Не удалось извлечь искомое из базы (((

Статистика Варнава (Беляев), еп. Епископ Варнава (в миру — Беляев Николай Никанорович; 12 (25) мая 1887, Москва — 6 мая 1963, Киев, УССР) — епископ Русской православной церкви, аскетический писатель, юродивый. Родился в семье слесаря, учился в школе с. Раменское, затем в Третьей московской гимназии, окончил её в 1908 году с золотой медалью. Окончил Московскую духовную академию (1911—1915 годы). 24 июня 1911 года принял монашество в Зосимовой пустыни. Постриг совершил ректор Московской духовной академии епископ Федор (Поздеевский). Летом 1911 года — рукоположен во иеродиакона, а в 1913 году — во иеромонаха. Летом 1914 года совершил путешествие на Святую землю и Афон. В 1915 году получил степень кандидата богословия, дипломная работа: «Святой Варсонофий Великий. Его жизнь и учение». Назначен преподавателем гомилетики в Нижегородскую духовную семинарию (1915—1918 годы). Возведён в сан архимандрита. Был настоятелем Старо-Голутвинского монастыря Московской епархии. 16 февраля 1920 года хиротонисан во епископа Васильсурского, викария Нижегородской епархии. В начале августа 1920 года назначен старшим викарием епархии и переведён в Печерский монастырь. В 1922 году уволен на покой по болезни. Летом 1922 года, потрясённый тем, что правящий архиерей Нижегородской епархии архиепископ Евдоким (Мещерский) присоединился к обновленчеству решает уйти в затвор. В сентябре 1922 года посещает старцев Зосимовой пустыни, которые благословили его на подвиг юродства. В 1928 году переезжает в Кызылорду, создаёт там тайный монастырь, начинает писать аскетические сочинения. Там в 1928 году заканчивает своё главное сочинение — «Основы искусства святости». Осенью 1931 года переезжает в Москву. В марте 1933 года арестован ОГПУ за создание тайного монастыря и антисоветскую пропаганду среди молодёжи. По 58-й статье УК РСФСР приговорён к 3 годам лагерей. Наказание отбывал на Алтае в селе Топучая. Из-за юродства был признан лагерными врачами сумасшедшим и переведён в Мариинские лагеря. Освобождён в 1936 году. Жил в Томске, в 1949 году переехал в Киев. Скончался 6 мая 1963 года. (информация взята с wikipedia.org) Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/103

Заключение Мы подошли к концу нашей книги. В заключение прилично выбрать из поучений преп. Синклитикии одно – два изречения общего характера, связующие отдельные части предыдущего. Прежде всего, укажем на важнейший закон духовной брани. Преподобная говорит: «Чем больше успевают подвижники, тем с сильнейшим врагом вступают в сражение». В этих словах подчеркивается наличие определенной последовательности в искушениях и постепенное нарастание их силы и тяжести пропорционально духовному развитию и росту спасающегося. Скорби начинаются с маленьких и кончаются великими. Новоначальному страсти и бесовские нападки досаждают одним образом, находящемуся в среднем устроении – другим, а достигшему крайних степеней подвижничества – еще иным, по силе и остроте – самым крепким и тяжелым образом. Точное описание последних искушений обычно и не дается святыми отцами, потому что не находится соответствующих слов для их изображения. Зная это, спасающийся может легко себя утешать в скорбях, повторяя слова апостола: Искушение вас не достиже, точию человеческое; верен же Бог , Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете... ( 1Кор. 10:13 ) Иными словами, искушение всегда будет соответствовать нашим силам, на какой бы мы ступени духовной жизни ни находились. Это нужно всякому хорошо запомнить, ибо бесы имеют обыкновение в минуты нападения внушать нам, то эта борьба никогда не кончится, что сил не хватит ее выдержать, – одним словом, ведут душу к унынию, а то и к отчаянию. Другие выводы, которые можно извлечь из слов Синклитикии, пусть каждый попробует сделать сам. Sapienti sat 102 . Нам же приличнее привести соответствующее, но более глубокое слово Приточника: Даждь премудрому вину – φορμν, то есть «точку отправления»; укажи ему, откуда начать, только намекни, что тут можно вот так – то сделать, – и премудрейший будет, а остальное он уже сам доделает, сам начнет углубляться, и если раньше был разумен, то теперь еще премудрее будет ( Притч. 9:9 ). Читать далее Источник: Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика : Преподобная Синклитикия Александрийская, ее жизнь и поучения/Варнава (Беляев), еп.; сост. П.