Сим. 16 (конец XVIII в.) и Сим. 17. 1812 г. обе — Марк Подвижник. Слова. Сим. 19. Исайя Отшельник. Слова 1812 г. Сим. 22. Св. Исаак Сирин. Слова. 2-я четверть XIX в. . Сим. 24. Василий Великий о девстве. 1820 г. . Сим. 25. Варсонофий и Иоанн. Вопросоответы. 1826 г. . То же и Сим. 26 . Сим. 27. Главы Каллиста Антиликуди. После 1814 г. . Сим. 28. Симеон Новый Богослов. Гимны. 1834 г. . Сим. 29. Симеон Новый Богослов. 1827–1830 . Сим. 49. Сборник аскетический . Сим. 50. Сборник аскетический. 1812 г. Писец — монах Вонифатий. Сим. 51. Сборник аскетический. 1824 г. Писец — иеромонах Дионисий. Сим. 52. Сборник аскетический. 1829-1831 гг. Писец — иеромонах Серапион . Сим. 53. Сборник аскетический. 1832 г. . Сим. 56. Сборник аскетический. 1841–48 гг. . Также и в других хранилищах: РГБ 304.2.320. , 178.1.8984 «Варсонуфия вопросоответы». 1845 г. . СПбДА Р-410. Симеон Новый Богослов. «Гимны» 1849 г. Писец — иеромонах Вонифатий (Рогачев). И, наконец, надо сказать и о рукописях рассматриваемого периода, имеющихся в современном собрании Оптиной пустыни в РГБ. Это рукописи, принесенные схимонахами Афанасием (Захаровым) и Афанасием (Охлопковым), монахами Павлом и Иоанникием. Все они находятся в фонде 214. Рукопись 465. Исаак Сирин. Слова. 1806–1811. Писец — монах Маркелл . 466. Исаак Сирин. То же. 1811 г. Писец — монах Маркиан . 482 Оглашения Феодора Студита. 1800 г. Писец — монах Павел . 487. Слова Григория Синаита. 1812 г. . 490. Сборник аскетический, состоящий из тетрадей, написанных ближайшими учениками прп. Паисия — схим. Афанасием (Захаровым), Афанасием же (Охлопковым) и схим. Платоном . 493. Симеона Нового Богослова поучения. Рубеж XVIII–XIX в. Писец — монах Павел. 175 л. . 495. Симеона Нового Богослова, то же, руки архим. Моисея. 1813 г.   497. «Гимны» Симеона Нового Богослова. 1823 г. . 508-2. «О трезвении» Филофея Синайскаго. 1809 г. Писец схим. Павел . 509. Лествица. 1810 г. Писец — архим. Моисей (Путилов) . 528. Авва Варсонофий. Вопросоответы. 1827 г. Писцы — мон. Макарий и Алипий .

