Наконец в изложении догматических воззрений Коммодиана у автора есть недостатки и не обусловленные его незнакомством с эпохой, а вкравшиеся по небрежности. Так, например, из приведённых слов Коммодиана он нередко выводит более, чем они дают (130, 131, 148 стр.). Часто в подтверждение своих выводов автор ссылается на такие мысли первоисточника, которые не имеют никакого отношения к его выводу (стр. 145–146). Иногда он навязывает поэту воззрения позднейшего времени (стр. 145), наконец, допускает некоторые неточности (стр. 179:194) и противоречия (стр. 175–194). Указанные недостатки изложения догматических воззрений Коммодиана касаются, впрочем, лишь частностей. В общем автор верно понял воззрения изучаемого им писателя, подробно изложил их, отметил все более крупные отличительные черты их. Над своей работой автор не мало потрудился. Он старательно прочёл свой источник – стихотворения Коммодиана, неправильность и искусственность языка которого делают его вообще трудным для понимания. Наконец автор познакомился почти со всей новейшей литературой о первом христианском поэте. При этом за некоторыми сочинениями он должен был обращаться в другие библиотеки или выписывать их на собственный счёт. —164— В виду всего этого г. Попова следует признать достойным степени кандидата богословия. Направление сочинения вполне безупречно“. 46 . Ординарного профессора Николая Каптерева о сочинении студента Преображенского Николая: „Инок Вассиан Косой, ученик преподобного Нила Сорского “: „Сочинение студента IV-ro курса Николая Преображенского – „Инок Вассиан Косой, ученик преподобного Нила Сорского “ – довольно большое по объёму, представляет из себя обстоятельную работу по данному вопросу. В нашей учёной литературе доселе нет специального исследования об иноке Вассиане Косом, –сочинение автора восполняет этот недостаток. Автор старается воспроизвести пред нами личность Вассиана сначала в качестве знаменитого князя Патрикеева, выдающегося и близкого к великому князю служилого человека, старается подметить тогдашние особые черты его характера, условия его развития и склада его воззрений. Затем автор переходит к подробному изложению жизни и деятельности князя Василия Патрикеева в качестве инока Вассиана Косого, в качестве ученика и последователя преподобного Нила Сорского . Он подробно излагает волновавшие тогдашнее общество вопросы: о монастырских имуществах, об отношении к еретикам и другие, причём выпукло очерчивает всех выдающихся борцов по этим вопросам, с особой тщательностью старается выяснить литературное и практически житейское значение, какое имел в этой борьбе Вассиан Косой. Автор обстоятельно характеризует литературно-полемические произведения Вассиана, показывает их сильные и слабые стороны, то значение, какое они имели для современников, выясняет причины столкновения Вассиана с митрополитом Даниилом, закончившегося судом над Вассианом и его заточением в Иосифов Волоколамский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не позднее 1511 года в полемику с прп. Иосифом вступил Вассиан (Патрикеев) , ставший " великим временным человеком " при дворе вел. кн. Василия III. Из Послания прп. Иосифа дворецкому В. А. Челяднину следует, что Вассиан составлял послания, в которых уподоблял Иосифа еретику Навату . Сочинением, в котором Иосиф сравнивался с еретиком Наватом, является «Слово на «Списание Иосифа»», где опровергаются аргументы 13-го Слова «Книги на новгородских еретиков» о необходимости казнить еретиков . Подробное опровержение взглядов Иосифа в связи с конфликтом по делу Новгородского архиеп. Серапиона содержится в «Ответе неизвестного» на послание прп. Иосифа И. И. Третьякову . Помимо главной темы - доказательства правоты Серапиона и неправоты волоцкого игумена там присутствует также осуждение монастырского землевладения и позиции прп. Иосифа в отношении наказания еретиков. По предположению Зимина, автором «Ответа неизвестного» мог быть Вассиан (Патрикеев) . В середине XVI века против точки зрения прп. Иосифа, касавшейся казни еретиков, выступил игум. Троице-Сергиева монастыря Артемий. Он критиковал «Книгу на новгородских еретиков», осуждал казни еретиков, отрицал действенность поминальных служб по закоренелым грешникам и другие установления, важные для иосифлян. Жесткая позиция прп. Иосифа в этом вопросе не была реализована иосифлянами, активно участвовавшими в судах над еретиками и своими противниками в середине XVI века. В 1553 году по поручению царя и митр. Макария розыск о ереси Матвея Башкина и др. проводили старцы Волоколамского монастыря Герасим (Ленков) и Филофей (Полев) ; Башкин был осужден на заточение в Волоколамском монастыре. В процессе суда в причастности к ереси Башкина был обвинен Артемий, который в январе 1554 году был осужден и сослан в Соловецкий монастырь. До 1557 года в ходе нескольких судебных процессов осуждению подверглись близкие к Артемию Иоасаф (Белобаев) , прп. Феодорит Кольский , чернец Иона, свящ. Аникей Киянский из Кириллова Новоезерского монастыря, а также изобличенный в еретичестве Феодосий Косой . Оставил свою кафедру близкий к нестяжателям Рязанский еп. Кассиан , «похуливший» на Соборе «Книгу на новгородских еретиков», в защиту которой выступили царь и митрополит.

