Со времени Собора, осудившего жидовствующих (1504), И. В. м. использовался как место содержания лиц, изобличенных в ереси, несмотря на то что против этой практики решительно возражал прп. Иосиф. В Послании вел. кн. Василию III он отметил, что «в писании... того нет, кое еретиков по манастырем посылать: на всех... соборех по проклятии еретиков посылали в заточение, да сажали по темницам, а не в манастыри посылали их» ( Иосиф Волоцкий. 1959. С. 179). По решению Собора 1525 г. И. В. м. стал местом заточения прп. Максима Грека, к-рый в 1525-1531 гг. содержался в помещении Германовой башни. Во исполнение решения церковного суда заключенный был лишен права общаться с окружающими и излагать свои взгляды письменно. В 2 рукописях из б-ки мон-ря (РГБ. Вол. 87, 152) сохранились тексты, к-рые ученый грек нацарапал каламом ( Фонкич. 2003. С. 85-88). Осужденный на церковном Соборе 1531 г. Вассиан (Патрикеев) был сослан в И. В. м. Согласно тенденциозному известию кн. А. М. Курбского, смерть Вассиана возлагалась на иосифлян (РИБ. Т. 31. Стб. 164). На Соборе в февр. 1549 г., осудившем Исаака Собаку, свидетелем обвинения являлся архим. Нифонт (Кормилицын). В 1553 г. по поручению царя и митр. Московского св. Макария «розыск» о ереси Башкина и др. проводили старцы И. В. м. мон. Герасим (Ленков) и Филофей (Полев) (ПСРЛ. Т. 13. С. 232-233). Башкин был осужден на заточение в И. В. м. По предположению Зимина, в годы опричнины в И. В. м. были насильно пострижены в монахи соратник Сильвестра протопоп Симеон и боярин кн. Дмитрий Немой. «В смирении» в мон-ре при игум. Иоасафе (1590-1592) находился «первый грешник перед Богом» Васюк Курицын (РГБ. Вол. 593. Л. 1). На протяжении XVI в. по-разному решался вопрос о подсудности братии И. В. м. Так, в грамоте вел. кн. Василия III Иоанновича 1522 г. (АФЗХ. Ч. 2. 87), как и в грамотах вел. кн. Иоанна IV Васильевича 1534 г. (Там же. 130 и др.), говорилось о подсудности игумена и братии вел. князю или его дворецкому. Действие таких грамот было аннулировано решениями Стоглавого Собора (1551), но при этом, видимо, подчинение игумена и братии Новгородскому архиепископу не произошло. Так, в грамоте 1556 г. царя Иоанна IV Васильевича указывалось, что игумена и братию судит Московский митр. Макарий «по новому соборному уложению» (Там же. 261). В 1558-1559 гг. митр. Макарий разбирал жалобы на старца монастыря Тихона (Хворостинина) (Там же. 275). Лишь в дек. 1563 г. была установлена подсудность братии Новгородскому архиепископу (Там же. 302). В 1578 г. царь Иоанн IV подчинил братию монастыря своему суду (Там же. 367), но неизвестно, сохранялось ли это правило при его преемниках.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Тарасий увидел множество ангелов, которые бросали огненные стрелы на толпы мужчин, женщин и детей. Преподобный снова стал со слезами молиться и потом сказал: " Молитвами Владычицы нашей Богородицы и всех Святых Господь помиловал Новгород от потопа, но в нем будет сильный мор на людей . В третий раз послал Святый Варлаам Тарасия смотреть на город. Тот увидел огненную тучу, которая шла на город. " Брат Тарасий! - сказал Преподобный: после мора будет большой пожар в Новгороде, и вся торговая сторона его сгорит " . После этого Святой возвратился в гроб свой, свечи и фимиам погасли сами собой. Все предсказанное сбылось. Чрез четыре года после этого откровения Тарасию в 1509 году был мор и сильный пожар в Новгороде (Сбор. летоп. III. 245-247). Таким образом Св. Варлаам и по преставлении своем не оставлял без помощи и свою обитель, и родину - Новгород, а вместе с сим был теплым молитвенником и за всю Русскую землю. Известна также помощь преподобного в духовой жизни жителей Новгородской земли. Великому князю Московскому Василию Иоанновичу было явление: во сне он увидел Преподобного Варлаама. который сказал ему, что в Новгороде три обители не имеют пастырей: на Хутыне, св. Георгия и св. Антония, и братья в них живут дурно. (Митрополитом на Руси был Варлаам). Именно тогда же в Москву были посланы иноки с просьбой направить настоятелей в эти монастыри (в Новгороде в это время не было Архиепископа). Это было в 1517 г. Великий князь немедленно же велел назначить настоятелей в означенные монастыри. С того времени Великий князь стал особенно чтить Преподобного Варлаама, и Преподобный нередко являлся ему во сне и укреплял его в борьбе с врагами, так что свои победы над ними Великий князь приписывал помощи Св. Варлаама. Но память Св. Варлаама стали праздновать в Москве гораздо раньше. В 1461 г. был освящен при церкви Св. Иоанна Предтечи у Боровицких ворот придел во имя Св. Варлаама Хутынскаго. В самой же обители Хутынской храм в честь Св. Варлаама построен в 1410 году (Собр. лет. III.