http://bogoslov.ru/article/6176674

Прп. Варсонофий Великий пишет: «Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и вменяется ни во что. Писание говорит: «Виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя " ( Пс. 24, 18 ). Итак, кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает цели». Как говорил один пастырь: «Господь смотрит на наше внутреннее, и, как бы ни скромна была наша деятельность, – исполнение наших обязанностей важнейшее и надежнейшее средство нашего спасения. Господь взвешивает сердца, а не дела. Он не смотрит – что мы делаем, но – как и почему мы это делаем и с какой любовью, смирением и тщательностью выполняем свое служение и свои обязанности». Всю нашу житейскую работу можно подразделить на два вида: 1) Регулярная работа ради поддержания своего существования – служба, ремесло и всякий производительный труд. 2) Различные житейские личные дела как вне дома, так и выполнение домашних дел по обслуживанию себя и своей семьи. Как для главы семьи, так и для всякого здорового одинокого человека первый вид труда – по поддержанию своего существования – строго обязателен. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», – говорит ап. Павел ( 2Фес. 3, 10 ). Для этого вида труда, как и для всякого занятия христианина, приложимо правило, изложенное выше – все делать «от души, как для Господа, а не для человеков» ( Кол. 3, 23 ), тщательно и добросовестно. Прпп. Варсонофий и Иоанн говорят по этому поводу: «Делая вещь, надо стараться, чтобы она выходила чистой и красивой, ибо и Господь радуется о всякой чистоте. Однако не имей пристрастия к вещи, но вспоминай конец ее, как она подвергается тлению, – ибо нет ни одной вещи, которая пребывала бы постоянною в одном и том же виде, но все тленно и изменчиво». От первого вида труда освобождаются лишь жены, занятые детьми и домашним хозяйством. Здесь следует заметить, что для матери несовершеннолетних детей отвлечение ее внимания от заботы по их воспитанию не может иметь места без самой крайней нужды; в первую очередь мать-христианка дает ответ Богу за воспитание детей в православной вере и благочестии. Поэтому все ее время должно принадлежать семье. И если нужда заставляет ее трудиться ради пропитания, то она должна постараться свой труд осуществить дома (труд «надомницы», швеи и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Как говорит старец Силуан со Старого Афона: «Чтобы стать свободным, нужно прежде всего себя связать. Чем больше сам себя будешь связывать, тем большую свободу будет иметь твой дух…» Поэтому послушание – это важнейшая добродетель христианина вместе со смирением и любовью. Прп. Варсонофий Великий так говорит своему ученику: «Держись же послушания, которое возводит на небо и приобретших его делает подобными Сыну Божию». Как пишет схиархимандрит Софроний: «Послушание есть тайна, которая открывается только Духом Святым, и вместе она есть таинство и жизнь в Церкви… Без послушания невозможно достигнуть чистоты ума, т. е. господства над мысленным морем суетных помышлений, и без него поэтому и нет монашества… Послушание есть лучший путь к победе над последствиями первородного греха в нас – над самостью и эгоизмом». Однако, как говорит схиархимандрит Софроний, в добродетели послушания можно совершенствоваться лишь в том случае, когда христианин убеждается в несовершенстве своего ума-рассудка. Убедиться в этом – важный этап в жизни христианина-подвижника. Через недоверие своему уму-рассудку христианин-подвижник освобождается от того кошмара, в котором живет все человечество. В акте отвержения своей воли и рассудка ради пребывания в путях воли Божией, превосходящей всякую человеческую премудрость, христианин-подвижник, в сущности, отрекается не от чего другого, как только от страстного, самостного (эгоистического) своеволия и своего маленького, беспомощного умишка-рассудка, и тем проявляет и подлинную мудрость, и редкой силы волю особого, высшего порядка. По словам прп. Иоанна Лествичника : «Послушник, продающий себя в добровольное рабство, т. е. в послушание, взамен получает истинную свободу». По терминологии некоторых святых отцов, послушание есть то же самое, что и благочестие. Так, прп. Антоний Великий пишет: «Быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю Божию, а это и значит знать Бога, т. е. когда старается кто быть независтливым, целомудренным, кротким, щедрым по силе, общительным, нелюбопретельным и делать все, что угодно воле Божией, то он отворит волю Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Кондак 13 О великий угодниче Христов и предивный исповедниче, отче Варсонофие, скорый помощниче всем в скорбех и напастех обретающимся! Моли Христа Бога, да молитвами твоими от враг видимых и невидимых нас сохранит, и всех помилует и спасет, да предстательством твоим сподобимся благую часть спасаемых от Бога получити и Христа во славе узрети, воспевая со всеми избранными ангельскую песнь: Аллилуиа. (Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1) Молитва О, великий угодниче Христов, пастырю добрый и истинный, преподобне отче наш Варсонофие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим. Сохрани нас твоим заступлением от облежащаго ны суе­мудрия и неверия, и, яко пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова и во дворы Господни сия всели. Огради нас от соблазнов, ересей и расколов и настави твердо в вере Православней подвизатися. Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да уврачует Своею благостию болезни наша душевныя и телес­ныя, согреет сердца наша любовию друг ко другу и сотворит ны братолюбны и единомысленны. Испроси у Бога и всего потребнаго для жития нашего: земли плодородия, благорастворения воздухов и мирнаго устроения. Страну нашу, град сей, и вся грады и страны христианския сохрани предстательством твоим от огня, потопа, труса, вражескаго нашествия и внутренних нестроений. И тако, твоими молитвами вспомоществуеми, мирно и благочестно житие наше поживем и достигнем онаго Иерусалима Небеснаго, идеже ты ныне в неизреченней сияеши славе, и купно с тобою и со всеми святыми прославим в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Источник: Сайт www.pravoslavie.ks.ua Статья опубликована участником [ otcgnd ] 2014-02-09, последний раз редактировалась участником [ otcgnd ] 2014-02-11. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Варсонофий Херсонский, прп., исп. " .

