Формальное возобновление общения не стало реальным, продолжалось взаимное недоверие, соперничество, взаимные претензии; карловчане вновь стали обвинять митрополита Евлогия в том, что он «продался грекам». В своем послании от 8 октября 1934 г. карловацкий архиепископ Серафим (Лукьянов) заявил, что митрополит Евлогий «отошел от Русской Церкви, отторг паству от Матери Церкви, что он больше не русский, а греческий епископ» 825 . Митрополита Евлогия возмущало это обвинение, но оно было по существу дела констатацией факта. Однако несомненно и то, что Карловацкий Синод, само существование которого после ряда постановлений высшей власти Русской Церкви было канонически незаконно, не имел права ни налагать церковные прещения, ни снимать их. Эта власть в полной мере принадлежала, естественно, Московской Патриархии, которую ввиду изоляции Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра представлял тогда его Заместитель митрополит Сергий и образованный им Синод. В 1933 г. митрополит Сергий еще раз принял меры к тому, чтобы ввести статус Зарубежной Церкви в каноническое русло, он обратился к своему бывшему ученику Патриарху Варнаве с письмом, в котором просил его стать посредником в улаживании взаимоотношений Московской Патриархии с Карловацким Синодом. Митрополит Сергий, как и ранее, в 1926 г., исходил в этом письме из того, что есть два пути канонически правомерного улаживания ситуации с зарубежным церковным центром: либо ему вернуться в послушание Патриархии, а условием административных связей с Матерью Церковью остается подписка о лояльности советскому правительству, без которой Патриархия не может взять на себя ответственность за поведение зарубежного духовенства,– в 30-х гг. этот путь был только теоретической возможностью,– либо выбрать другой путь, который, собственно, и предлагался в письме Патриарху Варнаве,– принять в юрисдикцию Сербской Патриархии епископов-беженцев, находившихся на территории Югославии. Патриарх Варнава допускал возможность включения Русской Зарубежной Церкви в юрисдикцию Сербской Патриархии, но лишь как особого автономного образования вместе с их паствой, а митрополит Сергий считал, что епископы-беженцы должны войти в состав Сербской Церкви индивидуально, с упразднением Синода. Заместитель Местоблюстителя просил также Патриарха Варнаву предупредить епископов-карловчан о том, что если они не пересмотрят своей позиции, то Московская Патриархия вынуждена будет запретить их в священнослужении впредь до суда. Для зарубежного Синода этот план был неприемлем, и, считаясь с мнением карловацких архиереев, Патриарх Варнава в этом не пошел навстречу своему учителю по Петербургской Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

23 марта 1933 года. Послание митрополита Сергия к Сербскому Патриарху Варнаве с просьбой о посредничестве: требование к Архиерейскому Синоду признать лояльность по отношению к советской власти либо прекратить свою деятельность. Май 1933 года. Очередная попытка посредничества Патриарха Варнавы в деле примирения. Письмо митрополита Антония владыке Сергию с призывом отречься от лжи и принять мучение. Ответа не последовало. Митрополит Платон отказался дать подписку о лояльности советской власти и объявил Североамериканскую епархию автономной. 21 июля 1933 года. Послание Архиерейского Собора к пастве с призывом к митрополиту Сергию объявить зарубежное духовенство вне ведения Московской Патриархии. Август 1933 года. Московская Патриархия вынесла решение запретить митрополита Платона в священнослужении как «раскольника». Январь-май 1934 года. Посредничество Патриарха Варнавы. Митрополит Сергий отвергает предложение о переходе РПЦЗ под омофор Сербской Православной Церкви (ранее выдвинутое им самим). Архиерейский Синод отказывается выполнять требования о покаянии и лояльности. 25 мая Патриарх Варнава отказывается от посредничества. Личное примирение митрополитов Антония и Евлогия (май). 22 июня 1934 года. Указ митр. Сергия 50 «О Карловацкой группе» – о предании ее членов церковному суду с устранением от занимаемых должностей. 