Не всегда пострижение совершалось по воле постригаемого, порой правительство ссылало в монастыри политически нежелательных для него лиц и добивалось их пострижения, чтобы устранить их от всякого участия в светской и государственно-политической жизни. Уже известный нам князь-инок Вассиан Патрикеев принадлежал к числу таких опальных изгнанников. В северных монастырях, и особенно в Кирилло-Белозерском, многие монахи были выходцами из боярских семей. Такие пострижения совершались и во времена великого князя Ивана III (1462–1505), и при царе Иване IV (1533–1584) . После вступления в монастырь начинался испытательный срок — искус послушничества. Из отдельных фактов, о которых здесь уже говорилось, видно, что настоятели часто вынуждены были совершать чин пострижения над лицами, не прошедшими в монастыре искуса послушничества, так что в действительности с соблюдением всех требований устава постригались лишь те лица, которые вступали в монастырь по доброй воле и в юном возрасте. По образу подвижничества все монахи в Русской Церкви разделены на три степени: 1) рясофорные, 2) монахи малой схимы и 3) монахи великой схимы; проходить эти степени можно лишь последовательно. В соответствии с этими тремя степенями существует три чина пострижения. Вступившие в монастырь лица именуются послушниками. По окончании канонического срока послушничества они постригаются в рясофорные монахи (), причем совершается это пострижение без монашеских обетов. На них, однако, возлагается обязанность соблюдать монастырский устав с той же строгостью, с какой его блюдут монахи более высоких степеней; и хотя они не дают иноческих обетов, нравственно они связаны ими. Рясофорные монахи после совершения определенного обряда получают право носить рясу () и камилавку (). Новопостриженные иноки получают четки () — в русских монастырях они назывались лестовками — со 103 узлами. При совершении чина пострижения настоятель крестообразно постригает волосы на голове монаха и потом возлагает на него иноческое облачение. Послушникам, постриженным в рясофор, запрещается по собственной воле оставлять монашеское состояние .

http://sedmitza.ru/lib/text/436576/

«Нестяжание» прежде всего – один из трех монашеских обетов (наряду с послушанием и целомудрием – безбрачием), одна из составляющих в заповеди «отвержения мира». Апология «нестяжания» как отсутствия личной собственности инока (прежде всего в общежительных монастырях) встречается в сочинениях и преп. Иосифа Волоцкого , и митрополита Даниила. Что касается «нестяжания» применительно к монастырю как целому, как к социальному институту, то даже у самих «нестяжателей» оно было разным (у преп. Максима – иное, чем у старца Вассиана). В уже упомянутом первом, самом раннем сочинении (послании-«изложении» Василию III) преп. Максим еще не вмешивается напрямую в идеологический спор, который продолжался в первых десятилетиях XVI века, после Собора 1503 года, смерти преп. Нила (1508) и преп. Иосифа (1515). Называвший себя учеником и последователем преп. Нила старец Вассиан (в миру кн. В. И. Патрикеев) внес дополнительную струю – отсутствовавшие у Нила требования секуляризационного характера («яз великому князю у монастырей села велю отъимати») 650 . Вопрос о том, как быть с пожалованным монастырю селом, возник еще в конце XIV века, ответ на него давал митрополит Киприан 651 . На Соборе 1503 года обсуждался вопрос «о землях церковных, святительских, монастырских». Преп. Нил на этом Соборе заговорил о том, чтобы «у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормились рукоделием», то есть собственным трудом, «делом» своих рук. Его поддержали «пустынники белозерские». Традиционная точка зрения, защищавшаяся преп. Иосифом Волоцким , была подтверждена и обоснована Собором 652 . Речь шла о предпочтительности того или иного типа монастыря, но постепенно на первый план выдвигался «земельный вопрос» 653 . Противостояние последователей преп. Иосифа и преп. Нила первоначально не имело принципиального характера, их уставы – общежительный первого и скитский второго – вполне укладывались в русло двух древних сосуществующих аскетических традиций. Но вмешательство третьей силы – государственной власти – вывело вопрос из монашеской кельи на кафедру церковного Собора 1503 года. Полемика приобрела более острый характер в значительной степени из-за темпераментной натуры Вассиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

