Окончательному разрушению обитель подверглась в 1933 году, были поруганы и мощи святого мученика Василия Мангазейского. О месте их нахождения долгое время ходили легенды. Почитание святого угодника не угасало никогда: и в советское время в Туруханск приезжали не только туристы, но и паломники, которые прикладывались к стенам храма, превращенного в склад. Богатая библиотека монастыря частично сохранилась в краевом архиве и отделе редких книг краевой научной библиотеки. С 1991 года в Свято-Троицком монастыре возродилась богослужебная жизнь. В 1994 году здесь возникло самое северное сестричество – во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Наконец, в 1996 году, определением Священного Синода, открылся Свято-Троицкий Туруханский мужской монастырь. При восстановлении соборного Троицкого храма монастыря были чудесным образом обретены нетленные мощи святого Василия Мангазейского в сентябре 1997 года. В монастыре два храма под одной крышей: соборный Троицкий с Благовещенским приделом с северной стороны. После того как в январе 2004 года Троицкий храм отреставрировали, святые мощи были перенесены туда. Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь Россия, Московская обл., г. Коломна, ул. Голутвинская. Голутва – «вырубка, поляна в лесу». Такая голутва была недалеко от Коломны в одном из лесных непроходимых массивов на слиянии двух замечательных русских рек: Моск вы и Оки. Здесь преподобным Сергием Радонежским по просьбе Московского князя Дмитрия Донского в 1385 году был основан монастырь, в год его примирения с рязанским князем Олегом, и назван Голутвиным. Вместе с Бобреневским монастырем он являлся «сторожем» на подступах к Коломне и играл значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке. Великий князь Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители, и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями вели кий князь пожертвовал монастырю из своей молельной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор преподобного Сергия пал на инока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

«При почтеннейшем отношении вашего сиятельства изволили доставит мне в списке представление к вашему сиятельству г. Тобольского гражданского губернатора, что в городе Туруханске повальная болезнь появилась и что жители города того по старому суеверию приписывают сие приключение Божиему гневу за то, что иконы святого мученика Василия Мангазейского, находящиеся в Троицком тамошнем монастыре, вынесены из церкви, мощи его скрыты ы отправляемые в честь ему службы престали. В сей же бумаге показаны распоряжения при сем происшествии местного преосвященного по сношению с ним Тобольского г. губернатора, и (пропущено: изволите?) объявить, что на доклад вашего сиятельства о сем Его Императорское Величество высочайше повелеть соизволил, дабы я, рассмотрев и сообразив их, уведомил ваше сиятельство для немедленного донесения Его Величеству о заключении моем, какие меры в сем случае наиудобнее приняты быть могут, согласуй и настоящее беспокойство жителей Туруханских и обстоятельство, чтобы суеверие не могло сугубо тут вкорениться. Во исполнение чего честь имею вашему сиятельству сообщить, что учиненное по сему делу им, преосвященным, распоряжение признаю обстоятельству сообразным, а сверх того полагаю чрез негоже дозволить, снисходя усердию жителей, производить моление, не запрещая как образ· поставить, так и надгробие поднять по-прежнему впредь до исследования о житии имощах Василия Мангазейского (которого наследования однако же не делать), ибо опыты показали, что таковые в народе движения успокаиваются одним снисхождением, а продолжение времени, в которое не было ни запрещений каковых-либо, ни исследований, прохлаждало жар и тем самое суеверие ежели не испровергало, по малой мере много уменьшало. Касательно нынешней болезни нужно взять осторожность гражданскому начальству, чтоб, не