– Братцы, – громко и отчетливо обратился старый пастырь, – признаете ли вы свободу за всеми людьми? Если признаете свободу, чтобы не веровать, то признайте и свободу за теми, кто желает веровать. Не дозволяйте глумиться над неверующими, но не оскорбляйте и верующих. О чем угодно гражданском говорите и обсуждайте свободно, но не касайтесь Господа Бога и святыни. Совсем не касайтесь религии... – Верно, верно, – раздались по разным углам голоса. – А желаете узнать насчет религии, – продолжал пастырь, – спрашивайте тех, кто на это дело поставлен. Ведь насчет лекарства вы спрашиваете у доктора, насчет суда спрашиваете у адвоката, так насчет религии спрашивайте у пастырей. – Вы, стало быть, верующий и, видно, пастырь. Скажите, зачем обманывают нас мощами? Ведь это чучела, и только. – Отвечаю. Всем известно, что мощи, то есть нетленные тела святых угодников Божиих, находятся в наших монастырях, и особенно в Киевской лавре, по нескольку сот лет. Иные лежат семьсот лет, иные шестьсот, пятьсот и менее. К ним шли и ныне идут на поклонение люди всякого звания и состояния, простые и ученые. Шли тысячи народа, шли многие века. Скажите, неужели вы думаете, что при такой смене людей обман мог бы удержаться? Неужели никто бы до сих пор не изобличил его? Нет. Там действительно тела нетленные. В одном и том же месте погребены были многие люди, но обыкновенные люди все истлели, а в нетлении по воле Божией остались только святые угодники Божии. Прежде держали их закрытыми из благоговения, не было нужды открывать. Теперь же в пещерах Киевской лавры целый десяток святых мощей открыты для уверения сомневающихся. Я и со мною множество пришлых богомольцев видели это. – А что вы скажете на то, что между вашими святыми все князья, княгини да архиереи, а нет серого люда? Небось, одинаково царствие земное и Царствие Небесное не для них. – Отвечаю вам и на это. Скажите, кто из находящихся в нашем вагоне едет в Екатеринбург, в Челябу, в губернии Тобольскую, Томскую? – Я еду, я, – раздались голоса. – Вы, конечно, слышали про город Верхотурье, а может быть, и сами там бывали. В Верхотурье есть мужской монастырь, а в нем почивает праведный Симеон. Скажите, кто был Симеон? Зимой он ходил по домам и шил шубы людям, а летом ловил рыбу в Туре и тем кормился. Был портной и рыболов. Какой же он князь или архиерей? Это там все знают. А в Енисейской губернии, в городе Туруханске люди чтут убиенного Василия Мангазейского. Он был торговый приказчик. Был убит хозяином. Какой же он князь? А в Архангельской губернии, в Веркольском монастыре почивает праведный Артемий. Он был сын крестьянина и убит громом в поле во время пахоты с отцом. И это князь? Нет, так нельзя говорить, как вы говорите. Святые есть из всякого звания. А зачисляют в святые не люди, а Господь Бог посредством знамений и чудес. Наше дело только познать волю Божию и поступить по ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В епархии: группы, ссоры, раздоры, местничество и т. п. В ответ мои послания, прещения, перемещения, заштаты и проч. Вот слабый фон нашей жизни... Все же самое отрадное – это путешествие по епархии, радость верующих. Богослужение, проповеди, беседы, попутные дела, умиротворение и награждение. Недавно объехал всякими способами 11 приходов. Пробирались чрез высочайший Саянский перевал, через снежные горы на автомобиле, а кругом среди снегов дивные горные полевые цветы. Интересный и опасный путь, по бортам пропасти, и на пути встречались аварии машин, срывавшихся в пропасть от неосторожных пробегов возле пропасти. Посещал приходы, где никогда нога архиерея не бывала и люди впервые видели епископа и его служение. Встречи, радость, слезы, приветствия весьма трогательны. Слава и благодарение Богу за все! Словно я снова в любимой Камчатушке!.. Совершив огромное путешествие всеми способами передвижения в далекий Кызыл, Чебаки и прочие города и села, едва возвратился домой, а через день снова выехал в Иркутск на церковные торжества по случаю исполнившегося 40-летия со дня прославления св. Софрония, Иркутского чудотворца, куда