Макария Калязин., нового чудотв.), 853 (там же; 26 мая обрет. мощей преп. Макария); V, 223, 86 (в 1656 г. властями Иверского м-ря принесено в дар архимандриту Калязина м-ря: отлас лазорев, дороги двоелишные, 10 золотых), 329, 120 (в 1658 г. послано 14 челов. монастыр. каменщиков для строения Ивер. м-ря); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1874 г., т. IV, вып. 2, известия, 82 (образ Спасителя в Борисоглеб. Новоторж. м-ре с изображ. преп. Макария, времен Иоанна Грозн.). 1272. Троицкий Мангазейский – Туруханский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Енисейской губ., в Туруханском крае, на прав. берегу р. Енисея, близ устья Нижней Тунгузки, 30 вер. выше гор. Туруханска, при селе Монастырском, лежащем в 1054 вер. от гор. Енисейска. Основан в 1660 г. иноком Тихоном. Здесь под спудом почивают мощи мученика Василия Мангазейского, принесенного сюда из Мангазеи в марте 1670 г. Князь Костров, “Туруханский м-рь», в “Москвитянине» на 1852 г., 8; “Ист. Росс. Иер.», V, 48; VI, 460; Ратшин, 98; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 173; “Опис. монаст.», 1817 г., 121; “Сибир. Вестн.», 1829 г., X, 336; “Зап. Сибир. Отд. Имп. Русс. Геогр. Общ.», IV, 124; “Акты историч.», V, 222 (Память 1693 г. Нерчин. воеводы кн. Матвея Гагарина в Троиц. мон. о праве владеть монгольским мальчиком по духовному завещанию прежнего его владельца козака Игнатьева); “Зап. И. Р. Геогр. Общ.», 1862 г., IV, 147 (Кривошапкин, “Енисей. окр.»); “Илиодор, игумен Турухан. Троицкого м-ря (1860 – 1865 г.)», брошюра в 15 стр., извлечено из Журн. “Странник», 1867 г., март; Толстой, “Книга глагол. оиис. о Росс. свят.», 174, 336; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 326, 10; “Дополн. к Акт. истор.», VIII, 48 (Акты 1679 г. о монастыр. землях; стр. 200 и 205, строитель черн. поп Тихон); “Временник Общ. ист. и древн.», 1849 г., Спасский, “Список с чертежа Сибир. земли», 29, примеч. 33 (кратк. история); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 431 душ. крест.); 1863 г., IV, смесь, 41 в примеч. (Челобит. митр. Филофея Лещинского 1702 г.); 1864 г., III, смесь, 39 (Ист. свед. об иконопис. в Сибири); 1867 г., II, Отд. 2, 304 (Матер. для ист. Сибири); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., 437 (инквизитор иеродиак. Арсений Иевлев взял взятку с архим. м-ря Лаврентия 150 руб. да разных товаров на 300 руб.); VI, 1726 г., 578 (донос монаха Дамаскина на архим. Лаврентия в краже монаст. денег); VII, 1727 г., 109 (архим. Лаврентий отрешен от должности); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1831 г., кн. 4, 95 (до 1764 г. владел Троицким солевар. заводом, построен. в 1641 г. и отданным м-рю по завещанию основателя), 106 (краткое свед. о м-ре).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Он говорит: «Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои. Не будите, яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе» (Пс. 31: 8–9). И внезапно наступает глубокий покой в моей смятенной душе… Пароход дает третий гудок и медленно отплывает… Я слежу за ним с тихой, радостной улыбкой, пока он не скрывается от взоров моих… Иди, иди – ты мне не нужен… Господь уготовал мне другой путь, не путь в грязной барже, а светлый, архиерейский путь!» с. 60.] Через три месяца Господь повелел отпустить владыку, послав ему маленькую варикозную язву голени с ярким воспалением кожи вокруг нее. Его обязаны были отпустить в Красноярск. Енисей замерз в хаотическом нагромождении огромных льдин. Санный путь по нему должен был установиться только в середине января… Только один из ссыльных – эсер Чудинов – был задержан при отходе последних пароходов и должен был ехать вместе со мной. К нему в ссылку приехала жена с десятилетней дочерью, которая внезапно умерла в Туруханске. «По Енисею возили только на нартах, но для меня крестьяне