Церковь Троицы Живоначальной в Хохлах (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Живоначальной Троицы в Хохлах (в Хохловке, в Старых Садех), в Хохловском переулке — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии в восточной части Белого города. Упоминается в исторических документах с первой половины XVII столетия. Объект культурного наследия РФ. Содержание История [ править править код ] Церковь Святой Троицы в Хохлах (в Хохловке, на Хохловке) упоминается в исторических документах с первой половины XVII столетия. Первые сведения об этом храме и его приходе содержатся в Переписной книге 1638 года, где перечислены дворы причетников — попа Федора Евсевьева, дьячка Насонки Иванова и просвирни Дарьи Григорьевой, а также некоторых обитателей прихода — Ивана Шапилова, князя Василия Федоровича Морткина, дьяка Новой чети Василия Конина и Ивана Степановича Киселева1. Какой была в это время церковь, деревянной или каменной, неизвестно. Каменным храм Живоначальной Троицы, что на Хохловке, впервые назван в Строельной книге 1657 года. В это время при нем состоял двор священника Федора Анфимова, а также дьячковский двор, в котором жил пономарь Митка Авдеев. В 1670-е годы каменный Троицкий храм был частично перестроен. Ружная книга 1681 года сообщает, что каменная церковь Троицы Живоначальной, что в Садех, имела приделы Сошествия Святого Духа на апостолов и преподобного Сергия Радонежского. Во время опустошительной московской чумы 1771 года Троицкий приход, в отличие от соседних, почти не пострадал. В 1784 году в приходе церкви Святой Троицы в Хохловке числилось 9 дворов с населением более 200 человек. В 1890 году церковь обновлялась. В середине XVIII века в храме был устроен необычный, покрытый серебром иконостас с резьбой изображающий складки тканей, спускающихся книзу. К тому же времени относились иконы и паникадило. В начале XIX века была заново выстроена апсида. После октябрьского переворота 1917 года и декретов новых «безбожных властей» в Троицком храме, как и в прочих московских приходах, произошли значительные изменения: был отобран построенный в 1915 году церковный доходный дом, конфискованы причтовая земля и церковный капитал в Государственном банке.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира ЖМП 12 декабрь 2019 /  25 декабря 2019 г. 14:12 «Я поставил своей целью написать всю жизнь Христа в картинах» ЖИВОПИСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ВАСИЛИЯ ПОЛЕНОВА. К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) внес огромный вклад в развитие религиозной темы в русской живописи XIX — начала XX века. По достоинству этот вклад был оценен не его современниками, а потомками. Именно с исторической дистанции стало очевидно, насколько глубоко художник вошел в евангельскую тему как вдумчивый исследователь и выразил ее как талантливый живописец.   PDF-bepcuя. Василий Поленов прожил долгую и плодотворную жизнь. Уже при жизни он стяжал славу не только как выдающийся художник, но и как замечательный архитектор, декоратор, педагог. Он поражал своими разносторонними дарованиями: сочинял музыку, пробовал себя на литературном поприще. Современники его отмечали в нем большое обаяние, утонченное благородство и высокое человеческое достоинство. Л. О. Пастернак пишет о Поленове: «Он был в полном и лучшем смысле слова благороднейшим джентльменом. Этим он выделялся среди всех наших старых и молодых художников»1. Таким он предстает и из переписки, изданной его дочерью Е. В. Сахаровой, и из воспоминаний друзей и учеников. Если говорить о живописном наследии Поленова, то современники ценили его прежде всего как пейзажиста, хотя сам он видел себя живописцем историческим. Однако далеко не все понимали его интерес к истории, а особенно к евангельской теме. Так Александр Бенуа сожалел, что художник с талантом пейзажиста затратил столько времени на «легковесные иллюстрации Евангелия»2. Примечательно, что к евангельской теме, начиная с Александра Иванова, обращались многие художники XIX века: И. Н. Крамской, В. Г. Перов, Н. Н. Ге, Г. И. Семирадский, В. В. Верещагин, И. Е. Репин, В. М. Васнецов, М. А. Врубель и др. Религиозные сюжеты составляли значительную часть их творчества, но никто не посвятил этой теме столько произведений, сколько Поленов.

