3 . В жизнеописании старца о. Алексия М. рассказывается о случае, когда по его молитвам и по неотступным молитвам его духовной дочери муж последней, не веровавший в течение своей жизни, уверовал на смертном одре, покаялся и причастился Святых Таин. Следует сказать, что этот человек с симпатией относился к старцу о. Алексию, принимал посылаемые ему просфорки, которые ел за чаем. 4 . В жизнеописании итальянской праведницы Джеммы Гальгани рассказывается про нее следующее. К ней приходили родные тех лиц, которые вели греховную жизнь. Джемму просили об обращении к Богу этих заблудившихся душ. Джемма начинала усердно молиться, добавляя к молитве следующее: «Обрати их к вере и истине, а от меня возьми, ради их спасения, сколько нужно лет моей жизни». Эти лица действительно каялись и исправляли свою жизнь. Джемма же умерла в раннем возрасте… Иногда у христианина может возникнуть также вопрос: достаточно ли одной его молитвы при какой-либо серьезной просьбе к Господу? На это так отвечает прп. Варсонофий Великий: «Хотя грешный и потрудился несколько сам, он имеет нужду в молитве праведного. Ибо апостол говорит: «Много может усиленная молитва праведного» ( Иак. 5, 16 ). Но когда святой и праведный молятся за грешного, то и грешный, по силе своей, должен содействовать молению святых покаянием; будучи сам собою недостаточен к уплате долгов своих, он принесет малое, а молитвы святых – многое. Например, кому-нибудь надобно перенести десять мер пшеницы, а он не может понести и двух, но найдет богобоязненного человека, который понесет за него девять мер, а ему оставит только одну и таким образом даст ему возможность спастись». Молитва за ближних приносит большую пользу: она привлекает к ним помощь и милость Божию, а молящегося делает как бы другом Божиим. О. Иоанн С. говорит по этому поводу: «Не ленись молиться усердно о других по прошению их, или сам собою, или вместе с ними: сам получишь милость от Бога – благодать Божию в сердце, услаждающую и укрепляющую тебя в вере и любви к Богу и ближнему. Будешь милостив к ближним – и к тебе будет милостив Бог, равно и все ангелы и святые: будешь молиться за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать. Отчего искренняя наша молитва друг за друга имеет великую силу на других? Оттого, что я прилепляюсь во время молитвы к Богу, делаюсь един дух с Ним, а тех, за которых я молюсь, соединяю с собою верою и любовью, потому что Дух Божий, действующий во мне, действует в то же время и в них, как «все исполняющий», так как «мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10, 17 ; Еф. 4, 4 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

«Что есть ложная благодарность к Богу? Ложная благодарность, когда, получая от Бога щедрые, незаслуженные дары духовные и вещественные, языком благодарят за оные Бога и употребляют только в свою пользу, не разделяя их с ближними; получают и скрывают их в своих сокровищницах, сундуках, книгохранилищах, лишая чрез то многих братий своих духовного просвещения, назидания, утешения или пищи, питья, одежды, жилища, врачевства в болезни или передвижения с места на место для добывания средств к продовольствию. Такая благодарность есть ложная и богопротивная. Это значит: языком благодарить, а делом являть крайнюю неблагодарность и злонравие. А как много таких «благодарных», или, вернее, неблагодарных». Глава 18. Поучение и вразумление ближних Научайте и вразумляйте друг друга. Кол. 3, 16 Немногие делайтесь учителями. Иак. 3, 1 Мы часто склонны бываем обличать, учить и вразумлять ближних. Чаще всего от этого бывает больше вреда, чем пользы ближним из-за отсутствия любви, потери душевного равновесия, появления раздражения. Учить другого – это очень трудное и ответственное дело и под силу лишь возросшим духовно. Как пишет прп. Иоанн Лествичник : «Желающий научить другого или подать ему совет должен сперва сам очиститься от страстей, чтобы не ошибаться в познании воли Божией и хорошо понять душевное устроение того, кому он говорит слово. Так как не всем полезно одно и то же лекарство, хотя болезнь может быть одна и та же». Нам надо всегда помнить о словах Господа: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» ( Мф. 7, 3–5 ). Поэтому игумен Феодосий из Оптиной пустыни имел обыкновение давать братии такой совет: «Смотри на себя и будет с тебя». Кроме того, надо знать, что св. отцы запрещали вообще давать другим указания, если не было о том просьбы. «Прежде вопроса не хорошо начинать говорить», – говорят старцы Варсонофий Великий и Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Максим Исповедник и прп. Симеон Новый Богослов . Другие встречающиеся жанры – агиографический, повесть («Об авве Филимоне»). Авторы и тексты Заметим, что в рамках патрологической науки авторство некоторых сочинений, представленных в Добротолюии, оспаривается. К числу авторов, чьи сочинения (в том или ином объёме) вошли в состав Добротолюбия, принадлежат следующие (перечень скорректирован в соответствии с современными научными данными): прп. Антоний Великий , прп. Макарий Великий , Авва Исайя , Марк Подвижник , Евагрий Понтийский , прп., прп. Исихий Синаит (Исихий пресвитер) Нил Подвижник, прп. Ефрем Сирин , прп. Иоанн Лествичник , прпп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, прп. Авва Дорофей , прп. Исаак Сирин , Диадох Фотикийский , Иоанн Карпафский , блж. Авва Зосима Палестинский , прп. Максим Исповедник , Авва Фалассий , св. Феодор еп. Едесский, прп. Феодор, Авва Филимон (в повествовании о нем представлены некоторые положения его учения), Феогност, Филофей Синайский, Илия Экдик, прп. Феодор Студит , прп. Симеон Новый Богослов , Никита Стифат , св. Феолипт митр. Филадельфийский, прп. Григорий Синаит , Никифор Уединенник (Исихаст), свт. Григорий Палама , св. Каллист, Патриарх Константинопольский, Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Симеон, архиеп. Солунский, прп. Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Иоанн Дамаскин , Феофан монах, прп. Максим Кавсокаливит (его мысли отражены во фрагменте из его жития); Петр Дамаскин , Каллист Катафигиот . Характерно разнообразие внешних особенностей авторов: а) по положению в церковной иерархии (от Константинопольского патриарха до простого монаха); б) по происхождению (греки, сириец, копты, латинянин); в) по образованности. Повторим, подлинность большинства текстов и принадлежность их названным авторам не вызывает сомнений, однако авторство некоторых сочинений ставится под сомнение, встречаются и псевдоэпиграфы, содержание которых, тем не менее, вполне отвечает задачам составителей: Так, например, оспаривается атворство сочинения, приписываеммого прп.

http://azbyka.ru/dobrotolyubie

В IV-V вв. З. было распространено по всему Ближ. Востоку. Первым известным сир. затворником был прп. Евсевий , пустынник Сирийский (IV в.) ( Špidlík Th. Eusèbe de Télédan//DHGE. 1963. T. 15. Col. 1476). В «Истории боголюбцев» сообщается помимо Симеона Древнего и Апексима и о неск. др. известных сир. затворниках: Палладии ( Theodoret. Hist. rel. 7), Петре (Ibid. 9) и др. Один из основателей месопотамского монашества прп. Авраам Кидунский († ок. 360) также прославлен как затворник. В Сирии и Месопотамии З. часто принимало необычные формы: нек-рые подвижники затворялись не в кельях, а в дуплах, полых стволах или кронах деревьев. Фалалей Сирийский 10 лет провел в тесной хижине с такой низкой крышей, что внутри было невозможно стоять. Келья его представляла собой 2 колеса, скрепленных между собой неск. досками, и напоминала клетку. «Укрепив в земле три длинных кола и соединив верхние концы их между собой также деревянными досками, Фалалей водрузил на них свое сооружение, а сам поместился внутри него» (Ibid. 28). Варадат Сирийский (V в.) сначала затворился в тесной каменной келье, не имевшей ни окон, ни дверей. Потом он ушел в новый затвор: сшил себе кожаный чехол, закрывавший его с головы до ног, с небольшим отверстием для дыхания и так молился стоя с воздетыми к небу руками (Ibid. 27). Сохранился ряд древних свидетельств о палестинском З. Так, Евагрий Схоластик описывает подвижников, к-рые «заключаются в своих хижинах поодиночке, а их хижины имеют такую ширину и высоту, что в них нельзя ни прямо стоять, ни без боязни склоняться» ( Evagr. Schol. Hist. eccl. I 21). В мон-ре аввы Серида (возле г. Газы) духовными наставниками были преподобные Варсонофий Великий († сер. VI в.) и Иоанн Газский (VI в.). Прп. Варсонофий большую часть жизни провел в затворе и общался с братией через прп. Иоанна. В сохранившихся «Ответах» содержатся особые наставления для желающих вступить в затвор ( Варсонофий Великий, прп., Иоанн, прп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 1855. Ответы 1-54). Из высказываний святых видно, насколько внимательно они относились к ищущим З. Так, напр., прп. Варсонофий дал благословение на З. Иоанну Миросавскому (хотя тот и испытывал потом немалые душевные трудности), но не разрешил уйти в затвор прп. Дорофею Газскому , несмотря на его совершенную жизнь и многочисленные просьбы (Там же. Ответ 311).

