ст. Тобольская и Тюменская епархия , в юрисдикцию к-рой были включены все приходы Сибири. В 1652 – 1653 гг. в месте впадения в Енисей реки Н. Тунгуски (ныне - с. Туруханск) была воздвигнута деревянная церковь во имя Преображения Господня. В 1657-1660 гг. енисейским монахом Тихоном (Семёновым) в Туруханске была основана монашеская община, в 1664 г. получившая статус мон-ря. Туруханский Мангазейский во имя Святой Троицы мужской монастырь сыграл значительную роль в социально-экономическом и миссионерском освоении Туруханского края. Насельники обители активно занимались просветительской и миссионерской деятельностью, духовно окормляя церковные общины при зимовьях. В Туруханское зимовье был переведен гарнизон пострадавшей от опустошенной пожарами 1642 и 1662 гг. Мангазеи. В 1672 г. на месте зимовья был заложен г. Нов. Мангазея (с 1780-х гг. Туруханск, ныне дер. Старотуруханск Туруханского р-на). В 1670 г. в Троицкий мон-рь из Мангазеи были перенесены мощи св. мч. Василия Мангазейского . В XVII в. была построена церковь в с. Дудинском. В 1844 г. была возведена каменная Введенская ц. Храм быстро пришел в негодность, и в 1855 г. енисейскими казаками Киприяном и Петром Михайловичами Сотниковыми была построена новая деревянная церковь. В 1880 г. иждивением купца Петра Михайловича Сотникова и казака Ивана Даурского, к дудинской церкви была пристроена небольшая колокольня. По данным метрических книг дудинской Введенской ц., до революции 1917 года её приход составлял 1178 человек, 596 человек составляли инородцы, т.е. коренные жители, проживающие по Енисею. В 1719 г. было основано зимовье Инбатское (ныне с. Верхнеимбатск Туруханского р-на), в к-ром появился приход крещеных во время миссионерских поездок Тобольским митр. Филофеем (Лещинским) остяков и был построен Успенский храм. Деревянная ц. в Инбатске сгорала дважды, поэтому после последнего пожара в 1789 г. был построен каменный двухэтажный Успенский храм. В 1803 г. было совершено освящение нижнего храма во имя свт. Николая Чудотворца, а в 1834 г.

