Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Лонгин: «В его книгах есть места, которые могут вызывать определенные сомнения» По мнению саратовского архипастыря, произведения протоиерея Александра Меня утратили актуальность 09.11.2011 1067 «У протоиерея Александра Меня есть хорошие книги, и «Сын Человеческий» — одна из лучших. Говоря о книгах отца Александра, надо помнить о тех условиях, в которых они создавались. Он жил и писал их в Советском Союзе, когда не было абсолютно никакой религиозной учебной и назидательной литературы. Поэтому многое из того, что им написано,— это компиляция из разных, в том числе зарубежных, богословских книг», - сказал митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, отвечая на вопросы посетителей портала «Православие и современность» . «Сегодня, - продолжил архипастырь, - когда стали доступными те труды, что служили первоисточником для отца Александра, особой нужды во многих его книгах уже нет. Не потому, что их кто-то запрещает читать, и не потому, что в них есть что-то вредное — просто появились первоисточники. Это судьба не только отца Александра Меня, но и многих других авторов — популяризаторов христианства, которые жили в советские годы и пытались хоть в отрывках донести до людей те книги о духовной жизни, о христианстве, о вере, которые невозможно было найти или где-то приобрести. Это и епископ Варнава (Беляев), и Н.Е. Пестов, и некоторые другие. Поскольку отец Александр пользовался самыми разными источниками, в том числе католическими и протестантскими, то в его книгах есть места, которые могут вызывать определенные сомнения. Но чего-то особо опасного в его книгах нет, и в свое время они принесли большую пользу, открыв многим людям путь в Церковь». Напомним, что на сайте «Русской народной линии» есть специальная страничка «Отец Александр Мень. Об актуальности наследия известного священника» . Плоды творчества отца Александра оцениваются неоднозначно. По словам иерея Александра Шумского , «ложная вселенскость и подлинная местечковость в одном флаконе - вот суть учения протоиерея Александра Меня.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/09/mi...

Июня 3 (16) Преподобномученик Киприан (Нелидов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Преподобномученик Киприан (в миру Константин Алексеевич Нелидов) родился 14 июля 1901 года в городе Казани в семье врача, потомственного дворянина Алексея Павловича Нелидова и его супруги Веры Алексеевны. Родители Константина развелись вскоре после рождения сына; отец переехал в Нижний Новгород и впоследствии, уже в советское время, работал врачом в амбулатории ОГПУ, а мать уехала жить в Житомир. Константин воспитывался у бабушки, Александры Барсовой, мачехи Веры Алексеевны, которая жила в Нижнем Новгороде. По окончании школы Константин был призван в армию и с 1920 по 1924 год служил в ней рядовым. В 1925 году митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг его в мантию с именем Киприан и рукоположил в сан иеромонаха. В 1928 году владыка послал его на служение в город Кзыл-Орду. В начале 1932 года митрополит Сергий пригласил иеромонаха Киприана в Москву для работы в канцелярии Священного Синода. В августе отец Киприан переехал в Москву и был назначен настоятелем храма апостола Иоанна Богослова на Тверской улице. Большую часть времени он проводил в канцелярии Синода и в храме, а жил в то время в квартире архитектора Виталия Ивановича Долганова; там же жили мать хозяина Елизавета Фотиевна, его сестры Фаина и Валентина и находившийся за штатом епископ Варнава (Беляев) . 15 марта 1933 года ОГПУ арестовало епископа Варнаву, иеромонаха Киприана и сестер Фаину и Валентину Долгановых. В этот же день отец Киприан был допрошен в комендатуре ОГПУ на Лубянке. После вопросов о том, кто живет в квартире вместе с ним, кто к ним приходит в гости и о чем велись беседы, отец Киприан сказал: «Во время чаепитий были разговоры, делились впечатлениями, где кто жил и какие там условия жизни. На политические темы разговоров не было». На следующий день после допроса он был перевезен в Бутырскую тюрьму. 8 апреля иеромонах Киприан снова был вызван на допрос и следователь спросил его, признает ли он себя виновным в предъявленном ему обвинении. «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю», – ответил отец Киприан.