Подпишитесь на наш Телеграм Великопостные проекты «Предания.ру» Близок Великий пост, начались подготовительные к нему недели. “Предание.ру” запускает несколько проектов самого разного толка по этому поводу, вот несколько уже выложенных: —  Диакон Алексей Ремизов будет вести ежевоскресные рассказы о смысле, истории и литургических особенностях каждого воскресного дня этого периода. Вот первые выпуски: о  Неделе о блудном сыне  и о  Неделе о Страшном Суде .  — Выложили  текст архимандрита Андрея (Конаноса)  «Блудный сын — мой друг: «У всех нас есть любимые люди. Мы хотим помочь им, желаем им исправления и направления на путь истинный. Но правда ли это? Действительно ли это подлинные наши мотивы?». — Совместно с издательством «Никея» мы подготовили серию публикаций, в которых библеист Владимир Сорокин помогает ввести текст Псалтири в наши будни. Книга В. В. Сорокина «Живая Псалтирь день за днем» — действительно живой опыт молитвенного чтения псалмов, который может быть доступен каждому. По мере погружения в размышления автора нам открывается, что книга псалмов пророка Давида — это не просто собрание заклинаний на всякий случай и потребу, а кладезь мудрости и благочестия, из которого по сей день можно в изобилии черпать воду живую. Читайте о  136 псалме  и  15 псалме . — Владимир Шалларь, уже несколько лет Великим постом пишет статейный цикл, ведь Великий пост когда-то появился как время научения христианской вере: хорошее время, чтобы подумать по-христиански.  Первый текст в этом году  посвящен сериалу Паоло Соррентино «Новый Папа», а именно тому, почему в отличие от «Молодого Папы» он оказался неудачей. — Будут и другие проекты, следите за обновлениями. Василий Великий о богатстве и бедности, собственности и деньгах Эта книга представляет собой собрание выписок из творений Василия Великого на социально-экономические темы . Святитель Василий Великий — один из самых значительных Отцов Православной Церкви. Он — один из тех, кто сформулировал важнейший догмат христианства — Триединство Божье. Он — тот, кто сформулировал правила восточнохристианского монашества. Из этой книги мы можем узнать его взгляды на экономику и общество. Здесь нет места, чтобы привести соответствующие цитаты: все нужные и многие другие найдете в самой книге, — поэтому изложим учение о обществе и экономике святителя Василия тезисно:

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

Состоялось перезахоронение честных останков родителей и супруги преподобного Макария Калязинского 27 мая 2021 г. 11:47 24 мая 2021 года по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия было совершено перезахоронение честных останков родителей и супруги преподобного Макария Калязинского в Макарьевской часовне Николаевского Клобукова женского монастыря. Перезахоронение совершил настоятель храма в честь Успения Божией Матери бывшего Желтикова мужского монастыря г. Твери иеромонах Агапит (Евдокимов) с клириками Николаевского монастыря иеромонахом Макарием (Чусовым) и находящемся на покое в обители иеросхимонахом Иисусом (Бересневым). Во время перезахоронения пел монастырский хор, молились настоятельница монастыря игумения Варвара (Иванова) с сестрами и прихожанами обители. В год 500-летия обретения мощей прп. Макария Калязинского на его родине проводятся строительные работы по сохранению храма Рождества Богородицы. В связи с аварийным состоянием храма, митрополит Амвросий благословил перезахоронение останков родителей и супруги прп. Макария Калязинского в Макарьевской часовне Николаевского Клобукова женского монастыря. От старинного села Кожина, вотчины боярина Василия Кожина, на сегодняшний день сохранилась только церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1732 года каменной постройки), на месте обветшавшей деревянной, в которой по преданию, крестили будущего прп. Макария Калязинского, также в ней он венчался с девицей Еленой Яхонтовой. Церковь двухпрестольная, холодный придел — Рождества Пресвятой Богородицы, теплый — прп. Макария Калязинского. В этой церкви под спудом были погребены родители и супруга преподобного Макария. В Тверском патерике «Краткие сведения о тверских местночтимых святых» за 1908 год написано: «В церкви устроен придел в честь прп. Макария, здесь же в храме находятся гробницы его родителей — Василия и Ирины и супруги его Елены; над гробницами устроен деревянный балдахин. В этом храме хранится старинная икона прп. Макария с его деяниями и чудесами, а также венцы, кои будто бы были употреблены при его венчании. Ежегодно прп. Макарий (во время своей жизни) ходил к 1 июля в Кожино совершать панихиду по своим родителям и завещал братии не забывать поминать их и по смерти его. Этот благочестивый обычай сохраняется в Калязинском монастыре».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Храм Николая Чудотворца (Савцыно) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Николая Чудотворца (Савцыно) построен между 1731 и 1748 годами, имеет три престола: правый придел освящен во имя преподобного Василия исповедника, епископа Парийского; левый – во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Содержание История [ править править код ] Храм и колокольня в Савцыно в 1979 году Наиболее раннее упоминание села Савцыно встречается в данной (дарственной) Троицкому Калязину монастыря в 1562-1563 годов вотчинницы Федосьи Федоровой дочери Толкачева. В этом документе называется и имя «сафцынского попа» — Ивана попова сына Иванова. Он же упоминается в другом монастырском документе 1563-1564 годов как «поп Иван попов сын салцинской». В XVII веке село принадлежало боярину Василию Еншеевичу Сулешову, в конце XVIII века — его потомку лейб-гвардии поручику Александру Алексеевичу Шереметеву и небольшая часть села — Михаилу Яковлевичу Евреинову. По документам Тверского консисторского архива, кирпичный храм Николая Чудотворца был построен в кашинской вотчине Шереметьевых, по заказу брата знаменитого генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева — генерал-лейтенанта Владимира Петровича Шереметьева и (после его кончины в 1737 году) генерал-майора Алексея Федоровича Шереметьева, между 1731 и 1748 годами. Заготовкой материалов руководил приказчик Никита Иванович Сабаев. Церковь была освящена в 1748 году. Правый придел — во имя преподобного Василия исповедника, епископа Парийского; левый — во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Глину брали в урочище Черный Пруд, там же изготавливали и обжигали кирпич. Приделы в 1868 году были разобраны и «устроены пространные и теплые». Надвратная колокольня XVIII века имела 12 колоколов, самый крупный из них весил 300 пудов (4,8 т). Его звон был слышен в радиусе 10 км. Один из колоколов отбивал каждый час. С 1892 года в доме причта располагалась церковно-приходская школа. Около церкви на средства прихожан был сооружен памятник Александру II в знак благодарности за освобождение от крепостной зависимости.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

