Постановка этого вопроса и обстоятельное рассмотрение его далеко не излишни в виду того, во 1-х, что мы привыкли ограничиваться школьным, катехизическим ответом на этот вопрос и, во 2-х, в виду того, что мы не слыхали и не видали поместного собора 200 лет, а потому и не можем составить себе верного исторически представления о нем. Школьный, катехизический ответ на этот вопрос гласит: «Поместный собор есть собрание пастырей поместной церкви». Г. Л. Тихомиров , очевидно, стоит на этой же точке зрения, когда говорит: «Собор, как власть церковная, должен состоять из всех епископов данной церкви» (стр. 33 примеч.). Если, однако же, мы пожелаем для —692— ясности представления о соборе, как действительно существовавшем некогда явлении и теперь в некоторых православных церквах действующем учреждении, призвать на помощь церковную историю, то вполне убедимся, что не только поместный, но и каждый из вселенских соборов, был в действительности гораздо многочисленнее и разнообразнее по составу своих членов, чем утверждается это, по-видимому, нашим школьным катехизическим определением. Мы именно убедимся, что собор поместный, равно как и вселенский был не коллегией иерархов-епископов изолированно где-нибудь при закрытых дверях рассматривающей и решающей вопросы церковные, но собранием всех лучших сил церкви, т. е. кроме епископов – клира, мирян, впоследствии – монахов и представителей государственной власти. И это убеждение наше будет крепнуть по мере того, как мы будем постепенно углубляться в историю от эпох позднейших к древнейшим. В видах, однако же, большей естественности и удобства мы сделаем свою историческую краткую справку в обратном порядке. Итак, начнем с самого начала истории. Об Апостольском соборе, служившем для последующих соборов образцом до деталей, книга Деяний сохранила следующие данные: «Нецыи вшедше от Иудеи, учаху братию, яко аще не обрежетеся по обычаю Моисееву не можете спастися. Бывшей же распри и стязанию не малу Павлу и Варнаве к ним, учиниша взыти Павлу и Варнаве и неким другим от них ко Апостолом и старцем во Иерусалим о вопрошении сем… Пришедше же во Иерусалим прияти быша от церкве, и Апостол, и старец, сказаша же, елика сотвори Бог с ними и яко отверзе языком дверь веры. Восташа же нецыи от ереси фарисейския веровавший, глаголюще, яко подобает обрезати их... Собрашася же Апостоли и старцы ведети о словеси сем. Многу же взысканию бывшу востав Петр, рече к ним… Умолча же все множество, и послушаху Варнавы и Павла, поведающих елика сотвори Бог знамения и чудеса во языцех ими. По умолчании же их, отвеща Иаков, глаголя… Тогда изволися Апостолом и старцем со всею церковью, избравше мужа от

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Некогда на острове жили рыбаки–миряне, для которых в 1855 году построили часовню святого Иоанна Предтечи. В 1858 году трудами игумена Дамаскина (†1881) – настоятеля Спасо–Преображенского монастыря, подвижника и талантливого администратора, – была воздвигнута Предтеченская церковь и при ней учрежден скит. Устроили также и пещерную церковь во имя Трех святителей. Жизнь в скиту отличалась строгим постничеством: рыба, сливочное масло и чай запрещались совершенно. Молочного не вкушали даже на Пасху. В понедельник, среду и пяток и постное масло в пищу не употреблялось. 44 Подобный же случай рассказывают об отце Варнаве Гефсиманском (об отце Варнаве см. примеч. 5 к гл. «Отец Исидор»), о схимонахине Рахили, подвижнице Спаса–Бородинского монастыря († 1928; день памяти преподобной – воскресенье перед 26 августа/8 сентября (Собор Московских святых). См., например: Сергий Божии, прот. Главное у них – любовь//К свету. 1992. Вып. 14. Старец Алексий и Зосимова пустынь. С. 73; Жизнеописание старицы Спаса–Бородинского монастыря схимонахини Рахили. М., 1994. С. 175. 