Лк.4:30 . «Пройдя посреди них»: еще не пришел час Его, еще только почти начал Он великое дело своего служения, а потому злоба не могла довести Его в это время до смерти. Божественная сила, с которой Он мог действовать на народ, сохранила Его невредимым, и Он, удаляясь от разъяренных, прошел посреди них так, что они не могли причинить Ему никакого вреда. Лк.4:31–32 . О пришествии и пребывании Господа в Капернауме в этот раз ев. Лука повествует совершенно согласно с ев. Марком ( Мк.1 и дал. Евангелист Матфей упоминает об этом лишь в общих чертах согласно с ев. Марком и Лукой). – Капернаум: см. прим. к Мф.4:13 .– «Учил их в дни субботние»: общее замечание евангелиста об учении Иисуса Христа в Капернауме, тогда как евангелист Марк говорит об однократном посещении Господом синагоги Капернаумской, когда Он исцелил бесноватого ( Мк.1 и дал.). Лк.4:33–36 . Исцеление бесноватого в синагоге Капернаумской, см. Мк.1:21–27 и прим. – «Нимало не повредив»: несмотря на то, что в злобе поверг его среди синагоги, – черта, замечаемая только ев. Лукой. Лк.4:37 . «Разнесся слух»: см. Мк.1:28 . Мф.4:24 . Лк.4:38–39 . Исцеление тещи Симоновой: см. Мк.1:29–31 и Мф.8:14–15 и прим. Лк.4:40–41 . Исцеление страдавших различными болезнями и бесноватых: см. Мк.1:32–34 и Мф.8и прим.– «Возлагая на каждого из них руки»: замечание только у ев. Луки о внешнем действии, какое употреблял в это время Господь, исцеляя болезни. О возложении рук, как внешнем действии чудотворного врачевания, см. прим. к Мф.9:18 . Лк.4:42–44 . См. прим. к Мк.1:35–39 .– «Народ искал Его» и пр.: у ев. Марка несколько частнее, именно, – что Симон и бывшие с ним пошли за Господом. – «Удерживал Его»: черта, замечаемая только ев. Лукой, но предполагаемая и в рассказе ев. Марка, именно в ответе Господа, что надобно идти в другие места. У ев. Марка представляются Петр и бывшие с Ним действующими, у ев. Луки просто народ, – различие лишь в способе изложения, а не в сущности происшествия. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга вторая. Евангелие от Марка и Луки. ISBN 985-6503-67-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

11. Библейский культурно-исторический комментарий: В 2 ч.: Пер. с англ. – Ч. 2. Новый Завет /Крейг Кинер; Под общ. ред. Р.З. Ороховатской. – Санкт-Петербург: Мирт, 2005. – 733 с. 12. Вейсман, А.Д. Греческо-русский словарь/А.Д. Вейсман. – Репр. изд. – Москва, 1991 – 1371 с. 13. Георгий (Ярошевский), иеромонах. Соборное послание святого апостола Иакова. Опыт исагогико-экзегетического исследования/иеромонах Георгий (Ярошевский). – Киев, 1901. – 299 с.; прилож. – 19 с. 14. Гандри, Р. Обзор Нового Завета/Р. Гандри [пер. с англ.]. – Санкт-Петербург: Христианское общество «Библия для всех», 2001. – 493 с. 15. Гатри, Д. Введение в Новый Завет :./Д. Гатри [пер. с англ.; предисловие Н. А. Александренко]. – Одесса: «Богомыслие», 1996. – 800 с. 16. Каравидопулос, И. Введение в Новый Завет/И. Каравидопулос [пер. с греч. священника. Максима Михайлова]. – Москва: Изд-во ПСТГУ, 2010. – 366 с. 17. Кассиан (Безобразов) , епископ. Христос и первое христианское поколение/епископ Кассиан (Безобразов) . – Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Русский путь, 2006. – 576 с. 18. Кибальчич, И., священник. Опыт обозрения соборного послания святого апостола Иакова, брата Господня, с объяснением всего послания/священник И. Кибальчич. – Чернигов: Земская типография, 1873. – 172 с. 19. Лэдд, Д. Богословие Нового Завета/Д. Лэдд [пер. с англ.]. – Санкт-Петербург: Христианское общество «Библия для всех», – 2003. – 800 с. 20. Макдональд, У. Библейские комментарии для христиан: Новый Завет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.blagovestnik.org/books/00130.htm.–Дата доступа: 1.06.2016. 21. Малков, П. Ю. Введение в Литургическое Предание. Таинства Православной Церкви/ П. Ю. Малков . – Москва: Изд-во ПСТГУ, 2006. – 198 с. 22. Михаил (Лузин) , епископ. Толковый апостол: Послания апостола Иакова, апостола Петра, апостола Иоанна Богослова, апостола Иуды/епископ Михаил Лузин . – Москва: Правило веры, 2009. – 768 с. 23. Мотиер, Дж. А. Послание Иакова/Дж. А. Мотиер [пер. с англ.]. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000. – 267 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

