Мф.20:31 . Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! «Народ заставлял их молчать»: чтобы они не беспокоили Иисуса Христа. Вероятно, Иисус Христос в это время поучал народ, и народу не хотелось, чтобы великий Учитель прервал Свою беседу ради слепцов». – «Еще громче стали кричать»: новое свидетельство их сильной веры и надежды на помощь Спасителя, и Господь внял этой вере и молению их. Мф.20:32–33 . Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. «Чего вы хотите от Меня»: «для чего Он сделал таковой вопрос слепцам? – Дабы кто не подумал, что Он дает совсем не то, чего они хотят» (Злат.). Мф.20:34 . Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним. «Умилосердясь»: «это милосердие было единственною причиною всех врачеваний; по нему-то Он и в мир пришел. Однако Иисус Христос, сия воплощенная милость и благодать, искал достойных. А что слепые были достойны, сие видно как из их усиленного вопля, так и из того, что они, получив исцеление, не отстали от Иисуса Христа, как делали многие, непризнательные к благодеяниям Его... но пошли вслед за Ним... Отсюда научись, возлюбленный, что сколько бы мы ни были бедны и отвержены, но с истинным усердием приходя к Богу, сами собою можем испросить у Него все, что ни потребуется. Поревнуем и мы сим слепцам. Пусть Бог медлит ниспослать нам дары Свои; пусть многие отклоняют нас с пути молитвенного, будем продолжать свою молитву, ибо сим самым умилостивим Бога. Посмотри на слепцов, и ты увидишь, что ни нищета, ни слепота, ни мысль, что они не будут услышаны, ни запрещение народа, ничто не остановило их. Такова-то душа пламенная и терпеливая!» (Злат.). Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томах)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга первая. Евангелие от Матфея. ISBN 985-6503-68-х Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Беда Достопочтенный , св. Гомилии на Евангелия//Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII вв. Новый Завет. Т. 2: Евангелие от Марка/Пер. с англ., греч., лат., сир. Тверь: Герменевтика, 2001. С. 189. 341 Конечно, нельзя не вспомнить сопутствующую исцелению гадаринских бесноватых гибель стада свиней. Но животные были уничтожены бесами; со стороны Христа это было попущением. Господь позволил бесам перейти в свиней, чтобы обнаружить цель действия бесов в мире – нести разрушение и погибель. 344 Аграфы – это незаписанные в Евангелиях изречения Христа, дошедшие до нас через творения древних христианских авторов. 345 «Милосердие, человеколюбие и неизмеримое богатство милости Божией, по словам Иезекииля, кающегося во грехах принимает как праведного и безгрешного; а того, кто от благочестия или праведности впадает в нечестие и беззаконие, признает грешником, неправедным и нечестивым. Поэтому-то наш Господь Иисус Христос сказал в чем Я найду вас, в том и буду судить» ( Иустин Мученик , св. Разговор с Трифоном иудеем. 47). 347 Язычников, которые принимали ветхозаветную религию, называли прозелитами (обращенными). Прозелиты разделялись на два класса: пришельцев врат и пришельцев правды, отличавшихся между собой степенью принятия веры иудеев. Прозелиты врат – это язычники, не принявшие обрезания, но почитавшие единого Бога и соблюдающие некоторые заповеди (например, удаление от идолопоклонства, кровосмешения, убийства, воровства). Прозелиты правды принимали обрезание и выполняли все постановления Закона Моисеева. 348 Епископ Михаил (Лузин) в толковании на Евангелие от Иоанна соотносит эту историю и рассказ историка IV века Евсевия Кесарийского о посольстве ко Христу от царя Едессы Авгаря, который известен не только тем, что получил нерукотворный образ Спасителя, но и предложением Христу поселиться у него при дворе и обещанием почета. По предположению владыки Михаила эллины хотели предложить Христу, который часто появлялся в пределах языческих, нечто подобное: уйти от злонамеренности иудеев и обратиться с проповедью к тем, кто ее примет, – к язычникам. В любом случае в желании эллинов, особенно в свете ответа Христа, нельзя не увидеть желания войти в Его Царство: «Язычники, принявшие иудейство, не удовлетворяются им и прямо идут к Нему с своими религиозными потребностями, с своими думами, надеясь в Нем найти им удовлетворение и разрешение; это как бы первое проявление утренней зари нового мира, в котором ограда, разделявшая народ Божий от язычников, падет и в котором Царство Христово распространится на весь мир, где будет единое духовное стадо и един Пастырь ( Ин. 10: 16 ). (См.: Михаил (Лузин) , еп. Толковое Евангелие от Иоанна. С. 438–440).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