пригласил меня архиепископ Вениамин по благословению Святейшего Патриарха. Радостное и духовно-светлое церковное торжество у сибирских святынь (в больших иконах св. мощи святителя Софрония и Иннокентия), Абалацкая икона Божией Матери – сибирская святыня. Служение, поездка на Байкал, в храмы Иркутской епархии – все это прекрасно и духовно-радостно. Доброе, братское отношение Владыки архиепископа Вениамина, смиреннейшего, радость иркутян верующих... Там же случайная встреча бывших моих воспитанниц, сироток из Дома Милосердия, уже семейных, – это, конечно, взаимная радость до слез. В данное время остаюсь дома с недельку, а потом снова по епархии на пароходе по Енисею. Если Бог благословит, то ближе к осени поеду по делам в Москву и, быть может, в Одессу со своими глазами к профессору Шевалеву, а тогда, Бог даст, увидимся с Вами, дорогой Владыка. Давно ищу сказание о св. Василии Мангазейском. Наконец в Иркутске нашел весьма краткое описание, каковое сообщаю Вам. Один добрый человек обещал мне достать изображение (иконочку), издание Фесенко, св. муч. Василия Мангазейского. Моя воспитанница Наташа-иконописка напишет в нашем соборе его икону и также напишет для меня и для Вас, дорогой Владыка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Все эти существовавшие в Сибири по духовной части беспорядки, равно как и ее церковные нужды митрополитом Филофеем во время ли самого Тобольского собора или тотчас после него описаны в 25 статьях, которые при особой челобитной им отправлены к государю. Петр Великий слушал челобитную своего сибирского богомольца. Думный дьяк, Андрей Виниус навел справки против просительных статей челобитной и, кроме того, со слов Государя написал к ним пометы (резолюции), и все это прислано было в Тобольск к самому челобитчику при указе от 1 марта и к воеводам тобольским, князьям Михаилу и Алексею Черкасским, в грамоте от 28 февраля 1703 г. Из справок Виниуса и помет Государя видно, что челобитья Филофеевы не все одинаково были приняты Государем: на одни последовал чистый отказ (например, мощей мученика Василия Мангазейского переносить из Туруханска в Тобольск не велено; Кондинский монастырь с его вотчинами приписывать к Тобольскому архиерейскому дому запрещено; в отпуске казной каждогодно по 100 пудов меду Тобольскому архиерейскому дому решительно отказано; собирать ежегодно соборы в Тобольске или Енисейске не разрешено и пр.), по другим (например, об открытии школы при архиерейском доме) было велено удовлетворить, но с ограничением, а по иным было предписано удовлетворить вполне. Во-первых, Тобольский архиерейский дом, незадолго устроенный митрополитами Павлом I, Игнатием Римским-Корсаковым, перед прибытием Филофея сгорел (6 июня 1701 г.); около сего же времени, вследствие царских указов, значительно против прежнего сократились доходы архиерейского дома. Преосвященный Филофей восстановил, в лучшем виде, архиерейский дом, а о доходах и нуждах его представил Петру I; представление по разным статьям было принято милостиво: Государь между прочим позволил архиерейскому дому отправлять собственный дощаник на Ямышевское озеро, взятое тогда в казну, и брать там, без всякой платы, сначала по 1.500 и 1.000, а потом по 500 пудов соли; разрешил на другом дощанике плавать вниз на реку Обь за рыбой и привозить ее беспошлинно; повелел отпускать из казны по 200 ведер горячего вина ради «царских Ангелов» (т.е. на обеды в царские дни); так называемые милостынные деньги, собиравшиеся с архиерейских домов и монастырей, Государь не велел присылать в Москву, а велел оставлять в Тобольске, с обязательством употреблять их в пользу новоучрежденных духовных школ. Они взимались в каждой епархии по гривне с церкви и отсылались в Москву на содержание тамошних богаделен. – С Тобольской епархии их шло 16 р.; но в то время и это были немалые деньги. – Заметим здесь то еще, что вотчины архиерейского дома при Филофее пришли в лучшее состояние: для присмотра за ними поставлены были опытные управители; в вотчинах явились разные хозяйственные заведения, хлеб в них всегда бывал в