45 В 1908–1910 годах иеромонах Вениамин исполнял обязанности личного секретаря при архиепископе Финляндском и Выборгском Сергии (Страгородском , впоследствии – патриарх Московский и всея Руси) и нес послушание очередного иеромонаха в храме Ярославского подворья в Санкт–Петербурге. 47 О схимонахе Пионии: «Здесь в храме и встретили мы впервые схимонаха отца Пиония. Чистый первый тенор у отца Пиония. Знаток устава церковного и пения. На память читает часы, полунощницу, акафисты Иисусу Сладчайшему, Матери Божией, кафизмы, антифоны. По книгам не может читать, давно уж начал угасать для него свет дневной, пока не померк окончательно. Но хорошо знакома ему дорога из келии в храм, из храма в келию. Каждый поворот заросшей тропинки известен. Тридцать лет уж протаптывает он ее. Вот здесь – остановиться надобно. За алтарем церковным – могилка старца отца Никиты, друга–наставника. Неотходно был отец Пионий при кончине отца Никиты, да и после не отлучался от тела, пока не опустили вот в эту могилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

19 июля 1995 года, в день Собора Радонежских святых, был совершен акт канонизации иеромонаха Варнавы (Меркулова) Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мощи преподобного почивают теперь в воссозданном храме в честь Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманско-Черниговского скита. Боковой придел храма посвящен иеромонаху Варнаве. Память преподобного Варнавы Гефсиманского совершается 17 февраля (2 марта) и в Соборе Радонежских святых – 6 (19) июля. Великий молитвенник и любвеобильный утешитель старец Варнава вечно пребывает не только в сонме небожителей, но и на земле – в сердцах людей. Великая духовная семья старца Варнавы вечно будет хранить его светлый образ, из рода в род передавая сказание о его жизни и трудах во славу Божию. Душа же старца Варнавы, чуткая к нашим прошениям, возносит их к престолу Божию, «сын утешения» молится за всех любящих и чтущих его память. Иверский Выксунский монастырь, построенный старцем Варнавой, в 1928 году был закрыт и разорен. Часть его помещений использовалась под жилье и учреждения, многие здания, в том числе и храмы, были разрушены. В 1995 году то, что осталось от когда-то процветавшей обители, частично передали Нижегородской епархии. К 2000 году здесь подвизалось двадцать сестер. Управляет монастырем старшая сестра Феофилакта (Левенкова). Преподобному Варнаве, старцу Гефсиманскому Тропарь, глас 5 Измлада Христа Бога чисте возлюбив,/сын утешения был еси,/преподобне отче Варнаво./По имени и житие твое бысть:/коемуждо страждущему, и нищу, и царю,/пастырь кроток, утешитель и целитель явился еси./Поминай нас, благодатный отче,/да молитвами теплыми твоими/Жизнодавец Бог дарует нам/утешение и велию милость. Кондак, глас 2 Печальнику земли Российския Преподобному Сергию от юности последовал еси, святе Варнаво,/и завет старца твоего, сице рекшаго:/«Тако хощет Бог:/словом и хлебом питай алчущих», – поистине до конца исполнил еси./Сего ради и ныне молим тя,/не Остави нас, утешительный отче,/небесною любовию твоею.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

лили (ταξαν) Павлу и Варнаве и другим из них идти для вопрошания о сём к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим“. ( Деян.15:2 ). Кто же определил Павлу и Варнаве и другим идти для вопрошания? Очевидно никто иной как братия, о которых только что была речь; другими словами, постановила вся Церковь , в которой участвовала вся братия. „Прибывши же в Иерусалим они были приняты Церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили, что Бог совершил вместе с ними“. Кому возвестили они? Апостолам, пресвитерам и Церкви, ибо, если бы не осведомлена была Церковь , то не могли бы восстать и некоторые уверовавшие из ереси фарисеев, говоря... “Собрались же Апостолы и пресвитеры для рассмотрения сего дела“. Что они собрались не одни, видно из того, что