Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Сибирские свв. - житие Собор Сибирских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Сибирской земли. Празднуется 10 июня Установлен в 1984 году по почину епископа Омского Максима (Крохи) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена на день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского. 10 июня 1984 года в Покровском храме Тобольска было совершено первое празднование. На написанной к празднику иконописцами мастерской Москов­ской Патриархии икона (см. справа) изображены святые подвижники вошедшие в Собор Сибирских святых. Сверху вниз слева направо они включают: 1-й ряд: блж. Ионна Верхотурского (1701); блж. Домны, старицы Томской (1872); прав. Даниила Ачинского (1843); прав. отрока Петра Томского (нач. XIX в./1820); прав. Феодора Томского (1864); прп. Варлаама, пустынника Чикойского (1846). 2-й ряд: блж. Космы Верхотурского (1706); прп. Андрея, игумена Рафаиловского, Тобольского (1820); свт. Герасима, еп. Астраханского (1880); свт. Мелетия, еп. Рязанского (1900); прп. Макария, архим., миссионера Алтайского (1847); прав. Стефана Омского (1876); прп. Мисаила, иером. Абалакского (1797). 3-й ряд: свт. Симеона, митр. Смоленского (1699); свт. Нектария, архиеп. Тобольского (1667); прп. Арефы, архим. Верхотурского (1903); прав. Симеона Верхотурского (1642); свт. Мелетия, архиеп. Харьковского (1840); прп. Германа Аляскинского (1837); мч. Василия Мангазейского (1600); свт. Варлаама, архиеп. Тобольского (1802); свт. Антония, митр. Тобольского (1740). 4-й ряд: свт. Филарета (в схиме Феодосия), митр. Киевского (1857); прп. Синесия, архим. (1787); свт. Софрония, еп. Иркутского (1771); свт. Димитрия, митр. Ростоского (1709); свт. Иоанна, мит­р. Тобольского и всея Сибири чудотворца (1715); свт. Иннокентия, митр. Московского (1879); свт. Павла, митр. Тобольского (1770); свт. Иннокентия, еп. Ир­кутского (1731); свт. Филофея (в схиме Феодора), митр. Тоболь­ского (1727). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Сибирские свв. " .

http://pravicon.com/info-3365

инокиня Наталья -- Наталье 6 апреля 2020, 10:05 Вопрос того, почему со временем в житии сгладили острые углы - вопрос специального исследования. Возможно, простым людям уже и знать было ни к чему, что существуют такие грехи - в целом по Руси они были изжиты после татаро-монгольского ига. А возможно, сработали те механизмы, которые подробно описаны в материале: " О святом Себастьяне, старице Херувиме и Т-34 " . Но не только ранние списки жития говорят нам, что мученик пострадал за целомудрие, - это же утверждение содержится и в богослужебных текстах. Не то чтобы где-то как-то невнятно, нет - во многих текстах, в том числе главных - в двух из трех тропарей, в кондаке... Наталья 6 апреля 2020, 00:35 Я читала житие на этом же сайте, и там было сказано, что купец из-за сребролюбия так взбеленился. Что он несколько раз пытался вызвать юношу со службы, но тот не шёл, и купец решил, что он причастен к краже. Никакого " голубого следа " там не было. Почему такое расхождение? Валентин-83 4 апреля 2020, 14:34 Мать Наталья низкий поклон вам и тому месту где вы спасаетесь, да оградит Господь это место святыми ангелами, молитвами Богородицы и св. мч. Василия от всякого зла. Спасибо за знакомство с житием мч. Василия Мангазейского. Пример для всех христиан нынешних, когда от умножения беззакония вокруг ослабевает любовь. Моли Бога о нас, святой мученик Василий. Тамара 4 апреля 2020, 14:12 Ещё один наш святой и наш защитник перед Богом. Хорошее изложение жития святого Василия Мангазейского. Святой Василий, моли Бога о нас грешных. Татиана 4 апреля 2020, 10:29 В храме Рождества Христова в Нижневартовске имя святого отрока Василия Мангазейского вспоминается на всех службах вместе с именем св.пр.Симеона Верхотурского. Но житие его прочитала только сейчас. Можно сказать: " О, времена, о, нравы! " - А можно подумать о том, что ни времена, ни нравы, по большому счёту, не изменились с тех пор... Господи, как ты нас терпишь? Прости и помилуй! Алла 3 апреля 2020, 22:00 Спаси Господи, вас, инокиня Наталья! Статья получилась богодухновенная. Пронзительные строки тронули душу... Мученик Василий, моли Бога о нас.

