Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . Из боярского рода землевладельцев в Переславль-Залесском и Белозерском у., помещиков в Обонежской пятине Новгородской земли, связанных в кон. XV - нач. XVI в. с митрополичьим домом. Родственником Д. был Игнатий (Тутолмин), в 70-80-х гг. XV в. живший последовательно в Троице-Сергиевом , Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы и Ферапонтовом Мартиниановом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рях. Сведения о Д. содержатся во 2-м варианте Распространенной редакции Жития прп. Варлаама Хутынского , составленном в сер.- 2-й пол. XVI в. Рассказы о Д. (чудеса 18 и 22) помещены среди повествований о чудесах, происшедших в мон-ре по молитвам к прп. Варлааму Хутынскому во время управления обителью выходцами из Москвы; все эти повествования имеют антимосковскую направленность. Вел. кн. Василий III Иоаннович назначил Д. в Хутынский мон-рь строителем «в место... игумена», по всей видимости, между 1524 и 1526 гг. (до 1524 мон-рем управлял Никифор; назначение Д. состоялось в отсутствие в Новгороде архиепископа, т. е. ранее 4 марта 1526, когда Новгородским архиереем стал свт. Макарий ). Д. был одним из мн. духовных лиц, посланных вел. князем из Москвы в мон-ри Новгородской епархии. (Прежде Д. Хутынским мон-рем с 1508 управляли также клирики, присланные из столицы: Сергий (1508-1516), Никифор (1517-1524). Житие прп. Варлаама содержит рассказ о явлении вел. кн. Василию III во сне прп. Варлаама, попросившего о присылке в неск. новгородских мон-рей достойных настоятелей.) Возможно, к 1531 г. Д. скончался, поскольку 21 нояб. этого года, также по повелению вел. князя, в Хутынский мон-рь игуменом был поставлен Феодосий , инок Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , в 1542 г. хиротонисанный во архиепископа Новгородского. Посылая в Вел. Новгород Д. и др. клириков, вел. князь стремился установить контроль над местной церковной жизнью, что вызывало неприятие новгородцев, отразившееся в ряде произведений, в т. ч. во 2-м варианте Распространенной редакции Жития прп. Варлаама Хутынского, вобравшей мн. новгородские предания. В 18-м чуде «О житници, наченьшей скудети» повествуется о том, что Д. во время голода в Новгородской земле отказался давать «нищим хлеба милостыня, ни кормити их в трапезе». За это он был наказан тем, что из монастырской житницы хлеб начал исчезать. Раскаявшись, Д. велел раздать монастырское зерно всем приходившим в обитель за помощью, после чего житница чудесным образом наполнилась. 22-е чудо «О Тарасии, иконописце и казначее» содержит рассказ о наказании прп. Варлаамом иконописца Тарасия, при Д. исполнявшем обязанности казначея, за расхищение монастырского имущества.