в собрании было „множество“ ( Деян.15:12 ), а далее в повествовании упоминается не о Церкви вообще, но о всей Церкви ( Деян.15:22 ). И что же эта Церковь всё время молчала во всей своей совокупности, внимая только словам Апостолов и выжидая их решения? Нет. Речи Петра предшествовало многое исследование (ζτησις), а как стоит в громадном большинстве списков, хотя и не древнейших (каков Синайский, Ватиканский и Александрийский, имеющие преимущество древности, а не какое-либо церковное преимущество), но именно списков особенно принадлежащих к употреблению греческой Церкви, – совместное исследование (συνζτησις), как читает и Златоуст. На исконность такого чтения можно рассчитывать, во-первых, потому, что так стоит в палимпсесте Ефрема Сирина (V века) и Кембриджском списке, который хотя и принадлежит VI веку, но по общему заключению учёных сделан со списков особенно древних. Кроме того, от переписчика гораздо естественнее ожидать не уничтожающего смысл сокращения, чем прибавки слога, и замены более употребительного слова менее употребительным; намеренное же изменение смысла в те времена представлялось бы совершенно бесцельным, ибо, как убедимся мы далее, соперничества между народом и клиром в те времена не существовало. Но допустим, что речь идёт не о „совместном“, а о простом расследовании или разыскании. Есть ли хотя малейшее основание предполагать, что его производили только Апостолы или только Апо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы проследим жизнь и деятельность ап. Варнавы и по тем и по другим известиям. Библейские сказания об ап. Варнаве касаются только самых главных моментов его жизни и деятельности, и состоят приблизительно в следующем. По свидетельству книги Деяний (IV, 36. 37), автор изучаемого нами послания первоначально носил имя Иосии, которое так часто встречается в книгах нового завета, и только уже впоследствии был назван апостолами Варнавою, т. е. сыном утешения, за его способность говорить сильно и убедительно. Он принадлежал к колену Левиину, и происходил из состоятельной иудейской фамилии, которая издавна выселилась из Палестины и поселилась на острове Кипре. В христианство Варнава обратился в Иерусалиме, и первым его делом, по обращении в христианство, было продать свое имение на острове Кипре и вырученные за него деньги положить к ногам апостолов для раздачи бедным. По вознесении И. Христа Варнава является одним из самых видных членов апостольской церкви, и приобретает авторитет ревностного и одушевленного проповедника новой веры. С того самого момента, как Варнава выступает на поприще общественной деятельности, он становится, по рассказу книги Деяний, в самые близкие и тесные отношения к другому проповеднику первенствующей церкви, именно к ап. Павлу. Известно, что когда Павел обратился в христианство, _______________________________ «Очерк истории духовного просвещения в древней христианской церкви (IIIX). § 4. Св. апостол Варнава и его послание», стр. 2127, – 6) в том же журнале за 1879 г. в отделе: «мелкие статьи, заметки и известия» есть обстоятельная статья о подлинности послания Варнавы, см. часть III, стр. 411429, – 7) в Воронежских епархиальных ведомостях за 1891 г, в части неофициальной, в 21, стр. 771779 статья Т.Крутикова: «Св. Варнава». Б) Иностранная литература об ап. Варнаве и его послании довольно обширна. Библиографические указания на важнейшие издание «Послания» и на монографические исследования о нем можно найти напр. в недавно вышедшем немецком сочинении: Geschichte der altchristlichen Litteratur in den ersten drei Jahrhunderten.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

