Кн. Константин Иванович Острожский. Портрет. Сер. XVIII в. (?). Неизвестный художник (Национальный музей истории и культуры Республики Беларусь) Кн. Константин Иванович Острожский. Портрет. Сер. XVIII в. (?). Неизвестный художник (Национальный музей истории и культуры Республики Беларусь) Командуя армией Великого княжества Литовского в войне с Русским государством, К. И. попал в плен в битве на р. Ведроша 14 июля 1500 г., в России находился до 1507 г. В семье Острожских сохранялось предание, что во время заключения в Вологде тяготы К. И. были облегчены чудесным заступничеством прп. Димитрия Прилуцкого. В Москве настойчиво добивались перехода правосл. магната на рус. службу. 18 окт. 1506 г. он принес Василию III Иоанновичу присягу на верность, был освобожден и воспользовался этим, чтобы в следующем году бежать в Литву. Литовский вел. кн. и кор. Польский Сигизмунд I вернул ему прежнее положение и дал новые должности и земли. Уже осенью 1507 г. К. И. стал луцким старостой и маршалком Волынской земли, что сделало его главной фигурой на Волыни. Имущественные дела магната за время его пребывания в плену расстроились. В 1508 г. он просил короля помочь ему в выплате долгов, родовое серебро было заложено Владимирскому еп. Вассиану, но со временем положение улучшилось. Последовали земельные пожалования К. И. от короля в Киевской земле и на Волыни, где магнату был передан в пожизненное держание главный правосл. мон-рь - жидичинский во имя свт. Николая Чудотворца . Владения К. И. существенно увеличились и за счет приобретения расположенных в основном на Волыни родовых имений князей Гольшанских благодаря заключенному в 1509 г. браку с Татьяной, дочерью кн. С. Ю. Гольшанского. В 1508 г. К. И. как командующий литов. армией участвовал в подавлении восстания М. Л. Глинского и в военных действиях с пришедшими на помощь Глинскому рус. войсками. От короля он получил двор Глинского в Вильно и ряд его земельных владений, из к-рых главным был г. Туров с окружающими землями. В акте пожалования была отмечена передача под его власть всех «русских синагог» в этом городе. Как командующий литов. войском К. И. постоянно участвовал в военных действиях против крымских татар, добивался соединения армий Великого княжества и Польши для совместной борьбы с их набегами. Наиболее крупного успеха он добился в 1512 г., когда польско-литов. войско нанесло поражение татарам и отбило большой «полон».

http://pravenc.ru/text/2057074.html

Помимо монахов, пришедших с прп. Иосифом из Пафнутиева монастыря, братию составили постриженики из числа небогатых волоцких вотчинников. Представители семейств Белеутовых, Есиповых, Карамышевых, Кутузовых-Глебовых, Мечёвых, Мижуевых, Полевых, Ржевских, Ступишиных, Толбузиных и др. пополнили ряды вкладчиков и братии. К нач. XVI в. в И. В. м. проживали постриженики из числа приближенных волоцкого князя: дети боярские кн. А. А. Голенин, кн. Данило (Лупа) Звенигородский (мон. Даниил Звенигородский), инок Нил (Полев) , А. Н. Квашнин (мон. Арсений), Павел Голова, П. Тютчев (мон. Павел), Иона Голова (Иона Пушечников) и др. Прп. Иосиф свидетельствовал, что в мон-ре «почали стричи в черници добрые люди от князей и бояр и от детей боярских» ( Иосиф Волоцкий. 1959. С. 210; Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 465, 467; Житие. 1903. С. 21, 24). При прп. Иосифе в обители проживали бывш. игумены Саввина Сторожевского мон-ря Иоасаф и Каллист. Основатель обители постригал и выходцев из «простой чади», и даже беглых холопов. В период игуменства прп. Иосифа в числе влиятельных старцев упоминаются Гурий, Варлаам, Иннокентий, Каллист Старый, Симеон, Дионисий и Феодосий Звенигородские, Вассиан и Геронтий (Ракитины), Зосима (Ростопчин), Варлаам (Чемесов), Варлаам (Пестрик), Игнатий (Огорельцев), Тихон (Ленков), Нил (Полев), Филофей Державин, Феоктист Крылошенин. В Послании вел. кн. Василию III Иоанновичу (ок. 1507) среди возможных преемников прп. Иосиф называл 10 старцев: «...пригожи к тому делу старец Касьян, Иона Голова, Арсеней Голенин, Калист бывшей игумен, Гурей бывшей келарь, Горонтей Рокитин, Геласей Сукаленов, Варлам Старой, Селиван келарь, Тихан Ленков». Наибольшим доверием прп. Иосифа пользовались, по-видимому, старцы Кассиан Босой и Иона Голова (см.: АФЗХ. Ч. 2. 6-8, 10, 22, 28-31, 36, 37, 39, 44, 49, 53, 60, 61; Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 477, 486-487; Иосиф Волоцкий. 1959. С. 239-240). Приход прп. Иосифа Волоцкого на Волок Ламский. Клеймо рамы с Житием прп. Иосифа Волоцкого. 1697 г. Иконописец Григорий Антонов (ЦМиАР)