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Литература Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 1. Андрей Кесарийский, св. Толкование на Апокалипсис. Репринт по изд. М., 1901. Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992. 2. Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. 3. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости: В 4 т. Н.Новгород. 1995. 4. Василий Великий, свт. Десятая беседа на Шестоднев//Журнал Московской Патриархии. 1972, 1, с. 29–30. http://www.orthlib.ru/Basil/sixday10.html. 5. Василий Великий, свт. Одиннадцатая беседа на Шестоднев//Журнал Московской Патриархии. 1972, 3. http://www.orthlib.ru/Basil/sixday11.html. 6. Вильгерт Владимир, свящ. Архимандрит Таврион (Батозский). Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди. М.: Отчий дом, 2001. 7. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя. М., 1999. 8. Григорий Нисский, свт. Точное толкование Экклезиаста Соломонова. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1997. 9. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. 3. М., 1997. 10. Ефрем Сирин, преп. Творения. М.: Изд. «Отчий дом», 1995. 11. Заведеев П. Лекции по богословским наукам (Полное руководство для подготовки к экзамену на священника). Священное Писание Ветхого Завета. 1908. 12. Иерофей (Влахос) митр. Господские праздники. Симферополь: «Таврия», 2002. 13. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. Репринт по изд. СПб, 1894. Ростов-на-Дону: Изд-во «Приазовский край»,1992. 14. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: В 12 т. Репринт по изд. СПб. Духовная Академия, 1898-1906. М.: Православное братство «Радонеж», 1991-2004. Т. 4. Беседы на книгу Бытия. М., 1993. Т. 6, кн. 1. Толкование на пророка Исайю. М., 1998. Т. 6, кн. 2. Обозрение книг Ветхого Завета. М., 1998. Т. 7, кн. 1. Беседы на Евангелие от Матфея. М., 1993. Т. 8. Беседы на Евангелие от Иоанна. М., 1993. Т. 9. Беседы на Деяния Апостольские. М., 1994. Т. 12, кн. 3. Беседы на Притчи Соломона. М. 15. Иоанн Златоуст, свт. Сокровище Божественных Писаний. М., 1999. 16. Иоанн Кассиан Римлянин, преп. Писания. Репринт по изд. М., 1892. СТСЛ, 1993.

http://sedmitza.ru/lib/text/431249/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 3 (16) июня Преподобномученик Киприан (Нелидов) Преподобномученик Киприан родился 14 июля 1901 года в городе Казани в семье врача, потомственного дворянина Алексея Павловича Нелидова, и его супруги Веры Алексеевны и в крещении был наречен Константином. Родители вскоре после его рождения развелись; отец переехал в Нижний Новгород и впоследствии, уже в советское время, работал врачом в амбулатории ОГПУ, а мать уехала в Житомир. Константин жил в Нижнем Новгороде у мачехи Веры Алексеевны, Александры Барсовой. Окончив школу, Константин с 1920-го по 1924 год служил в армии рядовым, а вернувшись со службы, целиком посвятил себя служению Церкви. В 1925 году митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг его в мантию с именем Киприан и рукоположил во иеромонаха. С 1928 года иеромонах Киприан служил в Казанском храме в городе Кзыл-Орда в Казахстане. В начале 1932 года митрополит Сергий пригласил его в Москву для работы в канцелярии Священного Синода. В августе того же года отец Киприан был назначен настоятелем храма апостола Иоанна Богослова в Богословском переулке. Большую часть времени он проводил в канцелярии Синода и в храме, а жил в то время в квартире московского архитектора Виталия Ивановича Долганова, где жили мать хозяина, Елизавета Фотиевна, его сестры, Фаина и Валентина, и находившийся за штатом епископ Варнава (Беляев). 15 марта 1933 года ОГПУ арестовало епископа Варнаву, иеромонаха Киприана и сестер Фаину и Валентину Долгановых. Отец Киприан был допрошен сразу же в комендатуре ОГПУ на Лубянке. После ответа на вопросы о том, кто живет в квартире вместе с ним и кто к ним приходит в гости, отец Киприан сказал: «Во время чаепитий были разговоры, делились впечатлениями, где кто жил и какие там условия жизни. На политические темы разговоров не было» . На следующий день после допроса он был перевезен в Бутырскую тюрьму. 8 апреля иеромонах Киприан снова был вызван на допрос и следователь спросил его, признает ли он себя виновным в предъявленном ему обвинении. «В  предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю», – ответил отец Киприан.