http://pravicon.com/info-1913

514 Шлецер (3. 452 (80)), Евгений митрополит (Опис. Киево-Софийск. собор. С. 58. Киев, 1825 (34)), Мацеевский (О первобыт. христ. церк. у славян. С. 137 (72)), Бутков (Оборона летоп. русской. С. 443 (21)), Крузе (Жур. Ми-нист. народ, проев. Июль 1843. Отд. 2 (58)) и др. 515 Карамзин вслед за Ассемани (Ист. госуд. Росс. 1, прим. 395 (49)), Морошкин (Историко-крит. исслед. о руссах и славянах. Отд. 1. Гл. 1 и 3 (73)), Савельев (Слав. сборник. С. 290–301. СПб., 1845 (109)) и др. 516 Это, равно как и все последующие, возражения касательно рассматриваемого нами предмета мы почти слово в слово заимствуем у Морошкина и Савельева. 518 См., например, а) послание папы Гонория III в 1227 г. Ad universes Reges Russiaë Gaudemus in Domino, quod, sicut audivimus, nuntii vestri ad venerabilem fratrem nostrum... transmissi, eum humiliter rogaverunt, ut partes vestras personaliter visitaret, quia cupientes sana doctrina salu-briter instrui parati estis omnes en-ores penitus abnegare. (Ко всем королям Руси: Мы ликуем в Боге, ибо, сколько нам приходится слышать, ваши послы, отправленные к нашему почтенному брату... смиренно его просили о том, чтобы он лично посетил ваши области, потому что вы испытываете сильную жажду по здравому и спасительному учению и готовы к тому, чтобы полностью отказаться от всех заблуждений (лат.)) и проч. (Histor. Russiae monum. a Turgenev. Petropol., 1841. Т. 1. XXI. Р. 20–21 (273)); б) послание папы Григория IX Ad Georgium regem Russiae в 1231г.: Cum te intellexerimus esse principem Christianum... volentem accedere ad obedientiam Apostolicae sedis et nostram... (К Георгию, королю России: Поскольку ты, насколько мы знаем, являешься христианским князем... и желаешь подчиниться апостольской и нашей кафедре... (лат.)) (ibid. XXXIII. Р. 30 (273)); в) послание папы Иннокентия IV к великому князю Александру Невскому в 1248 г. (ibid. LXXVIII. Р. 68 (273) и Карамз. 4. 68 (49)); г) папы Льва Х к великому князю Василию Иоанновичу о намерении его якобы принять католическую веру в 1519 г. (ibid. CXXIV. Р. 128 (273). Снес.: Переп. пап с государ, росс. в XVI в., изд. протоиер. Григоровичем (91)) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

•  Св. Иоасаф происходил из дворянского рода, он был близок к вел. князю Василию Иоанновичу и был восприемником его сына Иоанна, впоследствии Грозного царя. Во время малолетства Иоанна IV претерпел гонения со стороны бояр и особенно князей Шуйских.  •  По возвращении из ссылки — из Кирилло-Белозерского монастыря, — проживая уединенно в келье Троице-Сергиевой лавры, месте своего иноческого обета, святитель рассматривал присылаемые ему материалы Стоглавого Собора и переписывал жития святых. Преподобный Максим Грек (+ 1556) Память его празднуется 21 янв. в день преставления, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором всех святых, в земле Тверской просиявших, 6 июля вместе с Соборам Радонежских святых Прп. Максим Грек родился в знатной семье в Эпире, в Греции. В миру его звали Михаил Тиволис. Он получил  высшее образование в Венеции и Флоренции, где был близок ко многим выдающимся людям своего времени, — между прочим, к флорентийскому проповеднику Савонароле, борцу за чистоту нравов, и присутствовал при его мученической кончине. По возвращении на родину он поступил в монастырь  Ватопед на горе Афонской и принял там постриг.  В 1518 г. вел. князь Василий III Иоаннович просил афонских старцев прислать ему ученого инока для приведения в порядок его библиотеки и для ученых трудов. Выбор старцев пал на Максима. Приехав в  Москву, он нашел великокняжескую библиотеку в большом беспорядке, но был поражен ее богатством. Он окружил себя молодыми переводчиками, и работа началась: были переведены Толковая Псалтирь, Деяния святых апостолов, Властарь (собрание церковных постановлений) и некоторые творения Иоанна Златоустого; было начато исправление богослужебных книг; кроме того, прп. Максим писал и полемические сочинения.  