еп. св. Иннокентий (Кульчицкий; 15 янв. 1727 - 27 нояб. 1731); еп. Иннокентий (Нерунович; 5 июня 1732 - 26 июля 1747); еп. св. Софроний (Кристалевский; 18 апр. 1753 - 30 марта 1771); еп. Михаил (Миткевич; 2 авг. 1772 - 1 авг. 1789); еп. Вениамин (Багрянский; 9 дек. 1789 - 8 июня 1814); еп. Михаил (Бурдуков; 18 окт. 1814 - 5 июня 1830; с 1826 архиепископ); архиеп. Ириней (Нестерович; 26 июля 1830 - 28 июня 1831); архиеп. св. Мелетий (Леонтович; 18 июля 1831 - 22 июня 1835); архиеп. Иннокентий (Александров ; 22 июня 1835 - 23 апр. 1838); архиеп. Нил (Исакович; 23 апр. 1838 - 24 дек. 1853); архиеп. Афанасий (Соколов ; 24 дек. 1853 - 3 нояб. 1856); архиеп. Евсевий (Орлинский ; 3 нояб. 1856 - 29 авг. 1860); архиеп. Парфений (Попов; 13 сент. 1860 - 21 янв. 1873); архиеп. Вениамин (Благонравов; 31 марта 1873 - 2 февр. 1892); архиеп. Тихон (Донебин-Троицкий; 23 марта 1892 - 28 июня 1911); архиеп. Серафим (Мещеряков ; 25 июля 1911 - 16 дек. 1915); архиеп. Иоанн (Смирнов; 13 янв. 1916 - 3 дек. 1918); еп. Зосима (Сидоровский; дек. 1918 - 13 апр. 1920; 24 авг.-окт. 1922, вторично); архиеп. Иаков (Пятницкий ; 29 мая - 12 июля 1920); архиеп. Анатолий (Каменский; 12 июля 1920 - 13 июля 1922; 24 июля - авг. 1924, вторично); архиеп. Гурий (Степанов ; февр.-июль 1924); еп. Иоанн (Братолюбов ; июль-авг. 1924), еп. сщмч. Кирилл (Соколов ; 11 сент. 1924 - 9 (?) окт. 1925); Киренский еп. Ираклий (Попов ; окт. 1925 - сент. 1926; сент. 1926 - 18 нояб. 1926, в. у.); Охотский еп. Даниил (Шерстенников ; 18 нояб. 1926 - 1927, в. у.); Нижнеудинский архиеп. Киприан (Комаровский ; 15 сент. 1927 - 1928, в. у.); Спасский еп. Варсонофий (Лузин ; май 1928 (по др. сведениям, 24 апр. 1929) - 25 июня 1930, в. у.); архиеп. Дионисий (Прозоровский ; 25 июня 1930 - 16 июня 1933); архиеп. Павел (Павловский; 16 июня 1933 - 24 нояб. 1937); Новосибирский архиеп. Варфоломей (Городцов; 1943-1948, в. у.); архиеп. Ювеналий (Килин; 3 июня 1948 - 21 февр. 1949); архиеп. Палладий (Шерстенников; 21 февр. 1949 - 20 февр. 1958); архиеп. Вениамин (Новицкий; 20 февр. 1958 - 31 мая 1973); архиеп. Владимир (Котляров ; 31 мая 1973 - 17 апр. 1975); еп. Серапион (Фадеев; 17 апр. 1975 - 24 апр. 1980; с 9 сент. 1979 архиепископ); еп. Мефодий (Немцов ; 27 апр. 1980 - 16 июля 1982); архиеп. Ювеналий (Тарасов ; 16 июля 1982 - 26 дек. 1984); архиеп. Хризостом (Мартишкин; 26 дек. 1984 - 26 янв. 1990); еп. Вадим (Лазебный; с 4 февр. 1990; с 25 февр. 2000 архиепископ). Монастыри