4Цар.12 ) для всех, кроме священников и левитов, которые и должны были собирать эту подать. Деньги эти употреблялись на поддержку храма и покупку принадлежностей богослужения, как-то: жертвенных животных для ежедневных жертвоприношений, муки, соли, ладану, дров и пр. – «Учитель ваш не даст ли»: «не осмелились (сборщики) приступить к Иисусу Христу, а пришли к Петру; впрочем, и к сему пришли не с насильственным требованием, а скромно, ибо не настоятельно требовали, а только спрашивали: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» Надлежащего о Нем мнения не имели и считали Его за простого человека, однако же воздавали Ему некоторое уважение и честь за предшествовавшие знамения» (Злат.); или, может быть, поступили так «с коварной целью, т.е. как бы говоря: Учитель ваш, как противник закона, захочет ли заплатить дидрахму?» (Феофил.). Мф.17:25–26 . Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; «Да»: из этого ответа Петра, не спрашивающего о сем Иисуса, можно заключить, что Господь платил обыкновенные подати. – «Иисус, предупредив его, сказал» и пр.: Симон не говорил еще с Иисусом Христом о сем; но Он, по божественному Своему ведению, знал уже и о вопросе, и об ответе. – «С сынов ли своих»: т.е. членов царского семейства; или с «посторонних», т.е. всех не принадлежащих к царскому семейству. – «Итак, сыны свободны»: от уплаты пошлин и податей, не платят их. Смысл тот: следовательно, Я свободен от уплаты дидрахмы, ибо Я – Сын Божий, а дидрахмы берутся для Отца Моего Бога, Который обитает в храме том. Далее: «если цари земные не берут подати с сынов своих, а с чужих, тем более Я должен быть свободен от оной, Царь и Сын Царя не земного, но небесного» (Злат., ср. Феофил.). Мф.17:27 . но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя «Чтобы нам не соблазнить их» (сборщиков подати): чтобы они не думали, что мы не хотим платить дани во храм и тем оказываемся презрителями храма и противниками закона. – «Пойди на море»: Галилейское, на берегу которого стоял Капернаум. – «Найдешь статир»: статир – греческая серебряная монета, равняющаяся ценностью четырем драхмам и сиклю еврейскому, следовательно, такая монета, которою можно было заплатить храмовую подать за двоих. Несомненно из сего, что Иисус Христос – Бог . Если Он знал, что во рту у рыбы, которая первая попадется Петру, есть проглоченный ею статир, то Он всеведущ. Если создал Он статир во рту рыбы, то Он всемогущ. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томах)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга первая. Евангелие от Матфея. ISBN 985-6503-68-х Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

По всему сему заповедь о любви, данная Господом, есть новая заповедь. – Как Я возлюбил и пр.: не степень и сила любви означаются сим собственно (хотя и не исключаются), а самый характер любви, любви ко всем во имя искупления всех Христом, а не во имя чего-либо другого. – По тому узнают все и пр.: такою любовью вы будете отличаться от всех, и такая любовь будет признаком, что вы действительно Мои ученики; любовь с каким-либо другим характером не будет таковым признаком. – Что сказано апостолам, то относится, без сомнения, и ко всем верующим во Христа. Потому у христианина и естественная любовь (семейная, родственная, дружеская) должна быть освящена любовью христианской. 36. Ин. 13:36 . Симон Пётр сказал Ему: Господи! куда Ты идёшь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдёшь за Мною. Ин. 13:33, 21:1 д. 37. Ин. 13:37 . Пётр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. Мф. 26 п. 38. Ин. 13:38 . Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоёт петух, как отречёшься от Меня трижды. Господи, куда Ты идёшь: Господь сказал, что куда Он идёт, вскоре ученики не могут следовать за Ним туда (ст. 33). Пётр, как видно, не понял этих слов вполне, и они возбудили в нём недоумение, которое и выразилось в вопросе, куда Ты идёшь? Господь снова повторяет и ему то же, что сказал всем (ст. 33), именно, что теперь он не может за Ним идти (конечно, по той же причине, по которой и другие не могут идти за Ним; см. прим. к ст. 33), но даёт и ещё более определённый намёк словами – после пойдёшь за Мною (путём мученической смерти), что теперь невозможно и не нужно. Пётр опять не уразумевает речи Господа и недоумевает, почему же теперь он не может последовать за Господом, когда ради Него он готов на всякое самопожертвование даже жизнью (душу положу; ср. 10:11). Господь отвечает ему на сие предсказанием о его отречении, давая тем знать, что Пётр, если бы и хотел теперь следовать за Ним, то ещё нравственно не готов к сему. О предсказании Господом Петру отречения см. прим. к Лк. 22 и далее; Мф. 26:31 и далее и парал. у Марка. Сказание Иоанна о сем сходно со сказанием ев. Луки, и речь их идёт об одном и том же (именно о первом) предсказании отречения, так что сказания Иоанна и Луки должно сопоставить здесь вместе, как восполняющиеся взаимно одно другим (рассказ же Матфея и Марка о сем относится к другому – второму – предсказанию об отречении Петра). Впрочем, сущность дела, во всяком случае, одинакова; разности некоторые в сказаниях не затемняют её, а лишь дают повод к размышлению. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

