Восстановление церковных празднований местночтимых святых, начавшееся с кон. XVIII в., в царствование Николая II стало осуществляться значительно быстрее. В 1897 г. по указу Святейшего Синода было восстановлено местное празднование сщмч. Исидору, пресв. Юрьевскому, и пострадавшим с ним 72 мученикам. В «Житиях святых на русском языке», изданных московской Синодальной типографией (1903–1916), были помещены жития преподобных Авраамия и Василия Мирожских, Афанасия Высоцкого, Иоанна, затворника Псковского, Сергия Малопинежского. В сборнике «Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, чтомыя на молебнах и иных последованиях», изданном по благословению Святейшего Синода (Пг., 1915), появились молитвы преподобным Герасиму Болдинскому, Гурию Шалочскому, Симону Юрьевецкому. Официальный «Православный календарь», издававшийся при Святейшем Синоде, включил в нач. ХХ в. имена свт. Симеона Тверского, преподобных Савватия и Евфросина, Саввы и Варсонофия Тверских, Вассы Псково-Печерской, прав. Василия Мангазейского, прп. Герасима Болдинского, свт. Серапиона Владимирского и др. ( Афанасий (Сахаров) , иером. О внесении в церковный месяцеслов всех русских памятей//БТ. 1998. Сб. 34. С. 357–358). В 1904 г. архиеп. Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) освятил престол в честь Собора Тверских святых, составил службу и издал «Тверской патерик» (1908). Общий день празднования Собора Тверских святых тогда не утвердился, но в 1979 г. он был установлен в неделю 1ю после 29 июня. Восстановление местного почитания святых лишь в редких случаях сопровождалось особым указом Святейшего Синода, а осуществлялось большей частью освящением престола в честь святого, распоряжением местного архиерея, внесением имени святого в месяцесловы или тексты богослужебных книг, изданных по благословению Святейшего Синода. Нет смысла утверждать, что вышеописанная практика должна быть признана за образец, но церковная жизнь избирала такие пути, вероятно, потому, что иные были слишком затруднены. Канонизация святых в синодальный период испытала, т. о., и глубокий упадок (XVIII в.), и возрождение (XIX в.), и подъем (кон. XIX – нач. ХХ в.), и высшее проявление – торжественное прославление прп. Серафима Саровского летом 1903 г., когда гроб с честными мощами угодника Божия несли вместе имп. Николай II, великие князья, архиереи в окружении многих тысяч людей, собравшихся со всей России.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Последние примеры суть незаконные ветви на древе страстотерпцев. Но народное почитание Василия Мангазейского было одно время оцерковлено. Сын Ярославского купца Василий служил приказчиком в сибирском городе Мангазсо (ныне не существующем). Хозяин, заподозрив его в краже, истязал его, пытал в воеводской избе и наконец убил, ударив ключом в висок. Боясь ответственности, тело несчастного зарыли без погребения (1602), но через пятьдесят лет над этим местом стали совершаться знамения. В XVII веке над могилой построили часовню, потом перенесли тело в Туруханский монастырь, где оно, в золоченой раке, было выставлено для поклонения. В 1803 г. во время эпидемии к Турухапске для успокоения волновавшегося народа было разрешено поставить образ Василия и поднять надгробие (перед этим удаленные из церкви) для совершения " молений " . Так как митрополит Амвросий, давая разрешения на молебны для успокоения народного движения, в то же время характеризует его как суеверие, то назвать это разрешение культа канонизацией невозможно. Василий остался почитаемым усопшим.      К числу страстотерпцев никак не могут быть отнесены братья Алфановы: Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий – мощи которых покоятся под спудом в новгородском Антониевом монастыре. Это, может быть, самый загадочный случай в русской агиологии: канонизация целой семьи, о которой не сохранилось никаких сведений. Неизвестно даже время их жизни. Предание считает их посадниками новгородскими и строителями Сокольиицкого монастыря, откуда их мощи были перенесены после пожара 1775 г. Вероятно, братья почитались в своем монастыре как благочестивые ктиторы (создатели). Но культ их имеет не народный характер, а местно-церковный.      