http://pravoslavie.ru/129917.html

Однако преемник свт. Филофея свт. Антоний (Стаховский) распорядился, чтобы мощи В. М. «были сокрыты в земли внутрь монастырской ограды» (ГАТОТ. Ф. 144. Оп. 1. 51. Тетр. 19. Л. 2 об.), над мощами была устроена часовня. Отсутствие синодального решения о канонизации иногда становилось поводом для запрета почитания. В 1755 г. Тобольская консистория запретила совершать молебны В. М. и поминать его на отпусте, в 1756 г. было разрешено служить панихиды по особому чину. Часовня, где покоились мощи святого, находилась у обрыва, в 1788 г. земля с обрыва стала осыпаться и гробница вновь показалась наружу. Игум. мон-ря Михаил перенес гробницу во вновь построенную каменную ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы и положил их под спуд под особым надгробием. Зимой 1802/03 г., когда вслед за Томском и Енисейском в Туруханске и его окрестностях распространилась эпидемия, жители города причину бедствия увидели в том, что «иконы святаго мученика Василия Мангазейского... вынесены из церкви, мощи его скрыты и отправляемые в честь его службы перестали». О народном волнении было доложено Святейшему Синоду и министру внутренних дел В. П. Кочубею, Тобольский архиеп. Антоний предписал игумену Троицкого мон-ря внести в церковь образ и не чинить препятствий к почитанию святого (Голубинский. С. 462). В XIX в. почитание В. М. в Сибири ширилось. В Енисейске, Туруханске, Красноярске были распространены иконы святого, среди населения Енисейского Севера бытовали «большие деревянные складни, некоторые в металлических ризах, с изображениями Василия Мангазейского» (Островских. С. IV). Как небесный покровитель охотников и звероловов В. М. почитался среди коренных жителей Енисейского Севера. На месте Мангазеи, в часовне, где до 1670 г. почивали мощи В. М., юраки и тунгусы оставляли звериные шкуры в дар святому, а во время выходов из тайги к Енисею посещали Туруханский мон-рь. В 1893 г. местное епархиальное начальство вновь возбудило ходатайство перед Синодом о подтверждении канонизации святого, в ответ Синод предписал завести книгу для записи чудес, происходящих от мощей В. М. В нач. XX в. имя В. М. было внесено в офиц. «Православный календарь», изданный при Святейшем Синоде.

http://pravenc.ru/text/150815.html

Вышняго повелением тученосным облаком небо помрачившим, и молниям блистающим, грому же возшумевшу с прещением, испустил еси душу твою в руце Господеви, премудре Артемие, и ныне предстоиши Престолу Владыки всех, о иже верою и любовию приходящим к тебе, подая исцеление всем неотложно, и моляся Христу Богу, спастися душам нашим. Величание: Величаем тя, страстотерпче Христов, Артемие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. Кондак, глас 8: Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия: богоданная благодать яко реки изливает, от святоцелебныя раки мощей его, дивная исцеления, имиже от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлюще я, и взывающе: радуйся, Артемие богомудре. 6839 Пинега – река Вологодской и Архангельской губернии, Сольвычегодского и Пинежского уездов, правый (судоходный) приток Северной Двины. Кеврола или Кевроль – главное селение волости, получившей от нее свое имя, теперь – село Воскресенское, откуда впоследствии уездное управление было переведено в погост Волок-Пинежский, переименованный потом в город Пинегу. 6842 Макарий был митрополитом Новгородским с 1619 по 1626-й год. По его же благословению и распоряжению, составлено было житие Артемия с сказанием о посмертных чудесах его, которые с 1605 г. записывались со слов самих исцеленных. 6843 Мангазея – урочище Енисейской губернии в Туруханском крае, на правом берегу р. Таза, где ныне стоит часовня св. мученика Василия Мангазейского. Мангазея – первый русский город в восточной Сибири, основан в 1601-м году, но через 60 лет совершенно запустел; теперь от него сохранились лишь одни следы. 6844 Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца, совершается 23 июня и 20 октября. В Иконописном подлиннике под 20 октября значится: «иже со отцом своим Козьмою земледельцем изшед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы». – В настоящее время мощи св. Артемия почивают под спудом в упраздненном Веркольском монастыре. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