изобилии. Только ходатайство об обращении Кондинского монастыря с его вотчинами в приписной к архиерейскому дому и об отпуске из казны по 100 пудов меду осталось без удовлетворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Всякий раз, поминая своих умерших и молясь о упокоении их с праведными, мы вместе с тем молимся и о даровании им вечной памяти, и эта последняя служит для нас видимым признаком праведности усопшего. Не вдруг по кончине своей прославляются праведники, проходят продолжительные периоды времени, нередко целые века, в течение коих творится о них церковная молитва: потом они уже объявляются молитвенниками за творящих их память, что бывает при посредстве чудесных знамений, свидетельствующих об их святости. Иные праведники остаются навсегда сокровенными и поминаются наравне со всеми усопшими, в течении многих веков, признаваемые угодившими Богу. Отсюда явствует, что вечная память есть достояние праведников. Как бы ни было велико земное почитание исторических личностей, все же оно не может сравниться с святочтимою памятью праведника. Если сравним великолепный памятник какому-либо герою, воздвигнутый на площади многолюдного города, с священною гробницею угодника Божия, находящеюся в храме Божием, то найдем между ними великую разницу: последней т. е. гробнице, все воздают благоговейное поклонение, обращаясь к почивающему в ней угоднику, как к живому; a y первого (памятника) возбуждается в проходящих только одно воспоминание о жившем некогда герое. Прославление исторических личностей – дело человеческое; прославление праведников – дело воли Божией и милости Всевышнего к людям. Память о некоторых праведниках, по человеческим соображениям, должна была бы исчезнуть, a между тем чудесные действия и особые откровения служат побуждением вечно чтить священную память этих праведников. Примером сего могут служить обстоятельства кончины наших Соловецких иноков преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских чудотворцев. Известно, что оба эти иноки, плывши однажды по морю из устья реки Двины, были застигнуты сильною бурею. Ладью их, в которой с ними находилось пять человек бельцов, залило волнами и они все потонули. Божиим Промыслом тела двух святых иноков были принесены морскими волнами в Унскую губу и извержены на сушу в пустом месте. Здесь их нашли жители ближнего селения и предали земле. При этом, преподобные Вассиан и Иона явились в ночном видении этим поселянам и указали им место для погребения. После этого стали совершаться чудеса от нетленных мощей угодников Божиих, a впоследствии создалась на этом месте обитель Пертоминская. Вот еще пример. Замученное тело страдальца Василия Мангазейского было безчестно погребено и 50 лет пребывало в совершенном забвении. Наконец, Промыслом Божиим нетленные мощи были открыты при посредстве явлений из загробного мира самого праведника, и по указанию его перенесены из города Мангазеи в Туруханский монастырь, где и поныне почивают. Эти и подобные им примеры очевидно являют истину псаломского слова: «в память вечную будет праведник».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

Древнерусские жития. С. 341). Продолжали создаваться жития блгв. князей (особенно живших в XII-XIII вв.) Георгия Всеволодовича, Глеба Андреевича, Романа Угличского, кнг. Анны Кашинской; святителей XIII-XVI вв. Максима, Герасима, Питирима и Ионы Пермских, Германа Казанского, Иакова Ростовского, Феодора Ростовского; праведных мирян Артемия Веркольского, Афанасия Наволоцкого, Кирилла Вельского, в т. ч. «младенцев» Боголепа Черноярского, Иоанна Чеполосова и жен (прежде всего Житие Иулиании Лазаревской (20-е гг. XVII в.), содержащее элементы бытовой повести), Параскевы Пиринемской; юродивых Арсения Новгородского, Георгия Шенкурского, Иоанна Большой Колпак, Иоанна Самсоновича, Лаврентия Калужского, Прокопия Вятского, Симона Юрьевецкого. Эпоху расцвета пережил в XVII в. жанр сказаний о чудесах святых, о жизни к-рых ничего известно не было, кроме явления мощей и последующих чудотворений. Так, зародившаяся сибирская агиография представлена