В 60-х гг. Е. стал уставщиком Волоколамского мон-ря, в нач. 70-х гг., по-видимому, исполнял также обязанности казначея (в этой должности он упом. в «изустной памяти» Е. И. Бровцына 1571/72 г.- АФЗХ. Ч. 2. 356. С. 397). В сент. 1573 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный при поддержке монастырской братии просил Е. стать настоятелем Волоколамской обители, однако Е. отказался. Согласно духовной грамоте Е., царь все же настоял на его назначении. 26 июля 1575 г. митр. Антоний поставил Е. игуменом Иосифова мон-ря вместо Тихона (Хворостинина), хиротонисанного 5 июля во архиепископа Казанского. К 70-м гг. относятся труды Е. по упорядочению монастырской документации. В 1573 г. вместе с книгохранителем Пафнутием (Рыковым) Е. составил опись книг Волоколамского мон-ря. Даже в старшей своей части она не является повторением описи 1545 г., но существенно отредактирована. Вероятно, основная заслуга в этом принадлежит Пафнутию (Рыкову), однако нельзя отрицать и участия Е., переписавшего оригинал описи (РГБ. Ф. 79. Горский. 37). По-видимому, будучи уже игуменом, Е. составил «Список старой кормовой», в к-ром соединены синодик и кормовая книга Волоколамского мон-ря (ГИМ. Епарх. 1(6)), вскоре эту рукопись Е. заменил новым списком (Там же. 415(675)). На бумажной оклейке внутри верхней крышки переплета пергаменной рукописи Епарх. 1(6) сохранилась помета: «Се список старои кормовои, держати в церьки по вся дни и на понахидах чести в обычныа, в меньшиа, кормы, а в большиа кормы государьскиа на понахыдах чести по новому списку, по книге игуменьскаго письма Еуфимьева». В этих важных источниках записаны имена и фамилии первых вкладчиков обители, указаны дни их памяти по месяцам. Во время игуменства Е. в новый список кормовой книги делались записи и вставки листов (ГИМ. Епарх. 415(675). Л. 35-38, 95, 136-137). Е. считается автором особых записных книг с чином поминовения вкладчиков мон-ря и с указанием о кормах, последнюю записную книгу он создал в 1584-1585 гг. (РГБ. Ф. 113. Вол. 681; РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 482). В 1578/79 г. Е. написал монастырский устав - Обиходник (список 1578/79 г.- автограф Е.: ГИМ. Син. 829). Обиходник содержит сведения о распорядке монастырской жизни, о богослужении, о церемониале приема часто посещавшего обитель царя Иоанна IV Васильевича. В Обиходнике Е. дал хвалебную характеристику отцу царя - вел. кн. Василию III Иоанновичу , о чьей «милостыни... государьския и великого жалования не мочно сказати и не исписати» ( Леонид (Краснопевков), еп. Выписка из «Обихода» Волоколамского Иосифова монастыря//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. С. 4).

http://pravenc.ru/text/187717.html

Вознесенский монастырь часто страдал от пожаров, поэтому к середине XV века собор так и не был достроен. В 1467 г. княгиня Мария Ярославна, вдова князя Василия II приказала разобрать недостроенный собор до основания, а на его месте начать возводить новый. Поручено это дело было известному мастеру Василию Ермолину, который сохранил древнее здание, лишь переложив обгоревшие своды и покрыв стены новым кирпичом. В 1518 г. великий князь Василий III приказал своему архитектору Алевизу Фрязину заменить старый собор новым. При Федоре Иоанновиче Вознесенский собор вновь строили заново, как точную копию Архангельского собора — усыпальницы царей. В последующие века собор сильно страдал во время пожаров и не раз обновлялся — при императоре Петре I, императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Однако во время самого большого пожара 1737 г. в Московском Кремле Вознесенский собор пострадал незначительно. В 1730-х гг. в Вознесенском соборе устроили Успенский придел и придел во имя иконы " Всех скорбящих Радость " . Внутреннее убранство Вознесенского собора не сохранилось до наших дней, уцелел лишь иконостас, который после революции 1917 г. перенесли в кремлевский собор Двенадцати апостолов. Иконостас выполнен в стиле барокко в конце XVII века, украшен флемской резьбой, символизирующей райский сад. Среди святынь Вознесенского собора был древний образ Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Считается, что сама княгиня Евдокия спасла его из огня при пожаре во время нашествия Тохтамыша в 1382 г. К началу XX века в Вознесенском монастыре было три храма: Вознесенский собор, церковь Святого Михаила Малеина и храм Великомученицы Екатерины, который был построен в XVII веке на месте древней церкви Святых Афанасия и Кирилла (в честь бракосочетания Дмитрия Донского и Евдокии). К XIX веку он сильно обветшал, его хотели снести. В 1808 г. по приказу императора Александра I новую Екатерининскую церковь создал итальянский архитектор Карл Росси в совершенно нехарактерном для Москвы готическом стиле. Храм был освящен в 1817 г.

