Этот курс лечения составлен на уровне науки и культуры 20 века. Но у нас есть посты и праздники. Святая Церковь мудро распределила аскетическую «нагрузку» по временам года, и многое разрешается в скоромные дни. Также есть и должна быть разница в пищевом рационе мирян и монахов (вообще подвижников). На Востоке по уставу монастырскому положено на трапезе даже и вино в известное время (как и по рецептам врачей, которые я выпустил). Затем надо иметь в виду и телесную индивидуальность каждого, и духовную свободу ( Рим.14 ; 1Кор.8 ; 1Кор.10:23–33 ). Все это надо различать и применять как должно. С другой стороны, я хотел заградить уста тех, кто еще до революции жаловался, что нельзя, дескать, исполнять посты, они вредны. Вот сам мир в лице своих светил медицины предписывает тем, кто не хочет нажить всякие атеросклерозы, подагры, сморщенные почки (интерстициальный нефрит), диабеты, сердечную слабость и не желает, чтобы его неожиданно хватил «кондрашка» (апоплексический удар), такой диетический стол, что, несомненно, и самым строгим нынешним монахам должно быть стыдно за свою «святую трапезу»… Да и вообще за 35 последних лет каждый убедился на практике, что «голод» и «паек» (хлеб до 50 граммов) вполне терпимы, возможны и не вредны. Привыкли. 171 В бытность мою на Востоке, еще до первой германской войны, даже такая любопытная подробность была: чем строже по жизни монастырь, тем вино лучше, то есть крепче. Например, у того же упомянутого мной сейчас Саввы Освященного. В Хевроне тоже хорошее вино было. Типа портвейна. На старом Афоне (Руссика) – крепкое, сладкое. Когда мы после стола спросили, шутя эконома Саввинской обители, почему у них «красовуля» (чарка; не от русского слова «красота», вроде «красуни» на украинском, а от греческого κρσις, смешение) меньше чуть не вдвое, чем на Афоне, он, тоже смеясь, что-то ответил по-гречески. Переводчик нам сказал, что у них вино крепкое, «а то в голове зашумит и из монастыря захочется…» За геронта (γρων (греч.) – игумен, настоятель, буквально «старец»), во всяком случае, беспокоиться нечего было, ему исполнилось в то время 107 лет… Худенький, тощенький старичок… Но на Сороковой горе (гора искушения Иисуса Христа под – вернее над – Иерихоном; Мф. 4:1 ) монахи строгие пили одну воду, да и то недосыта, малой мерой.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

А в декабре 1924 года была предпринята целая инсценировка: неизвестные ворвались в дом на территории Донского монастыря, где жил патриарх, якобы с целью ограбления (хотя грабить было нечего, а помещение внутри и снаружи охранялось чекистами), и когда Яков Анисимович вышел на шум, на глазах у патриарха Тихона ему выстрелили в грудь. Так он умер на руках у святителя. После этого патриарх оказался в больнице с кардиологическими проблемами. Понадобилось длительное лечение, чтобы он вновь смог служить. Только в марте 1925 года, в начале поста, патриарх Тихона стал выезжать на первые службы. Но здесь вмешивается «некто в сером» — начальник VI управления ОГПУ Евгений Тучков, который пытается заставить патриарха подписать «Декларацию о лояльности», как ее называли большевики. По сути, это тот документ, который в 1927 году подписал митрополит Сергий (Страгородский) , но патриарх Тихон, несмотря на все давление, подписать отказался. Из воспоминаний современников: Монахиня Анфия, старшая сестра подворья Серафимо-Дивеевского монастыря в Москве, рассказывала, что в начале 1921 года еще молодой, недавно хиротонисанный епископ Варнава (Беляев) с двумя келейниками поселился у них на подворье. Вскоре один из келейников, по словам епископа Варнавы, «обмер», и владыка Варнава предложил отнести его на Троицкое подворье, где находился патриарх Тихон, «на исцеление». «Святейший подходит тогда к носилкам, — рассказывает монахиня Анфия, — благословил этого-то, на носилках, под простыней, — широким крестом… Потом посмотрел на эту на простыню так пронзительно… и вдруг как воскликнет сердитым голосом: — Именем Господа нашего Иисуса Христа тебе говорю: встань!.. Куда тут простыня полетела! Куда — носилки!.. Обмерший этот как вскочит, чисто ошпаренный, — да в дверь: бежать… А Святейший-то ему еще вслед: — Иди, да впредь — не согрешай!.. А его и след простыл. А уж что тут с нами было — и рассказать нет моей возможности. Одного страху сколько натерпелись Господу Богу известно! Как овцы, жмемся к стенке, друг дружку передавили, а сами трясемся: сил наших нет никаких. А Святейший повернулся к двери, да и пошел себе… А я только и успела шепнуть нашим монахиням: " Бегите сестры, бегите, милые! " — они врассыпную так и дунули по лестнице… Вот оно дело-то какое вышло. И сейчас — как вспомню — руки-ноги трясутся… Знамо!»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5795396...

