5274. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 17 апреля 1997 года: 1. Включить в диптих святых РПЦ имена святых преподобных Завулона и Сосанны, родителей святой Нины Грузинской. 2. Включить в диптих святых, празднуемых РПЦ, сонм преподобных отцов, подвизавшихся на Богошественной Горе Синай. – 1997, 6, 4. 3. Восстановить исполнение Указа Святейшего Синода 2874 от 22 апреля 1902 года о почитании в лике местночтимых святых мучеников священномученика Митрофана и 221 православных мирян, с ним в Китае пострадавших. – 1997, 6, 8. 5275. ДОКЛАД Председателя комиссии Священного Синода по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе. – 1997, 6, 26. 5276. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 17 июля 1997 года: Рекомендовать следующие тексты служб и молитв к богослужебному употреблению: 1. Служба, тропарь и кондак священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому (составлено прот. В. Кучерявым). 2. Тропарь, кондак и молитва преподобному Антонию Радонежскому (составлены в Троице-Сергиевой Лавре). 3. Тропарь и кондак Собору преподобных отцов и старцев, в Оптиной пустыни просиявших (составлены в Оптиной пустыни). 4. Молитва ко Господу по случаю 850-летия г. Москвы. 5. Тропарь, кондак и акафист преподобным Кириллу и Марии, Радонежским чудотворцам. 6. Тропарь и кондак преподобномученице великой княгине Елисавете Московской. 7. Тропарь, кондак и молитва преподобному Варнаве Гефсиманскому . 8. Тропарь преподобному Роману Сладкопевцу . 9. Молитва над святым Миром. 10. Служба преподобным Кириллу и Марии Радонежским (составлена прот. В. Кучерявым и свящ. А. Самойловым). 11. Служба преподобному Варнаве Гефсиманскому , Радонежскому (составлено Гефсиманским Черниговским скитом). – 1997, 8, 12–14. 5277. СЛОВО Святейшего Патриарха Алексия в день прославления в лике местночтимых Радонежских святых наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева). – 1998, 12, 21. 5278. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Патриарха Московского и всея Руси Алексия о канонизации священномученика архиепископа Илариона (Троицкого , 1886–1929). – 1999, 6, 19.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Как тебе кажется, брат? Ты опечалился из-за утраты лука и чеснока? Или возроптал на меня и осудил за то, что я их выдернул? Как ты чувствуешь, брат? Монах Нафанаил ответил старцу: – Преподобный отец настоятель, я и не опечалился, и не взволновался, и не осудил тебя, но сказал себе: если старец находит это должным, значит, он, без сомнения, сделал лучше, чем сделал бы я. Так просветил тебя сделать Бог, да будет Он благословен! Награда за послушание Монах Нафанаил за самоотвержение, послушание старцу Варнаве и исполнение его поведений дошел до такой высоты добродетели, что многократно был восхищаем умом в небесное. Вследствие этих состояний Бог сподобил его ведения Его тайн. Ибо на одном из бдений отцов в каливе Введения во храм Пресвятой Богородицы, находившейся пониже кириакона, в тот момент, когда читалось Шестопсалмие утрени, отец Нафанаил был восхищен умом и неподвижно простоял в стасидии до девятой песни, когда отцы запели «Честнейшую Херувим…». В этот миг он очнулся, осенил себя крестным знамением и сказал: – Слава Тебе, Господи, что пришел ко мне! Таково было воздаяние за истинное послушание, которое Бог увенчивает благодатями и дарами духовными . (Окончание следует) Рейтинг: 9.8 Голосов: 757 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Греческое название города Айвалык на западе Турции.  Двухтомный «Новый Афонский патерик», кратко сообщающий о старце Варнаве, говорит, что он родился в 1914-м г. в селении Мадито, ныне г. Эджеабат, на северо-западе Турции.  См.  Лавсаик . О Макарии Александрийском.  Древний патерик. Гл 4, 30 (27); Достопамятные сказания. Об авве Макарии Египетском, 16.  Не приготовленную на огне и не содержащую растительного масла и иных жиров.  Из книги « Монах Андрей Святогорец.  Патерик Святой Горы» ( Monahul   Andrei   Aghioritul.  Patericul Sfântului Munte. Editura Sophia, 2013, p. 219–233). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии р. Б Сергий 11 декабря 2019, 06:57 Спаси Господь Вас за статью, за утешение! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/124894.html

