Святейший Патриарх вручает Литературную премию Александру Сегеню 1 августа 2016 г. 15:10 Александр Сегень: Смысл творчества писателя - делать жизнь людей лучше, разнообразнее, интереснее Мы начинаем публикацию бесед с лауреатами и номинантами Патриаршей литературной премии. В центре внимания – современная проза, поэзия и публицистика, а также другие жанры русской словесности. Нашим первым собеседником стал писатель Александр Сегень, лауреат Патриаршей литературной премии 2015 года, автор романов и повестей - «Державный. Государь Иван Третий», «Поп», «Московский Златоуст» (книга о святителе Филарете (Дроздове)) и др. – Александр Юрьевич, сегодня на книжном рынке ежемесячно появляются десятки новых книг. И читателю непросто сориентироваться в потоке литературных новинок. Каких интересных авторов Вы можете назвать – в светской и православной литературе?   – Среди православных авторов, безусловно, выделяются священники Ярослав Шипов и Николай Агафонов, епископ Тихон (Шевкунов), отец Николай Блохин, есть замечательный поэт отец Леонид Сафронов. Отец Николай Агафонов и отец Николай Блохин стали лауреатами Патриаршей литературной премии. Вообще, я бы не так отделял православную литературу от светской. Православная – это Евангелие, жития святых, биографии святых, история Православия. Вся остальная литература — светская. Среди современных авторов я выделяю Станислава Куняева, Юрия Лощица, Алексея Варламова (все трое – тоже лауреаты Патриаршей премии), Сергея Михеенкова, Андрея Воронцова, Сергея Куличкина, Леонида Бежина, Василия Дворцова, Евгения Шишкина, Александра Громова, Михаила Попова, Павла Басинского, Николая Иванова. С интересом читаю «Дневники» Сергея Есина. Из молодых – Сергея Шаргунова, Дмитрия Романова, Константина Алексеева-Игнатьевского. Хочу назвать в качестве события книгу рассказов (уж извините!) моей жены Натальи Романовой-Сегень «Рецепт хорошего настроения». Не стесняюсь ее упомянуть, поскольку не я один считаю эту книгу событием. Вышедшая в издательстве Сретенского монастыря в декабре 2015 года тиражом 10 тысяч экземпляров, она разошлась в течение двух месяцев, и издательство выпустило повторный тираж уже в 20 тысяч!  

http://e-vestnik.ru/culture/pisatel_alek...

(Смерть пана Сапеги) 5 числа сентября месяца скончался и пан Ян Сапега, и оплакали его не только многие поляки, но [и] русские, которые имели общение с ним, потому что он был человек весьма прекрасный, сострадательный, достойный, приятнейший и весьма благородный. В десятый день месяца сентября русские московские бояре и бояре паны польские: пан Александр Гонсевский и все другие отправили с грамотами послов: князя Георгия Никитича Трубецкого, Михаила Глебовича Салтыкова, Михаила Александровича Нагого, Василия Иосифовича Иванова и Феодора Ивановича Андронова. Русские и поляки отправили и польских великих панов и воинов в немалом количестве к великому королю Польши, пиша и умоляя, чтобы он дал сына своего Владислава в цари Москвы и всей России, дабы умирить царство Русское, или чтобы он прислал большое войско, дабы подчинить себе русские войска и города, или чтобы он прислал приказ покинуть Москву и всем польским солдатам возвратиться в Польшу к самому королю и каждому восвояси. Из этих трех требований, какое пожелает великий король, пусть исполнит. И они установили время в четыре месяца, чтобы получился верный ответ относительно трех желаний, какое он захочет исполнить. После пленения великой Москвы заперлись в ней, внутри двух крепостей, с поляками многие русские бояре и дворяне, два патриарха - бывший патриарх кир Игнатий в Чудовском монастыре и патриарх кир Гермоген, заключенный в метохе св. Кирилла, два архиерея: митрополит крутицкий кир Пафнутий и блаженнейший архиепископ архангельский кир Арсений, архимандриты, игумены, протопоп, священники и иеродиаконы и несколько душ из народа. И спустя 15 дней после пленения великой Москвы умер от великой скорби митрополит крутицкий кир Пафнутий, архиерей благочестивый, святой, постник, подвижник в высокой степени, как никто другой во время его во всей России. Похоронили его в великом Чудовском монастыре, оплакав его всем народом. Чрез несколько дней скончались два великие боярина, князь Андрей Телятевский и Михаил Нагой, брат царицы Марфы монахини, и, спустя двадцать дней после смерти Михаила Нагого, скончалась и царица Марфа монахиня, жена царя Ивана Васильевича всея России и мать Димитрия царевича, из-за которого, Димитрия царевича, произошел большой соблазн и великое разрушение Москвы и всей России. О, несчастие! С тех пор, как он был рожден, ничего хорошего не произошло в Москве и во всей России, но только убийства, кровопролития и опустошение городов и сел.

