Поучения преп. Синклитикии. Вступление. Как спастись? Вот вопрос, который всегда интересует, влечет и даже тревожит и мучит всякого доброго христианина. Ответ на него прост и ясен. Люди, в большинстве случаев, потому только не удовлетворяются даваемыми ответами – пусть они исходят и со стороны простого батюшки, – что не хотят положить труд на спасение. Ищут чего – нибудь полегче. Чтобы можно было одновременно и с излюбленными привычками и убеждениями не расставаться, и находиться в числе спасающихся... Но так не получится. Задавали этот же вопрос и преп. Синклитикии. Вероятно, спрашивала и ее же собственная сестра. Подвижница отвечала: «Мы все знаем, как спастись. Но не спасаемся по нерадению». Впрочем, видя искренность некоторых, действительно не знавших, с чего начать спасительный путь, а может быть, желая оставить спрашивающих безответными на Страшном Суде, чтобы они не смели тогда оправдываться, что их никто – де не научил, преподобная прибавила: «Прежде всего нужно сохранить заповедь: «возлюби Господа Бога твоего... всею душею твоею... и возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22:37 – 35 )» 15 . Любовь – это соединяющее, созидающее, умиротворяющее, возвышающее, очищающее, освящающее начало – вот что потребно в каждом обществе, в частности в иноческой обители. Не будет любви – нельзя будет сотворить никому ни одной добродетели: они все рассыплются, а если какие и сохранятся – В очах Божиих будут ничтожны ( Кол. 3:14 ; 1Кор. 13:1 – 8 ) 16 . I. О трех главных обетах монашества: целомудрия, нестяжания и послушания Богоносная мать и мудрая наставница 17 , Синклитикия учила сестер своего монастыря прежде всего соблюдать три основных добродетели, на которых зиждется жизнь инокинь, и от исполнения которых зависит внутреннее благоустроение обители: хранить целомудрие, нестяжание и послушание. А поскольку внешнее всегда связано с внутренним, безусловно, эти три добродетели влияют и на материальное обеспечение, ибо не ложен Сказавший: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его – ατο 18 , то есть не царства (по – гречески “царство” женского рода), а правды Самого Бога, – и это все – пища, питие, одежда, жилище – приложится вам» ( Мф. 6:33 ). Само собой, без хлопот, все придет. Итак, прежде всего, будьте хорошими христианами, а монахи – настоящими монахами. О целомудрии

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Приложение. О хлебе из отрубей Аскетика – учение о подвижничестве – есть наука. Наука в полном нынешнем смысле слова, пользующаяся как умозрительными, так и экспериментальными методами и вспомоществуемая могущественно еще благодатию Божиею. Внешняя мирская наука в последнее время поняла, что игнорировать положения аскетики только на том основании, что они выработаны святыми, учителями Церкви не без содействия чудес, нельзя. Поэтому многие результаты, полученные в науке о подвижничестве, преимущественно внешнего характера, исследуются теперь учеными и профессорами в аудиториях и лабораториях, хотя и робко и как бы стыдливо. Облеченные в научную форму и терминологию, они преподносятся публике как нечто новоизобретенное и только что открытое. Можно бы указать несколько областей, где заимствованные у святых отцов, прямо или косвенно, сведения, еще недавно считавшиеся баснословными, невероятными – одним словом, «ненаучными», теперь считаются общеизвестным, доказанным фактом, под который пытаются лишь подвести рациональное, естественнонаучное обоснование. Но это сейчас не входит в мою задачу. Здесь я хочу только показать, что излагаемые мною ниже данные не являются чем – то обособленным и исключительным, а составляют одно из звеньев в общей цепи нынешних научных исследований. Мы увидим пример того, как некий святоотеческий опыт, доселе воспринимаемый большинством как проявление ненормальной психики, извращение и фанатизм, как средство самоистязания, теперь исследован наукой и признан достойным всяческой похвалы и подражания. Речь идет о питании хлебом с отрубями – по – нынешнему, по – ученому выразиться, о «хлебе Грэгема». В житии Синклитикии мы видели, что в некоторые периоды своей жизни она питалась хлебом из отрубей. Она в этом подвиге не одинока. В житиях святых можно указать и другие подобные примеры. Таким хлебом, по общепринятому мнению, можно откармливать лишь скот. Это – де не пищевой продукт, а суррогат питания. Но наука доказала теперь, что дело обстоит как раз наоборот. Нынешний пшеничный, из тонкой сеяной муки хлеб не есть хлеб, а лишь «фабрикат», не соответствующий физиологическим особенностям человеческого пищеварительного аппарата и поэтому являющийся источником многих физических расстройств и заболеваний. К доказательству этого я сейчас и перейду. Но позволю себе еще одно замечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Скачать epub pdf (Разговор о тайнах духовной жизни). Повесть чудна и каждому спасающемуся необходимая для руководства. 