Архитектурно храма Спаса на Сенях отличается от других построек Ростовского кремля, особенно завершение здания: барабан с куполом утвержден на четырехугольном постаменте. Оконные проемы расположены в двух ярусах: барабан освещают шесть окон, а в стенах постамента окна имеются с трех сторон. На восточной стороне помещено изображение Христа Великого Архиерея. Возможно, что завершение храма — это малое подобие самого церковного здания, так как в нем воспроизведены основные структурные элементы последнего. В облике церкви Спаса на Сенях главенствуют формы, более характерные для московской архитектуры XVI века, а не для стиля XVII века, в котором выполнены остальные постройки Митрополичьего двора. В 1566 году по приказу Ивана Грозного в Ростове была возведена церковь Вознесения, вероятно, явившаяся образцом для храма Спаса на Сенях. Другой отличительной чертой церкви Спаса на Сенях является расположение алтаря. На его месте пол возвышается практически на высоту человеческого роста. Внутреннее пространство храма делится на три части: алтарь, солея и пространство для молящихся. Границами между ними служат каменные стены. По вертикали храм также разделен на три части: нижнюю и верхнюю части основного объема здания и купол. В здании храма царит полумрак, так как семь окон храма верхнего яруса расположены в глубоких нишах. Основной объем храма затемнен в любую погоду, что контрастирует с наполненной светом купольной частью. В церкви расположено 24 окна: 5 освещают алтарь, 10 — основной объем храма и 9 — купол. Роспись храма Спаса на Сенях датируется 1675 годом. Об этом свидетельствует надпись на храмозданном кресте, а также записи в документах московской Оружейной палаты, опубликованные в XIX веке, в которых также значится, что в 1675 году проводились стенописные работы в Митропольчьем двору. Имена мастеров, работавших над росписью, были установлены благодаря челобитной, в которой ярославский купец Семен Лузин жаловался царю, что Митрополит Иона вызвал в Ростов тех мастеров, с которыми у него был заключен договор на роспись другого храма. В челобитной указаны имена Дмитрия Григорьева, Константина и Василия Ананьиных, Логина Сидорова, Ермолы Федорова, Тимофея Федотова, Федора Савина, Андреяна Иванова, Семена Козлова и Карпа Михайлова.

http://sobory.ru/article/?object=00590

Иер. 25:15–29 ; Иез. 9:6 ; Зах. 9:6 ; Ам. 3:2 ). То же – в учении Господа (ср. Мф. 24:9 и далее; Лк. 21:12 и далее; см. прим.). И в доме Божием, как и во всяком большом доме, есть сосуды к чести и не к чести (ср. 2Тим. 2:19–20 ); в неводе Царства Христова есть рыбы и хорошие, и дурные ( Мф. 13:47–48 ), и на поле Царства Христова среди хорошей пшеницы есть и плевелы ( Мф. 13:24 и далее), и вот – суд должен начаться с очищения дома Божия, невода Божия и поля Божия. Как при первом Своем пришествии Господь начал дело Свое в Иерусалиме очищением дома Божия ( Ин. 2:13 и далее), так и в пришествии на суд, суд сей начнется с дома Божия. – «Начинается суд прежде с дома Божия. Ибо, по словам Василия Великого , мы естественно негодуем на домашних своих, когда они провинятся пред нами. А Богу Свои суть не кто иные, как верные, наполняющие дом Его, то есть Церковь » (Феофилакт). Если же прежде с нас начнется и проч.: с нас, то есть с дома Божия, с Церкви Христовой. Если принадлежащие к обществу верных, избранных, освященных подвергнутся сему суду как очистительному действию, то что же будет с непокоряющимися Евангелию Божию ( 1Пет. 2:8, 3:20 )? Ответ подразумевается сам собою: они подвергнутся осуждению и обречены будут на погибель. – Непокоряющиеся суть неверующие Евангелию, или проповеди евангельской, отвергающие его и ее и потому не принадлежащие к Церкви Христовой, в противоположность нам, то есть верующим, состоящим членами дома Божия – Церкви. Эту же мысль об осуждении и погибели непокоряющихся Евангелию апостол утверждает и усиливает словами ветхозаветного приточника ( Притч. 