(Per aspera ad astra) О многоплачевной и зело поучительной подвижнической во Христе жизни старца Седмиезерной и Спасо-Елеазаровой пустыни схиархимандрита о.Гавриила Содержание К читателю Рождение, детство, молодость в миру Гонки, или поприще жизни старца схиархимандрита Гавриила Схиархимандрит Гавриил (Зырянов) Поучения и слова Молитва болящего Епископ Варнава (Беляев) Добавки к биографии старца Научный курс лечения тучности Приложения. Павел Проценко К истории написания текста Последнее изгнание Раифа 20 столетия Клавдия Васильевна Воробьева Аннотация …μεζων δ τοτων αγπη …больше же сих любы (любовь) 1Кор.13:13     К читателю Один из «последних». В 1915 году умер великий старец земли Русской, через год вышла его биография, написанная любящим учеником, а вскоре мир, в котором почивший жил, о котором плакал, который вымаливал и в котором так много возлюбил, был взорван изнутри страшной катастрофой революции. Под обломками исчезли целые народы с их самобытными культурами, пленительный облик городов и селений – и книжечка эта, изданная ничтожным тиражом (да и какие тиражи были при старом режиме?), канула в Лету вместе со множеством других. За следующие тридцать пять лет, прошедших с выхода ее в свет, природа на планете изменилась, сдвинулись границы государств, наступила ядерная эра. И видимо, еще что-то произошло, еле различимое, ничтожная набухла почка в каком-то заброшенном саду, в какой-то нелепой местности с певучим названием, не отмеченной на картах цивилизации; за железным занавесом завязалась завязь, расцветая волшебной весенней чистотой: упомянутая книжка вновь была извлечена на свет Божий, а вернее, ее машинописная копия оказалась в руках еще одного ученика старца. Ученик этот, в свою очередь, был уже человеком преклонных лет и необычной судьбы, подпольным епископом и тайным христианским писателем 1 в безбожной стране торжествующего социализма. Экземпляр был дан на время, и он стал списывать жизнеописание (мелким быстрым почерком на четвертушках желтой бумаги – банковских бланках), за частоколом букв которого как сквозь туман угадывался образ его наставника.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Скачать epub pdf Том II Том III Том IV Том VI (опыт изложения православной аскетики)     Содержание От составителя К читателю. О цели христианской жизни Отдел I. О трех степенях богопознания Глава 1. Естественное богопознание § 1. Понятие о естественном богопознании Глава 2. Источники естественного богопознания § 1. Отрицательный источник богопознания. § 2. Положительный источник богопознания А. Священное Писание Б. Священное Предание Отдел ΙΙ. О предметах религиозного познания. § 1. О Боге Едином в Самом Себе и троичном в лицах § 2. Ангелы. Создание ангелов. Природа добрых духов Выводы (об ангелоявлениях) § 3. Служебное значение ангелов. Ангелы-хранители § 4. Откуда диавол? Зло онтологическое § 5. Злой дух по своему внешнему виду и существу § 7. Зло нравственное. О грехопадении прародителей. § 8. Следствия грехопадения в нас самих § 9. Зло физическое. Распространение следствий грехопадения на бессловесную и неодушевленную природу Отдел III. «Дyшebhый человек в борьбе со страстями» Глава 1. Душевный и телесный состав падшего человека в страстном устроении и деятельности подвижнической § 1. Святоотеческое учение о трех силах души: разумной, вожделевательной и раздражительной § 2. Состояние разумной силы души (ума) Выводы Схолия Приложение о сне и бодрствовании § 3. О вожделевательной силе души (чувствах) § 4. Грех по его развитии в человеке. Зарождение греха Из истории создания рукописи     От составителя Семьдесят четыре года в стране, называвшейся когда-то Россией, коммунизм пытался насилием и страхом изменить природу человека. Принципы атеистического гуманизма закономерно привели к созданию такого исторического феномена, как фантастическое советское миропонимание, в котором производственные вопросы сделались средоточием нравственной жизни, гордость и мечтательность считались