допущая народ в церкви стесняться, удалить прикосновение к больным, в чем и игумену того монастыря благоразумными наставлениями вспомоществовать, что по немноголюдству города удобно кажется сохранить можно. Впрочем, какое последует высочайшее о сем повеление, прося покорнейше меня известить» (напечатано в 1 кн. Чтен. Общ. Ист. и Древн. за 1896-й год, – Смеси стр. 18–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Рыбникове, Рыбинский острог при р. Верхней Тунгузке, Тасеевский при р. Усолке, Дубческая слобода при р. Енисее. В Мангазейском уезде – самом обширном, простиравшемся от Обской губы до р. Анабары, русских жителей было еще меньше. Безлюдный город Туруханск (осн. в виде зимовья еще в 1607 г.), Троицкий монастырь – при впадении Нижней Тунгузки в Енисей, поставленный в 1660 г. старцем Тихоном, куда в 1670 г. были перенесены из Старой Мангазеи мощи убиенного 19-летнего юноши Василия Мангазейского, два-три погоста, 15 казенных зимовьев, кроме промышленных, вот и все населенные места Мангазейского уезда. В Красноярском уезде, также обширном, как и Енисейский уезд, населения было в семь раз больше. В нем было 5 острогов – вверх по Енисею – Караульный, Абакинский (осн. 1707 г.), Саянский (осн. 1718 г.), к востоку Канский на р. Кане, Удинский при р. Уде и Наупорожная слобода. 396 Сравнительная густота населения Красноярского уезда объясняется тем, что в бассейнах Енисея, а также Лены, русская колонизация тяготела к югу и юго-востоку, а не к холодному северу. Из Илимского острога, осн. в 1631 г., ныне заштатного города Киренского округа Иркутской губернии, еще в 1647 г. снаряжена была знаменитая экспедиция Хабарова. Побывав в Якутске в 1650 г., Ерофей Хабаров очутился на Амуре, а в 1651 г. – основан Албазинский острог, уничтоженный по Нерчинскому трактату в 1689 г. 397 В сороковых годах XVII века возникают остроги Верхоленский (1641 г.), Ангарский (1647 г.), Нижнеудинский (переименованный так в 1649 г. из Торгового городка, осн. в 1648 г.), Братский острог, осн. в 1648 г., для покорения бурят; в 1649 г. возник Верхнеудинский острог. В 1652 г. было поставлено Иркутское Зимовье, в верховьях Ангары, близ устья Иркута; с 1661 г. оно переименовано в острог. В 1653 г. был основан Балаганский острог для сбора ясака с бурят, в 1654 г. – Нерчинский на левом берегу р. Нерчи, в 1690 г. переделанный в крепость; в 1666 г. построен Селенгинский острог, 398 также перестроенный в 1726 году в крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

При следующем митрополите Сибирском и Тобольском Антонии (Стаховском; 1721–1740) мощи святого Василия были сокрыты под спудом, в земле, в пределах монастырской ограды; над этим местом устроили часовню. В 1788 году гроб святого вновь показался из земли наружу. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес его во вновь построенный каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и устроил особое надгробие. Все это время местное почитание святого Василия практически не прекращалось: верующий народ по-прежнему прибегал к его молитвенному предстательству и по вере своей получал облегчение в болезнях и исцеления. Почитание святого Василия Мангазейского немало способствовало обращению из язычества в Православие различных местных народностей Севера: тунгусы, эвенки и юраки молились святому как покровителю охотников. В конце 1802 года – начале 1803 года Туруханский край охватила эпидемия. Жители Туруханска усмотрели причину бедствия в том, что иконы святого Василия вынесены из Троицкого монастыря, мощи его находятся под спудом, а службы в его честь прекращены. Архиепископ Тобольский Амвросий (1806–1822) предписал игумену Туруханского Троицкого монастыря внести в соборный храм образ святого Василия и не чинить препятствий к его почитанию. В 1907 году по благословению Святейшего Синода было отпечатано цветное литографическое изображение святого Василия Мангазеиского. На