1913 год. Нижний (разумеется Новгород). Громадный самолетский 1 пароход готовится к отходу. Сверху, с балкончика, было видно, как грузчики быстрее забегали и докатывали последние бочки, а толпа провожающих начинала чувствовать себя более нервно. В салоне первого класса роскошно и уютно. Веерные пальмы, хамеропсы, драцены, зеркала, бронза, бархат, хрусталь. У громадного венецианского стекла во всю переднюю стену какие-то два чиновника в форме Удельного Ведомства уже уселись играть в шахматы за инкрустированным столиком. Красивый купчина средней упитанности в единственном числе расположился за громадным табльдотом 2 и, заткнувши белоснежную салфетку за воротник шелковой поплиновой рубашки стального цвета, старательно налегал на стерляжью солянку, которую ему только что принес официант. В черном фраке и безупречном пластроне 3 , как какой-нибудь денди 4 на великосветском рауте 5 , склонившийся пред дамой с приглашением ее на танец, он обратился к сему знатному представителю знаменитой Нижегородской ярмарки: – На второе прикажете осетринки с хренком по-татарски, с желтками и сахаром, ваше степенство? – Нет, ты, братец мой, мне уж лучше по-русски услужи: свари ее, бестию, в белом вине, хоть, например, в сотере, прибавь сливочного маслица малу толику, лимону – да не жалей, как яблоко накроши, – и чтобы в два счета все готово было! А сверху покрыть маринованными огурчиками, рыжиками, раковыми шейками невредно будет. – Слушаюсь, передам повару. – Да чтоб кусочек был с коровий носочек, а то вишь, ломоть – положить нечего в рот. Знаю я вас... – Помилуйте, порции у нас полные. – И еще отдельно соусок. Я люблю какой-нибудь; в него эдак, знаешь, рюмочку малыги плеснуть надо. И огуречного рассола, так сказать, для освежения. – Слушаюсь. Еще что прикажете? – Ну, и пивца к рыбке холодненького, с Жигулевских гор 6 . Она плавать любит. – Еще что изволите заказать? – Еще? Надо бы, братец, и еще. Для утеснения и довольства желудка какую-нибудь растительную пищу бы...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Состояние отчаяния и духовная практика Архимандрит Софроний (Сахаров): Из моего опыта я могу сказать: есть два рода отчаяния: одно — чисто негативное, губящее человека духовно и затем телесно. Другое — благословенное. О нем я не перестаю говорить. 6 августа, 2012 Архимандрит Софроний (Сахаров): Из моего опыта я могу сказать: есть два рода отчаяния: одно — чисто негативное, губящее человека духовно и затем телесно. Другое — благословенное. О нем я не перестаю говорить. (по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию) Вначале приведем цитату из известной книги архимандрита Софрония (Сахарова) “О молитве”: “Из моего опыта я могу сказать: есть два рода отчаяния: одно — чисто негативное, губящее человека духовно и затем телесно. Другое — благословенное. О нем я не перестаю говорить” . В другом месте, в книге “Старец Силуан” отец Софроний добавляет: “Иначе действует враг-дьявол с теми, кто принимает его, и иначе по отношению к тем, которые борются. Иное — страдание гордого отчаяния, и иное — души благочестивой, когда Бог позволяет сатане сотворить брань с душою. Это последнее искушение чрезвычайно тяжело и попускается редко” . Об этом последнем состоянии писалось не очень много; хотелось бы обратить внимание на связь такого состояния со страданиями библейского Иова. Многолетний опыт подвижничества, духовный авторитет отца Софрония, которого многие почитают старцем, и глубина его творений не позволяют просто отмахнуться от этих слов о благословенном отчаянии, нелегких для восприятия, но требуют серьезно задуматься. Губительное отчаяние Когда в Православии говорят об отчаянии, чаще всего имеют в виду первый из указанных отцом Софронием родов отчаяния — “чисто негативное и губящее человека” отчаяние как один из наиболее тяжких грехов (согласно “Словарю живого великорусского языка” В. И. Даля, отчаяние — это безнадежность, лишение последней веры и надежды . Рассмотрим подробнее сначала именно этот, губящий человека род отчаяния. Как отмечает епископ Варнава (Беляев), у людей, ведущих духовную жизнь, это губительное отчаяние также бывает двух родов: “Отчаяние первого рода происходит от отягчения совести множеством содеянных грехов, когда душа, по причине большого количества этих язв, погружается от тяжести их в глубину безысходного горя и безнадежия.