показателями внутренней силы, а коллектив всюду нивелировал малейшие проявления личностного начала. Самосознание советского человека оказалось разрушительным для основ жизни и поставило наше общество перед опасностью физического и нравственного вырождения. Почти семьдесят лет назад епископ Варнава (Беляев) , ученик выдающихся старцев Варсонофия Оптинского и Гавриила Спасоелеазаровского, исповедник веры, один из тех, кого сейчас называют «новомучениками», завершил свой монументальный труд «Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики», первый том которого выходит из печати на исходе XX столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Основы искусства святости, том II Первый том главного труда еп. Варнавы. Создавался в эпоху гонений (1922-1928 гг.). Епископ писал по благословению старца, подвижника Зосимовой пустыни, преподобного Алексея (Соловьева). «Основы…» обобщают святоотеческое учение о духовной жизни. Особая ценность книги в ее прицеле на современного читателя, ориентировку на светскую культуру. Во втором еп. Варнава продолжает рассказывать о христианской антропологии, борьбе со страстями.     Основы искусства святости. Том 2 Епископ Варнава (Беляев) Основы искусства святости. Том 2. (опыт изложения православной аскетики) «Никто не может сказать, что указанный святыми отцами путь недостижимо высок. Ибо каждый начинающий шел по нему в молодости. Чтобы быть святым, вовсе не нужно воскрешать мертвых, быть пророком, нужно только сохранить до последнего дня это настроение горячности веры и любви к Спасителю». Епископ Варнава Отдел ΙΙΙ. «Душевный» человек в борьбе со страстями. (продолжение) Глава 1. Душевный и телесный состав падшего человека в страстном устроении и деятельно-подвижническом § 5. Общее состояние тела у падшего человека. Наше отношение к телу по учению Священного Писания, святых отцов и данным современной медицинской науки Мы уже видели, что вместе с грехом пришла в душу и тело человека смерть. И тело из здорового и прекрасного, каким оно было в раю, стало безобразным и болезненным 1 . Так что и то юношеское, цветущее его состояние, когда оно носит название «здорового», в сущности — нездоровое. И у юноши тело устает, подвержено заболеваниям, а про девушек я уже и не говорю. Если же человек начинает жить по своим страстям и похотям, то вконец измождает себя и заживо начинает гнить. Тело страстного человека, будучи сластолюбивым и изнеженным или болезненным и привередливым, конечно, в этом состоянии страшится подвига и неспособно к нему. Понятны и страхи нынешних людей, боящихся постов, длинных церковных служб, отсутствия удобств на богомольях и прочего. Поэтому всякий, призванный благодатью Божией ко спасению, вскоре чувствует нужду заняться своим телом, чтобы оно помогало душе в борьбе со страстями, а не было бы для нее само наветчиком. Святые отцы давно уже выработали известные правила в отношении к своему телу. Они отвешивали ему все «мерою и весом». В меру пили, в меру ели, в меру спали, в меру занимались физическим трудом. Все в меру, ничего лишнего. В общем, их жизнь, конечно, была подвижнической, но это потому, что они сами обостряли свой труд и утончали эту меру. Но если откинуть в их аскетическом делании все крайности, на которые, к тому же, и среди них не все были способны 2 , то мы ясно увидим, что общий строй их внешней жизни был очень ровен, нормален, вполне соответственен законам, положенным Творцом для бытия тварей, в высшей степени способствовал сохранению здоровья — душевного и телесного — и продлению самой жизни человека до наибольших пределов. Строгое отношение к телу у святых отцов не к самоубийству вело, а к чистоте жизни и здоровью 3 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