http://e-vestnik.ru/culture/vasilii_pole...

Заборовье. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Святой Троицы в селе Заборовье Село Заборовье не расположено на берегах Тьмы, но оно было достаточно тесно связано с монастырями вдоль этой реки. Оно стоит на ровной открытой местности, без каких-то особых естественных красот. Вокруг него было в старину множество деревень, основным занятием жителей было хлебопашество. Храм объединял все деревни в одно целое, “держал” обширную площадь. И ныне, подъезжая к селу, издалека видишь среди полей обветшавший купол каменной Троицкой церкви и шатер колокольни, на котором еще держится старая главка с остатками креста. Село получило свое название в XV в., когда оно стало вотчиной бояр Заборовских, выходцев из Литвы. Старинное название села - Воскресенское, по названию церкви Воскресения Христова или Уверения Фомы (в первое воскресенье после Пасхи, когда Церковь вспоминает явление воскресшего Христа апостолу Фоме, в храмах в честь Воскресения Христова бывает престольный праздник). Заборовские владели селом до конца XVI в., после чего оно частично было вложено ими в Троице-Сергиев монастырь, а окончательно отошло к нему уже в начале XVII в., после Смутного времени. Древнейшим письменным памятником, в котором упоминается Заборовье, является Писцовая книга 1548 г., упоминающая большой род Заборовских, отличавшийся большим благочестием - многие его представители приняли монашество перед смертью. В синодике Тутанского монастыря род записан так: “Помяни, Господи... род Заборовских Андрея, во иноках Андриана, Захария, Семена, Василия, Петра, Дея, во иноках Дионисия, Алексея, во иноках Александра, Иоанна, Димитрия, во иноках Дамиана, Исайя, во иноках Сергия, Стефана, Анны, во инокинях Анастасии, Мавры, во инокинях Марии, Домники, Димитрия, инока Симеона, Петра, инокиню Геласию, Наталью”. Помимо Тутани, помянники этого рода находятся в синодиках Иосифо-Волоколамского и Троице-Сергиева монастырей. Из этого рода особым благочестием отличались супруги Андрей и Анна Заборовские (+кон. XVI в.), принявшие перед смертью постриг. Анна, во иночестве Анастасия, похоронена в родовом селе под деревянной церковью Воскресения Христова. Место, где она приняла постриг, неизвестно, возможно, это Рождественский на устье Шостки, монастырь, откуда после его разорения престол был перенесен в Тутань. Но, не исключено, что постриг бояре приняли в селе Заборовье и жили здесь до своей смерти. После Смуты от села осталось лишь пустое место, но церковь (тогда она была шатровой) уцелела, вскоре и село было восстановлено усилиями властей Троице-Сергиевой Лавры, приказчика Андрея Иванова (о нем в главе о Тутанском монастыре), и крестьян. В 1664 г. старец Аверкий вложил в церковь села Заборовье Евангелие. На колокольне среди колоколов висел привезенный, видимо, из Ливонии колокол с латинской надписью “O, Santa Maria, Deum cum coelestis, ora pro nobis” (О, Святая Мария, предстоишь Богу, молись за нас”). Долгое время срубленный заново в 1634 г.