Г. Проценко. – Нижний Новгород : Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. – 127 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Беседа игумена Андроника [Трубачёва] со священником Иоханессом Шельхазом о жизни и духовном наследии о. Павла Флоренского Источник (…) – [Вопрос задает о. Иоханесс Шельхаз] Каких других современных ученых Вы могли бы отнести к числу продолжателей духовного наследия о. Павла? к числу его научных оппонентов? – [Ответ о. Андроника] Ученики по Духовной Академии у него были, и в немалом числе, но они не успели составить себе имен, потому что разразились известные социальные потрясения. Почти все погибли. Можно назвать имена о. Федора Андреева, С.А. Голованенко и других – словом, тех, кто писал кандидатские сочинения под руководством о. Павла. Но один ученик о. Павла будет, видимо, признан – лет через десять, пятнадцать – известнейшим, крупнейшим богословом. Это епископ Варнава (Беляев) . Он написал огромные труды по аскетике, которые не уступают работам еп. Игнатия (Брянчанинова) и епископа Феофана Затворника , а может быть, и превосходят их (с точки зрения доступности современному читателю). В отличие от них еп. Варнава использовал опыт литературы, психологии, различных, даже нехристианских религий, – во всем этом я усматриваю большое влияние о. Павла. Еп. Варнава юродствовал, присвоил себе кличку «дядя Коля». Действующим епископом он был всего несколько лет, потом сидел в лагере, а потом жил в Киеве как «дядя Коля». Так вот, я полагаю, что этот ученик о. Павла через какое-то время приобретет большую известность8. С личностью и творчеством еп. Варнавы можно познакомиться по следующим публикациям: еп. Варнава (Беляев) . «По Волге… К Царству Небесному…» , «Однажды ночью» //Дар ученичества. Сборник. Составитель Проценко П.Г. М., «Руссико», 1993; еп. Варнава (Беляев) . «Основы искусства святости. В 4-х т. Т. 1» . Нижний Новгород, 1995. 473 с. Читать далее Источник: Флоренский сегодня: три точки зрения. Беседа игумена Андроника [Трубачёва] со священником Иоханессом Шельхазом о жизни и духовном наследии о. Павла Флоренского.//Вопросы философии. 1997. 5. С. 128-130. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Варнава (Беляев), еп.б.Печерский, вик.Нижегородской епархии Родился 5 мая 1881 года. В 1915 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. II сентября 1915 года назначен преподавателем Нижегородской духовной семинарии по гомилетике. Пострижен в монашество и вскоре возведен в сан архимандрита. Был настоятелем Старо-Дултвинского монастыря Московской епархии. 16 февраля 1920 года хиротонисан во епископа Печерского, вик. Нижегородской епархии. В 1922 году уволен на покой по болезни. Дальнейших сведений не имеем. Литература: «Церк.Вед. " 1915, 39,стр.457. ФПС I, 91, стр.4. ФПС III, стр.2. ФАМ I, 49, стр.5. «Именной список ректоров и инспекторов Духовн.Академии и семинар. на 1917 год». Петроград, 1917, стр.94. Varnava (Kedrov Vladimir Viktorovi), В von eboksary und Tschuwaschien Geboren am 21,4.1931 im D Vysokoe, ray. Rjazan’, obi. Rjazan’, aus einer alten Priesterfamilie, die aus dem 17. Jh. stammt. Nur sein Vater war kein Priester, er hatte nur das GS in Rjazan‘ abgeschlossen. 1945 Abschluß der Mittelschule. Von 1952 bis 1953 diente er in der Dreifaltigkeitskirche im D Bachmaeevo, in der Ep. Rjazan‘. Von 1953 bis 1955 war er Hypodiakon in der Boris-und-Gleb-Kathedrale in Rjazan‘, bei EB Nikolaj (ufarovskij). Im Mai 1955 tritt er in die Troice-Sergieva-Lavra ein und ist Hilfssakristan. 10 .12.1955 Mönchsweihe. Am 18.1.1956 wird er zum Sakristan bestimmt und verwaltete dieses Amt bis 1970. Am 15.2.1956 wird er zum Hierodiakon, am 9.3.1957 zum Hieromonach geweiht. 1958 erhält er das Brustkreuz, 1960 wird er Igumen und 1963 mit dem Kreuz mit Verzierungen geehrt. 1965 wird er Archimandrit. Von 1970 bis 1974 war er im Amt des Dekans der Lavra. 1971 Mitglied der Bischofssynode der Russisch-Orthodoxen Kirche als Vertreter der Lavra. 1971 erhielt er auch den Vladimir-Orden II. Klasse. 18 .11.1977 Ernennung zum В von eboksary u. Tschuwaschien. 31 .11.1977 Bischofsweihe in der Troice-Sergieva-Lavra durch Patriarch Pimen, M Serafim von Kruticy u. Kolomna u.a. Werke: V den‘ pamjati Svjatitelja Nikolaja, Predigt, in: MP 1977,7,30. Oduševlennyj chram, in: MP 1980,5,32. Znaenie chrama v izni christianina, in: MP 1981,5, 36–37. Literatur: MP 1977,2,16–20. StdO 1977.4.9. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Краткое житие аммы 1 Синклитикии Приятнейшие дни в жизни святых не начальные, не молодости дни, а старости – предсмертные дни. А самый радостный день – день смерти. Особенно весело праздновался у первых христиан день смерти мученика. Он назывался natalis (подразумевалось dies) – «днем рождения», рождения не в этот скорбный, мрачный мир, а в вечный неизреченный свет. Первые христиане украшали двери дома, где находился покойник, венками и гирляндами из цветов, убирали внутренность дома зеленью, светильниками. 2 Все это, в общем, и теперь осталось, только песнопения похоронные приняли, вместо радостного, скорбный характер. Но это – от грехов. К последним дням жизни преп. матери Синклитикии и обратимся. С внешней стороны, по телу, они, конечно, для нее скорбны были. Но с духовной стороны – являются для нас величайшим образцом назидания, наглядно воспроизводя славный подвиг терпения библейского Иова. Радостен дух был и у самой великой подвижницы, достигшей блаженного бесстрастия и утешавшейся небесными явлениями. 1 Амма (ам – ма, наше: ма – ма, мать), «матерь», соответствует сирскому авва (ср. возглас Христа на сиро – халдейском языке во время Его молитвы в Гефсиманском саду: Αββα ( Мк. 14:36 ; см. также: Рим. 8:15 ; Гал. 4:6 ), то же, что евр. ( Суд. 17:10 ; 4Цар. 13:14 ), отсюда – абба – т, ба – тя, па – па), по – нашему «отец». Так назывались в древности старицы и старцы. Вместо «мать Синклитикия», «мать Сарра», таким образом, иногда в отечниках говорится: «амма Синклитикия», «амма Сарра». Как равно: «преподобный авва Дорофей » вместо «преподобный отец Дорофей». Господь Сам, а также и Его апостолы, как видно из приведенных новозаветных текстов, подали пример употребления слова «отец» не в грубом значении плотского рождения, а в особом, таинственно – глубоком смысле духовнических отношений, полных взаимной любви и святого дерзновения. Таким образом, амма, как и авва, есть почетное наименование; амма – не просто мать, но духовная мать – наставница в спасительной жизни. См.: Палладий, еп. Еленопольский. «Лавсаик» . СПб., 1873. С. 158. 38 (в русском переводе это не передано – опущено). Читать далее Источник: Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика : Преподобная Синклитикия Александрийская, ее жизнь и поучения/Варнава (Беляев), еп.; сост. П.Г. Проценко. – Нижний Новгород : Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. – 127 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Л.Ф. Шеховцова Литература 1 . Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.; М., 2001. 2 . Варнава (Беляев) , епископ. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 2. Нижний Новгород, 1996. 3 . Григорий Нисский , святой. Творения. Ч. 2. М., 1861. 4 . Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988. 5 . Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1907. 6 . Иерофей (Влахос) , митрополит. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. ТСЛ, 2004. 7 . Иоанн Дамаскин , преподобный. Точное изложение православной веры . М.; Ростов-на-Дону, 1992. (Репр. с изд.: СПб., 1894). 8 . Иоанн Кассиан Римлянин , преподобный. Писания/Пер. с лат. ей. Петра. ТСЛ, 1993. (Репр. с изд.: М., 1892). 9 . Иоанн Кронштадтский , святой. Моя жизнь во Христе. Б.м., 1991. (Репр. с изд.: СПб., 1893). Т. 1. 10 . Иоанн Лествичник , преподобный. Лествица. М., 1995. 11 . Курбатова Г. И. Структурный анализ агрессии//Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. СПб., 1995. 12 . Макарий Египетский , преподобный. Духовные беседы: пер. с греч. Клин, 2001. 13 . Попов Е. , протоиерей. Нравственное богословие для мирян. Пермь, 1901. 14 . Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности//Ананьевские чтения – 97. СПб., 1997. 15 . Святоотеческое учение о душе/Сост. протоиерей С. Кашменский. Пермь, 2002. 16 . Феофан Затворник , святитель. Путь ко спасению//Начертание христианского нравоучения. Ч. II. М., 1994. (Репр. изд.). 17 . Феофан Затворник , святитель. Советы православному христианину и комментарии. М., 1994. 18 . Феофан Затворник , святитель. Страсти и борьба с ними: Выдержки из творений и писем/Сост. игумен Феофан (Крюков). М., 2003. Читать далее Источник: Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами [Текст]/[Л. Ф. Шеховцова и др.] ; под ред. Л. Ф. Шеховцовой ; О-во православных психологов Санкт-Петербурга памяти свт. Феофана Затворника. – Москва: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2014. – 351 с.; 22 см.; ISBN 978–5-7789–0284–8 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

