В 1671 г. в Москву были вновь отправлены списки чудес В. М. для подтверждения канонизации святого, но прошение, как и прежде, было оставлено без ответа. Однако в Сибири почитание Мангазейского чудотворца не ослабевало. И. Б. Репнин, бывший в 1671-1672 гг. воеводой Тобольска, прислал «по обещанию» в Туруханский мон-рь шитый покров на раку с образом В. М., к-рый стал наиболее ранним изображением святого (БАН. Собр. текущих поступлений. 496. Л. 90). В «Слове о написании образа святаго мученика Василия, Мангазейскаго чудотворца» повествуется о том, как была создана чтимая икона святого. В авг. 1679 г. в Туруханскую обитель пришел иконописец Лука, послушник Сибирского и Тобольского митр. Павла , и вложил в мон-рь написанную им икону В. М. Причиной создания иконы было чудесное спасение Луки во время бури в море по молитвам к прав. отроку. Образ был поставлен над гробом чудотворца (БАН. Собр. текущих поступлений. Л. 89 об.- 90). Память В. М. отмечена под 22 марта в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). Многое сделал для возрастания почитания В. М. митр. Тобольский и всей Сибири свт. Филофей (Лещинский , в схиме Феодор). В дек. 1702 г. он послал челобитную Петру I c просьбой перенести мощи прав. отрока из Туруханского мон-ря в Тобольск «для большего почествования к святому», однако получил отказ. В июне 1719 г. святитель приехал в мон-рь для поклонения мощам В. М., он перенес мощи из старого храма в новую ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Воспоминание этого события стало местным праздником обители. На зап. стороне храма, напротив раки с мощами, был поставлен образ В. М. Свт. Филофей освидетельствовал мощи и «написал в похвалу мученику Василию канон» (ГАТОТ. Ф. 144. Оп. 1. 51. Тетр. 19. Л. 2 об.). В годы служения свт. Филофея на Тобольской кафедре были составлены 3 службы В. М.: «Служба на память явления во граде Мангазее из недр земных многоцелебных мощей мученика святаго Василия», «Служба на перенесение мощей святаго мученика Василия из града Мангазеи в пределы новаго града Туруханска во обитель Святыя Троицы, что на реке зовомой Тунгуске», «Служба на перенесение мощей новаго мученика Василия, чудотворца Мангазейского, из старыя церкве в новую церковь, пришествием и пренесением святых его мощей схимонахом преосвященным Феодором, митрополитом Тобольским и всея Сибири». В результате деятельности свт. Филофея прав. отрок стал известен далеко за пределами Сибири. Имп. Анна Иоанновна прислала в дар Туруханскому мон-рю серебряное богослужебное Евангелие (М., 1689), на верхней крышке к-рого находилось изображение В. М. с крестом в руке и надписью: «Мученик Василий Мангазейский» (Житие Василия Мангазейского/Под ред. П. Е. Островских. С. IV).

http://pravenc.ru/text/150815.html

В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей праведного Василия, и с тех пор почитание его как истинного угодника Божия распространилось в Сибири. В 1670 году строитель Туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон перенес святого Василия в свой монастырь. В 1703 году высокопреосвяшеннейший Филофей, недавно ступивший на епископскую кафедру, на себе испытал чудесное действие молитв новоявленного страстотерпца и решил перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск. В Петербург было направлено письмо с просьбой о высочайшем на то разрешении, но Петр I наложил на это прошение запрет. Из столицы пришел ответ: «Святых мощей из Туруханского монастыря не переносить». И все-таки летом 1719 года мощи были перенесены, но, с учетом монаршей воли, в пределах монастыря. Целую седмицу, бывая в посте и молитве, готовились иноки Троицкого монастыря к этому событию и в назначенный день совершили по чину обряд, водворив мощи в новой просторной церкви, построенной в честь Благовещения Богородицы. Службой правил сам митрополит Филофей, много потрудившийся для прославления святого Василия.. С той поры лень перенесения мощей (10 мая) стал в Туруханском монастыре праздничным. Но недолго суждено было мощам лежать в покое. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский), распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня. Божьим милосердием к почитателям памяти святого Василия гроб с его останками через сто сорок лет снова был явлен миру: новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться и перед очами православного люда предстал гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Преодолеть их смогла лишь сила любви к праведному Василию. Божьим попущением в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки. Причину Божьего гнева туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были зановосокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. И возроптал народ. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора. Весть о событиях в Сибири докатиласъ и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было «оставить почитание в прежнем виде».