http://pravenc.ru/text/182645.html

«В чертах святителя... Видим мы печать сердечной чистоты И кроткого блаженного смиренья И отблеск чистых дум. Его черты Исполнены святого умиленья, Проникнуты они духовной красотой, При виде их благие помышленья Встают в душе и чувств небесных рой...» Отдельно хотелось бы обратить внимание на несколько мыслей прп. Варсонофия о затворе. Причиной ухода святителя Феофана в затвор называется спасительная «стезя безмолвия», «великий подвиг», который святитель совершил, «покорный высшему небесному веленью», т.е. по воле Божией. Цель затвора, как и богоугодной жизни вообще, о чем писал и святитель в своих творениях, – это Богообщение. «Всего себя он Господу предал И в Нем Едином высшее блаженство Своей души всецело полагал». Духовные плоды затворнического подвига – это очищение сердца и Богообщение: «Подобно Ангелу, он Богу предстоял И в сердце своем чистом основал Нерукотворную Ему и светлую обитель...» Достигнув Богообщения, «в безмолвии блаженство он обрел». Основное значение литературных трудов святителя Феофана прп.Варсонофий видит в духовном пробуждении людей, возвращение их под «кров родной из области духовного изгнанья». Несколько раз прп.Варсонофий называет затвор святителя таинственным, сокрытым от людей, но ведомым Богу. Сам прп.Варсонофий хорошо знал житие и духовное устроение святителя Феофана, ему была близка его уединенная, затворническая жизнь. 28 июля 1909г. ученик прп.Варсонофия Николай Беляев , впоследствии преподобноисповедник Никон Оптинский , записал: «Как-то Батюшка говорил мне, что бывает время, когда человек устает и неспособен ни к молитве, ни к письму, ни к чтению, – тогда пусть займется рукоделием, что и исполнял сам преосвященный на деле: он имел, кажется, токарный станок» с.265–266]. В феврале 1909г. в минуты откровения прп.Варсонофий сказал Николаю, своему близкому ученику и сотаиннику: «– Я вам, брат Николай, не раз уже говорил и еще скажу: приходит мне мысль – все бросить, уйти в какую-нибудь келью. Страшно становится жить, страшно. Только боюсь сам уйти, а посоветоваться не с кем. Если бы жив был Батюшка о.Варнава, то поехал бы к нему, но его уже нет. А сам боюсь: боюсь, как боится часовой уйти с поста – расстреляют. В таком положении начинаешь понимать слова пророка Давида: «Спаси мя, Господи». ...Если взять только одну часть фразы, то само собой разумеется, что никто не хочет погибели и не говорит: «Погуби меня, Господи». Все и всегда могут сказать: «Спаси мя, Господи». Но он далее прибавляет: «Яко оскуде преподобный».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

И пусть те из нас, которые много читают слово Божие, которые считают своей прямой обязанностью читать слово Божие каждый день, пусть не тщеславятся простым пониманием, пусть обратятся к тем, которые деланием шли по пути изучения, к тем, которые сотворили и потом уже научили. И пусть также помнят они, эти вторые, что только по мере того, как мы будем выполнять заповеди Божии, в наших душах мало-помалу будут открываться через делание, через дела наши и остальные заповеди. Тогда мы будем идти не путём простого понимания, не путём своего собственного разумения, а путём истинного разумения заповедей Божиих. Аминь. 410 Печатается по: Сергий Мечёв . сщмч. «Вы – мой путь ко Христу»: Проповеди, письма к общине, воспоминания. М.: ПСТГУ, 2009, а также по архивным мате­риалам храма Святителя Николая в Клённиках. (С испр. и доп.) 411 См., например: Иларион Троицкий , сщмч. Христианства нет без Церкви. Сергиев Посад, 1915. «Нет христианства, нет Христа, нет благодати, нет ис­тины, нет жизни, нет спасения, – ничего нет без Церкви, и всё это есть только в единой Церкви!» 411 См., например: Иларион Троицкий , сщмч. Христианства нет без Церкви. Сергиев Посад, 1915. «Нет христианства, нет Христа, нет благодати, нет ис­тины, нет жизни, нет спасения, – ничего нет без Церкви, и всё это есть только в единой Церкви!» 445 Живая Церковь (официальное самоназвание – Православная Россий­ская Церковь ; позднее – Православная Церковь в СССР) – движение, возникшее после; Февральской революции 1917 г. Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизаццю бо­гослужения. Выступало против руководства Церковью Патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им пре­образований. 466 Варсонофий Великий, прп.; Иоанн Пророк, прп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. Ответ на вопрос 231. 472 Варсонофий Великий, прп.; Иоанн Пророк, прп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. Ответ 390. 