http://pravenc.ru/text/180349.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), ученик прп. Антония Сийского , житие к-рого является основным источником сведений об А. С. В 1513 г. А. С. вместе с преподобными Антонием и Иоакимом Сийскими удалился из Кенского Преображенского мон-ря для пустыннических подвигов. Иноки добрались до порога Тёмного на р. Емце, где построили себе «хижицу» и часовню, а вскоре - ц. во имя свт. Николая Чудотворца и кельи. Здесь отшельники, к-рых собралось 7 чел., прожили 7 лет, однако вынуждены были покинуть избранное место из-за враждебности окрестных жителей. Ок. 1520 г. они поселились на острове на Михайловском оз., куда впадает р. Сия, и основали Свято-Троицкий мон-рь (см. Антониев Сийский мон-рь ). 4 года ученики прп. Антония терпели скорби и лишения, но слава о подвигах их настоятеля распространялась, и многие желали вступить в братство. Видя это, прп. Антоний послал своих учеников - А. С. и Исаию в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу , чтобы «государь повелел богомоление свое монастырь строити на пустынном месте на диком лесу, и братию собирати и пашню пахати» (РГБ. Троиц. 694. Л. 29-29об.). Великий князь дал жалованную грамоту мон-рю, а также послал «церковной утвари и риз довольно». А. С. подвизался в Сийской обители до самой своей кончины. Здесь же он и был погребен. В 90-х гг. XVI в. в обители была установлена традиция совершать соборную панихиду по 6 первым ученикам прп. Антония - А. С., Исаие, Иоакиму, Елисею, Александру (2-му) и Ионе - в 4-ю субботу Великого поста. Память А. С. чтится местно. Ист.: Описание о российских святых. С. 156; Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1896. Вып. 2: Славяно-русский Пролог. Ч. 1: Сент.-дек. С. 65-67. Лит.: Макарий [ Миролюбов] , еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 1-3; Кононов А. Преподобный Антоний Сийский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1895. С. 11-15, 79; Никодим [ Кононов] , иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 102-105, 208; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По житиям святых). М., 1966. С. 271-276.

http://pravenc.ru/text/64400.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (XVI в.), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского /Упоминание об И. содержится практически во всех редакциях Жития прп. Антония Сийского: в первоначальной, созданной в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря (БАН. Арханг. 250. Л. 118 об., 128 об.- 132 об., 80-е гг. XVI в.), в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 151-152 об., 165 об.- 166, 188-194 об., кон. 70-х гг. XVI в.), в краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об.- 419, 50-60-е гг. XVII в.), без обозначения имени - в проложной редакции ( Пономарёв. 1896. С. 65-67), в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 74 об.- 75 об., 85 об.- 86, 103 об.- 109 об., 60-70-е гг. XVII в.), в исторической, возникшей в 1-й трети XVIII в. при участии архим. Сийского мон-ря Никодима (БАН. Никол. 220. Л. 11 об.- 12, 19-20 об., сер. XIX в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-157, 184-195). И. был одним из 4 иноков, присоединившихся к прп. Антонию Сийскому и его ученикам Александру (Бердову; с 1576 архиепископ Новгородский, с 1589 митрополит) и Иоакиму в устроенной ими обители во имя свт. Николая Мирликийского на р. Емце, возле Тёмного порога («И церковь постави ту во имя иже во святых отца нашего Николы Чюдотворца, и келии учини, и монастырь устрои… и четыре браты присовокупи ту к прежереченным двема братома си, сам же преподобный седмый обретается в братстве своем» - БАН. Арханг. 250. Л. 112-112 об.). Однако через 7 лет им пришлось оставить монастырь из-за недовольства жителей с. Скроботова. По молитвам прп. Антония Сийского Господь указал инокам новое уединенное место - на полуострове Михайловского оз. в Двинском крае, где в 1520 г. и был создан Сийский мон-рь. По поручению прп. Антония Александр и И. отправились в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу для получения грамоты об учреждении обители и о даровании земель. Ходатайство монастырских старцев было удовлетворено в 1525 г., поскольку в грамоте 1543 г. царю Иоанну IV Васильевичу прп. Антоний замечает, что «монастырь тот он поставил в пустыне тому осмнадцать лет» ( Кириллов. 1906. С. 753).