сделали крытый возок. Настал долгожданный день отъезда… Я должен был ехать мимо монастырской церкви, стоявшей на выезде из Туруханска, в которой я много проповедовал и иногда даже служил. У церкви меня встретил священник с крестом и большая толпа народа. Священник рассказал мне о необыкновенном событии. По окончании литургии в день моего отъезда вместе со старостой он потушил в церкви все свечи, но когда для проводов меня вошел в церковь, внезапно загорелась одна свеча в паникадиле, с минуту померцала и потухла. Так проводила меня любимая мною церковь, в которой под спудом лежали мощи святого мученика Василия Мангазейского. Тяжкий путь по Енисею был тем светлым путем архиерейским, о котором при отходе последнего парохода предсказал мне Сам Бог словами псалма 31-го: «Вразумлю тя и наставлю тя на путь, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои. Буду смотреть, как ты пойдешь этим путем, а ты не рвись на пароход, как конь или мул, не имеющий разума, которых надо направлять удилами или уздою».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Отношение Тобольского архиепископа Антония к Тобольскому губернатору, от 12-го Июля 1803-го года. «Превосходительный Господин! Милостивый Государь! Почтенное отношение ко мне ваше, от настоящего числа сего месяца, под 1831-м, с приложением отношений Новгородского митрополита и кавалера Амвросия прошедшего Мая от 15-го дня и господина внутреннего министра, сенатора и кавалера, графа Виктора Павловича Кочубея прошедшегоИюня от 13-го дня в копиях, касательно изнесения надгробия и образа Василия Мангазейского, а имел честь получить. Равномерно имею честь уведомить ваше превосходительство, что и мною от преосвященного митрополита Новгородского Амвросия получено отношение, минувшего Июня от 15-го дня, одного содержания с вашим и вышеписанными двумя копиями. В следствие чего я имею обязанность дать предписание Туруханскому игумену относительно к помянутому образу и надгробию, сообразное полученному повелению, ибо предположение преосвященного митрополита, высочайше Его Императорским Величеством утвержденное, не ограничено временем болезни, по целью имеет искоренение суеверия чрез временное снисхождение.-В протчем имею честь навсегда пребыть с истинным моим почитанием и усердием Вашего Превосходительства, Милостивого Государя, покорнейший слуга Антоний Архиепископ Тобольский. 1391. 1803-го года июля 12-го дня». Далее собственной рукой архиепископа Антония написано: «Игумену я предписываю взнести образ и надгробие, ежели народ не престает желать и просить того. Посему прошу Ваше Превосходительство предписать тамошней полиции, чтоб народ не впускала толпами в церковь , ежели нужно будет выставить икону и надгробие, а болезни сколько-нибудь еще надобно остерегаться; или если бы, что да отвратит Бог ! появилась какая болезнь» (Рукопись библиотеки Московской Духовной Академии, пожертвованная в библиотеку, если не ошибаемся, тем же г. Русановым, которым сообщено в Чтения отношение митр. Амвросия). XIV. Дело (не конченное) об открытии (не состоявшемся) мощей князя Михаила и княгинь Анастасии и Ксении Ярославских (ркп. Синодальной библиотеки 781) 652 I. Челобитная Ярославских посадских людей Иоасафу митрополиту Ростовскому и Ярославскому (1691–1701) с просьбою рассмотреть дело о новооткрывающихся чудотворцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Память святому Василию Мангазейскому совершалась первоначально 6/19 июля, в день явления из земных недр его мощей, 10/23 мая совершалось торжество перенесения мощей святого из Мангазеи в Туруханск, 22 марта/4 апреля является днем особого празднования памяти святого Василия Мангазейского, тезоименитого прославляемому в этот день Церковью священномученику Василию Анкирскому († IV b.). Симон, Юрьевецкий чудовторец, блаженный Блаженный Симон Юрьевецкий родился в селе