68 Савва, схиигумен. О главных христианских добродетелях и гордости. Йошкар-Ола: МПИК. 1991. с.20. 69 Дорофей, авва. Поучения. М.: Правило веры. 1995. с.56. 70 Христианская жизнь по Добротолюбию. М.:Свято-Данилов монастырь. 1991. с.48. 71 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.469. 72 Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. т.1. с.228. 73 Паисий Святогорец. Духовная борьба. М.: Изд. дом «Святая гора». 2003. т.3. с.242. 74 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1930. Т. 1. С. 867—868. 75 Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. т.1. с.336. 76 Новоселов М.А. Догмат и мистика в Православии, католичестве и протестантизме. М.: Лепта. 2003. с.315. 77 Паисий Святогорец. Духовная борьба. М.: Изд. дом «Святая гора». 2003. т.3. с.241. 78 Василий, епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Отчий дом. 1996. с.55. 79 Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1994. с.151. 80 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.397. 81 Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. т.1. с.95. 82 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.398. 83 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.567. 84 Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 2002. с.462. 85 Там же, с.458. 86 Дорофей, авва. Поучения. М.: Правило веры. 1995. с.89. 87 Там же, с.93. 88 Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 2002. с.466. 89 Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1993. с.31. 90 Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1993. с.32. 91 Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 2002. с.470.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

Ноябрь    13. Мясное заговенье на Рождественский пост.    14. Сырное заговенье на Рождественский пост. Но если этот день падает на среду и пяток, то «никакоже дерзнем мясопуст творити (т. е. вкушать сыр и яйца.  –  Еп. Варнава), возбранено бо есть святыми правилы» 283 . В этом случае сырное заговенье переносится на 13-е число. 15. Начало Рождественскою поста. Если нет субботы и воскресенья, по Уставу нет и литургии, но служатся часы и«изобразительные» с Апостолом и Евангелием и молитвою Ефрема Сирина (с 16 поклонами), как Великим постом. Так же и в прочие дни. Поем и междочасия 284 . «По отпусте же,  –  прибавляет Устав,  –  хотящим спастися от своих келий да не исходят до клепания церковного (т. е. до следующей службы.  –  Еп. Варнава), но ови убо на пение укрепляются, овии же на чтение со вниманием, друзии же на рукоделие упражняются...» 285 Таким образом, за временем своим строжайше Церковь велит следить и даром его не тратить: церковная служба и дело, дело  –  и церковная служба. Четыредесятница эта строгая и походит на Великую 286 . 21. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Праздник двунадесятый. На утрене после Евангелия и 50 псалма, вместо «Молитвами Богородицы»  –  «Слава, и ныне»; «Днесь храм одушевленный...»; после «Помилуй мя, Боже...»  –  «Днесь боговместимый храм...». Каноны  –  самых радостных напевов (1-го и 4-го гласов). Праздник имеет день предпразднства и четыре дня попразднства (отдание 25 ноября). С сего дня по 31 декабря (т. е. до отдания Рождества Христова) на утренях поется катавасия «Христос раждается...» Декабрь 5. Преп. Саввы Освященного, по Уставу которого правится теперь в нашей Православной Церкви вся служба. Святой, прославленный Греческой Церковью; знаменитая обитель его с XI века названа лаврою (при потоке Кедроне, около 13 верст от Иерусалима, в так называемой Юдоли  –  долине  –  плача). Когда-то заключала в себе целый город (по Тоблеру, 10000 монахов и 4000 киновистов), имела большое влияние на внутренние дела Церкви и была прославлена подвигами и трудами св. Иоанна Дамаскина . Мощи преп. Саввы в теле, «аки живаго», видел в его лавре наш русский паломник, игумен Даниил, в начале XII века. Но теперь их там нет 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010