«Повесть полезна, яко близ очима зрится, но недоумение и скудость разума, яко птицу по воздуху парящу и далечайшу от ума нашего творит» (Житие Гурия и Варсонофия Казанских, полууст. 18 в. Л. 22 Об.) Часть первая Давно, когда седеющие века сходились своими гранями, и стушевывались в своих характерных очертаниях всякие хронологические таблицы, раздалось в пустынях Палестины Духом Святым изреченное свидетельство: Как прекрасны шатры твои, Иаков, Жилища твои, Израиль! Расстилаются они, как долины, Как сады при реке, Как алойные дерева, насажденные Господом, Как кедры при водах. ( Числ. 24:5–6 ) «К пустыне» пронеслось это слово. Посреди зыбучих песков, неприступных скал, лишенных почти всякой растительности, посреди страшной и неродимой, кажется, и самым диким зверям страны предзрилась таинственному прозорливцу картина местности, «наполненной божественными ликами», людьми, которые жили в единении и удивительной любви...Можно выразиться, словами св. Афанасия Великого , что он (прозорливец) видел «как бы обширную страну, совершенно отделенную от мира, счастливые обитатели которой не имели другой цели, кроме той, чтобы подвизаться в правде и благочестии.» Прошли тысячелетия, и слова эти исполнились. Пустыня обратилась в «весенний луг, испещренный разнообразными цветами», но луг духовный 1 . Здесь розы дивного смирения сверкают своей красотой, там лилии благоуханного послушания, соперничающие с самими розами; тут же цветущие фиалки радостотворного плача точно царская багряница. «Что за разнообразие, что за дивная пестрота в этом море цветов! Как со всех сторон поражает путника красота зрелища и ароматический запах добродетелей, сливаясь в одно общее впечатление чудного наслаждения!... 2 Такие умилительные чувства и духовные картины воспроизводили в душе паломника-современника пустыни св. Земли в 9, 10 и 11 веках, когда он созерцал высоту неподражаемых божественных добродетелей и непередаваемых 3 подвигов многочисленных святых отцов. И действительно, «не говоря об отшельниках и пустынниках, одиночно подвизавшихся в пещерах и ущельях гор, повсюду 4 в городах и близ селений, на равнинах и гористых местах, красовались святые обители ревнителей подвижничества – лавры и киновии» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Поучения преп. Синклитикии. Вступление. Как спастись? Вот вопрос, который всегда интересует, влечет и даже тревожит и мучит всякого доброго христианина. Ответ на него прост и ясен. Люди, в большинстве случаев, потому только не удовлетворяются даваемыми ответами – пусть они исходят и со стороны простого батюшки, – что не хотят положить труд на спасение. Ищут чего – нибудь полегче. Чтобы можно было одновременно и с излюбленными привычками и убеждениями не расставаться, и находиться в числе спасающихся... Но так не получится. Задавали этот же вопрос и преп. Синклитикии. Вероятно, спрашивала и ее же собственная сестра. Подвижница отвечала: «Мы все знаем, как спастись. Но не спасаемся по нерадению». Впрочем, видя искренность некоторых, действительно не знавших, с чего начать спасительный путь, а может быть, желая оставить спрашивающих безответными на Страшном Суде, чтобы они не смели тогда оправдываться, что их никто – де не научил, преподобная прибавила: «Прежде всего нужно сохранить заповедь: «возлюби Господа Бога твоего... всею душею твоею... и возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22:37 – 35 )» 15 . Любовь – это соединяющее, созидающее, умиротворяющее, возвышающее, очищающее, освящающее начало – вот что потребно в каждом обществе, в частности в иноческой обители. Не будет любви – нельзя будет сотворить никому ни одной добродетели: они все рассыплются, а если какие и сохранятся – В очах Божиих будут ничтожны ( Кол. 3:14 ; 1Кор. 13:1 – 8 ) 16 . I. О трех главных обетах монашества: целомудрия, нестяжания и послушания Богоносная мать и мудрая наставница 17 , Синклитикия учила сестер своего монастыря прежде всего соблюдать три основных добродетели, на которых зиждется жизнь инокинь, и от исполнения которых зависит внутреннее благоустроение обители: хранить целомудрие, нестяжание и послушание. А поскольку внешнее всегда связано с внутренним, безусловно, эти три добродетели влияют и на материальное обеспечение, ибо не ложен Сказавший: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его – ατο 18 , то есть не царства (по – гречески “царство” женского рода), а правды Самого Бога, – и это все – пища, питие, одежда, жилище – приложится вам» ( Мф. 6:33 ). Само собой, без хлопот, все придет. Итак, прежде всего, будьте хорошими христианами, а монахи – настоящими монахами. О целомудрии