http://pravicon.com/info-1936

Другие храмы Новой Мангазеи упоминаются в подробном описании 1739 года, составленном Г.Ф.Миллером в период его месячного проживания в этом городе. Историк указывает: «Недалеко от дороги, ведущей к воротам, друг подле друга стоят две церкви с одной общей колокольней. Одна посвящена Преображению…с боковым приделом трех святых – Петра, Алексея и Ионы и используется для службы зимой. Другая, в которой служат службу летом, носит имя Успения Богородицы». Основой приведенного описания была содержащаяся в портфелях Миллера Г.Ф. «Ведомость города Мангазеи», сочиненная в 1739 году в мангазейской провинциальной канцелярии. Она упоминает о двух церквях в Туруханске. Как следует из текста этого документа, обе эти церкви располагались на посаде «за городом» — вне крепостных стен. Кроме этих церквей в указанной «Ведомости» также отмечена часовня, находившаяся внутри крепости. В этой часовне хранилась церковная казна.  Судя по тексту «Ведомости», ее составители, сославшись на утрату документов от «пожарных случаев», не смогли определить время постройки не только городских церквей, но даже городского казенного строения. Видимо, в этой связи Миллером Г.Ф. были дополнительно истребованы сведения о туруханских церквях непосредственно у местных священнослужителей. Эти сведения содержатся в «справке» священника мангазейской соборной церкви Василия Селеванова, обнаруженной нами в архивных документах туруханского Троицкого монастыря. «Справка», датированная июнем 1739 года, была явно составлена во время нахождения Миллера Г.Ф. в Туруханске, и по своему содержанию, вероятнее всего, является ответом на один из разделов его анкеты. Из этой справки, составленной, очевидно, с привлечением документов церковного архива, становятся известными даты строительства туруханских храмов. Так, выясняется, что здешняя, названная в документе «старой» соборная Преображенская церковь была выстроена в 7160 году (1652/1653гг.) по челобитью жителей Новой Мангазеи и грамоте архиепископа сибирского Семеона, правившего в Тобольске с 1651 по 1664 годы. 

http://sobory.ru/article/?object=21410

Василию Мангазейскому, мч., прав., глас 8 Богатство видев чистыя души твоея, Василие,/украсти тщашеся праведных враг,/подусти господина твоего,/иже покраденнаго ради богатства своего предав тя судии,/и от того неповинне многия претерпел еси муки,/непобедим пребыв до смерти./Тем, яко приемый венец страдания от всех Владыки,/моли всем от напастей свободным быти,/чтущим любовию святую память твою. Перевод: Увидев богатство твоей чистой души, Василий, враг всех праведников (диавол) попытался украсть его, подучив хозяина твоего, который из-за украденного богатства своего отдал тебя судье, от которого ты, невиновный, претерпел многие мучения и остался непобедим в своем смирении до самой смерти. Поэтому, как принявший мученический венец от Владыки всех, молись о свободе от бед для всех, почитающих с любовью святую память твою. Ин тропарь, на перенесение мощей, глас 8 От града Ярославля Божиим смотрением/в страну Сибирскую пришедшаго/и за целомудрие от господина своего/в Мангазеи пострадавшаго,/блаженнаго Василия почтим,/егоже Христос Бог мученическим венцем венча на Небеси,/нетлением и чудесы прослави на земли./Ты же, честный страдальче,/предстательством своим страну нашу в мире сохрани//и молися о спасении душ наших. Перевод: Из города Ярославля по Божиему промыслу в край Сибирский пришедшего и за целомудрие от господина своего в Мангазее пострадавшего, блаженного Василия почтим, его же Христос Бог мученическим венцом увенчал на Небесах, нетлением и чудесами прославил на земле. Ты же, почтенный мученик, защитой своей страну нашу в мире сохрани и молись о спасении душ наших. Василию, Христа ради юродивому, Московскому чдтв., блж., глас 8 Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются,/тако и ты, угодниче Христов Василие, наг сый, не срамляшеся,/восприят бо ризу Адама первозданнаго,/юже он ношаше прежде в раи,/ты же сию на земли поносил еси;/и был еси добрый купец:/елико имеяше, вся остави/и купи мздою терпения своего село,/на немже сокровен безценный Бисер, Христос./Сего ради явися всем грешным образ покаяния/и вселися в райскую широту,/и, предстоя Христови,/не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне,//и моли спасти души наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pra...