11:31 , по переводу 70-ти толковников): если праведник едва спасается и проч. Праведник – это верующий и добродетельный член дома Божия, нечестивый и грешный – то же, что непокоряющийся Евангелию Божию. – Едва спасается: с усилием, с трудом, чрез скорби и страдания достигает спасения, или вечного блаженства. Вероятно, апостол имел в виду предречения Самого Господа о великих скорбях и опасностях, которым подвергнутся самые избранные ( Мф. 24:12–13 , Мф. 24:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

F. С. Gelpke De familiaritate, quae Paulo ap. cum Seneca philosopho intercessisse traditur, verosimillima. Lips. 1813. A. Fleury S. Paul et Sénèque. 1853. и С. Aubertin Etude critique sur les rapports supposés entre Sénèque et S. Paul. Par. 1857. Из давних Aeg. Strauch De Cbristianismo Senecae. Viteb. 1668. 4., и С. F. Pfotenhauer De Seneca non Christiano, Viteb. 1668. 4. 751 См. Grabe Spicilegium patr. ed. 2. Т. 1. p. 83 sqq. Ср. B. Elsing De Pseudepigraphis Pauli ap. Lips. 1707. 4. 752 В своем каноне он помещает все послания Павловы, за исключением посланий к Тимофею, Титу и к Евреям. 753 Такие ссылки мы находим по крайней мере на послания к Римлянам, Коринфянам, Галатам, Ефесеям и Филиппийцам. 754 Так Климент Римский в своем первом послании к Коринфянам (XVII гл.) указывает на первое послание к ним ап. Павла. (Сделав совершенно ясное указание на 1Кор. 1 , Климент пишет следующее: ναλβετε τν πιστολν το μααριου Παλου το ποσλου, τ πρτον μν ν ρχ το εαγγελου γραεν, επ ληϑεας πνευματις πστειλεν μν, περι αυτο τε α Κηφ α πλλω, δι τ α ττε προσλσεις μς πεποισϑαι). На послание Павла к Ефесеям содержится указание у Игнатия Богоносца в его послании к Ефесеям – XII главе. В подлинной краткой рецензии послания Игнатий пишет к Ефесеям: Παλου (στ) σημμσται το γιασμνου, το μεμαρτυρημνου, ξιομααρςτου…, ς εν πσ πιστολ (ν πσ τ πιστολ tota epistola) μνημονυει μν εν Χριστ ης. Точно также на послание к Филиппийцам есть указание у Поликарпа (по его собственному свидетельству у Евсев., он был учеником Иоанна Богослова и прочих апостолов. Hist Eccl. V, 24 ). ер. ad Philipp. с. III (выш. прим. 7) и с. XI. 755 И еще Апокалипсис, подлинность которого признается ими впрочем лишь относительно и только по-видимому. 756 Весьма важно заметить здесь, что учение Павла о лице Иисуса Христа во всех его посланиях представляется совершенно цельною, органическою системою. (Ср. Gess Die Lehre von der Person Iesu. Bas.1856). 757 Относительно истории более важное исключение составляюсь только пастырские послания ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Пораженный Господом на горе искушения, в самом начале общественного служения Христова, дух искуситель оставил Господа «до времени», а не навсегда ( Лк.4:13 ) и вот, по его действию, все время общественного служения Христова было временем искушения то со стороны народных вождей, то со стороны народа, то даже со стороны учеников, часто не понимавших Его и делавших не то, что должно, – так что по слову Апостола Павла, Он искушен был по всему, кроме греха ( Евр.4:15 ; ср. Лк.2:18 ). И, несмотря на тогдашнюю слабость учеников, они пребыли верны своему Учителю, во всех и всяческих искушениях (кроме Иуды). Это был величайший подвиг их для Господа, хотя всего величия его они тогда еще и не понимали. Они и пребудут с Ним, предвидел Господь, до конца их жизни и не изменят Ему, и вот за это обещает им великую награду – «Царство», Царство Христово, Царство Мессии, которое Он основывает на земле при посредстве их и которого они будут по сему главными представителями. – «Да ядите и пиете» пр.: две черты этого царства указываются здесь в отношении к Апостолам, – блаженство