Богородицы монастырь, устав которого соединял предписания общежительного устава прп. Иосифа Волоцкого и скитского устава («Предания») прп. Нила Сорского , и уединиться в пустыни на Сурском оз. Василий III Иоаннович посетил Корнилиев Комельский монастырь во время поездки в Кириллову Белозерскую обитель (1528–1529) для молитвы о чадородии (он останавливался также в монастырях Переяславля-Залесского, Ростова, Ярославля). Великий князь хотел, чтобы прп. Корнилий вернулся на игуменство в обитель, но первоначально согласился с просьбой преподобного остаться в пустыни и просил молиться о рождении наследника. Однако позже в Москве, куда прп. Корнилий прибыл с просьбой получить разрешение на создание церкви в Сурской пуст., Василий III Иоаннович разрешения не дал и повелел преподобному повернуться на игуменство в Комельский монастырь, которому были даны щедрые пожалования. Василий III Иоаннович покровительствовал также Антониеву Сийскому во имя Св. Троицы муж. монастырю (основан в 1520). Прп. Антоний Сийский направил своих учеников Исаию и Александра с ходатайством о помощи монастырю к великому князю, который в 1525 г. выдал жалованную грамоту «на потребу и на строение монастырю», земельные угодья, церковную утварь, прося при этом преподобного и братию молиться о чадородии великой княгини. Ок. 1526 г. на средства великого князя был построен каменный Троицкий собор в Александровом Свирском во имя Св. Троицы монастыре. Как и к Иоанну III, к Василию III Иоанновичу обращались с просьбой о помощи представители порабощенных Турцией православных народов. Продолжались оживленные сношения со Св. горой Афон, особенно в 1-й период правления В. И.; после 1525 г. они на какое-то время прервались в связи с осуждением на Соборе в Москве прп. Максима Грека и отказом отпустить его на родину. В 1507 г. с просьбой о милостыне афонским монастырям к великому князю приходили архидиак. Пахомий из Пантелеимонова монастыря и мон. Иаков, в ответ Василию III Иоанновичу направил Пантелеимонову монастырю 5 сороков соболей, 5 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

В русско-ливонских отношениях русское правительство до сер. XVI в. не ставило задачи подчинения Ливонии и освобождения выходов в Балтийское м. Русско-ливонские договоры включали лишь статьи, предусматривавшие создание более благоприятных условий для торговли русских купцов в Ливонии. Стабилизация отношений с Крымом и Казанью, достигнутая при Иоанне III, нарушилась в связи с изменением соотношения сил между ханствами после уничтожения Большой Орды в 1502 г. Отражение военных набегов и походов сочеталось с дипломатическими усилиями в урегулировании сложных вопросов. Правительство Василия III Иоанновича стремилось к поддержанию дружественных отношений с султанской Турцией. Попытки империи и папства вовлечь Россию в антитурецкой коалиции оставались безрезультатными, поскольку Россия не чувствовала себя готовой к военному противостоянию. Весьма активными были сношения с папским престолом, ведшиеся не на церковном, а на гос. уровне. Предложения о вступлении в антитурецкую коалицию со стороны папы Льва X сопрягались с предложениями о «соединении Церквей» на условиях Ферраро-Флорентийского Собора (папские бреве к Василию III Иоанновичу 4 июля 1518, 16 сент. 1519). Папа Климент VII писал великому князю только о «единении» Церквей, не касаясь др. вопросов, и утверждал, что считал бы для себя высшей наградой «священный союз любви и дружбы (бреве 25 мая 1524). Василий III Иоаннович в ответ заверял в готовности быть с папой «в любви и добром согласии», но отвергал унию, заявляя, что «от прародителей своих закон греческой... держит крепко». Перед самой кончиной Василий III Иоаннович принял монашеский постриг с именем Варлаам. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. В сер. 50-х гг. XVII в. келарь Троице-Сергиева монастыря Симон (Азарьин) отметил преставление Василия III Иоанновича (под неверным годом и без указания дня памяти) в своем Месяцеслове: «В лето 7046 преставился благоверный великий князь Василей Иванович, во иноцех Варлам, и во время преставления его исполнися храм благоухания многа» (РГБ. МДА. ? 201. Л. 308).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