http://pravenc.ru/text/674055.html

Первая имела в виду рядовых читателей, которые с нетерпением ждали изъяснения слова Божия. Для них Михаил Лузин написал «Толковое Евангелие» (М., 1870–1874, т. 1–3) и «Толковый Апостол» (Киев, 1890–1897, т. 1–2), обширную компиляцию, преимущественно из отцов Церкви и протестантских авторов ортодоксального направления. Гебраист Московской Духовной Академии Павел Горский–Платонов (1835–1904) подверг эту работу резкой критике за ее несамостоятельный характер. Но Михаил Лузин считал, что упущено слишком много времени, а насущная потребность не терпит промедления. Второй его задачей был ответ на вызов европейской отрицательной критики. До тех пор православные библеисты чаще всего обходили ее молчанием, поскольку духовная цензура запрещала излагать идеи рационалистов на страницах церковных журналов и книг. Реформа 60–х годов и некоторые цензурные послабления способствовали проникновению в Россию радикальных западных веяний. Между тем, этот период был на Западе периодом бурного развития историко–литературной критики Библии (Г. Эвальд, Г. Гольцман, Э. Ренан, К. Граф и другие). Поэтому Михаил Лузин считал, что русская библеистика должна высказать компетентное суждение о критических гипотезах. «На мою долю, — говорил он, — выпал жребий сделать в доступной мне области первый у нас опыт открытогосостязания с современными отрицательными учениями»  . Его полемический труд о Ренане, написанный сразу же после выхода нашумевшей «Жизни Иисуса», был представлен им как докторская диссертация. Публичная ее защита стала важным церковным событием. На ней присутствовали многие представители образованных московских кругов. Впервые деструктивные идеи в области библеистики тщательно излагались и подвергались научно–богословскому анализу. Эту критическую работу Михаил Лузин продолжил в цикле своих лекций, изданных посмертно под заглавием «Библейская наука» (Тула, 1898–1906). Он положил начало новому направлению в русской библеистике, которое учитывало достижения и ошибки библеистики западной. У Михаила Лузина было немало талантливых учеников, которые трудились впоследствии уже вполне самостоятельно, обогатив православную науку о Священном Писании ценными комментариями и монографиями по священной истории, библейскому богословию, археологии, исаго–гике и текстологии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

