал своим врагам и скоро потом скончался (в 1508). Но за него вел ожесточенную письменную борьбу с Иосифом его ученик князь Патрикеев, инок Вассиан, бывший боярин Василий Иванович, постриженный насильно Иваном Васильевичем, прозванный Косым, внук сестры великого князя Василия Димитриевича. Находясь в Кирилло-Белозерском монастыре, он познакомился с Нилом и предался его учению. Великий князь Василий Иванович перевел его в Симонов монастырь и очень уважал его за ученость и нравственную жизнь. Вассиан оставил несколько любопытных сочинений, направленных против Иосифа и монашеских злоупотреблений своего времени, преимущественно против любостяжания. Верный основным взглядам своего наставника Нила, Вассиан за исходную точку зрения на монашеское благочестие принимает то правило, что для разумеющих истину благочестие познается не в церковном пении, не в быстром чтении, не в седальнях, тропарях и гласах, а в умилении молящихся, в изучении божественных пророков, евангелистов, апостолов, творений Святых отец и в согласном с учением Христа образом жизни. Обладание селами влечет монахов к порокам, противным духу евангельскому. " Входя в монастырь, - говорил он, - мы не перестаем всяким образом присваивать себе чужое имущество. Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностию, оскорбляем различными способами убогих братий наших, живущих в селах, налагаем на них лихву на лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязуем братий наших бичами или прогоняем их с женами и детьми из наших владений, а иногда предаем княжеской власти на конечное разорение.

http://sedmitza.ru/lib/text/435597/

Далее утверждается, что это право постоянно существовало в церкви от времен Константина Великого и что «на всех соборах св. отец запрещено святителем и монастырем недвижимых стяжаний церковных ни продати, ни отдати и великими клятвами о том утверждено». Далее цитируется широко распространенное греческое апокрифическое правило якобы Трулльского собора. Вождь партии иосифлян в своем «Просветителе» подробно аргументирует тот же тезис. Нет сомнения, что у отцов этого собора по рукам ходило анонимное сочинение: «Слово кратко противу тех, иже в вещи священные подвижные и неподвижные соборные церкви вступаются» («Чтения в Об. Ист. Др. Росс.», 1902 г., II, 2). Большинство приписывает это «Слово» сотруднику архиеп. Новгородского Геннадию, католику Вениамину Хорвату. А другие (Горск.-Невостр. и А.И. Соболевский) – Димитрию Герасимову. Известно и еще «Слово» на ту же тему не открывшего свое имя епископа: «О святых Божиих церквах и о возложенных (т. е. «анафемой» скрепленных) Божиих стяжаниях церковных и о восхищающих таковыя и насилующих». Эти имения, по автору, «на ино ни на что же не расточаются, разве на церковные и монастырские потребы, и на странныя, и на нищая, и плененная, и вредная (т. е. на «поврежденных», на калек) и елико сим подобная». Публицистика князя-инока Вассина Ни Паисий (Ярославов), ни Нил (Майков) Сорский не были общественными борцами, ни темпераментными публицистами. Но в восполнение их отшельнической пассивности явилась на сцену активная, властная фигура инока Вассиана. Это был родовитый князь Василий Иванович Патрикеев-Косой, близкий родственник семьи Ивана III. В династическом вопросе о наследовании престола, предоставленном Иваном III сыну гречанки Софии, Василию, будущему вел. кн. Василию Ивановичу, Патрикеев встал на сторону устраненного от наследования Димитрия Ивановича. Династический спор был кончен силой меча. Несколько лиц были казнены. Кн. Патрикеев был от казни избавлен через пострижение его в Кирилловом монастыре с именем Вассиана. Острота династического конфликта скоро улеглась. Как только по смерти Ивана III (1505 г.) вокняжился Василий III Иванович, так он вместо гнева приблизил В. Патрикеева к себе, как полезного советника, и вероятнее всего именно по вопросу о церковных вотчинах. Вассиан нащупал возможность подхода к этому вопросу путем научно-исторического его выяснения. Вассиан встал на позицию интересов великокняжеской власти и сокращения церковных имений. Памятником его агитации служат три трактата, в рукописном предании озаглавленные так:

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Для Вассиана, выходца из среды богатого и властолюбивого боярства, весьма своеобразным оказывается то обстоятельство, что в своей полемике он ставит и чисто социальные вопросы, а именно вопрос о положении монастырских крестьян. Таким образом, в крестьянском вопросе князь-инок Вассиан Патрикеев оказывается первым русским либералом. Он упрекает монашество, в первую очередь настоятелей монастырей и тех монахов, которые управляли монастырскими владениями, в том, что они пользуются трудом монастырских крестьян; он сравнивает богатую и легкую жизнь монахов с тяжким существованием крестьян, говорит об изнурительном ежедневном труде крестьян, их простой и скудной пище, о плохих жилищах, о бедности и задолженности монастырю, приводящей к закабалению крестьян 253 . Читая полемические сочинения Вассиана, мы видим, с какой энергией и увлеченностью отдавался он обсуждению этих вопросов. Чисто принципиальное обсуждение темы и бесстрастие аскетически опытных иноков, подобных Нилу Сорскому , не могли удовлетворить Вассиана. В сочинениях Вассиана мы ощущаем кипение его горячей боярской крови, страстность, непримиримость и гнев на противников-иосифлян; его язык остр, оценки его метки; он не отступает даже тогда, когда остается в одиночестве, когда видит, что его положение (о чем будет рассказано ниже) почти безнадежно. Из-за этого он нажил в Москве много врагов, вынесших ему суровый приговор; более того, его ожидала острая и отчасти несправедливая критика со стороны историков Церкви 254 . 2. Другие сочинения, направленные против монастырского землевладения В пору создания своих сочинений, между 1503 и 1517 гг., Вассиан остался бы почти одиноким борцом за свое дело, если бы его взгляды не вызывали определенного сочувствия у митрополита Варлаама и молчаливой поддержки со стороны великого князя. После 1517 г. Вассиан получает новую поддержку – обретает соратника в лице монаха Афонской горы, знаменитого Максима Грека . Этот иностранец, инок из Ватопедского монастыря на Афоне, совершенно случайно попавший в Москву, был замечательной личностью и крупной фигурой в истории Русской Церкви. «Преподобный Максим, – пишет Голубинский, – есть в нашей церковной истории лицо, с одной стороны, совершенно случайное, а с другой стороны, сколько знаменитое в ней самой, столько же важное и по отношению к ее науке» 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

На Афоне прожил три года преподобный Арсений, постриженик Лисицкой обители, долго странствовавший по северу России и живший на Валааме. Он основал скит на Коневском острове Ладожского озера, в 1398 году там была уже обитель, насельники которой жили по афонскому общежительному уставу 18 . Тверское княжество. Наряду с Новгородом тесные связи с Афоном имело и Тверское княжество. В начале XIV века Тверь с окрестностями насчитывала не менее 5 монастырей, а в Москве достоверно известно только о двух; первые тверские известия о появлении здесь образованных греков относятся к 1317 и 1323 гг., а в Москве они появились в 1344 году. Подобные примеры свидетельствуют об историческом старшинстве Тверского княжества 19 . Из русских монахов, внесших свой вклад в развитие афоно-русских связей, можно отметить тверского игумена Савву, основавшего в 1397 году Вишерский монастырь. Преподобный Савва Вишерский, побывавший на Афоне, вынес со Святой Горы «Правила», которыми впоследствии воспользовался для составления своей «Кормчей» Вассиан Патрикеев 20 . Известно, что инок-князь Вассиан был противником монастырского землевладения. В борьбе с иосифлянами, защитниками монастырских вотчин, Вассиан испросил разрешения у митрополита Варлаама на составление новой Кормчей книги. Для этого он воспользовался списками Кормчей Симоновского монастыря и Кормчей сербской редакции, вывезенной с Афона тверским игуменом Саввой. В 1432 году в Лавре святого Афанасия Афонского жил и работал монах Авраамий Русин, трудившийся там над перепиской нескольких житий святых, привезенных им впоследствии в Тверь в Саввино-Сретенский монастырь, причем в записи о вкладе он пишет, что сделал это при «книголюбивом Савве игумени» в 1437 году 21 . Следует отметить, что в первой половине XIV века новгородские и тверские княжества играли существенную роль в истории афоно-русских связей. В то время как большинство афонских рукописей поступало в новгородские и тверские монастыри, почти все константинопольские рукописи шли в Москву или в подмосковные монастыри. По мнению отечественного исследователя «ориентация Москвы на Константинополь получалась естественно, поскольку великие московские князья, стремившиеся взять на себя руководящую роль в политической и культурной жизни всей Северо-Восточной Руси, в международных отношениях логикой вещей вынуждены были искать и поддерживать контакты с аналогичными, главными политическими и культурными центрами» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010