В конце концов св. Иаков предложил компромиссный вариант: еврейские христиане останутся при отеческих устоях, а прочих ограничат минимальными правилами. – Полагаю, — сказал, поднявшись, Иаков, — не затруднять обращающихся к Богу из язычников, но написать им, чтобы воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, от удавленины и от крови. Это был в сущности вполне традиционный выход из положения. Подобные упрощенные заповеди назывались Ноевыми, и издавна считалось, что, соблюдая их, уверовавший иноплеменник может быть спасен. [ 7-12 ] Таким образом, Брат Господень, а с ним весь собор положили начало первой национальной церкви, в данном случае — израильской. Этот шаг заключал в себе как большие перспективы, так и немалый риск. Плодотворным было то, что Церковь в принципе оказалась готовой учитывать религиозные и культурные особенности просвещаемых ею народов; но одновременно здесь крылась и угроза самозамыкания общин. Правда, пока существовала империя, эта опасность была невелика: в пределах державы все народы сплачивала единая греко-римская культура. Однако позднее угроза возросла. Большинство церковных расколов, порой принимавших обличие ересей, выражало центробежные тенденции поместных церквей. Вероятно, апостолы предчувствовали такую возможность разделений и предложили узаконить обычай, который бы стал залогом церковного единства . " Узнав о благодати, данной мне, — вспоминал потом ап. Павел, — Иаков и Кифа и Иоанн, которые были почитаемы столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им — к обрезанным; только, чтобы мы помнили бедных: это именно я и постарался исполнить " . [ 7-13 ] Попечение о нуждах церкви-матери, особенно о ее членах, избравших добровольную нищету, стало тем актом, который закреплял связь между ней и новыми общинами. Было составлено послание, которое Павлу и Варнаве поручили отвезти в Антиохию. Деяния приводят его полностью. " Апостолы и пресвитеры братья — находящимся в Антиохии и Сирии и Киликии братьям из язычников — радоваться. Так как мы услышали, что некоторые из наших смутили вас своими словами и растревожили ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, — угодно было нам с общего согласия, избрав мужей, послать вам (письмо) с возлюбленными нашими Варнавой и Павлом, людьми, предавшими души за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые объявят вам то же самое на словах. Ибо угодно было Духу Святому и нам не возлагать на вас никакого лишнего бремени, кроме этого необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда. Храня себя от этого, вы поступите хорошо. Будьте здоровы " . [ 7-14 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

По возвращении в Антиохию, Павел и Варнава оставались здесь несколько времени с учениками ( Деян.12:21–28 ). Когда некоторые, пришедшие из Иудеи, ревнители Иудейства стали учить об обязательности Моисеева закона для христиан из язычников, то Павел и Варнава противостали ложным чтителям закона в духе евангельской свободы и вселенского характера христианства, а для окончательного решения спора были отправлены в Иерусалим к апостолам и пресвитерам. На составившемся по этому делу соборе (50–52 г.) Варнава содействовал тому, что иго Иудейского закона не было возложено на язычников, и соборное определение было послано с Павлом и Варнавой и другими в церковь антиохийскую ( Деян.15:1–30 ). По некотором времени пребывания в Антиохии, Варнава был приглашен Павлом совершить новое путешествие для утверждения прежде основанных ими церквей. Но он хотел взять в спутники родственника своего Иоанна Марка, на что не соглашался Павел, так как Марк оставил их в первое путешествие в Панфилии. Из-за этого произошло разделение: они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл опять на Кипр, а Павел с Силой отправился в другие страны. После этого обстоятельства книга Деяний апостольских ничего не говорит о проповеднических трудах Варнавы. Имя его еще встречается в посланиях ап. Павла. Так из послания к Галатам (2:13) узнаем, что он в бытность свою в Антиохии, где находился и Павел, был увлечен примером ап. Петра в неосмотрительное угождение ровнителям Иудейства, за что навлек на себя обличение Павла. В 1-м посл. к Коринфянам (9:6) апостол языков с уважением отзывался о Варнаве, как о таком проповеднике, который собственными трудами доставлял себе пропитание. Спутник Варнавы Марк является сотрудником Павла, во время первого заключения его в Риме (Колосс. 