по челобитью жителей и грамоте архиеп. Симеона. Троицкий мон-рь сыграл значительную роль в социально-экономическом и миссионерском освоении Туруханского края. Знаковым для последующей духовной жизни региона событием стало принесение в 1670 г. в мон-рь мощей мч. Василия Мангазейского. В кон. XVII в. в Енисейске было основано Абалацкое подворье Троицкого мон-ря. Ок. 1677 г. на р. Кеть, на границе с Нарымским краем, был основан Лосиноборский муж. Спасо-Преображенский мон-рь (Кетская пуст.; упразднен в 1764). В 1696 г. на правом берегу Ангары, у порога Кашиной шиверы, в 600 км от Енисейска, старец Иоаким Путилов основал Кашино-Шиверский Спасский (Спасо-Преображенский) муж. мон-рь (Спасская пуст.). Тогда же здесь появилась ц. в честь Преображения Господня. По нек-рым сведениям, в нач. XVIII в. монахи основали дер. Дворец на Ангаре и с. Червянское на р. Муре. В 30-х гг. XVIII в., согласно преданию, обитель была разграблена и сожжена. В 1755 г. заново построена деревянная церковь при монастыре, но полностью восстановить обитель не удалось. На месте мон-ря до 20-х гг. XX в. стояла небольшая часовня. П. А. Словцов упоминает также о существовавших до 1697-1698 гг. Сосеноборском Сергиевском муж. мон-ре на Кети и Рождественской муж. пуст. в 10 верстах от Красноярского острога ( Словцов. 2006. С. 180). Духовным и административным церковным центром Енисейского у. являлся енисейский Спасский муж. монастырь, устроенный иером. Феодосием, утвержденный в 1642 г. и после 1679 г. управлявшийся архимандритами. Основными источниками его доходов были солеваренные промыслы и землепашество. Храмостроительство в Сибири в XVII в. велось при поддержке гос-ва, средства выделялись также на приобретение колоколов, церковной утвари и убранства. На сооружение 2-й приходской новомангазейской Успенской ц. (1698-1712) из государственной казны поступило 150 р. Среди возведенных в XVII - нач. XVIII в. деревянных церквей - Покровская в с. Маковском, Преображенская в дер. Лосиноборской, Спасская в Канском остроге, Иоанно-Предтеченская в с.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

С деятельностью К. исследователи связывают редактирование 2 крупных лит. памятников Сибири. С 30-х гг. XVII в. фиксировались чудеса от иконы Божией Материв Абалацком погосте под Тобольском. Большинство исследователей согласны, что первые варианты Сказания об иконе были созданы в 30-40-х гг. XVII в. В дальнейшем Сказание дополнялось новыми чудесами, в т. ч. и связанными с именем К. В частности, по прибытии К. на кафедру в 1665 г. в Тобольске шел «зельный и бесчисленный дождь», прекратившийся лишь после перенесения иконы в кафедральный собор и проведения молебна перед образом. В память об этом событии был установлен обычай ежегодного принесения образа в Тобольск с 8 по 23 июля. Сам К. получил по молитве у чудотворной иконы исцеление от болезни. По мнению Е. К. Ромодановской, позднейшие чудеса 1672-1675 гг. ( Абрамов. 1854. С. 32; Юрьевский. 1902. С. 449) были добавлены в Сказание лично К. или по его поручению ( Ромодановская. 1992. С. 317). Исследователи также согласны, что К. принимал непосредственное участие в создании Книги записной - наиболее ранней редакции Сибирского летописного свода (см.: Солодкин. 2012). В мае 1670 г. по благословению К. произошло перенесение мощей св. прав. Василия Мангазейского . Мощи, от к-рых происходили многочисленные чудеса, были перевезены из Мангазеи в Туруханский мон-рь строителем последнего Тихоном ( Абрамов. 1854. С. 33; Ромодановская. 1986. С. 205). К. оставил вклады в ризницу тобольского Софийского собора, в частности, напрестольное печатное Евангелие 1615/16 г. и 3 напрестольных серебряных креста с золочением ( Абрамов. 1854. С. 34). К. умер 23 дек. 1677 г. «нощи в 8-м часу» в тобольском в честь иконы Божией Матери «Знамение» муж. мон-ре , приняв схиму (ПСРЛ. Т. 36. С. 170). Известие о смерти Сибирского митрополита поступило в Москву лишь 30 янв. 1678 г. от боярина и воеводы П. В. Шереметева Меньшого. К. похоронен в Сергиевской ц. Тобольска, близ архиерейского дома ( Абрамов. 1854. С. 34), впосл. прах перенесли в тобольский Софийский собор (ИРИ. Ч. 1. С. 110).