1059 За отсутствием в Новгороде своих архиепископов в продолжении 17 лет. Ист. Росс. Иерарх. ч. I стр. 185. 1062 Новг. III лет. стр. 249. Кроме этого чуда, в 1533 году, пред ракою чудотворца Варлаама загорелась сама собою свеча и горела постоянно 9 недель, не умаляясь. Летописец, рассказывая о сем, говорит, что от того огня и от той свечи воску послано было В. К. Василию Иоановичу. Полн. Собр. Русск. лет. Т. VI стр. 290. 1064 В Росписи новг. церквей за 1815 год показано: «Монастырь хутынский, а в нем храм боголепное преображенье, да в нем чудотворец Варлаам; в трапезе храм Варлаам преподобный. В колокольнице храм Григорий Арменский; на воротех Илья пророк; да на других воротех два престола: Никола чудотворец да Антоний Великий .» Ист. разг. о древн. В. Новгорода 1808 г. стр. 86. Кроме храмов, остались в целости от Шведов в Хутынском монастыре колокола, сосуды и другие церковные вещи, как известно о существовании их до шведского разорения. 1065 Ист. Росс. Иерарх. ч. VI, стр. 611. Во время шведского разорения не мало потерпел управлявший тогда монастырем архим. Киприан, что после был митрополитом сибирским и наконец новгородским. Прибавл. к Новг. II лет. стр. 188. 1066 В монастыре хранятся 7 подлинных жалованных грамот, из коих самая древняя в. князя Василия Иоанновича III (Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 627–638), и около 40 грамот в списках, начиная от в. к. Василия Иоанновича до Петра Великого. 1067 Из вещей вкладных остались: покров с вышитым изображением пр. Варлаама от царевича Федора Иоанновича в 1580 году, другой покров от Марфы Богдановой Кураковой в 1541 году, третий от князя Василия Ивановича Оболенского-Репнина в 1542 году, четвертый покров от сибирского митрополита Корнилия в 1669 году, напрестольный крест 1674 года от Михаила Яковлевича Черкасского, колокол 1599 года от Тимофея (в иноч. Тихона) Андреевича Хлопова, золотые сосуды от императрицы Анны Иоанновны и проч. 1068 По записям в синодиках монаст. известно, что от Uoahha IV дано вкладу в 1534 году 200 рублей на поминовение отца и супруги Елены, потом еще 100 руб. по супруге Анастасии, 50 руб., по брате своем Георгие, 100 руб. и кубок в 16 гривенок с 3 золоти, по супруге Марии, 50 рублей по супруге Марфе, 30 руб., по княжне Александре Юрьевой, 500 руб. по сыне Иоанне; от Богдана Матвеевича Хитрово в 1674 году серебряные сосуды и покровы в 60 рублей, царские двери с сенью, коронами и столбцами в 350 рубл. и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

173, МДА. Фунд. 153. 18 В пункте 6 особый интерес представляет противопоставление сохранения в Москве «бесчисленного множества греческих книг и сожжения латинянами греческих книг, вывезенных из Константинополя, что требует специального анализа. В пункте 7, как уже говорилось, имеются указания на составление прп. Максимом какой-то описи греческих книг царской книгохранительницы; подобного сообщения нет ни в послании Василию III, ни в других источниках, но это может оказаться важным в исследовании версии об античной библиотеке московских царей. В Краткой редакции значение известия ослаблено, но намек на некую опись имеется, упомянуто предписание Василия