     Испокон веков Русь была светильником православной веры. Велика она своими монастырями и храмами, праведниками, преподобными и святыми. Есть в Калужской области небольшое село Спас-Прогнанье, близ станции Балабаново, и стоит в нем храм Спас-Преображение. В советское время это место стало обителью покаяния. Здесь с 1942 по 1978 год подвизался схиархимандрит Амвросий Балабановский (Иванов). Отрочество и юность он провел в Оптиной пустыни, постриг принял в честь Оптинского старца Амвросия (Гренкова) и через всю свою жизнь пронес оптинский дух кротости, смирения и подлинного старческого служения. Многие называли его последним Оптинским старцем… 2 января 1878 г. в селе Копыл Тамбовской губернии в семье крестьянина Иванова родился мальчик, нареченный в святом крещении Василием. Мать его была глубоко верующей, паломничествовала даже ко Гробу Господню в Иерусалим. Отец умер рано, в 33-летнем возрасте. Мать предложила сыну разойтись по монастырям. Василий согласился и отправился в Оптину, где уже подвизался брат матери, его дядя – отец Иоанн. Определили его петь на клиросе. Так 18-летний Василий стал послушником. В те годы духовником братии был старец иеросхимонах Иосиф, любимый ученик преподобного Амвросия, и духовные качества его и других старцев не могли не отложиться в юной душе послушника. Освоив клиросное пение, Василий стал регентом в больничном храме, помогал старцам – отцу Иоанникию, отцу архимандриту Серапиону, отцу игумену Варлааму. Восемь лет прожил Василий в Оптиной пустыни. В 1904 г. взял его к себе в Пафнутиево-Боровский монастырь в качестве регента настоятель отец Венедикт, бывший когда-то письмоводителем у Амвросия Оптинского. Отец Венедикт стал восприемником Василия в монашестве и досрочно постриг его в 1911 году с именем Амвросий – в честь Оптинского старца. А в 1913 году его рукоположили в иеромонахи. Схиархимандрит Амвросии (Иванов)      В 1923 году монастырь закрыли, и отец Амвросий стал служить неподалеку – в селе Иклинском. В 1930 году, когда начались массовые гонения на православных христиан, его арестовали и сослали в Семипалатинск. Заключенных везли стоя в переполненных вагонах, почти без остановок. В ссылке отец Амвросий на всю жизнь получил неизлечимую болезнь. А в тюрьме его ставили в бочку с холодной водой и требовали отречения от веры. Но избранник Божий был верен Господу, и Господь явил Свою милость через немощь человеческую. У начальника тюрьмы заболела жена, и, когда все средства лечения были испробованы, обратились к батюшке Амвросию. По его молитвам женщина исцелилась. Стали его отпускать в воскресные дни на службу в храм. Оттуда нес он своим собратьям-заключенным целые сумки еды. Отцу Амвросию сократили срок, но о многом говорят слова, сказанные им после возвращения из ссылки: «Да, тюрьма, тюрьма и этапы… Кто там не был, дай Боже и не быть. А кто был, тому до смерти не забыть всех пережитых лишений и обид».