http://sedmitza.ru/lib/text/439044/

Сост. А.Н.Стрижев Схимонахиня Анатолия Схимонахиня Анатолия (в миру Зоя Викторовна Якубович) родилась 12 февраля 1874 года в Саратове в небогатой дворянской семье. Кроме Зои и ее сестры Лидии, разделившей впоследствии с матерью Анатолией монашеский путь, в семье выросло еще трое детей. Мать рано овдовела, и Зое пришлось помогать по хозяйству. Воспитывались дети в христианском духе, и Зоя с детства ежедневно читала Евангелие. Образование сестры получили в саратовской женской гимназии. Как во многих дворянских семьях тех лет, дети почти ничего не знали, о такой существенной стороне христианской жизни, как монашество. По природным своим дарованиям Зоя была настоящей монахиней, но молилась, чтобы Господь послал ей жениха – смиренного и кроткого. И Господь услышал ее молитву: когда ей исполнилось восемнадцать лет, она вышла замуж за инженера водного транспорта Николая Иванова , человека глубокой веры, смиренного и кроткого. Жили они очень дружно, но Господь не дал им детей. Человек может годами молиться, ходить в храм, соблюдать установленные посты, но совершенно не разуметь, что такое духовная жизнь. Религиозная жизнь вписывается для такого человека в рамки материальной жизни, зачастую подчиняясь ее законам. Это время духовной спячки, зимы, блаженного младенчества, не ведающего о трудностях и суровости жизни треблаженной, духовной. Иногда Сам Господь будит человека – видением, чудом, особым обстоятельством, и всю жизнь проживший религиозно, человек впервые всем сердцем тогда обращается к Богу; или пробуждает душу словом другого – Своего избранника. Интерес к духовной жизни проявился у Зои благодаря епископу Гермогену (Долганову), с которым семья Якубовичей была дружна. Сестра ее Лидия была настроения светского. Но однажды, хорошо одетая, в большой модной шляпе, она стояла в храме и слушала проповедь епископа. Эта проповедь так поразила ее, что с того времени она всецело обратилась к Богу. Сестры стали читать духовные книги, несколько раз были в Сарове у старца-затворника иеросхимонаха Василия. Эти поездки имели на них особенное влияние: не изменяя внешнего образа жизни, они втайне начали вести духовную жизнь, читали Псалтирь, Иисусову молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Трубчевск. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Михаило-Архангельская церковь, Архангельская церковь, Михайловская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Храм во имя Казанской иконы Божией Матери, в древности именовавшийся Михаило-Архангельским, входит в печальный список трубчевских памятников архитектуры, утраченных из-за людского небрежения в ХХ веке. Между тем, его история также началась до Смутного времени: упоминается, что в 1611 году Михаило-Архангельский храм был сожжён отрядами Жолкевского. 8 июля 1651 года, по прошению соборных священников Авраама и Василия, царь Алексей Михайлович, указом на имя трубчевского воеводы Патрикия Степановича Исупова, позволил построить на прежнем церковном месте тёплую церковь во имя Архангела Михаила, и на её содержание («на вино, свечи и ладан») пожаловал старинное той церкви бортное ухожье и озеро Струкино. Однако в окладные книги церковь была вписана только в 1676 году – вероятно, до этого времени она числилась приписной к собору. Местоположение церкви указано «в Трубчевске за валом» (т.е. вне городских укреплений). Видимо, вскоре в церкви появился второй престол, поскольку в дальнейших документах храм именуется Казанским, с приделом Архангела Михаила. В марте 1711 года жители Трубчевска подали в Патриарший казённый приказ прошение о том, что «в г. Трубчевске за городом на посаде церковь Божия во имя Казанской Богородицы и Архангела Михаила, а в ней два престола, древянная ветха, и служили в ней лет с 50, а ныне в ней служить литургии Божии невозможно: кровли огнили и стены вывалились», и просили дать указ о построении для той же церкви нового деревянного здания. В том же месяце указ был дан, а 26 октября 1712 года уже был издан указ об освящении «церкви Казанской Богородицы да придел Архангела Михаила». Вероятно, этот факт забыли вписать в церковную летопись, поскольку в списке трубчевских храмов, датированном 1789 г., указано, что Казанская церковь построена в 1667 году «старанием оной церкви бывшего тогда священника Симеона Иванова».