http://drevo-info.ru/articles/13675437.h...

18 января 1506 года Вассиан (Санин) был хиротонисан во архиепископа Ростовского и Ярославского . Хиротонию в Москве возглавил митр. Симон . До отъезда в епархию новопоставленный архиерей обсуждал с митрополитом и вел. князем дела своей епархии, о чем свидетельствует настольная грамота, выданная архиеп. Вассианом в июле 1506 года Иоанну, настоятелю Кириллова Белозерского монастыря (в грамоте говорится о том, что Иоанн поставлен на игуменство «по слову великого князя»). При архиеп. Вассиане в Ростове шла постройка нового здания Успенского собора . Архиеп. Вассиан неоднократно приезжал в Москву, поддерживал прп. Иосифа , о чем известно из сочинений волоцкого игумена. В послании В. А. Челяднину прп. Иосиф писал о поношении в свой адрес со стороны Вассиана (Патрикеева) , добавляя при этом: " А та, господине, татратка ныне у архиепископа у Васиана " . В «Письме о нелюбках» говорится, что когда прп. Иосифу сообщили о еретичестве " у пустынников " в заволжских обителях, то он " послал ту грамоту к Ростовъскому архиепископу Васьяну, понежь в его архиепископьи. А в та времена Васьян архиепископ на Москве был. И Васьян архиепискуп ту грамоту подал великому князю " . После перехода Волоколамского монастыря под патронат вел. князя у прп. Иосифа возник конфликт с Новгородским архиеп. Серапионом , в епархии которого находился монастырь. Конфликт рассматривался на Соборе в 1509 году , лишившем сана Новгородского владыку; по повелению вел. князя Василия III и митр. Симона архиеп. Вассиан спрашивал архиеп. Серапиона о причине отлучения им игум. Иосифа. Житие свт. Серапиона объясняет его сведение с престола влиянием архиеп. Вассиана на митрополита, характеризуя его " легка умом и легчайша разумом " . Между тем прп. Иосиф свидетельствует, что помимо его брата в качестве главного обвинителя на Соборе против Новгородского владыки выступал игум. Нил . 8 июля 1509 года прп. Иосифу была дана разрешительная грамота, его брат был среди участников этого Собора. 3 августа 1511 года ростовский архиепископ возглавил интронизацию нового предстоятеля Русской Церкви - митр. Варлаама .

http://drevo-info.ru/articles/13674007.h...

Впрочем, Вассиан не безусловно отрицал законность церковной недвижимой собственности. Он желал восстановления первоначального ее назначения. «А соборным и мирским церквам, – говорит он, – церковные правила повелевают держать земли, но только не должны владеть ими ни епископ, ни попы. Все церковное богатство должен ведать эконом и выдавать из него, с разрешения епископа и священного собора, всему церковному клиру на что потребно, а также отсюда следует помогать нищим и убогим и на выкуп пленных. С этой целью христолюбцы и приносят соборным церквам свои имения и богатства. А инокам не следует обогащаться и земли держать, потому что они отреклись от всего, и это им чуждо» 1624 . Конечно, мысли Вассиана не могли нравиться духовной иерархии. Защитники иерархических интересов, как Иосиф Волоцкий , видели в них только дерзость, которая могла привести к запустению церквей и монастырей. Даже смерть одного из противников не примирила спорящих, обоюдно ссылающихся на завет христианской любви. В заключение своей полемики, Вассиан говорит: «Ох, что будет тебе, Иосифе, пред Христом в день судный и с твоими учениками. Ты не потребовал у нас даже прощения, оскорбляя и смущая нас в божиих заповедях, и сам нас не простил, отходя на путь вечный. Каждому по делам его!» 1625 . В рукописи, заключающей в себе полемические сочинения Вассиана, вслед за ними идут длинные выписки из Никона Черногорца, собранные в подтверждение его доводов. § XIV Но этим не ограничилась борьба Вассиана с иосифлянами. Он решился поставить этот вопрос на более прочную почву – каноническую. Теперь для него настали более благоприятные времена. С 1511 г. во главе церкви стоял уже митр. Варлаам, благосклонный к идеям Нила Сорского и к исправлению церковных книг и самому Вассиану, а потом и к прибывшему вскоре с Афона Максиму Греку . Вассиан получил от него разрешение на приведение в порядок Кормчей книги 1626 . С этой целью он воспользовался списками Кормчей, имевшимся в Симоновом мон., и Кормчей сербской редакции, принесенным с Афона иноком тверского Саввина мон. – Саввою. Поэтому в его списке отсутствуют русские церковно-юридические статьи (Владимира и Ярослава) и слова св. отец 165 на обидящих св. божия