В мори путие Твои, И стези Твоя в водах многих, И следы Твои не познаются. ( Пс. 76, 20 ) И что же я увидел при этих хождениях по черепкам, обломкам, листкам и обрывкам всемирной истории человечества? Я видел только одно: люди во все времена и эпохи, во всяком звании и состоянии ищут опять-таки только одного – потерянного рая счастья, богатства, любви, свободы, блаженства, света, богов, Бога – все равно, как бы ни назвать то состояние, которое, думается им (правильно или неправильно – кому как), возвращает человеку потерянную при грехопадении целостность природы и благоволение Божие, дает ему мир и покой духа... Ах, сколько бессонных ночей провели люди, стараясь подойти своими щуплыми мыслями вплотную к граням недоступной им Высшей Действительности! Сколько было деятельных попыток проникнуть в тайны этого покоя души и разглядеть зримый как бы в тумане образ Неизобразимого!.. Сами пророки проводили бессонные ночи за молитвой и размышлениями над смыслом жизни. Рука моя простерта ночью, – говорит Давид, – и не опускается... Ты не даешь мне сомкнуть очей моих... Размышляю о днях древних, о летах веков минувших; припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает... ( Пс. 76, 3, 5–7 ) Но мало всегда было людей, обретших Дверь жизни ( Лк. 12, 32 ; Ин. 10, 9 ), а больше, в тысячи, миллионы раз было больше таких, которые шли от Нее вспять, назад, в бездонную пропасть мрака и гибели. Вот ночь или, вернее, раннее утро. Не та священная, таинственная ночь, в которую свершилось исполнение желания праотца, но другая, за несколько тысячелетий до Рождества Христова. Тогда патриарх Иаков один ночевал в поле при потоке Иавок. И приходит к нему «Некто», и борется с ним до зари. И спрашивает Иаков Боровшегося, когда узнал, Кто Он: «Скажи мне имя Твое?» Ибо душа его истаевала в сладости богообщения и любви к Иегове. Но полного обладания Любимым еще не было, и Он был далек и неродствен еще человеку... Но вот – другая ночь, и снова раннее утро. Язычник Пилат, потерявший смысл жизни и веру во все, спрашивает насмешливо-кощунственно Того же Некоего: «Что есть истина – τι εστιν αληθεια? 2 » – и, не став дожидаться ответа, выходит. Этот уже не жил верою Иакова и не видел, что перед ним стояла сама Истина, η αληθεια ( Ин. 14, 6; 18, 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

«В чертах святителя... Видим мы печать сердечной чистоты И кроткого блаженного смиренья И отблеск чистых дум. Его черты Исполнены святого умиленья, Проникнуты они духовной красотой, При виде их благие помышленья Встают в душе и чувств небесных рой...» Отдельно хотелось бы обратить внимание на несколько мыслей прп. Варсонофия о затворе. Причиной ухода святителя Феофана в затвор называется спасительная «стезя безмолвия», «великий подвиг», который святитель совершил, «покорный высшему небесному веленью», т.е. по воле Божией. Цель затвора, как и богоугодной жизни вообще, о чем писал и святитель в своих творениях, – это Богообщение. «Всего себя он Господу предал И в Нем Едином высшее блаженство Своей души всецело полагал». Духовные плоды затворнического подвига – это очищение сердца и Богообщение: «Подобно Ангелу, он Богу предстоял И в сердце своем чистом основал Нерукотворную Ему и светлую обитель...» Достигнув Богообщения, «в безмолвии блаженство он обрел». Основное значение литературных трудов святителя Феофана прп.Варсонофий видит в духовном пробуждении людей, возвращение их под «кров родной из области духовного изгнанья». Несколько раз прп.Варсонофий называет затвор святителя таинственным, сокрытым от людей, но ведомым Богу. Сам прп.Варсонофий хорошо знал житие и духовное устроение святителя Феофана, ему была близка его уединенная, затворническая жизнь. 