http://sobory.ru/article/?object=04407

Интервью номера: Юлия Вознесенская . Жила-была старушка … С известной православной писательницей, автором книг «Мои посмертные приключения», «Сто дней до потопа», «Жила-была старушка в зеленых башмаках» и др., беседует Валерия Посашко . Рисунки и фотография на заставке, предоставлены издательством «Лепта», являющимся эксклюзивным издателем книг Ю. Н. Вознесенской. Фото Ильи Тырданова//Фома. - – ноябрь 2011. – С.12-19. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Юлия Николаевна Вознесенская » (С.14). См. также: Дело в голове . Отклик на интервью с Юлией Вознесенской («Фома», ноябрь 2011 года)/Автор отклика – В. М ., группа друзей «Фомы» «ВКонтакте»//Фома. - – февраль 2012. – С.97. – (рубрика « Отклики »). Тема номера. Достоевский. Перезагрузка : 190-летию писателя. В коллажах использованы фото «РИА Новости», photoxpress; иллюстрации и репродукции Дементия Шмаринова , Ильи Глазунова , Гюстава Доре, Александра Иванова , Ганса Гольбейна Младшего , Перино Дель Вага, Джовнни Беллини, Василия Петрова; кадры из телевизионного сериала «Идиот» режиссера Владимира Бортко) . Достоевский. Перезагрузка . Вступление от Редакции //Фома. - – ноябрь 2011. – С.20-21. – (рубрика « Тема номера. Достоевский. Перезагрузка »). Алексей Варламов , писатель, лауреат премии Александра Солженицына. Дом Раскольникова после евроремонта //Фома. - – ноябрь 2011. – С.22-24. – (рубрика « Тема номера. Достоевский. Перезагрузка »). См. также: Феликс Разумовский . Приобщение к Русскому миру //Фома. - – ноябрь 2011. - С.98. – (рубрика « Эпилог »). Александр Ткаченко . Кто хочет стать идиотом? //Фома. - – ноябрь 2011. – С.25-30. - (рубрика « Тема номера. Достоевский. Перезагрузка »). См. также: Феликс Разумовский . Приобщение к Русскому миру //Фома. - – ноябрь 2011. - С.98. – (рубрика « Эпилог »). Никита Астахов , художественный руководитель духовного театра «Глас», режиссер и исполнитель главной роли в спектакле по Ф. М. Достоевскому «Село Степанчиково Синдром Опискина //Фома. - – ноябрь 2011. – С.31. – (рубрика « Тема номера. Достоевский. Перезагрузка »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-103...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. В. Никитин. Фотография. 90-е гг. XIX в. Николай Васильевич (21.09.1828, Москва - 25.01.1913, там же), рус. архитектор и реставратор, исследователь древнерус. зодчества, общественный деятель, академик Имп. АХ, член Православного миссионерского об-ва. Род. в семье московского дворянина, коллежского асессора Василия Матвеевича Никитина, получил домашнее образование. В 1842 г. определен штатным воспитанником теоретического отделения в Московское дворцовое архитектурное уч-ще (МДАУ), где посещал классы М. О. Лопыревского, В. Ф. Иванова, Дж. И. Артари-Коломбо. Интерес Н. к истории рус. архитектуры зародился под влиянием курса П. С. Максютина, проповедовавшего ценность отечественных древностей. Во время обучения в уч-ще Н. приобрел практические навыки архитектора-реставратора, сделав по указаниям Ф. Ф. Рихтера обмеры и чертежи ряда древних памятников, в т. ч. ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Дьякове (совместно с С. В. Дмитриевым) и царских врат в Саввино-Сторожевском мон-ре. Обмеры Н. были опубликованы в составленном Рихтером альбоме «Памятники древнего рус. зодчества» (М., 1850). Воспоминания Н. о педагогической и архитектурной деятельности Рихтера вошли в биографическую статью А. П. Новицкого. В 1852 г. Н., исполнив выпускной проект по программе «Великокняжеский загородный дворец», был утвержден в звании архитекторского помощника младшего класса и переведен на практическое отд-ние. Выпускной проект, направленный Н. на рассмотрение в совет АХ, дал ему возможность исполнить программу на право быть назначенным к избранию в академики в 1856 («Дом дворянского губернского собрания») и 1862 гг. («Здание для минеральных вод с вокзалами гостиницей для больных»), но назначение не состоялось. Лишь в 1882 г. он получил звание вольного общника Имп. АХ, а в 1904 г., на склоне лет, был удостоен звания академика - «за известность на художественном поприще». В 1857 г. Высочайшим приказом по Гражданскому ведомству Н.