Весной 1516 г. на Афон прибыл посланец из Москвы Василий Копыл Спячий, который находился в составе посольства в Стамбул В. А. Коробова, отправившегося из Москвы 15 мая 1515 г. вместе с тур. послом Ф. Камалом. Копыл привез на Св. Гору богатые дары и милостыню (2 тыс. р.) с прошением вел. кн. Василия III Иоанновича о поминовении родителей и молитве «о наших детях» (брак московского государя вот уже 10 лет оставался бездетным). Была также изложена просьба прислать «на время» «книжного переводчика» (без указания книги для перевода). Прот избрал М. Г. Игумен Ватопеда Анфим, рекомендуя М. Г. московским властям, отметил его высокую образованность и филологическую подготовку, он признал с сожалением, что М. Г. не знает рус. языка, но выразил надежду, что тот быстро им овладеет. Митр. Григорий, прп. Максим Грек и афонские старцы приезжают в Москву к вел. кн. Московскому Василию III. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–2. Л. 787) Митр. Григорий, прп. Максим Грек и афонские старцы приезжают в Москву к вел. кн. Московскому Василию III. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–2. Л. 787) М. Г. выехал с Афона летом 1516 г. вместе со святогорскими старцами - своим духовником иером. Неофитом, Лаврентием Болгарином (он, вероятно, выполнял роль переводчика и обучал М. Г. слав. языку) и проигуменом Пантелеимонова мон-ря Саввой. Рус. посольство надолго задержалось в Стамбуле, оно отбыло в Москву лишь в мае 1517 г. и прибыло в столицу в 4 марта 1518 г. (вместе с ним отправилась делегация К-польского патриарха Феолипта I , к-рую возглавлял митр. Григорий Зихновский (Янинский)). Делегация была принята в Москве с почетом, известие «о греках» было включено в офиц. летопись. Греч. посольство оставалось в Москве до осени 1519 г. Главным занятием М. Г. в 1-й период его пребывания в Москве (1518-1525) были переводы, ради к-рых он и был приглашен в Москву. Сначала он перевел начальную часть Толкового Апостола (толкования на «Деяния апостольские», с 31-го зачала до 51-го), вероятно, переводчики не располагали полной рукописью оригинала. Запись о дате перевода (25 мар. 1519) сделана в конце этой части (РГБ. Троиц. 118. Л. 143, 20-е гг. XVI в.). Остальная часть рукописи, толкования на «Послания апостольские», была переведена к марту 1521 г.

http://pravenc.ru/text/Максимом ...

Близок вел. кн. Василию III Иоанновичу и митр. Даниилу был и еп. Вассиан (Топорков), поставленный на Коломенскую кафедру в 1525 г. из соловецких игуменов. При еп. Вассиане в Коломне по повелению вел. князя была построена мощная кирпичная крепость (1525-1530), ставшая юж. форпостом Российского гос-ва. Есть основание полагать, что при еп. Вассиане в состав К. е. вошел Каширский у.: в авг. 1538 г. К. е. была выдана тарханная грамота, освобождавшая от уплаты налогов слободы в Коломне; Вассиан назван в этой грамоте епископом Коломенским и Каширским. После включения Каширского у. в К. е. должен был перейти Белопесоцкий во имя Святой Троицы монастырь , значительная духовная корпорация того времени. Грамота 1538 г. была подтверждена в 1551 г., что являлось актом особой милости, поскольку в 1550 г. в Судебник вошло установление о ликвидации «тарханов». Брусенский в честь Успения Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) Брусенский в честь Успения Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) В 1-й пол. XVI в. неск. Коломенских архиереев оставили кафедру, что, вероятно, было связано с церковными и политическими спорами и борьбой в эти годы. Коломенский еп. Тихон, бывш. игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , близкий сочувствовавшему нестяжателям митр. Варлааму , после 1522 г. в источниках не упоминается, вероятно, он был смещен новым митр. Даниилом. В мае 1542 г., вскоре после прихода на митрополию свт. Макария и переворота бояр Шуйских, был смещен с Коломенской кафедры еп. Вассиан (Топорков). Его сменил архим. Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря Феодосий, удаленный из епархии в 1555 г. Царь Иоанн IV Васильевич позднее обвинял руководителей «Избранной рады» (неофиц. правительства России в годы реформ) в том, что они побуждали население Коломны «камением побити» епископа, а затем «со престола согнали» (Послания Ивана Грозного /Подгот. текста: Д. С. Лихачёв, Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. С. 52). Летом 1552 г. еп. Феодосий благословил в коломенском Успенском соборе Иоанна IV, прибывшего в город с войском для отражения крымско-татар. набега. Перед началом похода на Казань в том же году царь вновь взял благословение у Феодосия возле Донской иконы Божией Матери , находившейся в коломенском кафедральном храме. Во время пребывания в Коломне царь Иоанн и епископ заложили шатровую Успенскую ц. (см. Брусенский в честь Успения Божией Матери женский монастырь ). В нояб. 1562-1563 г. Коломенский еп. Варлаам II сопровождал Иоанна IV в походе на Полоцк, взяв с собой чудотворную Донскую икону, благословлял его и рус. войско. В 1581-1586 гг. епископом Коломенским и Каширским был 1-й патриарх Московский и всея Руси свт. Иов .