Последние примеры суть незаконные ветви на древе страстотерпцев. Но народное почитание Василия Мангазейского было одно время оцерковлено. Сын Ярославского купца Василий служил приказчиком в сибирском городе Мангазео (ныне не существующем). Хозяин, заподозрив его в краже, истязал его, пытал в воеводской избе и наконец убил, ударив ключом в висок. Боясь ответственности, тело несчастного зарыли без погребения (1602), но через пятьдесят лет над этим местом стали совершаться знамения. В XVII веке над могилой построили часовню, потом перенесли тело в Туруханский монастырь, где оно, в золоченой раке, было выставлено для поклонения. В 1803 г. во время эпидемии в Туруханске для успокоения волновавшегося народа было разрешено поставить образ Василия и поднять надгробие (перед этим удаленные из церкви) для совершения «молений». Так как митрополит Амвросий, давая разрешения на молебны для успокоения народного движения, в то же время характеризует его как суеверие, то назвать это разрешение культа канонизацией невозможно. Василий остался почитаемым усопшим. К числу страстотерпцев никак не могут быть отнесены братья Алфановы: Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий – мощи которых покоятся под спудом в новгородском Антониевом монастыре. Это, может быть, самый загадочный случай в русской агиологии: канонизация целой семьи, о которой не сохранилось никаких сведений. Неизвестно даже время их жизни. Предание считает их посадниками новгородскими и строителями Сокольницкого монастыря, откуда их мощи были перенесены после пожара 1775 г. Вероятно, братья почитались в своем монастыре как благочестивые ктиторы (создатели). Но культ их имеет не народный характер, а местно-церковный. При большом числе святых мирян на Руси удивляет отсутствие канонизации священников из белого духовенства. Известны два имени святых иереев: Максима Тотемского († 1650) и Симеона Малопинездского († 1585). Но первый был юродивым и к тому же не канонизован, а второй принял схиму перед смертью и, следовательно, вошел в святцы в чине преподобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В середине XVII века были основаны Иоанно-Предтеченский под Тобольском и северный Кондинский Троицкий монастыри, обретены мощи праведного отрока Василия Мангазейского. В 1667 году на Большом Московском Соборе Сибирская архиепископия ввиду ее особой значимости была возвведена в степень митрополии, и тогдашний архиепископ Корнилий стал первым митрополитом Сибирским. В 80-е годы XVII века при митрополите-строителе Павле I в Тобольске были возведены первые за Уралом каменные сооружения - Кремль и Софийско-Успенский собор (1686 г.). Тогда же в Абалаке по указу царя Фёдора Алексеевича построили каменный Знаменский собор в честь чудотворной иконы Божией Матери, в тобольские церкви царями делались богатые вклады. К началу XVIII века в России были остро поставлены вопросы христианизации северных народов и борьбы с расколом. Во исполнение царского указа митрополитом Филофеем (Лещинским) в 1703 году при архиерейском доме была открыта первая в Сибири школа и развернута широкая миссионерская деятельность. Вскоре он по болезни оставил управление и в Тюменском Троицком монастыре принял схиму с именем Феодор. На его место назначили кроткого и нищелюбивого молитвенника Черниговского архиепископа Иоанна (Максимовича) , по смерти которого в 1715 году митрополия вновь была вверена святителю Филофею (Феодору), окончательно отошедшему от дел только в 1720 году. Во все время пребывания на кафедре, а потом и на покое, он не оставлял миссионерских трудов, предпринимая поездки в самые отдаленные места своей обширной епархии. По блаженной кончине, последовавшей в 1727 году, он, согласно завещанию, был похоронен у порога Троицкого собора, дабы и по смерти не оставить подвига смирения. За свою жизнь святитель Филофей выстроил 288 церквей и крестил около 40000 человек из местных племён, объездив и исходив всю Сибирь от края и до края. Управлявший Тобольской митрополией после святителя Филофея святитель Антоний (Стаховский) также почитался сибиряками за святость жизни. В 1741 году митрополитом Тобольским некоторое время был св.Арсений (Мациевич), непримиримый противник секуляризации, впоследствии пострадавший при Екатерине II за защиту достояния и канонов Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Тюмень

