Из этого произошло разделение: они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл опять на Кипр, а Павел с Силою отправился в другие страны. После этого обстоятельства книга Деяний апостольских ничего не говорит о проповеднических трудах Варнавы. Имя его еще встречается в посланиях апостола Павла. Так из послания к Галатам (II, 13) узнаем, что он, в бытность свою в Антиохии, где находился и Павел, был увлечен примером апостола Петра в неосмотрительном угождении ревнителями иудейства, за что навлек на себя обличение Павла. В 1-м послании к Коринфянам (IX, 6) апостол язычников с уважением отзывался о Варнаве, как о таком проповеднике, который собственными трудами доставлял себе пропитание. Спутник Варнавы Марк является сотрудником Павла во время первого заключения его в Риме ( Кол. 4:10 ); и неосновательно заключать, что около этого времени (62) Варнава уже умер. Позднейшие сказания о Варнаве, и особенно о последнем периоде его жизни, кроме разноречий ничего не прибавляют к тем чертам характера, с какими он является в писании Луки. Вероятным представляется то, что он проповедовал в Александрии, где, как известно, подвизался и родственник его Марк, и где его послание пользовалось особенной известностью; и что он скончался мученически от неверующих иудеев на родине своей – Кипре 93 . Кончину его с большей вероятностью можем полагать в 76 г. по P. X. 94 С именем апостола Варнавы между немногими остатками древнехристианской письменности сохранилось для нас Послание, написанное на греческом языке и состоящее из XXI главы. 95 По своему внутреннему составу оно представляет вид рассуждения, изложенного в письменной (эпистолярной) форме и, подобно посланиям апостола Павла, слагается из двух частей: догматической и нравоучительной (XVIII–XXI). Главный предмет первой и особенно важной части Послания Варнавы относится к тому великому вопросу, который занимал первоначально христианство, – вопрос об отношении христианства к иудейскому обрядовому закону. Известно, что когда апостол Петр по откровению Божию принял в христианскую Церковь язычника, сотника Корнилия, то между последователями нового учения проявился дух иудейской исключительности: Петра упрекали за то, что он обращался и ел с необрезанными ( Деян. 11:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В век апостольский жили люди, следовательно, и они подчинены были тому же закону. И нет ничего проще, как доказать это. Возьмем, например, хоть жизнь апостола Павла, о которой до нас сохранилось наиболее подробных и достоверных известий. Что же видим? То, чего только и можно ожидать, имея дело с людьми по плоти и крови. Вот рассказ из книги «Деяний», относящийся к эпохе тотчас после т. н. апостольского собора. «Павел и Варнава (тоже апостол) жили в Антиохии. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне. Варнава хотел взять с собою Марка (известного евангелиста). Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение (или по славянскому: «распря»), замечает автор книги «Деяний», так что они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл на о. Кипр» ( Деян.15:35–39 ). Скажите: сердился или не сердился Павел на Марка, когда этот последний в прежнее время отказался идти с первым на проповедь ? Сердился или не сердился он, когда отказал Варнаве в его просьбе взять теперь Марка для совместного миссионерского путешествия? Или: как относился и Варнава к Павлу, когда он прервал сношения с этим последним? Если между указанными тремя лицами, по выражению автора книги «Деяний», произошла «распря», то вероятно ли, чтобы при этом дело обошлось без более или менее сильных душевных движений? Возьмем другой случай из жизни того же Павла, служащий до сих пор камнем преткновения и соблазна для комментаторов. Случай этот, хоть и очень кратко, описан самим Павлом и единственно им. Дело опять происходило в Антиохии и, по-видимому, спустя немного времени после т. н. апостольского собора. В то время, когда в этом городе находился Павел (а с ним и Варнава), сюда же с неизвестною целью прибыл и апостол Петр. Зная, что Павел был приверженцем евангельской свободы и противником иудейских обрядовых законов, Петр, когда ему приходилось бывать здесь в домах язычников, нимало не стесняясь, во время трапезы ел из общих чаш с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