церкви и др., на которые всего более опирались защитники вотчинных прав монашества. Не нашли в ней места и греко-римские статьи («гражданские законы»), обыкновенно входившие в состав греческих Номоканонов и славянских Кормчих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Пользуясь близостью ко двору, Вассиан мог выступить с большей решительностью против Иосифа Волоц., о чем свидетельствуют дошедшие до нас три его слова на Иосифа, писанные еще при жизни последнего, основанные главным образом на Пандектах Никона Черногорца 1608 . Мало доступный, вел. кн. Василий Иванович, успел, однако, оценить Вассиана и позабыть выступление фамилии Патрикеевых против его прав. Таким образом, по поводу распри между Иосифом и Серапионом (бывш. новгор. архиеп.), служившей предметом разбирательства на соборе 1509 г., жалобу Иосифа на Ниловых пустынников вел. князь передал на рассмотрение Вассиана. «Я, – говорил вел. князь, – не находил еще такого собеседника, как ты для меня, ты подпора моей державе, умягчение сердца, утоление гнева, веселие моей беседы, обогащение души, ветер, рассеевающий мои скорби, наставник нелицемерный любви и братолюбия». Понятно, что вел. князь постарался обставить и жизнь Вассиана более удобно. Невольный постриженик при дворе, не мог не подчиниться требованиям жизни или приличия. А между тем впоследствии, Зиновий Отенский , хотя и ученик М.Грека, но защищавший взгляд собора 1504 г., столь резко выраженный в послании м. Симона вел. князю 1609 , обвиняет его в том, что он ел лучшие блюда, пил редкие вина (романею 1610 , бастр 1611 , мушкатель, рейнское белое, доставлявшиеся от княжеского стола) и пользовался разными удобствами и, в противоположность этому, дает изображение печальной и бедственной жизни обвиняемого им землевладельческого монашества 1612 . Уже во время переводной деятельности М.Грека Вассиан является полным распорядителем в этом деле. Впоследствии на суде один из сотрудников М.Грека, Медоварцев выражался о Вассиане так: «блюлся (опасался), господине, преслушать кн. Вассиана старца, потому что он был великой временной человек, у вел. князя ближний и я так государя не блюлся, как его я блюлся и слушал» 1613 . И в 1523 г. перед казанским походом, у духовной записи вел. князя, вместе с духовником последнего, сидел старец Вассиан, князь Иванов 1614 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

К новым чертам характера Вассиана можно только отнести его желчность и раздражительность, – черты совершенно естественные в человеке, испытавшем в своей жизни не мало превратностей судьбы. Вассиан не особенно долго оставался в Белозерской пустыни. Если прежде гордый и ревнивый охранитель боярских привилегий Вассиан Патрикеев был ненавистен властолюбивому Иоанну и подвергся даже его опале, то теперь, как инок, Вассиан вполне был для него безопасен. Еще менее причин быть недовольным Вассианом имел Василий Иоаннович, видевший в нем не опального боярина, а своего родственника, скромного Белозерского инока. На соборе 1503 г., рассуждавший о монастырских имуществах и других церковных предметах, приглашен, был преп. Нил Сорский . Под защитою этого последнего прибыл в Москву и Вассиан Косой 163 . Начало обсуждения вопроса об отношении к еретикам относится к собору 1490 г., где мнения по этому предмету разделились: одни требовали сожжения еретиков, тогда как другие предлагали против них только одни церковный кары, и последние, как известно, одержали верх. Время от 1490–1503 г. было временем переходным, которое подготовляло торжество православию в его борьбе с ересью. Открытый перевес в пользу православной стороны начался с 1503 г. После собора о церковных землях, на котором присутствовал и Иосиф Волоцкий , последний имел троекратное свидание с Иоанном III и сильно подействовал на престарелого князя: он убедил Иоанна в необходимости строгого преследования еретиков, хотя тот еще несколько и колебался сомнениями на счет законности подобных мер. По возвращении своем из Москвы Иосиф с новою энергию начал действовать в пользу окончательного истребления еретиков. С этою целью он написал послание к духовнику великого князя 164 и к сыну его великому князю Василию Иоанновичу, в последнем послании он формулировал свой односторонний взгляд на еретиков, требуя для них казней и розысков. Послание Иосифа Волоцкого к Василию Иоанновичу и положило собою начало литературной борьбе его с заволжскими старцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В этой связи был поднят вопрос о том, что Вассиан не признает святости «нынешних чудотворцев» - св. митр. Ионы и прп. Макария Калязинского. Вассиан этого не отрицал. Подтвердил это своими показаниями и прп. Максим Грек, к-рый привел слова Вассиана еще об одном святом - прп. Пафнутии Боровском, что тот не может быть чудотворцем, т. к. «села держал, и слуги имел, и денги и хлеб в люди давал, и росты на денги и на хлебы имал». Максим Грек, вызванный на Собор в связи с обсуждением вопроса о нестяжательстве, после приведенных ему свидетельств вынужден был признать, что мон-ри на Св. Горе получали земли от различных государей и продолжают ими владеть. На Соборе 1531 г. вновь был поднят вопрос о переводах прп. Максима с греческого, в к-рых были допущены серьезные смысловые искажения, что привело, по убеждению Д. и др. участников Собора, к появлению в рус. книгах еретических утверждений. Теперь обвиняемым по этому вопросу стал наряду с прп. Максимом Вассиан (Патрикеев). Соответствующие высказывания, сохранившиеся в сибирском экземпляре судных списков, показывают, почему справщицкая и переводческая деятельность прп. Максима Грека привлекла к себе такое внимание и вызвала такую острую реакцию. Наблюдения прп. Максима о наличии в рус. переводах многочисленных неверных чтений, вызванных ошибками переводчиков и писцов, оказали глубокое воздействие на Вассиана (Патрикеева), к-рый пришел к радикальным заключениям, что рус. переводы греч. книг недостоверны («лживы»), в т. ч. и переводы Кормчей («правил»), и потому неавторитетны. Одновременно Вассиан порицал епископов, к-рых это не заботит и к-рым лишь «надобно пиры и села искати». Реакцией на все эти утверждения стало обвинение Собором Максима Грека в «еретической порче» традиц. текстов. Аналогичные обвинения адресовались и Вассиану (Патрикееву), к-рый поддерживал действия Максима. В доказательство ложности позиций Максима и Вассиана им были зачитаны обширные выдержки из Писания и из сочинений отцов Церкви. Положение обвиняемых отягчало то обстоятельство, что Максим после Собора 1525 г. не признал справедливость выдвинутых против него обвинений.

http://pravenc.ru/text/171216.html

Человек гуманистического склада, Вассиан питал отвращение к инквизиторским притязаниям Иосифа. Он хорошо понимал, к чему могут привести идеи во-лоцкого игумена. В своих посланиях Вассиан упрекал Иосифа в лицемерии, жестокости, сребролюбии, в раболепном преклонении перед великим князем. Ученик заволжских пустынников, Вассиан с глубоким уважением относился к индивидуальной духовной жизни человека. Ему претил казарменный дух, насаждавшийся Иосифом в общежительных монастырях. Великий князь Василий Иванович долгое время увлекался проповедью нестяжателей, восхищался чистотой их религиозно-нравственного идеала. Он открыл им дорогу к вершинам иерархической власти. Летом 1511 г. на митрополичий престол был возведен убежденный нестяжатель Варлаам. Он долгое время жил в Кирилло-Белозерском монастыре, среди монахов которого широко распространены были нестяжательские воззрения. С 1506 г. Варлаам возглавлял Симонов монастырь, в котором позднее поселился Вассиан Патрикеев и куда для беседы с ним приезжал сам великий князь Василий Иванович. Взойдя на кафедру, Варлаам сместил ряд епископов-иосифлян, заменив их «своими», близкими к нестяжателям иерархами. Однако торжество нестяжателей было недолгим. Как и следовало ожидать, их погубила несговорчивость. Осенью 1521 г. Василий III решил расправиться с внуком мятежного Дмитрия Шемяки князем новгород-северским Василием Ивановичем Шемячичем. С этой целью предполагалось заманить Шемячича в Москву, на переговоры и здесь арестовать. Однако Шемячич соглашался приехать к Василию III лишь при том условии, что митрополит Варлаам гарантирует его безопасность. За полтора столетия до этих событий митрополит Алексей в схожей ситуации пошел на обман и дал Михаилу Тверскому «охранную грамоту». Варлаам оказался более разборчивым в средствах. Он отказался пойти на вероломство и в результате 17 декабря 1521 г. вынужден был сложить с себя митрополичий белый клобук. Вскоре Варлаам был сослан в Уединенный    Спасо-Каменный    монастырь,   находившийся далеко за Вологдой, на небольшом острове посреди Кубенского озера.