Но, скажут мне, если ты никогда не желал епископства, если ты стремился всегда в пустыни и леса, то зачем же жил в городах и зачем теперь обрекаешь себя на деятельность “шумных градов”, на непосредственное служение миру? Вот потому-то, отвечаю, я и дерзаю воспринять на себя этот великий сан, что никогда не желал его и даже не мечтал о нем; потому и принимаю, что это дар Божий, воля Божия. Как хотелось уйти святителю Николаю Чудотворцу в тишину уединенной кельи и на всю жизнь остаться одному с Богом, но что услышал он в ответ от Самого Господа: “Николай, иди служить народу, если хочешь быть увенчанным от Меня”. И когда он недоумевал о сем, голос свыше повторил: “Николай, не эта нива, на которой ты имеешь принести ожидаемый Мною плод, но обратись к людям, да прославится в тебе имя Мое”. Несмотря на все мое ничтожество, я вижу промыслительную десницу Божию, руководящую мною со дня моего рождения в чудесах надо мною и видениях, по молитвам Богоматери, святых и сего великого угодника, о чем яснее я не могу по своей молодости говорить, а вернее, не хочу. Упомяну только о том, как иногда ясно, иногда прикровенно я слышал о своей будущей судьбе от таких великих старцев-прозорливцев, как Варнава Гефсиманский , Гавриил Спасо-Елеазаровский, Серапион Параклитский, и другие. Некоторые из здесь присутствующих задолго до моего назначения знали даже название города, куда меня посылают, потому что чрез эти лица я получал ответы на свои вопросы. Думается, что этих моих слишком откровенных слов, нетерпимых при всякой другой обстановке, вполне достаточно, чтобы опровергнуть ненавистные обличения меня в самочинии незримых врагов и удовлетворить немощные смущения совести колеблющихся братии. И по существу епископство не является чем-то противоречащим монашеству, совершенно несовместимым с ним, если только не понимать монашество слишком узко и не соединять с ним особых специфических представлений, которые оно, может быть, даже и не имеет. Сами строжайшие аскеты и пустынники никогда не ограничивали монашество известными одеждами, постами, поклонами, веригами и прочим.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Переписывая (и воссоздавая заново) жизнеописание незабвенного наставника, «дядя Коля» успевал – в своей белой мазанке среди вишневого садочка на киевских холмах – примечать, что происходит в мире. Продолжалась вялая оттепель. Усатый вождь, еще вчера казавшийся столь незыблемым и сегодня развенчанный как злодей, по-прежнему нависал своей тенью над страной, погружая ее в кровавую тину малодушия, лицемерия и самодовольства. 1957 год. Николай Никанорович записывает в дневник: «Писателям дана задача: создать образ героя – образец для подражания. В приветствии ЦК КПСС Второму съезду советских писателей говорится: мало создано «образов, которые служили бы вдохновляющим примером для миллионов читателей». Никак не меньше. Это вместо житий святых, чтобы были им заместители». Они, партийные лицемеры, жаждали благообразия, красивых чистых слов (силу языка уж они-то знали), за которыми можно было бы привольно укрыться, как за надежной стеной, от народного ока. Вспоминалось и прежнее, допотопное, дореволюционное время, когда горячее слово подлинных знатоков жизни, подвижников, тщательно отцеживали специалисты по духовным делам. «Цензура у нас настолько свирепа была, в частности богословская, – писал епископ Варнава, – что даже на сочинения прославленных Церковью угодников Божиих и святых учителей и отцов Церкви