http://fond.ru/kalendar/460/kiprian/

Томск. Церковь Николая Чудотворца при Томской клинической психиатрической больнице. церковь Николая Чудотворца при Окружной психиатрической лечебнице /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Домовая церковь во имя Свт. Николая Чудотворца была устроена в составе комплекса зданий крупнейшей в России Томской окружной психиатрической лечебницы, сооруженной по проекту архитекторов Я.В. Кривцова (строителя Виленской, Вииницкой, Московской окружных лечебниц). Церковь освящена 21 декабря 1908 года Преосвященным Макарием (Невским). В 1910 году 1 сентября в Никольском храме (за год до убийства) побывал премьер-министр России Петр Аркадьевич Столыпин, приезжавший в Томск. В 1934 году некоторое время содержался в Томской психиатрической лечебнице, направленный сюда из алтайских лагерей «дядя Коля» - Епископ Варнава (Беляев). Не раз, проходя ночами по коридорам мимо закрытой Никольской церкви, он молитвенно обращался к Святителю Николаю, своему небесному покровителю. В Томске в период с 1936 по 1948 годы им были написаны автобиографические «Дневники» и два духовных романа «Тайна блудницы» и «Невеста». В 1950-х годах здесь принудительно содержался другой подвижник благочестия, известный прозорливый старец Афанасий, личность которого освещена в книге «Орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич (Сайко)», изданной в 1995 году Троице-Сергиевой Лаврой и открывшей серию книг «Подвижники ХХ столетия». В ноябре 1920 года храм был закрыт. С закрытием церкви оказалась утраченной и идейная сторона концепции Томской психолечебницы, построенная на взаимодействии духовных сил Церкви и лечебных средств медицины в деле оказания помощи людям, страждущим расстройством драгоценного дара Божия – разума. В 1998 году руководство Томской психиатрической больницы впервые пригласило священника освятить здание нового 13-го отделения. Тогда же медперсонал выразил желание вновь открыть при больнице домовую церковь. В 2003 году в кабинете на первом этаже главного корпуса была оборудована домовая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. В настоящее время под больничный храм отдано помещение бывшей церкви; идут восстановительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=34591

епископ Варнава (Беляев) (25.05.1887–6 мая 1963) Жития святых Нравственно-аскетические труды Слова епископ Варнава (Беляев) Епископ Печерский, викарий Нижегородской епархии. После недолгого признания обновленчества, раскаялся, приняв на себя подвиг юродства. Духовные знания и собственный аскетический опыт нашли отражение в фундаментальном труде «Основы искусства святости». Биография Родился в семье слесаря ткацкой фабрики и дочери диакона. Родители, с религиозным благоговением относясь к знаниям, сделали все, чтобы сын мог получить серьёзное светское образование. Николай Беляев, внук крепостного, поступил после сельского училища в гимназию и окончил её с золотой медалью. Учился в школе с. Раменское, затем в Третьей московской гимназии, окончил её в 1908 году с золотой медалью. Окончил Московскую духовную академию (1911—1915 годы). 11 (24) июня 1911 года принял монашество в Зосимовой пустыни. Постриг совершил ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский). Летом 1911 года — рукоположен во иеродиакона, а в 1913 году — во иеромонаха. Иеромонах Варнава Летом 1914 года совершил путешествие на Святую землю и Афон. В 1915 году получил степень кандидата богословия, дипломная работа: «Святой Варсонофий Великий. Его жизнь и учение». Назначен преподавателем гомилетики в Нижегородскую духовную семинарию (1915—1918 годы). Возведён в сан архимандрита. Был настоятелем Старо-Голутвинского монастыря Московской епархии. Указом Священного синода от 13 февраля 1920 года архимандриту Варнаве было определено быть епископом Васильсурским викарием Нижегородской епархии. 