Братском Костромской области в благочестивой семье крестьян Родиона и Марии Шитовых. Во святом крещении он был назван Симоном, в честь святого апостола Симона Зилота (память 10/23 мая). С юношеских лет Симон принял на себя особый подвиг юродства Христа ради и ушел из родительского дома в дремучие леса, около села Елнати. Однажды елнатские поселяне увидели в лесу человека, изможденного, в одной рубахе, босого, который назвал им только свое имя — Симон, о нем сообщили местному священнику Иосифу, и тот взял блаженного в свой дом. Святой Симон начал ходить по домам елнатских жителей и помогал им в исполнении самых трудных работ, но плату не брал. Несмотря на постоянные труды, он часть дня и ночи усердно молился, изнурял свое тело постом и любил посещать храм Божий. Зимой и летом он ходил только в льняной рубашке и босым, так что кожа его почернела, и спал на голом полу. Неразумные люди нередко жестоко били его. Блаженный кротко переносил все оскорбления и насмешки, и не платил злом за зло, но молился за обидчиков, а себя постоянно укорял и называл «глупцом» и «несытой гортанью». 15 лет жил в Елнати блаженный Симон, а потом перешел в город Юрьевец-Поволжский. Любимым местом пребывания его там были церковные паперти, где он возносил горячие молитвы Богу. Особенно часто святой приходил в Богоявленский монастырь, где на паперти усердно молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Подвиг полного самоотречения, который очистил душу его, был угоден Богу, и он еще при жизни получил дар прозрения: многое предвидел и предсказывал будущее во славу Божию для врачевания недугов и нравственного исправления ближних.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Пасмурный был и я из-за температуры. Сейчас занялся епархиальными делами и добираюсь до горы писем, чтобы хоть сколько-нибудь ответить. Виноват перед Петром Николаевичем, т. к. давно не смог ему ответить на его милое, доброе письмо. Спаси его Господи. Это раб Божий смиреннейший и богатый верой и умом человек. Милости Господни да сопутствуют ему в его добродетельной жизни. Моя воспитанница Наташенька пишет сейчас для Вас преподобного мученика Василия Мангазейского. Когда поеду, то привезу лично Вам. В Православном церковном календаре св. Василий отмечен 23 марта ст. ст. за 1947 год как преподобный. За нынешний, 1958 год он совершенно не упоминается. У Булгакова 223 упоминается как святой местно-чтимый в Сибири. Я полагаю, что Василий скорее святой мученик, т. к. его истязали и купец убил его связкой ключей в висок. Юноша был глубоко верующий и нравственный, так что если его считать преподобномучеником, то ошибки не будет, или просто мучеником. Юноша изображается и на коленях, а также есть изображение стоя, с разбитым лицом ключами. К иконе я приложу описание его жизни и святости по его мученической кончине и привезу Вам. А Вы, дорогой Владыка, имеете ли сведения о его житии? И что Вам известно? Моя дорогие чада духовные, о. иеродиакон Сергий и семья Карауловых просят Вашего святительского благословения и все мы – Ваших св. молитв. С сердечной братской любовью, преданный недостойный М. Нестор 5/VIII-58 г. 114 224 Епископу Афанасию (Сахарову) 4 ноября 1958 г. [г. Одесса] 22/Х Иконы Казанской Божией Матери св. равноап. Аверкия Ваше Преосвященство, дорогой, добрый друже и собрат во Христе Святитель Афанасий. Спаси Вас Господи за сердечное молитвенное поздравление в день, Божией Милостию, 42 года Архиерейской хиротонии моего недостоинства. Столько прослужил и ничего доброго и полезного не соделал, а грехами оброс, как ракушками. Но молитва Ваша и сердечность облегчают мое убожество. Знаю, что и 27/X-9/XI Вы помолитесь, и заранее благодарю. Так же я, Бог даст, служа Божественную литургию в Успенском монастыре, многажды раз с молитвой помяну Ваше святое имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