28 июля 1909г. ученик прп.Варсонофия Николай Беляев , впоследствии преподобноисповедник Никон Оптинский , записал: «Как-то Батюшка говорил мне, что бывает время, когда человек устает и неспособен ни к молитве, ни к письму, ни к чтению, – тогда пусть займется рукоделием, что и исполнял сам преосвященный на деле: он имел, кажется, токарный станок» с.265–266]. В феврале 1909г. в минуты откровения прп.Варсонофий сказал Николаю, своему близкому ученику и сотаиннику: «– Я вам, брат Николай, не раз уже говорил и еще скажу: приходит мне мысль – все бросить, уйти в какую-нибудь келью. Страшно становится жить, страшно. Только боюсь сам уйти, а посоветоваться не с кем. Если бы жив был Батюшка о.Варнава, то поехал бы к нему, но его уже нет. А сам боюсь: боюсь, как боится часовой уйти с поста – расстреляют. В таком положении начинаешь понимать слова пророка Давида: «Спаси мя, Господи». ...Если взять только одну часть фразы, то само собой разумеется, что никто не хочет погибели и не говорит: «Погуби меня, Господи». Все и всегда могут сказать: «Спаси мя, Господи». Но он далее прибавляет: «Яко оскуде преподобный».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

И поэтому руководство ФСИН обратилось к Русской Православной Церкви, чтобы она выделила священников для окормления заключенных в тюрьме. Результат, как свидетельствуют они сами, налицо. После относительно непродолжительного срока такого окормления в местах лишения свободы значительно снижается количество преступлений, отношения между заключенными и персоналом этих мест становятся гораздо более спокойными, доброжелательными и вообще более соответствующими отношениям в нормальном человеческом обществе. Об этом же написано и у владыки Варнавы (Беляева), что с помощью только светских наук невозможно избавить человека от его страстей, особенно если его страсти сильно укоренились [xii] . С другой стороны, он пишет, что Церковь располагает такими средствами, с помощью которых можно избавить человека от страстей [xiii] . В-пятых, используя данные истории можно заметить некое соответствие событий человеческой истории и того, что было написано в книгах Библии задолго до этих событий. Так как таких событий было немало, то упомяну лишь о некоторых. А точнее о Рождестве Иисуса Христа, о котором еще задолго в подробностях было предсказано пророками [xiv] . И о том, что, как отмечает владыка Варнава (Беляев), общий ход современной истории соответствует написанному в Библии. Например, он пишет о том, что то, что происходит в мире, все больше и больше соответствует написанному в Священном Писании о последних временах (умножение беззаконий, охлаждение любви и т.д.): «Хотя и нельзя еще говорить об антихристе, но и нельзя отрицать, что времена, признаки и пророчества раз от разу становятся резче и яснее» [xv] . Вообще перечислять различные доказательства существования Бога, которые дают нам гуманитарные науки, можно еще долго, но, к сожалению, мы ограничены временными рамками. Поэтому позволю себе подвести итоги этого доклада. Итак, следующие данные гуманитарных наук могут быть использованы для доказательства (нестрогого, конечно) существования Бога: 1) данные, говорящие о том, что наш мир создан разумным существом; 2) существование совести; 3) данные, помогающие понять смысл Священного Писания; 4) исторические данные, свидетельствующие о том, что сбывались и сбываются пророчества Библии; 5) даже проблемы, с которыми сталкиваются гуманитарные науки и которые имеют решение в христианстве, говорят о глубине и истинности православного учения и, следовательно, существовании Бога.