О нестяжателях. Есть такой замечательный памятник литературы того периода — «Письмо о нелюбках». Автор — явный иосифлянин, сторонник преподобного Иосифа Волоцкого (по мнению историков, автором является Досифей Топорков). Письмо сие явно тенденциозно, полностью ему доверять, я думаю, не следует, но кое-какие факты в нем отражены. И главный факт — то, что полемика нестяжателей началась именно с преподобного Нила Сорского, а вовсе не с его нелюбезного некоторым православным авторам ученика старца Вассиана Патрикеева. И никакие жидовствующие здесь ни при чем. Автор «Нелюбок» сообщает: «И егда совершися собор о вдовых попех и диаконах, и нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормили бы ся рукоделиием: а с ним пустынники Белозерские. И сие слышав Игумен Иосиф нача им вопреки глаголати, приводя на свидетельство святого преподобного Феодосия, общему житию начальника, и святого преподобного Афанасия Афонского и святых преподобных отец Антония и Феодосия Печерских чудотворцев, и иных многих монастырей, еже у них села. Таж и се глагола: аще у монастырей сел не будет, како честному и благородному человеку постричися? И аще не будет честных старцев, отколе взяти на Митрополию, или Архиепископа, или Епископа и на всякия честные власти? А коли не будет честных старцов и благородных, ино веры будет поколебание. То первая нелюбка!» Лично у меня большие сомнения вызывает аргументация преподобного Иосифа Волоцкого в этом памятнике. Сильно подозреваю, что автор «Нелюбок» приписал ему свои собственные мысли. Потому что строгий подвижник и выдающийся богослов того времени преподобный Иосиф наверняка в качестве аргументов привел что-то посущественней, чем заботу о «честных и благородных человеках», желающих постричься в монахи. Почему для того, чтобы вступить им на этот подвиг, их должны обеспечивать зависимые крестьяне? Кстати, по иронии, главным оппонентом преподобного Иосифа явился ученик преподобного Нила — Вассиан Патрикеев, бывший знатный и заслуженный воевода, князь из рода Гедиминовичей.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/09/ierei_...

Оно представлялось им «лучше царской державы», о нем говорили: «свет инокам ангелы, свет же мирянам иноки» 1464 ; а потому давался такой совет: «монастыри любите, то сыновья святых, пристанища сего света» 1465 . При взгляде на монастырь, как место покоя от мирской суеты, – он стал убежищем от неудач, бедствий и преследований. Князья и бояре искали в нем успокоения от неурядиц земских; физические и общественные бедствия заставляли идти туда ради покаяния в грехах, так как в то время на всякое бедствие смотрели, как на наказание свыше за грехи. И вот в 1237 году, во время осады Владимира татарами, в 1352 л 1426 гг. во время мора и язвы во Пскове, под влиянием бедствий, многие принимали монашество 1466 ; в 1510 г., после взятия Пскова, когда 300 семейств должны были переселиться в Москву, то «во граде мнози постригалися в черньцы, а жены в черницы и в монастыри поидоша, нехотяще в полон пойти от своего града во иные грады» 1467 . Если же принять во внимание обилие общественных бедствий в древней Руси 1468 , и связь их с мыслью о близкой кончине мира, то становится понятным, насколько эти обстоятельства способствовали развитию монастырской жизни. Для поступления в монашество, богатые считали долгом помогать бедным, так как при этом делались вклады. Князья, бояре и многие другие считали религиозной обязанностью постригаться перед смертью . Василий Иванович говорил митрополиту, что если его не допустят постричься, то чтобы на мертвого положили монашеское платье 1469 , и когда этому хотели воспрепятствовать окружающие, то м. Даниил сказал Воронцову: «не будет на тебе благословения ни в сей век, ни в будущий, хорош сосуд серебряный, а позлащенный лучше». За противодействие обету угрожали наказанием божиим 1470 . Для древне-русского религиозного человека переход от мирской жизни к монастырю не составлял особенной трудности. Ему запрещались гусли, песни и пляски; советовалось проводить время в «молитвах и славословии» 1471 ; пост мирян мало чем должен был отличаться от поста монахов 1472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