53 . Лебедев В. Послания святых Апостолов и Апокалипсис. Послание святого апостола Павла к Римлянам. Тамбов, 1901. 54 . Левитов П.В. В защиту юридической теории искупления//Вера и разум. 1916. 5. С. 385–620. 55 . Лопухин А.П. Толковая Библия . СПб., 1912. T. 10. 56 . Малахов Н. Тайна спасения//Вера и разум. 1911. 11. С. 517–583. 57 . Мень А., прот. Словарь по Библиологии. Загорск, 1986. Т. 5. 58 . Мефодий (Смирнов) , архиеп. Псковский. К Римлянам послание святого апостола Павла с толкованием. М., 1815. 59 . Михаил (Лузин) , архим. Введение в новозаветные книги Священного Писания. М., 1869. 60 . Михаил (Лузин) , еп. Библейская наука. Академическое чтение по Священному Писанию Нового Завета. М., 1900. 61 . Михаил (Лузин) , еп. Святой апостол Павел и его послания. Тула, 1905. 62 . Михаил (Лузин) , еп. Академическое чтение по Священному Писанию Нового Завета. Римская Церковь и послание к Римлянам. Тула, 1905. 63 . Михаил (Мудьюгин) , архиепископ. Вера в богословии апостола Павла//ЖМП. 1982. 12. С. 125–127. 64 . Михайловский В. , прот. Жизнь святого апостола Павла. СПб., 1872. 65 . Морошкин М., свящ. Послания святого апостола Павла и новейшие исследования о них//Православное обозрение. 1867. 4. С. 448–451. 66 . Мышцын В. Учение апостола Павла о законе дел и законе веры. Сергиев Посад, 1894. 67 . Муравьев В. Новый человек по апостолу Павлу//Вера и разум. 1907. Т. 1. Ч. 2. С. 519–528, 613–622. 68 . Некрасов А. Чтение греческого текста Деяний и посланий Апостольских. Казань, 1892. 69 . Несмелой В., проф. Наука о человеке. Т. 2. Метафизика жизни и христианское Откровение. СПб., 1901. 70 . Никанов (Каменский), еп. Общедоступное объяснение первых семи посланий святого апостола Павла. СПб., 1901. 71 . Никанор (Каменский) , еп. О жизни святого апостола Павла и его посланиях, СПб, 1908. 72 . Никольский Н. М. Иисус и первые христианские общины. М., 1918. 73 . Оксиюк М.Ф. Учение апостола Павла об оправдании. К., 1914. 74 . Палько В. Греховность всего человечества по учению святого апостола Павла/Курсовая работа. Загорск, 1957.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Но по тому как он вел себя чувствовалось, что он был верующий христианин. Он строгий был человек, но исключительно доступный и к студентам относился очень хорошо. Если к нему приходили люди с просьбами, он никогда ни в чем не отказывал. Мы чувствовали, и я сразу почувствовал, что это человек религиозный. Есть одна латинская поговорка, которая мне очень нравится: «Tacet sed loguitur», то есть «Молчит, но проповедует». Профессор Егоров о религии молчал, но само содержание его лекций проповедовало о его религиозных убеждениях. Повторяю, что он прямо о Боге ничего не говорил, но по его лекциям, мы чувствовали что это религиозный человек, и что он преподает нам науки не в каком-то материалистическом духе, а в духе идеалистическом. Был и другой профессор, потом он стал академиком – Николай Николаевич Лузин. Это был человек, которого я считал гениальным. Он приходил на лекции к нам и говорил: «Я никогда не готовлюсь к лекциям. Я не хочу передавать вам жвачку, продуманное. Будем рассуждать. Вот мы доказали такую-то теорему, а как перейти к следующей?» И вел рассуждения. Этот человек учил нас мыслить. Если бы это был рядовой ученый, не интересно было бы его мысли слушать, он мог бы и ошибаться. А Лузин был гениальный человек и часто он хотя и ошибался, но и ошибки его были поучительны и интересны. Заметив сам свои ошибки, он затем говорил: «Прошло два часа. Знаете, мы не получим таким путем результата. Надо было идти по другому пути. Почитайте книжечку, а я вам в следующий раз буду другое доказывать». Это был гениальный человек. Он жил на Арбате и был прихожанином Николоявленского храма. Этот храм тоже был уничтожен, на этом месте теперь цветочный магазин. Лузин был близкий друг отца Павла Флоренского. Теперь опубликована переписка между отцом Павлом Флоренским и Николаем Николаевичем Лузиным. Лузин его очень почитал; отец Павел Флоренский даже венчал их с супругой. Еще один профессор был в Московском университете – Николай Николаевич Бухгольц. Фамилия немецкая, но давно обрусевшая.

http://pravoslavie.ru/36608.html

О закладе каменной церкви Николы Мокрого сообщала грамота, данная митрополитом Ро­стовским Ионой священнику Иоанну Дранишникову с приходскими людьми 6 августа 1665 года, которой владыка благословлял «по указу Великого Государя царя Алексея Михайлови­ча, по обещанию прихожан, поставить царское богомолье холодную церковь каменную, во имя Святого Николая Чудотворца, да к той же церкви два придела во имя Святителя Алексея Митрополита Московского Чудотворца, да Святой Великомученницы Варвары». Храм сооружался на средства купцов Астафия Лузина и Андрея Лемина и посадских лю­дей Фёдора Выморова и Стефана Тарабаева. Они были прихожанами храма- записаны в пере­писных книгах Спасской сотни за 1646-1671 годы (кроме Лемина, сведений о котором обна­ружить не удалось): «Федка Елеуфериев сын Выморов, у него сын Серёжка», «Степан Васи­лев сын Тарабаев», а так же сыновья Астафия Лузина «Ондрей да Семён с братьями Ылею да с Михаилом». К началу строительства и сам Астафий Осипов Лузин и его сыновья были купцами гости­ной сотни. Под Новоторговым уставом царя Алексея Михайловича 1667 года среди «луччих торговых людей» Московского государства стоит подпись второго сына: « гостиные сотни Андрюшка Лузин руку приложил». Отметим, его подпись идёт 29-й из более чем 60 подписавших документ. Завершения строительства храма Астафий Лузин, вероятно, уже не увидел. Дальнейшая судьба Николо-Мокринских церквей связана с его сыновьями, в первую очередь, с Семёном. В 1675 году Андрей и Семён Астафьевы Лузины одновременно стали государевыми гостями. Вблизи мокринских храмов располагалось полдюжины дворов, принадлежавших Лузиным, среди них двор, на котором Семёном были построены каменные палаты., известные сегодня, как «дом Иванова». В Ярославле у Семёна был не только склад товаров, но и кожевенный промысел, а на городском торге ему и младшим братьям принадлежало 13 лавок... Главный престол храма был освящен во имя Николая Чудотворца 14 июня 1672 года, через несколько дней, 23 июня 1672 года, освятили престол в южном шатровом приделе во имя Алексия, Митрополита Московского, а спустя 10 лет, 2 июля 1682 года, в северном — во имя великомученницы Варвары.