http://pravenc.ru/text/2458703.html

Если в иконе подразумевается какая-то цитата, скажем, из Евангелия или из акафиста, то на нее дальше всё ориентируется в иконе, вплоть до колорита. – Есть у вас какие-то любимые образы? – Я, еще когда сама была ребенком, любила рисовать детей. Потом на Арбате, когда я рисовала портреты, специализировалась именно на детских. Мне с детьми легко находить общий язык, мы отлично друг друга понимаем. Так что в иконописи у меня тоже очень востребована детская тема. Например, мне предложили в сургутском храме подумать, что написать на свободной стене, и я выбрала святых детей – мучеников, страстотерпцев, преподобных… Когда я стала изучать эту тему, то была потрясена, насколько она удивительна и вдохновляюща. Половина из икон, написанных в кафедральный собор Сан-Франциско в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», – тоже иконы для детей и часто самих детей. И мерные иконы. Святые Артемий и Параскева Пинежские Очень люблю искать иконографически приемлемую новизну. Однажды меня попросили написать Артемия Веркольского. Почитав, обнаружила вторую святую его семьи – сестренку. Так двоих и написала – Артемия и Параскеву, Пинежских чудотворцев. Люблю писать святителя Спиридона. Наш семейный покровитель. Не повторяюсь, очень люблю искать разные художественные решения одного образа, стараясь исследовать новый стиль. Святитель Спиридон, 2017 Вообще, когда сочиняю образ святого, стараюсь не только изучить его житие, но и понять время, в которое он жил, страну, местность и так далее. В этом мне, кстати, помогал опыт, полученный во ВГИКе, ведь мы, обучаясь на художников-постановщиков, много работали с текстами, изучали литературу, материальную культуру. Это так и называлось – «прочтением». В иконе тоже может быть это самое прочтение. Однажды был образ мученика Василия Мангазейского. Он не был в общем иконописном ряду, поэтому в стилистике можно было быть свободнее. Чем больше я вычитывала детали жития, тем интереснее была палитра возможностей иконографии. Два храма: один нарисован контурно в большом городке – это вымершая Мангазея, и поодаль, в другой привычной стилистике, – храм, где хранились его мощи. По наитию в фонах я проложила тему весны пасхальной на северных снегах, а потом только дочитала, что собственно смерть свою он принял на Пасху.

http://pravoslavie.ru/136780.html

Кроме того, в соборе имеются иконы сибирских святых с частицами их святых мощей: свт. Иннокентия, митрополита Московского, свт. Иоанна, митрополита Тобольского, сщмч. Гермогена, епископа Тобольского, мученика Василия Мангазейского, св. прав. Феодора, старца Томского, св. блж. Матроны Московской. Имеются также и другие святыни: камень с горы Фавор - места Преображения Господня, иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Отрада и Утешение», освященные на первообразах на Святой Горе Афон (Греция), икона Апокалипсиса, с частицей из пещеры Апокалипсиса на острове Патмос (Греция), икона свт. Николая, архиеп. Мирликийского, освященная на его святых мощах в г. Бари (Италия). Храмы [ править править код ] Спасо-Преображенский собор (Абакан) [ править править код ] Несмотря на свой относительно малый возраст, Спасо-Преображенский кафедральный собор прошел большой и нелегкий путь становления, сумев завоевать славу главной архитектурной достопримечательности Абакана и любовь его жителей. В 1994 г. администрацией г. Абакана был выделен участок земли под строительство Спасо-Преображенского собора. Проект будущего храма, архитектором которого был Крылов А. В., разрабатывался институтом «Абакангражданпроект» под управлением главного инженера проекта Усова А. В. В 1999 г. началось строительство собора. Главным спонсором стало крупнейшее предприятие Хакасии — Саянский алюминиевый завод (СаАЗ). Подрядчиком выступило ООО «Стройсервис». 27 мая 1999 г. епископ Абаканский и Кызылский Викентий освятил и заложил первый камень в основание строящегося собора. 19 августа 2001 г., в праздник Преображения Господня, в строящемся соборе состоялось освящение нижнего храма в честь новомучеников и исповедников Российских. 23 декабря 2001 г. состоялось малое освящение верхнего храма кафедрального собора в честь праздника Преображения Господня. Полное освящение было невозможно, так как не был закончен иконостас. 19 августа 2005 г., в год 10-летия Абаканской и Кызылской епархии, собором 4-архиереев совершилось великое освящение верхнего главного храма собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Абакан