http://pravenc.ru/text/674812.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ (Скрипицын; † 27.07. 1555, Троице-Сергиев мон-рь), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), бывш. митр. всея Руси. Принадлежал к известному с сер. XV в. роду Скрипицыных, вероятно детей боярских (среди свидетелей закладной кабалы, данной ок. 1447-1455 старцу Троице-Сергиева мон-ря Геронтию (Лихареву) Васюком Ногой Есиповым, упом. Казак Скрипицын - АСЭИ. T. 1. С. 448. 465). Нек-рые родовые вотчины Скрипицыных перешли к Троицкому мон-рю в качестве вкладов. По всей видимости, буд. митрополит принял постриг в Троицкой обители. И. отмечен в актах 1526/27 г. как старец, участвовавший в межевании монастырских земель в Переславском и Московском уездах (Акты Рус. гос-ва: 1505-1526 гг. М., 1975. 300. С. 299; 302. С. 300-301). Свт. Иоасаф, митр. Московский. Роспись алтаря ц. Покрова Пресв. Богородицы в МДА. 1988 г. Свт. Иоасаф, митр. Московский. Роспись алтаря ц. Покрова Пресв. Богородицы в МДА. 1988 г. В 1529 г. митрополит Даниил поставил И. игуменом Троице-Сергиева мон-ря. Очевидно, новый настоятель пользовался особым доверием вел. кн. Василия III Иоанновича . 4 сент. 1530 г. И. крестил новорожденного наследника - Иоанна IV Васильевича . 3 нояб. 1533 г. на Московском подворье Троицкого монастыря вместе с прп. Даниилом Переславским И. крестил 2-го сына вел. князя - Юрия. Согласно летописной Повести о болезни и смерти Василия III, 3 дек. 1533 г. смертельно больной вел. князь обратился к приехавшему в столицу И. с просьбой, не уезжая из Москвы, молиться «о земском строении, и о сыне моем Иване, и о моем согрешении» (БЛДР. 2000. Т. 10. С. 36). И. участвовал в монашеском пострижении вел. кн. Василия III перед его кончиной, совершенном митр. Даниилом. Автор Похвального слова Василию III характеризует И. как «мужа повсюду добродетелна и в всякой вещи беззазорна» ( Розов Н. Н. Похвальное слово вел. князю Василию III//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 285).

http://pravenc.ru/text/578036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД Прп. Давид Серпуховской поучает братию. Фрагмент иконы «Прп. Давид Серпуховской с 16 клеймами жития». 2001 г. (Давидова Вознесенская пуст.) Прп. Давид Серпуховской поучает братию. Фрагмент иконы «Прп. Давид Серпуховской с 16 клеймами жития». 2001 г. (Давидова Вознесенская пуст.) († 1529?), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Серпуховской. Основатель Давидовой в честь Вознесения Господня муж. пуст. О святом повествуют предания, зафиксированные в лит-ре начиная с XIX в., имеются краткие сведения в святцах и синодиках. Исследователи XIX в. критически относились к преданию о знатном происхождении Д.- о том, что до пострига он был дьяком вел. кн. Василия III Иоанновича Даниилом Васильевичем Мамырёвым или же кн. Даниилом Ивановичем Вяземским ( Токмаков. С. 6-7). По преданию, Д. в молодых годах поступил в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь , где принял монашеский постриг от прп. Пафнутия Боровского († 1477). При постриге подвижник был назван в честь прп. Давида Солунского. Спустя нек-рое время Д. с 2 монахами и 2 мирянами оставил Боровскую обитель, взяв с собой икону Богоматери «Знамение» с предстоящими преподобными Петром и Онуфрием Афонскими, пророками Аввакумом и Даниилом (впосл. эта икона находилась в келье святого). Согласно записи в монастырском синодике 1602 г., в XIX в. хранившемся в ризнице Давидовой пуст. (см.: Вознесенская Давидова пустынь Серпуховского у. С. 3-4, 56-57), 31 мая 1515 г. преподобный со своими спутниками поселился в пустынной местности на берегу р. Лопасни в Хатунской вол., принадлежавшей кн. Василию Семеновичу Стародубскому, сыну кн. Семена Ивановича Можайского (кн. Василий Семенович Ряполовский мних упом. в разрядных книгах в 1492-1507 гг. ( Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988. С. 42). Впосл., судя по прозвищу, князь, вероятно, принял монашество. Т. о., пустынь на его землях могла быть основана ранее даты, указанной в синодике,- в 1492-1507). На выбранном месте отшельники воздвигли кельи и деревянные церкви: в честь Вознесения Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы и трапезную ц. во имя свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/168476.html