При большом числе святых мирян на Руси удивляет отсутствие канонизации священников из белого духовенства. Известны два имени святых иереев: Максима Тотемского († 1650) и Симеона Малопинездского († 1585). Но первый был юродивым и к тому же не каионизован, а второй принял схиму перед смертью и, следовательно, вошел в святцы в чине преподобных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Служба преподобному Симону Радонежскому составлена архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном. Литература: 1 . Кудрявцев М., диакон. История православного монашества в Северо-Восточной России со времен Преподобного Сергия Радонежского. Ч. 1. М., 1881, с. 40?41. 2 . Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сост. М. В. Толстой . Сергиев Посад, 1893, с. 6. Пренесение мощей святаго праведнаго Василия, мученика и страстотерпца, Мангазейскаго чудотворца (Службу зри 22 марта) Тропарь, глас 8: От града Ярославля Божиим смотрением/в страну Сибирскую пришедшаго/и за целомудрие от господина своего/в Мангазеи пострадавшаго,/блаженнаго Василия почтим,/егоже Христос Бог мученическим венцем венча на Небеси,/нетлением и чудесы прослави на земли./Ты же, честный страдальче,/предстательством своим страну нашу в мире сохрани/и молися о спасении душ наших. Кондак, глас 4: Просветися Божественною благодатию, Боголюбче,/целомудрием и терпением течение свое мученически скончал еси,/темже и по смерти яви тя светлость жития твоего,/источаеши бо чудесы,/с верою приходящим к честному гробу твоему и вопиющим:/радуйся, святый Василие,/Мангазейский и всея Сибири чудотворче. Сведения о святом мученике Василии Мангазейском помещены в Минеях – Март (22 марта) и Апрель (4 апреля). Святаго и блаженнаго Симона, Христа ради юродиваго, Юрьевецкаго чудотворца (Службу зри 4 ноября) Тропарь, глас 8: Яко воистинну гласа апостольскаго/послушатель был еси, блаженне Симоне,/Христа бо ради изволив имети буйство,/в немже соблюл еси твоя к Богу добродетели, посреде молв некрадомы,/терпением убо пачеестественным Христа подражав,/посрамил еси льстиваго всю гордыню,/тем и в лютых ранах,/якоже древний Лазарь, в недра Авраамля преселился еси,/идеже и ныне утешаяся, посещай град твой,/почитающий любовию святую память твою. Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Возгоревся рачением Горним,/жестость 37 вольнаго юродства паче всех сладких мира предпочел еси,/отонудуже повинуся ти огнь,/от егоже запаления град твой Юрьевец избавил еси,/и воды немокренно, яко по суху, прешел еси,/и хотящия быти предрекл еси,/прославльшу тя тако Богу,/к Немуже моляся и о нас,/поющих тя, блаженне Симоне, поминай. Блаженный Симон Юрьевский

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропарь мученику младенцу Гавриилу Белостокскому, глас 5 Святый младенче Гаврииле,/ты за Прободеннаго нас ради от иудей/люте от онехже в ребра прободен был еси/и за Источившаго кровь Свою за нас/все тело твое на истощение крове/в лютыя язвы предал еси,/ныне же во славе вечней с Ним вселился еси./Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою,/прося нам здравие телеси/и спасение душам нашим. Кондак, глас 6 Отечество твое Зверки бысть,/мучениче Христов Гаврииле,/идеже от истых зверей-иудеев восхищен:/абие родителей лишен еси,/таже вся поряду люте претерпев,/в отечество Небесное преселился еси./Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей/и умоли, молим тя,/улучити вечное наследие твое. Величание Величаем тя,/страстотерпче святый младенче Гаврииле,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, ради чудотворного его образа «Зарайского», глас 4 Пресветлый храме Святаго Духа,/Богомудре отче Николае,/благодатию Небес освяти души наша,/заступи и покрый всечестным твоим омофором,/егоже приял еси от рук Пречистыя Девы,/и просвети нас светом заповедей Христа,/от Него бо приял еси глаголы жизни./Моли благость Отца Небеснаго,/во еже спастися/православно чтущим тя,/даруя нам велию милость. Кондак, глас 6 Дивнаго в чудесех чудотворца/воспоем, вси людие,/празднующе новаго источника щедрот явление,/издалече к нам притекшаго,/великаго святителя хотением:/припадающе к нему верою,/напояем жаждущия души своя,/любовию зовуще,/о преславный Николае,/пастырю наш добрый,/помози нам, немощным и убогим,/в житии сем многотрудном/и вечныя жизни наследники нас сотвори. Величание Величаем тя,/святителю отче Николае,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 10/23 Апостола Симона Зилота (I). Святителя Симона, епископа Владимирского и Суздальского, в Киеве, в Ближних пещерах почивающего (1226). Преподобного Симона Радонежского (XIV-XV). Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1635). Перенесение мощей праведного Василия Мангазейского, мученика и страстотерпца (1670). Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Указом Святейшего Синода 1881 года утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3/16 июля — в день блаженной кончины и 10/23 июня — в день перенесения его святых мощей, местное празднование святителю Василию совершается также 21 мая/3 июня. В настоящее время святитель Василий особенно почитается в Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе каждую среду вечером ему совершается акафистное пение. Собор Сибирских Святых С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископии, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии. Бывший «стольный град Сибири» Тобольск, основанный в 1587 году, стал кафедральным городом. Из Тобольска во все концы Сибири уходили миссионеры просвещать людей светом Христовой веры. В самом начале своего бытия Тобольская епархия имела в лике святых, благодатью Божией прославленных, святого праведного мученика Василия Мангазейского († 23 марта 1600 г.). В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю Сибирскую святостью своей жизни и трудами на благо Церкви и отечества. В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых, которое определено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711–1715). 10/23 июня 1984 года в Тобольске (ныне в составе Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершено первое празднование Собору Сибирских святых. На малой вечерне в канун праздника епископ Омский и Тюменский Максим совершил в сослужении клириков акафист святителю Иоанну перед гробницей с его святыми мощами и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную к празднику иконописцами мастерской Московской Патриархии. На иконе изображены следующие святые и подвижники благочестия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

1890 Сын рязанского купца, с 15 лет подвизался в Лукьяновой пустыни, затем в обители свв. Бориса и Глеба в Переяславле, где 30 лет провёл в затворе. Приняв схиму, скончался 22 июля 1693 г., похоронен в церкви Смоленской Божией Матери. Почитание было велено прекратить в 1721 г., см.: Булгаков С. Настольная книга для священно-церковнослужителей. 2-е изд. Харьков, 1900 (репринт, изд.: Graz, 1965). С. 253. 1891 Родился в Костромской губернии, проживал в городе Юрьевце Поволжском, притворяясь лишённым рассудка. Имел дар прозрения. Умер мученически: избит до смерти одним воеводой в 1584 г. Мощи обнаружены в 1619 г. нетленными. В 1635 г. патр. Иоасаф благословил написать его икону и почитать с прочими святыми (4 ноября, 10 мая). Празднование было прекращено Св. Синодом в 1722 г., но память блаженного свято чтится в Юрьевце и окрестностях: Булгаков С. Настольная книга. С. 401. 1892 Иван Иванович Мелиссино (1718−1795) – государственный деятель. Был директором Московского университета и обер-прокурором Святейшего Синода. В 1767 г. внёс в Синод так называемые Пункты – о желательных преобразованиях в Русской православной церкви. Ими предлагалось, между прочим, сокращение постов и богослужений в православии, уменьшение числа икон, отмена обычая ношения образов по домам и поминания покойников; Синод уклонился от рассмотрения проекта. Уволен в 1768 г. от должности обер-прокурора, видимо, в связи с этой историей, см.: www.hrono.ru/biograf/bio_m/melissino.html. 1893 В 1745 г. запрещено церковное почитание святых благоверных кн. Владимира и кнг. Агриппины Ржевских (сер. XIII в., память 15 июля); в 1746 г. – блгв. кн. мч. Феодора Стародубского († 1330, память 21 июня) и мч. Василия Мангазейского († 04.04.1602, память 22 марта); в 1778 г. – преп. Савватия Тверского († не позднее 1434, память 2 марта), а в 1801 г. – прав. Прокопия Устьянского (кон. XVI – 1-я пол. XVII в., память 8 июля). 1896 «Сумасброднейший, всешутейший и всепьянейший собор» был антиповеденческой пародией на традиционное устройство иерархии Русской Православной Церкви. Сам Пётр лично составлял, например, программы «избрания и доставления князя-папы» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