http://sobory.ru/article/?object=29899

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРЬ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ Историки называют царствование Василия продолжением Иванова. В самом деле, мало в истории примеров, когда бы царствование государя могло назваться продолжением предшествовавшего в такой степени, как это. Василий Иванович шел во всем по пути, указанном его родителем, доканчивал то, на чем остановился предшественник, и продолжал то, что было начато последним. Самовластие шагнуло далее при Василии. Если при Иване именовались все " государевыми холопами " , и приближенные раболепно сдерживали дыхание в его присутствии, то современники Василия, сравнивая сына с отцом, находили, что отец все-таки советовался с боярами и позволял иногда высказывать мнение, несогласное с его собственным, а сын (как выражался Берсень, один из его любимцев, подвергнувшийся опале), не любил против себя «встречи», был жесток и не милостив к людям, не советовался с боярами и старыми людьми, допускал к себе только дьяков, которых сам возвышал, приблизивши к себе, и которых во всякое время мог обратить в прежнее ничтожество. " Государь, - говорил Берсень, - запершись сам-третей, у постели все дела делает " . Посещавший Москву императорский посол Герберштейн, оставивший нам подробное и правдивое описание тогдашних русских нравов и внутреннего быта, также подметил эту черту в Василии. Он не терпел ни малейшего противоречия; все должны были безмолвно соглашаться с тем, что он скажет; все были полными рабами и считали волю государя волею самого Бога, называли государя " ключником и постельничьим Божиим " ; все, что ни делал государь, по их понятию, все это делал сам Бог; и если говорилось о чем-нибудь сомнительном, то прибавлялось в виде пословицы: " об этом ведает Бог да государь " . Никто не смел осуждать поступков государя; если что явно было дурное за ним - подданные обязаны были лгать, говорить не то, что было, и хвалить то, что в душе порицали.