http://pravoslavie.ru/100382.html

Завершена реставрация Успенского (Михаило-Архангельского) собора Орла 23 ноября 2022 г. 17:01 21 ноября 2022 года престольный праздник встретил обновленный Успенский (Михаило-Архангельский) собор города Орла. В течение полутора лет храм находился на реставрации и на днях работы завершились. Реставрацию фасада Успенского собора проводили ООО «Преображение» из Тулы и орловское ООО «Реставрация». Организация из Орла осуществляла также авторский надзор. Заказчиком выступало Министерство культуры РФ. Была отремонтирована колокольня собора, заметно преобразилась паперть, отреставрированы световой барабан и лепной декор. Кое-где заменили кирпич. Рабочие заново оштукатурили фасад, а после храм покрасили. Цвет стен собора остался прежним — желтым. Ранее на Михаило-Архангельском соборе был заменен купол, который находился в аварийном состоянии. Ремонт состоялся благодаря усилиям митрополита Орловского и Болховского Тихона и благочинного храмов Центрального округа Орловской епархии протоиерея Василия Иванова. Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами — в честь Архистратига Михаила и святого Иоанна Воина — был заложен 19 сентября 1801 года. В 1803 году была построена трапезная с двумя престолами. Все работы были завершены в 1817 году. С окончанием строительства храма Орел получил красивейшую и самую вместительную (до постройки Покровского и Смоленского храмов) церковь в городе. С этого времени Михаило-Архангельская церковь, хотя и не являлась соборной, использовалась для проведения различных торжественных мероприятий. Соперничать с ней мог только Петропавловский собор, заложенный в 1797 году, однако его строительство, ремонты и переделки продолжались довольно долго. В сентябре 1823 года Орел посетил император Александр I, в честь которого здесь было совершено богослужение. В январе 1826 года в Михаило-Архангельской церкви покоилось тело умершего государя, когда его везли из Таганрога в Петербург. Наиболее ценной и почитаемой иконой в храме издавна была Страстная икона Божией Матери, заключенная в серебряную позолоченную ризу. В 1905 году деревянный иконостас храма был заменен на мраморный.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Закрыть Любимый дед Советского Союза К 20 летию со дня смерти великого русского и советского актера Ивана Петровича Рыжова Владимир Николаев   10:24 16.03.2024 559 Время на чтение 8 минут Фото: Из интернет-источников Его нельзя было сравнить ни с кем. Очевидно, что на отечественным экране он был единственным олицетворением глубинной крестьянской России. Неповторимый. Несравненный. Великий русский и советский актер Иван Петрович Рыжов (12(25) января 1913 г. — 15 марта 2004 г. ). Вклад Ивана Петровича в отечественное русское и советское киноискусство колоссален. Забыл про деда? Как Зеленский Советский Союз виновным в Холокосте назначил Иван Петрович снялся в порядка 157 фильмах. Его снимали самые великие и именитые режиссеры Советского Союза. Его коллегами по экрану были самые великие и яркие актеры Советского Союза и России. «Мое амплуа — старик, — говорил Рыжов на встречах с обожающими его зрителями. — Молодым вы меня никогда не видели. Но я, товарищи, был молодым. Точно помню, даю вам слово!» На самом деле в кино Рыжов начал играть достаточно рано: в 1939 г. (ему было всего 26 лет) сыграл есаула в фильме «Кубанцы», в 1940 г. — шофёра в «Брате героя». В 1941 году — юродивого в историческом фильме о жизни первопечатника Ивана Фёдорова, создателя первой в Московском государстве типографии. Но все роли были настолько эпизодическими, что имя Рыжова даже не значится среди актеров, сыгравших в этих картинах. До 50 лет артисту в кино не везло. Сам Рыжов объяснял такую невостребованность своей «невнятной наружностью». Лицо, мол, простое, круглое, как блин. Где уж тут героев играть… Иван Петрович снялся более чем в 50 картинах, прежде чем к нему пришла слава. Интересно, что востребованным он стал, когда уже и не надеялся на нормальные роли. Режиссёры Рыжова по достоинству оценили только в почтенном возрасте, когда волосы его стали седыми, как снег, а лицо было сплошь изборождено морщинами. Среди знаковых персонажей первой замеченной зрителями работой стала роль Андрона Макаровича в телесаге режиссёров Валерия Ускова и Владимира Краснопольского «Тени исчезают в полдень» по роману Анатолия Иванова. Потом — Гаврила Афанасьевич Ртищева в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», директор конезавода в фильме «Цыган». Безусловно, ярчайшими его работами стали фильмы Василия Шукшина «Печки-лавочки», «Калина красная», где Иван Петрович сыграл полюбившегося зрителям отца Любы Фёдора Байкалова.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/16/ly...

Закрыть Фонарщик всероссийского масштаба В Даниловом монастыре прозвучал Даниловский звон в память 210-летия Ф.В. Чижова Инна Симонова   03:50 18.03.2021 714 Время на чтение 15 минут «Сознание неправды денег в русской душе невытравимо», — скажет Марина Цветаева. Христианская «тихая милостыня» и милосердие испокон веков были на Руси основой основ народной жизни. Поделиться тем, что имеешь, с нуждающимся, будь то нищий, странник или просто человек, оказавшийся на каком-то этапе своей жизни в затруднительном положении, не выставляя при этом счетов за свою доброту, было столь естественно, что иностранцы, отмечая эту «странность» в поведении нашего народа, возвели ее чуть ли не на мистический уровень, сделав одной из составляющих «загадочной русской души». Нестяжание как нельзя лучше отражает суть жизнь и деятельности Фёдора Васильевича Чижова (1811–1877) – учёного-математика, славянофильского публициста и издателя, предпринимателя, промышленника, жертвователя, благотворителя и дарителя. «Фонарщик всероссийского масштаба» Он родился 27 февраля (11 марта по н.ст.) 1811 г.в Костроме, в семье выходца из духовного сословия, учителя местной гимназии Василия Васильевича Чижова. Мать, дочь обедневшего дворянина Ульяна Дмитриевна (в девичестве Иванова), получила воспитание в доме своих дальних родственников графов Толстых. Когда Фёдору Васильевичу исполнилось 12 лет, его отец за многолетнюю службу на поприще народного просвещения был произведён в коллежские асессоры, и получил право на потомственное дворянство. Подросток вслед за отцом переехал в Санкт-Петербург и продолжил образование на казённый кошт в Третьей гимназии, а затем на физико-математическом факультете Петербургского университета. Оставленный при своей альма-матер как один из лучших учеников, он на свою первую лекцию явился в студенческой тужурке – денег на покупку мундира у него не было. Выручили коллеги: устроили складчину и приобрели форменную одежду. Чижов помнил об этом всю свою жизнь. В 25 лет он успешно защитил диссертацию, написанную под руководством выдающегося русского математика академика М.В. Остроградского и получил звание магистра философии по отделу физико-математических наук.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/18/fonarw...