III о греческих книгах: «особо их блюсти и писание полагати». В пункте 8 отметим изначально искаженное чтение Пространной редакции отметим изначально искаженное чтение Пространной редакции в известии о длительности перевода Толковой Псалтири («за годище»). В Краткой указано: «за год и месяца шесть», что очень близко к источнику – посланию Василию III (год и пять месяцев). Великий князь московский Государь всея Руси Василий III Иоаннович Неизвестно, на каких источниках основана информация в пункте 9 о соборном свидетельствовании перевода Толковой Псалтири. Она важна еще и потому, что с нею связано другое Сказание 1 у Белокурова, IV в публикации 2006 г.) Исайи Каменчанина (1591 г.) о соборном свидетельствовании «священной книги Максимовы», но это происходит уже с участием царя Ивана Васильевича и митрополита Макария. Из контекста очевидно, что речь идет о Псалтири (без толкований), переведенной прп. Максимом для Нила Курлятева в 1552 г., поскольку текст Исайи является Предисловием к списку Псалтири XVII в. Это сходство свидетельствует о какой-то связи по происхождению между разными Сказаниями. Предисловие – Сказание Исайи, в свою очередь, обнаруживает связь со Сказанием, опубликованным у Белокурова 6) и в издании 2006 г. V), его название «Сказание известно о приходе на Русь Максима Грека и како претерпе до скончания своего».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Чужеземные властители добились, не без труда, от Константинопольского Патриарха образования отдельных митрополий в Западной Руси. Восточная Русь крепла, однако, все сильнее. Ровно через сто лет после кончины блаженного митрополита Максима умер один из величайших Русских Государей Великий Князь Иоанн III Васильевич, правивший 42 года, сбросивший татарское иго, почти собравший воедино удельные княжества (сыну его Василию III оставалось присоединить только Псков и Рязань, фактически до этого потерявшую самостоятельность, Северские земли), положивший твердое основание Самодержавию и начавший воссоединять земли Западной Руси, захваченные Литвой в тяжелый в истории России XIII век. Наступило после кончины Василия III тревожное время. Великокняжеский престол с 1533 г. занимал родившийся в 1530 г. Иоанн IV Васильевич. Правившая в его малолетство мать, Великая Княгиня Елена, из рода князей Глинских, умерла при загадочных обстоятельствах. В управление государством вступили, враждуя и сменяя друг друга, влиятельные князья Шуйские и Вельские. Свергнут был Шуйскими митрополит Даниил. Возникал вопрос о преемстве. Шуйские содействовали возведению на митрополичий престол игумена Троицкого Сергиева монастыря Иоасафа (Скрипицына), в 1529 г. поставленного игуменом из старцев той же обители. Собрались в Москву шесть епископов. Остальные иерархи прислали «повольныя грамоты». Избраны были три кандидата, из них путем жеребьевки избранным оказался Иоасаф, возведенный на митрополичий Престол 9 февраля 1539 г. Новый митрополит, в бытность игуменом, крестил, вместе с преподобным Даниилом Переяславским и столетним иноком Кассианом Босым, десятидневного Царевича Иоанна Васильевича, будущего первого Русского Царя. Этот радостный день был особенно памятен Великому Князю Василию III Иоанновичу, так долго ждавшему рождения Наследника. Умирая, он, благоволивший Троицкой обители, говорил игумену Иоасафу: «Вашими молитвами дал мне Бог сына; я крестил его у Чудотворца, поручил его ему, положил ребенка на раку Преподобного; вам, отец, я своего сына на руки дал».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