иконах святого Василия изображают «лицем млада, мала возрастом, образом священнолепна, очи имуща светлы, взирающе прелюбезне, власы же главы его русы». Среди жителей Туруханска сохранилось предание, что несколько десятилетий назад святой Василий явился во сне одному благочестивому эвенку и повелел ему взять из монастырского храма святые мощи и сокрыть их в тайге, что и было исполнено. Память святому Василию Мангазейскому совершалась первоначально 6 июля, в день явления из земных недр его мощей; 10 мая совершалось торжество перенесения мощей святого из Мангазеи в Туруханск. 22 марта является днем особого празднования памяти святого Василия Мангазеиского, тезоименитого прославляемому в этот день Церковью священномученику Василию Анкирскому († IV в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1652 г. при воеводе Игнатии Степановиче Корсакове гроб Василия с нетленным телом показался поверх тины. Мангазейцу Степану Ширяеву, который ещё раньше того заметил этот гроб, но оставил без внимания, явился в видении молодой человек, без бороды, с светлыми волосами и в белой рубашке; другие промышленники получали разные исцеления у гроба. Предание сказало, какой страдальческой смертью и за что умер сокрытый во гробе. Гроб вынули и поставили в сухое место, а над ним выстроили часовню. Здесь многие получали помощь в нуждах и болезнях, совершая панихиды о покое убиенного Василия. В марте 1670 г. старцу Тихону, основавшему за 10 лет перед тем монастырь на Енисее, является молодой человек с белокурыми волосами, без бороды, в белой одежде и приказывает идти в Мангазею за его телом; «я – тот самый Василий, говорил явившийся, о котором много говорят в народе и который замучен воеводой Пушкиным». Тихон за 500 вёрст отправился в Мангазею, которая теперь уже приходила в запустение и уступала своё значение новой Мангазее 227 . Он обрёл в указанном месте нетленное тело и 10 мая принёс его на себе в обитель. Житие рассказывает об исцелении многих больных, призывавших имя Василия в обители или на месте кончины. В часовне, на месте древней Мангазеи, и теперь видят звериные шкуры, – приношения Юраков и других инородцев, и каждый считает святотатством взять что-нибудь из часовни в собственность. У поселенцев Туруханского края с 1672 г. сохраняются иконы св. Василия Мангазейского. На одних он представляется свежим, белокурым юношей, в белой рубашке, а сбоку представлено истязание ему при купце и воеводе; на других изображён Троицкий Туруханский монастырь, а над ним молящийся Василий, в рубашке и без обуви; в 25 день марта в обители Троицкой совершается всенощное служение, в честь св. Василия 228 . Почитая память св. Василия, повторим учение Апостола о добродетели, за которую пострадал Василий. «Храни себя в чистоте, поучает Апостол ( 1Тим.5:22 ). Заботься о том, чтобы быть святым по телу и душе ( 1Кор.7:34 ). Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни пьяницы, ни хищники не наследуют Царствия Божия ( 1Тим.6:9–10 ). Тело не для блуда, а для Господа, и Господь для тела ( 1Тим.6:13 ). Блуд и всякая нечистота и любостяжание даже и именоваться не должны у вас, как прилично святым ( Еф.5:3 ). Умертвите земные члены ваши – блуд, нечистоту, сладострастие, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1652 году при воеводе Игнатии Степановиче Корсакове гроб Ва­силия с нетленным телом показался поверх тины. Мангазейцу Степану Ширяеву, который еще раньше того заметил этот гроб, но оставил без внимания, явился в видении молодой человек, без бороды, со светлыми волосами и в белой рубашке; другие промышленники получали разные исцеления у гроба. Предание сказало, какою страдальческою смертью и за что умер скрытый во гробе. Гроб вынули и поставили в сухое место, а над ним выстроили часовню. Здесь многие получали помощь в нуждах и болезнях, совершая панихиды о покое убиенного Василия. В марте 1670 года старцу