1. И нецыи сшедше от Иудеи, учаху братию, яко аще не обрежетеся по обычаю Моисеову, не можете спастися. 2. Бывшей же распри и стязанию немалу Павлу и Варнаве к ним, учиниша взыти Павлу и Варнаве и неким другим от них, ко апостолом и старцем во Иерусалим о вопрошении сем. 3. Они же убо предпослани бывше от церкве, прохождаху Финикию и Самарию, поведающе обращение языков: и творяху радость велию всей братии. 4. Пришедше же во Иерусалим прияти быша от церкве и апостол и старец, сказаша же, елика сотвори Бог с ними, и яко отверзе языком дверь веры. Видишь, апостолы подвергались испытаниям и внешним и внутренним. Не просто говорилось о необходимости обрезания, но: аще не обрежетеся, не можете спастися. Противоположным этому мнением было то, будто обрезываясь верующие не могли спастись. Но Павел не сказал: «да почему же это? ужели я не заслуживаю доверия после того, как совершил столько знамений»? а рассудил отправиться ради них в Иерусалим. Как же он в послании к Галатам говорит: не взыдох во Иерусалим к первейшым мене апостолом (1, 17)? В первый раз он пришел в Иерусалим не сам, а был послан другими, — во второй прибыл туда не с тем, чтобы научиться, но с тем, чтобы склонить на свое мнение других; потому что сам он от начала обращения был того мнения, какое постановил потом и собор апостолов, то есть, что обрезывать не следует  . А так как некоторым христианам из иудеев казалось тогда, что Павлу одному доверять решение вопроса нельзя, и так как они обращали свои взоры на апостолов, бывших в Иерусалиме: то Павел пошел туда, пошел не с тем, чтобы научиться большему, но с тем, чтобы убедить тех, которые говорили противное, что и бывшие в Иерусалиме апостолы решают вопрос этот согласно с ним и Варнавою. 5. Восташа же нецыи от ереси фарисейския веровавшии, глаголюще, яко подобает обрезати их, завещавати же блюсти закон Моисеов. 6. Собрашася же апостоли и старцы ведети о словеси сем. 7. Многу же взысканию бывшу, востав Петр рече к ним: мужие братие, вы весте, яко от дний первых Бог в нас избра усты моими услышати языком слово благовестия, и веровати. 8. И сердцеведец Бог свидетельствова им, дав им Духа Святаго, якоже и нам: 9. И ничтоже разсуди между нами же и онеми верою очищ сердца их. 10. Ныне убо что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником, егоже ни отцы наши ни мы возмогохом понести? 11. Но благодатию Господа Иисуса Христа веруем спастися, якоже и они. 12. Умолча же все множество и послушаху Варнавы и Павла поведающих, елика сотвори Бог знамения и чудеса во языцех ими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Петра, следовательно неподлинно; второе послание Петра очень позднее произведение, явилось в свет после средины II века; послания Иоанновы представляют, по своему происхождению, «мудренейшую загадку»; соборное послание Иуды, по всей вероятности, первоначально было письмом неизвестного павлиниста и потом приписано ап. Иуде, следовательно опять неподлинно; все так называемые пастырские послания Павловы произошли незадолго до 180 года, неподлинны; послание к Евреям было первоначально письмом неизвестного мужа или Варнавы (замечательно – это послание Гарнак готов приписать Варнаве, а действительно приписываемое Варнаве послание – он считает подлогом), а потом переделано в послание ап. Павла; специально об Апокалипсисе Иоанна автор замечает, что оно первоначально никакого Иоанна не имело своим писателем (т.е. ни ап. Иоанна, ни пресвитера Иоанна, которому оно иногда усваивалось древними), только около средины II века оно получило значение произведения ап. Иоанна, после того, как в текст Апокалипсиса внесено было имя Иоанна (S. 273. 275. 279). Само собою разумеется, после такого огульного отвержения подлинности более десяти Новозаветных писаний, касающихся времен апостольских – очень трудно составить обстоятельно изложение учения апостолов и других первых последователей Христа. Невозможно писать историю, не имея памятников – это понятно само собой. Но читатель, конечно, заметил, что в проскрипционный лист Гарнака не вошли многие послания ап. Павла – представляющие очень не мало данных для характеристики верований «первого поколения» христиан. Почему и отчего? Дело темное, нуждающееся в разъяснениях. Вышеупомянутые Новозаветные Писания (которые мы исчислили) Гарнак отверг в качестве источников своего дела, потому что их считает неподлинными рационалистическая клика немецких богословов: он – поклонник рационалистической немецкой теологии, а потому налету хватает её безапелляционные якобы научные приговоры – и покорно подчиняется им. Но не так просто решается рационалистическими немецкими богословами вопрос о большинстве Павловых посланий, не упомянутых нами выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Но сказать, что отменили, он считал слишком нескромным, и думал, что этим он возбудит открытую борьбу против (апостольского) исповедания. С