При владыке Симеоне в 1660 году основан на р. Тунгузке соловецким старцем Тихоном Троицкий монастырь, в который о. Тихон перенес из старой Мангазеи тело 19-летнего убиенного юноши Василия Мангазейского. (См. «Ир. Еп. В.» за 1864 г., «Источники русской агиологии» Н. Барсукова, стр. 87–88 и в «Страннике» за 1866 г. 12,стр. 104–112). Время святительства Симеона ознаменовалось с 14-го ноября 1654 года явлениями чудес и исцелений от Большого Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса в Тобольском Софийском соборе. После Симеона шестым архипастырем Сибири с 24-го июля 1664 года по 23-е декабря 1678 г. был Корнилий из архимандритов Новгородского Хутынского монастыря, возведенный 25-го мая 1668 г. патриархами Макарием Антиохийским и Иосафом Московским в сан первого митрополита Сибирского. 14-летнее правление владыки Корнилия ознаменовалось в 1667 году обращением в православие родственника китайского богдыхана тунгусского князя Гантимура со всею его семьею, а затем в 1672 г. – основанием в Иркутске Вознесенского мужского монастыря, который был построен схимонахом Герасимом, вскоре сделался передовым постом владычества православного просвещения и послужил впоследствии колыбелью духовного покорения дальневосточной окраины, благодаря вышедшим из него многим знаменитым дальневосточным миссионерам. Во дни святительства митрополита Корнилия в 1665 году совершилось в Тобольске празднуемое до сих пор с 8-го до 23-го июля великое чудо от сооруженного в 1636 году при архиепископе Нектарие образа Абалакской Божией Матери: при появлении образа мгновенно перестал многодневный дождь и воссияло солнце. Митрополиту Корнилию обязана Св. Русь образованием его знаменитого ученика Афанасия Любимова, который в сане архиепископа Архангельского прославился ученостью и ревностью к Православию. Седьмой архипастырь Сибири митрополит Павел из архимандритов Чудова монастыря управлял сибирскою паствою около 20-ти лет с 21-го июня 1678 года до 4-го января 1692 г. Он был основателем и покровителем каменного церковного строительства в Сибири, и при нем водворилось господство Православия далеко за Иркутском в Селенгинске благодаря устройству Троицкого монастыря и посольского Преображенского с училищами для инородцев и богадельнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Прошу принять на память это скромное приношение Вам, дорогой Владыка. Хочу успеть, пока ходят пароходы, побывать в местах, куда не доберешься в другое время года. Один путь из Новосибирска на теплоходе чрез Томск в Тогур. Второй путь очень дальний – от Красноярска по Енисею в Енисейск и др[гие] приходы. Там тоже не был архиерей. К Святейшему ранее осени не попаду. Погода в Новосибирске все лето дождливое, пасмурное. Пасмурный был и я из-за температуры. Сейчас занялся епархиальными делами и добираюсь до горы писем, чтобы хоть сколько-нибудь ответить. Виноват перед Петром Николаевичем 938 , т. к. давно не смог ему ответить на его милое, доброе письмо. Спаси его Господи. Это раб Божий смиреннейший и богатый верой и умом человек. Милости Господни да сопутствуют ему в его добродетельной жизни. Моя воспитанница Наташенька 939 пишет сейчас для Вас преподобного муч[еника] Василия Мангазейского. Когда поеду, то привезу лично Вам. В Православном церковном календаре св. Василий отмечен 23 марта ст. ст. за 1947 г. как преподобный. За нынешний 1958 г. он совершенно не упоминается. У Булгакова 940 упоминается как святой местночтимый в Сибири. Я полагаю, что Василий скорее св[ятой] мученик, т. к. его истязали и купец убил его связкой ключей в висок. Юноша был глубоко верующий и нравственный, так что если его считать преподобномученик, то ошибки не будет, или просто мучеником. Юноша изображается и на коленях, а также есть изображение стоя с разбитым лицом ключами. К иконе я приложу описание его жизни и святости по его мученической кончине и привезу Вам. А Вы, дорогой Владыка, имеете ли сведения о его житии? И что Вам известно? Моя дорогие чада духовные, о[тец] иерод[иакон] Сергий и семья Карауловых просят Вашего Святительского благословения и все мы – Ваших св[ятых] молитв. С сердечной братской любовью, преданный недостойный М[итрополит] Нестор. 5/VIII–58 г. Д. 34. Л. 94–95. Подлинник. Автограф. 31. 4 ноября 1958 г. 22/Х–58 г. Иконы Казанской Божией Матери, св[ятого] равноапостольного Аверкия