Житиями праведных Василия Мангазейского и Симеона Верхотурского, основанными исключительно на фактах исцелений от мощей и на посмертных явлениях святых, в к-рых были открыты их имена и факты жизни. К тому же виду памятников относятся Жития преподобных Евфимия Архангелогородского, Елисея Сумского, старца нижегородского Печерского мон-ря Иоасафа, иерея Петра Черевковского ( Ромодановская Е. К. «Святой из гробницы»: О нек-рых особенностях сибир. и севернорус. агиографии//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 143-159), прав. Прокопия Устьянского и др. и Сказания о них. Иногда перечень чудес сопровождается краткими сведениями о деяниях и о времени преставления святого, как в случае с прп. Герасимом Вологодским и новгородскими братьями Алфановыми , иногда, как в случае с Вассианом и Ионой Пертоминскими , о жизни преподобного ничего не сообщается. Составленные через много лет после кончины святых жития содержали большое количество неточностей и ошибок, что при определенных обстоятельствах могло повлечь за собой отмену канонизации, как в случае с блгв. кнг. Анной Кашинской. Однако рассказы о чудесах, совершавшихся по молитвам к святым, зачастую являются ценным источником сведений о регионе и его населении. Авторы мн. житий и редакций XVII в. известны по именам: как правило, это иноки или представители белого духовенства, хотя встречаются и исключения (подьячий Борис Козынин). Крупным агиографом XVII в. следует признать Сергия (Шелонина) († ок. 1663), представителя соловецкой лит. школы (см. Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь ). Иером. Сергий составил сводный Алфавитный патерик (РНБ. Солов. 652/703), тексты которого неоднократно редактировал, написал Похвальное слово русским святым, Сказание о преподобных Иоанне и Логгине Яренгских, особую редакцию Жития свт. Филиппа, митр. Московского.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Енисей замерз в хаотическом нагромождении огромных льдин. Санный путь по нему должен был установиться только в середине января. Только один из ссыльных - эсер Чудинов - был задержан при отходе последних пароходов и должен был ехать вместе со мной. К нему в ссылку приехала жена с десятилетней дочерью, которая внезапно умерла в Туруханске. В последнее время я постоянно замечал в церкви стоявшего у двери Чудинова, который внимательно слушал мои проповеди. По Енисею возили только на нартах, но для меня крестьяне сделали крытый возок. Настал долгожданный день отъезда... Я должен был ехать мимо монастырской церкви, стоявшей на выезде из Туруханска, в которой я много проповедовал и иногда даже служил. У церкви меня встретил священник с крестом и большая толпа народа. Священник рассказал мне о необыкновенном событии. По окончании Литургии в день моего отъезда вместе со старостой он потушил в церкви все свечи, но когда, собираясь провожать меня, вошел в церковь, внезапно загорелась одна свеча в паникадиле, с минуту померцала и потухла. Так проводила меня любимая мною церковь, в которой под спудом лежали мощи святого мученика Василия Мангазейского. Тяжкий путь по Енисею был тем светлым архиерейским путем, о котором при отходе последнего парохода предсказал мне Сам Бог словами псалма Тридцать первого: Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои. Буду смотреть, как ты пойдешь этим путем, а ты не рвись на пароход, как конь или мул, не имеющий разума, которого надо направлять удилами и уздою. Мой путь по Енисею был поистине архиерейским путем, ибо на всех тех остановках, в которых были приписные церкви и даже действующие, меня встречали колокольным звоном и я служил молебны и проповедовал. А с самых дальних времен архиерея в этих местах не видали. В большом селе, не доезжая 400 верст до Енисейска, меня предупредили, что дальше ехать нельзя - опасно, так как на Енисее образовалась широкая трещина во льду, а у берегов вода широко вышла поверх льда, образовав так называемые " забереги " , да и дороги в прибрежной тайге не было. Но мы все-таки поехали.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/910/...

