Кондак, глас 8 Звезду церковную, от Киево-Печерския лавры возсиявшую,/и чрез Новград в Сибирскую страну достигшую,/идеже ревностно служением своим сияющую,/святителя почтим,/Тобольския митрополии столетие венчавшаго:/радуйся, отче Павле, всея Сибири чудотворче. Величание Величаем тя,/святителю отче Павле,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 11/24 Апостолов Варфоломея и Варнавы (I). Преподобного Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей преподобного Ефрема Новоторжского (1572). Икон Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая») (X) и Абульской (692). Тропарь апостолам Варфоломею и Варнаве, глас 3 Апостоли святии,/Варфоломее и Варнаво,/молите Милостивого Бога,/да прегрешений оставление/подаст душам нашим. Ин тропарь, глас тойже Язык огнедохновен в силе Духа приемше,/во плоти пришедшее Слово проповедаете всюду,/Егоже ради во главу усечен,/ов же камением побиен,/и есте апостольскому лику украшение,/Варфоломее и Варнаво,/темже память вашу почитаем и просим:/молите Христа Бога подати нам грехов оставление. Кондак апостолу Варфоломею, глас 4 Явился еси великое солнце вселенней,/учений сияньми и чудес страшных, световодя почитающия тя,/Варфоломее, Господень апостоле. Кондак апостолу Варнаве , глас 3 Господень был еси всеистинный служитель,/апостолов же явился седмидесятих первый,/озарил еси и с Павлом проповедь твою,/всем возвещаяй Христа Спаса:/сего ради песнопении Божественную память твою, Варнаво, совершаем. Величание Величаем вас,/святии апостоли Варфоломее и Варнаво,/весь мир ученьми своими просветившия/и вся концы/ко Христу приведшия. Тропарь преподобному Варнаве Ветлужскому, глас 1 Желанием духовным распалився/и мятежи мирския отринув,/к Богу любовию прилежно присовокупися./И Того вседушне взыскуя,/во внутреннюю пустыню отшел еси,/при водах вселися,/идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время,/в терпениих мнозех житие ангельское проходил еси/в наставлении Божественнаго Разума/и множество монахов собрал еси, мудре,/ихже посещая не остави,/Варнаво преподобне, отче наш,/Пресвятей Троице моляся/от зол всяческих избавити и спасти души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не смотра на то, многие новейшие критики отвергают подлинность этого творения Варнавы, опираясь на внутренних основаниях, заимствованных из характера и содержания самого послания. Большая часть их признает его произведением писателя II века – христианина, прежде воспитанного в духе иудейско-александрийской школы, может быть носившего также имя Варнавы. В своих возражениях против происхождения его от ап. Варнавы они указывают на то, что в послании нет апостольской простоты, но иного произвольного и мистического в отдельных объяснениях Ветхого Завета, на неточности в изображении некоторых обрядов иудейского богослужения, несвойственные левиту, на баснословные рассказы о животных, и пр. 20 . Как ни сильны, по-видимому, возражения, приводимые критиками против подлинности послания Варнавы, но нельзя признать их на столько основательными, чтобы отвергнуть подлинность этого сочинения, вопреки древним историческим свидетельствам. Ибо в основании всех возражений лежит преувеличенное понятие о Варнаве и его апостольском звании: в них предполагается, что муж с таким званием, как Варнава, сотрудник ап. Павла, должен быть вполне непогрешим и совмещать в себе все совершенства разумения. Но такое предположение не подтверждается Свящ. Писанием и не может иметь приложения к Варнаве. И Эпафродит ( Фuлun. II, 25 ), так же как Варнава назван апостолом в обширнейшем смысле, как трудившийся в проповеди Христовой Веры; но ни тот ни другой не принадлежали к тем избранным апостолам, которым, по их чрезвычайному служению, с преизбытком были сообщены дары Св. Духа, просвещающего и наставляющего на всякую истину. «Дух Святый раздает Свои дары коемуждо, якоже хощет, не всем одинаковые и неравномерно», ( 1Кор.12:11 .), и по Его непостижимому изволению, Эпафродит не был тоже, что ап. Петр или Павел. Подобное должно сказать и о Варнаве. Величие его, как показывает книга апостольских Деяний, заключалось в его готовности к самопожертвованию для дела Евангелия и сердечной теплоте слова, по которой он и назван «сын утешения».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