http://sedmitza.ru/lib/text/435594/

Удивительное дело! У меня дома нет телевизора, нет радио, я не читаю нецерковных газет. Никто у меня в семье не посещает светских новостных или информационных сайтов. Регулярно я бываю на трех-четырех православных порталах, 10 минут в день трачу на страницы в фэйсбуке и вконтакте – только для того, чтобы ответить на духовные вопросы. И это просто поразительно – я в курсе всех новостей мира. Мне кажется, в наше время информация стала сродни радиации. Непонятно, как она распространяется, – но больны все. В городе: в метро, в цеху, в офисе; в колхозе: в конторе, в коровнике, на мехдворе; в деревне: на скамейке, около автолавки и на почте – все облучены опасной дозой информации. Она, как советский мирный атом, проникает и в закрытые наглухо помещения, выбивает из мозга все нужное, и заполняет его бесполезной самораздувающейся пустотой. Для информации нет преград, запертых дверей и железобетонных стен. Я даже подозреваю, что от нее не спасают свинцовые пластины и спецкостюмы. Как иначе объяснить, что я – добровольно отстраняющийся от светского информирования – до мельчайших подробностей знаю, что происходит на Украине , в Аргентине , Германии, – да и по всему миру? Я знаю не только то, как развиваются события на Майдане, в каких странах разрешили уже однополые браки, а в каких нет, где в мире оскверняются какие святыни, как запрещают праздновать в Европе Рождество Христово, что в Англии нельзя носить нательные крестики. Не только ЭТО. Еще я знаю, как ко всему этому относится какой-нибудь дядя Вася, который считает себя православным и высоким богословским языком пишет свои статьи-комментарии на эти темы. И называется это все как-то очень красиво: «Мнение православного историка Василия Иванова о событиях» неважно каких. Я захожу в православный интернет в поисках душеполезного, в поисках духовного огня (Лк. 12, 49), чтобы подпалить свои отсыревшие уголья, – и натыкаюсь на такие вот материалы. И только к середине статьи узнаешь, что на самом деле этот Василий – и не совсем православный, да и историю знает через пень-колоду…

http://pravoslavie.ru/66769.html

Погост (Быстрокурье). Церковь Василия Великого. Церковь Василия Кесарийского Карта и ближайшие объекты Быстрокурский приход располагался на левом берегу Северной Двины и её проливов Силивановки и Быстрокурки, в 11 верстах от Холмогор. Состоял из 17 деревень, в числе которых были Устьпинежская и Селищенская деревни, стоявшие на другом берегу Северной Двины. Приходская Васильевская церковь располагалаь близ деревни Парфентиевской. Жителей к 1 января 1894 года насчитывалось - 631 мужского пола и 691 женского. О возникновении прихода ничего неизвестно. Существовала отпись д. Копытовской к приходской церкви свт. Василия Великого, данная " Лукою и Пахомом попом Прокопьевыми " 7 июня 7060 г. (1552 г.) по случаю того, что " Царев писец Иван Петрович с товарищи отписал деревню св. Василия Кесарийскаго церковную Болотовскую в царевы Великаго Князя деревни " (Цит. по: Краткое…, с. 263). Таким образом, видно, что церковь Василия Великого в пределах Быстрокурского прихода существовала уже до 1552 г. Митрополитом Макарием 27 июня 7128 г. (1620 г.) была дана грамота, по челобитной церковного прикащика Григория Ермолина, на имя Холмогорского Спасского соборного попа Афанасия на построение нового храма во имя св. Прокопия Устюжского Чудотворца, взамен старого ветхого, у которого " верх валится розно " (там же). Из грамоты следовало, что в Быстрокурском приходе в XVI в., кроме Васильевской церкви, была и другая - во имя св. Прокопия Устюжского. Грамотой митрополита Аффония от 5 сентября 7148 г. (1640 г.) на имя Васильевского попа Кирилла, по челобитью церковного прикащика Евсейки Матвеева Сорванова, дано было благословение: " Во храме Св. Василии Великаго на полатех храм воздвигнути во имя Св. Михаила Архангела и честнаго его собора " . (там же). Спустя около 5 лет после устроения этого придела церковь свт. Василия Великого сгорела, но была вновь устроена с теми же престолами по благословляющей грамоте того же митрополита Аффония от 8 июня 7153 г. (1645 г.), данной по ходатайству Первушки Иванова Орехова, на имя Быстрокурского Васильевского попа Илариона. Но и этот вновь устроенный храм вместе с имуществом и документами стал жертвой огня около 1700 г. После третьего пожара в 1703 г. началась заготовка материала для постройки каменной церкви во имя Василия Великого. Все прихожане во главе с тогдашним священником Никитой принимали горячее участие в этом деле - одни посильными жертвами, другие - и таких было большинство - личными трудами. Однако, постройка церкви, начатая по благословению епископа Рафаила, шла очень медленно, отчасти по скудости средств, а еще более в силу указа Петра I, запретившего повсеместно, кроме Санкт-Петербурга, возведение каменных построек. Первым был освящен придельный храм во имя св. Прокопия Устюжского Чудотворца. Освящение 8 июля 1718 г. совершил архиепископ Варнава.