http://pravmir.ru/sostoyanie-otchayaniya...

Назидательная кончина Амме Синклитикии исполнилось уже 80 лет, когда ее постигла страшная болезнь. Началась она с изнурительной лихорадки. Болезнь томила и без того истощенную подвигами старицу более трех лет. Сильный внутренний жар мучил ее и не давал ни на минуту покоя. К этому прибавилась новая беда: от загнившего зуба стали гнить у преподобной десны. Гниение перешло на всю щеку. Через 40 дней стали видны кости. Зловонная едкая жидкость распространилась по всему телу. Запах от больной был так нестерпим, что сестры, которые прислуживали из чувства сильной любви к старице, едва переносили его. И вот, лежа в таких – то мучениях и страданиях, святая игумения нисколько не думала об их облегчении. Терпение ее было безгранично. Но сестры не выдержали. Пригласили врача. Когда тот явился, она спросила: – Для чего вы хотите остановить полезную для меня борьбу? 3 – Мы вовсе не думаем, – ответил врач, – ни облегчать ваши страдания, ни исцелять вас, хотим только умастить 4 отмершие члены вашего тела, чтобы остановить в них заразу. Она опасна для прислуживающих вам. – Если это не для меня, то пусть будет по – вашему 5 , – тотчас успокоилась страждущая. Так она постоянно отсекала свою волю. Еще более трех месяцев мучилась святая. Только силою Божиею держалась ее душа в теле: человеческих сил, очевидно, не могло бы хватить для этого. За время болезни никакой пищи амма не могла принимать. Спала только по несколько минут. Наконец однажды сказала: – Чрез три дня я буду разлучена с моим ничтожным телом. Это случилось после бывшего ей видения святых ангелов и лика пресвятых дев, призывавших ее к себе. Показаны были Синклитикии при этом и райские селения. Как предрекла, так и вышло: в назначенный день и час светлейшая паче солнечных лучей душа ее разлучилась с многоболезненным, изъеденным страшными язвами телом и перешла ко Господу, в жизнь неболезненную и нестареемую... От уничижения – к славе. Это произошло около 350 года 6 . 3 Вопросы, кому и когда можно лечиться, выяснены у святых отцов подробно. Они могут решаться по – разному. Синклитикия, как достигшая высших степеней духовной жизни, обладала в этом состоянии совершенной верой, терпением и жаждой злопострадати, яко добр воин Иисус Христов ( 2Тим. 2:3 ). Поэтому она в болезни и в отказе от ее лечения видела для себя только пользу. Для других – маловерных и малодушных – требуется иногда смириться и искать иного пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Происхождение и подвижническая жизнь Внешние обстоятельства жизни преподобной Синклитикии таковы. Родилась она в Александрии. Родители ее были выходцами из Македонии, людьми богатыми и благочестивыми. Кроме нее, у них были еще дочь и два сына. Младший умер рано, а старший, двадцати пяти лет, когда его собирались женить, ушел в монахи, по тогдашнему – в пустыню. Сестра же, будучи слепой, любила уединение. Все дети, как видно из их поступков, получили равно религиозное воспитание и выросли добрыми христианами. Синклитикия была красива. Женихов посему увидала рано. Родители, как это обычно бывает, хотели выдать ее замуж. Но у нее были помыслы о другом. Наряды, дорогие каменья, серьги и браслеты, музыка и вообще внешний мир ее не трогали. Синклитикию манила к себе иная жизнь. Она молилась и в молитве находила для себя лучшее утешение. Видя, что тело ей изменяет и влечет не туда, куда она хотела бы, молодая дева наложила на себя узду – пост, воздержание и труд. Она так приучила себя, что если случалось ей принимать пищу не в положенное время, то это томило ее, лицо делалось бледным, тело слабело. Но святая очень следила за тем, чтобы пощениями и строгостями не доводить тела до расстройства 7 . Когда искушение проходило, Синклитикия смягчала суровый образ жизни, но продолжала бодрствовать и ждала нового нападения. Приходило новое искушение – подвижница ела только хлеб из отрубей, совсем не пила воды 8 спать ложилась на голой земле... Смерть родителей развязала ей руки. Она продала имущество; вырученные деньги, по обычаю всех святых, бросавших мир, раздала нищим; взяла свою слепенькую сестру и поселилась вместе с ней в одной из загородных гробниц, принадлежавшей ее родственнику 9 . Но, конечно, это было только начало. Вскоре она пригласила пресвитера и просила его принять от нее обет отречения от мира, 10 . Желание ее было исполнено. Началась многотрудная, тянувшаяся десятки лет подвижническая жизнь. ..Не может град укрытися верху горы стоя; ниже вжигают светильника, и поставляют его под спудом 11 ... ( Мф. 5:14 – 15 )