http://sobory.ru/article/?object=21397

м. Вскоре, разорвав отношения с прп. Иосифом, кн. Феодор стал оказывать благоволение настоятелю В. м. архим. Алексию (Пильемову), пожаловал в 1506 г. мон-рю свою вотчину с. Данилково и пустошь Артёмовскую в Ламском стане (ДДГ. 98. С. 407), землю на р. Городне и 2 двора на р. Бесновке (Рус. дипломатарий. Вып. 3. М., 1998. С. 40). Кн. Феодор предлагал инокам Иосифова Волоколамского мон-ря оставить своего игумена и перейти «на Возмище», после чего неск. насельников Иосифова Волоцкого мон-ря бежали в В. м. Прп. Иосиф просил архим. Алексия вернуть хотя бы имущество, к-рое монахи взяли с собой, но получил отказ. Тогда он обвинил архим. Алексия и кн. Феодора в разжигании конфликта с Новгородским архиеп. св. Серапионом . Однако в апр. 1509 г. архиеп. Серапион отлучил от Церкви вместе с прп. Иосифом и архим. Алексия, настоятелем В. м. стал бывш. келарь Андроникова московского мон-ря архим. Геннадий (Синодик. Л. 37). После смерти бездетного кн. Феодора ( 1513) земли Волоцкого княжества перешли вел. кн. Василию III Иоанновичу . В нач. XVI в. покровительство В. м. оказывала также мать кн. Феодора кнг. Иулиания Михайловна, в нояб. 1503 г., перед кончиной, она завещала мон-рю «Пречистой на Возмищо» с. Михайловское «на Волоке» и была похоронена в В. м. В том же году ее сын рузский кн. Иван Борисович пожаловал В. м. Булгаковские деревни, а также дер. Кривошеино и Бучнево на р. «Волцне» (совр. р. Волошня) в Льняниковском стане «со всем тем, что к тем деревням потягло истарины». Первоначально В. м. входил в Новгородскую епархию, с 1613 г.- в Патриаршую область. Вероятно, до сер. XV в. мон-рем управляли игумены, затем архимандриты (в 1724 братия писала в Святейший Синод о том, что мон-рь был «изстари степенной... и архимандриты в нем издревле бывали с шапками»). В 1517 г. настоятелем обители был поставлен архим. св. Акакий , в 1522 г. хиротонисанный во епископа Тверского, ок. 1553-1554 гг.- св. Герман (Садырев-Полев) , с 1564 г. архиеп. Казанский. Архим. В. м. Сильвестр участвовал в Соборе 1580 г., запретившем архиереям и мон-рям приобретать вотчины.