http://pravenc.ru/text/1841782.html

После июня 1511 г. В. был поставлен во игумена Мефодиева Пешношского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря , 21 мая 1522 г.- во игумена Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря . 2 апр. 1525 г. состоялась хиротония В. во епископа Коломенского, к-рую возглавил митр. Даниил . Тогда же (в апр.), будучи уже епископом, В. присутствовал на Соборе, на к-ром вместе с архим. московского Чудова мон-ря Ионой обвинил прп. Максима Грека и Силуана в произвольных переводах с греческого и искажении богослужебных текстов. 5 февр. 1531 г. В. вместе с др. иерархами и боярами подписал крестоцеловальную запись выходца из Великого княжества Литовского служилого кн. Ф. М. Мстиславского на верность вел. кн. Василию III Иоанновичу (СГГД. Ч. 1. 159). В том же году под надзор В. в Коломну был отправлен писец-каллиграф М. Я. Медоварцев , прежде трудившийся вместе с прп. Максимом Греком над исправлением церковнослав. книг, с наказом «держати в крепости в велицей неисходно» (Судные списки. С. 120). В мае 1531 г. В. и его брат Досифей не только поддержали на Соборе митр. Даниила против старца Вассиана (Патрикеева) , В. выступил по этому делу в качестве одного из главных свидетелей. Коломенский архиерей был доверенным человеком вел. кн. Василия III, особенно в последние годы его правления (кн. А. М. Курбский , враждебный В., называл последнего «великим похлебником» Василию III - РИБ. Т. 31. Стб. 221). В. вместе с митр. Даниилом содействовал разводу правителя с бездетной Соломонией Юрьевной Сабуровой (см. София Суздальская , прп.). 3 сент. 1532 г. митр. Даниил, архиеп. Кирилл Ростовский, епископы В. и Досифей Крутицкий вместе с «архимандриты, и игумены, и священными соборы» освящали ц. Вознесения Господня в великокняжеской резиденции в с. Коломенском, воздвигнутую в честь рождения наследника престола - буд. царя Иоанна IV Васильевича . В кон. нояб.- нач. дек. 1533 г., во время предсмертной болезни Василия III, В. в числе немногих имел право посещать вел. князя, обсуждал с ним его завещание и монашеский постриг. 3 дек. 1533 г. вместе с митр. Даниилом В. причащал и соборовал вел. князя, 4 дек. участвовал в его отпевании и погребении в Архангельском соборе Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/149883.html