http://sobory.ru/article/?object=16212

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Мученик Василий Иванов Мученик Василий родился в 1869 году в городе Москве в семье кузнеца Сергея Иванова. Окончив школу, Василий стал по примеру отца кузнецом. Его кузнечная мастерская была по тем временам достаточно значительной, в ней постоянно работало около десяти человек. Кроме того, у Василия Сергеевича был собственный дом в двадцать четыре квартиры, которые он сдавал, что приносило ему вместе с кузницей достаточный доход. Кузницей он владел до 1930 года, когда стал работать кузнецом в артели. Но не материальные средства были важны для него – заработанные ли тогда, когда он был домовладельцем и владельцем кузницы, или когда он сам стал наемным рабочим-кузнецом, – а спасение души. Несмотря на жестокие гонения, которые развернула против Церкви безбожная власть, Василий Сергеевич не побоялся стать старостой храма. Узнав, что он не только бывший домовладелец, но и церковный староста, который поддерживает связи с высланными крестьянами, сотрудники ОГПУ под предлогом, что Василий Сергеевич будто бы ведет среди прихожан и жильцов дома контрреволюционную агитацию, 26 марта 1932 года арестовали его и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Отвечая на вопросы следователя, Василий Сергеевич сказал: – Я, находясь в церковном совете, исполнял обязанности церковного старосты. В жизни церкви я принимаю активное участие как истинно верующий христианин. – Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? – спросил следователь. – Нет, не признаю. В качестве свидетеля был вызван житель дома, он показал: «Иванова я знаю с 1916 года. Я переехал в этот дом, когда Иванов был владельцем этого дома... Иванов человек очень скрытный, безусловно, настроен против советской власти... принимает активное участие в церковных делах, его посещают иногда попы, но больше он сам ходит к попам» . 22 июня 1932 года тройка ОГПУ приговорила Василия Сергеевича к трем годам ссылки условно; он был освобожден из-под стражи и вернулся домой. Жил он в то время в одной из квартир принадлежавшего ему когда-то дома на Большой Калитниковской улице. Расположенный рядом с домом на Калитниковском кладбище храм был захвачен обновленцами, и Василий Сергеевич был прихожанином и членом церковного совета храма Вознесения на Гороховской улице.