http://pravenc.ru/text/673721.html

XVIII) Василий I Владимирович (князь Серпуховско-Перемышльский), седьмой сын Владимира Андревича Храброго-Донского, князя Угличского и княгини Елены Ольгердовны, родился 9 июля 1394 г.; в 1410 г., по завещанию отца, получил во владение гор. Перемышль и вместе с братом своим, князем Андреем меньшим, половину г. Углича с селами, со всеми станами и пошлинами 18 . Вскоре после 1410 года, как выше сказано, Углич перешел к князю Константину Димитриевичу, а в 1419 г. к Великому Князю Василию II и только 27 февраля 1425 г. перешел снова к Владимировичам; по смерти же брата Андрея II (с 5 ноября 1426 г.) Василий I Владимирович один владел Угличем; женат был на княжне Иулиании Михайловне (она, по завещанию княгини Елены Ольгердовны, в 1437 году получила из ее владений несколько сел; жива была еще 24 декабря 1447 года), умер в 1427 году от мору «прыщом» и погребен у Михаила Архангела (в Москве) на площади; потомства не оставил 19 . XIX) Иулиания Михайловна, жена Угличского удельного князя Василия I Владимировича, по смерти мужа с 1427 года владела Угличем с принадлежащими волостями (в силу завещания князя Владимира II Андреевича Храброго Донского, удельного князя Угличского, по которому жена умершего сына остается с детьми на уделе мужа до своей смерти). После 1427 года Углич был захвачен князем Юрием II Димитриевичем Шемякою. С 15 сентября 1447 года ей снова достался Углич, когда Великий Князь Василий III Васильевич Темный послан был князем Димитрием Шемякою из Углича в Вологду. В начале февраля 1448 года Углич снова был взят Великим Князем. XX) Юрий Георгий II Димитриевич Шемяка, третий сын Димитрия Иоанновича Донского, Великого Князя Московского и святой княгини Евдокии Димитриевны Суздальской, родился 26 ноября 1874 года; с 1889 года князь Звенигородский и Галичский; в 1400 г. вступил в брак с княжною Анастасиею Юрьевною Смоленскою († 11 июля 1422 г. в Звенигороде и погребена в Московском Вознесенском монастыре); имел трех сыновей: Василия Косого (родился или в 1409 или в 1412 г.; в 1484 году 6 июня занял велико-княжеский стол, но чрез месяц ушел в Новгород; 21 мая 1486 г. ослеплен, † в 1446 г. 20 и погребен в Московском Архангельском соборе), Димитрия Шемяку и святого Димитрия Красного (родился около 1420 г., женат не был, † в 1441 г. 24 сентября и 14 октября погребен в Московском Архангельском соборе); 1427 г. захватил г. Углич и владел им по 1432 г. 21 ; с 25 апреля 1433 г, –Великий Князь Московский; потом уступил Москву Великому Князю Василию Васильевичу и 1 апреля 1434 года снова взял ее; † 5 июня 1434 г. 22 , заняв великокняжский стол в Москве, и погребен в Архангельском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ко времени пребывания A. С. в Казанской Академии и Университете относится расцвет его учено-литературной деятельности. В это время им напечатаны следующие труды: 1) Происхождение раскольнического учения об антихристе» – отрывок из его курсового сочинения на степень магистра (Прав. Соб. 1858 г. II. 138:262); 2) Древние русские пасхалии на осьмую тысячу лет Соб. 1860 г. III. 331); 3) О причетниках двоеженцах (Руков. для сельск. паст.1860 г.); 4) Древние христианские праздники в честь мучеников (Странник. 1860г., июль); 5) Страстная неделя (Дух. Беседа. I860 г., 14); 6) О празднике Пятидесятницы (там же); 7) Земское (народное и общественное) направление русской духовной письменности в XVI в. (Прав. Собеседн. 