протоиерей Ростислав Снигирёв Библиография Августин, блж. Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви. М., 1997. Авданский. Идея о творении в писаниях Ветхого Завета//Странник. 1915. 3. С. 395 – 407. АкинфиевД., диак. Мессианские пророчества книги Бытия по митрополиту Филарету и святоотеческим толкованиям: Канд. дис./МДА. Сергиев Посад, 1954. Александров Н. С, свящ. История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова) по творениям святых отцов и древних церковных писателей: Магист. дис./КазДА. Казань, 1901. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. ТСЛ, 1996. Андрей (Ухтомский), архим. Истолкования библейских изречений об искуплении человека. Казань, 1904. Афанасий Великий , свт. Творения: В 4 т. 2-е изд. Сергиев Посад, 1903. Афанасьев Д. Л. Учебное руководство по библейской истории ветхозаветной церкви: В 3 вып. 2-е изд. Ставрополь, 1890. Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия: В 2 т. 2-е изд. СПб., 1893. Библейская энциклопедия: В 2 т./Сост. Никифор (Бажанов) , архим. М., 1891–1892. Репр.: М., 1990. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Т. 1: Книга Бытия 1 – 11. Тверь, 2004. Боголепов Н. Археологический комментарий к современному еврейскому календарю: Магист. дис./МДА. Сергиев Посад, 1907. Богословский М. И. Идея Царства Божия в Ветхом и Новом Завете. Казань, 1887. Богоявленский Н. Моисей (по данным Библии и общей истории): Магист. дис./МДА. Сергиев Посад, 1914. Бриллиантов А. И. Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Могилев, 1914. Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики: В 4 т. Нижний Новгород, 1995. Т. 1. Василий Великий , свт. Творения: В 7 ч. 4-е изд. Сергиев Посад, 1902. Василий Великий , свт. Творения: В 2 т. М., 2008. Василий (Родзянко) , еп. Теория распада Вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие – ключ к апологетике нашего времени: Апологетика XXI в. М., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Скачать epub pdf «Благодарение Богу за неизреченный дар Его» ( 2Кор. 9, 15 ), – воскликну ныне вместе с апостолом, по заповеди того же о «всем благодарите» ( 1Фес. 5,18 ). Епископство для меня, почти юноши по летам, недостойного по грехам, неразумного по делам, неделю только назад бывшего иеромонахом, – это действительно есть дар Божий, неизреченный, непознаваемый, нежданный, незаслуженный, и во всяком случае выше моей меры. Епископство предстоящее для меня является именно даром, и даром, сшедшим с самого неба. Беру на себя смелость сказать, что по благодати Божией я никогда, даже в помысле, не позволил себе остановиться на этом, могущем быть даже камнем преткновения и тщеславия звании. Если я и желал епископства, то, выражаясь словами преподобного Иоанна Лествичника , епископства над своим сердцем (Слово 28, 51). Вот мое желание, вот моя дума, вот постоянный огонь, сжигающий мое сердце и тело днем и ночью. Освободить себя от страстей ветхого человека, уничтожить гнев, истребить похоть, сокрушить в прах привязанность к земным окружающим вещам и утопить в бездне смирения всякого беса – вот в чем я полагал всегда свое епископство. Желал я быть не внешним владыкой над чужими душами, а полновластным хозяином над своей собственной. Для этого я десять лет тому назад, в пору увлечения общества и молодежи новым реальным, или, точнее сказать, плотским направлением жизни, пришел, только что окончив гимназию с золотой медалью, почти мальчиком, в скит Оптиной пустыни, к старцу, тогда иеросхимонаху, о. Варсанофию. Пришел в скит, убежавши с экзамена в институте инженеров путей сообщения. Я не своим, конечно, умом, а благодатию Божиею понял, почувствовал сердцем, что призвание человека, прежде всего, – созидать внутреннюю культуру духа, красоту души и сердца, а не усовершать культуру внешнюю, устраивать благополучие земное. И насколько сильно я раньше увлекался мечтами о своих будущих постройках мостов, машин, кругосветных путешествиях с целью приобретения знаний, настолько в тысячу раз сильнее у меня загорелось желание, вернее, меня охватил какой-то бушующий пламень – быть истинным носителем человеческого призвания, точнее, совершенным христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Скачать epub pdf Глава 7. Внутреннее делание спасающегося человека (при помощи Благодати Божией I. В чем состоит внутренний труд духовного человека § 1. Понятие о добродетели. Добродетели естественные и сверхестественные. Об истинном доброделании I. Что такое добродетель? Ответ на этот вопрос – я говорю не о теоретической, словесной формулировке, а о восприятии данного понятия всем своим духовным существом – не под силу человеку и не поддается точному определению и в том случае, когда к последнему приступает перо и великих богословов. «Люблю я добродетель, – говорит св. Григорий Богослов в одном из своих таинственных стихотворений 700 – однако ж это не научило меня тому, что такое добродетель и откуда она придет ко мне, который так много любит ее. А неудовлетворенное желание мучит». Посему у святых отцов мы находим лишь общие определения добродетели, притом, замечу мимоходом, совершенно тождественные. Вот два таких определения, принадлежащих мужам, достигшим края добродетелей, исчерпавшим их в совершенстве. «Делание добродетели, – говорит св. Исаак Сирин 701 – есть хранение заповедей Господних». «Добродетель, собственно, не что иное есть, как исполнение воли Божией», – вторит ему св. Симеон, почтенный Церковью прозванием Нового Богослова 702 Некоторые подвижники во главе со св. Василием Великим определяют еще добродетель как некую «красоту», нечто «прекрасное», «художество», «соразмерность» во всем, «средину», в противоположность пороку, который есть безобразие, неумеренность, излишество 703 К сему еще замечание. «Всякая добродетель, а преимущественно пред всеми нищета, имеет отличительным признаком свободное произволение. А что не от произвола, то и блаженным не делает» 704 Приведу из классической древности два примера, иллюстрирующие данное положение. Философ Сенека, воспитатель императора Нерона, после того как его, по приказанию последнего, пытались отравить, стал питаться только дикими плодами и пить ключевую воду 705 Но это не была, конечно, добродетель в христианском смысле, и даже христианин, принявший такой же образ жизни при подобных обстоятельствах, не мог бы считаться «крайним постником», потому что поступки его были бы вынужденными.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Скачать epub pdf Отдел III. Душевный человек в борьбе с страстями (продолжение) Глава 8 § 1. Нестяжание «Начало пути жизни – поучаться всегда умом в словесах Божиих и проводить жизнь в нищете», – говорит преп. Исаак Сирин 1 Таково значение нестяжательности. «Нестяжание есть отложение земных попечений, беззаботность о жизни, невозбраняемое путешествие, вера заповедям Спасителя; оно чуждо печали», – говорит св. Иоанн Лествичник 2 Оно есть Божественное установление ( Лк. 14, 26, 33 ). Добровольная нищета – выше милостыни. «Если возложишь на душу свою правило нищеты, – говорит св. Исаак Сирин , – и, по благодати Божией, освободишься от попечений и нищетою своею станешь выше мира, то смотри, не возлюби стяжания по нищелюбию, для подаяния милостыни, не ввергни души своей в смятение тем, что будешь брать у одного и давать другому; не уничтожь чести своей зависимостью от людей, прося у них, и не утрать свободы и благородства ума своего в попечении о житейском, потому что степень твоя выше степени милостивых. Нет, прошу тебя, не будь зависим. Милостыня подобна воспитанию детей, а безмолвие – верх совершенства. Ежели есть у тебя имение, расточи его вдруг. Если же ничего не имеешь, и не желай иметь. Очисти келью свою от роскоши и от излишнего, и это поведет тебя к воздержанию невольно, хотя бы ты и не хотел. Скудость вещей учит человека воздержанию; а когда дозволим мы себе послабление относительно вещей, тогда не в состоянии будем воздерживать себя» 3 В «Древнем Патерике» 4 передается случай, показывающий, что святые строго помнили это положение (что нестяжание выше милостыни). «Некто просил старца принять деньги на свои нужды. Он не захотел принять, довольствуясь своим рукодельем. Когда же тот не переставал упрашивать старца принять деньги хотя для нужд бедных, то он отвечал: – Здесь будет двоякий стыд: я принимаю без нужды и тщеславлюсь чужим даянием». Зная высоту добродетели нестяжания и ее преимущество пред милостыней, диавол на этом строит искушения подвижникам. «Бес сребролюбия борется с нестяжательными и, когда не может их одолеть, – говорит св. Иоанн Лествичник 5 – тогда, представляя им нищих, под видом милосердия увещевает их, чтобы они из невещественных опять сделались вещественными».