Он создал себе много друзей, но еще более врагов: во-первых, тем, что примкнул к сторонникам покойного Нила Сорского (+ 7 мая 1503), бывшего противником монастырского землевладения; во-вторых, тем, что обличил порчу нравов русского народа и высшего, главным образом придворного, общества, и, наконец, тем, что вместе с Восточными Патриархами и лучшими русскими людьми осудил развод вел. князя с его кроткой, богобоязненной супругой вел. княгиней Соломонией из рода Сабуровых (в иночестве Софией; память ее 16 дек). Вел. князь «встречи», то есть возражения себе, не терпел. Нашли ошибки, допущенные прп. Максимом при исправлении богослужебных книг (по недостаточному знанию им русского языка), и осудили его как еретика. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В 1321 г. Юрий Данилович, по интригам коего был умерщвлён в Орде Великий князь Михаил Ярославич Тверской, опасаясь преследования от его сына Димитрия Михайловича, обратился к епископу Андрею о примирении с ним Тверского князя и, при посредстве его, князья заключили между собой «докончание» (перемирие). Полное Собрание Летописей, III, стр. 721, И что особенно важно, это примирение князей (Московского и Тверского), епископом Андреем состоялось тогда, когда в Твери занимал святительскую кафедру другой епископ (Варсонофий 1-й). – Уважение к святителю Андрею жителей г. Твери выразилось и по смерти его – торжественным перенесением тела его из отдалённого (ныне уже не существующего, Богородицкого на Шоше) монастыря и погребением его в кафедральном Спасо-Преображенском соборе, в устроенном им в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы приделе, близ гробницы святочтимого ими святителя Симеона. 56. Св. Алексий, Митрополит Московский (Киевский) и всея России Св. Алексей два раза посещал Тверь: В первый раз в 1351 г. для хиротонии епископа Василия, по смерти Феодора 2-го († 1367), к которому святитель был благорасположен (см. в статье о епископе Феодоре); – во второй раз в 1374 г., по случаю хиротонии преемника Василию епископа Евфимия, в княжение знаменитого Тверского князя Михаила Александровича († 1399 г.). В 1367 г. Московский Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, руководимый боярами во главе со св. Алексием (князю было только 17 лет), открыто и решительно заявил свои стремления к единодержавию и, по словам летописца (Никоновская, IV, стр. 15), «всех князей русских начал приводить под свою волю, а которые не повиновались его воле, на тех начал посягать». Удельные князья почти беспрекословно признавали московского князя Великим князем; но опасным противником Московскому единодержавию был Тверской энергичный князь Михаил Александрович. Ему также было предъявлено требование – подчиниться воле Московского князя, но Тверской князь счёл за лучшее уйти к литовскому князю Ольгерду, женатому на его сестре Иулиании Александровне, и просить его защиты против Московского князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В алтаре южного придела, который был освящен во имя св. Василия Великого , большая часть стенописи относится к житию этого святителя, а также Иоанна Златоуста , тезоименитого ангела великому князю Иоанну Васильевичу III-мy, устроившему названный придел в честь небесного покровителя своего сына Василия Иоанновича. Вот некоторые из этих изображений. В нише, на восточной стене, представлен св. Василий Великий в рост, над ним Знамение Божией Матери. – Крещение св. Василия Великого и его постановление во пресвитера и архиепископа. – Молитвою св. Василия