Местное почитание В. Х. отмечается уже в XIII в. (по-видимому, тогда была создана 1-я редакция жития), в нач. XV в. возникла 2-я редакция, дополненная рассказом о чудесах, совершавшихся при гробнице святого. В 1410 г. по молитвам к В. Х. исцелился кн. Константин Дмитриевич, младший брат вел. кн. Василия I . В 1-м десятилетии XV в. на печати игумена Хутынского монастыря появилось поясное изображение В. Х. В 1410 г. в расположенном поблизости от Хутынской обители Лисицком во имя Рождества Богородицы муж. мон-ре была построена надвратная ц. во имя В. Х., в 1445 г. каменный храм с таким же посвящением появился в Хутынском мон-ре. В 1440 г. при Новгородском архиеп. св. Евфимии II были освидетельствованы мощи В. Х., оставленные под спудом. По инициативе свт. Евфимия Пахомий Логофет (Серб) составил новую переработку жития В. Х., дополнил его лит. вступлением и рассказом о 4 чудесных исцелениях, совершившихся по молитвам к святому. Пахомий написал также Похвальное слово и канон В. Х. Пахомиевская редакция жития вместе с 1-й (Проложной) редакцией вошла в состав Великих Миней-Четий митр. св. Макария . В Четьях-Минеях митр. св. Димитрия (Туптало) использована Проложная редакция, дополненная описанием чудес из текста Пахомия. После того как в 1460 г. у гроба В.Х. был воскрешен из мертвых постельничий вел. кн. Василия II Васильевича - Григорий Тумгень, почитание В. Х. вышло за пределы Новгорода, о чем свидетельствует устройство в 1461 г. в московской ц. Иоанна Предтечи престола во имя преподобного. В 1471 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич ходил походом на Новгород и побывал в Хутынском монастыре. Согласно Распространенной редакции жития В. Х. (1526), когда Иоанн III приказал игум. Нафанаилу сдвинуть плиту с гробницы преподобного, из-под земли «изошел огонь», «от дыму стены церковныя попалишася» и князь выбежал из собора, бросив свой посох (в XIX в. его показывали в мон-ре). Благоговейным почитателем памяти В. Х. был вел. кн. Василий III Иоаннович , принявший перед смертью схиму с именем Варлаам. По повелению вел. князя в 1515 г. на месте разобранного Спасо-Преображенского храма (XII в.) в Хутынском мон-ре был построен новый собор. Летописи сообщают о чуде, совершившемся в правление Василия III по молитвам В. Х. и прп. Сергия Радонежского. Во время нападения в 1521 г. крымского хана Магмет-Гирея на Москву инокине кремлевского Вознесенского мон-ря было видение: Московские святители хотели изнести из Кремля Владимирскую икону Богоматери , но были умолены преподобными Сергием Радонежским и В. Х., и святыня была возвращена, Москва избавилась от разорения (ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 600-602). Житие В. Х. рассказывает о его явлении Василию III, святой попросил вел. князя прислать в неск. новгородских мон-рей достойных настоятелей, что и было исполнено. В 1533 г. перед ракой преподобного сама собой зажглась свеча, воск от нее был послан вел. князю.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Однако в послании вел. кн. Василию III Иоанновичу , написанном прп. Иосифом перед кончиной (9 сент. 1515), где преподобный назвал 10 старейших иноков обители в качестве своих возможных преемников, имя Д. отсутствует (Послания Иосифа Волоцкого. С. 239-240). В предсмертной редакции «Устава», носящей характер завещания, прп. Иосиф также пишет, что не оставляет братии настоятеля (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 580). Это, возможно, указывает на осложнение отношений между Д. и основателем Волоколамского мон-ря в конце жизни последнего. Кроме того, имя Д. не встречается в актах Волоколамского мон-ря до того, как он стал игуменом. После смерти прп. Иосифа Д. был избран игуменом мон-ря, видимо, по желанию Василия III, являвшегося ктитором обители. Избрание могло быть следствием, с одной стороны, конфликта между прп. Иосифом и вел. князем, поддерживавшим в 10-х гг. XVI в. нестяжателей , с др. стороны, доверительных отношений, сложившихся между Василием III и Д. Об особом расположении к Д. вел. князя свидетельствуют щедрые пожалования последнего мон-рю, нетипичные для правительственной практики тех лет. В 1515 г. Василий III дал грамоты на ряд монастырских владений с очень широкими податными (освобождение от основных налогов) и судебными (право суда «опричь душегубства») привилегиями. В дек. 1517 г. Д. получил грамоту с аналогичными привилегиями на сделанные при нем приобретения мон-ря (АФЗХ. Ч. 2. С. 76-78. 79). Особыми грамотами Д. было дано право покупать беспошлинно в Русе 150 возов соли и беспошлинно продавать ту ее часть, к-рая не пойдет на монастырский обиход. Игумен получил разрешение беспошлинно хранить эту соль на пути в Новгородскую землю в с. Дегунине (АФЗХ. Ч. 2. С. 81. 82; С. 78. 80). Др. грамотой Д. получил право на беспошлинный провоз 200 возов товара, на беспошлинную продажу в Москве 200 возов хлеба и беспошлинную покупку на вырученные деньги нужных мон-рю товаров ( Баранов К. В. Новые акты Иосифо-Волоколамского монастыря кон. XV - нач. XVII в.//РД. 1998. Сб. 4. С. 28-29. 3).