Однако собственно формулировка «Москва – III Рим» принадлежит старцу Филофею, иноку Псковского Спасо-Елеазарова монастыря. Самым кратким образом теория старца Филофея была обобщена в словах: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывати». Старец Филофей был, бесспорно, выдающимся представителем русской духовной мысли. Время жизни Филофея датируют условно 1465-1542 годами. Полагают, что он являлся составителем Хронографа 1512 года. Но гораздо большее значение имели знаменитые послания Филофея. Впервые в самой простой форме, еще не разработанной в философском и литературном аспектах, Филофей изложил теорию «Москва – Третий Рим» в послании, направленном к Василию III Иоанновичу, великому князю всея Руси (написано оно, как полагают, между 1514-1521 годами). Но наиболее завершенный характер идея Третьего Рима получает в послании Филофея к псковскому великокняжескому наместнику – дьяку Мисюрю Мунехину (сентябрь 1527 – март 1528 г.г.). О новейших данных относительно датировки этих посланий, сравнения различных их списков можно прочитать в недавно вышедшей книге Н.В. Синицыной «Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции», которая подробнейшим образом разбирает наследие старца Филофея.. В послании к великому князю Василию старец Филофей впервые излагает свои мысли, касающиеся нового значения Российского царства в христианском мире. Послание интересно тем, что принадлежит к весьма редкому в русской литературе жанру увещания, обращенного к монарху. На Руси с подобными посланиями к великим князьям обращались крайне редко, разве только в самых чрезвычайных обстоятельствах. Уже упоминались подобные послания архиепископа Вассиана Рыло и митрополита Геронтия Иоанну III на Угру. Послание Филофея к Василию III невелико по размеру. Но в нем старец удивительно емко сконцентрировал все основные тезисы своей теории. В этом назидании монаха великому князю, в частности, говорится: «Иже от вышняя и от всемощныя, вся содържащиа десница Божиа, Имъ же царие царствуют и имъ ж велицыи величаются и силнии, пишут правду тебе, пресветлейшему и высокостолнейшему государю великому князю, православному христианьскому царю и всех владыце, браздодержателю святых Божиих престол, Святыа Вселенскыя Соборныя Апостольскыя Церкви Пречистыя Богородицы, честнаго и славного Еа Успения, иж вместо Римския и Константинопольския просиявшу. Стараго убо Рима Церкви падеся неверием аполинаревы ереси, втораго Рима, Константинова града Церкви, агаряне внуцы секирами и оскордъми разсекоша двери. Сиа же ныне триаго, новаго Рима, държавного твоего царствиа, Святая Соборная Апостольскаа Церкви, иж в концых вселенныа в православной христианьстей вере во всей поднебесней паче солнца светится.