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Комментарий составителя «Преп. Синклитикия Александрийская. Ее жизнь и поучения (Малая аскетика)» датируется предположительно периодом 1928 год – первая половина 1931 года (время пребывания еп. Варнавы в Средней Азии). В пользу подобной датировки говорит ряд косвенных данных: дореволюционная орфография, стилистическая (включая и стилистику оформления рукописи) близость данной работы к жизнеописанию свят. Григория Акрагантийского (см.: Варнава, еп. Однажды ночью//Дар ученичества/Сборник. М., 1993. С 228 – 385), написанного в тот же период. В настоящее время рукопись работы считается утерянной (об аресте составителя, изъятии киевским КГБ и временной утрате архива еп. Варнавы см.: Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. Нижний Новгород, 1995. С. 346). Публикуется по списку, сделанному келейницей владыки инокиней Серафимой (Ловзанской) в 1974 году. Список этот в 1984 году был выверен составителем по рукописи. Подзаголовок работы (Малая аскетика) дан инокиней Серафимой и соответствует замыслу владыки (он писал, что изречения преподобной представляют собой учебник по аскетике). О том, что еп. Варнава все время стремился дать читателю сумму необходимых, как можно более компактно и емко изложенных аскетических знаний и сведений, говорит набросок предисловия к задуманной им книге (1950 г.), который мог бы вполне относиться и к публикуемой работе, объясняя одну из важнейших целей ее написания: «Правда... есть у нас труды по аскетике, но мало их, ох, как мало. Всякая добавочная строчка поэтому из святых отцов по вопросам подвижничества не может оказаться излишней. Наоборот. Изучение святых отцов и посильное разделение с ближним приобретаемым от них сокровищем должно доставить радость и наслаждение как самому автору, так и всякому читателю, любящему драгоценные духовные сокровища нашей общей матери – Церкви... Хотя труды по аскетике и существуют, но нужда требует еще кратенького ручного простенького изложения основных истин подвижничества, которое есть “наука из наук”, “искусство святости”. Руководства, которое бы позволило желающему вступить на путь спасения, легко держать в памяти основное, что от него требуется, и не осложняло бы и не обременяло бы его ум излишними подробностями. Такого руководства, насколько я знаю, у нас не существует... Моя цель, говорю, та, чтобы церковный мой брат и сестра преуспели в своем спасении и любви ко Христу, и – покаюсь в таком желании – помянули меня за труды в своих святых молитвах».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 . Афоризмы. Век XIX. Век XX. М.: Рипол Классик. 1999. 2 . Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (С-ТСЛ). 1997. 3 . Варнава (Беляев) , епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 1995. т.1–3. 4 . Варнава (Беляев) , епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 2002. 5 . Василий, епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Отчий дом. 1996. 6 . Великие русские старцы. М.: Трифонов Печенегский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 2001. 7 . Галкин Д., свящ. К таинствам исповеди и причастия пояснения. Спб.: Сатис. 2002. 8 . Гармаев А., свящ. Пути и ошибки новоначальных. Волгоград:ИПК «Царицын». 2001. 9 . Давыденков О. , иерей. Догматическое богословие. М.: ПСТБИ. 1997. ч.3. 10 . Давыденков О. , иерей. Катехизис. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1998. 11 . Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка М.: Рус.язык. Т.1. 1989. 12 . Дионисий Ареопагит , св. О Божественных именах. О мистическом богословии. СПб. 1994. 13 . Дмитрий Ростовский , епископ. Жития святых. Месяц февраль. Козельск: Введенская Оптина пустынь. 1993. 14 . Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1992. т 1–5. 15 . Дорофей, авва . Поучения. М.: Правило веры. 1995. 16 . Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. СПб. 1907 (Репринт – М. 1996). 17 . Игнатий Брянчанинов , епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. тт.1–2. 18 . Игнатий Брянчанинов , епископ. Аскетическая проповедь . М.: Правило веры. 1993. т.4. 19 . Игнатий Брянчанинов , епископ. Приношение современному монашеству. М.: Правило веры. 1993. т.5. 20 . Игнатий Брянчанинов , епископ. Письма о подвижнической жизни. М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1995. 