33. Ин. 16:33 . Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. Ин. 15:7, 14:27 ; Рим. 5:1 ; Ин. 16:11, 14:30 ; 1Ин. 5:4 . Сие сказал Я вам, заключает Господь Свою великую прощальную беседу с учениками, чтобы вы имели во Мне мир. Всё, что Господь предложил им в этой беседе, имело главнейшей целью вселить в сердце учеников мир, спокойствие духа ввиду предстоящих событий (да не смущается сердце ваше, да не устрашается; 14:1, 27). Этот мир, это спокойствие духа они должны найти в Нём, в общении с Ним (14:27), в единении духовном с Ним. – В мире, враждебном Мне и Моему делу обществе людей, вы будете иметь скорбь, когда среди него будете продолжать дело Моё в распространении Моего учения и утверждении Моего Царства на земле, потому что этот мир враждебно относится и отнесётся к вам и ко Мне и к Пославшему Меня (15:18–21). Ненависть этого враждебного мира к вам причинит вам много скорби, на что Господь с силой указывал ученикам в этой же беседе (15:18–16:4); но при этой скорби, при этих бедствиях и страданиях мир духа их во Христе не только не должен умаляться, но должен возрасти до героизма, до величайшего дерзновения при их деятельности в деле Христовом. Это дерзновение, это мужество их должно иметь основание в уверенности, что Господь победил мир: победил совершением великого дела искупления человечества Своей смертью, вследствие чего и князь мира сего изгнан вон и осуждён (16:11). Победа над миром представляется духовному взору Господа уже совершившейся (как в 13 и парал.). Этим торжественно победным восклицанием: мужайтесь, Я победил мир оканчивается эта поистине великая последняя прощальная беседа Господа с учениками, начавшаяся также торжественно победной песнью: ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нём! Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Так, в февр. 1860 г. Елагин предложил К. составить жизнеописание свт. Тихона Задонского , еп. Воронежского, «с целью способствовать открытию святых мощей, чего желают очень многие» ( Беляев. 1910. Вып. 1. С. 165). По просьбе Елагина К. написал и акафист свт. Тихону. Среди др. служб, акафистов и молитв, составленных К.,- Служба и акафист Иверской иконе Божией Матери (СПб., 1861), Служба свт. Тихону Воронежскому (1861), акафисты Богородице перед иконами «Всех скорбящих Радость» (1863) и Казанской (1868), Акафист благоверным князем Константину и чадам его Михаилу и Феодору, Муромским чудотворцам (1871), Акафист св. и прав. Иосифу Обручнику (1871), молитва св. благоверным князьям Борису и Глебу. В последние годы К. трудился над составлением подробного Жития прп. Сергия Радонежского, память к-рого особенно чтил, но не успел закончить. Ценным источником по вопросам церковной жизни являются письма (1859-1877) К. брату, архиеп. Платону (Фивейскому), представляющие «летопись современных событий, преимущественно в сфере церковной» с обширными комментариями К. Смерть архиеп. Платона в мае 1877 г. потрясла К., приблизив и его кончину. 16 февр. 1878 г. К. был похоронен на академическом кладбище рядом с могилой Горского. В академическом храме заупокойную литургию служил ректор МДА еп. Уманский Михаил (Лузин) вместе с ректором Вифанской ДС прот. Ф. А. Сергиевским, родным братом К. свящ. М. С. Боголюбским, духовником иером. Иеремией и приходским свящ. М. П. Багрецовым. Отпевание почившего совершил еп. Михаил (Лузин). Обширная б-ка К. поступила в Вифанскую ДС. Научно-литературные труды К. относятся преимущественно к области церковной истории. Оценивая вклад К. в развитие церковно-исторической науки, Голубинский «усваивал» его трудам «достоинство полноты изучения предметов и самостоятельности их исследования», считая «одним из предначинателей критики» (Памяти. 1878. С. 21). Основные сочинения К. по истории восточного и русского монашества сначала были напечатаны в виде статей соответственно в 1845 и 1850 гг., затем вышли отдельными изданиями.