4:10); но неосновательно заключать, что около этого времени (62) Варнава уже умер. Позднейшие сказания о Варнаве и особенно о последнем периоде его жизни, кроме разноречий, ничего не прибавляют к тем чертам характера, с какими он является в писании Луки. Вероятным представляется то, что он проповедывал в Александрии, где, как известно, подвизался и родственник его Марк и где его послание пользовалось особенной известностью; и что он скончался мученически от неверующих иудеев на родине своей – Кипре 8 . Кончину его с большей вероятностью можем полагать в 76 г. по Р. Х 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Не удалось иудействующим лжебратьям повлиять и на первоверховных апостолов. Свое учение ап. Павел, как сказал выше, он предлагал на рассмотрение, знаменитейших столпов Церкви. Но и они не возложили на него ничего более, т. е. не нашли нужным в чем-либо изменить учение апостола Павла или что-либо к нему прибавить. «Что же касается до того, как учили другие Апостолы безразлично: для него важно то, что они не отличались в своем учении от него тогда, когда он беседовал с ними». (Уч. рук. к изуч. свящ. кн. нов. зав. Иванова). Применительно к русскому переводу смысл будет несколько иной; как ни знамениты первоверховные апостолы, как ни высоко стоит их авторитет среди верующих в смысле раскрытия учения, по этот авторитет лично для меня чего либо особенного не представляет, и если они мира ради в Церкви и снисхождения к немощам человеческим допускали обрезание, то это их дело, и меня не касается. Тем более, что к моему, предложенному им на обсуждение, учению они не сочли нужным делать какие-либо прибавления или изменения, не потребовали, чтобы я обрезал Тита. Бог не взирает на лице человека. Чем бы я ни был прежде, но Божией благодатью есмь то, что есмь ( 1Кор. 15, 10 ), т. е. я такой же апостол, как и они. 7 ст. Напротив того, увидевши, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, – 8 ст. ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, – 9 ст. и узнавши о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным. В моем апостольском достоинстве не сомневались и сами первоверховные апостолы, они признали, что мне вверено благовестите необрезанным, т. е. язычникам, подобно тому, как ап. Петру обрезанным, т. е. иудеям. Что Бог , содействовавший знамениями и чудесами Петру в деле проповеди среди иудеев, содействовал теми же знамениями и чудесами и мне среди язычников и, узнавши о сопутствовавшей мне благодатной помощи Божией, столпы церкви: Иаков, Петр и Иоанн подали мне и Варнаве руку общения, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Все подобного рода толкования автор считает верхом совершенства и называет их гносисом. Сам он в восторге от своего остроумия. Чувство некоторого самодовольства и твёрдого самосознания проходят чрез всё Послание. Иногда речь свою он прерывает восклицанием: «Благословен Господь наш, давший нам премудрость и ведение своих тайн» (ibid.); и вообще всюду говорит дидактическим, наставительным тоном. Из приведённых примеров ясно можно видеть, что при помощи аллегоризма можно доказать, что угодно. Неудивительно поэтому, что в Ветхом Завете автор находит всё содержание христианства и остаётся при убеждении, что в Ветхом Завете – «всё об Иисусе и для Него» (ibid. 12, 7//SC. T. 172. P. 170; р. п.: C. 82). Б. Вопрос о принадлежности Послания Апостолу Варнаве Зная характер Послания, можно поставить вопрос – соответствует