931 Климент. Александр. strom. lib. р. 428. Евсев. Церковн. истор., кн. III, 31, 39. Никифор. кн. II, гл. 44, и кн. III, гл. 20. 963 Dictionnaire de theologie Bergier – Thomas Apotre. Manuel des fetes et solennimes be l’eglise par Philbert. Москвитян. 2. 1845 г. Индийская Церковь . В Древ. рус. летоп. ч. 2. стр. 170 говорится: «Земля Индийская похваляет ап. Фому». 976 Евсев. кн. III. гл. 11. 32. Catalogus scriptorum ecclesiasticorum Hyeronimi. Память его 27 апреля (10 мая). 981 См. житие св. ап. Андрея Первозванного, месяц ноябрь, в сочинении: Жития св. Рос. Церкви. Грузия и Армения, чаеть III, Абхазия. 990 Кратк. обозрение Священ. Писания Ветх. и Нов. Завета св. Афанасия Вел. Златоуст. слово 21, том VI, Augustin, de consensu Evangelistarum. 991 Древле, согласно с Иринеем (adversus haereses, III, II, 17), иногда писали св. Марка с орлом, а Иоанна со львом, но Собором, бывшим в Москве в 1667 году, предписано изображать так, как ныне изображается. 995 Напр., евангелия от Фомы, от Петра, от Евреев, Маркионово и другие. Евсев. III, 27; VI, 12. Сокр. I, 22. Codex apocriphus Nov. Testam. 1001 См. предислов. к богослужебн. книге Апостол. См. также обозрение книг Ветх. и Нов. Завета у св. Афанасия Вел. 1011 Евсев. кн. II, гл. 15. Кн. V, 8. Кн. VI, 14. III, 39. См. в предисловии к богослужебн. Еванг. от Марка. Под именем ев. Марка известна литургия коптская. 1017 См., напр. послание Александр. патр. Иоакпма великому князю Василию Иоанновичу, около 1533 года писанное, в собран. истор. актов, том I, 133. 1031 Ориген . de recta in Deum fide, tom. 1. Никиф. кн. II, гл. 43. Пролог 18 октября. В Греции говорят, что Лукою 7 икон сделаны нз воскомастики и 70 написаны. Журнал. Μин. нар. просв. 1854 г. март, Христианские древности. Также см. выше дни Владимирской иконы Богоматери. 1034 Филосторгий в сказании о св. великомученике Артемии говорит, что мощн св. Лукп погребены в Ахаии и почивают в Фивах. 16–17. 1048 Под обителью в полугоре находнтся пещера, где великий Богослов имел свои таинственные видения и изрек: в начале бе Слово. В этой обители хранится часть цепи, в узах которой привезен был Иоанн на остров. Воспомин. поклонника Св. града. СПб. 1857 г., стр. 292–293.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

С нач. XVII в. в источниках фигурируют Трехсвятская башня Белого города и одноименные ворота у устья Неглинной, с 1658 г. (Всехсвятские ворота) к 3 святителям было добавлено имя четвертого - митр. сщмч. Филиппа II (Колычева) . О молитвенной помощи взывает к 4 святителям патриарх Никон (Минов) (грамота 1656 г. о моровой язве). В гос. грамотах времени Никона и более поздних упоминаются 4 святителя, так же как и в иконописном подлиннике. Во вновь созданный Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь патриарх Никон поместил частицы мощей святителей П., Алексия, Ионы и Филиппа ( Васильева Е. Е. «Богоначальным мановением»: песнопение святыням Моск. Кремля//Патриарх Никон: Стяжание Св. Руси. М., 2010. Ч. 2. С. 1038-1050). Во время занятия Москвы Великой армией имп. Наполеона I Бонапарта в 1812 г. гробница П. в Успенском соборе была частично разорена. Архиеп. Дмитровский Августин (Виноградский) с разрешения Синода торжественно открыл мощи П. при освящении 1-й придельной церкви Успенского собора. Совр. серебряная рака с бронзовым посеребренным балдахином сооружена в 1819 г. В 1872 г. в Москве было основано Петра митрополита братство . В 1875 г. было официально установлено празднование Собору 4 Московских святителей, в т. ч. П., по ходатайству митр. Московского и Коломенского свт. Иннокентия (Вениаминова) . Текст акафиста П. составлен А. Ф. Ковалевским и получил одобрение Синода в 1889 г. (изд. в 1900, см.: Попов А. В. Православные рус. акафисты. М., 2013). Реликвии Крест чудотворца П. как главная святыня московской великокняжеской семьи упоминается в