http://pravenc.ru/text/2577961.html

В августе 1660 года архиепископ Симеон самовольно выехал в Москву с жалобой на тобольского воеводу, боярина князя И. А. Хилкова. Дело это он не выиграл, но получил полное удовлетворение своего ходатайства о нуждах епархии. 1 марта 1663 года вторично выехал в Москву, по вызову государя. 16 февраля 1664 года уволен на покой и отправлен на обещание в Московский Покровский монастырь. В том же году на него возложена должность смотрителя и старшего справщика церковных книг на печатном дворе в Чудовом монастыре. В 1675 году патриархом Иоакимом послан в Макариев-Желтоводский монастырь для свидетельствования мощей преподобного Макария, скончавшегося 25 июля 1444 года. Скончался архиепископ Симеон в Московском Чудовом монастыре, но неизвестно когда (в 1678 году был еще жив). Архиепископ Симеон был человек прямой, энергичный, ревниво оберегал свои права и отстаивал права угнетаемых. «Повелено нам, богомольцам твоим, – говорил он в одной записке царю, – беспомощным в напастях руку помощи подавать», поэтому у него были частые столкновения с воеводами. Много потрудился святитель над благолепием службы, над благоустройством церквей. Во время его управления Сибирской епархией в ней были основаны монастыри: Межугорский Иоанно-Предтеченский (1653), Кодинский Свято-Троицкий, Спасский в городе Якутске, Турханский Троицкий (1660), Алексиевский (во имя Алексия, человека Божия) в городе Томске (1662), Троицкий в Киренске (1663). Время управления Сибирскою епархией преосвященным Симеоном ознаменовано прославлением некоторых чудотворных икон и явлением мощей мученика Василия Мангазейского († 1602; память 22 марта/4 апреля). В августе 1659 года по благословению архиепископа Симеона было произведено свидетельствование мощей святого Василия. Литература: Стафилевский И. Краткое сказание о жизни и чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. – СПб., 1891. Сулоцкий А. И., протоиерей. Тобольские и томские архипастыри, или Краткая история Тобольской и Томской епархии. – Омск, 1881.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После сооружения первого деревянного храма Святой Троицы в 1664 году монахи возвели еще три деревянных храма, пока не был сооружен великолепный Троицкий храм с приделом в честь Благовещения Божией Матери (1779–1787) по образу одноименного Енисейского енисейскими же мастерами и освящен 29 ноября 1801 года. Материалы доставляли водой из Енисейска. В храме покоятся с 1670 года под спудом мощи святого мученика Василия Мангазейского (ум. в 1602 году). В настоящее время сохранился только нижний корпус здания этого храма. При монастыре были: Троицкий храм, часовня, настоятельский корпус, братский корпус, башня, погреб и баня, на берегу Тунгуски стояла сторожевая башня. Монастырь имел мощный солеваренный завод и торговые магазины в Мангазее и в Енисейске. Монастырская начальная школа для детей коренного населения (1722 год) – первое учебное заведение в Приенисейском крае. Свято-Троицкий Туруханский монастырь – самый северный монастырь в мире. Монастырь участвовал в христианизации местного коренного населения. Так, в 1880х годах игумен монастыря Мисаил распространял православие в далеком от монастыря Красноярском уезде. Туруханская православная миссия (основана при Троицком монастыре) состояла из двух священников и двух причетников (1850), имела походный храм. За 22 года просветительской деятельности миссионеры Туруханской православной миссии крестили в православную веру более 3 тыс. человек коренного населения. Во все времена в Туруханск отправляли ссыльных. Была тюрьма и на территории монастыря. В эти края обычно ссылали старообрядцев, но также и настоящих преступников. Позже сюда ссылали декабристов. В 1827 году в монастыре находился декабрист Н.С. Бобрищев-Пушкин. В Туруханской ссылке побывали и многие известные революционеры. В советское время сюда переводили особо опасных и неугодных заключенных с Соловков. В 1924 году здесь был в ссылке святитель Лука (Войно-Ясенецкий) . Владыка служил в храмах монастыря, проповедовал, работал в городской больнице. Позднее, в 40е годы, какой-то период он занимал Красноярскую кафедру. И хотя святитель Лука. прославлен как архиепископ Крымский, его с полным основанием можно называть архиепископом Красноярским и Енисейским. Святитель особо, наряду с Василием Мангазейским, почитается в Туруханске. Оба они – святые целители.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с  проповедью . По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл  напутствовал  епископа Серафима на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение. Приветствуя Святейшего Патриарха, митрополит Пантелеимон рассказал об истории Кировского района, основанного в 30-х годах прошлого века на правом берегу р. Енисей как рабочий пригород. С первых дней Великой Отечественной войны здесь было развернуто масштабное производство. Но также, по словам иерарха, эти места помнят и страдания преследуемых за веру. На берегу Енисея, на месте массовых казней, сейчас установлена мемориальная часовня в честь святителя Николая Чудотворца. Митрополит Пантелеимон преподнес Его Святейшеству икону святых земли Сибирской с изображением святого мученика Василия Мангазейского, святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и святого праведного Даниила Ачинского. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Путешествуя по всей Святой Руси — по России, по Украине, по Беларуси, по Казахстану, по Молдове — я вижу грандиозное возрождение духовной жизни нашего верующего народа, единого народа, составляющего многомиллионную Русскую Православную Церковь. И особенно радуюсь я тому, что происходит в Сибири. Сибирь более всего пострадала в годы гонений, больше всего храмов было уничтожено в Сибири, на Дальнем Востоке и на севере России, и вот сегодня мы восстанавливаем эти храмы. По милости Божией, решением Священного Синода образована здесь, в центре России, в Красноярском крае, Красноярская митрополия в составе трех епархий. И сделано это не для того чтобы умножать лик начальствующих, а для того чтобы каждый архиерей был ближе к своему народу, ближе к духовенству, чтобы чувствовал биение пульса, видел реальные потребности, реальные проблемы, чтобы было как можно меньше посредников между архиереем и реальной жизнью реальных людей. И по милости Божией мы будем строить новые храмы, создавать образовательные, социальные, культурные центры, чтобы жизнь людей воссоединилась с жизнью Церкви, чтобы благодать Духа Святого пронизала нашу повседневную реальность».

http://patriarchia.ru/db/text/2467089.ht...

