Да и здравый смысл, который до конца не отрицает в качестве инструмента познания Бога сам г-н Фурули, подсказывает нам: «Вряд ли у Ноя, Авраама, Иакова, Иова, Моисея и так далее была Библия , и тем не менее будет безумием сказать, что они не знали Бога». В этой связи повторимся еще раз: в отношениях со Священным Писанием, особенно при каких-то манипуляциях с ним, нельзя забывать о том, Кто является автором этой Книги. 6 . С другой стороны, нам трудно понять, какой смысл автор вкладывает в местоимение «мы»? Если речь идет о его друзьях – «свидетелях Иеговы» (далее – СИ), то очевидно, что движение, возникшее в конце XIX – начале XX века не может не только показать, но даже отчасти отобразить богатство библейской экзегезы той Церкви, о которой Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16, 18 ). Между экзегетами организации СИ и Древней Церковью , подарившей нам свод книг Нового Завета, – более чем полуторатысячная временная пропасть. В понимании СИ, этот период – есть период «духовного сна» исторического христианства, но мы не приемлем подобную историческую летаргию, ибо Христос сказал нам: «…се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ). Но проблема г-на Фурули намного глубже, чем проблема СИ. Применяя так называемый научный лингвистический подход к исследованию Священного Писания, он является продолжателем и выразителем идей сторонников библейского критицизма XVIII–XIX веков. Но можно ли вторгаться в мир Божественного откровения, будучи зараженным идеями Ренана, Штрауса, Фихте? 7 . Кроме того, ученому такого уровня не пристало делать поспешные и не аргументированные заключения типа: высказывания о форме креста Иринея Лионского и автора Послания к Варнаве не заслуживают внимания, так как они противоречат друг другу. «Насколько мне известно, первым, кто упомянул форму орудия казни Иисуса, был автор труда Послание Варнаве, – пишет г-н Фурули. – По его словам, эта форма была в виде буквы Т 13 . Ириней в своей книге Против ересей (2.24.4) утверждает, что stauros был в форме шеста с перекладиной. Послание Варнаве было написано в начале второго века, спустя почти сто лет после смерти Иисуса, а Ириней писал в 180 г. н.э. Эти два автора противоречат друг другу, и мы не можем сказать, кто из них прав. Таким образом, у нас нет ни археологических, ни исторических данных для определения формы того stauros, на котором был распят Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Когда скончался преподобный Варнава, – а он скончался как истинный пастырь – исповедав свою духовную дочь, он подошёл к престолу и тут же предал дух свой Богу. Когда он скончался, то на его плите была надпись: «Он жил во славу Божию». Действительно, этот ученик, разделённый от преподобного Сергия пятью веками; ученик, который происходил из крепостных, – а преподобный Сергий происходил от знатных родителей – он прожил свою жизнь в едином духе с преподобном Сергием, так же, как и его великий учитель, не во славу человеческую, а во славу Божию. Преподобному Сергию некогда явился ангел, который научил его грамоте. Так же и преподобному Варнаве явился ангел, который сохранил его жизнь. Преподобный Сергий стремился в пустыню, а преподобный Варнава пришёл в пустынный скит, избегая многолюдья. К преподобному Сергию собралась братия, когда он ещё не был игуменом, как и к преподобному Варнаве, когда ещё он был послушником, приходили люди, прозревая в нем старца. К преподобному Сергию пришёл великий князь Димитрий Донской за благословением, чтобы положить душу свою за веру и за своих друзей. А к преподобному Варнаве пришёл император Николай для того, чтобы получить утешение в своём подвиге и также положить душу свою за своих друзей. Вот видите, братья и сестры, какова любовь и связь нашего учителя преподобного Сергия со своими учениками. Ни время, ни пространство, ни происхождение – ничто не может разлучить учеников преподобного Сергия от своего учителя, если их связывает любовь Божья. Вот и ныне, в этот день, пред тем, как мы будем прославлять преподобного Варнаву, попросим у преподобного Сергия, дабы и наша жизнь была жизнью во славу Божью, дабы и среди нас пребывал Дух Утешитель, Который воодушевлял преподобного Варнаву, дабы и около нас люди ощущали дух утешения, дух мира, дух любви. Тогда не оскудеет обитель преподобного Сергия. Тогда новые и новые ученики придут сюда, дабы послужить Богу и своим ближним. Аминь. Притча о мытаре и фарисее Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