Женщины в русской литературе. В чем их сила и их слабость. Автор курса: Алла Митрофанова — преподаватель кафедры мировой литературы и культуры МГИМО. Записаться и оплатить курс «7 ярких героинь русской литературы». Осознанность. Учимся жить со смыслом. Автор курса: Александр Ткаченко — психолог, автор журнала «Фома», писатель, публицист. Отец четверых детей. Записаться и оплатить курс по осознанности. КУЛЬТУРА (раздел). — С.78-97. Эдуард Бояков. «Страшно оказаться перед Богом, когда уже не сможешь ничего исправить». О фильме «Русский крест», чуде в Оптиной пустыни и Святой Руси. [В пасхальные дни на экраны выходит новый фильм «Русский крест». В основе сценария одноименная поэма Николая Мельникова (1966–2006) — рассказ о судьбе человека, который переживает глубокое покаяние, и о судьбе народа, ищущего выход из тьмы безвременья. «Фома» расспросил режиссера фильма Эдуарда Боякова о его размышлениях и переживаниях, связанных с этой работой]. Беседовала Сабина Кухарчук. В материале использованы кадры со съемок фильма «Русский крест»//Фома. апрель2023. — С.78-82. — (раздел « Культура »). Реклама: С.83; Реклама РЖД: С.84-85. Семейное чтение: Наталья Харпалёва . Суд над Иисусом: хроника страшной ночи. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой//Фома. апрель 2023. — С.86-95. — (раздел « Культура », рубрика « Семейное чтение» ). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает медиаменеджер, продюсер по оригинальному контенту онлайн-кинотеатра Okko Гавриил Гордеев //Фома. апрель 2023. — С.98-99. — (рубрика « Эпилог »). Строфы: Совместный проект журналов «Фома», «Новый мир». Сухбат Афлатуни. Из «Нового тропариона» . Подборка стихотворений (3 апреля. Прп. Серафима Вырицкого (1949)/«приходят к нему с обыском...»/; 4 апреля. Прп. Исаакия Далматского (IV)/«трудно говорить с императорами...»; 5 апреля. Мч. Василия Мангазейского (1600)/«горят пасхальные свечи...»). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото. Рисунок Анны Тененбаум//Фома. апрель 2023. — С.96-97. — (раздел « Культура », рубрика « Строфы »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-240-...

И все же не они определяют дух нации, в которой не угасают ни жажда подвига, ни живое сострадание. Доказательством тому служит немеркнущая популярность в народном сознании одного из типов русских святых, страстотерпца – человека, принявшего мученическую смерть по вине своих единоверцев. Так, сострадательное народное православие причислило к лику святых не только невинно умершего под хозяйской пыткой Василия Мангазейского, но и затравленного до самоубийства Кирилла Вельского. Кстати, в очерке Горького есть некоторые намеки на возможность подобной посмертной судьбы несчастного Коськи, безропотно принявшего мученическую кончину вместо желанного ему похода на богомолье. Завершает очерк «Зрители» упоминание об одном из самых юных православных святых – малолетнем мученике Кирике («Житие Кирика-Улиты» на языке «зрителей»). Это упоминание производит двойственное впечатление. Едва ли печальный рассказ о судьбе двух христианских мучеников, матери и младенца-сына, изменит что-то в душах «зрителей», однако память о невинно пролитой детской крови неистребима в душе народа 210 . Вообще убеждение в святости всякого принявшего мученическую кончину, ставшее основой особой агиографической модели, прочно укоренилось в сознании нации, преодолев все атеистические гонения. (Зарождение культа такого местночтимого святого на Пинеге в 80-х гг. XX века описал Ф. А. Абрамов.) Неожиданно актуальным для современного народного сознания оказалось и архаическое, возможно, еще дохристианское представление об особой святости до срока и насильственно прерванной молодой жизни 211 . Об этом говорят некоторые сведения, сообщаемые современными средствами массовой информации. Так, несколько лет назад центральное телевидение поведало о поклонении могиле Павлика и Феди Морозовых, а некоторые материалы интернета превратили Зою и Шуру Космодемьянских в неких «ангелов во плоти», неузнанное людьми пришествие которых в мир якобы предсказал их мученически погибший в годы продразверстки дед-священник. При всей курьезности эта информация эпохи русского религиозного ренессанса отразила неистребимую человечность в душе народа, которую нации удалось сохранить среди кровавых испытаний и соблазнов «железного века». Об этом же говорит и немеркнущая популярность в народном сознании таких древних сюжетов, как история сострадательного гуляки Вонифатия. «Яма» А. И. Куприна и Житие преподобного Виталия