http://bogoslov.ru/article/2605746

Иже на всякое время… Господи, помилуй, 3 Слава, и ныне. Честнейшую... Именем Господним… Боже, ущедри ны... Владыко Боже... То же Величая, величаю Тя... Всемогущая и Животворящая... Трисвятое. И по Отче наш… Помяни, Господи… (тропарь) 23 . Глубиною мудрости… Слава: Со святыми упокой… И ныне: Блажим Тя… Господи, помилуй, 12. Помяни, Господи… (молитва) Преславная Приснодево… Упование мое Отец… Слава Тебе, Христе Боже… Слава, и ныне. Господи, помилуй, 3. Благослови Отпуст малый: Христос, истинный Бог... (Воскресый из мертвых…) То же «Обычное прощение». Помолимся… Молитвами святых отец... Утреня Вседневная Субботняя Воскресная Без полиелея и без великого славословия, т. е. под знаком (черным) и без знака С великим славословием (знак праздника: красного цвета) С полиелеем и с великим славословием (под знаком ) , а также в соединении с вечернею, т. е. На всенощном бдении 24 (обозначения  Типикона: ) Канон После 3-й песни малая ектения. Яко Ты еси Бог наш… Кондак, икос, седален, богородичен, ипакои. Чтение. После 6-й песни малая ектения. Ты бо еси Царь мира… Кондак и икос. Чтение из Пролога или Синаксаря 42 . После 8-й песни канона: Богородицу и Матерь Света… Честнейшую 43 После 9-й песни: Достойно... Малая ектения. Яко Тя хвалят… Светилен, или ексапостиларий Хвалите Господа с небес… Стихиры на «Хвалите» (не всегда) Слава… И ныне... Чтец: Тебе слава подобает… Слава Тебе, показавшему нам свет...  Иерей: Слава Тебе, показавшему нам свет... Слава в вышних Богу (читается) Сподоби, Господи, в день сей...  Слава в вышних Богу (поется) Святый Боже… (трижды) Исполним утреннюю молитву… Яко Бог милости… Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Твое бо есть, еже миловати и спасати... Пресвятая Богородице… Честнейшую херувим… Слава Тебе, Христе Боже… Слава, и ныне. Господи, помилуй, 3. Благослови. Отпуст (великий). Многолетие 53 Первый Третий Шестой Девятый Благословен Бог наш…  Царю Небесный… Трисвятое. И по Отче наш... Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Иоанн Лествичник (26. 75), прп. Исаак Сирин предлагает порядок испытания помыслов (Sermo 44). Понятие Б. существует и у язычников. Греч. философы-стоики полагали, что Б. свойственно только мудрецу. Согласно Зенону Китийскому , страсти «произвольны и порождаются превратным суждением» ( Цицерон//Фрагменты ранних стоиков. 207), его последователи считали «страсти человеческой души извращениями разума и ошибочными суждениями разума» ( Фемистий//Там же. 208). Мудрецы же «способны достигать того, что сами назначат и определят по своему выбору» (Стобей//Там же. 216). Рационально-логическое понимание Б. у стоиков соответствует их представлению о конечной цели - жить согласно с природой ( Diog. Laert. VII 87-89). Притом «стоики называют мудреца бесстрастным, потому что он не впадает в страсти; но точно так же называется бесстрастным и дурной человек, и это значит, что он черств и жесток» (Ibid. VII 117). В вост. духовных практиках Б.- состояние полного безразличия и вместе с ним глубокая самососредоточенность. Буддийский подвижник, достигая состояния Б., становится свободным от всякого мучения и радости, от чувства удовольствия и неудовольствия, каков бы ни был предмет его; он достигает «истинного действования», т. е. «истинной» свободы, где к.-л. интересы абсолютно отсутствуют. Но и на этом, почти совершенном, уничтожении личной жизни буддизм не останавливается и стремится довести идею психического самоуничтожения до последних пределов. Мудрец-подвижник вступает в царство беспредельности в пространстве, характеризуемое как царство «истинной жизни», лишенное всяких признаков жизни ( Пономарев. С. 14). Вост. мистический опыт «озарения» дает переживание растворения сознания в безличном. Лит.: Пономарев П. Догматические основы христианского аскетизма: По творениям вост. писателей-аскетов IV в. Каз., 1899. С. 11-16; Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. М., 1899. С. 266-300, 311-313; Петр (Екатериновский), еп. О монашестве. Серг. П., 19043; Bardy G. Apatheia//DSAMDH. T. 2. Col. 727-746; Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богосл. исслед. М., 1996; Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. М., 1996Р. Т. 1. С. 524-534; Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости: Опыт изложения правосл. аскетики. Н. Новг., 1998. Т. 1. С. 308-311, 325-326; Т. 4. С. 241-242; Фрагменты ранних стоиков/Пер. и коммент. А. А. Столярова. М., 1998.