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Приложение. О хлебе из отрубей Аскетика – учение о подвижничестве – есть наука. Наука в полном нынешнем смысле слова, пользующаяся как умозрительными, так и экспериментальными методами и вспомоществуемая могущественно еще благодатию Божиею. Внешняя мирская наука в последнее время поняла, что игнорировать положения аскетики только на том основании, что они выработаны святыми, учителями Церкви не без содействия чудес, нельзя. Поэтому многие результаты, полученные в науке о подвижничестве, преимущественно внешнего характера, исследуются теперь учеными и профессорами в аудиториях и лабораториях, хотя и робко и как бы стыдливо. Облеченные в научную форму и терминологию, они преподносятся публике как нечто новоизобретенное и только что открытое. Можно бы указать несколько областей, где заимствованные у святых отцов, прямо или косвенно, сведения, еще недавно считавшиеся баснословными, невероятными – одним словом, «ненаучными», теперь считаются общеизвестным, доказанным фактом, под который пытаются лишь подвести рациональное, естественнонаучное обоснование. Но это сейчас не входит в мою задачу. Здесь я хочу только показать, что излагаемые мною ниже данные не являются чем – то обособленным и исключительным, а составляют одно из звеньев в общей цепи нынешних научных исследований. Мы увидим пример того, как некий святоотеческий опыт, доселе воспринимаемый большинством как проявление ненормальной психики, извращение и фанатизм, как средство самоистязания, теперь исследован наукой и признан достойным всяческой похвалы и подражания. Речь идет о питании хлебом с отрубями – по – нынешнему, по – ученому выразиться, о «хлебе Грэгема». В житии Синклитикии мы видели, что в некоторые периоды своей жизни она питалась хлебом из отрубей. Она в этом подвиге не одинока. В житиях святых можно указать и другие подобные примеры. Таким хлебом, по общепринятому мнению, можно откармливать лишь скот. Это – де не пищевой продукт, а суррогат питания. Но наука доказала теперь, что дело обстоит как раз наоборот. Нынешний пшеничный, из тонкой сеяной муки хлеб не есть хлеб, а лишь «фабрикат», не соответствующий физиологическим особенностям человеческого пищеварительного аппарата и поэтому являющийся источником многих физических расстройств и заболеваний. К доказательству этого я сейчас и перейду. Но позволю себе еще одно замечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Скачать epub pdf Отдел III. «Дyшebhый человек в борьбе со страстями» Глава 1. Душевный и телесный состав падшего человека в страстном устроении и деятельности подвижнической § 1. Святоотеческое учение о трех силах души: разумной, вожделевательной и раздражительной Мы уже выше видели, что человек трехсоставен: состоит из духа, души и тела. Соответственно этому и вся жизнь его располагается по трем направлениям: духовному, душевному и плотскому. Об этом есть указания в Свящ. Писании ( 1Кор. 2, 15 ; Гал. 6, 1 ; 1Кор. 2, 14 ; 1Кор. 3, 2–3 ); это легко заметить и каждому в окружающей действительности, если только он знаком хотя бы с начатками аскетической науки 573 . С другой стороны, это множащееся в единстве «я» человека, в отношении своего внутреннего содержания, состоит из трех способностей: разумной, раздражительной и вожделевательной. Эта терминология, научную историю которой мне нет нужды излагать, поскольку я придерживаюсь всегда практической стороны дела и избегаю заводить читателя в дебри чистой любознательности, твердо принята у святых отцов 574 . Цитаты здесь излишни, ибо они многочисленны и каждый читающий святоотеческую литературу всегда