– Спасибо вам большое, владыка, что ответили на наши вопросы. Рейтинг: 10 Голосов: 1070 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена Прекрасная 25 апреля 2016, 01:03 Многая и благая лета Владыке Варнаве! С Праздником Входа Господня в Иерусалим! Я сама родом из Чувашии. Приятно слышать от Владыки теплые с пониманием слова о чувашах. Мы, чуваши, работящий и терпеливый народ. Но среди нас много еще от язычества и неверного понимания православия. Владыке Варнаве досталось непростое поприще. С Божией помощью, терпением и любовью Владыка оправославливает нас. Надежда Митрофанова 24 апреля 2016, 14:36 Спасибо всем! редакции и конечно Митрополиту Владыке Чебоксарскому и Чувашскому! Очень тронута рассказом Владыки, вспоминая свое детство . я родом из моей родной и горячо любимой Чувашии! Живу в другом регионе , вспоминаю .как мы учились в музыкальной школе . который находился в мужском монастыре.в тот 1961 год отдали школе и художественному училищу. и рядом тоже занимал музыкальное училище ,узенькие кельи были отданы под классы, акустика была очень хорошая, сейчас это уже Троицкий мужской монастырь . рядом с Волгой. Частенько ,когда приезжали на праздники и были свидетелями литургии, который вел сам Варнава, прочитав трогательный рассказ . прослезилась и вспомнила свое детство. да действительно . раньше очень карали за то . что ходили в церковь, жили бедно, но Слава Богу ! веру не убить! Бог всегда с нами в трудную минуту! какой добрый . трудолюбивый чувашский народ, простой в общении, терпеливый . выносливый, очень верующий , скромный . а как поют Земля - талантов, огромное спасибо, как будто побывала дома.С праздником вас Вербным воскресеньем!!!!! Храни вас Господь! и Многая Лета! Мария 22 апреля 2016, 22:57 Видимо заслужил чувашский народ такого хорошего пастыря.многая лета. Марина 22 апреля 2016, 20:50 Спаси, Господи, владыку Варнаву и автора статьи Никиту! Николай 22 апреля 2016, 16:29 Вот жизнь... Меня крестили в 80-х годах, школьником был. И службы стал посещать в несколько лет назад. А так близко митрополита Варнаву узнал только из данной статьи... Его слова - " Страх Божий надо иметь и молитву. Молитва всё побеждает. " пришлись ко времени. В перерывах чтения статьи названивал о возможной работе так мне нужной и понял что нужно молиться о ней. Прочитав акафист Николаю Чудотворцу продолжил читать данную статью. А потом начальник мне сам позвонил и сказал что можешь в понедельник приступать к работе. Слава богу за все! Раб Божий Николай.

http://pravoslavie.ru/92689.html

Глава 8:1. Благодать Божию. И усердие к милостыне апостол называет благостью Божией, чтобы показать что всё доброе в христианах проистекает от Бога не уничтожая однако свободной воли их. [ Стих 3. Доброхотни, в первоначальном значении показывает, что македоняне добровольно, без принуждения и требований начали собирать подаяния; в дальнейшем же значении – доказывает щедрость македонян]. Стих 10. Не точию еже творити, но и еже хотети. По-видимому, прежде можно хотеть, а потом творить; но апостол ставит хотение после дела, понимая под этим добровольное желание: коринфяне не только должны были сделать доброе дело, но и хотеть этого дела, показать в нём усердие. Стих 12. По елику аще кто имет, благоприятен есть. Не количество дара делает жертвователя приятным Богу, но усердие, с которым подается дар ( Лк.21:3 ). Стих 14. Да будет равенство. Требуется не равенство имуществ, а равная для всех возможность удовлетворять своим нуждам. Хорошо это объясняется приведённым примером собирания евреями манны ( Исх.16:18 ), когда и собравший много не имел лишнего, собравший мало не имел недостатка, а между тем все собирали не поровну, а каждый по мере надобности для своего семейства. [ Стих 18. Послахом с ним и брата. По одним это был Варнава (Златоустый, Феофилакт), хотя ни откуда не видно, чтобы он, раз отделившись от Павла, когда-нибудь опять сошёлся с ним; по другим Сила (Эстий, Бароний); по более же принятому мнению, Лука ( Ориген , опять Златоустый на 2 Тим., Иероним и новые). Его же похвала во Евангелии по всем Церквам. Признающие вышеозначенным братом Луку разумеют здесь написанное им Евангелие, о котором тогда было известно во всех Церквах. Но апостол мог разуметь и устную проповедь; а в таком случае похвала за Евангелие могла относиться ко многим лицам]. [ Стих 19. Освящен от Церквей с нами ходити. И эта черта может быть приложена к Луке, который с этого путешествия апостола по Македонии присоединяется к Павлу ( Деян.20:5–6 : мы, нас). Но её с таким же правом прилагают и к Варнаве, который был избран и освящен ( χειροτονηθες) с Павлом на одно дело служения ( Деян.13:2 ), в том числе и для собирания милостыни ( Гал.2:9–10 ). Похвала же по всем Церквам, или слава о Варнаве могла распространиться на основании показанного им примера жертвы в пользу неимущих ( Деян.4:36–37 )].