http://pravenc.ru/text/149071.html

На всенощном бдении особая катавасия: «Спасе люди...» (1-й ирмос 2-го канона на Рождество Христово).    6. Св. Николая, Мирликийского Чудотворца. Весьма чтимый святой, как в Греции, так и у нас в России, и слава его очень велика. На всенощном бдении следует обратить внимание на богородичные стихиры на Господи, воззвах («Вертепе, благоукрасися...»), на литии («Сионе, торжествуй...»), на стиховне («Безневестная Дево...»), в которых живописуется грядущее торжество Церкви на празднике Рождества Христова.    11–17. Неделя святых праотец. Она бывает в границах приведенных чисел. Примечательна на утрене 9-я песнь канона с перечислением ветхозаветных праведников. 18–24. Неделя святых отец (или «пред Рождеством Христовым»). Падает на период указанных дней. На ней тоже воспоминаются ветхозаветные праведники, как и в неделю праотец, но главным образом предки по плоти Господа Иисуса Христа. Посему на литургии Евангелие: Мф.1:1–17 (зачало 1-е), апостол: Евр.11:9–10,17–23,32–40 (зачало 328-е). Если это воскресение падает на сочельник, то на стиховнах знаменитые самоподобны «Доме Евфрафов...», на утене канон с ирмосом «Волною морскою...». Евангельская стихира перед 1-м часом. 24. Навечерие Рождества Христова («сочевник») 288 . Это строжайший день поста во всей Четыредесятнице: во-первых, по длительности, ибо дозволяется вкушать пищу только после окончания службы 289 , а по Уставу она кончается к вечеру (отсюда выражение в народе, что нельзя в этот день есть «до звезды», т. е. до сумерек и появления первых звезд); во-вторых, по качеству, потому что разрешается только кутья и сочиво 290 или  –  если суббота и воскресенье в этот день  –  еда с постным маслом (но никак не рыба!) 291 . В богослужебном отношении существует такой порядок. Если канун праздника не падает на субботу и воскресенье, то в 8 часов утра (по нашему счету) отправляются царские часы, а в 1-м часу пополудни (опять по нашему же времени) совершается литургия св. Василия Великого , начинаемая вечерней. После отпуста литургии поставляется свещник 292 (а не аналой с иконой) посреди храма и клирики поют тропарь и кондак праздника. На самый праздник Рождества Христова  –  литургия св. Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Началом развития блудной страсти является помысел, на борьбу с к-рым христианин должен направлять больше всего аскетических усилий, чтобы обрести способность владеть своим умом. «Некоторые,- пишет прп. Иоанн Лествичник,- ублажают скопцов по естеству; а я ублажаю повседневных скопцов, которые разумом, как ножом, обучились оскоплять себя» ( Ioan. Climacus. Scala paradisi. 15. 21). Чтобы не позволить нечистому помыслу войти в сердце, во внутренний храм души, важно не допустить согласия с помыслом ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. VI 13). В связи с этим свт. Феофан Затворник советует не позволять себе без разбора все видеть, все слышать и всего касаться; спешить изгладить смутившие впечатления; избегать встреч с предметом прошлых искушений; уметь все встречаемое перетолковать для себя в духовном смысле ( Феофан (Говоров), свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Л., 19916. С. 222-224). Аскетика тесно связывает Б. с похотью. Под похотью понимается не половое желание как таковое, ибо оно дано человеку в браке, как сила притяжения соединяющихся, а искажение отношений полов в результате грехопадения, связанное с эгоизмом, жаждой власти: видение в др. человеке лишь объекта для удовлетворения. Перед христианином в браке на путях борьбы с грехом стоит сложнейшая задача отделения полового чувства от «по-хотения», ибо похоть в браке искажает его цель и, значит, является Б. Перед монахом (и христианином, отказавшимся от брака) - задача борьбы с грехом через полное умерщвление полового чувства с целью его преображения в новом, духовном, человеке. Блудная страсть может принимать необычные формы: чрезмерно страстное обличение Б. в др. людях со смакованием различных подробностей или - разновидность духовного самообмана, когда отношения с Господом, молитва, переживание Его присутствия явно переплетены с нездоровым состоянием нервно-половой системы (см.: Варнава (Беляев), еп. С. 159-160). Б. легко уживается с любовью к ближнему (Там же. С. 321): «Склонные к сладострастию часто бывают сострадательны и милостивы, скоры на слезы и ласковы» ( Ioan. Climacus. Scala paradisi. 15. 46); в то же время блудная страсть может перетекать в фарисейскую гордыню и нелюбовь к людям как кажущийся способ защиты от Б.