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКТАРИЙ († 1492 (1494?), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Тверской. Достоверных сведений о Н. не сохранилось. По преданию, он был братом преподобных Саввы († 1467) и Варсонофия († ок. 1459), настоятелей Тверского Саввина мон-ря, основанного в 1397 г. Память Н. указана в тверском списке Иконописного подлинника под 3 апр.: «Преподобнаго отца нашего Нектария игумена монастыря Покрова Богородицы Тверскаго новаго чюдотворца»; на левом поле листа дописано: «15 верст от града» (ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 150. Л. 177 об., 70-80-е гг. XVII в.). В списке святых г. Твери из «Книги глаголемой…» под 3 апр. записано: «Преподобный Нектарий началникъ Введенскаго монастыря Пресвятыя Богородицы преставися в лето 7000 месяца априля въ 3 день» (РГБ. Ф. 173/1. 220. Л. 46). В списке «Книги глаголемой...» из Тверского музея запись чуть короче: «Святый Нектарий началникъ Введенскаго монастыря преставися в лето то же апреля 3 дня» (ТГОМ. ТвМ. КП-10617. Л. 12, 60-е гг. XVIII в.). Свидетельством существования мон-ря на рубеже XIV и XV вв. являются происходящие из Нектариевой пуст. царские врата с изображением на створках святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста - один из древнейших сохранившихся памятников тверской живописи (с 1933 - в ГТГ). В Синодике Оршина Вознесенского мон-ря 1689 г. перечислены «начальники» Нектариева мон-ря: Нектарий, Роман, схиигум. Иоасаф, мон. Сильвестр (ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1776. Л. 145). По мнению П. С. Иванова, «возможно, что Н. был как-то связан с Тверским Савватьевским монастырем, где в списке первых игуменов находится преподобный Нектарий, но достоверно этот факт не подтвержден» ( Иванов. 2008). Согласно данным писцовых книг 7048 (1540) г. «письма Ивана Заболоцкого да Михаила Усова Татищева», а также 7136 (1628) и 7137 (1629) гг. «письма Федора Игнатьева да подьячего Тимофея Степанова», «Дозорной книги Тверского уезда, 1551-1554 гг.», Нектариевому мон-рю принадлежали деревни и пашни в волостях Шестка и Чаглов.

http://pravenc.ru/text/2564868.html

Москва. Церковь Спаса Преображения на Песках. Карта и ближайшие объекты В 1657 г. церковь числилась " в стрелецкой слободе в Тимофееве приказе Полтева " . Нынешнее ее здание с традиционными для конца XVII в. пятиглавием, обработкой наличниками, кокошниками было выстроено около 1711 г. В 1763 г. в юго-западном углу трапезной на средства титулярного советника Михаила Иванова устроен придел Михаила Архангела. В 1846 г. поставлена церковная ограда, от которой сохранились ворота с псевдоготической обработкой. В 1891 г. ворота были соединены с колокольней и превратились в парадный портал, который вел в новый притвор. К северу от колокольни была возведена ризница. В интерьере храма выразительно обширное пространство трапезной, слитое с приделом. Пятиглавый бесстолпный храм, трапезная с Никольским приделом и шатровая колокольня поставлены на одной оси - это традиционная продольно- осевая схема. Декор также выполнен в духе XVII столетия - перспективные порталы, наличники окон, венчающие кокошники, мелкие кокошники в основаниях барабанов глав. Лишь некоторые детали - угловые колонки, раковины в кокошниках - отвечают стилю рубежа XVII-XVIII вв. Стройная шатровая колокольня также выполнена в стиле XVII в. Ее сочетание с объемом храма создает вертикальную композицию, имеющую градостроительное значение и в настоящее время. Храм был закрыт в 1930-х гг., после 1932 г. здание храма занимали то мастерские, то учреждения. До начала 1990-х гг. здание храма занимало " Творческое объединение кукольных фильмов " киностудии " Союзмультфильм " . В 1991 г. храм был возвращен Русской православной церкви. Интересные факты: Колокольня церкви — одна из четырёх, где в начале ХХв. звонил известный звонарь-виртуоз, теоретик русского колокольного звона Константин Константинович Сараджев. Именно эта церквь изображена на знаменитой картине Василия Дмитриевича Поленова " Московский дворик " (1878), находящейся в Государственной Третьяковской галерее. Церковь Спаса Преображения на Арбате – одно из прекрасных произведений московского зодчества, с детства знакомое каждому москвичу по картине В.Д. Поленова " Московский дворик " . Местность, в которой она построена, в XVII веке называлась " Пески " из-за песчаной почвы. Основан храм Спаса на Песках стрельцами, поселившимися здесь в царствование Михаила Феодоровича. Стрельцов расселяли по полкам, и их слободы тянулись кольцом вдоль укреплений Земляного города – окраинной части Москвы, защищенной земляной крепостью. Обычно в центре стрелецкой слободы была площадь с Приказной избой, где находилось управление и снаряжение полка. Подле Приказной избы располагались стрелецкая караульня и церковь с кладбищем, существовавшая здесь уже в 1639 году.