Вскоре поселение получило название – село Монастырское, затем город Туруханск – центр Туруханского края. Монастырь, таким образом, с самого начала своего образования собирал вокруг себя людей, давал работу, учил хозяйствовать, но прежде всего, был духовным центром: помогал людям, оказавшимся в языческом мире, сохранить веру, христианскую культуру и бытовые традиции. Эту часть Сибири населяли тунгусы, остяки, кеты, якуты и другие кочевые народы Севера. Они говорили на разных языках, которые мало общались между собой в силу различий языка, культуры, быта, способов хозяйствования и маршрутов передвижения. В таких условиях монастырь стал единственным фактором присутствия России в этих местах, оторванных на десятки и сотни верст от станков первопроходцев. В этих условиях он взял на себя неофициальную миссию поддерживать оказавшихся здесь русских людей и налаживать связь с местным населением. Свято-Троицкий монастырь задолго до организации здесь миссионерской деятельности государства начал активное православное просвещение местного населения, организовал обучение русскому языку детей кочевников, создав школу для детей инородцев с интернатом для проживания. Школа эта просуществовала до прихода к власти большевиков. В синодальный период и, особенно в годы земельных реформ, осуществляемых Екатериной II, положение монастыря резко ухудшилось. Лишение мест лова рыбы и охоты, земель и, особенно, соляных промыслов, привело богатый монастырь на грань нищеты. После определения монастырских штатов Свято-Троицкий Туруханский монастырь стал третьеклассным. Число братии стало резко уменьшаться, в условиях сурового климата и крайней бедности рассчитывать на ее пополнение не приходилось. В пореформенный период штаты монастыря так и не были заполнены. Не прекращалась только богослужебная, учебная деятельность монастыря и поддержание памяти святого мученика Василия Мангазейского. Велось летописание и сбор материалов для его жития, собирались документы для прославления основателя обители блаженного Тихона, пока все не сгорело в пожаре 14 ноября 1726 года.

http://sobory.ru/article/?object=20849

Жители города пришли на пристань, чтобы проводить теплоход с паломниками, и по их благодарности можно было судить о том, какое значение имела для них эта встреча. После Енисейска полторы тысячи километров — до Туруханска — паломники оставались без телефонной связи. 24 июня паломники прибыли в село Верхнеимбатск. Это село было основано в 1607 году русскими землепроходцами. Сегодня его население — тысяча человек. Причала здесь нет, и на берег паломники переправлялись на пароме. До революции в селе была каменная Успенская церковь, построенная в XIX веке на месте сгоревшей деревянной. В приходе действовала церковно-приходская школа, построенная на средства прихожан в 1902 году. Сегодня в селе нет храма, богослужения совершаются в помещении сельского клуба. Но у местных жителей еще жива надежда на восстановление в селе храма. 25 июня, в день памяти преподобного Онуфрия Великого, «Славянский ковчег» причалил к берегам легендарного Туруханска. Оторванный от цивилизации (отсюда до сих пор не построена дорога в краевой центр Красноярск), город тем не менее считается крупнейшим административным центром Крайнего Севера. Туруханский Свято-Троицкий монастырь с XVII века был центром северного православия. В 1921 году монастырь закрыли и разграбили, приспособив под зерновой склад. Восстановление обители началось в 1991 году, когда монастырь был возвращен Церкви. В монастыре хранятся мощи первого прославленного на сибирской земле святого – Василия Мангазейского. По словам наместника Туруханского монастыря игумена Агафангела (Дайнеко), благочинного Свято-Троицкого округа, его благочиние — самое молодое в епархии, оно было образовано в январе 2009 года. Туруханский монастырь всегда занимался миссионерской деятельностью — вокруг на протяжении многих километров нет храмов, и монахам нужно заботиться обо всех окрестных землях, до которых подчас трудно добраться: летом — по воде, зимой — только на вертолете. «Наша земля — как один большой святой антиминс, покрытый останками новомучеников и исповедников российских, и мы благодаря их молитвам сегодня возрождаемся, — рассказал игумен Агафангел. — Я возглавляю монастырь уже 14 лет. Зимой температура иной раз падает до -63°, и на службу буквально летишь — лишь бы дойти до храма и не обморозиться. И все равно люди приходят и молятся, любят храм. Приход образовался в 1991 году, а с 1996 в нем стала возрождаться монашеская жизнь. Когда меня назначили наместником, я был единственным монахом, сейчас нас трое. При монастыре есть сестричество, монахини помогают в трапезной, на клиросе, с паломниками».

http://e-vestnik.ru/society/slavyanskij_...