натолкнется на них с первого же раза. На языке современной психологии эти три способности души, очевидно, должны соответственно быть выражены через термины: ум, воля и чувство. Но всякий, изучавший психологию научную (мирскую), желая приступить к изучению психологии святоотеческой, должен быть готовым встретить между ними большую разницу. Ученые психологи в миру, сами будучи душевно-плотскими людьми, изучают всегда душевно-плотских людей и только под душевно-плотским углом зрения. Они настолько погрузились в плотяность, что изучение психических явлений с помощью психометрических методов и разных машин стали считать высшим достижением науки 575 . Эта поразительная узость миросозерцания и рабское подчинение материалистическому направлению, которые делают их подобными каторжнику, прикованному по рукам и ногам цепями к своей тачке, в данном случае – разными «авторитетами» и «духом времени», не дают им возможности увидеть и поверить, что существует, кроме затхлой атмосферы их аудиторий и экспериментальных институтов и кабинетов, еще другая жизнь, где царит свобода духовной мысли, – жизнь, наполненная сиянием вечного дня и благоуханием небесных откровений. Поэтому учение их о душе и ее способностях односторонне и лживо.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Скачать epub pdf Отдел ΙΙ. О предметах религиозного познания. § 1. О Боге Едином в Самом Себе и троичном в лицах С малых лет ребенок уже интересуется: «Кто такой Бог ? Откуда Он? Кто Его создал?» Но на эти вопросы прямо ответить нельзя. Все, что будет сказано о Боге дальше, относится не к существу Его и природе, а к тому, что «около» них, то есть к свойствам существа Божия, «что не показывает сущности, но отношение Лиц между собою и образ бытия» 323 . I. Непостижимость Божественной природы . «Добровольно сознаю ничтожность естества своего и не хочу входить в исследование о моем Создателе, потому что страшен Непостижимый по естеству». Это сказал величайший из христианских подвижников – тот, который некогда взывал на молитве к Богу: «Ослаби мне ножны благодати Твоея», – св. Ефрем Сирин 324 . Так смирялись и страшились рассуждать о Боге те, кто имел в себе Духа Святого 325 . Ибо действительно, что есть Бог по Своему Существу, каков Он по виду, в каком месте живет, как и в чем заключается единение Божественных Лиц, – этого не только люди не могли и не смогут никогда охватить умом, но и сами премирные силы, ангелы, не в состоянии постигнуть. Священное Писание достаточно выясняет эту истину: Ин. 1, 18 ; Мф. 11, 27 ; 1Кор. 2, 11 . «Вседержитель! – восклицает один из друзей праведного Иова. – Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия» ( Иов. 37, 23 ). Правда, святые отцы на соборах и частным образом глубоко богословствовали о существе Божием, но и это, вызванное необходимостью обличения еретиков, богословие всегда ограничивалось изъяснением того, чем Бог не является, а не того, что служило бы к выявлению Божественного естества и к Его познанию. Поэтому при определении Бога ими употребляются выражения всегда отрицательные, «выделяющие» Его из всего существующего, показывающие, что Бог ни в какой части не смешивается с ним и не причастен сему последнему, например: несозданный, безначальный, неисследимый, неприступный, невидимый, неизглаголанный, недомыслимый, непостижимый, беспредельный.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Скачать epub pdf (Разговор о тайнах духовной жизни). Повесть чудна и каждому спасающемуся необходимая для руководства. 