http://sobory.ru/article/?object=06021

Кассиан (Безобразов) , еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Иоанна. Presses. Saint– Serge–Institut de Theologie Orthodoxe 93, rue de Crimee 75019. Paris, 2006. Комментарии (Лебедев), еп. Толкование на Евангелие от Марка. М., 2006. Кассиан (Безобразов) , еп. Да придет Царствие Твое: Сб. статей. Presses. Saint–Serge–Institut de Theologie Orthodoxe 93, rue de Crimee 75019. Paris, 2003. Евфимий Зигабен . Толкование на Евангелие от Матфея и Толкование Евангелия от Иоанна. СПб., 2000. Михаил (Трибановский), еп. Над Евангелием. СПб.: Сатис, 1994. 5 Михаил (Лузин) , еп. Евангелие от Матфея с предисловием и подробными объяснительными примечаниями. Минск: ХАРВЕСТ, 2000. 6 Михаил (Лузин) , еп. Евангелия от Марка и Луки с предисловием и подробными объяснительными примечаниями. Минск: ХАРВЕСТ, 2000. Михаил (Лузин) , еп. Евангелие от Иоанна с предисловием и подробными объяснительными примечаниями. Минск: ХАРВЕСТ, 2003. Исследования Антонини Б. Экзегезис книг Нового Завета. М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995. Бокэм Р. Иисус глазами очевидцев. Первые дни христианства: Живой голос свидетелей/Пер. с англ. 2–е изд., доп. М.: Эксмо, 2011. Буйе Л. О Библии и Евангелии/Пер. с фр. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. Глубоковский Н. Н. Хронология Ветхого и Нового Завета. М.: Правосл. братство «Споручницы грешных», 1996. Глубоковский Н. Н. Лекции по Священному Писанию Нового Завета: М.: Изд–во Свято–Владимирского братства, 2006. Глубоковский Н. Н. Святой апостол Лука, евангелист и дееписатель. М.: Изд–во Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры, 1999. Прокопчук А. свящ. Лекции по Евангелию от Иоанна. М.: Изд–во храма Трех святителей на Кулишках, 2009. Введения в Новый Завет Браун Р. Введение в Новый Завет. М.: ББИ св. ап. Андрея, 2007. Гандри Р. Обзор Нового Завета. СПб.: Библия для всех, 2001. Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб.: Богомыслие; СПб.: Библия для всех, 1996. Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2006. Словари и справочные издания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