1863 г., 1, 292; II, 364 11 . После перехода в Университет, его литературные работы специализировались и сосредоточились исключительно в области канонического права. Таковы были его исследования: 8) О кормчей инока-князя Вассиана Патрикеева (Учен. Записки Казан. Унив. 1864 г. I, стр. 489–498); 9) Личные отношения супругов по греко-римскому праву (там же 1865 г., стр. 89); 10) Об участии мирян в делах церкви с точки зрения православного канонического права, – речь на университетском акте (там же 1866 г., стр. 481–526); 11) Первоначальный славяно-русский номоканон (там же 1869 г. прилож. стр. 1–100). Последнее сочинение, вместе с исследованием о кормчей Вассиана, открыло целый ряд капитальных работ по разработке памятников русского церковного права, которой А. С.еще в Академии посвятил свое особенное внимание; Академия Наук удостоила это сочинение Уваровской премии. Это было последнее казанское сочинение A. С. 12 . Кроме перечисленных сочинений, работая над рукописями Соловецкой библиотеки, он издал за это время иесколько ценных древних памятников, таковы: Церковно-судебные определения Киприана, митрополита новгородского XVII в. Соб. 1861 г. III, 335); Послание старца Елеазарова монастыря Елеазара к в. кн. Василию Иоанновичу (там же 1863 г. I, 337); Геннадия новгородского к московскому собору 1490 г. (там же 1863 г. I, 476); Три доселе неизданные послания кн. Андрея Курбского (1863 г. II. 156, 343, 451:550): Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева (1863 г. III, 95:180); Апокрифическое слово о судиях и властителях (1864, I, 365); Два послания в. кн. Михаилу Ярославовичу тверскому константинопольского патр. Нифонта и русского инока Акиндина о поставлении на мзде (1867 г. II, 236). В V т. Летописей Тихонравова изданы им же: Путешествие инока Михаила ко св. местам; Повести о скверном бесе; Плач городецких раскольников при постройке единоверческой церкви 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Насколько я знаком с историею своего и других народов и насколько я знаю социальные отношения и условия жизни – по крайней мере – европейских государств, я не могу указать ни одного народа и ни одного правительства, которые бы отличались такою широкою и безукоризненною веротерпимостью, какую всегда обнаруживали к иноверцам и русский народ, воспитанный Православною Церковью в духе христианской любви и терпимости, и русское правительство, остававшееся верным этим истинно-гуманным принципам до настоящего дня. С самого начала нашей истории папы задумали упорно вести пропаганду католичества среди русского населения; многие из них присылали своих миссионеров даже к великим князьям (Иннокентий III – к Роману Галицкому, Гонорий III – к Ярославу, Иннокентий IV – к князю Галицкому Даниилу) с целью увлечь их из Православия в католицизм, а их царство подчинить папскому престолу... И наши князья с удивительною деликатностью относились к этим дерзким и испрошенным пропагандистам, по часам выслушивая их лживые речи. Папа Лев X, а затем и его преемник Климент VII с той же целью отправляли своих послов к князю Василию, а иезуит Поссевин имел нахальство предстать даже пред очи Иоанна Грозного в качестве римско-католического миссионера и он сам же описывает, как кротко и снисходительно выслушивал его государь. Папа Климент VIII даже дважды намеревался обратить в католичество нашего блаженного и благочестивейшего царя Федора Иоанновича... Что Карамзин в своей «истории» четыре раза восхваляет русских за их веротерпимость, – это не диво 2 ; но ведь то же самое писал в свое время своему правительству и австрийский посланник Кобенцель. В царствование Иоанна III дерзкий папский легат с необычайною торжественностью и во всем своем пурпуровом облачении, в своей высокой епископской шапке и перчатках, разъезжал по всей нашей России – от Смоленска до Москвы, – при чем в особых санях везли пред ним и латинский кржиж, т. е. литое серебряное распятие. Здесь ли место обличать русский народ и русское правительство в недостатке веротерпимости и в фанатизме? Пускай бы наш епископ проехал с такою торжественностью в то время по Италии или Испании! Что бы ему сказали католики?