– Истинно, истинно говорю и пр.: с усиленным указанием на истинность Своего ответа Господь говорит совопросникам, что Он древнее Авраама, что Он вечен. Прежде, нежели был, т. е. родился и жил Авраам, Я есмь. Последнее выражение – Я есмь указывает не на то только, что Господь был прежде Авраама, но на вечность Его. Оно напоминает изречение (а может быть, и заимствовано из него) Псалмопевца, в котором он изображает вечность Бога Иеговы прежде даже горам не быти и создатися земли, вселенней, от века и до века Ты еси ( Пс. 89:2 ). Так ясно Христос учит о Своей вечности и, следовательно, о Своём божестве (ср. Злат, и Феофил.). Так поняли и иудеи эти слова Его, как видно из дальнейшего. 59. Ин. 8:59 . Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошёл далее. Ин. 10:31 ; Лев. 24:16 ; Ин. 12:36 ; Иер. 36:36 ; Лк. 4:30 . Взяли каменья и пр.: этот светлый луч божества Христова в словах Его – Я вечен, Я сущий, как Иегова Бог, вместо того, чтобы просветить духовный взор иудеев, ещё более, по неверию их, ослепил их. Они увидели в словах Господа богохульство и как богохульника намеревались предать немедленно смерти чрез побиение камнями (ср. 10 и далее). Впрочем, дело, может быть, имело вид более угрозы, так как для них самих небезопасно было подобное самоуправство, со стороны римлян. – Взяли камни: которые, вероятно, тут же во дворах храма лежали, будучи приготовлены для храмовых построек, так как отстройка всего храма не была ещё окончена. – Скрылся и вышел: выражения не указывают прямо на чудесное в сем случае сохранение Христа от побиения камнями. Он скрылся, может быть, в массе народа, наполнявшей двор храма, где Он учил, массе, которая не была так враждебна к Нему, как её мнимые духовные руководители. Окружённый учениками и народом, Он прошёл посреди них и пошёл далее. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф. 23:16 . Неужели и мы слепы: тон, очевидно, насмешливый со стороны фарисеев, которые при сем были. Они знали, какое Господь имеет понятие о них, подумали, что Он, конечно, считает их в числе невидящих и слепых (уразумели ли они различие между теми и другими в речи Господа?) и насмешливо спрашивают, неужели они, законники, мудрецы и руководители народной жизни, тоже слепые – невидящие или ослепшие? Зная мнение о себе Господа, они даже и не подозревали, что Он причисляет их к видящим и сейчас от собственных их уст будет судить их, и потому ответ Господа на этот насмешливый вопрос должен был особенно поразить их. Если бы вы были теми невидящими, о которых говорю Я, слава бы Богу, потому что вы не имели бы греха, т. е. ваше неверие было бы грехом неведения и слабости, а не ожесточения и противления истине; те – невидящие могут получить просвещение и уверовать в истину, и грех неведения простится им; простился бы и вам, если бы вы были таковы, и вы не имели бы на себе греха. – Но вы говорите что видите: вы считаете себя толкователями откровения божественного, у вас под рукой закон и пророки, в коих вы можете видеть истину, а вы ей противитесь. Потому грех ваш не есть грех неведения и слабости, а грех упорства и ожесточённого противления истине, и этот грех остаётся на вас. Он не прощается и не простится вам, потому что при таком направлении вы не можете обратиться к истине и вере и получить изглаждение этого греха; он так и остаётся и останется на вас. Грех неведения и слабости есть грех против Сына Человеческого, а всякий грех и даже хула на Сына Человеческого простится. Грех же ожесточения и упорства против познанной истины есть грех против Духа Святого, а грех против Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем ( Мф. 12:31–32 и прим.), и потому грех остаётся, и останется на вас. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭКЗЕГЕЗА, общее название для обозначения библ. науки в византийском культурном регионе, на Западе в период между 5 и 14 вв., в древней Руси и ср.-век. иудаизме. Византийская библеистика непосредственно продолжала линию святоотеческой экзегезы. Западная предсхоластическая экзегеза (5–12 вв.), подобно византийской, следовала патристич. традиции, особенно латинской (блж.Иероним, блж.Августин и др.). Толкования этого времени были, как правило, лишены творческой оригинальности и носили характер катен. Из раннеср.