http://pravicon.com/info-3741

113 . Полезно не спеша, с чувством покаяния произносить молитву Иисусову с земными и поясными поклонами. 114 . В общежитии александрийском, которое описывает прп. Иоанн Лествичник , вся братия занималась умной молитвой. 115 . Этот святой, равно как и Варсонофий Великий, заповедует боримому блудной страстью особенно усиленное моление именем Иисуса. 116 . Иисусова молитва, вкоренившись, – оружие против греховных помыслов, против мечтательности, рассеянности. 117 . Страшен бесам, любезен Богу и Ангелам Его тот, кто ночью и днем с горячей ревностью взыскует Бога в сердце своем и искореняет из него прозябающие прилоги врага. Именем Моим бесы ижденут ( Мк.16:17 ) – молитва Иисусова изгоняет их и открывает присутствие их. Много нужно времени и подвига, чтобы был изгнан враг и вселился Христос, потому что пленившие нас и держащие в своей власти крепче нас. 118 . В молитве Иисусовой господствует не подвиг тела, а подвиг духа. При молитве дышать надо тихо, чтобы удержать движение крови и содержать душу и тело в спокойном положении тишины, благоговения и страха Божия. Удерживание дыхания, то есть нечастое и негрубое производство дыхания, очень способствует к приведению себя в состояние тишины и к собранию ума от скитания. 119 . Сосредоточить ум в сердце у отцов называется художественным деланием молитвы. 120 . Молитва Иисусова сначала действует на один ум, приводя его в состояние тишины и внимания, потом на сердце, являя чувства умиления и плача, потом на тело, вселяя бесстрастие. 121 . Без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу. Краткую молитву должно иметь на всяком месте, во всякое время, при всяком занятии, даже при церковном богослужении, даже при отчетливом чтении. И на трапезе и за всяким занятием не оставляй умственного подвига. 122 . Исаак Безмолвник непрестанно повторял 2-й стих 69-го псалма: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. 123 . Прп. Досифей повторял: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» и «Сыне Божий, помоги мне». 124 . Прп. Иоанникий непрестанно повторял: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

С. 215). Но в «Луге духовном» прямо говорится, что лавра Пирги находилась близ Иордана. 474 Сведения о киновии Еваге заимствованы из статьи «Краткое сведение о прп. Варсанофии» (Христианское чтение. Ч. 25. 1827) и книги «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников» (М., 1855). В тексте эта книга называется кратко «Ответы». – Примеч. ред. 475 Ныне находится на территории Палестинской национальной администрации, в Секторе Газа. – Примеч. ред. 478 Афтартодокеты – монофизиты; утверждали, что тело Иисуса Христа и до воскресения было нетленно. – Примеч. ред. 479 О том, что Варсонофий Великий перед смертью нарушил свое уединение, чтобы отправиться в Константинополь к императору Юстиниану, говорится в латинской версии жития прп. Варсонофия. Согласно латинскому житию, кончина старца последовала после его возвращения из Константинополя. – Примеч. ред. 484 Так, это мы знаем о М.О. Бельском, авторе книги «Сказание о жизни митрополита Ионы, бывшего экзарха Грузии». Это был благочестивый человек в истинном смысле этого слова. Книга Варсонофия Великого и Иоанна Пророка занимала в его кабинете первое место между духовно-нравственными творениями; чтение из нее составляло для него, по его словам, ежедневную пищу души, пищу питательную и усладительную. 491 См.: Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. С. 206–208. Из творений прп. Дорофея изданы его поучения и послания (на русском языке книга «Преподобного Дорофея душеполезные поучения и послания» впервые вышла в Москве в 1856 г.). Другие его сочинения: «Тридцать глав или Слов о подвижничестве», «Ответы Варсонофия Великого и Иоанна Прозорливого на вопросы Дорофея», запись устных наставлений старца Фирминовой киновии Зосимы – доселе находятся в рукописях. 