http://pravenc.ru/text/155102.html

Нефедьев, прибыв на место явления иконы и убедившись в достоверности поступивших к нему донесений, повелел на прославленном месте воздвигнуть часовню и счел нужным послать весть о дивном явлении образа Богоматери великому Московскому князю Василию III Иоанновичу. Последний, по совету св. Серапиона, архиепископа Великоновгородского и Псковского, пожелал перенести образ в свою столицу. С этой целью из Москвы были посланы в Рышково Геннадий, игумен Богоявленского монастыря, боярин князь Андрей Никитич Гагарин и многие другие. «Повеле же им царь благочестивый, да со всякой подобающей честию и благоговением принесут чудную оную икону; даде же им вся потребная и милостыню довольну братии и тако пути касатися. И по Божию смотрению места того достигоша и по чину, якоже достояше, вземше чудную икону, и тако от веси в весь шествие творяху». Они были свидетелями исцеления лежащего на пути в гноище нищего. Когда же посланные приблизились к царствующему граду, благоверный князь Василий Иоаннович вышел навстречу сей иконе со многолюдным крестным ходом и со священным собором. Радуясь принесению явленного образа в Москву, князь во время молитвы воскликнул: «Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, что Ти принесу за сие, яко показал еси во области державы моея сицевое сокровище!» Торжественно встреченная святая икона была поставлена в Успенском соборе. Здесь от принесенного образа совершилось много чудес: «Всякая немощь от страждущих бежаше, токмо бы аще целовали чудный образ, приходяще с верою». На другой день после литургии св. икона стала невидима; это породило печаль и страх между жителями города. Но скоро стало известно, что икона явилась на прежнем месте, в построенной часовне. Узнав об этом, благоверный князь Василий повелел построить в Рышкове храм во имя Успения, а при нем девичий монастырь. По его же распоряжению при монастыре основано было сельцо (по преданию — два дома), а игумении и двенадцати сестрам монастыря от священного собора назначено годовое содержание. С тех пор установлено и празднование явления образа Царицы Небесной 1-го июля.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

Рим стал христианским при Царе Константине Великом, который одновременно основал и Второй христианский Рим в восточной части империи. Этот Второй Рим был назван Константинополем. После падения под ударами варваров Первого Рима, Константинополь стал столицей православного вселенского царства, но через тысячу лет он был завоеван турками. Тогда же в 16 веке русский старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей выразил идею, что « Москва - Третий Рим», - и пророчески добавил: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Об этой преемственности старец Филофей напомнил в послании Московскому Великому князю Василию III Иоанновичу, сыну Софьи Палеолог: «Един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебе, царю, сиедержати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего тися, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают». Идею богоугодного старца Филофея развили русские писатели, философы, историки, и она превратились в национальную русскую идею. Идею о Святой Руси, Москве - Третьем Риме, о Богоизбранном русском народе и мессианстве. Так что Москва уже давно была Третьим Римом, и покусившейся на то, что ему было не предназначено, Наполеон потерпел поражение. Французы были разбиты, русские войска вошли в Париж, и теперь стало ясно всей Европе, что Москва - защитница Православной христианской веры и человечества, что она - Третий Рим. Наполеон же избрав Богоугодную форму государственной власти - монархию, неправильно этой властью распорядился. А когда в двадцатом веке в Европе появился новый претендент на мировое господство - Гитлер, то он во многом повторил судьбу Наполеона. А Москва в очередной раз подтвердила, что именно она и никто другой - мировой оплот правды и справедливости, Третий Рим. Третий Рим не может быть не монархией. Третий Рим же не может быть не монархией, православной империей. Так ей предназначено Господом Богом. К этому заключению пришел в конце жизни и ... руководитель атеистического социалистического государства Иосиф Сталин.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Согласно писцовым книгам бывшего Вознесенского погоста, в период правления царя Феодора Иоанновича (1584-1598) мон-рь получил большое земельное пожалование: «Пахотной [земли] двадцать четвертей в поле и в двух по стольку же, сена пятьдесят копен; пашни у Петрокова двадцать пять четвертей да в лесу под рощей десять четвертей» ( Добролюбов. 1888). Также обители принадлежали земли: Невежино, Максимово пометье, Каметово, Ельхово и Реньева пустошь. За Окой обитель владела лугами «от речки Крутца и от озера Моцкого на низ по речке Шатре - в длину на четыре версты, а поперек на три версты» (Там же). История монастыря тесно связана с экономическим освоением Муромского края и становлением местного дворянства. В 1455 г. боярин Василий Матвеев (Иватин) завещал своим детям Григорию и Василию земли, деревни и села в Муромском у. в бассейне рек Ушна и Мотри (АСЭИ. Т. 1. 253. С. 181-183). У Григория Васильевича Матвеева было 2 сына: Дмитрий и Иван Черток. От прозвища последнего пошла известная дворянская фамилия Чертков. Василий Васильевич Матвеев имел прозвище Чегодай (рус. форма от татар. Джагатай). От него пошли известные Чаадаевы. От брата Василия Матвеева - Бориса - ведет начало род Борисовых, имеющих непосредственное отношение к М. б. к. м. Согласно завещанию Василия Матвеева (Иватина), В. В. Чегодай передал с. Бестуницкое (Бестумицы, позднее Чегодаево (ныне Чаадаево); расположено неподалеку от совр. с. Борисоглеб) Троице-Сергиеву мон-рю. Это вызвало протест со стороны его родного брата Григория и двоюродного брата Ивана Борисова. В 1484-1485 гг., при вел. кн. Владимирском, Московском и всея Руси Иоанне III Васильевиче , происходило судебное разбирательство. Учитывая желание завещателя, земли и села (в т. ч. и Чегодаево) остались за Троице-Сергиевым мон-рем (Там же). Впосл. Борисовы не раз вступали в конфликт с приказчиком Троице-Сергиева мон-ря относительно с. Чегодаева. Так, 20 июня 1510 г. Андрей, Иван, Давид, Борис Борисовичи Борисовы потребовали провести границу между владениями монастырской вотчины и их собственными землями (АРГ, 1505-1526 гг. 63. С. 69). Борисовым принадлежало с. Борисово, сохранившееся до настоящего времени.