474 Варсонофий Великий, прп.; Иоанн Пророк, прп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. Ответ 391.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Патриарх Феофил Александрийский сообщает в своём окружном послании о решении Александрийского Собора 400 г.: «Книги Оригена были прочитаны перед собором епископов и единодушно осуждены». Папа Анастасий созвал собор в Риме, о решении которого пишет в письме к Симплициану: «мы сообщили, что всё, написанное в минувшие времена Оригеном , которое противоречит нашей вере, нами отвергнуто и осуждено». Также был созван Иерусалимский собор в тот год, и палестинские епископы написали патриарху Феофилу: «Оригенизма нет среди нас. Учения, которые вы описали, мы никогда не слышали здесь. Мы анафематствуем тех, кто придерживается таких учений» 7 . В тот же год состоялся Кипрский собор под председательством свт. Епифания. Историк Созомен упоминает, что святитель «в собрании кипрских епископов запретил чтение Оригеновых книг; потом написал определение об этом и другим епископам и константинопольскому, убеждая их созвать соборы и утвердить то же самое» 8 . Свт. Епифаний считал мысль о возможности восстановления дьявола одним из главных заблуждений Оригена 9 . Многие богословы как на Востоке, так и на Западе указывали ложность учения о конечности адских мук 10 . Большое сопротивление учениям Оригена было со стороны аскетов. Среди критиков его мы встретим много славных имен, начиная с прп. Пахомия Великого , запрещавшего читать своим ученикам его произведения, включая таких знаменитых подвижников, как прп. Исидор Пелусиот , прп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, прп. Симеон Юродивый, прп. Нил Синайский , прп. Викентий Лиринский , и заканчивая прп. Саввой Освященным и прп. Кириаком Отшельником, которые противоборствовали оригенистам в середине VI века. В то время оригенисты, пользуясь поддержкой при дворе, стремились захватить все монастыри Палестины и в целом взять контроль над Иерусалимским патриархатом. Прп. Кирилл Скифопольский описывает, как преемники св. Саввы боролись с еретическим влиянием: «Игуменство Саввы принял Геласий... Приняв начальство над Лаврой, он увидел, что многие из его общества подвержены оригеновой заразе. Посему решился поступить сообразно с мнением божественного епископа и отшельника Иоанна... и прочитал в церкви сочинение святого епископа Бострского Антипатра против оригеновых догматов. Те монахи, которые держались гибельной оригеновой ереси, сим случаем раздражились и начали возмущать Церковь » 11 . После безуспешной попытки оригенистов взять штурмом Великую Лавру прп. Саввы, патриарх Антиохийский Ефрем созвал поместный собор, который в 542 г. своим определением «предал проклятию оригеновы догматы » 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Так, прп. Варсонофий Великий пишет: «О здоровье сына моего (духовного) могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых, чтобы он не был болен ни одного дня, — и это исполнилось бы, но тогда он не получил бы плодов терпения». Однако в другом случае прп. Варсонофий Великий молил Бога об ослаблении телесных страданий одного своего ученика. Но в этом случае он услышал такой ответ от Бога: «Оставь, да испытаю его для пользы души его и да откроется через телесное страдание, каково терпение его и что он должен наследовать за мольбы и труды». Вот почему не лечился также и прп. Серафим Саровский. Он около трех лет страдал от водянки и половину этого времени провел в постели. При крайнем обострении болезни настоятель Саровской пустыни предложил преподобному пригласить врача. Преподобный отвечал ему: «Я предал себя, отче святый, истинному Врачу душ и телес Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери; если же любовь ваша рассудит, снабдите меня, убогого, Господа ради, небесным врачевством» (т. е. Причастием Святых Таин). По принятии Святых Таин преподобному явилась Богоматерь и исцелила его прикосновением руки. В другой раз, когда преподобный лежал в изнеможении после избиения его разбойниками, он также был удостоен явления ему Божией Матери. При этом Богоматерь сказала в сторону врачей: «Что вы трудитесь?» Очнувшись от забытья, преподобный опять отказался от помощи врачей и после видения стал быстро поправляться. Прп. Варсонофий Великий говорит: «Покаянием можешь избавиться от наказательных болезней… Будучи болен, я никогда не ложился и не оставлял своего рукоделия, хотя и сильные болезни меня постигали. Но незадолго до того как я заключился в келию, тщеславие ухитрилось и не стало допускать ко мне болезней: скорблю теперь, желая терпения, а что терпеть — не знаю». Следует упомянуть также о том, что св. отцы предлагают освящать принимаемое лекарство (как и все, чем пользуется христианин). Так прп. Варсонофий Великий рекомендовал одному ученику принимать лекарство — розовое масло со святой водой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит (прп. Амвросий, 6). Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние (прп. Амвросий, 13). Говорить сестрам на пользу – хорошо, а молчать еще лучше. А себя укоряя, за них молиться – еще того лучше (прп. Анатолий, 18). Приучай себя как можно больше молчать и все тверди в мыслях: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою…» (всю до конца), и тем самым избегать будешь многих грехов. Святые отцы учат так: кто тебя ни смущает, тому не говори. Лучше молись о сестре, чем ее учить, считай себя негожей и худшей всех на свете (прп. Иосиф, 19). Молчание, без которого никак нельзя жить, есть подвиг. Ибо когда кто молчит, то враг тотчас говорит другим: «Смотри, какой гордец, даже говорить с тобой не хочет». А это вовсе не так. Отсюда скорби. Поэтому кто решается на этот подвиг, тот должен приготовиться к скорбям. Да и само оно не скоро и нелегко дается. А почему оно так высоко и необходимо, то это потому, что «молчание есть тайна жизни будущего века» 179 , кто молчит, тот прямо готовится к будущей жизни. Батюшка о. Макарий это часто говорил: «Посмотрите, все святые молчали: преподобный Серафим Саровский молчал, Арсений Великий молчал. Да потому он и Великий, что молчал. Когда его спросили, почему он все время молчит, он отвечал: «Поверьте, братия, что я вас всех люблю, да не могу быть и с вами, и с Богом, поэтому я и убегаю от вас». И святой Иоанн Лествичник говорит: «Когда я говорил даже о душеполезном, я часто раскаивался, а в том, что молчал, – никогда» (прп. Варсонофий, 20). Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида (прп. Варсонофий, 20). Помни монашеское правило – не начинать говорить самому, не быв спрошенным (прп. Никон, 21). Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как благотворно действует на душу! (прп. Никон, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

135 . «Если в то время, когда ум молится, к нему примешивается какая-либо посторонняя мысль или беспокойство о чем-нибудь, тогда молитва не называется чистою» (прп. Исаак Сирин . Слова, 16). 136 . «Когда помолишься и, получив [просимое], возгордишься, то очевидно, что не Богу была молитва твоя, и не от Бога получил ты помощь, но демоны содействовали тебе для того, дабы вознеслось сердце твое; ибо когда помощь подается от Бога, то душа не возносится, а более смиряется и удивляется великой милости Божией, как Он милует грешников» (прп. Варсонофий Великий. Руководство, 418). 137 . «Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве» (прп. Силуан Афонский . Писания, ХХ.9). 138 . «Во время скорби непрестанно надобно призывать [в молитве] милостивого Бога… Непрестанное призывание имени Божия [в молитве] – это лечение [души], убивающее не только [греховные] страсти, но и само действие их. Как врач находит нужное лекарство, и оно действует, причем больной и не знает, как это [происходит], точно также имя Божие, когда ты его призываешь, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается» (прп. Варсонофий Великий. Руководство, 421). Покаяние 139 . «Всякий грех , оставленный без покаяния, есть грех к смерти, о котором если и святой помолится за другого, не будет услышан [Богом]» (прп. Марк Подвижник . Слова, 2.41). 140 . «Согрешившему нельзя избежать возмездия иначе, как покаянием, соответствующим согрешению» (прп. Марк Подвижник . Слова, 2.58). 141 . «Бог очистит прегрешения твои, если сам ты всегда будешь недоволен собой и будешь изменяться, пока не достигнешь совершенства» (блж. Августин. На послание к Парфянам, I.7). 142 . «Святые были такие же люди, как все мы. Многие из них пришли от больших грехов, но покаянием достигли Небесного Царства. И все, кто приходит туда, приходят чрез покаяние, которое даровал нам Милостивый Господь Своими страданиями» (прп. Силуан Афонский . Писания, XII.10). 143 . «Если кто впадет в какое-либо согрешение, и не будет [сердечно] скорбеть об этом, то легко опять впадет в ту же сеть» (прп. Марк Подвижник . Слова, 2.215).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010