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

С началом монгольского завоевания связь с Отечеством прерывается.Прерывается и помощь. Начинается медленное угасание Обители. Русское монашество держалось в нем еще несколько поколений после нашествия монголов на Русь. Возможно некоторое время и после установления ига Монастырь пополнялся беженцами из Руси. В ней постепенно стало возростать колличество сербов, которые сохранили Монастырь от совершенного запустения. Так закончился первый расцвет русского монашества на Афоне. В указанный периуд времени благодаря осознанной и активной поддержки Русских Князей Русская Обитель приобрела независимое от внешних неблагоприятных обстаятельств положение, способствовавшее ее безмятежному развитию без потрясений и кризисов. Но конечно же помощь с Отечества - это еще не все. Обитель не только сумела правильно организовать и спланировать хозяйство, но достигла в главной своей задаче: преуспеяния в духовной жизни. В указанное время Обители сложился и действовал строгий общежительный Устав, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы Монастыря. Обитель окормляла духовно не только Русь, но и другие славянские народы. Второй расцвет и упадок  Русской Обители: XV-XVIII вв. Русская обитель, оставшаяся без поддержки русских великих князей, стала оскудевать. Временное попечение о ней взяли сербские жупаны, благодаря чему не только Обитель восстановилась и поправилась, но и братство пополнилось выходцами из братского сербского народа. Надо отдать должное сербским властителям, которые за все 200 лет своего покровительства монастырю никогда не пытались сделать его сербским, но всегда констатировали, что являются лишь временными его хранителями, пока русские князья вновь не получат возможности покровительствовать своей обители. И они действительно сдержали свое слово. В 1508 году вдова сербского деспота Стефана и мать последнего деспота Иоанна, инокиня Ангелина, причисленная в последствии к лику свтых, прибыла в Москву к великому князю Василию III Иоанновичу (1479-1533) и торжественно передала ему в собственность право на древнюю и славную его отчину – Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, о котором некому более было позаботиться, кроме его царственности.Сербские Государи, в течении веков оказававшие поддержку Русской Обители, теперь были самы в трудном положении, окавшись, под чужеземным игом, не монгольским, а турецким.

http://radonezh.ru/analytics/istoriya-vz...