http://pravenc.ru/text/2564386.html

Но Господь посрамил тех, кто считал, что России больше нет, а осталась только Совдепия, что Россию унесли на подошвах сапог уходившие за рубеж белые войска. Россия поднялась из праха! Россия воскресла из пепла! Поторопился со своими пророчествами Владимир Соловьёв и иные его ученики-философы, ушедшие в эмиграцию. Другое пророчество - старца Филофея - дано нам до скончания века. Великий старец обращался к Великому князю Василию III Иоанновичу: «Блюди и внемли, благочестивый царь, яко все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима падоша, а третий стоит, четвертому не быти». Россия была и есть Третий Рим, Катехон, тот самый Удерживаюший, без взятия из среды которого не наступит конец времён, о чём писал Апостол Павел: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь» (2 Сол. 2: 7). Так как же нам не верить в Россию?! Россия, Катехон, Третий Рим - часть нашей Православной веры! А неверам и маловерам стоит посоветовать взять пример с верно служившего России инородца и иноверца генерал-фельдмаршала графа Бурхарда Кристофа фон Миниха. Впрочем, он стал настоящим русским, ибо не только звался Христофором Антоновичем и кровь за Россию проливал, но познал на своей шкуре, что в России от тюрьмы да от сумы никто не застрахован, проведя долгие 20 лет - всё царствование Елизаветы Петровны - в далёкой ссылке. Но даже прожив несколько десятилетий в России, он остался по образу мысли всё-таки немцем, а потому пребывал в недоумении - как вообще может существовать Россия? Немецкий ум, привычный к системности и упорядоченности, никак не мог вместить эту тайну русского бытия. Видно, Россия управляется самим Господом Богом , - сделал вывод этот удивительный русский немец. «В Россию можно только верить!», - сказал поэт. «В Россию нужно верить!», - скажем мы. Сегодня спасти мир, катящийся в бездну безнравственности и растления, может только Россия. В Россию нужно верить не только нам, русским! В Россию нужно верить всему прогрессивному человечеству, всем, кто еще не утратил воли к жизни. К жизни по Божьим законам. В согласии с традицией и нравственным чувством.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/29/ro...

Об этой преемственности старец Филофей писал в послании Московскому Великому князю Василию III Иоанновичу, сыну Софьи Палеолог: «Един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают». Идея богоизбранности русского народа нашла отражение в литературе пятнадцатого и шестнадцатого веков. Русь была провозглашена «Новым Израилем», «Сионом», «Страной «обетованной», «Новым Иерусалимом». Идею о Святой Руси, Москве - Третьем Риме, о богоизбранности русского народе и мессианстве гениально развил в девятнадцатом веке Ф.М. Достоевский: «Русский народ, после потери богоизбранности еврейским народом, теперь во всей земле единственный народ " богоносец " , грядущий обновить и спасти мир именем нового Бога, и кому единому даны ключи жизни и нового слова». Эта идея и есть наша русская национальная идея, наша государственная идеология! Иерей Николай Аксенов, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами Московского Патриархата РПЦ Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/11/...