завещании вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного, к-рый в 1461-1462 гг. передал его старшему сыну Иоанну III Васильевичу (ДДГ. 61. С. 197), а тот в 1504 г. своему наследнику, Василию III Иоанновичу (Там же. 89. С. 362) . Перед своей кончиной в 1533 г. Василий III «снем с собе крест Петра чюдотворца, и приложил ко кресту сына своего и благословил его крестом, и рече ему: «Буди на тебе милость Божия и Пречистыя Богородици, и благословение Петра чюдотворца, как благословил Петр чюдотворец прародителя нашего великого князя Ивана Даниловича, и до ныне; и буди на тебе благословение Петра чюдотворца, и на твоих детех и на внучатех, от рода в род»» (БЛДР. Т. 10. С. 38). Так же поступил Иоанн IV Васильевич Грозный, завещав крест царевичу Иоанну Иоанновичу и отметив, что этим крестом «чудотворец благословил прародителя нашего великого князя Ивана Даниловича и весь наш род» (ДДГ. 104. С. 433 (1572 г.?)).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

II, стр. 138 и 265). «Песня об Аллилуевой жене» и несколько других раскольнических духовных стихов, изданных в «Сборнике русских духовных стихов», В. Варенцова, СПБ. 1860 г. Страстная неделя (Дух. Беседа, 1860, 14, стр. 409–428). Древние христианские праздники в честь мучеников (Странник, 1860, т. III, отд. II, стр. 1–23). Древние русские пасхалии на осьмую тысячу лет от сотворения мира (Правосл. Собес., 1860, т. III, стр. 331–356). Церковно-судебные определения Киприана, м-та Новгородского (там же, 1861 г., т. III, стр. 335–348). Праздник Пятидесятницы (Дух. Беседа, 1861 г., 23, стр. 121–131). Каков должен быть канонический суд о причетниках двоеженцах (Руков. для сельск. паст., 1862 г., т. III, стр. 534–538). —343— Плач Городецких раскольников при постройке единоверческой церкви (изд. в Летоп. русск. литер. и древн. Н. Тихонравова, 1863 г., т. V, отд. II, стр. 149–152). Духовные стихи раскольников (там же, отд. III, стр. 80–84). Повесть о скверном бесе (там же, стр. 89–90). Путешествие инока Михаила во св. места (там же, стр. 103–104). Земское (народное и общественное) направление русской духовной письменности в XVI в. (Правосл. Собес., 1863, т. I, стр. 292–316; т. II, стр. 364–376). Послание старца Елеазарова монастыря к в. кн. Василию Иоанновичу (там же, т. I, стр. 337–348). Послание Геннадия Новгородского к Московскому собору, 1490 г. (там же, т. I, стр. 476–481). Три доселе неизданных послания князя Андрея Курбского (там же, т. II, стр. 156–162, 343–348, 451–462, 550–571). Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева (там же, т. III, стр. 95–112, 180–210). Апокрифическое слово о судиях и властителях (там же, 1864 г., т. I, стр. 365–374). О кормчей инока-князя Вассиана Патрикеева (Ученые Записки Каз. унив., 1864 г., т. I, стр. 489–498). Личные отношения супругов по греко-римскому праву (там же, 1865 г., стр. 89–104). Об участии мирян в делах церкви с точки зрения православного канонического права, – актовая речь в университете (там же, 1866 г., стр. 481–526).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В. Митр. Даниил о наследнике Василия III//Тр. ГИМ. 1989. Вып. 71. С. 139-154; Клещинов В. Н., Молчанов А. А. Смоленская деньга Василия III//Сов. археол. 1990. 2. С. 258-260; Микелис Ч. де. Неизв. источники на греч. языке об Иване IV//Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и полит. практика. М., 1995. С. 231-235; Кудрявцев О. Ф. Неизв. грамота Карла V Василию III//Новая и новейшая история. 1997. 