Тихону, основавшему за 10 лет пред тем монастырь на Енисее, является молодой человек с белокурыми волоса­ми, без бороды, в белой одежде и приказывает идти в Мангазею за его телом. «Я – тот самый Василий, – говорил явившийся, – о котором много говорят в народе и который замучен воеводою Пушкиным». Тихон за 500 верст отправился в Мангазею, которая теперь уже прихо­дила в запустение и уступала свое значение новой Мангазее 460 . Он обрел в указанном месте нетленное тело и 10 мая принес его на себе в обитель. Житие рассказывает об исцелении многих больных, призывав­ших имя Василия в обители или на месте кончины. В часовне на месте древней Мангазеи и теперь видят звериные шкуры, – приношения юраков и других инородцев, и каждый считает святотатством взять что-нибудь из часовни в собственность. У поселенцев Туруханского края с 1672 года сохраняются иконы святого Василия Мангазейско- го. На одних он представляется свежим, белокурым юношею, в белой рубашке, а сбоку представлено истязание ему при купце и воеводе; на других изображен Троицкий Туруханский монастырь, а над ним молящийся Василий, в рубашке и без обуви; в 25 день марта в обители Троицкой совершается всенощное служение в честь святого Василия 461 . Почитая память святого Василия, повторим учение апостола о до­бродетели, за которую пострадал Василий. Храни себя чистым, – поуча­ет Апостол ( 1Тим. 5, 22 ). Заботься о том, чтобы быть святым телом и душой (см. 1Кор. 7, 34 .). Не обманывайтесь: ни блудники, ни идо- лослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6, 9–10 ). Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела ( 1Кор. 6, 13 ). Блуд и всякая нечистота и любо­стяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф. 5, 3 ). Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение ( Кол. 3, 5 ). День двадцать четвертый. Страдание Стефана и Петра, мучеников Казанских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

IV. Смесь 1. Приступ турок под Очаков в 1737 г. Сообщил И.С. Беляев 2. К истории западнорусских церковных братств. Патриаршая грамота на учрежде-ние Минского Петропавловского братства в 1620 г. Сообщил Член-Соревнователь А.И. Миловидов 3. Синодик благочестивых князей гор. Слуцка. Сообщил Член-Соревнователь А. Миловидов 4. Наставление XVII в. библиотекарю С.Б. 5. О мощах св. Василия Мангазейского. Отношение Амвросия митрополита Нов-городского к министру внутренних дел (от 15 мая 1803 года). Сообщил И.Ф. Русанов 6. О построении Московского Покровского (Василия Блаженного) собора. (Новые летописные данные). Священник Иван Кузнецов 7. 1587 г. февраля 24 д. Грамота боярина и конюшего Б.Ф. Годунова в Кокшенской стан выборным судьям об отводе порожних земель и лесу к монастырю святителя Нико-лая на Маркуши. Сообщил Действит. Член А.Н. Зерцалов 8. Материалы для истории патриарха Московского Питирима. Сообщил М.Г. По-пов Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1896 год. Книга вторая Объявление о пятом соискании премии Г.Ф. Карпова I. Материалы исторические 1. Из актов Тверского Огроча монастыря (7052–7146 гг.). Сообщил Член-Соревнователь С.А. Шумаков 2. Церковные земли в Ростовском уезде в XVII в. Сообщил Действит. Член А.А, Титов II. Материалы историко-литературные 1. Письма Павла Иосифа Шафарика к О.М. Бодянскому (1838–1857 гг.). С прило-жением писем П.И. Шафарика к В.И. Григоровичу (1852–1856 гг.). Приготовлены к изда-нию Действит. Членом П.А. Лавровым и Членом-Соревнователем М.Н. Сперанским (Окончание) III. Материалы иностранные 1. Какаш и Тектандер. Путешествие в Персию через Московию 1602–1603 гг. Пе-ревод с немецкого Члена-Соревнователя А.И. Станкевича IV. Исследования 1. Сильвестр Медведев. (Его жизнь и деятельность). Опыт церковно-исторического исследования Александра Прозоровского. (Глава 1-ая: очерк литературы. – Глава 2 и 3: С. Медведев до 1678 г.) V. Смесь 1. 