http://pravenc.ru/text/171216.html

По предположению Г. С. Гадаловой, автором «канона и сказания об обретении мощей прп. Макария Колязинского, вероятно, был кто-то из московских (возможно, чудовских) иноков» ( Гадалова Г. С. Канонизация прп. Макария Колязинского: Службы и жития святого//ДРВМ. 2002. 3(9). С. 47). В сказании об обретении мощей прп. Макария сообщается, что И. передал вел. кн. Василию III Иоанновичу «от князя Георгиа (дмитровского кн. Юрия Иоанновича.- Авт.) достойное поклонение к старейшему брату» и доложил вел. князю и митр. Даниилу, что «виде святаго Макариа чюдно и преславно, паче ума человечя» (РГБ. Ф. 304/I. 802. Л. 38 об.- 39). Согласно источникам 2-й пол. XVI - нач. XVIII в., И. был одним из главных обличителей прп. Максима Грека на Соборе в февр. 1525 г. (знакомство И. с прп. Максимом началось в 1518, когда греч. книжник, прибывший с Афона в Москву, был поселен в Чудовом мон-ре). В мае 1531 г. в качестве свидетеля И. участвовал в соборном разбирательстве дела инока Вассиана (Патрикеева) , на к-ром показал, что жившие в его мон-ре афонские старцы Максим и Савва, а также книгописец М. Медоварцев переводили и толковали книги Свящ. Писания с согласия Вассиана, без повеления вел. князя и благословения митрополита. Роль чудовского архимандрита в осуждении как прп. Максима, так и Вассиана (Патрикеева) отмечается в Житии прп. Максима Грека нач. XVIII в. ( Белокуров С. А. О библиотеке моск. государей в XVI ст. М., 1899. Прил. С. LIX). Однако во фрагментарно сохранившихся текстах судных списков И. не упоминается, что заставляет относиться с осторожностью к показаниям более поздних текстов. И. вместе с др. духовными лицами ручался перед вел. кн. Василием III за представителей знатных родов: в 1522 г. за кн. В. В. Шуйского, в февр. 1525 г.- за кн. И. М. Воротынского. В 1533 г. И., как и все московское духовенство, участвовал в погребении вел. кн. Василия III в московском Архангельском соборе . В подробном летописном рассказе о болезни и смерти вел. князя среди приходивших к нему духовных лиц чудовский архимандрит не упоминается, что не позволяет отнести его к кругу лиц, близких к этому государю.

http://pravenc.ru/text/578322.html

Ильмень, к устью р. Верёнды (ныне Веронда), и на берегу р. Чёрной поставил келью. Через нек-рое время к нему пришли старец Фома с 2 иноками, собрались др. отшельники. По их просьбе Е. принял в Новгороде от архиепископа (в Житии названного георгием, по-видимому, правильнее - от свт. Евфимия II ( Вяжицкого; 1434-1458)) рукоположение в священный сан. Вернувшись из Новгорода, Е. построил храм в честь Богоявления на острове в устье р. Верёнды. Для удобной доставки в мон-рь воды преподобный прокопал в оз. Ильмень проток, отчего обитель получила название Перекопской или Перекомской. Позднее Е. основал каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца. Ввиду недостатка строителей он послал к вел. князю (по Житию Е., к Василию Иоанновичу, что является анахронизмом, поскольку Василий III правил в 1505-1533) неск. иноков с прошением о присылке каменщиков, после чего в 1466 г. строительство храма было завершено. Между тем есть свидетельства существования в этих местах мон-ря в более ранний период. В Новгородской I летописи младшего извода под 1407 г. сообщается о постройке Спасо-Преображенской ц. и о создании Верёндовского Спасо-Преображенского мон-ря новгородским архиеп. Иоанном II (1389-1415) (НПЛ. С. 400; в позднейшей Новгородской III летописи XVII в. под этим годом говорится о создании каменной ц. Николая Чудотворца - ПСРЛ. Т. 3. С. 234). Т. о., Е. мог быть не основателем новой обители, но возобновителем монашеской жизни в этих местах. По Житию Е., святой преставился 16 сент. 1486 (6995) г. в возрасте 80 лет и был погребен в монастырском храме свт. Николая по правую сторону от алтаря. В начале Жития рождение святого отнесено к 1412/13 (6921) г. Хотя последняя дата является ненадежной, поскольку агиограф относит рождение святого ко времени «царя» Василия Иоанновича, митр. всея Руси св. Фотия (1408-1431) и Новгородского архиеп. Евфимия II ( Федотова. Житие. 2001. С. 163), в соответствии с ней вычисляли дату смерти Е.- 1492 г., часто приводившуюся в лит-ре XIX в. Перед кончиной Е. поручил заботу о мон-ре Новгородскому архиепископу (в Житии назван архиеп.