их в этом царстве и честь (из чего видно, что царство это здесь, разумеется в его совершении главным образом, как царство славы). Блаженство Апостолов в Царстве Мессии изображается под обычным образом участия их в великой трапезе Царства Божия (см. прим. к Мф.8и парал.); честь же, даруемая им в этом царстве, представляется под обычным также образом восседания их на престолах для суда над народом еврейским (см. прим. к Мф.19:28 ). «Сказал: «да ядите и пиете», не потому, будто бы там будут яства и будто бы царство Его чувственное, ибо ответом своим саддукеям Он сам научил, что там жизнь ангельская ( Лк.20:36 ). Поэтому, слыша слова: «да ядите и пиете», никто да не соблазнится, но пусть понимает так, что они сказаны применительно к тем, которые пользуются почетом от царей мира этого. Ибо тех, которые разделяют трапезу царя, считают первенствующими над всеми. – Так и об Апостолах Господь говорит, что Он предпочтет их всем» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

29-го марта исполняется 50-ти летие церковно-общественного служения председателя Учебного Комитета при Святейшем Синоде и редактора «Церковных Ведомостей», протоиерея Петра Алексеевича Смирнова 1 . Юбиляр-сын соборного священника г. Мышкина, Ярославской губернии, родился 11-го марта 1831 года. Среднее богословское образование получил в местной духовной семинарии, а высшее в Московской духовной академии, курс которой окончил в 1854 году, со степенью магистра богословия. Московская духовная академия того времени, когда во главе ее стояли такие выдающиеся ученые и замечательные люди, как Ф.А. Голубинский, П.С. Делицын, А.В. Горский, а высшим руководителем и вдохновителем ее был мудрый Московский святитель-митрополит Филарет, – умела воспитывать крупные таланты, и притом отмеченные отсутствием тщеславия, сдержанностью в слове и уважением к чужой личности. Курс П. А. Смирнова так же не был обделен талантами. Достаточно сказать, что товарищами его по академии были А.Ф. Лавров, впоследствии Алексей, архиепископ Литовский, знаменитый канонист, – Михаил Лузин , скончавшийся в сане епископа Курского, известный ученый богослов, автор толкового Евангелия и других трудов по изучению Священного Писания , и Д. Ф. Голубинский . Вместе с ними, по окончании курса, Петр Алексеевич был оставлен в родной академии преподавателем, в звании бакалавра (по-нынешнему доцента) по кафедре еврейского языка и библейской археологии. Но преподавательская деятельность его в академии была непродолжительна. Сухой предмет, выпавший на его долю, не удовлетворял запросам его живой и чуткой души, требующей более свободной, творческой деятельности. Поэтому через 4 года, в 1858 году, он оставил академию и поступил во священники к церкви Московского вдовьего дома. Через несколько лет был переведен отсюда к церкви св. Космы и Дамиана на Малороссейке, а еще через 15 лет к церкви Петра и Павла на Басманной. На первых же порах своего священнического служения Петр Алексеевич заявил себя усердным и искусным проповедником. В записках С.М. Сухотина, напечатанных в «Русском Архиве», отмечены эти первые шаги молодого проповедника, сочувственно встреченные и по достоинству оцененные его немногочисленными еще в то время прихожанами. «Священник (вдовьего) дома», пишет С.М. Сухотин, «сказал прекрасную проповедь на текст: «покаяния отверзи ми двери, » где он указал на фарисейство, сокровенно в нас пребывающее и состоящее в самодовольстве, с соблюдением, по-видимому, всех нравственных правил со стороны хороших даже людей и так называемых благонамеренных». Под 19 марта 1861 люда С.М. Сухотин снова пишет: «сегодня священник во вдовьем доме на тот же текст сказал опять прекрасную проповедь против отчаяния духовного и мрачного настроения духа» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/p...