22, Слышано же бысть слово о них во ушью церкве сущия во Иерусалиме, и послаша Варнаву преити даже до Антиохии. «Дошел слух о сем до Церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохью». Это было уже после того, как Церковь Иерусалимская, чрез бывшее апостолу Петру откровение, убедилась в той истине, что ко спасению чрез веру в Иисуса Христа призываются, как иудеи, так и язычники. Потому весть об обращении ко Христу антиохийских язычников не возбудила никакого недоумения в Церкви иерусалимской; а, напротив, поручили Варнаве идти в Антиохью, чтобы он узнал, как там совершается дело Божие, и чтобы обратившихся ко Христу утвердил в вере. Варнава, что значит с еврейского – сын утешения, назван так от Апостолов; а прежде было ему имя Осия: он был эллинист, левит, родом кипрянин, у которого была своя земля. Он, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов ( Деян.4: 36.37 ). Не без предусмотрения Апостолы сделали Варнаве это поручение: он, как еллинист, и притом кипрянин, удобнее мог сойтись с помянутыми кипрянами и киринейцами, которые, при содействии благодати Божией, распространили Евангелие между антиохийскими язычниками. Подвиги Варнавы, увенчанные благим успехом, вполне оправдали оказанное ему доверие от иерусалимской Церкви. Иже пришед и видев благодать Божью, возрадовася, и моляше всех изволением сердца терпети о Господе. «Он, прибыв и увидев благодать Божью, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем». Варнава, совершив довольно длинный путь, пришел в Антиохью, и, увидев благодать Божью, то есть множество, благодатью Божией обращенных ко Христу язычников и их благочестие, возрадовался, утешился духом и возблагодарил Бога за Его милосердие к людям, прежде блуждавшим во тьме неведения, и теперь, познавшим свет спасительной истины. «И убеждал всех держаться Господа искренним сердцем». Всех обратившихся ко Господу, которых нашел в Антиохии, Варнава старался утверждать в вере во Христа; убеждал их, чтобы они, вступив на путь спасения, не уклонялись от Спасителя Господа, а с искренним сердцем служили Ему, неизменно соблюдая заповеди Его. Для этой цели Варнава и послан был в Антиохью от Церкви Иерусалимской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

2, 14). Павел не упоминает, какое действие произвело в Петре его обличение. Без сомнения, последний увидел и исправил свою ошибку. Второе апостольское путешествие Павла К тому времени Антиохийская Церковь уже была богата наставниками и притом вполне довольно утверждена на краеугольном камне — Иисусе Христе. Труды Павла перестали быть для нее необходимыми. Между тем сердце его стремилось видеть чад своих по вере и породить новых от нетленного семени слова Божия. Руководствуясь этими чувствами, он предложил Варнаве предпринять второе апостольское путешествие. Этот верный соучастник намерений и трудов Павловых со всем усердием готовился сопутствовать ему, но выбор себе сотрудников заставил их разлучиться. Варнаве хотелось иметь спутником Иоанна, называемого Марком, своего сродника. Павел почитал недостойным такой чести человека, который в предшествующем путешествии оставил их без всякой достаточной на то причины. Следовало опасаться, что он, устрашенный опасностями и трудами, снова оставит их, что послужило бы соблазном для новоначальных христиан. Поэтому Павел хотел взять в сотрудники Силу, пришедшего с ним из Иерусалима, в способностях и ревности которого он имел уже возможность увериться из его проповедания слова Божия к антиохийцам. Варнава не соглашался. Павел еще менее способен был истины ради уступить ему в этом, отчего и произошло огорчение . Апостол, взяв с собою Силу, отправился в путь без Варнавы, который вместе с Марком поплыл на Кипр (см.: Деян. 15, 35–41). Разногласие это не погасило в душе Апостола христианской любви к Варнаве и самому Марку. В посланиях, написанных Павлом после этого, он всегда с похвалою упоминает о первом (см.: Гал. 2, 9; 1 Кор. 9, 6), не забывает и последнего, свидетельствуя, что Марк в сотрудничестве для Царствия Божия