29 февраля 1920 года состоялась его епископская хиротония. В начале августа 1920 года назначен старшим викарием епархии и переведён в Печерский Вознесенский монастырь. Летом 1922 года вместе с правящим архиереем Нижегородской епархии архиепископом Евдокимом (Мещерским) подписал резолюцию о признании обновленческого Высшего церковного управления. Однако вскоре раскаялся и, объясняя свой поступок малодушием, поехал принести покаяние архиепископу Феодору (Поздеевскому), проживавшему в московском Даниловом монастыре, но не был им принят. В сентябре 1922 года посещает старцев Зосимовой пустыни. Иеросхимонах Алексий (Соловьёв) наложил на него епитимию за переход в обновленчество и благословил Варнаву на подвиг юродства. В 1928 году переезжает в Кзыл-Орду, создаёт там тайный монастырь, начинает писать аскетические сочинения. Там в 1928 году заканчивает своё главное сочинение — «Основы искусства святости (Опыт изложения православной аскетики)». В нём епископ Варнава попытался осмыслить знания, полученные в Духовной академии и от самостоятельного чтения аскетической литературы. В своей работе он цитирует святоотеческие сочинения, а собственные рассуждения и комментарии Варнавы касаются в основном явлений светской культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Рождение, детство, молодость в миру Приснопамятный старец схиархимандрит Гавриил родился в 1844 году 14 марта (даты в книге указаны по старому стилю). Родители его были зажиточные и благочестивые крестьяне Пермской губернии Ирбитского уезда деревни Фроловой Феодор и Евдокия Зыряновы. Грамотные, и потому в праздники после обедни (ходили в с.Бобровки, около четырех верст) всегда заполняли день чтением житий святых, Евангелия и Псалтыри. Маленький Ганя (Гавриил) по Псалтыри же научился читать от своих старших сестер, впоследствии монахинь Евстолии и Агнии… Как шло воспитание? Сам старец об этом рассказывал так: «Бывало, нашалишь, а матушка и скажет: «Ганя, не шали, вот ты все не слушаешь – шалишь, а мне ответ надо за тебя отдать Богу. Ты своими шалостями грехи выращиваешь, потом и сам с ними не сладишь». А молодость берет свое: как ни удерживаюсь, опять и нашалю… Тут матушка, бывало, встанет на колени перед образами и начнет со слезами вслух жаловаться на меня Богу и молиться: «Господи, вот я вымолила у Тебя сына, а он все шалит, не слушает меня. Что же мне с ним делать? И сам погибнуть может, и меня погубить… Господи, не оставь, вразуми его, чтобы не шалил…». И все в этом роде – молится вслух, плачет. А я стою возле, притихну, слушаю ее жалобы. Стыдно мне станет, да и матушку жаль. «Матушка, а матушка… Я больше не буду», – шепчу ей несмело. А она все просит Бога о мне. Я опять обещаю не шалить, да и сам уж начну молиться рядом с матушкой» 8 . Ил.3. На страницах этой рукописи – «Тернистым путем к небу» – ученик (епископ Варнава) воскрешает образ ушедшего наставника – старца Гавриила (Зырянова) . 1950–1951 гг. Таково было воспитание. Чисто религиозное. Все направлялось к Богу. Ганя был хилым сначала, и детские болезни его часто осаждали. В связи с этим опять прибегали к Богу: захворает мальчик – молятся о выздоровлении, усиливается болезнь – дают обет. И в церковь ходить каждый праздник, и милостыню подавать, и от мяса отказываться, и дома молиться, и перестать жить родителям как муж и жена… Получился, таким образом, режим чисто монастырский, полумонашеский. А отсюда – подозрительный. Нет ли какой уж секты у них? И родной их дядя, и местный священник возбудили… судебное преследование!