21 . Илья Шугаев, свящ. Брак, семья, дети. М.: Издательский совет РПЦ. 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Гонки, или поприще жизни старца схиархимандрита Гавриила 1844 г. Рождение Гани в Пермской губернии Ирбитского уезда Бобровской волости в деревне Фроловой от Феодора и Евдокии Зыряновых. 1849 г. Первое видение после первой Пасхальной службы. 1854 г. Чудесное исцеление праведным Симеоном Верхотурским. 1856 г. Паломничество по обету в Верхотурье. 1859 г. Ганя начинает помогать отцу в хозяйстве, но слаб здоровьем. 1863 г. Он вымаливает себе силу и здоровье. Первые проблески прозорливости. Чудесная пшеница. 13 августа 1864 г. Приход и поступление брата Гавриила в Оптину пустынь Калужской губернии. 28 декабря 1874 г. Прибытие в Москву, в Высокопетровский монастырь. 13 августа 1876 г. Пострижение в монашество с именем Тихона. 20 февраля 1877 г. О.Тихона посвящают в иеродиакона. 19 августа 1880 г. Официальное перемещение о.Тихона в Богоявленский монастырь. 29 июня 1881 г. Прибытие в Раифскую пустынь Казанской губернии. 24 января 1883 г. О.Тихон – иеромонах и вскоре братский духовник. С октября по 7 ноября 1883 г. Казначей Архиерейского дома в городе Казани. 1883 г., половина ноября. Иеромонах о.Тихон назначается в Седмиезерную пустынь. 5 октября 1892 г. Пострижение в схиму с именем Гавриила. 1893–1895 гг. Батюшка в болезни лежит недвижим сперва полтора года на левом боку, потом столько же и так же на правом. 1896–1897 гг. Два года еще лежит на спине. Видения и откровения. 1898 г. Батюшка начинает поправляться. Выздоравливает. 1898 г. Строит церковь (смета, заготовка материала, 16 мая – закладка фундамента). 16 октября 1899 г. Освящение храма во имя преп.Евфимия Великого и свят. Тихона Задонского для поминовения усопших. Начало самоличного служения батюшки. 1900 г. Награждение золотым наперсным крестом от Священного Синода и потом возведение о.Гавриила в сан схиархимандрита. 7 января 1903 г. Явление бесов о.Гавриилу, угрожающих ему изгнанием из монастыря. 1903–1908 гг. Клевета, доносы на о.Гавриила; пристрастная ревизия по монастырю. Конец июня 1908 г. Прибытие старца в Псков и в Спасо-Елеазарову пустынь. Перед тем отставка и увольнение из Седмиезерного монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Д.А. Авдеев Использованная литература Священное Писание и святоотеческая литература 1. Библия . Синодальный перевод. 2. Дорофей авва. Душеполезные поучения. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. 3. Добротолюбие. Т. 1–5. 4. Жития святых святителя Димитрия Ростовского . 5. Игнатий (Брянчанинов) святитель. Творения. М., 1993. 6. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры . СПб., 1994. 7. Иоанн Лествичник . Лествида. 8. Макарий Египетский . Духовные беседы, послания и слова. М., 1998. 10. Феофан Затворник святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Правило веры, 1996. Другие издания 1. Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости. В 6 тт. Нижний Новгород. 2001. 2. Елъчанинов Александр свящ. Демонская твердыня: (О гордости). – М., 1995. 3. Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб.: Речь, 2007. 4. Добросельский П.В. Общие аспекты психики или введение в православную психологию. М., 2008. 5. Гиндикин В.Я. Психиатрия для клинических психологов и психотерапевтов. М.: Высшая школа психологии, 2001, 272с. 6. Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии. М.: Крон-Пресс, 1997. – 576с. 7. Иерофей (Влахос) , митрополит. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2004. 8. Ларше Жан-Клод . Исцеление психических болезней. – М., 2007, 224с. 9. Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни.//Душа моя – храм разоренный. М. «Русский Хронограф». 2005. 10. О душевных болезнях. Сборник. – М.: Центр Благо, Изд-во Моек. Патр., 1998. 11. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. СПб., 1994–1996. 12. Православная психотерапия//Психотерапевтическая энциклопедия/Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 1999, с.366–374. 13. Сметанников П.Г. Психиатрия: Руководство для врачей. Изд. 6-е, переработанное и дополненное. – М.: Медицинская книга, 2007. – 784с. 14. Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. – СПб.: Речь, 2005. 15. Шиманский Г.И. Учение святых отцов о страстях и добродетелях. – М., Сретенский монастырь, 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010