был ему отрадою (ср.: Кол. 4, 10). Таково свойство чистой ревности по истине! Она всегда предпочитает дело Божие связям и расчетам человеческим; смело говорит истину вопреки тому, кого любит; готова, если не может разуверить, удалиться от него, но никогда не изменяет главному закону любви; с радостью слышит об успехах того, от кого удалилась; находит в нем похвальным все то, что действительно заслуживает похвалы, и вновь охотно соединяется с ним, коль скоро исчезает причина разделения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Евангелия), кроме иудеев: ибо в первохристианской Церкви в отношении к распространению Евангелия долго держались правила, выраженного один раз апостолом Павлом, что иудеям первым надлежало проповедовать слово Божие ( Деян.13:46 ), потом уже язычникам, доколе откровение Петру (гл. 10) не уяснило и не ускорило дела принятия язычников в Церковь . «Делали это не по страху человеческому, который считали за ничто, а желая соблюсти закон и еще снисходя к ним» (Злат.). – Из них Киприяне и Киринейцы: из числа этих рассеявшихся из Иерусалима, следовательно членов иерусалимского христианского общества, были некоторые родом из Кипра и Киринеи (см. прим. к Деян.2:10 ), следовательно христиане из иудеев – эллинистов, которые пришедши в Антиохию проповедовали Евангелие Еллинам, т.е. язычникам, может быть имея уже известие о событии в Кесарии. Таким образом, принятие язычников в Церковь Христову, начавшись в Кесарии, продолжалось в Антиохии, и здесь – с особенным успехом. Дееписатель замечает, что рука Господня была с ними, т.е. с этими проповедниками Евангелия антиохийским язычникам; особенная сила духовная была у них и особенно успешно было дело их проповеди, так что великое число этих язычников, уверовав, обратилось к Господу. Здесь, таким образом, образовалась первая большая община христиан из язычников, которой суждено было иметь важнейшее значение в истории первохристианской Церкви. Варнава и Савл в Антиохии (22–26) 22. Дошел слух о сем до Церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 23. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался, и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. 24. Ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Дошел слух о сем (собственно –них, т.е. этих проповедниках Евангелия язычникам в Антиохии и их действиях в этом необычном еще в то время направлении миссионерской деятельности) до Церкви иерусалимской«, в полном ее составе с апостолами во главе, и поручили Варнаве идти в Антиохию: зачем, и почему именно Варнаве? При новом направлении миссионерской христианской деятельности в Антиохии могли возникнуть недоразумения и даже беспорядки в христианской общине, в роде тех, какие возникли в самой иерусалимской общине по поводу деятельности Петра в Кесарии (выше, ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2. Очень хорошее изданвте сделано в середине прошлого столетия Галландом в его «Bibliotheca pátrum». 3. Из новейших особенно замечательно издание англичанина Якобсона (в Оксфорде 1838 и 1840 гг.), заключающее только 2 послания Климента, 7 посланий Игнатия и послание Поликарпа. 4. Гефеле, католический профессор в Тюбининге, издал Patrum apostolicorum орега. Первое издание явилось в 1839 г., а последнее 4-е в 1835. Здесь кроме упомянутых сочинений, помещены с пролегоменами и примечаниями: послание апостола Варнавы , книга «Пастырь» Ермы, эаписи о мученической кончине Игнатия и Поликарпа, и послание неизвестного писателя к Диогнету. 5. Протестантский ученый Дрессель сделал (в Лейпциге, в 1887 г.) такое же издание, исключив послание к Диогнету, и, поместив подложные послания Игнатия. Упомянем также о прекрасной монографии Гильгенфельда: Die apostolischen Väter. Halle. 1853. Наконец, творения мужей апостольских помещены в первых томах сочинений греческих отцов церкви, издаваемых Минем в Curcus completus Patrologiae. 3 Такие сведения о Варнаве находятся в, так называемых, «Беседах Климентовых» (Clementinae) и «Встречах» (Recognitiones); в «Деяниях Варнавы» (Acta Barnabae), подложно приписываемых Иоанну Марку, – время происхождения их неизвестно, но вероятно прежде обретения мощей св. Варнавы в 488 г. (Болланд. Acta Sanctorum Iun. Vol. 2. Тишендорфа Acta Apos. apocrypha); и, наконец, в похвальном слове к Варнаве кипрского монаха Александра, жившего не ранее VI века. Там же у Болланд. 