Со времени вселения Пр. Александра в пустыне и до той поры как стал, мало по малу, устраиваться общежительный монастырь, прошло уже более 20 лет. Пока Пр. Александр был в пустыне один, потребности в церкви не было; тогда он был еще простым подвижником монахом. Но когда собралась братия, явилась необходимость в устройстве церкви и келий. Кельи для братии были устроены в некотором отдалении от кельи Пр. Александра; каждый брат сам себе устроял жилище или келью. Эти кельи первоначально не были огорожены какою-либо общею оградою и не были между собою соединены, так что монастырь походил на обыкновенное небольшое селение, состоящее из нескольких десятков маленьких скромных хижин. На устройство общежительного монастыря и церкви Пр. Александру были неоднократные видения. Между прочим, было видение, чтобы он устроил церковь во имя Св. Троицы, близ братских келий, на указанном ему Богом месте. После этого, после неоднократных видений и у казаний промысла Божия, Пр. Александр решился положить начало правильно организованной обители и стал заботиться об устройстве общего братского помещения, общей братской трапезы, а вместе с тем, согласно божественному повелению, об устройстве новой церкви во имя Св. Троицы. Вскоре за сим братия стала просить Пр. Александра принять на себя сан священства и, несмотря на то, что он, по чувству своего смирения, не соглашался на это, представила свою просьбу Новгородскому архиепископу Серапиону. Серапион вызвал Преподобного, склонил его принять сан священства и рукоположил его; вместе с тем преподал ему благословение на построение церкви во имя Св. Троицы. Первоначально Троицкая церковь построена была деревянная, но вскоре эта деревянная церковь оказалась несоответствующею тому значению, какое принимала Свирская обитель для Олонецкой страны. И вот Пр. Александр, тогда уже игумен Свирской обители, послал старцев к Великому Кн. Василию Иоанновичу III с просьбою прислать в обитель искусных мастеров, для построения каменной церкви. Великий Князь, наслышавшись о высокоподвижнической жизни Пр. Александра и зная какое значение имела его обитель для края, послал не только искусных мастеров для построения каменной церкви, но и все для нее необходимое, а также послал щедрые дары для самой обители. Это были первые царские дары для обители Пр. Александра, а церковь во имя Св. Троицы была первая и единственная каменная церковь во всем Олонецком крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

«Монастырь Иосифов», Успенская ц. и «кельи кругом». Рисунок из «Обиходника» игум. Евфимия (Туркова). Ок. 1580 г. (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. Д. 556. Л. 21) «Монастырь Иосифов», Успенская ц. и «кельи кругом». Рисунок из «Обиходника» игум. Евфимия (Туркова). Ок. 1580 г. (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. Д. 556. Л. 21) В 1506 и 1507 гг. удельный кн. Юрий Иванович сделал обители щедрые земельные пожалования в Рузском у. с широким судебным иммунитетом. В 1510 г. кн. Юрий передал мон-рю с. Белково с деревнями в Рузском у. Эти владения также получили широкий судебный иммунитет, а все налоги заменил денежный оброк (Там же. 35, 38, 46-48). После смерти кн. Федора Волоцкое княжество вошло в состав великокняжеских владений. В февр. 1515 г. вел. кн. Василий III выдал мон-рю 2 жалованные грамоты на ранее полученные от волоцкого князя земли (Там же. 62, 63). Первую из этих грамот «приказал» давний друг прп. Иосифа дворецкий И. А. Челяднин. В апр. 1515 г. вел. кн. Василий III впервые посетил мон-рь и оказал братии щедрую помощь хлебными пожалованиями и деньгами. Всего, по подсчетам А. А. Зимина , в период игуменства прп. Иосифа И. В. м. получил 27 земельных вкладов, 10 из к-рых - от удельных князей. Поступление денежных вкладов позволяло активно формировать монастырскую вотчину за счет покупки и обмена земельных владений. При прп. Иосифе монастырь совершил 21 покупку и произвел 10 обменов земель. Не вполне ясно, как решился вопрос с преемником прп. Иосифа игум. Даниилом (впосл. митрополит Московский). В Послании вел. кн. Василию III в числе возможных преемников прп. Иосиф назвал имена 10 старцев, среди к-рых имя мон. Даниила отсутствует. В Уставе прп. Иосиф также сообщил, что не оставил братии настоятеля (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 580). Имя Даниила не встречается ни в одном из монастырских актов вплоть до того времени, когда он стал игуменом. Но в «Выписке» из истории мон-ря, составленной по приказу царя Феодора Иоанновича, говорится, что по благословению прп. Иосифа «избран бысть по нем на игуменство старец Даниил Рязанец и поживе на игуменстве 11 лет и потом возведен бысть на великий престол русские митрополии» (РГБ. Вол. 564. Л. 73-73 об.). Игум. Даниил был поставлен на Московскую митрополию 27 февр. 1522 г., поэтому, вероятно, он фактически выполнял обязанности игумена с 1511/12 г., т. е. еще до кончины прп. Иосифа. В пользу этой версии свидетельствует и Житие, составленное еп. Саввой (Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 490-492). Ок. 1513/14 г. в записи на Евангелии инок Нил (Полев) именует Даниила игуменом и духовным отцом (РГБ. Ф. 113. 39. Л. 1). По сообщению анонимного Жития, прп. Иосиф оставил свои заповеди братии во главе с игум. Даниилом (Житие. 1903. С. 46). По-видимому, Даниил являлся священником и духовником братии и, согласно Уставу, с 1511/12 г. ведал духовными делами, в то время как хозяйственную и др. деятельность в период болезни прп. Иосифа контролировали келарь, казначей и соборные старцы. Состав братии и церковно-политическое значение И. В. м. в XVI в.