Великого отвергаются двери церковные. – Явление Иисуса Христа с апостолами св. Василию Великому . – Св. Василий Великий крестит жидовина со всем домом его. – «Св. Василий Великий прииде видети святыя места в Иерусалиме». – «Видевше праведнии мужи ангелов Божиих над одром оклеветанного блаженного Петра и госпожи его и повеле св. Василий всыпати угли огненные в одежды блаженнаго Петра и госпожи его». – «Св. Василий Великий читает св. писание людям, и виде св. Ефрем огненный язык, глаголющий устами Василия Великаго». – «Свят. праведный Ефрем Сирин , живя в пустыни». – «Св. Василий Великий освободи отрока, давшаго рукописание дьяволу». – «Св. Василий Великий посети прокаженнаго». Под карнизом малой главы на западной стене представлено событие из жития св. Иоанна Златоуста : «Крестная сила умертви льва». На южной стене – св. Иоанн Златоуст исцеляет старейшину города Антиохия; на восточной (над аркой) – обиженная царицей вдова приходит к св. Иоанну Златоустом у; на северной – св. Иоанн Златоуст поучает народ. В левой главе в куполе – Знамение Пресвятой Богородицы, под куполом в трибуне между окнами – восемь пророков в орнаменте в виде дерева – Исаия, Иеремия, Иона, Иезекииль, Варух, Наум, Елисей и Илия; в простенках между окнами – ангелы Господни, под окнами и ниже ангелов – апостолы от семидесяти: Тит, Тарах, Руфь, Иофен (все в кругах). В алтаре северного придела под карнизом малой главы на западной стене находим изображения: Иисус Христос исцеляет слепого (Иоан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

В жизни преп. Иосифа волоцкого был один особый эпизод, который послужил для него поводом к написанию нескольких посланий. По древнему распределению епархий Волоколамский монастырь входил в пределы новгородской епархии. Притесняемый местным владельцем преподобный Иосиф обратился в Москву к великому князю и митрополиту с просьбою принять его монастырь под свое покровительство, и самовольно перешел в другую епархию без благословения своего владыки. Новгородский архиепископ Серапион послал Иосифу неблагословенную грамоту, которою виновный отлучался от священства и причащения Св. Таин. Иосиф обратился к защите великого князя и митрополита. Серапион вызван был в Москву, и по определению собора, он лишен был святительского сана и даже монашества и заключен в один из московских мо­настырей. Приговор собора над Серапионом отличается и крайнею суровостью и вопиющею несправедливостью. Правила церковные все говорили в пользу Серапиона; все симпатии современного общества находились также на стороне несчастного новгородского архиепископа. По поводу столкновения своего с архиепископом Серапионом Иосиф волоцкий написал следующие послания: Послание к митрополиту Симону; Послание к Ивану Ивановичу Третьякову-Ховрину; Послание к Борису Васильевичу Кутузову и Послание к великому князю Василию Иоанновичу, «како миритися со архиепископом Серапионом». Помимо летописей, разнообразных современных памятников и собственных литературных произведений Иосифа, имеются три жития его. Одно житие составлено неизвестным, другое житие принадлежит Савве, епископу крутицкому и третье, написанное в форме надгробного слова преподобному, составлено его учеником и родственником Досифеем Топорковым. Все три жития Иосифа отличаются от других подобных им современных произведений тем, что в них очень мало общих мест и, напротив, много сведений о нем чисто исторического характера. Изучению жизни и деятельности преп. Иосифа посвящены целиком или отчасти следующие сочинения: Профессор П.С. Казанский : «Иосиф Волоколамский» и «Писания Иосифа Волоколамского» в «Прибавлениях к твор. Св. Отец», 1847 г.; Булгаков, «Преп. Иосиф Волоколамский»; «Просветитель», статья, напеч. в «Православном Собеседнике», 1859 г., ч. III, 153–179; И. Хрущев, «Исследование о сочинениях Иосифа Санина, препод. игумена Волоцкого»; рассмотрение исследования г. Хрущева.– К.И. Невоструева в «Отчете о XII присуждении премий. гр. Уварова»; В. Жмакин , «Митрополит Даниил и его сочинения»; Иеромонах Нектарий, «Историческое описание Иосифова Волоколамского монастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