10 сентября 1934 года. Архиерейский Собор в Сремских Карл овцах особым постановлением отверг указ митрополита Сергия. 16 мая 1935 года. В Лондоне состоялось совместное моление о прекращении гонений на веру в советской России (участвовали митрополит Евлогий и управляющий Западноевропейской епархией РПЦЗ архиепископ Серафим). 25 ноября, 17 марта 1935 года. Телеграмма и письмо митрополита Сергия Патриарху Варнаве о недопустимости покровительства «раскольникам-карловчанам». Угроза прервать евхаристическое и каноническое общение с Сербской Церковью. Декабрь 1937 года. Архиерейский Синод издал «Акт о законном преемстве звания Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола...» (о незаконности притязаний митр. Сергия).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И присовокупляет: обрезан осмодневно ( Флп.3:5 ); воспитан при ногу Гамалиилову ( Деян. 22:3 ), евреин от еврей. О, какие порождения страшных пресмыкающихся, какие змеиные шипения, какое ядовитое пустословие! Чье приму свидетельство? Евионово ли и Евионовых последователей, или святого Петра, который говорит: якоже написа вам брат мой Павел нечто глубокое и с трудом объяснимое, яже ненаучени и неутверждени превращают по своему невежеству ( 2Пет.3:15–16 )? Еще же святой Павел и сам свидетельствует, говоря о Петре: Иаков и Иоанн и Кифа мнимии столпи быти, десницы даша мне и Варнаве общения ( Гал.2:9 ). Ибо хотя и сам себя называет тарсянином: но сие, конечно, ловящим слова не дает повода обратить это в погибель себе самим и убежденным ими. Ибо и о Варнаве, который прежде назывался Иосифом, и переименован Варнавой (что значит: сын утешения), говорит Писание, что был левит, кипрянин родом ( Деян.4:36 ). И конечно, сие, что был он кипрянин, не препятствовало ему быть потомком Левия, как и святой Павел, хотя происходил из Тарса, не чужд был Израилю. Ибо многие, быв взяты в плен и подвергшись осаде, были рассеяны при Антиохе Епифане, и в другие времена, когда бывала война: и взятые в плен оставались в известных местах, а удалившиеся из отечества по таковой же причине поселялись каждый, куда кто попал, как и святой Иеремия, так как часто случалось одно и тоже, бегать от лица врагов, сказал об израиле: аще отъидеши к китиином, ниже тамо будет тебе покой ( Ис.23:12 ). А известно всякому, что Китием называется остров Кипр; ибо китии суть кипряне и родосцы. Племя кипрян и родосцев обитало и в Македонии, откуда произошел и Александр Македонский; поэтому то в книге Маккавейской повествуется, что изыде семя от земли Хеттиим ( 1Мак.1:1 ); ибо от семени эллинского Александр Македонский. Но коснувшись опять сего предмета, по причине зашедшей о том речи, повторил я сей рассказ, из которого, по крайней мере, видно, что многие, по преемству от семени происходя израилева, в следствие переселения были обитателями иных стран; потому что в каждой стране назывались согражданами, так и дочери Иофора, когда известили отца о помощи оказанной Моисеем, как отогнав пастухов, напоил их овец, когда, говорю, пришедши домой, пересказывали об этом отцу своему, тогда на вопрос отца: что яко ускористе приити днесь? отвечали ему: человек египтянин избави нас от пастырей, и начерпа нам, и напои овцы наша ( Исх.2:8–19 ), и он немедленно сказал им: почему не привели вы его сюда, да яст хлеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

25-е Св. Ап. и Евангелиста Марка Святого Апостола и Евангелиста Марка из лика 70 Апостолов отличают от Марка, называемого в Писании также Иоанном. Последний был родом Еврей, от колена Левиина, из племени священнического, мать его – Мария жила в Иерусалиме; её посещал Ап. Пётр ( Деян.12:12 ). Марк Иоанн был племянник Ап. Варнаве ( Кол.4:10 ), и через него сделался известен Ап. Павлу и был спутником его и Варнавы в первом их Апостольском путешествии ( Деян.12:25,13:5,13 ). Когда Варнава отдельно от Ап. Павла странствовал для проповеди Евангелия, Марк Иоанн сопутствовал Варнаве ( Деян.15:37–39 ). Впоследствии Марк сделался благопотребен Павлу в службу ( 2Тим.4:11 ) и был его споспешник ( Флм.1:23 ). Евангелист же Марк был Еллин из Кирены, города в Пентаноле Ливийском. Обращением