ли он сведениям нашим о Варнаве, которому он усвояется в рукописях. Апостол ( Деян. 4:36 ) Варнава (Иосия), левит с о. Кипр, общался с Апостолами в Иерусалиме с раннего времени; между прочим, он к ногам их принёс деньги, вырученные от продажи своего имения ( Деян. 4:37 ), он же рекомендовал Апостолам Савла по его обращении ( Деян. 9:22 ) и, когда был послан для устроения Церкви в Антиохии ( Деян. 11:2 ), то, взяв с собой Павла, трудился там в проповедавании Евангелия. Около 45 г. он принял участие в первом благовестническом путешествии Апостола Павла вместе со своим двоюродном братом Иоанном Марком ( Деян. 12:12 ; Кол. 4:10 ), который, впрочем, скоро оставил их ( Деян. 13:13 ); вместе с Апостолом Павлом он был на апостольском Соборе 203 в Иерусалиме ( Деян. 15:2 ; Гал. 2:1 ) и здесь защищал свободу язычников от Закойа Моисеева; впрочем, спустя некоторое время, когда в Антиохию пришёл Апостол Петр, и начал устраняться от язычников, Варнава также примкнул к его «лицемерию» ( Гал. 2:13 ) и был обличён Апостолом Павлом. В начале второго путешествия Апостола Павла Варнава поспорил с ним по тому поводу, что Павел не захотел взять с собою Марка, как оставившего их в первое путешествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

б) Сведения об ап. Варнаве а) в отдельных русских сочинениях: 1) в «Историческом учении об отцах церкви. Филарета, архиеп. черниговского» в т. 1-м §§ 26 и 27,– 2) в упомянутой книге свящ. П. А. Преображенского, кроме текста Послания, имеются житие ап. Варнавы и библиографические сведения о его Послании (см. стр. 1132), – 3) в сочинении: «История церкви от рождества Господа нашего Иисуса Христа до наших дней, написанная по подлинным и достоверным памятникам доктором богословия священником Владимиром Геттэ. Перевод с французского. Том первый. С.-Петербург 1872 г.», стр. 188 и дал., 192 и д., 198 ид. 202, 323324. β) в духовных периодических изданиях: 1) в «Воскресном Чтении» год ХШ, 9, стр. 9096, – 2) в журн. «Труды Киевской духовной академии» за 1862 г., том III, стр. 340, статья: «Святой апостол Варнава », перевод из Фреппеля, сделанный К. Скворцовым , – 3) в том же журнале за 1873 г., в томе III-м, на стр. 93113, статья проф. К. Скворцова : «Когда написано послание Варнавы?», – 4) в журн. «Христианское Чтение» за 1839 год, в части второй статья: «Историческое сведение о святом апостоле Варнаве », стр. 419443, – 5) в журн. «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» за 1871 г. в майской кн., в статье И. Смирнова: 5 О «Климентинах» см. статью священника Побединского в Православн. Обозрен. за 1860 г. февр., март, июль. 6 В приведенном месте автор следует толкованию свящ. И. Преображенского (Писания Мужей Апостольских,., стр. 34, примеч. 3). В греческом тексте это место читается: τρα ον δγματα στιν κυρου· ζως λπς, ρχ κα τλος πστεως μν κα δικαιοσνη и проч., – а по переводу Чельцова: «итак – догматов Господних три: жизнь, вера, надежда. (В них) начало и конец наши, – начало – праведность пред судом…» и проч. (см. Собрание символов и вероизложений., стр. 209). Как на греческом, так и в русском переводе Чельцова очевидно это место имеет иной смысл сравнительно с толкованием Преображенского. Впрочем не излишне упомянуть, что и в одном из лучших иностранных изданий об этих словах замечено: Locus nondum perfecte sanatus esse videtur – см. Patrum Apostolicorum opera... recensuerunt Oscar de Hebhardt, Adolfns Harnack, Theodorus Zahn: Barnabae epistula graece et latine, Lipsiae 1878, стр.5, примеч.6. В этом прекрасном издании, кроме греческ. и латинского текста писаний Апостольских Мужей имеются и пролегомены, и самые подробные указатели изданий и литературы (по год издания книги) и, наконец, в подстрочных примечаниях варианты и объяснения темных выражений. Примеч. издат.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010