   По возвращении в Антиохию, Павел и Варнава оставались здесь несколько времени с учениками (Деян. XII:27—28). Когда некоторые, пришедшие из Иудеи, ревнители иудейства стали учить об обязательности Моисеева закона для христиан из язычников, то Павел и Варнава противостали ложным читателям закона в духе евангельской свободы и вселенского характера христианства, а для окончательного решения спора были отправлены в Иерусалим к апостолам и пресвитерам. На составившемся по этому делу соборе (50—52 г.) Варнава содействовал тому, что иго иудейского закона не было возложено на язычников, и соборное определение было послано с Павлом и Варнавой и другими в Церковь антиохийскую. (Деян. XV:1—30). По некотором времени пребывания в Антиохии, Варнава был приглашен Павлом совершить новое путешествие для утверждения прежде основанных ими Церквей. Но он хотел взять в спутники родственника своего Иоанна Марка, на что не соглашался Павел, так как Марк оставил их в первое путешествие в Памфилии. Из этого произошло разделение: они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл опять в Кипр, а Павел с Силою отправился в другие страны. После этого обстоятельства книга Деяний апостольских ничего не говорит о проповеднических трудах Варнавы. Имя его еще встречается в посланиях ап. Павла. Так из послания к Галатам (II, 13) узнаем, что он, в бытность свою в Антиохии, где находился и Павел, был увлечен примером ап. Петра в неосмотрительное угождение ревнителям иудейства, за что навлек на себя обличение Павла. В I-м посл. к Коринфянам (IX, 6) апостол языков с уважением отзывался о Варнаве, как о таком проповеднике, который собственными трудами доставлял себе пропитание. Спутник Варнавы Марк является сотрудником Павла, во время первого заключения его в Риме (Кол. IV:10); но неосновательно заключать, что около этого времени (62 г.) Варнава уже умер. Позднейшие сказания о Варнаве и особенно о последнем периоде его жизни, кроме разноречий, ничего не прибавляют к тем чертам характера, с какими он является в писании Луки. Вероятным представляется то, что он проповедывал в Александрии, где, как, известно, подвизался и родственник его Марк, и где его послание пользовалось особенною известностью; и что он скончался мученически от неверующих иудеев на родине своей – Кипре. Кончину его с большею вероятностью можем полагать в 76 г. по Р. Х..

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иеродиакон Варнава (Муравьев). Время настало трудное. Послушание на кладбище, доставшееся отцу Варнаве, было одним из наиболее сложных в обители. Страну охватило пламя междоусобной брани. Сбылись обетования Господа: «Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их» ( Мк.13:12 ). Красные убивали белых, белые убивали красных. На Никольском, Тихвинском и Лазаревском кладбищах плач стоял непрестанный. В храмах Александро-Невской Лавры отпевание следовало за отпеванием, панихида – за панихидой. Один Бог ведает, как тяжело было выдержать иеродиакону Варнаве послушание в кладбищенской конторе. Выписка из рапорта и.о. заведующего кладбищенской конторой иеродиакона Варнавы в Духовный Собор Лавры Имею честь покорнейше просить Духовный Собор назначить иеродиакона Гурия моим по должности помощником, с сохранением за ним содержания по должности рассыльного при конторе. К сему имею честь присовокупить, что ввиду переживаемого времени приходится принимать заказы, особенно на отпевание, в течение целого дня и при этом делать немедленные распоряжения относительно назначения иеромонаха, певца, своевременного открытия церкви, заготовления просфор и, очень часто, приглашения певчих. При этом, как известно, встречается множество всевозможных затруднений. 25 июня/8 июля 1921 г. Иеродиакон Варнава (Муравьев). Провожать почивших, преподавая им церковное напутствие, утешать родных и близких погибших... Это была первая школа духовного врачевания и наставничества, которую прошел будущий отец Серафим, вырицкий старец-утешитель, молитвенник за сирот и страждущих, предстатель пред Господом за всю землю Русскую. В неустанных трудах «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ).   В монастыре, как и в миру, отцу Варнаве пришлось терпеливо совмещать практическое с духовным – ведение дел кладбищенской конторы с молитвой, богослужениями и духовным утешением приходящих. Поразительна его целеустремленность и строгость к себе: в редкие свободные часы отца Варнаву часто заставали в обширной библиотеке Лавры, ночи же напролет проводил подвижник в молитвенном предстоянии Господу, так что свет в окнах его кельи бывал виден до самого рассвета.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