  Л. 294 к невольному перемещению его в Никольск, что-де он всегда ценил его и что теперь с чувством сожаления расстается с ним. Насколько в этой речи было искренности и правдивости, я судить не берусь. В одной из застольных речей Е[влампий] А[рсеньеви]ч совершенно неожиданно коснулся моей деятельности в семинарии и высказал по моему адресу много лестных слов. Ему, как он выразил в своей речи, понравилось мое корректное выступление на педагогических собраниях и правильное, по его мнению, освещение происходивших событий и оценка учеников. Повторяю, что эта похвала со стороны Б[урце]ва, человека прямого, замкнутого в себе и вообще скупого на похвалы, немало меня удивила.   Алексий (Александр Петрович Соболев; 1836 – 02.02.1911) родился в семье священника Нижегородской епархии, окончил Нижегородскую духовную семинарию (1859) по первому разряду и был назначен преподавателем Нижегородского Печерского духовного училища. В 1861 г. рукоположен во священники к Казанской церкви, что при арестантских ротах в Нижнем Новгороде. В 1867 г. назначен членом комитета по управлению делами епархиального свечного завода. Овдовел. С 1869 г. настоятель нижегородской Покровской церкви. С 1891 г. протоиерей Нижегородского кафедрального собора. С 1892 г. настоятель Арзамасского Спасопреображенского монастыря, архимандрит. В 1893 г. назначен епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии, в 1895 г. – епископом Вологодским и Тотемским. В 1906 г. он удалился на покой в родной Арзамасский Спасский монастырь, где и доживал свои дни. См. о нем далее в воспоминаниях Н.А. Ильинского, а также: Наречение и хиротония архимандрита Алексия во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии//ЦВ. 1893. С. 902-904; Преосвященный Алексий (некролог)//ЦВ. 1911. 6. С. 247. Архимандрит Василий (Всеволод Васильевич Лузин) окончил Нижегородскую духовную семинарию (1871), женился и был рукоположен во священника. До 1889 г. служил на сельских приходах Нижегородской епархии. Овдовел. Окончил Казанскую духовную академию (1893). Принял монашество; инспектор Олонецкой духовной семинарии (1893), ректор Вологодской духовной семинарии (1895). 16 ноября 1896 г. перемещен настоятелем Спасо-Преображенского Арзамасского монастыря, где ранее настоятелем был епископ Алексий (Соболев). См. о нем далее в воспоминаниях Н. А. Ильинского, а также: Василий (Лузин)//Древо.ру http://drevo-info.ru/articles/13673489.html .

http://bogoslov.ru/article/6175833

– Отпустив народ: вероятно, через преподание Божия благословения и наставлений. – «Как Он был в лодке», с которой поучал народ (ст. Мк.5:1 ). – «Взяли Его с собою»: выражение, употребленное для большей наглядности речи. – «С ним были и другие лодки», которые, без сомнения, принадлежали Его последователям. Народ, увлеченный Его учением, как видно, не хотел расставаться с Ним, и имевшие возможность последовать за Ним на лодках воспользовались этой возможностью, чтобы продолжать пользоваться близостью к великому Учителю, слушать Его увлекательное учение, видеть Его поразительные дела. – «Поднялась великая буря» и пр.: рыболовная лодка, на которой они плыли, была, конечно, невелика; ветер, вырываясь из горных ущелий, окружавших восточный берег озера, производил сильное волнение; был вечер или даже ночь, усиливающая страшливость; лодка захлебывалась водой, – вера учеников ослабела. – «Неужели Ты не заботишься» и пр.? Выражение страха и малодушия. – «Умолкни, перестань»: слово Всесильного, которому покоряются стихии мира. – «И сказал им» и пр.: по сказанию ев. Матфея Господь сказал это до укрощения бури; по сказанию Марка, – после; различие в сказаниях очевидно не важное, когда бы ни был произнесен упрек ученикам за маловерие их; для истинности повествования это равнозначительно. – «Убоялись страхом великим»: сильнее, чем выражение у ев. Матфея, – «удивлялись». Буря, ночь, опасность великая, страх за жизнь, и вдруг тишина и безопасность по одному слову Иисуса Христа; страх за жизнь сменился страхом пред этой чудотворной силой, так смиряющей стихии; к этому страху неизбежно присоединяется удивление к Чудотворцу, как к тому страху перед опасностью примыкает маловерие; в этом удивлении коренится уже вера в Чудотворца, как Господа неба и земли, как Мессии, хотя вера может быть еще несколько темная, особенно у народа, сопровождавшего Его; ученики, без сомнения, были уже более подготовлены к чистой вере в Него, которую они и выразили в подобном случае после. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга вторая. Евангелие от Марка и Луки. ISBN 985-6503-67-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Собираюсь особороваться. Прощайте братья, други, срод­ники и знаемии. Буди воля Господня. Мир всем». И не только из этих строчек приснопамятного епископа Висса­риона мы узнаем, сколь дорого было для него дело духов­ного просвещения и образования вплоть до самой кончины: 15 мая 1905 года святитель совершил богослужение в Ко­стромском Ипатьевском монастыре и заложил камень в основание фундамента здания женского епархиального училища – своего последнего начинания, а 30 мая 1905 года епископ Виссарион мирно отошел ко Господу. Погребен епископ Виссарион [Нечаев] в приделе пре­подобного Сергия Богоявленского кафедрального собора города Костромы, рядом с могилой архиепископа Костром­ского Платона [Фивейского]. Предлагаемая ныне нами для внимательного прочте­ния книга епископа Виссариона [Нечаева] «Толкование на паремии из книги Бытия» (Москва, 1871) является первой из ряда его трудов, посвященных изъяснению Священного Писания . Здесь следует особенно отметить, что выдающий­ся иерарх и педагог не ставил перед собой задачи толкова­ния всех библейских книг, цель его писаний – церковно-учительная. Иными словами, епископ Виссарион произво­дит детальный разбор только тех мест из Библии, которые предлагаются Церковью во время богослужебных чтений, то есть ветхо- и новозаветных паремий. Другие, не менее выдающиеся современники епископа Виссариона – епископ Михаил [Лузин] и прославленный Церковью святитель Феофан Затворник также занимались истолкованием Священного Писания , а по объему своего творчества они, быть может, и превзошли своего собрата-иерарха. Но следует иметь в виду, что епископ Михаил [Лузин] и тем более святитель Феофан никогда не были приходскими священниками, поэтому их экзегетические труды носят пространный, отвлеченный характер и могут быть полезны для изучающих Библию в научном и просве­тительском отношении. Прослуживший же в сане священ­ника тридцать с лишним лет епископ Виссарион [Нечаев] как никто другой понимал исключительную значимость для спасения во Христе именно тех отрывков из слова Божия, что звучат для назидания прихожан во время все­нощного бдения или вечерни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