своим к Иисусу Христу Марк обязан Ап. Петру, который называет его сыном своим ( 1Пет.5:13 ), конечно в том смысле, что Ап. Пётр родил его своим благовествованием в благодатную жизнь. Марк был спутником Ап. Петра и сказателем его преданий. Евангелие проповедал св. Марк на берегах Адриатики и в Египте. Бывши в Риме с Апостолом Петром в качестве его спутника, Марк, по благочестивому желанию Римских из язычников христиан, коим хотелось иметь письменный памятник устно преподанного Апостолом Петром об Иисусе Христе, написал через 10 лет по Вознесении Господа на Греческом языке святое Евангелие, «еже похвали Пётр и Церкви предаде». В Евангелии своём преимущественно описывает действия Спасителя, особенно чудесные, которые имели большее влияние на умы язычников, чем учение. В Венеции доселе хранится весьма древняя рукопись сего Евангелия. Из Рима посылаемый Апостолом Петром, св. Марк, взяв списанное им Евангелие, около 49 года по Р. X. перешёл для проповеди веры Христовой в Александрию, а вместо себя оставил в Риме ученика своего Гермогора, который рукоположен был в епископа древней Аквилеи. Свою спасительную проповедь Марк простёр в западные области Африки Ливию, Мармарику, Киренаику или Пентаноль. Церковь Александрийская приняла от Марка составленный им чин литургии, который долго сохранялся в его Церкви, и доселе в Богослужении Египетских христиан – Коптов сохраняются некоторые молитвы, приписываемые Марку.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(Толкование на стих 2 и 4, гл. XV).   Из книги Деяний апостольских (15, 2, 4) видно, что во время недоумения в Церкви, для разрешения некоторых вопросов, отряжены были ап. Варнава и Павел и посланы в Иерусалим. Спрашивается: кто же мог послать апостолов? Неужели простые, так сказать, рядовые христиане, ученики их и последователи? Ведь в писании сказано, что «несть ученик над учителя своего, ни посланник болий пославшаго его, и что меньший посылается от большаго». Конечно, апостолы действовали по внушению Св. Духа; но тут речь идет и о наружном поручении, и не сказано, чтоб это поручение дано было Варнаве и Павлу собором апостолов; да собора тогда и не было, ибо он только еще собирался в Иерусалиме. Слишком много сказано: «отряжены были Павел и Варнава». Это было бы чисто демократическим преобладанием «простых, или рядовых христиан» над предстоятелями церковными, и притом апостолами. Такого преобладания также не было в апостольской Церкви, как не было и иерархического преобладания над Церковью. По сказанию книги Деяний Апостольских, дело было так, что, по случаю появления в антиохийской Церкви иудействующих лжеучителей и состязания с ними апостолов Павла и Варнавы, учиниша взыти Павлу и Варнаве и неким другим от них ко апостолом и старцем во Иерусалим о вопрошении сем (Деян. 15, 1, 2). Это значит, что по общецерковному в Антиохии затруднению, Павел и Варнава отправились в Иерусалим, следуя по внушению, именно, Духа Святого (см. Гал. 2, 1, 2), по общецерковному же желанию и решению, а не своему только личному. Так и на соборе апостольском разбирали и решали всецерковный вопрос не одни только сами апостолы, но и пресвитеры, да и не одно только церковное пастырство, но вместе со всею Церковию или со всецерковным братством (Деян. 15, 22-23), единодушно внимая и соизволяя, одушевляющему Церковь Духу Святому (25 и 28 ст.). Такова норма истинно апостольской Церкви на все времена, в отношениях между иерархией и прочим составом церковным по делам и вопросам общецерковным (Душепол. Чт. 1868, г., ч. 3, стр. 260). Стих 21 Толкование на ст. 21

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