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Скачать epub pdf Часть первая I. Паломник. «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь» ( Ис. 62, 1 ). В половине VI века, когда еще Церковь была едина и не делилась на католическую и православную, в Карфагене в храм св. мученика Йулиана некоторое время ходил один молодой человек. Храмы у первых христиан пользовались исключительным почетом и вниманием. Они были местом обычной молитвы и прибежищем во всякой скорби. Они поэтому не стояли запертыми – каждый, почувствовавши потребность излить душу свою пред Богом в тишине и нерассеянии, ибо не у всех дома для этого такие уголки есть, легко мог найти под сводами их место для своего исповедания Богу 1 . Молодой человек в один из своих частых приходов в храм сидел и занимался здесь чтением священных книг. Кругом было тихо, ничто не рассеивало. Он был один. Но вот вошли три человека в монашеском одеянии. Вид их был благолепен. Они стали молиться. По окончании молитвы один из них сел, а двое других встали рядом. Молодой человек, обратившись к инокам, поклонился. Тот из них, который сидел, посмотревши на незнакомого юношу, сказал: – Что здесь делаешь, раб Божий Григорий, благую часть избравый, яже, по глаголу Господню ( Лк. 10, 48 ), не отымется от тебе? Юноша, услыхав, что его назвал по имени неизвестный человек, ужаснулся и пал старцу в ноги. – Прости меня, отче, и помолись за меня, грешного и унывающего. – О, если бы я имел твои грехи, чадо! – ответил тот. – Знай, – продолжал он, – что милосердный Бог открыл нам все о тебе. Итак, радуйся, что Он послал нас взять тебя и довести в святые места, которые ты желаешь видеть и куда мы также идем. Слезы выступили на очах Григория. – Благословен Бог , строящий все на пользу нашу, – сказал он в чувстве умиления. Вставши, все вышли из храма и пошли в молчании 2 . Григорий действительно имел горячее желание пойти во святый град Иерусалим поклониться святым местам. Палестина – Святая Земля, освященная жизнью, страданиями и смертью нашего Господа, с самых первых веков христианства сделалась центром паломничества. Сколько святых мужей и жен в древности отправлялось ко Святому Гробу, прежде чем выйти в пустыню на путь подвижничества или на служение миру! Таковы свв. Василий Великий , Григорий Нисский , Варсонофий Великий, Павла, Мелания, Евстолия 3 и многие другие. Сколько после них ходило туда же простых людей всех стран, всех национальностей, всех вер! Даже наши деревенские старушки превосходно знают дорогу в Палестину и Иерусалим... 4

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Татьяна Петрова Архиепископ Феодор (Поздеевский) – духовный сын преподобного Гавриила Седмиезерного Скачать epub pdf Преподобный Гавриил (Зырянов) – духовный наставник, оказавший влияние на целое поколение пастырей Русской Православной Церкви конца XIX – начала ХХ века. Духовным руководством преподобного пользовались сщмц. Великая княгиня Елисавета Феодоровна, сщмч. Игнатий (Лебедев), студенты и преподаватели Казанской Духовной Академии, будущие архиереи священномученики Анатолий (Грисюк) , Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Красноперов), Петр (Зверев) , архиепископы Варлаам (Ряшенцев) , Гурий (Степанов) , Иннокентий (Ястребов), Стефан (Знамировский), епископ Гавриил (Абалымов), а также схиигумения Фамарь (Марджанова) и др. Среди чад преподобного Гавриила Седмиезерного были и будущие насельники Даниловского монастыря – архимандрит Симеон (Холмогоров), автор книги о старце Гаврииле «Един от древних», епископ Варнава (Беляев) , автор книги «Тернистым путем к небу», и отец настоятель архиепископ Феодор (Поздеевский) . Архиепископ Феодор (Поздеевский) окончил Казанскую Духовную Академию в 1900 г. В этом же году был пострижен в монашество с именем Феодор, в честь великомученика Феодора Стратилата, затем рукоположен во иеромонаха. В 1902 – 1903 гг. вновь вернулся в Казань – был инспектором Казанской Духовной Семинарии. Преподобный Гавриил стал духовным наставником будущего владыки Феодора во времена его учебы в Казанской Духовной Академии, и потом на протяжении всей жизни старца владыка обращался к нему за духовной помощью и поддержкой. В те годы студенты Казанской Академии были наиболее частыми посетителями старца. «Им давно не доставало такого руководителя в духовной жизни – любвеобильного, простого и опытного, – писал в книге о старце архимандрит Симеон (Холмогоров). – Иногда приезжали к нему и из простого любопытства, а уезжали верующими»… В книге приводится один из таких случаев, который произвел большое впечатление на владыку Феодора и отца Симеона и во многом послужил для них, будущих духовных воспитателей и наставников, неким нравственным ориентиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