язык, усиление духовной цензуры. Определенный урон развитию Б. нанесло приобретшее влияние с кон. 40-х гг. XIX в. противопоставление Свящ. Предания Свящ. Писанию с явным или прикровенным предпочтением первого второму, что препятствовало научному изучению Библии. Наконец, т. н. «дело Павского», вызванное распространением литографических рус. переводов нек-рых книг ВЗ, принявшее вид судебного разбирательства, также не могло способствовать дальнейшему научному изучению Библии. С кон. 50-х гг. возобновление библейских исследований было обусловлено необходимостью нового научного пересмотра слав. текста и сличения его с евр. и греч. текстами. I. Библейско-апологетические исследования со 2-й пол. XIX в. были вызваны необходимостью богословского ответа на изменившуюся научную картину мира (эволюционизм) и на результаты зап. библейской критики, отвергавшей традиц. представления об авторстве, датировках и целостности мн. книг Библии. Если первое направление прежде всего основывалось на критике научных и философских предпосылок теории эволюции, то опровержение результатов историко-критического анализа Библии основывалось во многом на текстологическом и лит. анализах, а также на систематизации результатов подобной полемики в зап. лит-ре. Архим. Михаил (Лузин). Фотография кон. XIX в. Архим. Михаил (Лузин). Фотография кон. XIX в. Возникновение научно-апологетического направления рус. Б. связано с именем проф. МДА Михаила (Лузина ; с 1878 епископ). Его перу принадлежат общедоступные «Толковое Евангелие» (М., 1870-1874. 3 т.) и «Толковый Апостол» (М., 1876. К., 1905. 2 т.) - книги компилятивного характера, составленные преимущественно на основании материалов писаний отцов Церкви и работ протестант. авторов ортодоксального направления. Проф. МДА, гебраист П. И. Горский-Платонов подверг эту работу критике за ее несамостоятельный характер. Др. задачей еп. Михаила был ответ на вызов европ. отрицательной критики. В его докт. дис. об Э. Ренане, написанной после выхода кн. «Жизнь Иисуса», впервые идеи отрицательной критики излагались и подвергались научно-богословскому анализу.

http://pravenc.ru/text/149119.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010