7. Общие выводы, к которым следует прийти после изучения «Учения двенадцати апостолов», могут быть выражены так: –      основные положения миросозерцания автора памятника тождественны как Евангелию, так и современному православному мировоззрению; –      в «Учении» дано четкое представление о Спасителе, Господе Иисусе Христе, Его Церкви, об основных церковных таинствах – крещении, покаянии, Евхаристии, как средствах ко спасению; –      однако, нравоучение в памятнике преобладает над догматикой, отсюда такая догматическая ошибка, как указанный уклон к хилиазму. Глава третья. Послание, приписываемое апостолу Варнаве § 1. История и авторство Послание, приписываемое апостолу Варнаве , является одним из письменных памятников глубокой христианской древности. Написано оно на греческом языке. Это послание считали принадлежащим апостолу Варнаве : Климент Александрийский , Ориген , блаж. Иероним Стридонский . Однако, еп. Евсевий Кесарийский причислял его к неподлинным апостольским посланиям. Вопрос о подлинности «Послания апостола Варнавы » остается спорным. В послании автор не называет своего имени, но в первых строках послания (глава I. Деление на главы принадлежит не автору, а позднейшим издателям послания) он говорит, что «весьма утешается». Поскольку имя «Варнава» переводится с еврейского языка, как «Сын утешения», то можно предположить, что в указанных словах послания, апостол Варнава дает намек на свое имя. В послании имеются данные против его подлинности. К примеру, автор послания называет апостолов людьми грешными (хотя здесь можно возразить, что только апостол и имел право так говорить), говоря об иудейских обрядах он допускает неточности и ошибки, которые вряд ли мог допустить апостол Варнава , сподвижник св. апостола Павла и левит по происхождению (здесь можно возразить, что были и непрактикующие левиты, которые, следовательно, могли знать богослужение плохо). Кроме того, слова послания: «Бог вразумил нас не обращаться прозелитами к закону иудейскому», – говорят о том, что автор, по-видимому, был христианином из язычников. Этот последний аргумент является самым веским.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

4. И за пришедшую лжебратию, иже правнидоша соглядати свободы нашея, юже имамы о Христе Иисусе, да вас поработят: 4. А вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашей свободой, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5. Имже ни к часу повинухомся в покорение, да истина благовестия пребудет в вас. 5. Мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. 6. От мнящихся же быти что, якови некогда беша, ничтоже ми разнствует: лица Бог человеча не приемлет. Мне бо мнимии ничтоже привозложиша. 6. И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. 7. Но сопротивное, уразумевше, яко уверено ми бысть благовестие необрезания, якоже Петру обрезания: 7. Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, 8. Ибо споспешествовавый Петру в послание обрезания, споспешествова и мне во языки: 8. (Ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников;) 9. И познавше благодать данную ми, Иаков и Кифа и Иоанн, мнимии столпи быти, десницы даша мне и Варнаве общения, да мы во языки, они же во обрезание: 9. И узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным. 10. Точию нищих да помним: еже и потщахся сие истое сотворити. 10. Только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности. Знаменитые не возложили на меня ничего более. Напротив того… Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным ( Гал.2:6. 9 ). Апостол кончил последовательное изложение событий своей жизни, случившихся после обращения его и призвания к апостольскому служению. Последним событием, окончательно утвердившим его апостольскую независимость, было удаление в страны Сирии и Киликии. С этого момента он надолго прекратил всякое сношение с апостолами из двенадцати. С прекращением сношений должно исчезнуть подозрение в зависимости от тех, с коими прерваны всякие сношения. Хотя до слуха палестинских иудеев, и, разумеется, верховных апостолов, трудившихся для христианства на иудео-палестинской почве, доносились известия, что бывший гонитель христианства благовествует веру, которую гнал (1:22–24). Но никто ничего не предпринимал против такой проповеди, как бы безмолвно соглашаясь с ней и признавая за ап. Павлом право проповедывать среди язычников. Напротив, все прославляли Бога (1:24), пославшего Свою помощь для дела проповеди в лице ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