http://sedmitza.ru/lib/text/436284/

К. руководствуется античным политическим идеалом, цитирует большой фрагмент «Этики» (к Никомаху) Аристотеля («10-й книги нравов») о необходимости гармонического сочетания «правды» и «милости»: «Милость бо без справды малодушьство есть, а правда без милости мучительство есть, и сиа два разрушають царство и всяко градосожительство. Но милость, правдою пострекаема, а правда, милостью укрощаема, сохраняють царя царство в многоденьстве». Идеал К.- общественное согласие, «дело народное» (перевод лат. res publica) и общественное благо («общества добро»); царям и начальникам каждого народа необходимо уподобляться играющему на гуслях псалмопевцу Давиду, который направляет струны к согласному звучанию: грешников и нарушителей необходимо принуждать к согласию «грозою закона и правды», «добрых подвластных» жаловать за добрые дела, злых наказывать и обличать, тех же, кто не поддаются исправлению и не хотят любить Бога, «отнюдь истребити». В послании митр. Даниилу обнаружены также цитаты из «Метаморфоз» и «Искусства любви» Овидия; однако неясно, из каких источников заимствованы фрагменты текстов античных авторов, в древнерус. переводах они неизвестны. Послания К., как сохранившиеся, так и те, о к-рых можно судить по пространным ответам на них прп. Максима, свидетельствуют о высокой образованности автора и его гуманистических интересах. К. принадлежит краткое послание старцу псковского Елеазарова монастыря Филофею , в к-ром он восхваляет ученого монаха за то, что его писания «Омировым (гомеровским.- Н. С.) бо словом и риторским разумом пригодне сложени» ( Зимин. 1956. С. 173). Вероятно, К. является автором Похвального слова вел. кн. Василию III Иоанновичу ( Розов Н. Н. Похвальное слово вел. кн. Василию III//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 278-289) и 3 посланий неизвестным, опубликованных Д. М. Буланиным по рукописи РНБ. Q.XVII.50 ( Буланин Д. М. Античные традиции в древнерусской лит-ре XI-XVI вв. Münch., 1991. С. 367-369). К. умер ранее 1545 г. В описи Иосифова Волоколамского монастыря 1545 г.

http://pravenc.ru/text/1681151.html

Однако и в первые годы XVI в. Е. И. сталкивалась с трудностями. Так, когда Александр Ягеллончик был избран польск. королем и коронован в дек. 1501 г., против коронации Е. И. резко выступила католич. Церковь, члены краковского капитула открыто порицали брак кор. Александра. С негативным отношением к возможности коронации Е. И. связано появление буллы папы Александра о принятии православных в католичество без перекрещивания (булла приведена С. Герберштейном в «Записках о Московии»). (Несмотря на то что Е. И. не была коронована и даже не присутствовала на коронации, она титуловала себя королевой.) Весной 1503 г., когда начались переговоры о мире между Россией и Великим княжеством Литовским, в них приняла участие и Е. И. В янв. 1503 г. она обратилась с письмом к отцу, которое привез в Москву ее канцлер Сапега. В этом письме Е. И. утверждала, что не подвергалась гонениям, что обратные заявления - это клевета правосл. князей, к-рые т. о. оправдывали свой переход на рус. сторону. Е. И. просила отца прекратить войну и заключить мир, выражала надежду, что тогда изменится ее тяжелое положение в стране, к-рой вместо мира она принесла войну. Письмо Литовская вел. княгиня написала явно по просьбе мужа, и оно вызвало гнев ее отца: Иоанн III был недоволен дочерью, отрицавшей очевидные факты. Е. И. дала знать отцу, что у нее нет причин обвинять мужа, она жаловалась на нападки со стороны Краковского еп. Фридриха, Виленского еп. Войтеха и литов. панов, к-рые зовут ее «некрещеной». В этих нападках выражались взгляды местной католич. Церкви, к-рая в отличие от Рима не признавала правосл. крещение. Е. И. выражала опасения, что после смерти мужа ее противники над ней «силу учинят». В ответе Иоанн III написал, что будет требовать от обоих епископов письменного, скрепленного печатями обязательства не принуждать его дочь к смене веры. В кон. 1503 г., уже после заключения мира, Иоанн III просил Е. И. найти ее брату вел. кн. Василию III Иоанновичу невесту в семьях зап. государей. Ответ Е. И. был неутешительным. Она объясняла, что такой брак не может быть заключен «без папина ведома», и снова повторяла: «А нас укоряют безпрестани, а зовут нас некрестыи».