508 См.: Норов. Путешествие по Святой Земле. С. 205; Palästina und Syrien. S. 260; Олесницкий. Святая Земля. С. 427. 517 См.: Иоанн Фока. Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины конца XII века//Православный Палестинский сборник. 1889. Т. 8. Вып. 2 (23). С. 52 (далее – Иоанн Фока. Сказание о городах и странах…). Читать далее Источник: «Сибирская Благозвонница», 1896 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вера не может появиться на пустом месте, только потому, что нам сказали, что такой-то - чудотворец и прозорливец. Мы должны вступить в общение с человеком и увидеть плоды этого общения. Тогда, как говорит прп. Симеон Новый Богослов, то, что в его учении согласно со Святыми Отцами, будем принимать, а то, что не согласно, будем отвергать. И тогда действительно постепенно начнем меняться. " В любые времена греховно и противно христианскому устроению недоверие, тем более недоверие к пастырю " (С. 54-55). То есть нужно верить вообще всем и всегда? Но что тогда значат слова Господа об овцах, которые за чужим не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса (Ин. 10; 5)? Если даже мой восприемник от пострига будет учить, например, что магометане спасутся, я не буду ему верить, хоть меня убейте, хоть соберите собор и потребуйте верить ему во всем! Апостол Павел говорит, что " даже если ангел с неба, даже если он сам, или кто бы то ни был другой будет говорить не то, что он благовествовал прежде " , - анафема да будет (См. Гал. 1; 8). Если духовник проповедует ересь, верить ему никак нельзя. Преподобный Варсонофий Великий го-ворит, что от духовного руководителя прежде всего требуется православная вера. " ... Всегда степень духовного преуспеяния послушника напрямую зависела от степени его веры Христу, которая проявлялась в его послушании живому образу Христа - старцу. Именно эта самоотверженная вера, а не святость наставника, была предпосылкой всякого чуда послушания, которое совершал Дух Святый. Искусность старца и общий духовный уровень эпохи всегда имели лишь вспомогательное значение " (С. 26-27), - пишет о. Д. Действительно, спасение и преуспеяние человека прежде всего зависят от его произволения, но это вовсе не значит, что послушник может с одинаковой ревностью исполнять то, что сказал бы ему святой наставник, и то, что советует пастырь, не имеющий видимых благодатных дарований. Подлинный послушник будет со всею ревностью исполнять волю Божию, но, в зависимости от обстоятельств, она может открываться ему разными путями. Почему подвижники последних времен: прп. Паисий Величковский, святитель Игнатий, прп. Силуан Афонский, схииг. Иоанн Валаамский, старец Паисий Святогорец - которым не удавалось найти такого наставника, какого хотелось бы, - горько сетуют об этом?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

239 . «Никто никогда не совершит добра посредством зла, потому что [через это] сам побеждается злом; напротив того, добром исправляется злое» (прп. Варсонофий Великий. Руководство, 15). 240 . «Не старайся разрешить трудное дело посредством спора; но тем, чем повелевает закон духовный, то есть терпением, молитвой и мысленной надеждой [на Бога]» (прп. Марк Подвижник . Слова, 1.12). 241 . «Если днем ткать, а ночью распускать, то никогда не соткать. Если днем строить, а ночью разрушать, то никогда не построить. Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, то никогда ни соткать, ни построить дом своей души» (св. Николай Сербский . Мысли о добре и зле). Переменой мест не избежишь искушений 242 . «Амма Феодора поведала: некоторый инок, одолеваемый множеством скорбей, сказал сам себе: уйду отсюда. С этими словами он начал одевать сандалии на ноги, и внезапно увидел в углу келлии диавола в виде человека, который также обувался и который сказал ему: из-за меня ли ты выходишь отсюда? Так вот, во всяком месте, куда бы ты ни пошел, я уже буду прежде тебя» (свт. Игнатий (Брянчанинов) . Отечник). Помыслы (греховные мысли) 243 . «Некий монах спросил одного из старцев: «почему моя мысль постоянно склоняется к [тому, чтобы совершить] блуд, не дает мне покоя ни на час, и душа моя возмущается?» Старец сказал ему: «если демоны внушают тебе [греховные] мысли, не предавайся им; [демонам] свойственно постоянно соблазнять. И хотя они никогда этого [внушения] не оставляют, но заставить тебя [согрешить] не могут: от твоей воли [зависит] – слушать их, или не слушать»… Брат сказал в ответ старцу: «что же мне делать? Я слаб и [чувствую, что эта греховная] страсть меня побеждает». Старец ответил: «Наблюдай за [такими мыслями], и когда они начинают в тебе говорить, не отвечай им; но молись Богу: [Господи Иисусе Христе,] Сыне Божий, помилуй мя, [грешного]!» (Древний патерик, 5.35) 245 . «Если кто не возражает помыслам, которые враг тайно сеет в нас, но молитвою к Богу отсекает беседу с ними, то это служит признаком, что ум его обрел премудрость, и что нашёл он краткий путь» (прп. Исаак Сирин . Слова, 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Евгения 19 августа 2020, 11:38 Александр Вячеславовович, я Вас подозреваю в том, что Вы все-таки глава семейства. А раз так, какой же у Вас (и у Вашей жены - тем более!) может быть духовник? Ведь при общении с духовником необходимо отсечение собственной воли, что для главы семьи невозможно. Тот, кого Вы называете духовником, скорее всего, старший (или не старший) друг, доверенное лицо, уважаемый человек. Не подменяйте понятия, Александр Вячеславовович. игорь ковалев 18 августа 2020, 21:57 Денис.Зачем чрезмерное?Как прп.Силуану Афонскому Господь сказал:,,Держи ум во аде и не отчаивайся " " . ,,Самая истина смирения считать себя хуже всякой твари....Если будешь считать себя человеком грешнейшим и последнейшим,будешь иметь покой. " (прп.Варсонофий и Иоан Пророк)Если усвоить мысль,что чем хуже себя считаешь-тем лучше,то никакой депрессии не будет.,,Сеющии слезами,радостию пожнут. " (Пс.125:5)У нас даже плач о грехах радостотворный,т.е. приносит радость.,,Не плачущий здесь,будет вечно плакать. Невозможно не плакать, или здесь произвольно, или невольно там,в муках”.(прп.Пимен Великий). Чтобы радоваться надо сначало сердце очистить покаянием.А когда страсти мучают-какая тут радость? Александр Вячеславовович 18 августа 2020, 21:33 Евгения, у меня, слава Богу, есть духовник, им я дорожу и не горжусь. Духовник вам даст взгляд со стороны. Без духовника, как без зеркала, мало видишь и плохо понимаешь,где себя надо в порядок привести. Касаемо смирения Игоря вы будете другого мнения, когда покритикуете его чуток. Он вас быстро обвинит в клевете и прелести. Дай Бог вам с Игорем хороших духовников игорь ковалев 18 августа 2020, 21:16 Александр Вячеславовович.Продолжение:,,...чтобы,сравнивая с ними то,чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это как в зеркале,и сопоставлять,и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли,а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься.Ибо знай,что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей».Я придерживаюсь этого учения св.Отцов и Определения Синода,поэтому и критикую мнения и советы клириков и мирян,которые,как вижу,противоречат учению св.Отцов.Может поэтому и духовника нет,потому,что критически подхожу к этому вопросу.А по теме статьи у вас тоже сказать нечего,как и у других критиков моего состояния и окормления.Всё понятно.