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Выводить же отсюда, что апостол Петр, первый между дванадесятию, есть верховный начальник, князь апостолов, глава Церкви, не позволяет здравый разум. Все первенство власти между апостолами, осмеливаемся выразиться так, принадлежало всем им вместе, их собору, а не одному кому-нибудь из них исключительно. В истине сего нетрудно убедиться из тех самых обстоятельств, в которых ап. Петр представляется первенствующим и действующим, как первый. Так, в свящ. Писании говорится, что св. Петр, востав посреде ученик, рече...: епископство его (Иуды) ди приимет ин; но далее продолжается: и поставиша (а не: постави) два, и помолившеся, реша (а не: помолився, рече) и даша (а не: даде) жребия има : чем и показывается, что в деле управления Церковию все апостолы были совершенно равны между собою 495 . Говорится, далее, что став Петр..., воздвиже глас свой и рече им (изумленным и недоумевавшим свидетелям сошествия Святого Духа на апостолов).., и приложишася в день той душ яко три тысящи; но за сим ничего более не прибавляется, а в других местах сообщается, что и прочие апостолы точно так же обращали людей к вере во Иисуса Христа своею проповедию (напр. Деян. 8:5 и след.): чем и дается приметить только то, что Петр, по званию первого апостола, проповедал евангелие прежде других апостолов и прежде же других обратил своею проповедию ко Христу три тысячи человек 496 . Говорится, еще, что, востав (на соборе иерусалимском), Петр рече...; но в то же время замечается, во-первых, что бывшей распри и стязаиию не малу Павлу и Варнаве к ним (ревнителям Моисеева закона), учиниша взыти Павлу и Варнаве и неким другим от них ко апостолом (а не: ко апостолу) и старцам (πρεσβιτεροις), а не: старцу, – πρεσβιτερω); что во-вторых, когда посланные (Павел, Варнава и нецыи другие) пришли в Иерусалим, то прияти быша от церкве и апостол (а не: от апостола) и старец (а не: старца); что, в-третьих, когда апостолы и старцы собрались ведети о словеси, яко подобает обрезати верующих в Господа Иисуса, завещати же блюсти закон Моисеев, было многое взыскание, прежде нежели воста и рече к присутствовавшим апостол Петр; что, в-четвертых, речь ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Варнавы, построил храм, в который потом и положены были эти мощи. Кроме того, в честь апостола Варнавы около храма он построил еще монастырь и гостеприимный дом для путешествующих. Собор кипрских епископов утвердил все эти действия и распоряжения епископа Анфима и 11 июня, день смерти Варнавы, по свидетельству «Acta et passio» назначил днем праздника в честь св. Варнавы. Этим и оканчивается сочинение, известное под именем «Laudatio sancti Barnabae» монаха Александра. Наконец, мы обладаем еще третьим сказанием об апостоле Варнаве , заключающимся в одном из самых древних апокрифических сочинений христианства, которое известно под именем Recognitiones т. е. «Встреч» или «Свиданий». Сочинение это составляет одну из редакций так называемых «Климентин», подложно приписываемым св. Клименту римскому . Первая редакция «Климентин» известна под именем бесед апостола Петра, сказанных им во время его путешествий и записанных якобы учеником его св. Климентом римским ; эта редакция преимущественно догматического содержания и появилась около половины II столетия из среды так называемого гностического эвионитства. Вторая редакция, известная под именем Recognitiones, появилась в конце II столетия и вышла тоже из среды гностицизма; эта редакция преимущественно исторического содержания; главным предметом этой редакции служит мнимая история Климента римского и его семейства, его отца, матери и братьев. Наконец, существует еще третья редакция Климентин, известная под именем «Сокращения бесед апостола Петра, записанных Климентом римским»; эта последняя редакция есть не что иное, как краткое извлечение из двух первых редакций и появилась гораздо позже, чем две остальные редакции. 5 Рассказ об апостоле Варнаве , как мы уже сказали, находится во второй редакции Климентин, в Recognitiones. Составитель этой редакции сначала передает историю римского язычника Климента до его обращения в христианство, именно как Климент, человек жаждавший истины и напрасно старавшийся найти ее в разных религиозных и философских системах древнего язычества, дошел, наконец, до весьма печального душевного состояния; он почти убедился, что истины вовсе не существует, и что совершенно бесполезно где-нибудь искать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