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Закрыть itemscope itemtype="" > Идеал святости в искусстве неотменим 12.05.2016 736 Время на чтение 11 минут Один из властителей дум Серебряного века Николай Бердяев в трактате «Смысл творчества» противопоставил величайшего русского гения Пушкина и величайшего русского святого Серафима Саровского. Опыт XX века показал, что противопоставление таланта и святости оказалось не только ложным, но и гибельным для искусства, в образах которого уже невозможно угадать тот небесный прообраз, который некогда вдохновлял художника. Порой кажется, что это перерождение необратимо. О проблеме искусства в свете святоотеческого учения мы беседуем с поэтом Светланой Кековой, филологом, искусствоведом, доктором филологических наук. - Светлана Васильевна, почему проблема творчества так актуальна в свете православного вероучения? - Дело в том, что творчество - это задание, которое человеку дал Бог. Человек сотворен таким образом, что в нем есть жажда творчества. Первое творческое задание Адам получает еще в Эдеме: И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15). Фактически это задание состояло в том, чтобы распространить Рай на всю землю. Оно и сегодня в человеке неотменимо. Это с одной стороны. Но с другой стороны, вследствие грехопадения человеческая природа исказилась, поэтому проблема творчества приобрела трагический характер, как и всё, связанное с бытием человека на земле. И теперь, украшая окружающий мир, возделывая вверенный ему сад, человек может уклониться от Божиего замысла о творении. То есть сфера творчества особым образом сопрягается с опасностью прельщения, гордыни, несмиренного отношения к плодам собственного труда. Конечно, творческий дар - это дар Божий. И всё же в Библии сказано, что начинателями культурного делания, такого как украшательство, строительство городов, создание музыкальных инструментов, были потомки Каина (см.: Быт. 4, 21-22). Поэтому в православном богословии искусство рассматривается как плод цивилизации каинитов, то есть людей, пораженных грехом братоубийства. Епископ Варнава (Беляев) в фундаментальном труде «Искусство святости» призывает отказаться от искусства вообще и подходить к творчеству только как к преобразованию собственной души. И нельзя не согласиться с тем, что духовное делание - это действительно высший вид творчества.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

Подвиг, Православие Дорогие М. и П.! Я не могу выполнить вашу просьбу, не во власти суть. А если бы вы спросили моего совета по задуманному вами делу, то я бы не посоветовал вам сейчас это делать. Монашество - это ведь не только одеж­ды, но и сугубый подвиг жизни. По состо­янию своего здоровья М. уже не может связать себя монашеским подвигом. Вам обоим сейчас Господь дал путь ясный и краткий ко спасению — М. без ропота не­сти тяготу болезни, а Вам, ее супругу, так­же без ропота ходить за больной женой. Донесите до конца подвиг своей супружеской жизни, а будущее, когда один из вас уйдет, определит Господь. Дорогая о Господе 3.! Если там, где живет Ваш сын, нет цер­кви нашей юрисдикции, то молиться и быть в общении с Зарубежной Православной Церковью можно. У нас нет с ними ника­ких канонических расхождений, кроме недоразумений политического характера, которые разжигают известные силы, вос­стающие вообще на Православие. Но ког­да сын Ваш бывает в России, то общаться с ними здесь, где Богом благословлен свой Патриарх, нельзя. В России они грешат тяжело расколом. Молимся, чтобы Гос­подь разрушил средостения вражды в на­ших отношениях с Зарубежной Церковью. Дорогой о. А.! Борьба с Церковью и Православием про­должается от времени ее зарождения и будет до последнего дня земной жизни мира. И все верующие церковные люди – от мирянина и священника до иерарха – участвуют в этой борьбе за чистоту Пра­вославия, но каждый на своем месте и сво­ими средствами. Святейший Патриарх Тихон принял Пат­риарший жезл в самый трагический момент борьбы и сжимал его в руке до последнего вздоха, жертвуя всем до последнего. «Пусть имя мое погибнет в Истории, толь­ко бы Церкви была польза» — его слова. Владыка Григорий (Лебедев) ушел за штат и, сидя на курятнике, богословствовал и молился, и его труды и подвиги при­няло Православие и народ Божий во вре­мя благопотребное. Владыка Варнава (Беляев) принял под­виг юродства и с ним прошел тюрьмы, ссыл­ки, затвор, и его подвиг принят. Братья епископы Варлаам и Герман (Ряшенцевы) трудились на благословлен­ном Богом поприще до изъятия их, а 18 лет шли этапами, сквозь тюрьмы и ссыл­ки, к мученическому концу. 18 лет это целая жизнь мученичества.