8 Феодора, чтеца церк. Ист. кн. 2. Мнение об основании Варнавой Медиоланской церкви основательно опровергается Гефеле. Вообще сведения о жизни и послании Варнавы тщательно собраны и исследованы в сочинении Гефеле, с которым, впрочем, не везде можно согласиться. Das Sendschreiben des Apost. Barnabas, von Hefele. Tübingen 1840. 9 Историч. учение об отцах церкви, Филарета архиеп. Черниговского, С. Пет. 1859. Том. 1. стр. 40. 10 Первые четыре главы и половина 5-й доселе известны только в древнем латинском переводе. См. ниже об изданиях послания ап. Варнавы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Глава 4. Апостольский собор и возвращение в Антиохию Мы переходим к рассказу об Апостольском Соборе – событии, имевшем решающее значение для дальнейшего развития церковной миссии. Апостольский Собор узаконил тот способ принятия в Церковь язычников, который на практике уже применялся апостолами, но на него требовалась общецерковная санкция. Одновременно он сделал решающий шаг в сторону освобождения Церкви от влияния иудаизма, отказа от иудейских обычаев и становления христианства как самостоятельной, вселенской религии, не привязанной к тому или иному этносу, той или иной территории. Для восстановления хода событий мы должны обратиться к двум источникам: 15-й главе книги Деяний и 2-й главе Послания к Галатам. Как мы уже говорили, в отношении второго источника в науке существует разногласие: одни ученые полагают, что в нем описывается посещение Иерусалима во время голода, другие – что речь в нем идет о путешествии на Апостольский Собор. В настоящей главе мы сможем подтвердить вторую точку зрения при помощи сопоставления двух рассказов, выявляя то, что между ними общего, и то, чем они отличаются. 1. Апостольский собор: свидетельство Луки Созыв Собора Согласно книге Деяний, причиной созыва Собора в Иерусалиме стали серьезные разногласия между христианами, обращенными из иудаизма, и лидерами антиохийской общины, где в течение долгого времени велась миссионерская работа среди язычников. Ареной споров сначала стала Антиохия, затем они перекинулись в Иерусалим, а Павлу и Варнаве пришлось поехать туда, чтобы принять участие в дебатах: Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу u Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях. По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела ( Деян. 15:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тогда как в других христианских общинах, оставшихся фактически без вдумчивого духовного попечительства, возникало много вопросов и споров. Вот почему по некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. Варнава с радостью принял данное предложение, ему тоже дороги были все те люди, с которыми он когда-то имел счастье общаться и воздавать хвалу Единому Богу. Но тут, братья и сестры, как мы слышали с вами сегодня из Апостольского чтения, между апостолами Павлом и Варнавой произошло разногласие: Варнава хотел взять с собой Иоанна, называемого Марком, но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. И далее автор Деяний пишет: Отсюда произошло огорчение, так что ониразлучились друг с другом. Примечательное выражение употребил апостол Лука, описывая данное событие. Произошло огорчение — не ссора, не вражда, не раздор или духовное нестроение, а чисто человеческое чувство, приведшее к разлучению. Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом так: «И в пророках мы видим различные характеры и различные нравы: например, Илия строг, Моисей кроток. Так и здесь Павел более тверд. Мне кажется даже, что и разделение произошло у них по согласию и что они сказали друг другу: так как я не желаю этого, а ты желаешь, то, чтобы нам не ссориться, разделимся по разным местам. Таким образом, они сделали это, совершенно уступая друг другу. Варнава хотел, чтобы оставалось мнение Павла, и потому отделился; также и Павел хотел, чтобы оставалось мнение (Варнавы), и потому делает то же и отделяется. О, если бы и мы разделялись друг от друга таким же образом и для того, чтобы идти на проповедь! И врагами ли они расстались? Нисколько! ибо и после того Павел в посланиях своих упоминает о Варнаве с великими похвалами (см. 2 Кор.8:18). Все это происходило по устроению Божию». Апостол Павел желал поступить справедливо, учитывая отступление Иоанна-Марка в Памфилии и связанные с ним в прошлом переживания.