В Обонежье система погостов складывалась в XV - 1-й пол. XVI в., она зафиксирована в древнейших писцовых книгах Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. В XIV-XV вв. на Корельскую землю (Корельское наместничество, с 1500 Корельский у.) и Обонежский ряд (с 1496 Обонежская пятина) распространялась власть наместников Новгородского архиепископа, свинцовые печати к-рых были найдены при раскопках в Кореле. В 1419 г. Новгородский архиеп. св. Симеон «ездил по Корельской земли» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 426) - это было 1-е посещение архиереем территории К. По данным новгородских писцовых книг кон. XV в., у Новгородской кафедры были крупные владения в К. Решающую роль в христианизации края сыграли мон-ри. В XIV в. на Ладожском оз. были созданы Валаамский и Коневской мужской мон-ри. В 1-й пол. XVI в. вокруг Онежского оз. строилось множество церквей и часовен, создавались монашеские общины, основателями многих обителей были ученики прп. Александра Свирского : преподобные Никифор Важеозерский (см. Никифор и Геннадий , преподобные, Важеозерские), Афанасий Сяндемский , Адриан Ондрусовский , Корнилий Паданский, Макарий Оредежский. В 1500 г. в пригороде Корелы, Сванском Волочке, действовало подворье Валаамского мон-ря. В Кореле в это время существовали 2 муж. мон-ря, созданные, вероятно, при участии иноков Валаамского мон-ря, и жен. обитель. В 1568 г. в Кореле упоминаются уже 4 мон-ря. Важные мероприятия по христианизации карел и др. угро-фин. народов Севера России были осуществлены в 1533-1534 гг. по инициативе Новгородского архиеп. св. Макария (впосл. митрополит Московский и всея Руси). В 1533 г. он отправил грамоту вел. князьям Василию III Иоанновичу и Иоанну IV Васильевичу , где сообщал о «прелести кумирской» в сев. части Новгородской епархии. 25 марта 1534 г. он послал грамоту об искоренении языческих обрядов в Водскую пятину, направил туда миссионера иером. Илию (ДАИ. Т. 1. 28. С. 27-30; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 564-566; Т. 43. С. 232-233). 8 июня 1548 г. грамоту о борьбе с языческими пережитками (на основе грамоты свт.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

В правление м. Симона состоялось соборное постановление о низложении и отлучении преемника Св. Геннадия, архиеп. новгородского Св. Серапиона. Иосифов монастырь находился во владениях удельного князя Волоколамского, племянника Uoahha III . Пр. Иосиф повествовал так об его притеснениях: «Князь Феодор Борисович во все вступается: что Бог пошлет нам, в том воли не дает; иное даром просит, другое в полцены берет; если его не послушаем, то хочет кнутом бить чернецов, а на меня бранится. И мы боялись его, давали ему все, что благочестивые люди дарили монастырю – коней, доспехи, платье; но он захотел еще денег, и начал присылать за ними ...» Приведены и другие случаи вымогательств. Пр. Иосиф, получая все сильнейшия требования от кн. Феодора, просил архиепископа новгородского Серапиона о передаче его обители под власть великого князя. По случаю моровой язвы, около Новгорода были поставлены кордоны, и посланный Иосифа не мог попасть туда. Тогда последний в 1507 г. обратился со своей просьбой к Василию III, который, посоветовавшись с митрополитом и освященным собором, исполнил таковую, дав обещание испросить ему прощение у архиепископа. Иерархически Иосиф продолжал