После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью . По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Серафима на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение. Приветствуя Святейшего Патриарха, митрополит Пантелеимон рассказал об истории Кировского района, основанного в 30-х годах прошлого века на правом берегу р. Енисей как рабочий пригород. С первых дней Великой Отечественной войны здесь было развернуто масштабное производство. Но также, по словам иерарха, эти места помнят и страдания преследуемых за веру. На берегу Енисея, на месте массовых казней, сейчас установлена мемориальная часовня в честь святителя Николая Чудотворца. Митрополит Пантелеимон преподнес Его Святейшеству икону святых земли Сибирской с изображением святого мученика Василия Мангазейского, святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и святого праведного Даниила Ачинского. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Путешествуя по всей Святой Руси — по России, по Украине, по Беларуси, по Казахстану, по Молдове — я вижу грандиозное возрождение духовной жизни нашего верующего народа, единого народа, составляющего многомиллионную Русскую Православную Церковь. И особенно радуюсь я тому, что происходит в Сибири. Сибирь более всего пострадала в годы гонений, больше всего храмов было уничтожено в Сибири, на Дальнем Востоке и на севере России, и вот сегодня мы восстанавливаем эти храмы. По милости Божией, решением Священного Синода образована здесь, в центре России, в Красноярском крае, Красноярская митрополия в составе трех епархий. И сделано это не для того чтобы умножать лик начальствующих, а для того чтобы каждый архиерей был ближе к своему народу, ближе к духовенству, чтобы чувствовал биение пульса, видел реальные потребности, реальные проблемы, чтобы было как можно меньше посредников между архиереем и реальной жизнью реальных людей. И по милости Божией мы будем строить новые храмы, создавать образовательные, социальные, культурные центры, чтобы жизнь людей воссоединилась с жизнью Церкви, чтобы благодать Духа Святого пронизала нашу повседневную реальность».

http://pravoslavie.ru/56046.html

Поновление игум. Герасимом (Кремлёвым) Тихвинской иконы Божией Матери. Миниатюра из рукописи XVIII в. (Отдел редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН) Поновление игум. Герасимом (Кремлёвым) Тихвинской иконы Божией Матери. Миниатюра из рукописи XVIII в. (Отдел редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН) В 1646 г. по благословению Г. в Тобольске началось строительство деревянной соборной ц. Софии, Премудрости Божией о 13 главах (в честь Спасителя и 12 апостолов) взамен сооруженной при архиеп. Киприане в 1621-1624 гг. и сгоревшей 14 авг. 1643 г.; одновременно заново отстроили архиерейский дом и подворье (вместо сгоревших в 1643). Софийский собор был освящен 13 авг. 1648 г. и просуществовал до 1677 г. По благословению Г. для него были написаны «иконы деисус, праздники, и пророки, и праотцы, и иные иконы», в т. ч. храмовая икона Софии, Премудрости Божией (по ее образцу в 1673 написал икону Софии Премудрости тобольский летописец и иконописец С. У. Ремезов). В 1649 г. в Мангазее были явлены мощи прав. Василия Мангазейского , от к-рых начали происходить многочисленные чудотворения. По-видимому, в Сибири Г. не оставлял занятий иконописанием. Н. А. Абрамов сообщал, что в Иоанновском Межигорском мон-ре неподалеку от Тобольска находился образ свт. Николая Чудотворца, как свидетельствует надпись на нем, созданный Г. в 1645 г. ( Абрамов Н. А. Старинные иконы в Тобольской епархии//ИИАО. 1859. Т. 1. Вып. 6. С. 352-357). Возможно, Г. в период игуменства в Тихвинском мон-ре был причастен к составлению одной из Пространных редакций «Сказания о Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы». Предположительно архиерей является автором рукописного «Алфавита неудобь разумеваемых речей, иже обретаются во святых книгах славенского языка» (книга содержит запись-автограф Г. 1645 г.: «Сия книга, глаголемая Алфавит, Сибирскаго архиепископа Герасима» - Ромодановская. С. 345). В Тобольске по благословению Г. дьяк С. Есипов в 1642 г. создал Пространную редакцию «Сказания об Абалацкой иконе Божией Матери» (сохр. рукопись с выходной записью, к-рая об этом сообщает - РГБ. Унд. 400. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/164579.html