накладывала свою жестокую и бесстыдную руку. Есть такие «дяди» в специальных учреждениях и «ведомствах» до «Православного исповедания включительно» (это вот выраженьице цензура царская не замечала и пропускала эти богохульные вещи), которые – в мундирах, а некоторые в митрах – не стеснялись «чистить» и «исправлять», нарушая все правила научного отношения к делу. Что постыдного в театральных пьесах св. Димитрия Ростовского ? («Пьесы? – скажут, – как это странно и неправославно!»). Очевидно, в творениях угодника Божьего, лежащего мощами, считали зазорным помещать подобные вещи. Вот другой, Иоасаф Белгородский (мощи которого большевики, кощунственно раздев донага, – так они целы! – показывали народу), тоже повинен: писал стихи, пил кофе и прочее. Странное понятие о святыне! А по-моему, вот эти-то мелочи и интересны, и важны, и поучительны. Впрочем, этот вопрос настолько важен, что я ему посвящаю многие строки в иных своих сочинениях, а здесь сейчас оставляю».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

92 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.436. 93 Иоанн Лествичник, преп. Лествица. М.: Правило веры. 1996.с.314. 94 Дорофей, авва. Поучения. М.: Правило веры. 1995. с.46—56. 95 Савва, схиигумен. О главных христианских добродетелях и гордости. Йошкар-Ола: МПИК. 1991. с.68. 96 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.551. 97 Христианская жизнь по Добротолюбию. М.: Свято-Данилов монастырь. 1991. с.48. 98 Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1992. т 5. с.207. 99 Дмитрий Ростовский, свят. Жития святых. Месяц февраль. Козельск: Введенская Оптина пустынь. 1993. с.501. 100 Невидимая брань. Православный сборник. М.: Изд. Апс- " Весы». 1991. с.40. 101 Кураев А., дьяк. Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе?//Фома М.: Изд. АНО «Фома Центр». 2000. с.14. 102 Галкин Д., свящ. К таинствам исповеди и причастия пояснения. Спб.: Сатис. 2002. с.15. 103 Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 1997. т.3. с.354. 104 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.481. 105 Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Спб.: Сатис. 2001. т.1. с.606. 106 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.249. 107 Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Спб.: Сатис. 2001. т.1. с.654. 108 Написана по книге: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Изд. Сретенского монастыря. 2002. с.314—330. 109 Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. т.4. с.519. 110 Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. т.4. с.227. 111 Там же, с.385. 112 Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. т.1. с.530. 113 Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. т.2. с.410 114 Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. т.2. с.122.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

          Средние (имеют два знака: красный крест в полукруге и просто красный крест) бывают в первом случае со бдением (на котором читается канон Богородице на утрене), во втором – с великой вечерней отдельно от утрени. На великой вечерне поются «Блажен муж», на «Господи, воззвах» 6 (или 8) стихир, совершаются чтения (паремии – три), поются «стиховны». Особенности утрени: полиелей, Евангелие, канон на 8 , великое славословие 12 .           