От града Ярославля Божиим смотрением/в страну Сибирскую пришедшаго/и за целомудрие от господина своего/в Мангазеи пострадавшаго,/блаженнаго Василия почтим,/егоже Христос Бог мученическим венцем венча на Небеси,/нетлением и чудесы прослави на земли./Ты же, честный страдальче,/предстательством своим страну нашу в мире сохрани//и молися о спасении душ наших. Ин тропарь мученику Василию Мангазейскому, глас 8 Яко пресветлое солнце/возсиял еси чудесы своими в Сибирстей стране,/в Мангазейских пределех,/новый мучениче, неповинный страдальче, святе Василие!/За чистоту душевную и телесную пострадал еси от лютаго врага/распалением и немилосердием господина своего/и от начальствующаго бо ту градскаго неправеднаго судии,/и муки неповинно претерпел еси,/и кровь свою святую пролиял еси,/желая вечнаго Царствия Небеснаго./Сего ради Христос Бог венча тя мученическими венцы на Небеси,/и на земли прослави,/и Своим Божиим промыслом повеле земли самой от недр своих/гроб, и тело твое, и срачицу, обагренную кровию твоею, израсти нетленно./И ныне притекающим к тебе с верою и везде призывающим святое имя твое/полезная вся, и грехов оставление, и телесем здравие подавай,/чтущим верою святую память твою,//и моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак мученику Василию Мангазейскому, глас 4 Страдание совершив, святе,/погребения же честнаго не сподобився,/в тинное место ввержен/и попираемь был еси от мимоходящих,/но Бог прослави мощи твоя чудесным явлением, Василие,/прославляяйся во святых Своих,//даяй страдальцем венец нетленный. Ин кондак мученику Василию Мангазейскому, глас 4 Иже новый в мученицех неповинный страдальче,/святе Василие, преревновал еси Иосифу Прекрасному и Моисею Угрину во искушениих,/за чистоту душевную и телесную/муки неповинно претерпел еси./Сих ради прослави тя Бог,/и святыя твоя мощи, по явлению твоему,/от Мангазеи к Енесею во обитель Святыя Троицы/ту сущим настоятелем принесошася/и подают исцеления с верою приходящим/и везде призывающим святое имя твое./Страстотерпче святый,/моли Христа Бога/о православном народе нашем/и о всех воех наших,/победу и одоление нам на всех/непросвещенных иноязычных людех даровати, споборствуя,//и от междоусобныя брани спастися всем моли. Ин кондак мученику Василию Мангазейскому, глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-04-...

Церковное предание, исторические хроники и официальные акты хранят память о Мангазейском чудотворце и его заступничестве с начала XVII века и до наших дней. Но самым ярким подтверждением непрекращающейся любви к нему является живая память о нем в народе. Особенно благоговейно чтут его православные Сибири. На месте первой могилы святого Василия в Мангазее, где некогда стояла часовня над возникшим из земли гробом, в прежние времена можно было видеть звериные шкуры, принесенные благодарными охотниками. Народности Енисейского и Тюменского Севера и сейчас почитают святого Василия Мангазейского как великого угодника Божия и обращаются к нему с молитвой. Ныне и Церковь наша, поминая его на отпустах, поет Славу угоднику Божию. Канон святому еще в 1719 году составил митрополит Филофей, тогда же появилась и «Повесть о блаженном страстотерпце Василии». К концу первой трети XVIII столетия были написаны три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия. Одну из первых икон святого написал послушник Тобольского митрополита Павла живописец Лука, по случаю своего чудесного избавления от смерти. Известны изображения Василия Мангазейского во Владимирском соборе Киева, в Новгороде и Москве. Мощи святого Василия до начала XX века почивали под спудом в Троицком Туруханском монастыре. Сначала днем памяти святого было 22 марта, когда святая Церковь вспоминала соименного ему священномученика Василия Анкирского. В последующее время память блаженного Василия стала совершаться и 10 мая — в память о перенесении его мощей из Мангазеи. Ранее память святому совершалась в монастыре еще и 6 июня, день явления его мощей (по другим источникам, кончина св. Мученика Василия Мангазейского приходится на 4 апреля 1602 года). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Василий Мангазейский, прав. " .

http://pravicon.com/info-1936

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010