другой стороны, он видел, что открыто признать, что необходимо допускать обрезание — значит встретить другое возражение. «Если они одобрили твою проповедь, — сказали бы тогда, — а сами допускали обрезание, то в таком случае они сами противоречили себе». Как же разрешить это затруднение? Он мог, конечно, сказать, что (апостолы) сделали это (дозволили обрезание) по снисхождению к иудеям; но, сказав это, он поколебал бы все основание их мудрого устроения. Вот почему он и не говорит этого, но оставляет это под сомнением и нерешенным, сказав только: « И в знаменитых чем–либо… для меня нет ничего особенного » ( от мнящихся же быти что, ничтоже ми разнствует ), как бы говоря тем: «я не осуждаю и не оговариваю этих святых; они сами знают, что делали, так как должны дать ответ Богу; предмет же моей заботы — доказать только то, что они не отвергали моего учения, и не поправляли его, и не прибавили к нему ничего, как будто бы в нем чего–нибудь не доставало, но напротив, одобрили его и подтвердили своим согласием, и свидетелями этого я имею Тита и Варнаву». Поэтому он и говорит далее: « увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных » ( уразумевше, яко уверено ми бысть благовестие необрезания, якоже Петру обрезания ), разумея под обрезанием и необрезанием не самое дело, но народы, различающиеся этим между собою. Действительно, далее он и говорит: « ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников » ( ибо споспешествовавый Петру в послание обрезания, споспешествова и мне во языки ) (ст. 8). Итак, подобно тому, как необрезанием он называет язычников, так обрезанием — иудеев. При этом показывает, что он имеет равную честь (с апостолами) и сравнивает себя не с кем–нибудь другим из них, но с первоверховным, показывая этим, что каждый из них получил равное достоинство. Представив же доказательство своего единомыслия (с апостолами), он уже смело и свободно продолжает свою беседу и не останавливается уже только на одних апостолах, но возводит слово свое даже до Христа и благодати (апостольства), данной ему Христом, называя свидетелями этого самих апостолов, и говорит: « о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения » ( познавше благодать Господа, данную ми, Иаков и Кифа, и Иоанн, мнимии столпи быти, десницы даша мне и Варнаве общения ) (ст. 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В 1905 году в Оренбургской губернии был неурожай, так что многие из казаков не знали, что будет с их семьями ввиду надвигающегося голода, к тому же многих из них по случаю войны с японцами отправили на Дальний Восток. Находясь в затруднительном положении, один из оренбургских казаков написал своему брату, монаху Гефсиманского скита отцу Сергию, письмо, в котором просил известить отца Варнаву о тяжелом положении и попросил его совета, как быть ему теперь и продавать ли домашний скот за неимением корма. Батюшка на это спокойно ответил: «Бог пошлет – все будет». – Да время-то уже прошло, батюшка, когда же это будет? – Ах, какой ты маловерный! У Бога время не прошло – и в сентябре урожай будет! И что же оказалось? Когда отец Сергий получил письмо от брата, с того времени пошли дожди, трава и хлеб поднялись, и был хороший урожай. К сентябрю, по уведомлению от брата отца Сергия, вся станица запаслась хлебом, кормом для скота и семенами. «Единственный мой сын Сергий, – сообщал в обитель в 1907 году известный духовный писатель С. Нилус, – в мае 1901 года окончил гимназию и поступил на университетские курсы Московского лицея в память цесаревича Николая. Начиналась его новая самостоятельная жизнь, и мы решили с ним съездить к отцу Варнаве за благословением на новый путь. Узнав в Лавре, что батюшка дома, мы взяли извозчика и отправились к Черниговской. Здесь у крылечка келлии старца стояло человек двадцать в ожидании его возвращения из Посада, куда он поехал, как мы узнали потом, к какой-то генеральше, которая строит приют. Чтобы не терять даром времени, мы с сыном отправились в Вифанию поклониться гробу Преподобного Сергия 15 и помолиться у гробницы великого митрополита Платона. По дороге в Вифанию я все думал об отце Варнаве, очень скорбел, что, быть может, нам так и не удастся его повидать, не удастся и сыну принять его благодатного старческого благословения „на новый путь». И вдруг неожиданно для меня в моей голове мелькнула мысль: а я бы еще выпросил у старца его портрет с собственноручной надписью. Подумал так и забыл об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Именно в это время сложились удивительной теплоты отношения между лаврским иеродиаконом Варнавой и митрополитом Вениамином. Смиренный и кроткий, владыка был человеком удивительной доступности. В обычае у него были ежедневные прогулки по Никольскому кладбищу лавры, где находилась контора отца Варнавы. Таким образом подвижники имели возможность часто видеться и беседовать о многом. 