Ни в одном источнике не названа книга, заранее выбранная для перевода, речь идет лишь о просьбе прислать «переводчика книжного на время». Напротив, из послания великому князю Василию III о переводе Толковой Псалтири следует, что выбор был сделан уже в Москве. 3 На известии послания о выборе книги и осмотре греческих книг великокняжеской библиотеки основан красочный рассказ одного из Сказаний. Собрание греческих книг московской «книгохранительницы», сообщается в нем, вызвало восхищение ученого грека, сказавшего великому князю, что ему не довелось видеть в таком большом объеме «греческие книги» даже у себя на родине. Довольный этими словами великий князь поручил выделить те, которые еще не переведены на «словенский» язык. Особо следует обратить внимание на известие Сказания о том, что прп. Максим составил своего рода опись непереведенных греческих книг царской библиотеки («имена книгам тем явственно сотвори»), а Василий III приказал хранить их отдельно от других в сопровождении «писания». Именно в такой редакции (а не непосредственно в редакции послания Василию III о переводе Толковой Псалтири) известие повлияло на распространенную позже версию об античной библиотеке Ивана Грозного (в Сказаниях речь идет о его отце). Ни в послании, ни в Сказании не уточняется, впрочем, о каких греческих книгах идет речь – античных или христианских. Но редактор – переписчик Сказания в XVII в. счел необходимым добавить, что прп. Максим обнаружил «святые» греческие книги. 4 Василий III Иоаннович В источниках не упоминается о том, что прп. Максим приступил к переводу Толковой Псалтири сразу по приезде в Москву (март 1518 г.). Напротив, записи на рукописях свидетельствуют, что первым был перевод Толкового Апостола, начальная часть которого (Деяния) переведена к марту 1519 г. (запись на одной из самых ранних и авторитетных рукописей РГБ, ф. 304, Троицк. 118, л. 150). Эта часть занимает около четверти всего памятника. Дальнейшие части (Апостольские послания) переводились в течение 1519–1520 гг., возможно, еще в начале 1521 г., хотя записи на рукописях отсутствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Вел. кнг. Елена Васильевна приказывает арестовать дмитровского кн. Юрия Иоанновича. Миниатюра из Лицевого Летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 76) Вел. кнг. Елена Васильевна приказывает арестовать дмитровского кн. Юрия Иоанновича. Миниатюра из Лицевого Летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 76) Положение Е. В. заметно изменилось после событий авг. 1534 г. В это время из русских полков, стоявших на юж. границе, в Великое княжество Литовское бежали служилый кн. С. Ф. Бельский и окольничий И. В. Ляцкий, а с ними «многие дети боярские», из беглецов был задержан только кн. Б. Трубецкой. Вернувшиеся в Москву из полков воеводы князья И. Ф. Бельский и И. М. Воротынский с сыном Владимиром были арестованы по обвинению в желании «отъехать в Литву». Командующий войском кн. Д. Ф. Бельский, возглавлявший в конце правления Василия III Боярскую думу, был отдан на поруки, а его имущество переписано. В Москве был арестован кн. М. Л. Глинский, обвиненный в том, что он давал «зелье» Василию III во время его болезни, недолгой опале подверглись мать и братья Е. В. Чем были вызваны эти аресты и соответствовали ли обвинения действительности, остается неясным, однако именно после этих событий изменились формуляры великокняжеских повелений в летописных текстах: теперь вел. кн. Иоанн IV и его мать совместно принимают решения, «помысля» с боярами. После репрессий у власти остался тот круг советников, к-рый ведал гос. делами в годы правления вел. кн. Василия III. Др. результатом событий было возвышение кн. И. Ф. Овчины Телепнева-Оболенского, к-рый получил сначала чин боярина, затем конюшего и стал одним из руководителей Боярской думы. В Польше и Германии распространились слухи об интимной связи Е. В. с Телепневым-Оболенским. На приеме литов. послов в кон. 1536 г. князья В. В. Шуйский и Телепнев-Оболенский стояли по сторонам великокняжеского трона. Положение вел. княгини в эти годы настолько укрепилось, что в янв. 1536 г. Е. В. вместе с Иоанном IV принимала бывш. казанского хана Шах-Али и приказывала от имени Иоанна и Юрия Васильевичей говорить ему речи.

http://pravenc.ru/text/189751.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010