http://pravoslavie.ru/133125.html

Magn. Exhort. ad renuntiat.//PG. 31. Col. 636-637; ср.: Ioan. Cassian. Collat. 6. 15). В святоотеческих наставлениях относительно выходов из К. содержится и неск. иная мысль. Пребывание в К. и вне ее составляет как бы 2 грани жизни монаха: «сидение» в К. является подготовкой души к выходу к людям, а нахождение вне К., среди искушений, обнаруживает неискорененные страсти и слабые стороны аскета. Об этом пишет авва Дорофей: «Отцы говорят, что в духовной жизни пребывать в келье есть половина и посещать старцев также половина… когда он (монах.- П. Д.) пребывает в келье, он молится, поучается [в Писании], занимается немного рукоделием и, по силе своей, печется о помыслах своих. Когда же идет куда-нибудь, он замечает [за собою] и рассматривает свое устроение: получает ли он пользу от встречи с братиями или нет и может ли без вреда возвратиться в свою келью, и если видит, что он в чем-либо потерпел вред, то познает из сего свою немощь... возвращается в свою келью, каясь, плача и молясь Богу... Потом опять идет к людям и наблюдает за собою... Так должны поступать и мы и для этого посещать [других], а когда возвращаемся в кельи наши, должны испытывать себя и узнавать, от чего мы получили пользу или от чего вред» ( Doroth. Ep. 1). По словам прп. Иоанна Лествичника, как бы ни был велик подвиг пребывания в К. и терпения телесных и духовных трудностей, еще большим подвигом является способность сохранять среди молвы и шума «неподвижное сердце» и, внешне пребывая в обществе людей, внутренне оставаться наедине с Богом ( Ioan. Climacus. Ad Pastor. 9). Испытания подстерегают инока не только вне, но и внутри К. Более того, по мнению прп. Варсонофия Великого , без искушений и скорбей пребывание в К. не принесет пользы ( Barsan. Quaest. 65). Нахождению в К. препятствуют как обычные слабости человеческой природы, так и собственные страсти вкупе с нападениями демонов. Выдержать безвыходное пребывание в К. чрезвычайно тяжело, это под силу лишь очень терпеливым людям: «Терпеливый муж прежде смерти умер, келью сделав для себя гробом» ( Ioan. Climacus. Scala. 27. 70). Диавол также всячески старается выгнать монаха из К. Он внушает различные помыслы, смысл к-рых в одном - выйти из К. или уйти совсем под любым предлогом (см., напр.: Barsan. Quaest. 7). Однако опытный аскет отвергает прилоги именем Божиим: «Один старец рассказал нам следующее об авве Стефане, пресвитере лавры Илиотской. Однажды сидел он в своей келье и диавол внушил ему мысль: «Уйди отсюда, здесь ты не получишь пользы». «Не послушаюсь тебя,- отвечал старец,- я знаю, кто ты. Ты не хочешь видеть спасения кого-либо, но Христос, Сын Бога живого, сокрушит тебя»» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 62). Монаху, к-рый еще не в силах распознавать помыслы на ранней стадии их появления, прп. Варсонофий Великий советует: «Старайся… для ничтожных дел не выходить из кельи, ибо это демонская хитрость» ( Barsan. Quaest. 18).

http://pravenc.ru/text/1684163.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010