http://pravenc.ru/text/673721.html

войск на эту крепость. Е. В. вместе с Иоанном присутствовала при переложении мощей митр. св. Алексия в новую серебряную раку в соборе Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря . Е. В. умерла внезапно, была похоронена в московском в честь Вознесения Господня женском монастыре . Распространялись слухи о том, что правительницу отравили, эти сведения подтвердились при изучении ее останков в кон. XX - нач. XXI в. Сразу после смерти Е. В. ее фаворит кн. Телепнев-Оболенский был арестован и умер в тюрьме. В Троице-Сергиев мон-рь по Е. В. был сделан заупокойный вклад - 30 р. (ее заупокойный вклад по вел. кн. Василию III - 500 р.). Для поминания имя Е. В. было внесено в синодики всех рус. соборов и мон-рей. Ист.: ИРИ. Ч. 3. С. 713-714; СГГД. Ч. 2. 30-32. С. 37-41; СбРИО. СПб., 1882, 1887. Т. 35, 59; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 6; Т. 8; Т. 13, 1-я пол.; т. 26; т. 29; Т. 34; Т. 43 (по указ.); Зимин А. А. Краткие летописцы XV-XVI вв.//ИА. 1950. Кн. 5. С. 3-39; Тихомиров М. Н. Записки о регентстве Елены Глинской и боярском правлении 1533-1547 гг.//ИЗ. 1954. Т. 46. С. 278-288; АФЗХ. 1956. Ч. 2. 79. С. 76-78; 102. С. 96-97; 103. С. 98-99; 137. С. 134-136; ВКТСМ. С. 26; Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 87-88, 191-192. Лит.: Смирнов И. И. Очерки полит. истории Рус. государства 30-50-х гг. XVI в. М.; Л., 1958. С. 19-74; Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960. С. 222-248; Каштанов С. М. Соц.-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967. С. 275-326; R ü ss H. Elena Vasil " evna Glinskaja//JGO. 1971. Bd. 19. H. 4. S. 481-498; Юрганов А. Л. Старицкий мятеж//ВИ. 1985. 2. С. 100-110; он же. Полит. борьба в годы правления Елены Глинской, 1533-1538 гг.: АКД. М., 1987; он же. Полит. борьба в 30-е гг. XVI в.//История СССР. 1988. 2. С. 101-112; Кром М. М. «Записки» С. Герберштейна и польск. известия о регентстве Елены Глинской//ВИД. 1994. Вып. 25. С. 77-86; он же. Судьба регентского совета при малолетнем Иване IV: Новые данные (О внутриполит. борьбе кон. 1533-1534 гг.)//ОИ. 1996. 5. С. 34-49; Панова Т. Д. Кремлевские усыпальницы: История, судьба, тайна. М., 2003. С. 147-148. Б. Н. Флоря Иконография Цикл изображений Е. В. (в княжеском одеянии) представлен в Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в., в частности в Синодальном томе и в Царственной книге (ГИМ. Син. 962, 149; см.: Лицевой летописный свод XVI в.: Методика описания и изучения разрозненного летописного комплекса. М., 2003. С. 169-170). Отдельные композиции встречаются в составе миниатюр Шумиловского тома, напр. женитьба вел. кн. Василия III Иоанновича на Е. В., освящение ц. Вознесения Господня в Коломенском (РНБ. F. IV. 232. Л. 863, 939 об.).