Красноярский Успенский монастырь в Красноярском округе. Эта нештатная необщежительная обитель расположена в 6 верстах от города Красноярска. Учреждена она в 1787 году, по ходатайству Антония, епископа енисейского. В настоящее время при ней существуют богадельня, школа иконописи, школа ремесленная и больница для духовных лиц. Монастырь управляется архимандритом – наместником епископа Енисейского. Туруханский Троицкий монастырь в Туруханском краю. Монастырь стоит на берегу р. Енисея, близ впадения в него речки Нижней Тунгуски, недалеко от села Монастырского; в 15 верстах от него есть выселок Селивановский, а в 35 верстах – заштатный город Туруханск. Основана обитель иеромонахом Тихоном в 1660 году. Храм в ней один, во имя Св. Троицы, с приделом, освященным в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В храме этом покоятся под спудом чтимые панихидами мощи мученика Василия Мангазейского, скончавшегося в 1602 году. В обители покоятся останки и строителя ее Тихона. При монастыре имеется миссионерская школа. Управление – игуменское. Женские обители Енисейский Иверский монастырь в Енисейске. Енисейский Иверский (бывший Христорождественский) монастырь находится в самом городе Енисейске, за речкой Мельничной, через которую устроен деревянный мост, соединяющий главную часть города с Заречьем. Монастырь расположен на левом берегу реки Енисея, который и принимает в себя тут же вливающиеся в него две речки: Лазаревку, текущую между Енисеем и оградой монастыря на северной стороне, и Мельничную, имеющую мелководное русло и обтекающую монастырь с западной стороны. Первоначально монастырь назывался Христорождественским от церкви, построенной во имя Рождества Христова и существовавшей еще до учреждения церковных штатов в 1764 году. После пожара, бывшего в г. Енисейске 27 августа 1869 года, Св. Синод, по ходатайству игуменьи Афанасии, благословил именовать на будущее время Енисейский Христорождественский женский монастырь Иверским, по вновь построенному в нем взамен бывшей Христорождественской церкви, храму во имя Иверской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

С самого начало своего образования собирал вокруг себя людей, давал работу, учил хозяйствовать, но прежде всего, был духовным центром: помогал людям, оказавшимся в языческом мире, сохранить веру, христианскую культуру и бытовые традиции. Эту часть Сибири населяли тунгусы, остяки, кеты, якуты и другие кочевые народы Севера. Они говорили на разных языках, которые мало общались между собой в силу различий языка, культуры, быта, способов хозяйствования и маршрутов передвижения. В таких условиях монастырь стал единственным фактором присутствия России в этих местах, оторванным на десятки и сотни верст от станков первопроходцев. В этих условиях он взял на себя неофициальную миссию поддерживать оказавшееся здесь русских людей и налаживать связь с местным населением. Свято-Троицкий монастырь задолго до организации здесь миссионерской деятельности государства начал активное православное просвещение местного населения, организовал обучение русскому языку детей кочевников, создав школу для детей инородцев с интернатом для проживания. Школа эта просуществовала до прихода к власти большевиков. В синодальный период и, особенно в годы земельных реформ, осуществляемых Екатериной II, положение монастыря резко ухудшилось. Лишение мест лова рыбы и охоты, земель и, особенно, соляных промыслов, привело богатый монастырь на грань нищеты. После определения монастырских штатов Свято-Троицкий Туруханский монастырьстал третьеклассным. Число братии стало резко уменьшаться, в условиях сурового климата и крайней бедности рассчитывать на ее пополнение не приходилось. В пореформенный период штаты монастыря так и не были заполнены. Не прекращалась только богослужебная, учебная деятельность монастыря и поддержание памяти святого мученика Василия Мангазейского. Велось летописание и сбор материалов для его жития, собирались документы для прославления основателя обители блаженного Тихона, пока все не сгорело в пожаре 14 ноября 1726 года. Помимо основателя монастыря блаженного Тихон, обитель гордиться именами подвижников веры, бывших в разное время его настоятелями: иеромонаха Мисаила (1788-1799), игумена Илиодора (1850-1863), иеромонаха Макария (1895-1897), иеромонаха Серафима (1904-1917).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010