http://pravenc.ru/text/182091.html

По сообщению Жития свт. Ионы, он на свои средства «многая же села покупи обители и рыбная заседаниа и въкупив и в вся монастыря вечныя вклады за ню подав сребром... Многу и велику тяжесть имениа ту истощи и малу сущу обитель велику сотвори» (Повесть об Ионе//БЛДР. Т. 7. С. 240). Во время пребывания в Москве (очевидно, до 27 марта 1462, когда скончался вел. кн. Василий II Васильевич Тёмный) святитель добился выдачи О. м. иммунитетной грамоты (не сохр.): «...прошение предложи у обою князю (имеются в виду великие князья Василий II и его старший сын и офиц. соправитель вел. кн. Иоанн III Васильевич . - М. В. П.) монастырю своему управити суди, да снабдим будеть от насила многих и от самех наместников их и сами, и поселяне, и работницы монастырьские все да не судимы будут»; тем самым свт. Иона «взыска Отни пустыни свободу в векы» (Там же. С. 246). В нояб. 1470 г. свт. Иона был погребен в храме во имя св. Иоанна Предтечи. Незадолго до смерти он составил «завет... о монастыри своем, яко не насиловати ему, снабдети же братии своей» (Там же. С. 252). Гробница святителя с его нетленными мощами стала почитаемой, к ней совершались паломничества. В Похвальном слове свт. Ионе, написанном прп. Зиновием Отенским, содержится рассказ о чудесах, совершившихся до 1571 г. по молитвам к свт. Ионе. Согласно посланию 1526-1527 гг. архиеп. Новгородского свт. Макария (впосл. митрополит Московский) к вел. кн. Василию III Иоанновичу , общежительный устав в О. м. был введен в то же время, что и в Юрьевом, Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня и Вяжищском во имя святителя Николая Чудотворца монастырях (ДАИ. Т. 1. 25. С. 23). Тем не менее общежительный устав в О. м. определенно был принят уже к кон. 50-х гг. XV в. В 30-х гг. XVI в., очевидно, потребовалось восстановить его в ряде новгородских монастырей. В 1558 г. (по др. данным, в 1571/72) в О. м. скончался и был погребен рядом со свт. Ионой прп. Зиновий Отенский. В мон-ре он сочинял полемические тексты и занимался перепиской книг, пользуясь книжным собранием О. м. и пополняя его. Б-ка обители в полном составе не сохранилась. Имеются разрозненные сведения об имевшихся в ней экземплярах, напр., о Поучениях Григория, папы Римского (рукопись 1519 г.), переписанных по повелению игум. Варлаама, или о «Толковом Апостоле», с к-рого царь Иоанн IV Васильевич Грозный в 1554 г. приказал сделать список. В НГОМЗ хранятся неск. синодиков из О. м. 1-й пол. XIX в., по крайней мере один из них (НГОМЗ. 11043) был переписан с древнего оригинала (см.: Розов Н. Н. Искусство книги Др. Руси и библиография: По новгородско-псковским мат-лам//ДРИ: Рукоп. книга. М., 1972. С. 37-38).