В конце концов, св. Иаков предложил компромиссный вариант: еврейские христиане останутся при отеческих устоях, а прочих ограничить минимальными правилами. — Полагаю, — сказал, поднявшись, Иаков, — не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от осквернения идолами, от блуда, удавленины и крови (Деян 15: 19 — 20). Это был, в сущности, вполне традиционный выход из положения. Подобные упрощенные заповеди назывались Ноевыми, и издавна считалось, что, соблюдая их, уверовавший иноплеменник может быть спасен. Таким образом, Брат Господень, а с ним весь «собор» положили начало первой национальной Церкви, в данном случае — израильской. Этот шаг заключал в себе как большие перспективы, так и немалый риск. Плодотворной была готовность Церкви учитывать религиозные и культурные особенности просвещаемых ею народов, но одновременно возникала угроза самозамыкания общин. Правда, пока существовала империя, эта опасность была незначительной: в пределах державы все народы сплачивала единая греко–римская культура. Однако позднее угроза возросла. Большинство церковных расколов, порой принимавших обличие ересей, выражало центробежные тенденции поместных церквей. Вероятно, апостолы, предчувствуя опасность разделений, предложили узаконить обычай, который бы стал залогом церковного единства. «Узнавши о благодати, данной мне, — вспоминал потом ап. Павел, — Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им — к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности» (Гал 2: 9 — 10). Попечение о нуждах матери–Церкви, особенно о ее членах, избравших добровольную нищету, стало актом, закрепившим связи между ней и новыми общинами. Было составлено послание, которое Павлу и Варнаве поручили отвезти в Антиохию. В иерусалимской встрече лично для Павла оказалось важным то, что столпы открыто и перед всеми признали его право благовестника народов. «Подать руку общения» — означало в древности заключить договор; тем самым статус Тарсянина и Варнавы был утвержден и одобрен, роли распределены. Иаков оставался главой иерусалимских христиан, Кифа и сын Зеведеев продолжали свою проповедь среди иудеев, а Павел с Варнавой направлялись на обращение язычников. «Апостол народов»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Павла, но и из приветствий ап. Петра. 1 Петр. 2: «Избранным пришельцем рассеяния... по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы: благодать вам и мир да умножится» и 2 Петр. 2: «Благодать вам и мир да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего». Если в начале посланий благодать усвояется Богу Отцу и Господу И. Христу, то в конце их говорится только о благодати И. Христа. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами или (просто) с вами (Римл. XVI, 20. 24; 1Kop. XVI, 23 ; Фuлun. IV, 23 ; 1Фec. V, 28 ; 2Фec. III, 18 ) или со духом вашим ( Гaл. VI, 18 ; Филим. 25 ) 40 . Даже в необычных формах приветствий просвечивает тоже усвоение благодати И. Христу. Таковы заключительные приветствия в посл. к Еф. и 2 Кор. «Мир братии и любовь с верою в Бога Отца и Господа И. Христа. Благодать со всеми, любящими Господа нашего И. Христа в неистлении» (νφϑαρσ. Eфec. VI, 23. 24 ) 41 . В особенности характерно заключительное приветствие 2 Кор. XIII, 18: «Благодать Господа нашего И. Христа и любы Бога и Отца и общение Святого Духа со всеми вами». Здесь упоминается вся Св. Троица, но благодать усвояется И. Христу. И это совершенно понятно. Если в начале посланий мысль апостольская естественно устремляется к первоисточнику нашего спасения – Богу Отцу и ближайшему совершителю его И. Христу, то после раскрытия исторических, так сказать, судеб Божественного домостроительства она естественно останавливается на Господе и Спасителе нашем, Иисусе Христе, давшем нам все потребное для спасения. Вот почему иногда употребляется слово благодать вместо слова Христос, христианство , пребывание в вере Христовой. В Дeяh. XI, 23 о Варнаве говорится, что он пришел в Антиохию и «видев благодать Божью, возрадовался» (т.е. он видел, что верующие тверды в христианстве), далее там же (XIII, 43) о Павле и Варнаве – что они некоторых из иудеев и обращенных из язычества «увещеваху пребывати в благодати Божьей». В Ebp. VIII, 16 апостол увещевает: «да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати» (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