28 дек. 2018 г. решением Свящ. Синода из состава Красноярской епархии выделена Минусинская и Курагинская епархия . Архиереем вновь образованной епархии назначен еп. Енисейский Никанор (Анфилатов) с освобождением от управления Енисейской и Лесосибирской епархией . РешениемСинода от 13 апр. 2021 г. в состав Красноярской епархии включен Эвенкийский р-н Красноярского края (путем выделения состава Енисейской епархии), в состав Енисейской епархии включены Большемуртинский и Сухобузимский р-ны Красноярского края (путем выделения состава Красноярской епархии). Церковно-общественные организации В 1990-2010 гг. на территории К. и А. е. созданы Красноярская краевая региональная общественная орг-ция «Союз духовного возрождения Отечества», Красноярский общественный фонд «Славянский дом», Красноярский краевой общественный православный фонд; Культурный центр «Красноярское Воскресение», Ассоциация православных инвалидов во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Душепопечительский центр во имя св. мч. Василия Мангазейского. С кон. 2000-х гг. действуют Общественный совет Красноярской митрополии по науке, культуре и образованию; Красноярский региональный общественный фонд попечения о духовно-нравственном возрождении Сибири «Ладанка»; Красноярская региональная общественная орг-ция «Общество православных врачей им. архиеп. Луки»; общественная орг-ция Красноярского края «Центр защиты материнства и детства святых Петра и Февронии Муромских»; Красноярская региональная общественная орг-ция «Сестричество милосердия им. святителя Луки (Войно-Ясенецкого)»; Красноярское региональное отд-ние Межрегиональной детской личностно развивающей общественной орг-ции «Братство православных следопытов»; Красноярский региональный благотворительный общественный фонд «Общее дело»; Благотворительный фонд «Ты не одинок»; Красноярская региональная общественная орг-ция «Братство трезвения «Неупиваемая Чаша»; местная правосл. религ. орг-ция г. Красноярска «Братство святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских». При 16 храмах К. и А. е. действуют попечительские советы. Святыни и крестные ходы

http://pravenc.ru/text/2458967.html

30 мая 1924 года православные общины Ташкента направили заявление в Президиум ВЦИКа с просьбой о возвращении епископа Луки из ссылки; устно им ответили, что их просьба будет иметь благожелательный исход; докладную записку с сообщением об этом они направили Патриарху Тихону, который, ознакомившись с этим известием 7 июня 1924 года, написал: «Слава Богу!» Безбожные власти, однако, по своему обыкновению обманули просителей и отправили епископа еще дальше в глушь, в деревушку в восемь домов под названием Хая, в ста двадцати верстах от небольшого районного городка Богучаны. Здесь епископ жил и служил в доме, где за ночь замерзала вода; отсюда он писал родным: «Обо мне не беспокойтесь. Господь отлично устроил меня в Хае. Я радостен, глубоко спокоен, никаких нужд не испытываю – монахини с большой любовью заботятся обо мне» . Вскоре власти распорядились отправить владыку в Туруханск. В Туруханске, когда епископ сошел с баржи, толпа народа, ожидавшая его, вдруг опустилась на колени, прося благословения. Владыку разместили в квартире врача больницы и предложили вести врачебную практику; здесь ему пришлось совершать вместе с двумя помощниками-фельдшерами довольно сложные операции. В Туруханске находился закрытый безбожниками мужской монастырь, и в его храме, обращенном в приходской, старик-священник Мартин Римша совершал все положенные по уставу богослужения, но он подчинялся Красноярскому обновленческому архиерею, и здесь владыка молиться не мог; он стал увещевать священника, чтобы тот оставил раскол. Заблуждавшийся пастырь принес покаяние перед народом, и епископ Лука стал молиться на его службах, на каждой проповедуя. Впоследствии, когда священника арестовали и осудили за отказ присутствовать при кощунственном вскрытии мощей святого мученика Василия Мангазейского и безбожница-дочь уже считала, что отец умер, и забыла о нем, он неожиданно для всех вернулся домой после двенадцати лет ссылок и лагерей и, благодаря Бога за помощь, которую ему в течение этих лет оказывал святой архиерей, показал дочери бережно хранимые им почтовые квитанции тех денежных переводов, которые ему посылал епископ.