-век. зап. толкователей наиболее известны Викентий Лиринский , Кассиодор, Исидор Севильский , Беда Достопочтенный , Петр Ломбардский, аббаты Сен-викторского мря Ришар и Гуго (ум.1145), составивший общие примечания к Библии. Большинство из них, как замечает еп. Михаил (Лузин) , -«обратилось к мелочной работе над так называемыми глоссами и глоссемами: без связи, без мысли большею частию, собирали замечания о том или другом слове, о том или другом выражении и вписывали их на полях между строками своих экземпляров Библии или помещали их в виде схолий на те или другие отделения схолий, крые поражают своей бессвязицей, противоречиями, бессмыслием; что кому нравилось, тот то и записывал без всякой критики». Схоластика отличалась более систематич. характером и ориентировалась на наследие Аристотеля. Древнерусская библеистика была сосредоточена гл. обр. на проблемах перевода и исправления списков свящ. книг (свт. Алексий Московский ; Максим Грек ) Западная мистическая С.э. – «У мистиков преобладал так называемый нравственный элемент, или смысл Писания. Они избирали такие места в особенности, крые преимущественно служили возбуждению созерцательного настроения. Ветхий Завет, разумеется, пользовался здесь преимуществом, так как здесь более предметов, могущих воспламенить фантазию. Но из всего Ветхого Завета ни одна книга не пользовалась таким уважением у них, как глубоко таинственная книга Песнь Песней» (еп. Михаил Лузин) . Самое известное толкование на нее написал Бернар Клервоский (1090–1153), великий реформатор зап. монашества. Он интерпретировал Песнь песней как аллегорич. изображение диалога души с Богом. Идея Третьего Завета и Вечного Евангелия была положена в основу толкования Библии итал. мистиком Иоахимом Флорским. Францисканский богослов Бонавентура (1221–74) написал мистич. комментарий на Шестоднев. Католическая традиция: от средневековья до II Ватиканского собора Католическая библеистика вообще

http://azbyka.ru/ekzegeza

– Об обстоятельствах вознесения евангелист говорит здесь (как и Марк) кратко, подробнее же излагает в книге Деяний ( Деян.1:3–11 ). – «Подняв руки свои»: символическое действие благословения и молитвы (ср. Лев.9:22 ). – «Благословил их»: самые слова благословения здесь не изложены. Не они ли отчасти изложены в книге Деяний Деян.1:9 , сходные с приведенными выше (ст. 49) и так приличествующие Учителю-Искупителю при прощании Его с учениками, будущими проповедниками Евангелия Христова во всей вселенной? «Стал отдаляться от них и возноситься на небо»: см. Деян.1и прим. к Мк.16:19 . Лк.24:52–53 . «Поклонились Ему»: не в знак только прощания, но в смысле религиозного поклонения, которое подобает возносящемуся к Отцу Своему Богочеловеку. – «С великою радостью»: несмотря на разлуку со своим возлюбленным Учителем и Господом, ученики Его чувствуют не скорбь (как прежде, когда Он только еще предсказывал им об этом, Ин.16:6–7 ), но великую радость. Радость эта происходила от того, что они своими очами видели теперь Господа, входящего «в славу свою» (ст. Лк.24:26 ) и ожидали исполнения обетования Его о ниспослании на них Св. Духа. Эта глубокая радость их – сильное доказательство величайшей перемены, происшедшей в их духовном настроении в продолжении этих последних 40 дней пребывания с ними Господа. Они как будто переродились теперь и – слабые и по временам непонятливые, являются с этого времени могучими, непобедимыми и премудрыми, особенно по сошествии Св. Духа на них в день Пятидесятницы. – «Пребывали всегда в храме» или горнице ( Деян.1:13, 2:1 ), по преданию – в той, где совершена была тайная вечеря.– «Пребывали всегда» и пр.: до дня Пятидесятницы ( Деян.2:1 ), в продолжение 10 дней со дня вознесения. – «Прославляя и благословляя Бога»: торжественное выражение того духовного состояния, молитвенного и вдохновенного, в каком находились ученики Христовы, ожидая исполнения обетования своего Господа – сошествия Духа Святого. – Аминь. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга вторая. Евангелие от Марка и Луки. ISBN 985-6503-67-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