Арх.: РГАДА. Сибир. приказ. Стб. 348. Л. 542-572. Ист.: Сборник Едомского/Сообщ. Н. Барсуков. СПб., 1989. (ПДПИ; Т. 79); Повесть о блж. Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого мон-ря//Иркутские ЕВ. 1864. 7, 8, 10-12, 14, 17-19, 21, 23; Житие Василия Мангазейского и повествование о начале Туруханского Троицкого мон-ря/Под ред. П. Е. Островских. СПб., 1910; Описание о Российских святых. С. 174; Житие св. прав. Василия Мангазейского/Публ. прот. Б. Пивоварова//ЖМП. 1977. 11. С. 59-74; Ромодановская Е. К. Легенда о Василии Мангазейском//Новые мат-лы по истории Сибири досоветского периода. Новосиб., 1986. С. 190-210; Житие Василия Мангазейского//Лит. памятники Тобольского архиерейского дома XVII в./Изд. подгот. Е. К. Ромодановская и О. Д. Журавель. Новосиб., 2001. С. 345-352; Отписка царю Алексею Михайловичу о посылке списка чудес Василия Мангазейского//Там же. С. 303-304; Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 138-144; Май. Ч. 1. С. 404; Май. Ч. 3. С. 37; Июнь. Ч. 1. С. 333, 336. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 123-127; Пестов И. Записки об Енисейской губ. Вост. Сибири, 1831 г. М., 1833. С. 209-210, 211-222; Абрамов Н. Блж. мч. Василий Мангазейский//Странник. 1866. Т. 4. Дек.; Барсуков. Источники агиографии. СПб., 1882. Стб. 88-89; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 83; Оглоблин Н. Н. Мангазейский чудотворец Василий: (К рус. агиографии)//ЧОИДР. 1890. Кн. 1. Отд. 2. С. 1-8; Буцинский П. Н. Мангазея и Мангазейский уезд (1601-1645). Х., 1893; Голубинский. Канонизация святых. С. 319, 460, 582; Никодим [Казанцев], еп. Мое путешествие из Красноярска в Туруханск и обратно//Енисейские ЕВ. 1908. 2; Богоявленский С. , свящ. Нечто о Василии Мангазейском//Енисейские ЕВ. 1908. 7; Бахрушин С. В. Легенда о Василии Мангазейском// он же. Науч. труды. М., 1955. Т. 3. Ч. 1. С. 331-354; Ромодановская Е. К. Житие Василия Мангазейского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 335-336; Кротов М. Г. Актовые источники Повести о Василии Мангазейском//Источники по истории общественной мысли и культуры эпохи позднего феодализма. Новосиб., 1988. С. 127-140; Афанасий (Сахаров), иером. О внесении в церковные месяцесловы всех рус. памятей//БТ. 1998. Сб. 34. С. 357-358; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 71. 87; Жития Сибирских святых: Сибир. патерик. Новосиб., 1999. С. 7-12.

http://pravenc.ru/text/150815.html

Только 8 церковнослужителей, не имевших систематического богословского образования, но знавших все церковные каноны и предписания, были старше 40 лет. Значительное число иереев (22) были старожилами, знавшими местные условия и нужды своих прихожан, но не имели систематического образования. На 1 окт. 1924 г. только в 67 приходах Ачинского у. было 66 протоиереев и священников. Несмотря на репрессии кон. 20-х гг. XX в., в регионе сохранилась легальная административно-церковная система. После перерегистрации религиозных общин в кон. 1929 г. только в Минусинском окр. действовали 96 патриарших и 26 обновленческих приходов. В кон. 20-х гг. XX в. на территории края существовали самостоятельные Красноярская и Минусинская епископии. В янв. 1934 г. была образована самостоятельная Ачинская епископия. В рамках атеистической пропаганды в 1931-1934 гг. в регионе было закрыто, по офиц. данным, 19 церквей, из них 2 были снесены, 1 отдана под школу, все остальные использовались в культурно-просветительских целях. Массовое закрытие правосл. храмов началось во 2-й пол. 30-х гг. XX в. В 1935-1941 гг. в крае закрыли 181 церковь. Из-за жесткого контроля церковная жизнь ушла в «катакомбы», что позволило сохранить общины верующих. Священники совершали групповые крещения, заочные отпевания, исповеди по переписке. Возникло такое явление, как «попы-передвижники», когда священники ездили из деревни в деревню и обслуживали население. Возникло «самосвятство», когда сами верующие объявляли себя посвященными в сан священника и совершали религ. требы на дому (ГА Красноярского края. Ф. П-26. Оп. 1. Д. 152. Л. 54 об.- 55; Д. 844. Л. 132, 133; Ф. П-1474. Оп. 1. Д. 351. Л. 36). Часовня во имя мч. Василия Мангазейского на территории Троицкого кладбища в Красноярске. Фотография. 2008 г. Часовня во имя мч. Василия Мангазейского на территории Троицкого кладбища в Красноярске. Фотография. 2008 г. В 1942 г. Красноярская епархия была восстановлена. В период Великой Отечественной войны духовенство Красноярской епархии сыграло значительную роль в сборе денег на нужды фронта.