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Ряд православных образовательных инициатив был осуществлен при участии КГПУ им. В. П. Астафьева. Устроение выставок, связанных с историей и совр. состоянием православной жизни региона, осуществлялось при поддержке Гос. универсальной научной б-ки Красноярского края и Красноярского культурно-исторического музейного комплекса. Красноярскими архитекторами начато восстановление в крае традиций правосл. сибир. зодчества. С авг. 2001 г. стал выходить официальный печатный орган Красноярской епархии газ. «Православное слово Сибири» (ныне - печатный орган Красноярской митрополии); 13 янв. 2005 г. начал работу офиц. сайт епархии. Основные направления внебогослужебной деятельности курировались отделами ЕУ. К 2010 г. тюремное служение в 7 округах епархии осуществляли 37 клириков, в пенитенциарных учреждениях действовали 38 храмов, работали 12 сестричеств милосердия, в т. ч. при храме свт. Луки в КГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, 37 приходских социальных церковных учреждений и орг-ций и 23 больничные церкви; были созданы Ассоциация православных инвалидов во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого) и Об-во православных врачей России им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого); ежегодно проводилось обучение сестер милосердия с выдачей удостоверений гос. образца. Для помощи наркозависимым действовали консультационный кабинет, правосл. реабилитационный центр, центр социальной адаптации. Работали Братство трезвения в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», попечительский центр во имя св. мч. Василия Мангазейского. Молодежное служение осуществляли 5 правосл. гимназий и воскресных школ, 31 приходское и внецерковное православное объединение (молодежные клубы, евангельские кружки, художественные секции, хоры, правосл. театры, студенческие патриотические клубы, скаутские объединения и т. д.). Широкий общественный резонанс вызвали организованные епархией при поддержке руководства края просветительские и миссионерские программы, в ходе которых с 1994 г. проводились международные «Славянские чтения». В 2005 г. в Красноярске состоялись Дни культуры и духовности Сербии и Черногории. Мероприятие получило продолжение в последующих межславянских духовно-просветительских проектах. Периодически выходили буклеты, календари, альманахи: «Старое и новое», «Журнал Красноярской епархии», «Возрожденная епархия»; в 2008 г. опубликовано основанное на выявленных архивных источниках исследование по истории Красноярской епархии «Судьба Церкви - в судьбе храма». В рамках прошедших 12-15 окт. 2011 г. торжеств по случаю 150-летия епархии были подведены итоги полуторавековой деятельности и обсуждены перспективы развития епархии. 2011-2019 гг.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