У пророка Даниила ( Дан.1:20; 5:7 – 11 ) волхвами называется некоторое сословие людей просто мудрых, а в других местах Ветхого Завета ( Лев.19:31 ; 2Пар.33:6 ) этим словом означаются люди, употреблявшие во зло свои тайные, впрочем необычайные познания. Так и в книге Деяний ( Деян.8:9; 13:8 ). И языческие писатели не одинаковое соединяли понятие с именем волхва. Волхв означает у них иногда жреца и наставника в религии, иногда провещателя (augurans, divinans), иногда – философа и наблюдателя природы, иногда частнее – астронома или астролога. Но как магия, наука в начале своем невинная и полезная, в последующем времени иногда употребляема была во зло, так и имя мага или волхва и у писателей языческих имело иногда нехорошее значение, в смысле колдуна, волшебника, знахаря, чародея. Все эти разные значения имени мага можно привести к двум общим понятиям – действительно мудрого и зломудрого. Рассматривая сказание Матфея о волхвах, приходивших на поклонение Христу, не трудно заметить, что это были маги в добром и даже высоком смысле слова. 1) Отечественная страна их, как сейчас увидим, была Персия; а волхвы персидские, по свидетельству самих греков, никогда не были тем, чем были поэты, волшебники и шарлатаны греческие и римские, каких так много расплодилось около времени Рождества Христова. Религия и изучение природы, особенно астрономии, были единственным занятием магов персидских, как и древних индийских. 2) Из Евангелия видно, что волхвы, поклонявшиеся Христу, от Самого Бога получили себе наставление об избрании пути для возвращения в отечество. 3) Особенности их путешествия в Иудею, и особенно их поклонение и дары Христу, заставляют предполагать, что они и прежде не оставались без особенного Божественного руководительства, по крайней мере такого, какое могли принимать от Бога лучшие язычники (пример Корнилия сотника, жены Пилата и под.). 4) Во всей их истории открываются качества душ добрых и благоговейных. Они были астрономы или астрологи, ибо умели отличить звезду царя иудейского от всех прочих звезд, но – такие, которые в явлениях неба умели примечать сокровеннейшие пути высшей силы. Их поклонение и дары свидетельствуют о глубоком их благоговении к Божеству. Они имели столь добрые и чистые души, что могли принимать божественные внушения и им повиноваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/a...

«И услышав, ученики пали» и пр.: чувствуя присутствие в облаке Бога, слыша Его голос, видя великих Моисея и Илию, с Иисусом Христом преобразившимся, ученики очень испугались и пали ниц. «Хотя и прежде такой глас был при Иордане, при стечении народа, но никто не испытал ничего подобного, и после опять, когда и гром был, как говорили ( Ин.12:28–29 ), никто не испытал подобного. Отчего же поверглись они ниц на горе? Причины тому: уединенность и высота места, глубокое молчание, преображение, соединенное с (их) ужасом, свет чрезвычайный и облако простертое; все это повергло их в сильный трепет» (Злат.). Мф.17:7–9 . Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. «Иисус запретил им, – никому не сказывайте» и пр.: Господь преобразился для полнейшего удостоверения Своих довереннейших учеников в том, что Он есть действительно и истинно Мессия, исповеданный Петром. Закон требовал двоих или троих свидетелей для удостоверения в истинности чего-либо ( Втор.17:6 ). Здесь было три свидетеля, и истинность чудесного преображения, доказывавшего божественность Иисуса Христа, была и по закону выше всякого сомнения. Впоследствии один из свидетелей этого чудесного события Апостол Петр воспоминал о нем, как о непререкаемо-достоверном, представляя его в доказательство божества Христова ( 2Пет.1:16–18 ). Другим рассказывать об этом было до времени не нужно: «ибо, чем более стали бы рассказывать о Нем чудесного, тем труднее для многих было бы тогда верить этому. Притом соблазн о кресте от того еще более увеличивался бы. Потому-то Он велит им молчать, и не просто велит, но снова напоминает им о страданиях Своих, как будто бы приводя причину, по которой Он повелевал им молчать. Впрочем, Он не навсегда запретил им открывать это, но только до тех пор, пока Он восстанет из мертвых...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– Во всех этих сочинениях еретиков, сколько можно заключать по отрывкам из них у древних писателей и из свидетельств самих этих писателей, видно стремление к общим теоретическим исследованиям Библейских книг, но с точки зрения их собственной системы, следовательно – односторонней. Но важно здесь возбуждение мысли к раскрытию и разъяснению этих общих теоретических начал. Это направление к более научному и теоретическому исследованию Библии отразилось и началось и в недрах самой Церкви, разумеется с другой точки зрения. б) В недрах Церкви и само собой должно было явиться и развиться стремление к общему теоретическому толкованию Библии, – по мере того, как Церковь входила в другое