Антиохийские христиане через Варнаву и Савла передали пособие, собранное ими именно пресвитерам, так как пособие назначалось не одним только иерусалимским христианам, в среде коих пребывали и апостолы, но христианам вообще в Иудее. Варнава и Савл, вероятно, непосредственно и отдавали по частям пособие предстоятелям частных христианских обществ в Палестине, чтобы те сами уже, или через посредство диаконов, раздавали пособия нуждающимся, не обременяя этой заботой апостолов, устранивших от себя подобные заботы ( Деян.6:1 и дал.), чтобы беспрепятственно предаться высшему служению. Глава 12 В то время: тогда как Варнава и Савл посланы были из Антиохии в Иудею ( Деян.11:30 ) и пребывали там, исполняя поручение (25). – Ирод: это Ирод Агриппа I, сын Аристовула и Вереники, внук Ирода Великого, искавшего убить Господа по Его рождении ( Мф.2:1 ; Мф.2:13 и д.), племянник Ирода Антипы галилейского – убийцы Иоанна Крестителя ( Мф.14:3 и д.). Рожденный около 10 года перед Рождеством Господа и воспитанный в Риме, он получил от римского императора Кая Калигулы, вскоре по восшествии его на престол, тетрархию умершего дяди своего Филиппа (ср. прим. Мф.2:22 ; Лк.3:1 ) и тетрархию Лисания (ср. Лк.3:1 ) с титулом царя; вскоре затем ему досталась тетрархия и другого его дяди, Ирода Антипы; наконец, император Клавдий, преемник Калигулы, вскоре же по восшествии на престол, присоединил к его владениям Иудею и Самарию, так что Ирод Агриппа I, как и его дядя, владел всей Палестиной (Флав. Antt. 18, 7. 2. 19, 5. 1. 19, 6. 1. Bell. iud. 2, 9. 6. 2, 11. 5), так что на время его царствования отдельного римского прокураторства над Палестиной не было. Что касается до характера Ирода Агриппы I, то это был хитрый, ветреный и расточительный правитель. – Поднял руки на некоторых и пр.: точнее – наложил руки на некоторых из принадлежавших к Церкви, чтобы сделать им зло, т.е. употребив насилие ( Деян.5:18 ), приказал взять некоторых христиан в Иерусалиме (ср. ст. 19), а не в Кесарии – обычном месте пребывания тогдашних иудейских правителей – может быть потому, что прибыл туда на праздники Пасхи и опресноков (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

572 Если при этом есть очень важные отделения Луки, которых не достает у Маркиона, и Лк.22:35–38,42–44 , и в этих отделениях наши все три Евангелия согласны: то и сие, как и очевидно искаженное начало Маркионова Евангелия служит немаловажным свидетельством того, что Евангелие Маркиона не могло быть древнейшим независимым Евангелием. 573 В самом деле, тот обнаруживает недостаток или исторического смысла или психологического такта, кто сопоставляет канонические Евангелия относительно их внешнего исторического авторитета с неканоническими, или относительно их внутренних свойств – с апокрифическими. Дух апокрифических и канонических Евангелий так различен, что те и другие не могли произойти из одного и того же источника. И история наших канонических Евангелий, засвидетельствованная весьма определенными и недвусмысленными словами достоверных древних учителей Церкви, по которым они были в общем употреблении в Церкви во II столетии; а с другой стороны совершенно темная история неканонических Евангелий показывает, что один и тот же источник для этих двух классов Евангелий не может быть признан. Если не смотря на это с течением времени вновь возникла гипотеза, что канонические Евангелия произошли после неканонических и из неканонических во II и даже к концу II столетия (как будто Климент, Ириней, Тертуллиан и вся вселенская Церковь , свидетельствующая о канонических Евангелиях, могла, без всякого противоречия, вообразить и признать, что за 10–20 лет назад явившиеся книги суть книги за 100 лет ранее написанные апостолами!), и что канонические и апокрифические Евангелия обязаны своим происхождением одному и тому же духу любящего прикрасы предания, только в разной степени: то эта гипотеза уже сама на себя произносит суд. 574 Ср. очень важные места Иринея (adv. haev. 111, 1. 