http://pravenc.ru/text/149399.html

Нельзя последнее делать и потому ещё, что духовная, в самом широком смысле, жизнь так богата внутренним содержанием, что не может быть выражена всецело нашими земными понятиями, и часто одни и те же слова, выражающие её отдельные моменты, имеют различное содержание. Святые апостолы и отцы были не только творцами богословских систем, но и понятий. Как же после этого не стараться очищать своё сердце от всякой скверны и порока, когда это является дверью в богословие, необходимым условием, чтобы понимать, что скрывает под своей внешней оболочкой то или другое божественное речение! Необходимость этого сознавали все святые отцы и, в частности, наш преподобный – Иоанн Дамаскин . Недаром Церковь назвала его благочестия учителем и чистоты. Много он положил пота, слёз и труда, чтобы стяжать эти благочестие и чистоту, много ему пришлось пострадать и подавить своё самолюбие, тщеславие и другие страсти, чтобы приобрести их. Припомним, братие, некоторые случаи из его жизни. Вот он в рубище бедного монаха сидит посреди городской площади в Дамаске, продаёт грошовые корзины по дорогой цене и терпеливо переносит за это издевательства и насмешки толпы – той самой толпы, которая так недавно подобострастно расступалась перед ним, когда он проезжал здесь, будучи губернатором Дамаска!.. И для чего же он это делает? Ради очищения своего сердца от самолюбия и гордости, в послушание своему старцу, наложившему на него ради испытания его смирения столь тяжкий подвиг. Вот ради любви к тому же послушанию и старцу он готов на самую унизительную работу в монастыре, но Сам Господь и Его Пречистая Матерь прекратили его тяжкое испытание. Так преподобный любил добродетель, так старался искоренять в сердце страсти. Будем же и мы, возлюбленные слушатели, каждый в свою меру, приобретать добродетели и очищать «внутренняя своя» от недостатков ветхого, греховного человека. Будем подражать Иоанну Дамаскину как благочестия учителю и чистоты. Тогда по очищении сосуда нашей души от грязи греховных привычек вольётся в него благоуханное миро Христова учения и совершенное ведение таинственного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Неудивительно, что на этом пути он встретил равнодушие и прямую враждебность со стороны как епархиального руководства, так и насельников пустыни. Завершалась двухсотлетняя синодальная эпоха в истории Российской Церкви, и в ее нездоровой духовной атмосфере пышным цветом распускался «консисторский» бюрократизм, сковывавший любую творческую инициативу. В этот период в монастырях увеличился приток случайных людей, шедших туда из меркантильных интересов и приносивших с собой анархические настроения, нелюбовь к дисциплине и труду. Почти повсеместно в монашеской среде возрос слой люмпенов и любителей «сладкой» жизни. Обстановка, сложившаяся во многих российских обителях того времени (конца 19 – начала 20 вв.), свидетельствовала о кризисе веры, об утрате значительной частью монашества смысла своей деятельности. Те, в чью обязанность входило заботиться о судьбах Российской Церкви, о чистоте и непорочности ее путей, сплошь и рядом беспокоились лишь о собственном благополучии и карьере. Вверенными им епархиями они управляли не с трепетом, которого требует соприкосновение с живым богочеловеческим организмом, каким является Церковь , а как департаментами государственного Ведомства православного исповедания. Администрирование – чуть ли не единственный метод управления Российской Церковью той, уже ушедшей, эпохи (как, впрочем, и последующей). Вместо апостольского дерзновения церковное начальство более полагалось на «технологию