оставаться в подчинении у владыки Серапиона. Вел. князь забыл свое обещание предстательствовать за Иосифа перед новгородским владыкой. Кн. Феодор сумел настроить Серапиона против волоколамского игумена. Архиепископ через два года (1509) произнес на него неблагословение и отлучение. Монахи умоляли игумена просить прощения у владыки Серапиона, но тот им ответствовал, что архиепископ или епископ «аще отлучит не по правилом, сам да отлучен есть». Прождав некоторое время, Иосиф послал жалобу на архиепископа вел. князю и митрополиту. Василий Иоаннович признал поступок владыки Серапиона тяжким оскорблением, ему лично нанесенным. По распоряжению государя созван был митрополитом собор, на который должен был прибыть новгородский владыка. «Серапион ничего не мог отвечать о причине наложенного им отлучения, кроме того, смело выражавшего его взгляд на архиерейскую власть, что – «аз в своем чернце волен вязати и разрешати»; вместе с сим и по отношению к великому князю он поступил не так, чтобы смиренно просить прощения, а чтобы отвечать со стойкостью, доходившей до дерзости – и с ним было поступлено без милосердия: за вину против Иосифа, а главным образом за ту вину, что он дерзнул восстать против приговора великого князя, взявшего монастырь последнего в свою власть, тогда как «царское суждение суду не подлежит и не пересужается», митрополит с собором епископов произнес ему приговор: на основании 134-го правила Карфагенского собора, которое говорит, что «необличенного о гресе общения лишив епископ лишен и сам общения к другим», низвести его с кафедры, лишить архиерейства и предать отлучению» (Голубинский).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Вот имена князей и бояр, за которых ходатайствовал Даниил: Вас. Вас. Шуйский, Дмит. Феод. Бельский, Ив. Феодор. Бельский, Ив. Мих. Воротынский, Фед. Мих. Метиславский. Мих. Андр. Плещеев… 327 Карамз. т. VII, 152–153 и примеч. 305; Соловьев, V, 435–436, изд. 3 е. Москва. 1864 г. Большая часть фактов печалования митр. Даниила сведена в статье: Печалование духовенства за опальных. Чт. в Общ. Ист. и Др. Рос. 1876 г., кн. 1, 174–176. 329 П. С. Р. Л. т. VI, вторая Соф. лет., 264., Никонов, лет., VI, 228. Строев, Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви, изд. Археогр. Комиссия. СПб. 1877 г., 441–442. Акакий хиротонисан был 30 марта 1522 г. Хрущев. Исследование о сочинениях Иосифа Санина, 26, 38. Невоструев впрочем отвергает, чтобы Акакий был брат Иосифа Волоцкого . См. его рассмотрение книги Хрущова: «Исследование о сочинениях Иосифа Санина», стр. 13–14. Однако Невоструев не всегда верен себе: в другом месте он называет Акакия братом пр. Иосифа. Житие И. Волоцкого, составленное неизвестным, стр. 94 в сноске. Чт. в Общ. Любит. Дух. Просв. 1865 г. т. 2й, Приложение. Несомненно одно: Акакий был близким родственников пр. Иосифа, так как его имя в волоколамских синодиках встречается в списке; «рода» пр. Иосифа. Рукоп. Волокол. монастыря, наход. в монастыр. ризнице (не разборчиво) л. 35, (не разборчиво) и многие другие монастырские синодики. 336 П. С. Р. Л. III. 178 VI, 282. VIII, 241; Никон. лет. VI, 232. Строев. Списки иерархов, 35–36. 337 Чт. в Об. Любит. Дух. Просвещ. 1877 г. Сентябрь. Статья Лебедева: «Макарий митр. Всероссийский», 392–406. 339 В некоторых своих посланиях м. Макарий пользуется сочинениями Иосифа и делает из них буквальные выдержки. Срав. послание Макария к Василию Иоанновичу и послание к нему же. Д. к А. И. I, 25, 22–23 и рук. Имп. П. Библ. Q. XVII, 64, л. 202–204. 341 П. С. Р. Л. VIII, 291. Строев. Списки иерархов, 589–590. Рукоп. Моск. Синод. Библ. 183 но стар. катал. л. 81–82. 343 Досифей Крутицкий, он же и Сарский, святительствовал с 1508 но 1544 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010