11 сентября 1921 года, в день усекновения главы святого Иоанна Предтечи — подвигоположника и покровителя монашества — митрополит Вениамин возвел отца Варнаву в иеромонаха. Вместе с благим игом священства понес иеромонах Варнава и новое послушание — главного свечника лавры. Должность была весьма хлопотная и ответственная. В полной мере пригодились здесь отцу Варнаве прежние коммерческие знания и навыки. Однако, участвуя в хозяйственных делах лавры, отец Варнава никогда не забывал об иноческом делании — о молитве и духовном совершенствовании, а также о долге священника. Служение отца Варнавы всегда отличалось неподдельной искренностью. Как вспоминают очевидцы, за литургией лицо его озарялось духовной радостью, и не случайно, что на богослужения с участием иеромонаха Варнавы (Муравьева) всегда собиралось множество народа. Все стремились послушать его проповеди, отличавшиеся простотой и доступностью. Сказывался многолетний опыт подвижничества в миру. Бывший петербургский купец хорошо знал жизнь людей разных сословий от простолюдина до утонченного интеллигента, их духовные нужды и затруднения. Именно в это время души многих верующих потянулись к простому и кроткому отцу Варнаве. Все шире становился, круг его духовных чад, а у дверей его келий все чаще стали появляться посетители, пришедшие за духовным советом и утешением. Руководство преподобного Варнавы Гефсиманского, приобщение к церковной традиции и опыту святых отцов послужили кратчайшим и удобнейшим путем его восхождения к старчеству. 20-е годы... Для Русской Православной Церкви это было время особых испытаний — время, когда познавалась истинная крепость людей. Репрессии против духовенства и монашествующих, насильственное изъятие церковных ценностей, ущемление духовного сословия в гражданских правах... Никто из иноков лавры, выходя утром к богослужениям и на послушания, не был уверен, что вернется к вечеру в свою келию.

http://pravicon.com/info-3343

радуйся, равноангельнаго жития подражателю предивный. Радуйся, о всей земли Российстей богодарованный молитвенниче; радуйся, венцем славы от Господа увенчанный. Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский , пастырю богомудрый и преславный чудотворче. Кондак 1 Избраннаго угодника Христова и чудотворца предивнаго, изряднаго учителя подвижников земли Российския и заступника нашего, восхваляем тя любовию, преподобне отче Варнаво. Ты же, яко имеяй дерзновение велие ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свобождай, да зовем ти: Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский , пастырю богомудрый и преславный чудотворче. Молитва преподобному Варнаве Гефсиманскому О преподобне отче Варнаво, пастырю наш кроткий и утешительный, милостивый помощниче и теплый о нас молитвенниче! Ты измлада чадо благословения Божия быв, образ послушания родителем и служения ближним показал еси. Заповеди Господни возлюбив, в Лавру Преподобнаго Сергия притекл еси и того верный ученик явился еси. Во обители же Божия Матере пребывая, дух смиренномудрия, кротости и терпения стяжал еси и дар рассуждения и прозрения от Бога приял еси. Сего ради монашествующим духовный наставник, инокинем созидатель обители Иверския на Выксе-реце и всем страждущим и болезнующим целитель и попечитель милостивый даже до часа смертнаго был еси. По преставлении же твоем Бог многия милости почитающим память твою яви и иноком учителя тя верна дарова. Темже молим тя, праведный отче, якоже и прежде, ходатайствуй пред Богом молитвами твоими всем людем во всяцем звании дух утешительный стяжати и коемуждо потребная обрести: юным послушание и целомудрие страхом Божиим сохранити; в возрасте сущим – любовь Божию и согласие стяжати; алчущим – не токмо хлебом насущным, но и наипаче словом Божиим насытитися; плачущим – утешитися; изгнанником и странником – пристанище обрести; в темнице сущим – от уз свободитися; благочестивым – в Дусе Божием возрасти и смиренномудрия достигнути. Сшествуй нам во всех путех жизни нашея, паче же умоли Господа нашего о прощении прегрешений и неправд наших и к свету заповедей Божиих стопы наша направи, да единем сердцем и единеми усты славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Когда все святогорцы собрались в протат, прот в некоем иноке Варнаве