http://sobory.ru/article/?object=02248

Н.И. Гиббенет Глава XII Путешествие Мелетия с александрийским патр. Паисием и синайским архиеп. Ананией в Тифлис. – Встреча Мелетия с антиохийским патр. Макарием. – Уклончивость патриархов от поездки в Москву. – Распоряжение к встрече патриархов и обнадеживание их царскою малостью. – Прибытие патриархов в Астрахань и путешествие их в пределах российского государства. Мелетий отпустив Порфирия Оловеникова, Стефана Юрьева и Василия Иванова в Москву, сам отправился в Египет к александрийскому патриарху Паисию, подал ему царскую грамоту и Паисий обещал идти в Москву. Пока патриарх собирался в дальнюю дорогу, Мелетий посетил Синайские обители и склонил тамошнего архиепископа Ананию также ехать с ним на собор в Москву 254 . Из Египта они втроем отправились морем в Триполи; путь был очень трудный, на море много было страха, и они были преследуемы от морских разбойников; не менее того случилось с ними бед и на сухом пути во время путешествия по восточным странам 255 . Из Триполи они отправились в Дамаск, в надежде найти там антиохийского патриарха, но здесь узнали, что патриарх Макарий, до их прихода, отправился в Грузию, и через 32 дня, когда они дождались корабля, отправились в Эрзерум, отсюда в Карс и наконец 1-го Октября 1665 г. прибыли в Тифлис. Антиохийский патриарх, однако был в Имеретии. Мелетий тотчас же отправился к нему с данным из Москвы поручением и с посланием александрийского патриарха, который написал Макарию, что он желает с ним видеться и ожидает его в Тифлисе. Мелетия, однако к Макарию не допустили; имевшиеся у Мелетия письма к патриарху Макарию владетель Имеретии послал со своим гонцом и Макарий отвечал, что он через 10 дней будет к нему. Однако прошло много времени в ожидании антиохийского патриарха, и он не приходил; наконец Мелетий опять отправился к нему и встретил его на дороге; здесь он вручил патриарху царскую грамоту и вместе пошли в Тифлис, но здесь Макарий отказался идти в Москву за своими делами, которые хотел устроить. Услышав это, Паисий сказал, что и он не пойдет. Однако Мелетий упросил их: патриарх антиохийский согласился отправиться в путь весною после Пасхи и обещал прийти в Шемаху; патриарх александрийский с Мелетием отправились в Кахетию, а потом в Шемаху, в надежде пройти до Терека сухим путем или морем, но за неприятелем и за зимним временем не могли пройти ни тем, ни другим путем и оставались в Шемахе ожидать антиохийского патриарха и прибытия русского корабля 256 . Мелетий данные ему на дорогу деньги все израсходовал и просил прислать рублей пятьсот не меньше 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Почеп, урочище. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца , Сергия Радонежского Год постройки:1825. Адрес: Калужская обл., Жуковский район, ур.Почеп Координаты: 54.851916, 36.828669 Проезд:В сухую погоду можно проехать через Волынцы - Алтухово со стороны Высокиничей, в дождь - только через Чаусово. От Т-образного перекрестка Чаусово - Алтухово - Дурово нужно двигаться на юг, и проехав небольшой лесок, повернуть направо на поляну. Там, где опушка и полевая дорога поворачивает к югу, нужно углубиться в лес, церковь находится возле кладбища. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Почеп, урочище. Тихвинской иконы Божией Матери церковь С приделами в честь свт. Николая Чудотворца и преп. Сергия Радонежского, каменная с каменной колокольней и оградой. Построена в 1825 г.