Малые (обозначаются красным знаком скобки с тремя точками в середине или тем же знаком, только черного цвета 13 ) также бывают двух родов. Первые имеют на вечерне: на «Господи, воззвах» 6 стихир, на утрене – канон на 6 и славословие великое 14 . Вторые – столько же стихир и такой же канон, но без великого славословия 15 .           Будничные дни года не обозначаются никаким знаком. На вечерне в это время: «Господи, воззвах» на 3, утренний канон на 4 (при наличии двух святых – количество тропарей и стихир удваивается) 16 .           Знание всех этих особенностей пригодится читателю при разборе прилагаемых богослужебных таблиц и при самостоятельном отправлении служб у себя на дому, хотя бы, например, и по Следованной Псалтири.           В монастырях в строгой зависимости от них поставлены такие, по-видимому, безразличные, с мирской точки зрения, вещи, как обед и ужин (трапеза). В культурной быту, если «меню» стола и зависит от чего, то только от кармана его составителя, а в священной иноческом житии род пищи определяется степенью праздника и духовного торжества.           В заключение этого отдела прилагаю таблицы: во-первых, суточных служб общественного богослужения и, во-вторых, богослужений частного характера (так называемых приходских треб) 17 . Полунощница 18 Вседневная 17-я кафизма Верую... 9-я кафизма То же Канон Пресвятей Троице.  Достойно есть… (Троичное величание). Трисвятое. И по Отче наш... Несозданное естество... Слава: День он страшный... Слава: Вышние силы... И ныне: Тебе необоримую... И ныне: От одра и сна... Господи, помилуй, 40

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Б., как и любая др. страсть, побеждается смирением, добродетельной жизнью по Божиим заповедям, раскрытием себя для действия Божией благодати через таинства Церкви. «...Как целомудрие выше естества человеческого, так и окончательная победа над блудом зависит не от нас, но есть дарование Божие», к-рое «вмещается только в одних смиренных, посему без смирения избавиться от блудной страсти невозможно» ( Варнава (Беляев), еп. С. 166). Св. отцы признают, что брань с блудной страстью «более других продолжительная, постоянная, жестокая» ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. VI 1), ибо «целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей» ( Ioan. Climacus. Scala paradisi. 15. 4), и, «сколь велика небесная награда целомудрию, тем большим оно подвергается наветам врагов» ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. VI 17). Душевно-телесная природа Б. предполагает особые средства практической борьбы с ним. «Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами,- говорит прп. Иоанн Лествичник,- ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества»; «представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарования целомудрия» ( Ioan. Climacus. Scala paradisi. 15. 24, 26; ср.: Ioan. Cassian. De inst. coenob. VI 5, 6). По прп. Иоанну Кассиану Римлянину , поскольку нападение страсти блуда бывает двоякое, на тело и на душу, то нельзя одержать победу иначе как при условии совместной борьбы тела и души. «Одного телесного поста недостаточно для приобретения или сохранения чистоты целомудрия», хотя бы он подкреплялся физическим трудом, если ему «не будет предшествовать сокрушение духа, постоянная молитва... продолжительное размышление о Священном Писании», соединенное с духовным разумением, «а прежде всего если в основание не будет положено истинное смирение» (Ibid. VI 1). Для победы над блудной страстью полезны воздержание, уединение, безмолвие (Ibid. VI 3; Idem. Collat. V 4; Ioan. Climacus. Scala paradisi. 15. 44).