(Per aspera ad astra) О многоплачевной и зело поучительной подвижнической во Христе жизни старца Седмиезерной и Спасо-Елеазаровой пустыни схиархимандрита о.Гавриила Содержание К читателю Рождение, детство, молодость в миру Гонки, или поприще жизни старца схиархимандрита Гавриила Схиархимандрит Гавриил (Зырянов) Поучения и слова Молитва болящего Епископ Варнава (Беляев) Добавки к биографии старца Научный курс лечения тучности Приложения. Павел Проценко К истории написания текста Последнее изгнание Раифа 20 столетия Клавдия Васильевна Воробьева Аннотация …μεζων δ τοτων αγπη …больше же сих любы (любовь) 1Кор.13:13     К читателю Один из «последних». В 1915 году умер великий старец земли Русской, через год вышла его биография, написанная любящим учеником, а вскоре мир, в котором почивший жил, о котором плакал, который вымаливал и в котором так много возлюбил, был взорван изнутри страшной катастрофой революции. Под обломками исчезли целые народы с их самобытными культурами, пленительный облик городов и селений – и книжечка эта, изданная ничтожным тиражом (да и какие тиражи были при старом режиме?), канула в Лету вместе со множеством других. За следующие тридцать пять лет, прошедших с выхода ее в свет, природа на планете изменилась, сдвинулись границы государств, наступила ядерная эра. И видимо, еще что-то произошло, еле различимое, ничтожная набухла почка в каком-то заброшенном саду, в какой-то нелепой местности с певучим названием, не отмеченной на картах цивилизации; за железным занавесом завязалась завязь, расцветая волшебной весенней чистотой: упомянутая книжка вновь была извлечена на свет Божий, а вернее, ее машинописная копия оказалась в руках еще одного ученика старца. Ученик этот, в свою очередь, был уже человеком преклонных лет и необычной судьбы, подпольным епископом и тайным христианским писателем 1 в безбожной стране торжествующего социализма. Экземпляр был дан на время, и он стал списывать жизнеописание (мелким быстрым почерком на четвертушках желтой бумаги – банковских бланках), за частоколом букв которого как сквозь туман угадывался образ его наставника.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Скачать epub pdf Том II Том III Том IV Том VI (опыт изложения православной аскетики)     Содержание От составителя К читателю. О цели христианской жизни Отдел I. О трех степенях богопознания Глава 1. Естественное богопознание § 1. Понятие о естественном богопознании Глава 2. Источники естественного богопознания § 1. Отрицательный источник богопознания. § 2. Положительный источник богопознания А. Священное Писание Б. Священное Предание Отдел ΙΙ. О предметах религиозного познания. § 1. О Боге Едином в Самом Себе и троичном в лицах § 2. Ангелы. Создание ангелов. Природа добрых духов Выводы (об ангелоявлениях) § 3. Служебное значение ангелов. Ангелы-хранители § 4. Откуда диавол? Зло онтологическое § 5. Злой дух по своему внешнему виду и существу § 7. Зло нравственное. О грехопадении прародителей. § 8. Следствия грехопадения в нас самих § 9. Зло физическое. Распространение следствий грехопадения на бессловесную и неодушевленную природу Отдел III. «Дyшebhый человек в борьбе со страстями» Глава 1. Душевный и телесный состав падшего человека в страстном устроении и деятельности подвижнической § 1. Святоотеческое учение о трех силах души: разумной, вожделевательной и раздражительной § 2. Состояние разумной силы души (ума) Выводы Схолия Приложение о сне и бодрствовании § 3. О вожделевательной силе души (чувствах) § 4. Грех по его развитии в человеке. Зарождение греха Из истории создания рукописи     От составителя Семьдесят четыре года в стране, называвшейся когда-то Россией, коммунизм пытался насилием и страхом изменить природу человека. Принципы атеистического гуманизма закономерно привели к созданию такого исторического феномена, как фантастическое советское миропонимание, в котором производственные вопросы сделались средоточием нравственной жизни, гордость и мечтательность считались показателями внутренней силы, а коллектив всюду нивелировал малейшие проявления личностного начала. Самосознание советского человека оказалось разрушительным для основ жизни и поставило наше общество перед опасностью физического и нравственного вырождения. Почти семьдесят лет назад епископ Варнава (Беляев) , ученик выдающихся старцев Варсонофия Оптинского и Гавриила Спасоелеазаровского, исповедник веры, один из тех, кого сейчас называют «новомучениками», завершил свой монументальный труд «Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики», первый том которого выходит из печати на исходе XX столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Основы искусства святости, том II Первый том главного труда еп. Варнавы. Создавался в эпоху гонений (1922-1928 гг.). Епископ писал по благословению старца, подвижника Зосимовой пустыни, преподобного Алексея (Соловьева). «Основы…» обобщают святоотеческое учение о духовной жизни. Особая ценность книги в ее прицеле на современного читателя, ориентировку на светскую культуру. Во втором еп. Варнава продолжает рассказывать о христианской антропологии, борьбе со страстями.     