«Ответ кирилловских старцев» написан как произведение, принадлежащее коллективному автору. Однако идейное содержание памятника, используемые в нем аргументация и ирония (язвительный вопрос к Иосифу: почему он не последовал примеру епископа Льва Катанского) дают основание думать, что автором «Ответа» был Вассиан Патрикеев. Предположительная датировка «Ответа» – самый конец 1504 г., когда церковный собор, судивший еретиков, уже вынес им приговор, включающий смертные казни, но приговор еще не был приведен в исполнение. Текст «Ответа кирилловских старцев» издается по списку: РНБ, Софийское собр., 1489 второй половины XVI в.; дополнения и исправления сделаны по списку: ГИМ, Синодальное собр., 738 начала XVIII в. Послание старца Иосифа из собственного монастыря, что на Волоке, государю великому князю Василию Ивановичу о юрьевском архимандрите Касьяне и прочих еретиках, о том, что одно и то же – убить ли грешника либо еретика рукою или молитвой: потому как руками разбил скрижали Моисей, Илья-пророк четыреста жрецов заколол, Финеес пронзил родича, когда тот предавался блуду с мадианитянкой, а апостол Петр молитвой низверг Симона-волхва при цезаре Нероне, апостол Павел ослепил молитвой Елиму-волхва, Лев, епископ катанский, связал епитрахилью и сжег Илиодора-волхва, и пока Илиодор не сгорел, не вышел епископ из огня, а другого волхва, Исидора, тот же епископ сжег молитвою при византийском цесаре, – вот из-за каких доводов (что грешника или еретика молитвой ли убить, рукой ли – все одно) просим мы тебя, государя, о том, чтобы без остатка искоренил ты, государь, государским судом своим сорняк скверной ереси. Старцы из Кириллова монастыря, а с ними все заволжские старцы привели на это послание старца Иосифа от божественного Писания обратное – что нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших свое заблуждение еретиков Божья Церковь принимает в распростертые объятия: ради грешников облекся плотью Сын Божий, и пришел он погибших сыскать и спасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Относительно женщин давался такой совет: «блюдитесь и воззрения на лица женские, так как те и святых соблазнили, не беседуй с мужатицами (замужними), ибо не все жены имеют добрые нравы. Не хуля говорю то о женах, но блюдитесь дьявольской сети» 1473 . В другом старинном поучении, на вопрос: «что есть жена»? дается такой ответ: «сеть для прельщения людей, которая светлым лицом своим, высоко очами подмигивая, ногами играя, действиями побеждая, многих, уязвивши, низложила, поэтому красотой женской многие прельщаются и от нее любовь, как огонь, возгорается. Что есть жена? на святых обложница 1474 , покоище змиино, дьявольский увет, без увета болезнь, подгнетающая сковорода, спасаемых соблазн, безъисцельная злоба, купница бесовская» 1475 . Под влиянием подобных наставлений и понятий, сложилось мнение, что тот, кто «не имеет жены и вне мира пребывает, заповеди Господни исправить может; а с женою и с чадами живя, не может спастися " 1476 , поэтому бросали жен и детей без пристанища и шли в монастырь 1477 ; а из послания м. Фотия видно, что «жены от мужей стриглись тайно от черниц» 1478 . На жизнь смотрели с отрицательной стороны; о ней обыкновенно выражались: «вскоре житие минуется и все в нем временно и мечтательно» 1479 ; свет называли «суетным, мимтеокущим и многомятежным» 1480 . Мистическое настроение простиралось до того, что многие еще при жизни просили поминать их за упокой 1481 . Таким образом, пустыня сделалась «пустыней духовных желаний», предметом изображений 1482 и поэзии. Идеализация ее дышит крайним аскетизмом. В весьма распространенном «стихе об Иосафе царевиче», в уста его влагается длинная и поэтическая похвала пустыне, в которой читаем: Во тебе, матерь пустыня, Гнилая колода То сахарное мне будет яство, То мне райская пища; Во тебе, матерь пустыня, Болотная вода То медвяное мое пойло, То мне тихия прохлады! Разгуляюсь я, млад юнош Иосафий царевич, Во зеленой, во дубраве; Там есть частыя древа, Со мною будут думу думати, На древах есть мелкия листья, Со мною станут говорити, Прилетят птицы райския, Станут распевати, Меня будут потешати, Христа Бога прославляти! Тем не менее, переход от языческого быта к гражданственности, без участия аскетизма, как и на Западе в средние века, был бы невозможен 1483 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Первый исход избирают Иосиф Волоцкий и так называемые осифляне, второй – преп. Нил Сорский и так называемые заволжские нестяжатели, поскольку они были строго православны. С другой стороны, с развитием Московского государства, вопрос о церковных и монастырских вотчинах получит государственное значение: не хватало земель на испомещение служилого класса, а монастырские земли все росли, и испомещенные служилые страдали от ухода крестьян на льготные монастырские земли. Уступка Новгородом Иоанну ряда владычних и монастырских земель в 1478 г. не может считаться актом секуляризации в точном смысле; Иоанн «брал по праву завоевателя и в виде наказания провинившемуся духовенству» (преосв.Макарий). Но на Соборе 1503 г., с ведома великого князя, «начат старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням и кормились своим рукоделием». Это предложение общей секуляризации и смены «общежития» «скитским жительством» вызвало оживленные споры; в конце концов, уже после отъезда Нила, Собор представил великому князю ответ (по проекту Иосифа Волоцкого ), где заявлялось, что «святители и монастыри отдавать церковные стяжания не смеют и не благоволят», с ссылками на правила Кормчей книги, узаконившие землевладение и запрещавшие светской власти отнимать церковные имущества. Преп. Нил вскоре скончался, и его смерть погубила его дело. Его наследниками явились князь-инок Вассиан Косой Патрикеев и Максим Грек . Первый повел дело резко и заносчиво, рисуя злоупотребления монастырскими имениями в преувеличенно черных красках, толкуя по-своему, и неправильно, правила Кормчей книги и отзываясь пренебрежительно и о них, и о признанных Церковью святыми деятелях «стяжательных» монастырей («Это не правило, а кривило». «Господи, что это за чудотворцы? Сказывают, в Калязине Макар чудеса творит, а мужик был сельской»). Такими отзывами он дал повод сомневаться в своем православии и сопоставлять его полемику против монастырей осифлян с полемикой жидовствующих. Максим Грек был чужак, и его резкая критика русских книг, обрядов и нравов сделала его непопулярным.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