власти» – искусство, которым в Империи должны владеть высшие чины. История изгнания аскета из Седмиезерной пустыни – это история искренне и глубоко верующего человека, чуткого к веянию Духа Божьего, столкнувшегося в стенах Церкви с духом казенщины и агрессивного равнодушия. Уже при вступлении в должность старца поставили в двусмысленное положение без вины виноватого. Его предшественник, иеромонах Дионисий, был отстранен от наместничества и переведен в казанский Зилантьев монастырь за самовольную перестройку архиерейского дома, приведшей здание в аварийное состояние, за долги, которые он «навесил» на обитель. По замыслу правящего архиерея – архиепископа Арсения (Брянцева) , – о.Гавриил своим авторитетом должен был прикрыть обнаруженные упущения и тем отвести возможные обвинения в адрес владыки. Можно понять схимника, не хотевшего принимать новое назначение, но можно понять и его епископа, вовсе и не скрывавшего мотивов своего решения. Желая себя выгородить, архиепископ Арсений удалил о.Дионисия «без огласки его вины». Перед старцем в приказном порядке он поставил жесткие условия: «Не нужно оглашать долгов, много шума и без этого. Бог поможет тебе уплатить». «Послужи, а после, «утешал» он схимника, – можешь отказаться от этой должности» (читай: после меня хоть потоп). ««Не оглашай…» – и я не оглашал», – объяснял о.Гавриил в докладной записке 1908 года те обстоятельства, в которых ему приходилось трудиться 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Но, конечно, все это указанным образом нужно понимать только тогда, когда подобные выражения относятся вообще к Богу, а не касаются Бога Слова, Господа Иисуса Христа, Который ради нашего спасения «восприял всего человека» 329 – с разумной душой и телом и всеми свойствами человеческой природы, с ее естественными и беспорочными страстями. Из вышесказанного мы должны вывести еще и следующие положения: никакое имя не может заключать в себе существа Божия, то есть быть Самим Богом, если у кого только хватит дерзости так выразиться; у Бога вообще нет никакого имени. Что касается первого положения, то из множества цитат святоотеческих приведу только две-три. «Бог не есть речение, – говорит святой Григорий Нисский 330 , – и не в голосе и звуке имеет бытие». И святой Григорий Богослов 331 : «Не Бог еще то, что мы представили себе под понятием Бога, или чем мы Его изобразили, или чем описало Его слово». В частности, имя Иисуса Христа есть имя Второй ипостаси Св. Троицы, уже воплотившейся, то есть имя Бога Слова по плоти (Мф. l, 21) 332 . «Ум соединился с Богом Словом не прежде воплощения от Девы и не с того времени был назван Христом, как некоторые ложно говорят, – богословствует святой Иоанн Дамаскии 333 . -Это нелепость пустых речей Оригена , который ввел догмат о предсуществовании душ. Мы же утверждаем, что Сын и Слово Божие сделалось Христом с тех пор, как вселилось во чреве Святой Приснодевы». Следовательно, имя Иисус есть временное и не может заключать в себе вечного Бога. Относительно второго достаточно будет сказать словами того же святого Григория Нисского , что «мы не знаем имени, которое обозначало бы Божеское естество... его или совершенно нет, или оно нам вполне неизвестно» 334 . Бог «не может быть объемлем ни именованием, ни помышлением, ни иною какою постигающею силою ума; пребывает выше не только человеческого, но и ангельского и всякого премирного постижения, неизглаголан, неизречен, превыше всякого означения словами, имеет одно имя, служащее к познанию Его собственного естества, именно, что Он один паче всякого имене ( Флп. 2, 9 )» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010