Основы искусства святости. Том 2 Епископ Варнава (Беляев) Основы искусства святости. Том 2. (опыт изложения православной аскетики) «Никто не может сказать, что указанный святыми отцами путь недостижимо высок. Ибо каждый начинающий шел по нему в молодости. Чтобы быть святым, вовсе не нужно воскрешать мертвых, быть пророком, нужно только сохранить до последнего дня это настроение горячности веры и любви к Спасителю». Епископ Варнава Отдел ΙΙΙ. «Душевный» человек в борьбе со страстями. (продолжение) Глава 1. Душевный и телесный состав падшего человека в страстном устроении и деятельно-подвижническом § 5. Общее состояние тела у падшего человека. Наше отношение к телу по учению Священного Писания, святых отцов и данным современной медицинской науки Мы уже видели, что вместе с грехом пришла в душу и тело человека смерть. И тело из здорового и прекрасного, каким оно было в раю, стало безобразным и болезненным 1 . Так что и то юношеское, цветущее его состояние, когда оно носит название «здорового», в сущности — нездоровое. И у юноши тело устает, подвержено заболеваниям, а про девушек я уже и не говорю. Если же человек начинает жить по своим страстям и похотям, то вконец измождает себя и заживо начинает гнить. Тело страстного человека, будучи сластолюбивым и изнеженным или болезненным и привередливым, конечно, в этом состоянии страшится подвига и неспособно к нему. Понятны и страхи нынешних людей, боящихся постов, длинных церковных служб, отсутствия удобств на богомольях и прочего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

«Повесть полезна, яко близ очима зрится, но недоумение и скудость разума, яко птицу по воздуху парящу и далечайшу от ума нашего творит» (Житие Гурия и Варсонофия Казанских, полууст. 18 в. Л. 22 Об.) Часть первая Давно, когда седеющие века сходились своими гранями, и стушевывались в своих характерных очертаниях всякие хронологические таблицы, раздалось в пустынях Палестины Духом Святым изреченное свидетельство: Как прекрасны шатры твои, Иаков, Жилища твои, Израиль! Расстилаются они, как долины, Как сады при реке, Как алойные дерева, насажденные Господом, Как кедры при водах. ( Числ. 24:5–6 ) «К пустыне» пронеслось это слово. Посреди зыбучих песков, неприступных скал, лишенных почти всякой растительности, посреди страшной и неродимой, кажется, и самым диким зверям страны предзрилась таинственному прозорливцу картина местности, «наполненной божественными ликами», людьми, которые жили в единении и удивительной любви...Можно выразиться, словами св. Афанасия Великого , что он (прозорливец) видел «как бы обширную страну, совершенно отделенную от мира, счастливые обитатели которой не имели другой цели, кроме той, чтобы подвизаться в правде и благочестии.» Прошли тысячелетия, и слова эти исполнились. Пустыня обратилась в «весенний луг, испещренный разнообразными цветами», но луг духовный 1 . Здесь розы дивного смирения сверкают своей красотой, там лилии благоуханного послушания, соперничающие с самими розами; тут же цветущие фиалки радостотворного плача точно царская багряница. «Что за разнообразие, что за дивная пестрота в этом море цветов! Как со всех сторон поражает путника красота зрелища и ароматический запах добродетелей, сливаясь в одно общее впечатление чудного наслаждения!... 2 Такие умилительные чувства и духовные картины воспроизводили в душе паломника-современника пустыни св. Земли в 9, 10 и 11 веках, когда он созерцал высоту неподражаемых божественных добродетелей и непередаваемых 3 подвигов многочисленных святых отцов. И действительно, «не говоря об отшельниках и пустынниках, одиночно подвизавшихся в пещерах и ущельях гор, повсюду 4 в городах и близ селений, на равнинах и гористых местах, красовались святые обители ревнителей подвижничества – лавры и киновии» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010