В IX веке Феофан, митрополит Никейский, написал канон на день св. ап. и ев. Матфея, поемый ныне в этот день. Церковь , прославляя ев. Матфея как благовестника, между прочим, восхваляет его за то, что он «унылых воздвиг души, написав час судный» 1010 . Паримии в день ев. Матфея произносятся те же, что и в день св. ап. Андрея Первозванного; утреннее Евангелие и Апостол те же, что в день св. ап. Филиппа (Евангелие – Ин.21:15–25 ; Апостол – 1Кор.4:9–16 ); а литургийное Евангелие благовествует о призывании Матфея к апостольству ( Мф.9:9–13 ). День св. ап. и евангелиста Марка 25 апреля (8 мая) Св. ап. и ев. Марка из лика 70 апостолов отличают от Марка, называемого в Писании также Иоанном. Последний был родом еврей от колена Левиина, из племени священнического; мать его Мария жила в Иерусалиме; ее посещал ап. Петр ( Деян.12:12 ). Марк Иоанн был племянник ап. Варнаве ( Кол.4:10 ), и чрез него сделался известен ап. Павлу и был спутником его и Варнавы в первом их апостольском путешествии ( Деян.12:25, 13:5:13 ). Когда Варнава отдельно от ап. Павла странствовал для проповеди Евангелия, Марк Иоанн сопутствовал Варнаве ( Деян.15:37–39 ). Впоследствии Марк сделался благопотребен Павлу в службу ( 2Тим.4:11 ) и был его споспешник ( Флм.1:24 ). Евангелист же Марк был эллин из Кирены, Пентаполя – города ливийского. Обращением своим к Иисусу Христу Марк обязан ап. Петру, который называет его сыном своим ( 1Пет.5:13 ) – конечно, в том смысле, что ап. Петр родил его своим благовествованием в благодатную жизпь. Марк был спутником ап. Петра и сказателем его преданий. Евангелие проповедал св. Марк на берегах Адриатики и в Египте. Бывши в Риме с ап. Петром в качестве его спутника, Марк, по благочестивому желанию римских из язычников христиан, коим хотелось иметь письменный памятник устно преподанного ап. Петром благовестия об Иисусе Христе, написал через 10 лет по вознесении Господа на греческом языке св. Евангелие, «еже похвали Петр и Церкви предаде» 1011 . В Евангелии своем преимущественно описывает действия Спасителя, особенно чудесные, которые имели большее влияние на умы язычников, чем учение. В Венеции доселе хранится весьма древняя рукопись сего Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

«Началось усиленное показывание меня пастырям, как небывалое чудище XIX века. Не очень-то приятная выставка часто оканчивалась для меня очень благополучно: не знакомая ни с какими старцами, я, представая перед ними в качестве преступницы, удостаивалась видеть их и получать их благословение. Так была придумана мамой поездка в Троице-Сергиеву Лавру. Я с радостью согласилась, но каково же было мое недоумение, когда, приехав со мной к Черниговской Божией Матери, она предложила мне пойти к старцу иеромонаху Варнаве 57 . Каково же было слышать мне, когда мама, подходя к отцу Варнаве, во всеуслышание объявила: «Батюшка, спасите мою дочь: она все молится, постится, отец Валентин ее испортил...» – и так далее! Эта странная речь возбудила общее волнение, слышались осуждающие голоса: «Ишь, что говорит! Да Вы бы должны радоваться этому, а то, на-кось, спасите! Да что, Ваша дочь, завертелась, что ли? А то, ишь ведь, зачем Бога любит!» – перебрасывался простой народ, солидарный с моими взглядами. Отец Варнава позвал нас с мамой в свою келью, посадил меня рядом с собой, а мама с плачем упала ему в ноги. Узнав, в чем дело, он старался успокоить маму, а когда она стала настойчиво просить вразумить меня, прямо отрезал ей: «У нее есть свой великий наставник, он ее лучше меня научит, а Вы простите ему, не сердитесь на него». Потом дал ей образок Успения Пресвятой Богородицы, а мне киевскую просфору, несколько раз благословил нас, и, показывая мне на образок, подтвердил: «Смотри это Успение». Уже впоследствии я поняла, что он возвещал мне о кончине мамы... Провожая ее, он снова сказал: «А на батюшку отца Валентина Вы напрасно сердитесь, он добру учит...» Маму неприятно поразило это посещение...» В какой-то период Анна Ивановна в глубоком унынии оставила свои занятия с детьми. «Со всех сторон присылались требования отчета в непонятном манкировании уроков, требовалось объяснение моего молчания. Эти требования и сон, виденный мною, будто бы о. Иоанн Кронштадтский , о котором я только слышала, убеждает меня не бросать занятий – все это заставило меня заняться делом...»