1506 г. февраля 11. Грамота великого князя Василия Ивановича Владимирскому Рождественскому монастырю с подтверждениями 1534 и 15551 годов царя Ивана IV-ro. Сообщил Действит. Член А. Н. Зерцалов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Память свт. Василию отмечается 3/16 июля и 10/23 июня (обретение мощей в 1609). Василиск Сибирский Преподобный старец († 29.12.1824), пустынник и молитвенник XVIII-XIX вв. Он жил отшельником в лесах Чувашии, потом среди брянских пустынников при известном старце прп. Адриане, от которого и принял постриг в мантию с именем Василиск. Здесь он встретил своего будущего сомолитвенника и друга прп. Зосиму (Верховского) . Трогательная духовная дружба связала их на всю жизнь. Василий теплый Народное название двух дней в году. 1) Свмч. Василия, пресвитера Анкирского (362–363), 22 марта/4 апр. Утром в этот день выходили смотреть восходящее солнце: если вокруг него замечали красные круги, то считали, что урожай будет хороший. В этот день полагалось также печь калачи, своей формой символизировавшие солнце. До приема другой пищи считалось необходимым съесть по калачу. По крестьянским поверьям, родившийся в этот день будет отличаться удалью и веселым характером. Крестьяне верили, что из них получаются хорошие кузнецы. 2) Св. прав. Василия Мангазейского (1600), 23 марта/5 апр. По крестьянским поверьям, в этот день прилетают зяблики, «весну-красну торопят, на хвосте приносят». В это время очищали дом от мусора и кропили святой водой от нечистой силы. Первым делом сжигали залежалую за зиму солому из матрацев. Вместе с соломой сжигали и другой сор. Бабы в доме мыли полы, лавки, стены. Чтобы избавиться от затхлого запаха, с чердака приносили душистые травы. Считалось, что родившийся в этот день будет заботиться о домашнем порядке и сумеет бороться с нечистой силой. Василиса (Василиса-Домна) Народное название дня мц. Василисы 3/16 сент., На Василису бабы собирали в доме всякую рухлядь, чтобы обрести благополучие на осень. Особенно ценились ошметки, стоптанные лапти как верное средство от сглаза; их вешали в хлевах, на заборах и пр. Празднуемая в этот же день мц. Домна была олицетворением домашнего порядка. Василиса в былинах 1) Василиса Микулишна, жена Ставра Годиновича, хвастающего ею на пиру у кн. Владимира и посаженного за это в погреба глубокие; Василиса является к князю, выдавая себя за посла Василия, приехавшего свататься к племяннице его, Забаве Путятичне. Когда подозревают ее пол, то она устраняет это подозрение силой, ловкостью, хитростью и проворством. После пира, на который позвали Ставра играть на гуслях, Василиса просила у князя позволения погулять со Ставром и, открывшись своему мужу, возвращается с ним к Владимиру. 2) Василиса Никулишна, жена Данилы Ловчанина; желая жениться на ней, кн. Владимир посылает убить Данилу его же братьев (родного и названного), но Данила сам себя убивает. Василиса просит у князя позволения проститься со своим мужем и убивает себя у его трупа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При построении каменного храма мощи преподобного видели нетленными и над ними построен был храм в его имя 456 . Ныне местное празднование преподобному совершается 15 мая, в день иноческого Ангела преподобного. В приходском храме закрытого Сыпанова мона­стыря в день памяти преподобного бывает многочисленное стечение народа, и верующие получают исцеления при раке преподобного. Страдание святого Василия Мангазейского Блаженный Василий, по рукописному житию его 457 , был ярослав­ский уроженец, сын ярославского мелкого торговца Феодора. Поступив в приказчики к богатому купцу, отправился он с его товарами в Ман- газею, тогда новое поселение русских между инородцами на реке Тазе. Блаженный Василий с юных лет жил в страхе Божием: он усердно молился Богу и хранил себя в чистоте. Купец-хозяин был человек сла­дострастный и жестокий; он хотел пользоваться Василием как орудием для удовлетворения скотским