http://pravoslavie.ru/1501.html

«Я — не ваш, я — Божий» Жизнь старца Гавриила (Зырянова), наставника великой княгини Елисаветы Федоровны Валерия Михайлова Сегодня исполняется 100 лет со дня кончины преподобного Гавриила (Зырянова). Схиархимандрит Гавриил, духовник преподобномученицы великой княгини Елизаветы , оставил десятки учеников, будущих исповедников: никто из них не отрекся от Христа в застенках НКВД, не ушел в обновленчество. Сам преподобный принял схиму в возрасте 48 лет и прошел трудный путь — через тяжелую болезнь, клевету и изгнание из монастыря. В молодости Гавриила бил отец за стремление в монастырь, а в старости к схимнику каждый день стекались сотни людей. Преподобный Гавриил (Зырянов) и преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна. Спасо-Елиазаров монастырь, 1910 г.      «Если Ты есть....» ...Ганя ничком, как бездыханный, лежал на земле. Когда он пришел в сознание, первой его мыслью было: «Есть Бог, есть Бог!» Минутой раньше будущий схиархимандрит Гавриил, а пока Ганя, единственный мальчишка в большой крестьянской семье, лежал в поле и молился, и эта молитва была наполовину с отчаянием и сомнением. Лето кончается, а на глазах мальчика получасовой ураган с градом побил пшеницу. Честный и тяжелейший труд его отца и всей деревни пошел прахом, их ждет голодная зима, крестьяне в унынии и смятении. И в душу подростка закрадывается сомнение: если Бог благ, как Он допустил это?.. Подросток просил чуда, молился, лежа на земле, и последними словами этой молитвы были: «Да будет пшеница...» «Он хотел иметь чудо доказательством истинности бытия Божия, — пишет епископ Варнава (Беляев), автор одного из жизнеописаний старца Гавриила. — И прошептал в страшном ужасе, добавив не трепещущими устами, а, скорее, одним умом, где-то там внутри, без слов: “...если Ты есть”». — Вдруг, — передавал отец Гавриил, — над моей головой среди ясного неба раздался гром или как бы громоподобный голос с небес сказал мне: «Будет пшеница...» Фото: С.М. Прокудин-Горский. 1910 г.      Вскоре установилась хорошая погода: дневная жара и ночные дожди. Крестьяне стали собирать остатки урожая. Ганя уговорил отца подождать еще недельку — пшеница будет лучше! Будет же пшеница... «Шкуру с тебя сдеру, если пропадет», — ответил отец, но поддался на уговоры и стал ждать. И с каждым днем его раздражение сменялось удивлением и благоговением: пшеница росла... А когда стали собирать, снопы уродились в рост человека, так что урожай едва смогли запереть в сарай!

http://pravoslavie.ru/86529.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010