1913 год. Нижний (разумеется Новгород). Громадный самолетский 1 пароход готовится к отходу. Сверху, с балкончика, было видно, как грузчики быстрее забегали и докатывали последние бочки, а толпа провожающих начинала чувствовать себя более нервно. В салоне первого класса роскошно и уютно. Веерные пальмы, хамеропсы, драцены, зеркала, бронза, бархат, хрусталь. У громадного венецианского стекла во всю переднюю стену какие-то два чиновника в форме Удельного Ведомства уже уселись играть в шахматы за инкрустированным столиком. Красивый купчина средней упитанности в единственном числе расположился за громадным табльдотом 2 и, заткнувши белоснежную салфетку за воротник шелковой поплиновой рубашки стального цвета, старательно налегал на стерляжью солянку, которую ему только что принес официант. В черном фраке и безупречном пластроне 3 , как какой-нибудь денди 4 на великосветском рауте 5 , склонившийся пред дамой с приглашением ее на танец, он обратился к сему знатному представителю знаменитой Нижегородской ярмарки: – На второе прикажете осетринки с хренком по-татарски, с желтками и сахаром, ваше степенство? – Нет, ты, братец мой, мне уж лучше по-русски услужи: свари ее, бестию, в белом вине, хоть, например, в сотере, прибавь сливочного маслица малу толику, лимону – да не жалей, как яблоко накроши, – и чтобы в два счета все готово было! А сверху покрыть маринованными огурчиками, рыжиками, раковыми шейками невредно будет. – Слушаюсь, передам повару. – Да чтоб кусочек был с коровий носочек, а то вишь, ломоть – положить нечего в рот. Знаю я вас... – Помилуйте, порции у нас полные. – И еще отдельно соусок. Я люблю какой-нибудь; в него эдак, знаешь, рюмочку малыги плеснуть надо. И огуречного рассола, так сказать, для освежения. – Слушаюсь. Еще что прикажете? – Ну, и пивца к рыбке холодненького, с Жигулевских гор 6 . Она плавать любит. – Еще что изволите заказать? – Еще? Надо бы, братец, и еще. Для утеснения и довольства желудка какую-нибудь растительную пищу бы...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Сортировать по Исключить новости Состояние отчаяния и духовная практика Архимандрит Софроний (Сахаров): Из моего опыта я могу сказать: есть два рода отчаяния: одно — чисто негативное, губящее человека духовно и затем телесно. Другое — благословенное. О нем я не перестаю говорить. 6 августа, 2012 Архимандрит Софроний (Сахаров): Из моего опыта я могу сказать: есть два рода отчаяния: одно — чисто негативное, губящее человека духовно и затем телесно. Другое — благословенное. О нем я не перестаю говорить. (по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию) Вначале приведем цитату из известной книги архимандрита Софрония (Сахарова) “О молитве”: “Из моего опыта я могу сказать: есть два рода отчаяния: одно — чисто негативное, губящее человека духовно и затем телесно. Другое — благословенное. О нем я не перестаю говорить” . В другом месте, в книге “Старец Силуан” отец Софроний добавляет: “Иначе действует враг-дьявол с теми, кто принимает его, и иначе по отношению к тем, которые борются. Иное — страдание гордого отчаяния, и иное — души благочестивой, когда Бог позволяет сатане сотворить брань с душою. Это последнее искушение чрезвычайно тяжело и попускается редко” . Об этом последнем состоянии писалось не очень много; хотелось бы обратить внимание на связь такого состояния со страданиями библейского Иова. Многолетний опыт подвижничества, духовный авторитет отца Софрония, которого многие почитают старцем, и глубина его творений не позволяют просто отмахнуться от этих слов о благословенном отчаянии, нелегких для восприятия, но требуют серьезно задуматься. Губительное отчаяние Когда в Православии говорят об отчаянии, чаще всего имеют в виду первый из указанных отцом Софронием родов отчаяния — “чисто негативное и губящее человека” отчаяние как один из наиболее тяжких грехов (согласно “Словарю живого великорусского языка” В. И. Даля, отчаяние — это безнадежность, лишение последней веры и надежды . Рассмотрим подробнее сначала именно этот, губящий человека род отчаяния. Как отмечает епископ Варнава (Беляев), у людей, ведущих духовную жизнь, это губительное отчаяние также бывает двух родов: “Отчаяние первого рода происходит от отягчения совести множеством содеянных грехов, когда душа, по причине большого количества этих язв, погружается от тяжести их в глубину безысходного горя и безнадежия.

http://pravmir.ru/sostoyanie-otchayaniya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010