http://pravenc.ru/text/189751.html

205 Приб. к Твор. св. отц. ч. X. Об отношениях иноков Кириллова и Иосифова монастырей в XVI в. 305. Полемич. соч. Вассиана. Прав. Собес., 1863 ч. III, 200–210. 192. 207 Определение собора 1503 г. о вдовых попах напечатано в Актах Археограф. Экспед. т. I, 383, 485–488. 208 Приб. к Творен. св. отц. часть X, 504–505. Полемич. сочин. Вассиана Прав. Собес. 1863 г. ч. III, 206–207. Житие Иос. Волоцкого, составленное неизвестным. Чтен. в Общ. любит. Дух. Просв. 1865 г. т. II. 210 Это сочинение Иос. Волоцкого вошло впоследствии в Стоглав и составляет его 78 главу См. Стоглав изд. Кожанчикова. СПБ. 1863 г. 237–238. 212 Рассуждение Вассиана о неприличии монастырям владеть вотчинами. Чтен. в Общ. Ист. в Древн. 1859 г. III, отд. III, 4. 10. 216 «Царь естеством подобен есть всем человекам, властию же подобен Вышнему Богу,» так говорит Иосиф в одном месте о царях (Просветитель, Слово 16, 602–603). «Ты, государь, от Вышнея Божия десницы поставлен еси самодержец и государь всея Руси, обращается он в послании к вел. кн. Василию Иоанновичу, вас бо Бог в себе место избра на земли и на свой престол вознес посади... (Ркп. Имп. Публ. библ. Q. XVII. 64. л. 202–204.) Отсюда самое исполнение воли государя получает священное значение и приравнивается к исполнению воли Божией. (Послание Иосифа Волоцкого к князю Юрию Ивановичу. См. Памятники старин. Русск. лит. вып. IV. стр. 192. – Ркп. Моск. дух. Ак. (не разборчиво) л. 64–70.) 217 «Милость и живот (т. е. жизнь людей) положи (Бог) у вас», пишет он во втором своем послании к Василию Иоанновичу (Ркп. Имп. Публ. библ. Q. XVII. 50, л. 77–91 и 64, л. 231). Вот где между прочим кроется одна из причин, почему некоторые из бояр и мелких князей не любили Иосифа, о чем последний упоминает в одном из своих сочинений. Ркп. И. П. б. Q. XVII, 15, л. 68–287. Сочинение направлено против грабителей церкви. 218 Ркп. Импер. Публ. библ. F. I. 229, л. (не разборчиво). Послание Иосифа о повиновении соборному определению. 219 «Пожалуй попецыся и промысли о божественных церквах, пишет Иосиф в послании к Василию Иоанновичу, занеже, государь, от великия десницы поставлен самодержец и государь всея Руси». (Ркп. Имп. Публ. библ. Q. XVII. 64, л. 202–204).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010