http://pravenc.ru/text/189757.html

30 дек.), говоря о князьях, всегда подчеркивает их генеалогическое родство. Совершенно уникальна родственно-генеалогическая ситуация первого Русского царя, венчанного Митрополитом Макарием 16 января в 1547 году. Его бабушка, София Палеолог, была племянницей последнего Византийского императора Константина, поэтому отец Грозного, Василий III, приходился ему внучатым племянником. Среди сербских святых есть деспотица Ангелина (XVI в.; пам. 1 июля и 10 дек.). Она обращалась к Василию III с просьбой об оказании материальной помощи на построение храма. Вступив второй раз в брак с Еленой Глинской, князь Василий III, таким образом, оказался в свойственных отношениях с сербскими деспотами и молдавскими господарями. Это родственно-генеалогическое наследие он передал своему сыну Иоанну Грозному. В одном сербском летописце говорится: “По томъ благоверний господарь кнезь Василие Ивановичь самодржаць васеи Русии поеть себе супружницу, великую кнегиню Елену и роди от нее два сина: цара и великаго кнеза Ивана, самодрьшца васей Руси, по истине великаго Константина, еже ваздвиже новаго и въскреси венаць царски васего новаго Исраиля и поискавь древьняго васего отачаскаго наследия и благолепия. Понеже прежде Елена царица србскаго роди цара Константина благочестиваго васем грекомь, на последакь же вьтора Елена царица, велика кнегиня срьбска, роди цара и великаго Ивана Васильевича самодрьжца васеи Руси, надежду васего новаго Исраиля” 22 . Между династией Даниловичей и династией Романовых в конце XVI, начале XVII века на Московском престоле были два выборных царя, самозванец, а также стремились завладеть им два иностранных претендента — польский королевич Владислав и шведский Филипп. Открывает этот ряд Борис Феодорович Годунов, который был избран в 1598 году на царство после кончины бездетного сына Иоанна Грозного — Феодора Иоанновича. Он был женат на сестре Б. Годунова Ирине Годуновой, а ее брат, Борис, был, таким образом, царским шурином. Первый царь из династии Романовых, Михаил Феодорович Романов, приходился царю Иоанну Грозному, первой женой которого была Анастасия Романова, внучатым племянником 23 (см.

http://pravmir.ru/o-stepenyah-rodstva/

В Горицком мон-ре его сменил архим. Иона, который упоминается в 1521 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 697). Во время своих поездок в Александровскую слободу и в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь Московский вел. кн. Василий III Иоаннович и его окружение неоднократно посещали Переславль-Залесский и его обители. Их внимание привлекал и новый П.-З. Д. м., где к этому времени прп. Даниил закончил строительство и, будучи горицким архимандритом, укрепил дисциплину среди братии. Строгое монашеское житие понравилось вел. кн. Василию III и его брату, угличскому кн. Димитрию Иоанновичу Жилке. В 1521 г., после смерти последнего, с разрешения правителя Москвы в состав владений П.-З. Д. м. было включено с. Будовское. В нач. 1525 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича прп. Даниил переселился из Горицкого мон-ря в П.-З. Д. м. Духовный и политический авторитет позволил прп. Даниилу с одобрения и при поддержке вел. князя начать ввод общежительного устава в П.-З. Д. м. В 1525 г. настоятель поддержал решение правителя Москвы развестись с 1-й женой. Будучи великокняжеским духовником, в 1530 г. прп. Даниил участвовал в крещении буд. царя Иоанна IV Васильевича Грозного, а в 1532 г.- его младшего брата, Георгия (Юрия) Васильевича Глухого. Основная часть вотчин обители была сосредоточена в Переславль-Залесском и Владимирском уездах. Начиная с 1525 г. большинство жертвователей в П.-З. Д. м. происходили из числа детей боярских Государева двора, местных землевладельцев и купцов. Средства на расширение монастырского землевладения складывались из денежных вкладов и крупных сумм, полученных прп. Даниилом от торговых операций и др. источников ( Будовниц. 1966. С. 340). В 1539 г. прп. Даниил инициировал обретение мощей блгв. кн. Андрея Переяславского в ц. свт. Николая Чудотворца, расположенной перед городскими воротами, а также убедил присланную из Москвы духовную комиссию в необходимости его прославления. Позднее к святыне съезжались многочисленные паломники.

http://pravenc.ru/text/2580004.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010