крестьянином д. Горяиново Ефимом Никоновым. http://korolev.msk.ru/ В 1825 году в с. Почеп, ныне Жуковского района, была построена церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Это была достаточно большая постройка в стиле классицизма, возведенная на личные средства одного из местных крестьян. Однокупольный храм вместе с каменной колокольней был обнесен каменной оградой. Церковь имела два придела – Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. В 1930 году храм закрыли. Сначала использовали под молочный завод, потом забросили. Церковь страшно повредили «черные копатели», они искали здесь некие сокровища. До советской власти в Почеле была церковная школа и несколько поповских домов. Ничего не сохранилось. Село сожгли немцы во время войны. Храм пустовал и медленно разрушался. Сегодня он представляет собой крайне плачевное зрелище. Церковь стоит у самого края поля, почти в лесу. За нею заброшенное кладбище. Прибавления к епархиальным ведомостям 1877 года апреля 30 дня Из воспоминаний прошлого Поступил я во священники к Тихвинской церкви, села Почепа, Тарусскаго уезда, на место своего отца. Он в свою очередъ был преемником своего отца священника Василия Иванова. О последнем, т. е. о своем деде я не безполезным считаю сказать несколько слов, как о потрудившемуся в свое время на пользу Почепской церкви и прихода. Дед мой - сын дьячка церкви села Запажья, Малоярославецкого уезда, где и сам был дьячком, после смерти своего отца. Из дьячков он определен и посвящен был во священникик церкви села Почепа Амвросием - 11-м Епископом Крутицким, когда Калужская епархия состояла под управлением Крутицких Иерархов, имевших свое местопребывание в Москве на крутицах, не позже 1785 года, так как в этом году упомянутый святитель уже перемещен был в Рязань во Архиепископы, как говорит история Крутицких Иерархов. В то время в Почепе церковь была деревянная - однопрестольная,во имя Николая Чудотворца. Далеко не просторная для молящихся, особенно в праздники. Около двадцати лет стараниями иубеждениями моего деда, на сумму некоторых прихожан, деревянная церковь была расширена с северной и южной сторон.

http://sobory.ru/article/?object=12395

Предисловие к современному изданию В 1847 году в Москве вышло в свет первое издание «Жития молдавского старца схиархимандрита Паисия Величковского », дополненное некоторыми творениями старца и его письмами. Также был издан ряд предисловий к подвижническим сочинениям святых отцов его друга, спостника и единомышленника старца Василия Поляномерульского (или Мерлополянского). Этой книгой был открыт более чем полувековой период публикации Оптиной пустынью творений древних и современных учителей благочестия и подвижничества. Инициатива этого начинания принадлежала супругам И. П. и Н. П. Киреевским, духовным чадам оптинского старца Макария (Иванова) . Благословив это предприятие, о. Макарий с самых первых шагов принимал в нем самое непосредственное участие: он написал первые страницы предисловия к «Житию старца Паисия», а впоследствии отбирал и редактировал переводы, предназначенные для печати 1 . Житие «полтавского родимца» Паисия Величковского не случайно легло в основание оптинского книгоиздания. Старец Паисий первым возглавил движение по пути возврата к живому, но почти забытому к XVIII веку наследию древних отцов-подвижников. Сама Оптина была духовно взращена учениками старца, в ее библиотеке хранилось множество рукописных копий-переводов святоотеческих творений, и самое главное, – вся жизнь, преуспеяние и слава Оптиной пустыни зиждились на следовании пути, завещанному преподобным Паисием. Более двух веков отделяет нас от времени жизни Преподобного. Угоднику Божию выпала трудная доля идти узким монашеским путем именно тогда, когда все исторические условия для этого подвига были чрезвычайно неблагоприятны. На протяжении всего XVIII века стремление государственной власти к полной европеизации России доходило до фактического отрицания ее духовных корней и принимало формы настоящих гонений не просто на ревнителей благочестия, но даже на традиционный народный уклад воцерковленной жизни. Гибельная для духовного здоровья страны политика привела на деле, с одной стороны, к распространению раскола и порождению всякого рода изуверских сект, а с другой – исказила и обеднила жизнь Церкви, оторвав от нее «просвещенный» слой общества, поставила на грань исчезновения монашество, которое преследовалось особенно безжалостно. Этот трагический контекст эпохи заставляет нас особенно пристально вглядеться в апостольский подвиг старца, поразительно созвучный нашему времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010