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Из подлинных актов, хранящихся между прочими в Иркутском и Селенгинском монастырях, видно, что в июле 1718 г. он путешествовал по р. Оби; в октябре, ноябре и декабре 1718 г. и в январе 1719 г. он жил в Томске; в апреле и мае и снова в конце июля, в августе и в начале сентября – в Енисейске; в июне и до половины июля находился в Туруханске; конец 1719, а именно с двадцатых чисел сентября, и начало следующего 1720 г. провел в Иркутске; во второй половине февраля и в марте сейчас названного года ездил (по льду Байкала) за Байкал; в начале апреля возвратился в Иркутск, а в мае по Ангаре отсюда отплыл в свой епархиальный город Тобольск. – Плавая по Оби, архипастырь утверждал в вере инородцев, о крещении которых говорится в предыдущих строках, и строил для них церкви и часовни; в Томске служил, рукополагал священников и рассылал оттуда по епархии обычные циркуляры; в Туруханском монастыре перенес из старой тесной и ветхой церкви в новую, более просторную ( церковь ), останки мученика Василия Мангазейского; из Енисейска 25 июля отправил в Монголию к Кутухте архидиакона своего Антония Платковского с прежней, конечно, целью, т.е. для обращения его и его почитателей к вере в Господа Иисуса Христа, хотя, как и прежде, так же без всякого успеха; в Иркутске в феврале (1720 г.) посвятил уже возвратившегося из Монголии Антония Платковского в архимандрита Вознесенского монастыря и вслед за тем отправил его с посланником Измайловым в Пекин в начальники недавно открытой там нашей духовной миссии. – За Байкалом, как и в Иркутске и ранее в Красноярске, Енисейске и др. городах, митрополит посвящал священников, диаконов и пр. В 1719 г. преосвященный Феодор своими представлениями содействовал к тому, чтобы пекинская наша духовная миссия, незадолго перед тем и при его же содействии открытая, вовсе не прекратилась, по случаю смерти первого ее начальника архимандрита Иллариона Лежайского: митрополит Филофей первый подал мысль правительству послать в Китай вместо архимандрита русского архиерея, что видно из письма митрополита Филофея от 4 апреля 1719 г., писанного во время путешествия по Забайкалью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Литература: Житие Василия Мангазеиского и повествование о начале Туруханского Троицкого монастыря. Под ред. П. Е. Островских. СПб., 1910; Н. Абрамов. Блаженный мученик Василий Мангазейский. – «Странник». СПб., 1866, Н. Н. Оглоблин. Мангазейский чудотворец Василий. М., 1890; Е. К. Ромодановская. Легенда о Василии Мангазейском и Туруханская литературная традиция. – В сб.: «Вопросы истории Сибири досоветского периода». Новосибирск, 1973; Протодиакон Борис Пивоваров. Святой праведный Василий Мангазейский. – Журнал Московской Патриархии, 1977, с. 59–68. Преподобномученика Евфимия Константинопольскаго (Службу зри 1-ого мая) Тропарь, глас 4: Постнически предподвизався на горе,/умная врагов ополчения всеоружием креста погубил еси, всеблаженне,/паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси,/убив Копронима мечем веры/и обоих ради венчался еси от Бога,/преподобномучениче Евфимие приснопамятне. Кондак, глас 2: Яко постника благочестна и искусна/и страдальца произволением честна,/и пустыни жителя сообразна,/в песнех достойно восхвалим Евфимия приснохвальнаго:/той бо змия попрал есть. Преподобномученик Евфимий Новый, Афонский Преподобномученик Евфимий Новый, Афонский в миру Елевферий, родился в 1794 году в семье благочестивого торговца в селении Димитцани в Пелопоннесе (Греция). Окончив училище в Константинополе, уехал в г. Яссы, чтобы помочь своему отцу в делах торговли. За два года пребывания в Яссах у юноши появилось желание принять иночество. С этой целью он решил отправиться на Святую Гору Афонскую, но из-за военных действий между Россией и Турцией (1811 г.) оказался сначала в Одессе, а затем в Бухаресте. В Бухаресте юноша не выдержал плотских искушений и впал в пучину разврата, а затем, пристав к туркам, принял мусульманство. Через некоторое время, уже в Константинополе, он опомнился и, терзаемый угрызениями совести и глубоким раскаянием, бежал из дома своего турецкого господина в Русское посольство. Здесь его приветливо приняли и помогли ему добраться до Святой Горы Афонской. После 40 дней покаянных молитв в Лавре святого Афанасия Елевферий был возвращен в Православие через миропомазание. Впоследствии он ревностно подвизался на Афоне в скиту святой Анны, в Дохиарской, Эсфигменской, Иверской, Ставроникитской и других обителях, слезами покаяния, постом и молитвой, усердными трудами иноческими искупая грех вероотступничества. В скиту Иоанна Предтечи Елевферию явилась Пресвятая Богородица, после чего он принял монашество с именем Евфимий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010