действительно признал внешние приметы друга воеводы Никифора, но Варнава был простец, а друг Никифора – ученый муж. Прот решил устроить Варнаве испытание, назначив ему чтение для братии. Поначалу преподобный отказывался, притворяясь неграмотным, но прот пригрозил отлучить его за обман от Причастия. В конце концов, Афанасий вынужден был читать, как и было положено. Тогда проту стало ясно, кто был простец Варнава, и он, отведя Афанасия в сторону, объявил ему, что его ищут вельможи Никифор и Лев. Но преподобный умолял сохранить его тайну. Тогда прот назначил ему для житья одну отшельническую келью, расстоянием от Кареи в три мили. Подвизаясь в этой келье, преподобный Афанасий добывал себе средства к существованию, занимаясь каллиграфией. Примерно за шесть дней он переписывал всю Псалтырь, и так искусно и красиво, что не было другого, подобного ему. Как раз в это время Афон посетил брат Никифора Фоки – Лев, доместик схол Запада. После победы над славянами он прибыл на Афон, чтобы благодарить Пресвятую Богородицу. До него дошли слухи об Афанасии, и он разыскал своего наставника. Афонские отцы, решив воспользоваться этим обстоятельством, просили преподобного, чтобы он уговорил Льва сделать пожертвование на строительство нового храма в Карее (Протата), поскольку старый храм не вмещал всей святогорской братии. По просьбе Афанасия Лев сделал щедрое пожертвование, на которое и был устроен храм в Карее. После визита доместника Льва молва об Афанасии разнеслась по всему Афону. Дабы избежать многих посетителей, он вынужден был удалиться в пустынное место, называемое Мелана. Там он устроил себе небольшую каливу. В этом месте преподобный провел около года в аскетических подвигах, постоянно испытывая искушение от дьявола. Не желая поддаваться искушению, преподобный Афанасий решил: «Буду терпеть год, и тогда уже что Господь устроит со мною, то и сделаю» с. 469]. Год спустя, когда он уже собирался идти в Карею, внезапно, по прочтении им третьего часа, преподобного окружил небесный свет, и он получил дар умиления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В янв. 1906 г. у В. обнаружился острый катар дыхательных путей, ослабело зрение, в февр. он в последний раз посетил Выксу, благословил и дал наставление каждой сестре. Скончался, принимая исповедь в Успенской ц. дома призрения ТСЛ, исповедовав более 400 чел.; женщина, у к-рой старец принял исповедь непосредственно перед кончиной, вспоминала о его «ласковости» и «благодушии». В. был похоронен 21 февр. 1906 г. в Иверской часовне скита, за алтарем пещерного храма во имя арх. Михаила, чин погребения совершили епископы Дмитровский Трифон (Туркестанов), Серпуховской Никон (Рождественский) , Волоколамский Евдоким (Мещерский) , наместник лавры архим. Товия (Цимбал) и др. В 1923 г., через 2 года после закрытия скита, тело В. было перенесено на Вознесенское кладбище г. Сергиева (совр. Сергиев Посад), в 1934 г.- на Никольское кладбище, в 1968 г.- на «северное» Загорское кладбище. По свидетельству духовных чад и почитателей В., по молитвам старца, от его вещей и фотографий верующие получали чудесную помощь и исцеления. 19 июля 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II в Успенском соборе ТСЛ совершил акт канонизации В. Мощи преподобного почивают в воссозданном храме в честь Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманского скита, боковой придел храма посвящен В. Составлены тропарь и кондак преподобному. Арх.: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 8241. Л. 1-3, 9, 10, 19, 22, 42; Ед. хр. 11381. Л. 32-34; Ед. хр. 11603. Л. 2, 10; Ед. хр. 16824. Л. 10. Лит.: 50 лет иночества о. Варнавы. М., 1905; Введенский Д. И. Старец-утешитель о. Варнава. Серг. П., 1906; Жизнеописание в Бозе почившего старца-утешителя о. Варнавы, основателя и строителя Иверского выксунского женского мон-ря. Серг. П., 1907; Порохов Ф. Незабвенной памяти старца иером. о. Варнавы. СПб., 1911; Архангельская А. Д. Мои воспоминания о батюшке Варнаве. М., 1912; Аркадий, иеродиак. Воспоминания о старце Гефсиманского скита иером. о. Варнаве. Серг. П., 1917; Жизнь во славу Божию: Труды и подвиги старца Гефсиманского скита Варнавы (1831-1906). [Серг. П.], 1991; Старец Гефсиманско-Черниговского скита Варнава Гефсиманский//Встреча. 1992. 2. С. 18-22; Житие прп. Варнавы, старца Гефсиманского скита при Св.-Троицкой Сергиевой лавре. [Серг. П.], 1995; Трифон (Туркестанов), митр. Памяти иером. о. Варнавы//Троицкий сб. [Серг. П.], 2000. 1. С 100-105.

http://pravenc.ru/text/154265.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010