После июня 1511 г. В. был поставлен во игумена Мефодиева Пешношского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря , 21 мая 1522 г.- во игумена Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря . 2 апр. 1525 г. состоялась хиротония В. во епископа Коломенского, к-рую возглавил митр. Даниил . Тогда же (в апр.), будучи уже епископом, В. присутствовал на Соборе, на к-ром вместе с архим. московского Чудова мон-ря Ионой обвинил прп. Максима Грека и Силуана в произвольных переводах с греческого и искажении богослужебных текстов. 5 февр. 1531 г. В. вместе с др. иерархами и боярами подписал крестоцеловальную запись выходца из Великого княжества Литовского служилого кн. Ф. М. Мстиславского на верность вел. кн. Василию III Иоанновичу (СГГД. Ч. 1. 159). В том же году под надзор В. в Коломну был отправлен писец-каллиграф М. Я. Медоварцев , прежде трудившийся вместе с прп. Максимом Греком над исправлением церковнослав. книг, с наказом «держати в крепости в велицей неисходно» (Судные списки. С. 120). В мае 1531 г. В. и его брат Досифей не только поддержали на Соборе митр. Даниила против старца Вассиана (Патрикеева) , В. выступил по этому делу в качестве одного из главных свидетелей. Коломенский архиерей был доверенным человеком вел. кн. Василия III, особенно в последние годы его правления (кн. А. М. Курбский , враждебный В., называл последнего «великим похлебником» Василию III - РИБ. Т. 31. Стб. 221). В. вместе с митр. Даниилом содействовал разводу правителя с бездетной Соломонией Юрьевной Сабуровой (см. София Суздальская , прп.). 3 сент. 1532 г. митр. Даниил, архиеп. Кирилл Ростовский, епископы В. и Досифей Крутицкий вместе с «архимандриты, и игумены, и священными соборы» освящали ц. Вознесения Господня в великокняжеской резиденции в с. Коломенском, воздвигнутую в честь рождения наследника престола - буд. царя Иоанна IV Васильевича . В кон. нояб.- нач. дек. 1533 г., во время предсмертной болезни Василия III, В. в числе немногих имел право посещать вел. князя, обсуждал с ним его завещание и монашеский постриг. 3 дек. 1533 г. вместе с митр. Даниилом В. причащал и соборовал вел. князя, 4 дек. участвовал в его отпевании и погребении в Архангельском соборе Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/149883.html