положение. Чисто практические интересы, когда основы ее выяснились, и установилась она твердо, так что могла противостать всем гонениям, не могли занимать всего внимания представителей ее; потребность более глубокого теоретического изъяснения предметов веры и жизни должна была почувствоваться сильнее, чем в первое время непосредственности и восторженности общей веры, а это вело к более подробному, точному и систематическому изучению основы учения и веры, – Библии. Принятое в популярной форме от священных писателей слово и разъясняемое пока в той же популярной форме, соответственно потребностям, оно должно было быть наследовано теоретически и научно, ибо должно было встать лицом к лицу с выросшею на другой почве спекуляцией лжеучений и с результатами ее. Научным стремлениям еретических толкований со стороны апологетов должно было быть противопоставлено таковое же в интересе более действенной апологетики, и в интересе предохранения верующего от увлечения неправильной теорией и внешне глубоким пониманием Библии, хотя и неправильным; нужно было заменить это своим, столь же глубоким, столь же теоретически научным, но правильным. – Наконец, в христианских обществах начали появляться люди, особенно богатые духовными дарованиями, с философским греческим образованием, с потребностью отчетливой, систематической, научной мысли, – люди, которые и без постороннего интереса, по внутреннему требованию развитой мысли, могли и должны были привнести научные интересы в изучение Библии, ради уяснения для себя предметов веры и ведения, и которые с энергией и жаром принялись за это дело особенно когда были еще внешние к тому побуждения, – польза другим, борьба с еретиками, апологетика и пр. Так, и в недрах самой Церкви с последней половины 2-го в. явились более или менее обширные труды по части толкования Библии, имевшие более или менее научный характер, основанные на развившихся и определившихся, более или менее ясно сознанных, общих теоретических началах и правилах толкования. К сожалению, эти труды далеко не все дошли до нас в полном виде; о некоторых знаем только из отзывов древних писателей, из некоторых сохранились только отрывки у них же.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/b...

Святой апостол Иоанн Богослов указывает, что ученики проплыли 25 или 30 стадий. Принимая римские стадии за 185 м, получаем от 4625 до 5550 м, или в среднем около 5 км. Измерение с помощью Яндекс Карт расстояния от Тиверии до Капернаума даёт около 10 км по прямой, ну и чтобы было понятно, о чем идет речь, на экран выведена карта, которую вы тоже видите – я думаю, все без труда находят Тивериаду и Капернаум. Таким образом, вне зависимости от маршрута плавания, встреча лодки с пришедшим Господом произошла где-то на середине пути, среди озера, ближе к его северо-восточному берегу. Однако евангелист говорит далее, в 21-ом стихе, что они – ученики – хотели принять Его в лодку, и: «εθως γνετο τ πλοον π τς γς ες ν πγον». «Тотчас достигла лодка земли, куда медленно продвигалась» – можно так  перевести. В церковной традиции толкования данный факт рассматривается как чудо, которое сотворил Господь Иисус Христос. Епископ Михаил (Лузин) при этом подчёркивает, что из конструкции греческой фразы отнюдь не следует, что Христос не вошёл в лодку. Как раз наоборот, только после этого лодка и пристала к берегу. Однако иначе рассуждают представители скептического направление в экзегезе. Для них эта деталь из Евангелия от Иоанна является одним из подтверждений того, что Господь шёл не по воде Тивериадского озера, а вдоль его берега. При этом они отталкиваются от выражения: «π τς θαλσσης», которое может быть переведено различно: или «по морю» или «вдоль моря». Какие же аргументы можно привести против подобного подхода? Если предположить, что ученики плыли в Генисарет, то расстояние от Тиверии до этого селения действительно около 5 км. Но Иоанн Богослов в 24-ом стихе ясно указывает, что искавшие Христа люди нашли Его в Капернауме, который в таком случае и был пунктом назначения, а ученики, получается, были только на середине пути, когда встретили Господа. Кроме того, имеется очевидный психологический аргумент. Ученики, увидев идущего «π τς θαλσσης» Иисуса, испугались, по-гречески «φοβθησαν», от глагола φοβμαι – бояться, устрашаться, так что Ему пришлось их даже успокаивать: «Εγ εμι μ φοβεσθε»  – «Я есть, не бойтесь».

http://azbyka.ru/video/hozhdenie-hrista-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010