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. 22–24. Слух о том, что в Антиохии образовалась значительная христианская община из язычников, дошел до Церкви Иерусалимской. Апостолы, равно как и прочие христиане в Иерусалиме, после обращения язычников к вере Христовой в Кесарии, без сомнения, понимали, что основание Церкви в Антиохии совершилось вполне согласно с волею Божией. Однако же, чтобы юная христианская община, удаленная от Иерусалима и лишенная непосредственного руководства апостолов Христовых или, по крайней мере, лиц, пользующихся их полным доверием, не приняла с самого же начала ложного направления в вере и жизни христианской, Иерусалимская Церковь поручила Варнаве (4, 36–37) идти в Антиохию. Варнаву, а не кого-либо другого, посылают, можно догадываться, потому, что он был родом кипрянин и потому скорее и легче, нежели кто-либо другой, мог стать в близкие и искренние отношения с антиохийскими проповедниками, из которых некоторые были его соотечественники – кипряне. На это же назначение имели влияние, конечно, и личные качества Варнавы: он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры, говорит о нем дееписатель. Кроме того, прозвание его апостолами Варнавою, «сыном утешения» (4, 36), показывает, что он обладал особенным даром убедительности и утешительности в слове. По всем этим качествам он, без сомнения, считался особенно способным и в истинном свете понять положение дела в Антиохийской Церкви, и привлечь на свою сторону тамошних христиан, и устранить недоразумения и беспорядки, если бы таковые оказались. Но Варнава, придя в Антиохию, не заметил там никаких недостатков, – напротив, он увидел там очевидные следы действия благодати Божией и возрадовался духом своим; поэтому он только убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. Деятельность его в Антиохии послужила к еще большему увеличению числа верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Здесь в первый раз Савл наименован Павлом и это имя с того времени сделалось постоянным его именем. Из Пафа Павел со спутниками отплыл в Пергию Памфилийскую (иначе Пергам), потом отправился в Антиохию Писидийскую, где проповедовал сначала иудеям, а потом язычникам, к радости сих последних (13:13–49). Но происки иудеев заставали его удалиться в Иконию (13:50–52), где он приобрел многих учеников из иудеев и язычников; но неверующие иудеи произвели междоусобие в городе; (14:1–5) и апостолы убежали в Листру; здесь исцеление безногого было причиной, что Варнаву приняли за Юпитера, а Павла за Меркурия и хотели принести им жертвы (14:6–18). Но когда пришедшие из Антиохии (Писидийской) и Иконии иудеи смутили народ, тогда Павла побили камнями и как мертвого извлекли из города (14:19). Поверженного за городом Павла окружили ученики; он встал, вошел в город и на утро через Дервию, Писидию и Памфилию предпринял обратное путешествие, утверждая учеников и рукополагал пресвитеров, и прибыл в Атталу, а оттуда отплыл морем в Антиохию Сирскую, откуда начато было первое его путешествие по странам малоазийским, (14:20–28). Из Антиохии, по случаю возникшей распри о надобности христианам исполнить закона Моисеев, Павел и Варнава были посылаемы в Иерусалим на собор апостольский, который утвердил свободу христиан от исполнения закона обрядового (15:1–34) Спустя несколько времени, Павел сказал Варнаве: возвращшеся подобает посетити братию нашу во всех градах, в них же проповедахом слово Господне, како пребывают (15:35, 36). Предоставив Варнаве с Иоанном и Марком отправиться на свою родину, в Кипр, Павел с Силой отправился из Антиохии сухим путем во второе путешествие; проходил Сирию, Киликию (15:37–41), Дервию и Листру, где избрал в спутники Тимофея (16:1–5), потом Фригию и галатийскую страну; но Дух Святый возбранил им тогда проповедовать в собственно так называемой Азии, которая заключала в себе Фригию, Мисию, Кирию, Лидию и всю приморскую страну (16:6). Они пришли в Мисию и хотели отправиться в Вифинию; но их удержал Дух Святый.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010