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

В посланье обрезания во языки – в Апостольском служении иудеям и язычникам. Ст. 9. И познавше 45 благодать данную ми. Апостол продолжает мысль, выраженную в стихе 7-м. Апостолы из плодов и свойств моего учения познали, что я действительно призван к апостольскому служению, что мне дарована Богом благодать сего служения (ср. Рим.1:5, 12:3 ; 1Кор.3:10 ; Еф.3:2, 7–8 ). Иаков, Кифа и Иоанн. Иаков есть тот самый, о котором сказано в 1:19. Св. Павел упоминает о нем прежде Петра и Иоанна, может быть, потому что он был предстоятелем Иерусалимской церкви и пользовался особенным уважением Христиан из иудеев, соблюдавших Моисеев закон, тогда как Петр, через свое сближение с язычниками и христианами из язычников, уже несколько отдалился от первых. Кроме того, он хотел, может быть, указать на равенство сих апостолов. Иоанн есть сын Зеведеев, брат Иакова старшего, написавший Евангелие. Об нем говорится в Деян.3:1 и след. 8:14. Мнимии столпи быти, т.е. Церкви Христовой. Подобным образом Пророки назывались столпами человеческого рода ( Мих.4:8 ; Иер.1:18 ). Церковь Христова есть дом Божий, основание и краеугольный камень которого есть Христос, а столпы – Апостолы (ср. 1Кор.3:16 ; Еф.2:21 ; Ап.3:12). «Словом мнимии св. Павел не отвергает того, как объясняет Златоуст, что они действительно были таковы, но приводит мнение и других, и говорит, что те великие и славные, которых все повсюду превозносят, сами суть свидетели того, что то, что я говорю, угодно и Христу». Десницы даша мне и Варнаве общения, да мы во языки, они же во обрезание. Они дали нам десницы в знак того, что мы имеем ровное с ними право исповедовать Евангелие, и исповедуем совершенно одну и ту же веру. Руководствуясь же наблюдением над плодами проповеди и видя указание Самого Бога в сих плодах, мы согласились проповедовать в мире языческом, а они среди иудеев. Но из сего не должно заключать, будто право проповедовать усвоено было Павлу и Варнаве между одними язычниками, а прочим между одними иудеями. Св. Павел почитал за правило, везде, куда ни приходил, сперва обращаться к иудеям и проповедовать Евангелие в синагоге. Уже тогда, когда иудеи отвергали его, он тем с большею ревностью обращался к язычником ( Деян.15:14, 16, 46, 18:1, 4–6, 19:8–9 ; Рим.1:16 ). Решение апостолов имело тот смысл, что деятельность их должна быть направлена преимущественно к тем или другим народам, что они признавали друг друга Апостолами в особенности той или другой области, и желали иметь общение со всеми христианами, будут ли они обращены Петром или Павлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-jasn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010