В век апостольский жили люди, следовательно, и они подчинены были тому же закону. И нет ничего проще, как доказать это. Возьмём, например, хоть жизнь апостола Павла, о которой до нас сохранилось наиболее подробных и достоверных известий. Что же видим? То, чего и можно только ожидать, имея дело с людьми по плоти и крови. Вот рассказ из книги „Деяний“, относящийся к эпохе тотчас после т. н. апостольского собора. „Павел и Варнава (тоже апостол) жили в Антиохии. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдём опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне. Варнава хотел взять с собой Марка (известного евангелиста). Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение (или по славянскому: „распря“), замечает автор книги „Деяний“, так что они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл на о. Кипр“ ( Деян.15:35–39 ). Скажите: сердился или не сердился Павел на Марка, когда этот последний в прежнее время отказался идти с первым на проповедь? Сердился или не сердился он, когда отказал Варнаве в его просьбе взять теперь Марка для совместного миссионерского путешествия? Или: как относился и Варнава к Павлу, когда он прервал сношения с этим последним? Если между указанными тремя лицами, по выражению автора книги „Деяний“, произошла „распря“, то вероятно ли, чтобы при этом дело обошлось без более или менее сильных душевных движений? Возьмём другой случай из жизни того же Павла, служащий до сих пор камнем преткновения и соблазна для комментаторов. Случай этот, хоть и —405— очень кратко, описан самим Павлом и единственно им. Дело опять происходило в Антиохии и по-видимому спустя немного времени после т. н. апостольского собора. В то время, когда в этом городе находился Павел (а с ним и Варнава), сюда же с неизвестной целью прибыл и апостол Пётр. Зная, что Павел был приверженцем евангельской свободы и противником иудейских обрядовых законов, Пётр, когда ему приходилось бывать здесь в домах язычников, нимало не стесняясь, во время трапезы ел из общих чаш с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—713— 1867 г. Услышав это, я обратился к графу с следующими словами: «ваше сиятельство! перенесением мощей вы увековечите ваше имя, возвысите русскую народность и укрепите православную веру в Белорусском крае!!» После этого его сиятельство дал мне поручение побывать у его высокопреосвященства господина митрополита Литовского Иосифа и просить у его высокопреосвященства совета, каким образом, начать дело о перенесении мощей преподобной Евфросинии? Высокопреосвященнейший митрополит, выслушав меня, сказал: передайте графу, что это дело святое, в высшей степени полезное и важное для всего Белорусского края! Скажите его сиятельству, что дело о перенесении мощей он может начать через Святейший Синод; но при этом присовокупил: передайте от меня также епископу Полоцкому и Витебскому Савве, чтобы он начал ходатайствовать по этому делу!! Совет, данный митрополитом Литовским, я передал в тот же день его сиятельству графу Баранову и считаю священною обязанностью о всём вышеизложенном мною сообщить и вашему преосвященству. При этом присовокупить честь имею вашему преосвященству, что его сиятельство граф Баранов сказал мне, что он при первом удобном случае будет хлопотать по этому важному делу через обер-прокурора Св. Синода». Письмо это горячо было принято мною к сердцу. Утром 6 числа выехал я в первый раз из Витебска в Полоцк, для присутствования на экзаменах в тамошней военной гимназии и других учебных заведениях и для открытия церковного братства Прибыв в 9-м часу в Полоцк, я остановился в Богоявленском монастыре, и на этот раз занял верхние настоятельские покои, а больной настоятель архимандрит Сергий поместился в нижних. Богоявленский монастырь я нашел теперь, благодаря вновь принятому мною из Литовской епархии иеромонаху Варнаве, которому я поручил исправление казначейской должности, в лучшем виде, нежели в каком он представился мне в первый раз, в сентябре 1866 г. Иеромонах Варнава, о котором я сейчас упомянул, известен был мне с давних пор. Я знал его еще —714— 1867 г. послушником и отличным канонархом в Троицкой Сергиевой Лавре, когда я был студентом академии. Он человек очень способный и сведущий в церковных богослужебных порядках; худого о его поведении я никогда ничего не слыхал. Поэтому, когда он в феврале 1867 г. обратился ко мне с просьбою о принятии его в Полоцкую епархию, я тем охотнее согласился его принять, что не видел около себя ни одного способного и сведущего в церковном уставе монаха. Я рассчитывал также найти в Варнаве хорошего и опытного казначея, так как он происходил из торгового сословия. В расчетах этих я не обманулся; но мои надежды на иером. Варнаву не оправдались в другом, именно, в нравственном отношении, как увидим далее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Варнавы. Служили панихиду, когда я вошел в пещеру – часовню. Затем я просил отслужить еще