1 [§ 9. 1, пр. 4] и 111, 11, 7. 8; Тертуллиана (c. Marc. IV, 2. 5) [там же], Климента у Евсев. h. е. VI, 14 и др. 575 По свидетельству Иеронима Сотт. In Matth. Орр. Т. IV, Р. I. р. 3 ed. Mart. и ер. ad Algasiam 1. c. р. 197.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

– «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» стучит посетитель в дверь кельи о. Григория. «Аминь!» – радостно отвечает хозяин и спешит впустить гостя. Начинается беседа, всегда живая, непринужденная, всегда интересная. При этом о. Григорий и на свои письменные работы укажет и объяснит, что он в них сделал и что предстоит ему сделать. Научными трудами он занимался чрезвычайно прилежно, со всем жаром своей энергичной, жаждавшей знаний, души. От природы даровитый и хорошо учившийся раньше и в низшей, и в средней духовной школе, он легко поборол те трудности, с которыми приходится встречаться студенту академии при занятиях, особенно при писании курсового сочинения, долженствующего представлять собою в большей или меньшей степени обстоятельную, серьезную работу. Из вышедших в печати трудов о. Григория известны, напр.: Сочинение Блаженного Августина о граде Божием (De civitate Dei), как опыт христианской философии истории (Вера и Разум, 1891 г.); О. архимандрит Павел Прусский и значение его сочинений для полемики с расколом (Странник, 1892 г.); Третие великое благовестническое путешествие св. Апостола Павла. Опыт историко-экзегетического исследования (Богословский вестник, 1892 г.), – солидное исследование, за которое автор достойно подучил ученую степень магистра богословия, и др. При взгляде на о. Григория, обложенного книгами и тетрадями и работающего за письменным столом, мысль невольно переносилась к прошлому Московской Академии, когда в ней, под этими же старинными сводами, начинали свою ученую деятельность молодые иноки впоследствии высоко воспарившие на горизонте духовной науки – Филарет Гумилевский , Евсевий Орлинский , Агафангел Соловьев , Иоанн Соколов , Сергий Ляпидевский , Савва Тихомиров , Михаил Лузин и др., составившие славу родной almae matris. Думалось, что и о. Григорий Борисоглебский , подобно им, сделается крупною величиною в духовно-ученом мире и из малоизвестного пока в обществе студента-инока со временем превратится в прославленного научными трудами и административными заслугами архипастыря какой-либо из видных епархий нашей отечественной церкви...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

20. Ин. 21:20 . Пётр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Ин. 19:26, 13:1 д. 21. Ин. 21:21 . Его увидев, Пётр говорит Иисусу: Господи! а он что? 22. Ин. 21:22 . Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. Ин. 14:3 ; Откр. 22:12, 1:7, 9 . Душа Петра при этом последовании за Христом была всецело исполнена мыслью о своей мученической смерти, открытой ему его всеведущим Учителем и Господом и, как видно из дальнейшего, понятой Петром. Без сомнения, Пётр считал такую смерть, какую претерпел и его Господь, величайшей милостью Божией для себя и величайшей славой своей. Потому весьма естественно, что он, при виде возлюбленного ученика Господа, так же как и он теперь следующего за Ним, дерзнул спросить Господа, что же будет с этим учеником, готовится ли и ему тот же вожделенный путь страданий и мученической смерти, как и ему? Имея в виду указать именно на эту сторону вопроса Петрова, евангелист особенно указывает на ту черту, что вопрос относился именно к возлюбленному ученику Господа, которому в решительную минуту Господь открыл и предателя Своего (ср. 13:23–26). Но Господу не угодно было открыть образ кончины Своего возлюбленного ученика; Он ответил Петру, что это не его дело (ср. Деян. 1:7 ); довольно для него, если он будет знать о себе, а до других что ему (ср. Злат.)