«Финикия» — приморская полоса земли к северу от Галилеи, в то время подчиненная римлянам, со знаменитыми некогда городами Тиром и Сидоном. «Кипр» — большой остров ближе к Сирофиникийскому берегу Средиземного моря (см. Деян 4:36). «Антиохия» — большой и цветущий тогда город в северо-западной Сирии, на р. Оронте, в 6 часов пути от моря (около 30 верст), основана Антиохом, отцом Селевка Никатора, основателя царства Селевкидов. Преобладавшее население ее было греческое, немало было и евреев. Греческое образование и язык были также господствовавшими в городе. «Никому не проповедуя слова  (т. е. Евангелия) , кроме иудеев» — следуя правилу, выраженному однажды апостолом Павлом, что иудеям первым надлежало быть проповедану Слову Божию (Деян 13:46). Таким образом, благовестники Евангелия иудеям, минуя язычников, «делали это не по страху человеческому, который считали за ничто, а желая соблюсти закон и еще снисходя к ним…» (Златоуст), т. е. иудеям, считавшим себя обладателями преимущественнейших прав на оглашение благовестием Евангелия. После кесарийских событий (обращение Корнилия) строгое разграничение иудеев и язычников в правах на вступление в  Церковь  Христову совершено теряло силу, и с этого времени начинается усиленное распространение Евангелия среди язычников. Особенную ревность в этом проявили верующие из иудеев-еллинистов ( «Кипряне и Киринейцы»,  Деян 11:20), которые, придя в Антиохию, открыто  «говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса…»  и имели полный успех, создав первую большую общину христиан из язычников, имевшую столь важное значение в первохристианской Церкви. Деян 11:21. И была рука Го­с­по­дня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Го­с­по­ду. «И была рука Господня с ними»  (проповедниками), т. е. особая благодатная сила Божия, знамениями и чудесами укреплявшая дело  проповеди. Деян 11:22. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и по­ручили Варнаве идти в Антиохию. «Слух о сем» — ο αυτцν,  «слово о них». «До Церкви Иерусалимской» — в полном ее составе с апостолами во главе, которые  «и поручили Варнаве идти в Антиохию ». Зачем и почему именно Варнаве? На случай возникновения каких-либо недоразумений — вроде тех, о каких говорится выше (Деян 11:2–3) — и вообще для руководительства новым христианским обществом. Варнава был, очевидно, более подходящим для означенных полномочий. Он был родом из того же Кипра, откуда и некоторые из антиохийских проповедников (Деян 11:20; ср. Деян 4:36); пользовался особым уважением в Церкви Иерусалимской (Деян 4:36–37, 9:26–27); был  «муж добрый»  и благодатный (Деян 11:24); имел особый дар убедительности и утешительности в слове, что показывало и самое имя Варнава (Деян 4:36). Такой человек должен был казаться особенно способным к умиротворению могущих возникнуть нестроений и к направлению всей жизни общества в надлежащем духе.

http://bible.predanie.ru/nedelya-5-aya-p...

Десницы даша мне и Варнаве общения . Дали десницы общения в знак содружества и полного согласия, единомыслия и едино действия. «Показывает, что с их мнением согласно было и его мнение, а с его мнением согласно было и их мнение» (святой Златоуст) «Не оказалось, чтобы старшие Апостолы в чем-либо разногласили с Павлом, так чтобы, когда он говорил, что получил совершенное ведение Евангелия, они отрицали то и что-нибудь хотели придать ему, как несовершенному. Но напротив, они явились не обличителями несовершенства, а одобрителями совершенства» (блаженный Августин).— Мне и Варнаве . «Как при Петре ставит лучших между Апостолами мужей, так и к себе присовокупляет Варнаву, который соединен был с ним по Божию изволению. Благодать же первенства (в проповеди язычникам) к себе одному относит, как и одному Петру (в проповеди среди иудеев). Так Апостолы обрезанных дали десницы Апостолам языков в доказательство общего согласия» (Амвросиаст). «Павлу и Варнаве для того даны десницы общения Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы из-за разности в отношении к соблюдению (иудейских обычаев), не подумал кто, что у них разно и само Евангелие, и чтобы между обрезанными и необрезанными также было единодушное общение» (блаженный Иероним). Да мы во языки, они же во обрезание . «И той, и другой стороне угодно было то, чтобы они так проповедывали иудеям, и другие — так язычникам» (святой Златоуст). Это не исключительно, а преимущественно. Ибо и Павел с Варнавою в самом даже Иерусалиме возвещал истину; и потом везде сначала обращались с проповедию к иудеям, а потом уже переходили к язычникам (см.: Деян. 17, 1-4; 18, 4-9; 19, 8-9). И Петр с Иоанном действовали среди язычников, после того, как в Иерусалиме и Иудее уверовали все, могшие уверовать, а не веровавшие все более и более отчуждались от уверовавших, став во враждебное к ним отношение. — Блаженный Иероним решает так: «рождается вопрос: что же? Петр, если б нашел кого из язычников (готовым уверовать), не привел бы разве его к вере? И Павел, если б нашел кого таким из обрезанных, разве не сообщил бы ему крещение Христово? Этот вопрос решается так, что преимущественно один назначался для иудеев, а другой для язычников, для того чтобы те, кои привязаны были к закону, имели кому следовать и тем, кои чужды были закона, готов был учитель и руководитель. Вообще же у обоих их одна была цель — собрать Церковь Христову из всех языков. Читаем, что Петр крестил Корнилия, и Павел часто проповедал Христа в синагогах иудейских».