Петропавловский храм (Тула) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла — православный храм в Туле. Памятник архитектуры, охраняется государством. Содержание История [ править править код ] Первый храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла был построен в Туле почти четыреста лет тому назад. Точная дата не известна, но первое упоминание о нем встречается в изданной И.П. Сахаровым писцовой книге Тульского посада от 1624 и 1685 годов. По рассказам старожилов, записанных в середине XIX века тульским историком Н.Ф. Андреевым, вначале существовала Петровская часовня на Петровской улице (сейчас улица Ф. Энгельса). Часовня получила свое наименование в честь почитаемого образа апостолов Петра и Павла, находившегося в ней. Первая деревянная церковь была построена чуть дальше от часовни, на окраине города того времени. Вплоть до начала ХХ века, улица, на которой находилась церковь, называлась Петропавловская (сейчас улица Ленина). Недалеко от него, в гору, существовало кладбище для несчастно умерших. Место это теперь на углу второго квартала, идучи от церкви в гору, на Дворянской улице (ныне улица Свободы), и занято садом и строением. Хозяин застроенного им кладбища, разумеется, с дозволения местного духовного начальства, обязывался ежегодно служить панихиды пред Троицыным днем, в пятницу. Доказательством тому, что всё это не вымыслы, может служить до сих пор постоянно исполняемый обет». В 1736 году стараниями других священнослужителей прихода, Иоанна Васильева и Василия Иванова (отца и сына), на месте первого деревянного был возведен каменный храм, гораздо более обширный, во имя Петра и Павла. В его возведении участвовали протоиереи А. Боголюбов и И. Смирнов. Значительные суммы пожертвовали храмостроители – потомственные почетные граждане Красноглазовы и купец Андрей Авчинников. В 1802 году появилась кирпичная колокольня и теплая церковь, в которой были освящены приделы в честь мученика Иоанна Воина и преподобного Феодосия Тотемского.

http://azbyka.ru/palomnik/Петропавловски...