страстям. К сожалению, это тогда бывало нередко между поселенцами Сибири, – так показывает строгая грамота патриарха 458 . Но чем общее был гнусный порок, тем строже был к себе богобоязненный Василий. Он был честен и верен хозяину по торговле, но твердо помнил, что не призвал нас Бог на нечистоту, а на святость. Купец за несогласие на его дикую волю грозил мщением; 19-летний Василий предал себя в волю Божию. В рукописных святцах читаем: «святой мученик Василий отрок, иже в Мангазеи граде, новый чудот­ворец, пострадавший от господина своего за целомудрие». По руко­писному житию, это было так. В праздничную утреню обкрадена была лавка у купца. Купец донес о том воеводе Пушкину и объявил, что это воровство – дело Василия, не могло оно совершиться без его участия. Пушкин, по настоянию озлившегося купца, тотчас же велел привести Василия в съезжую избу и подверг его пытке. Василий говорил одно, что он – невинен. Пытки были так жестоки, что Василий несколько раз падал мертвым, но, приходя в себя, повторял, что он невинен. Рассви­репевший хозяин ударил связкой ключей в висок Василия; страдалец тяжело вздохнул и закрыл глаза. Когда снова подняли его на дыбу, уви­дели, что он уже скончался. Пушкин приказал немедленно положить тело в гроб и бросить в болотистое место, подле съезжей избы, в которой замучен был Василий; гроб погружен был в болото, и чрез него поло­жили доски для прохода просителей, стрельцов и других, в съезжую избу. Так думали скрыть преступление несчастные грешники 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

648 Не совсем понятно, что архиепископ доносил св. Синоду слишком много спустя времени после Консистории. Не дается знать в доношении, но, может быть, дело нужно понимать так, что жители города Ржева подавали протест в св. Синод и что последним нарочито было требовано объяснение от архиепископа. 650 В 1703-м году митрополит Тобольский Филофей Лещинский хотел было перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск, но Петр Великий запретил это. В 1719-м году Филофей, бывший тогда уже схимником Феодором и после отказа от кафедры снова временно занимавший ее, свидетельствовал мощи Василия и после свидетельства запечатал их своею печатью и велел скрыть в землю, что и было сделано, см. хранящееся в архиве св. Синода дело 1744-го года о мощах несвидетельствованных, лл. 423–424 об. (рапорт св. Синоду митрополита Тобольского Антония от 7-го Февраля 1746-го года). 651 В отношении митр. Амвросия к министру внутренних дел дается знать, что когда-то до 1803-го года Василию Мангазейскому было праздновано как святому и что потом прекращено было празднование, – стр. 459 нач. 656 Из Монастырского Приказа, который распоряжался погребением св. Димитрия, нарочито предписано было казначею Яковлевского монастыря выслать камнем его могилу. Казначей не исполнил предписания Приказа, может быть, потому, что Димитрий вовсе не оставил денег на свое погребение (в своем духовном-завещании он писал: «Никто же убо да трудится по смерти моей, испытуя или взыскуя какового-либо келейного моего собрания, ябо ниже на погребение что оставляю, ни на поминовение, да нищета иноческая наипаче на кончине явится Богу; верую бо яко приятнее Ему будет, аще и едина цата по мне не останет, неже еда бы многое собрание было раздаваемо»). Но странно, что на этот оскорбительный для чести святителя обруб не обратил своего внимания погребавший его  Стефан Яворский . 657 Слов, поставленных в скобах, не читается в беловом подлиннике, находящемся в архиве св. Синода, но они читаются в списке, который имеем мы под руками. Так как слова требуются смыслом речи, то, но всей вероятности, дело нужно понимать так, что в беловом подлиннике они по ошибке пропущены, а что наш список снят с черновато подлинника, хранящегося в архиве Ярославской Консистории, в котором они читаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010