http://pravenc.ru/text/2458975.html

прав. Василия Мангазейского, и были найдены фрагменты его останков, которые ныне находятся в мон-рском храме и являются главной святыней епархии. В 1995 г. был образован приход в р-не Кайеркан г. Норильска, обустроен временный храм, в к-ром совершаются богослужения. В 2006 г. в Норильске был образован приход во имя свт. Луки, архиепископа Красноярского. В 2010 г. был заложен новый храм, основная часть строительных работ завершилась к 2018 г. Ист.: Письма преосв. Никодима [Казанцева], еп. Енисейского и Красноярского к проф. И. В. Платонову. Серг. П., 1896; Определения Освященного Собора РПЦ//ЖМП. 1990. 9. С. 6-9 (здесь С. 7). Лит.: Повесть о блж. Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого мон-ря//Иркутские ЕВ. 1864. 7, 8, 10-12, 14, 17-19, 21, 23; Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. СПб., 1865, 2014. 2 т.; Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886; Буцинский П.Н. К истории Сибири: Мангазея и мангазейский уезд (1601 г.–1645 г.)//Зап. Имп. Харьковского ун та. Х., 1893. Кн. 1. С. 33-98; Урванцев Н. Н. Таймыр – край мой северный. М., 1978; Зольникова Н. Д. Ведомость 1781 г. о составе приходов Тобольской губ.//Христианство и церковь в России феод. периода: Мат-лы/СОАН СССР, ИИФиФ. Новосиб., 1989. С. 261–315; Степанов А. П. Енисейская губерния. Красноярск, 1997; Красноярский материк: Времена. Люди. Документы. Красноярск, 1998; Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. «Я полюбил страдание….»: Автобиография. М., 2000; Визгалов Г. П. Русское посадское домостроение на севере Зап. Сибири в XVII в. (по мат-лам новых исслед. Мангазеи)//Русские: Мат-лы VII Сибирского симп. «Культурное наследие народов Зап. Сибири» (9-11 дек. 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 19 – 25; Дулов А. В., Санников А. П. Православная церковь в Вост. Сибири в XVII – нач. XX в. Иркутск, 2006; Пархимович С. Г. Новые исследования мангазейского городища//Земля Тюменская: Ежег. Тюменского обл. краевед. Музея, 2005. Тюмень, 2006. Вып. 19. С. 159–167; Потапов И. Ф. Енисейская губерния: История в документах и фотографиях.

http://pravenc.ru/text/2577961.html

7) ОГРАДА на 216 саженях с 4 башнями. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 47 душ крестьян; а по Штатам оставлен на своём содержании. Малоярославецкий монастырь Малоярославецкий Николаевский Черноостровский мужской, упразднённый. См. Черноостровский Николаевский Малоярославецкий. Малышевский монастырь Или на Малышеве Горе Иванский Ладожский мужской, упразднённый. Находился близ Старой Ладоги. В нём исстари была церковь во имя Иоанна Предтечи, а около 1628 года построена во имя Вознесения Господня с трапезой. Тогда, т. е. в 1628 году, было 8 келий новых. Игумен Иона. См. Иоанновский Предтечев Староладожский. Мальский или на Малах Рождественский монастырь Мужской, упразднённый и в приходскую церковь обращённый. Находился от пригорода Изборска в 4 вёрстах, и был приписан до Штатов 1764 года к Псковскому Архиерейскому дому. Монастырь этот основан Преподобным Онуфрием, скончавшимся в 7000 году, Июня 12. В нём ЦЕРКВИ две: 1) во имя Рождества Божьей Матери; 2) Преподобного Онуфрия, Основателя этой обители, которого и мощи почивают в ней под спудом. Мамантова Николаевская пустынь Мужская, упразднённая. До Штатов 1764 года находилась в Тамбовской Епархии и была приписана к Савину Сторожевскому монастырю. Мангзейский или Туруханский Троицкий монастырь Тобольский Епархии мужской, упразднённый. Находился прежде в городе Мангазее, иначе называемом Турухане, при устье реки Нижней Тунгуски, впадающей в Енисей. Строения в нём были все деревянные; потом перенесён за 32 версты от прежнего места. В нём почивают мощи под спудом мученика Василия Мангазейского. Настоятельство было Игуменское. Прибавление из VI тома Маркова Введенская пустынь Мужская. Находилась в Вологодском уезде, близ заднего села, на озере Белавинском. См. Белавинская Богоявленская пустынь. Мартемьянов монастырь Так именовался Ферапонтов Белоезерский, по имени Преп. Мартиниана, преемника Ферапонтова. См. ч. VI, стр. 853. PDF стр. 854–855. Текст начало «Но по 8 летах и сам Преподобный Масленская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010