панихиду и еще многие другие присоединились к моей просьбе. По окончании этой второй панихиды, мы прикладывались к иконам в пещере и кланялись до земли у надгробия почившего старца. Здесь у его могилы вся скорбь моя об утрате такого отца и наставника переменилась на радость: он жив и свободен теперь – пронеслось в мыслях моих, и в душе ощутилось совершенное спокойствие. Еще при жизни старца я часто недоумевал о том, почему это он говорит так прямо и решительно и по слову его сбывается все. Вопрос этот неожиданно разрешился для меня преосвященным Трифоном епископом Дмитровским при посещении им Оптиной пустыни 2-го февраля 1906 г. „Отец Варнава, сказал Владыка, обладает таким дарованием, о котором Господь Иисус Христос , прославляя Бога Отца, сказал: Исповедаютися Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем» ( Лк.10:21 ). От ученых и разумных скрыто, а о. Варнаве дано».... Не во исполнение ли слова Божия дано в воздаяние за жизнь во славу Божию? „Он жил во славу Божию»! То же начертано на надгробии и преподобного отца Серафима Саровского . И не случайное это совпадение: оба они жизнью своею славили имя Божие и, можно с уверенностью сказать, были сродны друг другу по духу подвижнической жизни своей. Один духовный сын старца о. Варнавы Петербургский купец В. H. М–в еще при жизни старца видел знаменательный сон, который потом и рассказал самому о. Варнаве. „Виделось мне, говорил он, будто я иду на богомолье в Никольский монастырь, что близ моей родины в Гороховецком уезде. Во сне дорога мне показалась незнакомою, и я блуждал в лесу. Вдруг вижу: впереди меня идет старец с сумою за плечами и в руках топорик. Поравнявшись со старцем, я спросил у него, как пройти в Н–ий монастырь. Старец сказал: „пойдем, проведу тебя, я туда же иду». Вглядываясь в своего спутника, я признал в нем о. Серафима и сам спросил его: „батюшка, вы будете о. Серафим»? – „Да, я Серафим», отвечал мне старец, и мы продолжали свой путь по лесу. О. Серафим остановился подле попавшегося нам большого срубленного пня и сел на него, положив около ног суму и топорик. Сел рядом с ним и я. Вдруг с другой стороны от меня неожиданно явился батюшка о. Варнава и сел подле меня, так что я оказался среди обоих старцев, которые были очень радостны, облобызались между собой и затем стали что-то говорить. Но что говорили они – не мог я понять и проснулся». Батюшка Варнава, выслушав этот рассказ, весело заметил только: „ну, вот! был между нами, а не слыхал, что говорили»!

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Церковь основана в Иконии апостолами Павлом и Варнавой. Известны из иконийских христиан Сосипатр. ученик св. Павла, и Фекла ученица его, первомученица. Затем здесь были мученики в гонения Аврелиана и Диоклитиана. В последнее гонение пострадала здесь св. великомученица Параскева. В IX веке в числе епископов иконийских были Феодор (у 305), описавший житие Кирика и Иулиты, и Амфилохий, боровшийся с духоборцами. Ему писал много посланий св. Василий Великий . Икония была очень недалеко от Кесарии Каппадокийской. Листра находилась в расстоянии 8 часов пути от Иконии к югу, на границах с Исаврией. Здесь проповедовал также ап. Павел и исцелил хромого. Увидя это, язычники Листры намеревались принести Павлу и Варнаве жертву, как богам ( Деян.14:18 ). Листра вообще была чисто языческим городом. Иудеев жило в ней самое незначительное количество; по крайней мере тут не было синагоги. Не было здесь даже и такого кружка иудеев, к которому бы могли обратиться пришедшие из Антиохии и Иконии враги св. апостола Павла – иудеи, желавшие воспрепятствовать его проповеди в Листре. Они, напротив, со своими подстрекательными словами обратились к народу (οχλους), то есть к тем же самым толпам (τους οχλους стиха 18), которые хотели принести ап. Павлу и Варнаве жертву, как богам. Из Листры был родом один из ближайших спутников ап. Павла, Тимофей, отец которого был язычник, а мать иудеянка. Первым епископом Листры почитался св. Артемий. Дервия. Город Дервия лежал вблизи Листры, но уже глубже в горах, недалеко от Антиохии писидийской. Город этот несколько времени был столицей горного племени клитов, много лет громивших «врата киликийские», т. е. причинявших вред Тарсийской торговле; впоследствии его причисляли то к Писидии, то к Ликаонии, то к Исаврии. Церковь здесь была основана ап. Павлом. – В Дервии ап. Павел приобрел себе нового спутника, Гаия, которого писатель Деяний апостольских называет Дервянином ( Деян. 20:4 ). Писидия. Рядом с Ликаонией над Памфилией лежала страна Ппсидийская. Из Памфилии ведет в эту страну узкое, темное ущелье.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010