http://pravenc.ru/text/2581699.html

Хиротония Досифея (Забелы) во епископа Сарского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVD. (РНБ. F. IV.232. Л. 682) 23 янв. 1508 г. митр. Симон (постриженик Троицкого мон-ря и его настоятель в 1490-1495) возглавил хиротонию Д. во епископа Сарского и Подонского. Сразу за сообщением о поставлении Д. в летописях говорится о кончине в марте «на Москве» Суздальского еп. Нифонта , к-рый мог участвовать в этой хиротонии. Д. был на Соборе 1509 г., разбиравшем конфликт прп. Иосифа Волоцкого с его епархиальным архиереем Новгородским архиеп. Серапионом, недовольным совершившимся без его ведома переходом Иосифова Волоколамского мон-ря под покровительство вел. князя. Соборный суд вынес решение в пользу прп. Иосифа. С уверенностью можно говорить о присутствии Д. на отпевании митр. Симона, скончавшегося в 1511 г. и погребенного в Успенском соборе в Кремле. 3 авг. того же года Д. участвовал в хиротонии архим. Симонова мон-ря Варлаама в митрополита Московского. Пребывая в Москве, Д., несомненно, участвовал также в хиротонии др. иерархов (так, в 1515 был поставлен Смоленский еп. Иосиф), в торжественных погребениях: в июне 1518 г. собором высшего духовенства в Архангельском соборе был погребен брат вел. кн. Василия III Иоанновича калужский кн. Семен Иванович (в 1511 митрополит и владыки, в т. ч., по-видимому, Д., печаловались Василию III за кн. Семена, пытавшегося бежать в Литву). Д., несомненно, в числе др. архиереев и клириков вместе с митр. Варлаамом служил молебен у гробницы митр. св. Алексия в благодарность за совершавшиеся в нояб. 1518 - июне 1519 г. в Чудовом мон-ре исцеления от мощей святителя. 2 июня того же года Д. возглавил торжественную встречу за городом «на поле» доставленной в Москву Владимирской иконы Божией Матери . Крутицкий архиерей вместе с митрополитами Варлаамом (в 1521) и свт. Иоасафом (в 1540) молился об избавлении Москвы от нападения татар. 29 нояб. 1515 г. вместе с митр. Варлаамом в присутствии княжеской семьи Д. освятил ц. Благовещения в Воронцове. В том же году епископ заложил каменную ц. Успения Пресв. Богородицы на Крутицах. 8 сент. 1516 г. Д. участвовал в освящении митр. Варлаамом и собором архиереев храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Кремле, в 1521 г.- храма в честь Вознесения в московском Вознесенском мон-ре. 3 сент. 1532 г. Д. в числе др. иерархов сослужил митр. Даниилу при освящении Вознесения Господня церкви в Коломенском - подмосковной великокняжеской резиденции. Сохранились сведения о хозяйственной деятельности архиерея. 1 авг. 1518 г. происходило межевание земель, принадлежавших Крутицкой епархии и Саввину Сторожевскому мон-рю. Д., очевидно, первоначально обращался для решения данного вопроса к митр. Варлааму, а последний - к дмитровскому кн. Юрию (Георгию) Иоанновичу (Саввин Сторожевский мон-рь в док-тах XVI в.: Из собр. ЦГАДА. М., 1992. С. 10-11. 4; см. также: Антонов А. В. Вотчинный архив Саввина Сторожевского мон-ря кон. XIV - нач. XVII в.//РД. 2003. Вып. 9. С. 428. 23).

http://pravenc.ru/text/180333.html

Богоявленский кафедральный собор в Нарьян-Маре. Фотография. 2013 г. Земли Н.-М. и М. е. до XV в. относились к Новгородской епархии. Во 2-й пол. XV в. территория по р. Мезени до Печоры вошла в Митрополичью (с 1589 Патриаршую) область, а в 1674 г. вновь присоединилась к Новгородской епархии. В 1682-2011 гг. земли Н.-М. и М. е. входили в Архангельскую епархию (первоначально именовалась Холмогорской и Важской). В территориальном и культурном отношении Н.-М. и М. е. неоднородна, что обусловлено историческими и этнографическими факторами. Сев.-вост. пределы совр. Архангельской обл., ныне входящие в состав епархии (Мезенский и Лешуконский районы),- земли правосл. поморов, где храмоздательство издревле являлось неотъемлемой частью жизни. Канинская, Тиманская и Большеземельская тундры и Нов. Земля - области расселения ненцев, где христ. просвещение и устройство приходов были особой заботой светских и духовных властей, а также миссионеров. В 1499-1500 гг. по повелению вел. кн. Иоанна III Васильевича был предпринят поход 4-тысячной рати «в Югру», в ходе к-рого в 1499 г. основан (первоначально как острог) Пустозерск - форпост рус. государственности и Православия, 1-й рус. город за полярным кругом. К 1545 г. в Пустозерске существовали Преображенский собор, Введенская и Никольская церкви. Согласно грамоте царя Феодора Иоанновича от 1597 г., назначенному в том же году воеводой в Пустозерский острог кн. Василию Ухтомскому было «велено призывать Самоядов и иных вер иноземцов и крестьян в православную християнскую веру» (АИ. Т. 1. 250. С. 466-467). 10 янв. 1672 г. патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II послал настоятелю Антониева Сийского мон-ря игум. Феодосию грамоту с повелением направить из Новгородской епархии на Нов. Землю священника с причтом для обращения ненцев в христианство. В 1784 г. Архангельский еп. Вениамин (Краснопевков ; впосл. архиепископ) определил неск. ненцев в Архангельскую ДС. В 1822 г. была организована 1-я миссия к ненцам Большеземельской тундры, в течение 3,5 месяцев удалось крестить более 100 чел.

http://pravenc.ru/text/2564710.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010