http://fond.ru/kalendar/453/luka/

( < < back) умер в 363-м г. по Р. Хр. ( < < back) по смерти был похоронен в языческом капище, впоследствии же тело его было перенесено в Константинополь и положено в церкви св. апостолов рядом с телом его супруги, но без отпевания, как тело отступника. ( < < back) св. Артемия последовала 20 октября 363 г. Мощи его впоследствии были положены в храме св. Иоанна Предтечи, построенном императором Анастасием, который и стал называться храмом св. Артемия. ( < < back) Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца по разным спискам древнего жития. река Вологодской и Архангельской губернии, Сольвычегодского и Пинежского уездов, правый (судоходный) приток Северной Двины. Кеврола или Кевроль — главное селение волости, получившей от нее свое имя, теперь — село Воскресенское, откуда впоследствии уездное управление было переведено в погост Волок-Пинежский, переименованный потом в город Пинегу. прав. Артемия последовала 23 июня 1545 года. праведного Артемия были обретены в 1577 году. был митрополитом Новгородским с 1619 по 1626-й год. По его же благословению и распоряжению, составлено было житие Артемия с сказанием о посмертных чудесах его, которые с 1605 г. записывались со слов самих исцеленных. урочище Енисейской губернии в Туруханском крае, на правом берегу р. Таза, где ныне стоит часовня св. мученика Василия Мангазейского. Мангазея — первый русский город в восточной Сибири, основан в 1601-м году, но через 60 лет совершенно запустел; теперь от него сохранились лишь одни следы. праведного Артемия, Веркольского чудотворца, совершается 23-го июня и 20-го октября. В Иконописном подлиннике под 20 октября значится: «иже со отцом своим Козьмою земледельцем изшед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы». — В настоящее время мощи св. Артемия почивают под спудом в упраздненном Веркольском монастыре. Житие преподобного отца нашего Илариона Великого родителей преп. Илариона Великого еллинами здесь нужно разуметь главным образом в смысле образованных язычников, преданных греко-римской религии. Отсюда и получает значение дальнейшее сравнение их с шипами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

     В последнее время я постоянно замечал в церкви стоявшего у двери Чудинова, который внимательно слушал мои проповеди. По Енисею возили только на нартах, но для меня крестьяне сделали крытый возок. Настал долгожданный день отъезда... Я должен был ехать мимо монастырской церкви, стоявшей на выезде из Туруханска, в которой я много проповедовал и иногда даже служил. У церкви меня встретил священник с крестом и большая толпа народа.      Священник рассказал мне о необыкновенном событии. По окончании Литургии в день моего отъезда вместе со старостой он потушил в церкви все свечи, но когда, собираясь провожать меня, вошел в церковь, внезапно загорелась одна свеча в паникадиле, с минуту померцала и потухла.      Так проводила меня любимая мною церковь, в которой под спудом лежали мощи святого мученика Василия Мангазейского.      Тяжкий путь по Енисею был тем светлым архиерейским путем, о котором при отходе последнего парохода предсказал мне Сам Бог словами псалма Тридцать первого: Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои. Буду смотреть, как ты пойдешь этим путем, а ты не рвись на пароход, как конь или мул, не имеющий разума, которого надо направлять удилами и уздою.      Мой путь по Енисею был поистине архиерейским путем, ибо на всех тех остановках, в которых были приписные церкви и даже действующие, меня встречали колокольным звоном и я служил молебны и проповедовал.      А с самых дальних времен архиерея в этих местах не видали.      В большом селе, не доезжая 400 верст до Енисейска, меня предупредили, что дальше ехать нельзя — опасно, так как на Енисее образовалась широкая трещина во льду, а у берегов вода широко вышла поверх льда, образовав так называемые " забереги " , да и дороги в прибрежной тайге не было. Но мы все-таки поехали.      Доехали до широкой трещины через всю реку шириною больше метра. Увидели, что в ней тонет лошадь с санями, которую тщетно старается вытащить бедная женщина. Помогли ей и вытащили лошадь с санями, а сами призадумались, что делать. Мой ямщик, лихой кудрявый парень, а за ним и ямщик Чудинова не колебались. Они только сказали: " Держись покрепче! " , стали во весь рост, дико заорали на лошадей и нахлестали их; лошади рванулись изо всей мочи — и перескочили через полынью, а за ними перелетели по воздуху и наши сани.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010