http://pravenc.ru/text/1319810.html

Как же «отвергли»? Когда говорили: «не от Бога этот человек, Он обольщает народ»: также: самарянин Ты, и бес в Тебе. Ин.7:12,9:16,8:48 ». (Злат., ср. Феофил.). – «Это от Господа»: чудеса и исполнившиеся пророчества доказывают, что сам Бог Отец послал Иисуса Христа быть краеугольным камнем или основанием церкви. – «Дивно в очах наших»: для всех искупленных предметом удивления и благоговения служит то, что Бог послал в мир для них Сына своего Единородного, что сей Сын Божий уничижил Себя до смерти крестной, со славою воскрес и стал краеугольным камнем церкви искупленных. – «Потому»: что иудеи отвергли Иисуса Христа, как основателя церкви, не признали Его Сыном Божиим и Мессиею, тогда как Он действительно истинный Мессия. – «Отнимется от вас»: т.е. от тех иудеев, которые отвергли Христа. – «Царство Божие»: церковь и все духовные блага ее. Они должны бы быть первыми членами сего царства, наследниками церкви Христовой, ибо они были народ избранный Богом и нарочито воспитываемый Им и приготовляемый к принятию Мессии, а они оказались недостойными и неспособными. – «И дано будет народу» и пр.: именем народа обозначаются здесь все будущие члены царства Божия или церкви Христовой. Они представляются как один народ, в соответствие с одним народом, древле избранным Богом (тот – Израиль по плоти, этот – Израиль по духу) и в ознаменование единства в сем народе и духа закона любви. – «Приносящему плоды его»: плоды истинной веры и добродетели, свойственные новому царству (ср. прим. к Мф.3:8 ). Мф.21:44 . и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. Употребляя опять образ камня, Господь показывает, что будет с противящимися Ему.– «Кто упадет – разобьется»: Господь представляет Себя под образом камня претыкания (ср. Ис.8:15 ). Кто преткнется и упадет на него, кто соблазнится о Нем, как Мессии, и не признает Его таковым, тот разобьется, погибнет духовно. – «А на кого он упадет – раздавит»: кто останется нераскаянным, того Он осудит на духовную погибель. Речь идет как о суде в настоящей жизни, так и о будущем всеобщем суде. Мф.21:45–46 . И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка. «Поняли, что Он об них говорит»: теперь только совопросники поняли весь глубокий смысл речи Иисусовой, направленной против них, как представителей неверия в Мессию Иисуса. – «Боялись народа»: который почитал Господа пророком, а потому в чувстве недовольства, если бы что первосвященники и фарисеи сделали Господу, мог произвести восстание, к которому вообще склонен был народ иудейский. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томах)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга первая. Евангелие от Матфея. ISBN 985-6503-68-х Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

О ней упоминается только здесь и ниже – Мф.17:15 . Это – род падучей болезни с некоторыми особенными загадочными явлениями. – «Расслабленных»: под общим названием расслабления в Новом Завете подразумевается несколько болезней: 1) апоплексический удар, поражающий все тело; 2) паралич какой-либо одной части тела, например руки (сухорукий – Мф.12:13 ); 3) судорога, весьма частая на Востоке и опасная болезнь. – «И Он исцелял их»: конечно, чудотворною силою. Чудо есть действие божественного всемогущества над законами природы, в противоположность действию обыкновенных сил и законов природы, и показывает особенное посланничество чудотворца от Бога. Когда Христос исцеляет неисцельные болезни или одним словом, или простым прикосновением, то, очевидно, Он творит чудо и свидетельствует тем о Себе как особенном посланнике Божием. Мф.4:25 . И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. «Десятиградия»: Декаполис – Десятиградие было названием области на восточной стороне Иордана. Область называлась так потому, что в ней было десять городов, союзных между собою и пользовавшихся некоторыми привилегиями под непосредственным владычеством римлян. Какие это города, в точности неизвестно, по крайней мере в отношении к некоторым. Большая часть географов согласны, что главный из этих городов был Скифополь, и он один только из всех этих городов находился на западной стороне Иордана. Затем более известны еще семь городов, принадлежавших к Десятиградию, именно: Гиппо (или Гиппос), Гадара, Дион (или Диос), Пелея, или Пелла, Гераза, или Гергесса, Филадельфия и Рафана, или Рафаны. Остальные два города должны быть Конафа, Капитолия или Отопос. Эти города во времена Спасителя были населены, по большей части, язычниками, а не иудеями природными. Так Гергесинцы имели стада свиней ( Мф.8:30–33 ), что иудеям было запрещено. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томах)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга первая. Евангелие от Матфея. ISBN 985-6503-68-х Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но тем более распространилась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился».  (Лк. 5, 12–16)   Исцеление расслабленного, на одре носимого «В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, — вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, уразумев помышления их, сказал им в  твет: что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал перед ним, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: ч у дные дела видели мы ныне». (Лк. 5, 17–26) Михаил (Лузин), еп. Толковое Евангелие. М., 1874. Т. 1. С. 158. «Несмотря на чудо, просили Чудотворца удалиться от них... Они или испугались этой всемогущей силы и боялись, чтобы Господь чем-либо еще большим не наказал их, нежели лишением стада свиней, или так ослеплены были привязанностью к своим стяжаниям, что не хотели, чтобы лишивший их части стяжаний долее оставался с ними. И то и другое, конечно, говорит не в пользу нравственности жителей той страны, не хотевших видеть у себя Чудотворца — целителя бесноватых». — Михаил (Лузин), еп. Толковое Евангелие. М., 1874. Т. 1. С. 163. 14 марта 2007 г. скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/3052.html

– То есть Табрум вас переубедил? – Конечно. Сразу всё встало на места. А потом однажды зашёл я в Новодевичий монастырь, смотрю: с могил историка Соловьёва, генерала Брусилова и других знаменитостей сняты надгробные кресты. Советская власть не могла допустить, что такие люди – и верующие! В этом жесте, в свержении могильных крестов, увиделась мне такая слабость безбожников... Икона в кабинете Но вот я поступил в Московский университет. И там на меня очень повлиял профессор Дмитрий Фёдорович Егоров. Он был самой крупной величиной у нас в математике – заведующий кафедрой, почётный академик, президент Московского математического общества, а ещё – директор института математики при МГУ. Рождения он 1869 года, то есть человек старой закалки. О религии он никогда не говорил. Но по всему его складу, поведению было понятно, что он верующий человек. Таким же был и его учитель – академик Николай Николаевич Лузин. В научном мире его уважали, приглашали в Сорбонну – рассказать о последних достижениях математики, но он был невыездным. Я же считал его просто гениальным учёным. Бывало, читает лекцию, рассуждает вслух: вот, мол, на прошлой лекции по теории множеств мы что-то доказали, а сейчас вот хотим доказать то-то, пойдём таким путём... Проходит два часа и... «Вы знаете, этим путём мы ничего не докажем. Почитайте лучше учебник». Случалось и такое. Но он учил нас самостоятельно размышлять. Когда я окончил университет, то ходил ещё слушать и Лузина, и Егорова повторно. Лузина за то, что он был такой гений, а Егорова – за строгость его математического языка. Ну, так вот. Лузин был прихожанином храма Николы Явленного на Арбате. Сейчас этого храма нет. А Егоров жил в Борисоглебском переулке и там ходил в церковь . А был у нас ещё один замечательный профессор – Бухгольц. Он читал теоретическую механику, по которой я хотел специализироваться. И вот попросил я его, чтобы он дал мне задание сделать доклад. «Хорошо, – отвечает. – Вас интересуют задачи внешней баллистики?» Что это такое? Это движение снаряда после того, как он вылетел из дула орудия и летит. Есть большая теория этого дела, математически очень интересная. Я с радостью согласился, и он пригласил к себе домой, выбрать литературу. Прихожу, открывает его жена Нина Ивановна. Потом уж я узнал, что она – дочь дорогобужского священника. «Входите в кабинет к мужу», – приглашает. Открывает дверь: Николай Николаевич сидит за большим столом, работает, а в углу у него... киот. С образом Спасителя. И горит лампада. Я онемел. «Что вас смутило?» – спрашивает профессор. Говорю, что не ожидал: «Вы учёный такого ранга, а у вас икона...» – «Ну, мы с вами побеседуем», – говорит. И потом мы с ним много откровенно говорили. Дал он мне читать книжки отца Павла Флоренского, впервые тогда я с его трудами познакомился. А потом дал и поручительство...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010