5. С. 224-228; Макарий (Веретенников), архим. Благоверный Моск. кн. Василий III (1479-1533)//Макариевские чтения: Вехи рус. истории в памятниках культуры. Можайск, 1998. Вып. 5. С. 106-130; Возгрин В. Е., Шаскольский И. П., Шрадер Т. А. Грамоты Вел. кн. Василия III сборщикам дани в Лопской земле//ВИД. 1998. Т. 26. С. 125-135; Солодкин Я. Г. К датировке «Выписи» о втором браке Василия III//Гуманит. науки в Сибири. Сер.: Отеч. история. 1998. 2. С. 59-63; Кривцов Ю. Д. Посольство Константинопольского вселенского Патриарха Феолипта в Москву в 1518-1519 гг.//Мининские чтения. Н. Новг., 2001. С. 45-67. Н. В. Синицына Иконография Сохранились сведения о том, что при жизни вел. князя было создано неск. его портретов. По свидетельству С. Герберштейна, толмач Дмитрий Герасимов, находившийся в 1525 г. в составе рус. посольства в Риме, имел с собой портрет вел. князя ( Хорошкевич. С. 39). В кон. 20-х гг. XVI в. гравированный портрет В. И. выполнил нюрнбергский мастер Э. Шён. В период с кон. 40-х по 80-е гг. XVI в., после кончины В. И., было также создано неск. гравированных портретов. На гравюре нем. мастера А. Гиршфогеля (в 1-м и в последующих изданиях кн. Герберштейна «Rerum Moscoviticarum comentarii... Viennae, 1549») В. И. представлен в профиль сидящим на троне, на нем шапка-колпак, отороченная мехом, ферезея с меховым воротником и сапоги с загнутыми носами. В кн. Павла Иовия ( Pauli Iovii. Novocomensis Episcopi Nucerini Elogia virorum bellica virtute illustrium, VII libris... Basileae, 1575) помещена гравюра Х. фон Сихема-старшего по рис. Т. Штимера с погрудным изображением вел.

http://pravenc.ru/text/150787.html

По постановлению собора св. Серапион, лишенный сана, был послан на покаяние в Андроников монастырь (скончался 16 марта 1516 в Троицком мон.). Собор разрешил пр. Иосифа от несправедливо возложенного на него отлучения. Известны два учительных послания митр. Симона в Великую Пермь. Он увещает игуменов и священников надлежаще исполнять свои пастырские обязанности. Во втором послании – к пастве – он призывает пермичей кумирам не служить, соблюдать посты, браков по ветхому и татарскому обычаю не совершать (жена умершего брата переходила после него ко второму брату, после того к третьему), женщинам не ходить с непокрытыми головами. Митр. Симон совершил 4 февр. 1498 г. в Успенском соборе первое в России венчание на царство. Иоанн III пожелал при жизни своей совершения этого обряда над внуком своим Димитрием (сыном скончавшегося в 1490 г. Иоанна) В 1499 г. Иоанн изменил свое решение и объявил наследником сына от брака с Софией, Василия. В царствование последнего скончался 30 апр. 1511 г. митр. Симон, правивший 16 лет. Через три месяца после этого, по желанию вел. кн. Василия III, был возведен на митрополичий двор и наречен митрополитом архимандрит Симонова мон. Варлаам (1511). В его правление известно выступление с тремя трактатами против вотчиновладения монастырей ученика Нила Сорского , старца Вассиана Косого, в мире кн. Василия Патрикеева, праправнука Гедимина литовского. Близкие ко двору Uoahha III , Патрикеевы, были сторонниками кн. Димитрия Иоанновича и пострадали после его устранения. Василий Патрикеев и его отец были пострижены. Но при Василии III старец Вассиан был приближен государем. Вел. князь, как и Иоанн III, сочувствовал кампании против вотчиновладения. Вассиан нашел единомышленника в лице знаменитого Максима Грека , о котором будет сказано дальше. Митр. Варлаам был в декабре 1521 г. сведен с митрополичьей кафедры вел. кн. Василием III и сослан в Каменный мон. на Кубенском острове. Чем это было вызвано не выяснено. Голубинский предполагает, что он не согласился обещать неприкосновенность, в случае прибытия в Москву, последнему удельному князю Василию Новгород – Северскому – Шемячичу (внуку Димитрия Шемяки), чем вызвал гнев государя. Время его кончины неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010