http://fond.ru/kalendar/201/vasiliy/

Шадринск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь на Хлебной площади /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Покровская церковь находится в северной части города на обширной площади, занимаемой постоянным хлебным рынком. Закладка этой церкви совершена в 1867 году. Устроена она на средства доброхотных дателей, изъявивших желание выделиться в особый самостоятельный приход. Главным строителем был Шадринский мещанин Василий Алексеевич Волчихин, много потрудившийся в изыскании средств на ея постройку, затративши также не мало и своих собственных денег на это святое дело. Церковь эта каменная трехпрестольня. Главный престол ея освящен в 1897 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы, южный, сооруженный иждивением Шадринскаго мещанина Адриана Иванова Ефимова, заложен был в честь св. Афанасия Александрийскаго, но по желанию прихожан освящен в 1900 году в честь Вознесения Господня, и северный, сооруженный иждивением Шадринскаго мещанина Василия Иванова Ефимова, заложен в честь св. великомученика Георгия, но пока еще не освящен. С внешней стороны Покровская церковь отличается красотою своей архитектуры, соразмерностью частей и обширностью размеров. Посредине ея вызвышается величественный купол в русско-византийском стиле, окруженный по углам четырьмя башенками, а над папертью устроена в этом же стиле высокая трехъярусная колокольня, на верхнюю площадку, которой ведут сто с лишним ступеней. Особенно красивою эта церковь кажется издали, при въезде в Шадринск с западной или южной стороны. Заново выбеленная, она рельефно выделяется на фоне сосноваго бора окружающаго город и прежде всего останавливает на себе внимание путника. Внутреннее ея устройство и украшение соответствует внешнему виду. В ней высоко, светло и просторно, все три алтаря ея расположены по одной линии, иконостасы устроены в одном стиле из полированнаго дуба, украшены по местам золоченой резьбой. Иконы довольно больших размеров, писанныя по золотому фону. По своим размерам и убранству эта церковь могла бы выполнить значение собора в каком-нибудь большом губернском городе.

http://sobory.ru/article/?object=39904

Ершово. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Приход села Ершова, V класса. ... церковь первоначально поставлена была несколько дальше на восток, на так называемом и доныне месте " церковник " , где и по сию пору сохраняются следы могил, жители вырывают каменные гнезды [? - Е.П.] и переносят на могилы своих родителей. На месте же, где был святой престол, стоит большой деревянный крест.  http://belolikovi.narod.ru Ведомость о церкви за 1825 год  Церковь Воскресения Христова с приделами Василия Великого и Казанской иконы Богородицы, каменная, построена в 1813 году. По штату: 1 священник, 1 диакон, 1 дьячок, 1 пономарь. Ближайшие церкви: Благовещенская в селе Усищево – 1 верста Борисоглебская в селе Плишкино – 5 вёрст. В приходе 125 дворов, 501 муж., 570 жен. Селения: Быково, Фролково, Петряево, Новиночка, Филимоново – в 1 версте Липник, Любовино, Ваниево – в 2-х верстах Митрофаново – 5 вёрст Витержево – 7 вёрст Заречье, Данилища – 8 вёрст Очениково – 10 вёрст. Сиротствующие: – умершего диакона сей церкви Егора Иванова дочь Наталия (39 лет) – жена умершего диакона сей церкви Василия Васильева Екатерина Андреева, 52 года Ведомость о церкви Воскресения Христова 6-го благочиния села Ершово Новгородской епархии за 1921 год (ГАВО, фонд 986, опись 1, дело 149). Церковь построена в 1804 году тщанием прихожан, каменная, с таковой же колокольней и оградой. Престолов три. В холодной – Воскресения Христова, в тёплой с юга – Казанской иконы Божией Матери, с севера – святого Василия Великого. Утвари достаточно. Штат: священник, псаломщик. Кружечных доходов за 1921 год не получено. Земли: пахотной – 21 десятина, сенокосной – 13 десятин 110 кв. сажен, кладбище вокруг церкви – 1 десятина 418 кв. сажен. Всего: 35 десятин 528 кв. сажен. Качества посредственного. Здания: церковный дом, в котором помещается народная школа, церковная сторожка, два амбара – 1 каменный и 1 деревянный, дровяник. От консистории – 530 вёрст. От уездного города Череповца – 38 вёрст. Две часовни: 1 в деревне Витержево, другая – в поле в версте от церкви, обе деревянные. Опись по церковному имуществу заведена с 1853 года. Копии с метрических книг – с 1791 года, часть их сдана в местный волостной комиссариат. Церковные росписи хранятся с 1783 года. Для церковного круга – 60 книг. В церковной библиотеке – 260 томов.

http://sobory.ru/article/?object=08357

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010