Прискоково. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На карте костромской губернии село Прискоково – место замечательное, овеянное легендами и преданиями, пронизанное глубокой исторической памятью. Старинными владельцами его были бояре Годуновы. Так, в середине XVI в оно принадлежало Годунову Ивану Ивановичу, затем Дмитрию Ивановичу, а после него Борису Федоровичу Годунову – «царю и великому князю всея Руси с 1598 по 1605 гг». В 1572 году Годуновы передали Прискоково Костромскому Ипатьевскому монастырю, в котором в 1613 году венчался на царство первый государь династии Романовых Михаил Федорович. Известно, что потомкам костромского крестьянина Ивана Сусанина, спасителя юного Михаила от поляков, была дана земля в свободное пользование, даровано освобождение от тягл и налогов. В 1633 году с родины И. Сусанина д. Деревеньки его дочь Антонида, внуки Даниил и Константин переселились на пустошь Коробово, которую обжили-обстроили, их потомки и по сей день проживают в этом месте. В самом Коробове церкви до 1855 года не было и все они - «вольные коробовские хлебопашцы» - были прихожанами Христорождественской церкви ближайшего села Прискоково. Здесь на церковном кладбище нашли упокоение бренные останки и Антониды Ивановны и ее детей и других поколений рода Ивана Сусанина. За той же оградой лежат предки Ивана Васильевича Маянского. Род Маянских во 2-й пол. Х1Х века был достаточно известен среди костромских жителей. Их знали как щедрых жертвователей, долгие годы подвизавшихся на стезе благотворительности в Костромском Попечительном комитете о бедных. Силу этому роду дал Иван Васильевич Маянский. Он родился ок. 1797 года в селе Прискоково Костромского уезда. Сам Иван Васильевич вышел из духовенства: отец его Василий Иванов, до 30-х годов XIX века служил дьяконом в Прискоковском храме, одноклирном. В Судиславском духовном правлении, в ведомстве которого был Христорождественский храм, Василий Иванов зарекомендовал себя как человек «трезвый и скромный», службу и катехизис «знающий», отличающийся «не худыми нравами», «порядочным житием». Кроме старшего сына Ивана, рожденного от первого брака, в семье его было еще четверо сыновей и три дочери от второй жены. Обе жены Василия Иванова умерли рано, оставив его попечению детей и домашнее хозяйство. Младшие сыновья пошли по стопам отца: Андрей с 1818 года устроился пономарем в церкви села Колышева Кинешемского уезда, Павел с 1828 года занял родительское место в церкви села Прискокова, Козьма и Полиевкт в начале 1820-х гг. поступили учиться в Костромское духовное училище. Старший сын вынужден был изменить семейной традиции, и в раннем, почти отроческом возрасте покинул родные места. Иван Васильевич ушел в губернский город.

http://sobory.ru/article/?object=03103

Свято-Вознесенский кафедральный собор (Муром) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Вознесенский собор является кафедральным собором Муромской епархии. Был построен в 1729 году вместо деревянной Вознесенской церкви. Содержание История [ править править код ] Первое документальное свидетельство о Вознесенской церкви относится к XVI веку; в сотной выписи на Муромский посад 1574 г. в числе городских церквей упоминается и церковь в честь Вознесения Господня. В 1729 г. «тщанием комиссара Осипа Иванова Названова, бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова» вместо деревянной Вознесенской церкви был построен каменный храм с прежним названием. В след за этим и вместо другого деревянного Входоиерусалимского храма к каменному был пристроен с южной стороны каменный придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим. Но устроенный придел, нужно думать, был холодный, а деревянная теплая церковь пришла уже в ветхость, поэтому в 1771 году устроена была другая теплая деревянная церковь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В 1809 г. Входоиерусалимский придел был распространен и с того времени до 1892 г. наружный вид храма остался без изменений. В 1892 г. к этому приделу сделана была пристройка с северной стороны, в котором устроен новый престол. Таким образом, в храме было три престола: главный в честь Вознесения Господня, в приделах теплых в честь Входа Господня во Иерусалим и преподобного Сергия Радонежского. Архитектура холодного храма сохранилась практически без изменений. Храм пятиглавый, алтарь с тремя полукруглыми выступами, окна с теремками, вообще так называемого ярославского типа церковных построек, который замечается в большей части Муромских церквей. Колокольня с шатровым верхом построена одновременно с холодной церковью. Внутренние украшения обновлялись неоднократно и сохранилось только несколько икон старинного письма. Что касается украшений на иконах, то они по большей части весьма ценные: ризы серебряные, украшены драгоценными камнями и жемчугом. Эти украшения приклад позднейшего времени. На иконах Божией Матери «Успение» и «Живоносный источник» подвешены небольшие серебряные кресты с частицами св. мощей.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Вознесен...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010