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Сделалось не так, как говорил Вассиан, а так, как хотел князь и как одобрили «осифляне». Василий был осторожен и не мстил тотчас тем, на кого был недоволен; ему не хотелось, чтобы все видели и понимали, за что он мстит; в таком случае Василий откладывал мщение до возможности придраться к чему-нибудь другому. Уже Максим Грек был обвинен в порче книг и сослан в Волоколамский монастырь. Вассиан оставался пока в покое. Между тем, после своего второго брака, Василий окончательно стал на сторону «осифлян». Не имея долго детей от второй жены, великий князь беспрестанно ездил по монастырям, давал вклады и жаловал имения. Его расположение к партии «осифлян» еще больше увеличилось, когда беременность Елены приписана была чудотворной силе Пафнутия Боровского, у которого в монастыре Иосиф Волоцкий принял пострижение и где он был некоторое время преемником Пафнутия. Благодаря монашеским молитвам, Василий наконец получил то, чего так долго желал: у него родился сын Иван. Вскоре после того, в 1531 году, Вассиан был предан соборному суду под председательством его заклятого врага митрополита Даниила, одновременно со вторичным судом над Максимом Греком . Тогда ему пришлось поплатиться за все свои спорные писания, за все смелые речи, произнесенные десять или даже двадцать лет тому назад. И обвинителем и судьей Вассиана был Даниил, во всем угождавший мирскому властелину. «Ведома ли тебе, – сказал Даниил, – великая книга, священные правила апостольские и отеческие, и семи вселенских соборов, и поместных, и градских законов, к ним присоединенных. Этой книги никто не смел поколебать от седьмого собора до русского крещения, а в нашей русской земле эта книга больше пятисот лет содержит соборную церковь и все православное христианство просвещает и спасает; от равноапостольного Владимира до нынешнего царя Василия, она была непоколебима и неразрушена; все святые по тем правилам жили и спасались, и людей учили. А ты дерзнул: ты малую часть из этой книги, угодную твоему малоумию, написал, а иное все разметал. Ты не апостол, не святитель, не священник. Как смел ты дерзнуть на это?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В этой связи был поднят вопрос о том, что Вассиан не признает святости " нынешних чудотворцев " - св. митр. Ионы и прп. Макария Калязинского . Вассиан этого не отрицал. Подтвердил это своими показаниями и прп. Максим Грек, который привел слова Вассиана еще об одном святом - прп. Пафнутии Боровском , что тот не может быть чудотворцем, т. к. " села держал, и слуги имел, и денги и хлеб в люди давал, и росты на денги и на хлебы имал " . Максим Грек , вызванный на Собор в связи с обсуждением вопроса о нестяжательстве , после приведенных ему свидетельств вынужден был признать, что монастыри на Св. Горе получали земли от различных государей и продолжают ими владеть. На Соборе вновь был поднят вопрос о переводах прп. Максима с греческого, в которых были допущены серьезные смысловые искажения, что привело, по убеждению митр. Даниила и других участников Собора, к появлению в русских книгах еретических утверждений. Теперь обвиняемым по этому вопросу стал наряду с прп. Максимом Вассиан (Патрикеев) . Соответствующие высказывания, сохранившиеся в сибирском экземпляре судных списков, показывают, почему справщицкая и переводческая деятельность прп. Максима Грека привлекла к себе такое внимание и вызвала такую острую реакцию. Наблюдения прп. Максима о наличии в русских переводах многочисленных неверных чтений, вызванных ошибками переводчиков и писцов, оказали глубокое воздействие на Вассиана (Патрикеева), который пришел к радикальным заключениям, что русские переводы греческих книг недостоверны ( " лживы " ), в т. ч. и переводы Кормчей ( " правил " ), и потому неавторитетны. Одновременно Вассиан порицал епископов, которых это не заботит и которым лишь " надобно пиры и села искати " . Реакцией на все эти утверждения стало обвинение Собором Максима Грека в " еретической порче " традиционых текстов. Аналогичные обвинения адресовались и Вассиану (Патрикееву), который поддерживал действия Максима. В доказательство ложности позиций Максима и Вассиана им были зачитаны обширные выдержки из Писания и из сочинений отцов Церкви. Положение обвиняемых отягчало то обстоятельство, что Максим после Собора 1525 года не признал справедливость выдвинутых против него обвинений.

http://drevo-info.ru/articles/13677323.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010