? Ему нет нужды знать сие и нет пользы от сего. – Чтобы он пребывал: т. е. оставался жив, не увидел не только насильственной, мученической кончины, но и естественной (ср. 12:34). – Пока приду: разумеется второе пришествие Господа, когда оставшиеся в живых не подвергнутся смерти, а только внезапному изменению ( 1Сол. 4:17 ; 1Кор. 15 и далее). Если бы Я захотел (так можно перефразировать слова Господа), чтобы ученик тот оставался жив всегда, что тебе до того? Ты следуй Мне по пути страданий и смерти Моей, а у него может быть и другой путь. 23. Ин. 21:23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– Этот поворот, без всякого сомнения, сопровождался единодушием или, лучше, внутренним взаимным окреплением народного духа, которое в свою очередь взаимодействовало на укрепление его религиозного возбуждения и развитие религиозных потребностей. – Теперь можно было ожидать, к чему прямо обратится народ, когда блеснет ему луч надежды на возвращение, когда, наконец, будет издан указ о возвращении. Первым делом его было устроить несколько Иерусалим и храм, и он строит его, не смотря на все препятствия; потом – восстановить богослужение по закону Моисееву, по возможности, с великолепием Давидовских и Соломоновских времен и с улучшениями, введенными некоторыми из последующих царей, и из книг Ездры и Неемии мы действительно видим, что то было одною из насущных забот народа; потом уже нужно было позаботиться и о расселении возвратившихся из плена по установлениям Моисея и Навина, по коленам. Писатель книг Паралипоменон, живший в это самое время и удовлетворяв этим потребностям народа, генеалогическими таблицами возвратившихся и подробным описанием дел царей, начиная с Давида, относительно Иерусалима, храма и богослужения, с краткими изображениями судеб Еврейского народа, и в то время, когда он не противился Иегове, и – когда он разгневлял Иегову. Как восполнение этих повествований, в удовлетворение тех же потребностей, но с показанием новых событий по местам, в то же время являются книги Ездры и Неемии. Об источниках, которыми пользовался писатель книг Паралипоменон и к которым он часто отсылает читателя, желающего короче ознакомиться с Еврейскою историею периода царей, мы говорили уже, когда рассматривали и сравнивали указания на подобные источники в последних двух книгах Царств. Мы сказали; что «книги словес дней Соломоновых» и «книга словес дней царей Иудейских и Израильских» – по вероятнейшим соображениям, не что иное, как записи пророков или учеников пророческих, состоявших под влиянием пророков, записи, веденные этими посланниками Божиими, повременно и преемственно в продолжение всего периода царей, от Соломона до плена, и составившие подробную летопись царств Иудейского и Израильского, веденную в хронологическом порядке; частные же писания об известных царях, на которые указывается в книгах., суть или извлечения из тех же книг царей Иудиных и Израилевых под частным заглавием и с именем пророка, вписавшего их в книгу царей Иудиных и Израилевых, или же отдельные монографии царей, написанные пророками и содержавшие подробнейшую историю известных царей, монографии, написанные или теми же лицами, которые записывали события в общую летопись, или же другими, жившими после.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010