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Когда в Антиохии некоторыми пришедшими из Иудеи был возбужден вопрос об обязательности закона Моисеева для христиан, обращенных из язычества, Павел и Варнава выступили на защиту христианской свободы. После «немалого состязания» «положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (15: 2). На Апостольском соборе они защищали против иудействующих свободу христиан из язычников от соблюдения ветхозаветного закона, подтверждая свои доводы повествованием о том, какие знамения и чудеса Бог сотворил через них среди язычников. После собора с посланием от него они возвратились в Антиохию, признанные и старейшими апостолами в своем служении апостолов среди языков ( Гал. 2: 1–10 ). В Антиохии Варнава, подобно пришедшему сюда ап. Петру, основываясь на постановлении собора, имел полное общение с христианами из язычников, принимал участие в их столе, не обращая внимания на иудейски законническое различие чистого и нечистого. Но когда в Антиохию прибыли иудео-христиане, Петр неожиданно стал «таиться и устраняться, опасаясь обрезанных»; «вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием», в чем все и были обличены ап. Павлом ( Гал. 2: 11 слл.). По истечении некоторого времени Павел пригласил Варнаву посетить братьев по всем городам, в которых они вместе проповедовали слово Господне. Варнава хотел взять с собой Иоанна Марка, «но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр, а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией» (15: 36–40 [цит.: 38–40]), во второе великое благовестническое путешествие. Этим оканчиваются известия о Варнаве, какие дает книга Деяний апостольских. Лет через пять после этого (ок. 56–57 г.) ап. Павел упоминает о Варнаве в первом Послании к коринфянам: «Или один я и Варнава не имеем власти не работать?» (9: 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Деян.11:21 .  И была рука Го­с­по­дня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Го­с­по­ду. «И была рука Господня с ними» (проповедниками), т.е. особая благодатная сила Божия, знамениями и чудесами укреплявшая дело проповеди. Деян.11:22 .  Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и по­ручили Варнаве идти в Антиохию. «Слух о сем» – ο λγος πορ αυτν, «слово о них». «До Церкви Иерусалимской» – в полном ее составе с апостолами во главе, которые «и поручили Варнаве идти в Антиохию». Зачем и почему именно Варнаве? На случай возникновения каких-либо недоразумений – вроде тех, о каких говорится выше ( Деян.11:2–3 ) – и вообще для руководительства новым христианским обществом – Варнава был, очевидно, более подходящим для означенных полномочий. Он был родом из того же Кипра, откуда и некоторые из антиохийских проповедников ( Деян.11:20 ; ср. Деян.4:36 ); пользовался особым уважением в Церкви Иерусалимской ( Деян.4:36–37, 9:26–27 ); был «муж добрый» и благодатный ( Деян.11:24 ); имел особый дар убедительности и утешительности в слове, что показывало и самое имя Варнава ( Деян.4:36 ). Такой человек должен был казаться особенно способным к умиротворению могущих возникнуть нестроений и к направлению всей жизни общества в надлежащем духе. Деян.11:23 .  Он, при­быв и увидев бла­го­дать Божию, воз­радовал­ся и убеждал всех держаться Го­с­по­да искрен­ним сердцем; Прибыв на место, Варнава мог только возрадоваться о благодати Божией среди антиохийских христиан, коих умолял «держаться Господа искренним сердцем» – τ προθσει τς καρδας προσμνειν τ Κυρω, – слав.: «изволением сердца терпети о Господе...» – буквально – намерением сердца пребывать при Господе. «Похвалив и одобрив народ, он, вероятно, обратил этим еще больше» (Златоуст). Деян.11:24 .  ибо он был муж добрый и исполнен­ный Духа Святаго и веры. И при­ложилось довольно народа к Го­с­по­ду. «Ибо» – относится к 22 стиху, обосновывая то, почему послан был именно Варнава, а равным образом годится и для объяснения того, почему так возрадовался Варнава и принял близко к сердцу состояние новообращенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010