Проф. А.С. Архангельский : «Преп. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси». Историко-литературный очерк. Ч. I (о Ниле). Спб. 1882. – Наиболее подробный и обстоятельный труд, которым главным образом и руководился автор. Проф. В.П. Шевырев: «Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь». М. 1850. Митр. Макарий: «История русской церкви», т. VI. Спб. 1874. В. Жмакин : «Митрополит Даниил и его сочинения». М. 1881. Две первые главы в книге – об истории направлений Иосифа Волоцкого и Нила Сорского . Проф. Н.И. Костомаров : «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», гл. XVI. Проф. А.С. Павлов : «Исторический очерк секуляризации церковных земель». Архиеп. Филарет: «Обзор русской духовной литературы» и «Жития святых». А.В. Горский: «Отношения иноков Кирилло-Белозерского и Иосифова-Волоколамского монастыря в XVI веке» (в «Прибавл. к твор. св. отцов», издававшихся при Моск. Дух. Академии, т. X, 1851 года). А. Правдин: «Преп. Нил Сорский и устав его скитской жизни» (в «Христианском Чтении», январь 1877 года). Дружинин В. и Дьяконов М.: «Беседа Сергия и Германа, валаамских чудотворцев». Спб. 1889. Иконников: «Русские общественные деятели XVI века» (в «Киевск. Университ. Известиях», 1866 г., 1–2). Иконников: «Опыт исследования культурного значения Византии». Киев, 1869. Проф. С.М. Соловьев : «История России», т. V. Панов: «Отношения иноков Кириллова и Иосифова монастырей» (в «Прибавл. к твор. св. отцов», ч. X, 506. Розанов: «Спор иосифлян с белозерскими старцами» (в «Страннике» за 1877 год, т. II, май). Архим. Иустин (впоследствии еп. рязанский): «Преподобный и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский, и устав его о скитской жизни». М. 1886. « Нила Сорскаго преподобнаго, перваго основателя скитскаго жития в России, духовныя наставления о скитском пустынножительстве». М. 1889, изд. Морозова. Ф. Успенский, акад., директор Константинопольского Археологического Института: «Очерки по истории византийской образованности в XIV веке». Радченко: «Церковно-религиозное движение в Болгарии пред турецким нашествием» (в «Киевск. Унив. Известиях»). – Последние две книги весьма важны для понимания настроения Нила Сорского .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/oc...

Прп. Даниил собирал средства на строительство П.-З. Д. м. разными путями. Во-первых, использовал наследство, доставшееся ему после кончины отца и ухода матери в мон-рь. Во-вторых, преподобный сумел привлечь крупные денежные пожертвования состоятельных жителей Переславльского посада, родители и родственники к-рых были похоронены в Божедомье и нуждались в поминовении. В-третьих, прп. Даниил получил значительные средства от местного купца Феодора, решившего постричься в новой обители и построить в ней для себя келью. Благодаря этим вкладам и был основан П.-З. Д. м. Тем не менее прп. Даниил не спешил стать игуменом новой обители. В первое время он продолжал проживать в Горицком мон-ре, поставив в Троицкую обитель игум. Иова. Основу монашеской братии составили местные жители и привлеченные со стороны представители духовенства, «жили они фактически на келлиотском уставе, занимаясь каждый своим делом» ( Будовниц. 1966. С. 338). В первые годы существования обители прп. Даниил пытался установить в ней правила жизни, характерные скорее для жития в скиту. Он, «наказуя игумена и братию по Бозе хранити чин монастырский и богоугодно подвизатися, кождо же их рукоделием пищу и одежду приобретая себе, сел же тогда не имяху, нищету же и скудость Бога ради терпяху». К сожалению, Житие прп. Даниила не сообщает, имел ли на него к.-л. влияние ближайший родственник бояр Челядниных старец Вассиан (Патрикеев) , к-рый после опалы приобрел большое влияние при дворе Московского вел. кн. Василия III Иоанновича . Подобные условия монашеской жизни не в дальнем заволжском ските, а вблизи богатого торгового великокняжеского города не устраивали основную часть иноков П.-З. Д. м., и они стали роптать. Прп. Даниил за счет собственных средств был вынужден улучшить жизнь в монастыре, чтобы прекратить недовольство монахов (РГБ. Ф. 304/I. 694. Л. 181-181 об.). После окончания строительства церквей и трапезной, когда обитель приобрела завершенный вид, прп. Даниил столкнулся с трудностями, связанными с расширением монастырских владений ( Будовниц.

http://pravenc.ru/text/2580004.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010