Сибирь в числе бывших тогда митрополий получила четвертое место, а именно после Новогородской, Казанской и Астраханской 44 . В 1675 году, в январе, приезжал из Москвы в Тобольск Государев Стольник Алексей Петрович Салтыков, и, будучи в соборной церкви Софии Премудрости Божией, сказывал Преосвященнейшему Корнилию от Царя Алексия Михайловича Его Государское милостивое жалованье и призрительное слово Богомольцу своему. По выслушании сих слов, Митрополит со всем освященным собором отправлял молебствие о здравии и благоденствии Государя 45 . По вступлении Государя Феодора Адексиевича на престол, в следующем году, 23 февраля, приехал из Москвы Стольник Князь Тимофей Афан. Козловский привесть к вере за Великаго Государя. Воевода Боярин Петр Михайлович Салтыков с сыном своим Петром и товарищем Воеводою Иваном Федор. Пушкиным, Дьяки, Головы, дворяне, дети Боярские и всяких чинов служилые люди принимали присягу в соборе при Митрополите Корнилии. Обещание верной исповеди читал Знаменского монастыря Архимандрит Герасим, целовальную запись – Воевода Салтыков. После сего Митрополит со всем собором служил молебен и говорил титлу царского здравия 46 . По благословению Преосвященного Корнилия в 1670 году строитель Туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон перенес из города Мангазеи в свой монастырь мощи местночтимого Праведного Василия Мангазейского и поставил в церкви возле левого клироса 47 . В 1672 году основан Иркутский Вознесенский мужеский монастырь на берегу реки Ангары. В 1677 году, 29 мая, в продолжение одного часа, в Тобольске от молнии сгорели: на горе – город (укрепление), соборная церковь со всею утварью, Архиерейский дом, семь приходских церквей, гостиный двор и Приказ; под горою, в Знаменском монастыре – три церкви, келлии и ограда; а потому в следующем году построили на горе новый рубленый город о девяти башнях, а в десятой башне и стене – церковь Вознесения 48 . Чувствуя приближение смерти, в начале 1678 года Митрополит Корнилий принял схиму и 23 декабря скончался в Тобольском Знаменском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спустя много лет, Вера Мартиновна сожалела, что не пожелала встретиться с Владыкой Лукой в 1926 году, когда в Красноярске, возвращаясь из ссылки, он прислал ей приглашение зайти к нему. Отца Мартина впоследствии арестовали за неподчинение властям, которое выразилось в том, что священник отказался присутствовать при вскрытии мощей св. мч. Василия Мангазейского, почивавших в бывшем Туруханском монастыре. Отец Мартин претерпел двенадцать лет ссылки и лагерей. В 1936 году он написал дочери, что хотел бы приехать в Красноярск. Она к этому времени считала отца давно погибшим. " При встрече, - вспоминает Вера Мартиновна, - отец показал мне целую пачку почтовых квитанций. Владыка Лука, оказывается, все это время делал ему ежемесячные переводы по 30, а чаще по 50 рублей " . Умер о. Мартин Римша в 1941 году, в доме своей дочери. [ 34 ] В операционной у Владыки Луки, как и в Ташкенте, на тумбочке стояла икона, а возле нее зажженная лампада. Рассказывают, что перед операцией Владыка ставил йодом крест на теле больного. [ 35 ] Эта высылка была равносильна преднамеренному убийству. В разгар зимы, которая в этот год выдалась особенно жестокой, отправить на открытых санях за полторы тысячи верст человека, не имеющего теплой одежды, значило обречь его на неизбежную гибель. Председатель Туруханского краевого совета (красный партизан, герой гражданской войны Ф.И. Бабкин) , как коренной енисеец, хорошо это понимал. [ 36 ] Еврей из Белоруссии, эсер Розенфельд был принципиальным атеистом и материалистом. На этой почве у него с епископом не раз происходили горячие схватки. Но как только Розенфельд узнал о ссылке Войно-Ясенецкого, он принялся обходить дома своих товарищей-эсеров и собрал в конце концов целую охапку теплых лещей и даже немного денег. [ 37 ] Однажды в Плахине епископа Луку навестил А.К. Константинов, в прошлом почтовый и торговый чиновник, а в двадцатых годах - уполномоченный Московской конторы по заготовке пушнины. Через него начальник туруханской почтовой конторы, у которого Владыка Лука спас больного ребенка, передал ссыльному епископу корреспонденцию, нарушая строгий запрет властей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/910/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010