http://pravenc.ru/text/149399.html

В академии Виктор Милов ревностно занимался богословскими трудами. Первой его работой, получившей оценку «пять с плюсом», было сочинение о Филоне Александрийском. Однако «сердце льнуло больше к монахам и церкви», – записывает он в своем «Дневнике». По счастью, в Казани ему наконец удалось встретить преподавателей, сочетавших в себе глубокую ученость, личный монашеский подвиг и миссионерские устремления. Многие из них, особенно преподаватели-монахи, окормлялись у старца Гавриила (Зырянова ; 1844–1915), постриженника Оптиной пустыни, а в описываемый период – наместника Седмиезерной пустыни под Казанью. Отец Гавриил воспитал целую плеяду церковных деятелей, сыгравших не последнюю роль в судьбах Русской Православной Церкви в 1920–1930 годах. Это архиепископы Феодор (Поздеевский) , Гурий (Степанов) , епископы Иона (Покровский), Варнава (Беляев) , архимандрит Симеон (Холмогоров) и многие другие 5 . Известно также, что у отца Гавриила окормлялась святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна и некоторые из сестер основанной ею Марфо-Мариинской обители. Почти все указанные отцы, архиереи (и целый ряд других) составляли цвет казанского ученого монашества. Но душой именно академического иночества был инспектор академии архимандрит Гурий (Степанов) 6 , будущий архипастырь. Выдающийся богослов, востоковед, знаток буддизма, переводчик богослужебных книг на языки народов Центральной Азии, он сыграл огромную роль в духовном становлении владыки Вениамина. В своей квартире архимандрит Гурий устраивал встречи, на которых присутствующие – преподаватели и студенты – могли свободно обмениваться мнениями. В академической церкви практиковалось строгое уставное пение, в котором Виктор неизменно принимал участие. К казанскому же периоду относятся первые проповеднические опыты тогда еще студента Виктора Милова – и все это имело место быть по благословению отца инспектора. За неделю до Рождества 1917/18 года по совету отца Гурия Виктор съездил в город Свияжск, где в монастыре на покое жил слепой игумен. Старец благословил юношу принять монашеский постриг, сказав, что необходимо раздувать искру Божию в душе, пока она горит. Однако наступил 1918 год. Тихая дотоле Казань стала ареной столкновения белых и красных отрядов. Большинство студентов академии после летних каникул так и не возобновило обучения, разъехались кто куда.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В каждом человеке мы можем увидеть и отражение Бога, и свое собственное отражение. Причиняя страдания ближнему, мы обижаем и сами себя. Наоборот, жертвуя свое время и средства другим, человек гораздо больше приобретает, чем теряет. «Что такое добродетель? Ответ на этот вопрос — я говорю не о теоретической, словесной формулировке, а о воспринятии данного понятия всем своим духовным существом — не под силу человеку и не поддается точному определению и в том случае, когда к последнему приступает перо и великих богословов» ( Еп. Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Нижний Новгород, 1998, изд-во Братства во имя св. Александра Невского, том 3, с. 242). Святость можно приобрести, да. Для этого нужно пройти школу, в которой аттестата нет, а есть только познание новых форм жизни, гораздо более гармоничных и сложных, чем земные формы. Или, как говорят истово верующие люди, — жизнь небесная, будущая жизнь . Но в то же время святость есть дар, который нельзя ни купить, ни тем более выучиться ему. Его можно только сравнить с зарождающимся в материнском лоне новым человеком. Он и похож на свою родительницу, и одновременно является ее продолжением. Святость в человеке зарождается, растет и развивается как плод. Ее нельзя построить, как строят дом или ухаживают за кустом роз, но святость не достается без труда. Она таинственна и многолика. Есть разные виды святости. Каковы они и как различаются между собою, надеюсь, читатели смогут понять из настоящей книги. Во многих памятниках христианской мысли — как в восточных, так и в западных, — встречается мнение: святость бесконечно разнообразна. Каждое проявление святости несет печать личности ее носителя. « Подражать святым бессмысленно, но ревновать им спасительно», — говорит преподобный Иоанн Лествичник , прославившийся и как подвижник-аскет, и как игумен-устроитель одной из лучших монашеских общин (Синайской). Невозможно стать таким же кротким и сильным одновременно, каким были преподобный Сергий Радонежский или святой западной церкви Бенедикт . Да и сами понятия эти — кротость, сила — теперь или забыты, или понимаются совершенно иначе, чем во времена упомянутых подвижников христианства. Но ведь есть в описании их жизней нечто, отчего в реальность и самих святых, и их действий верится так же легко и просто, как дышится. Думается мне, что это несомненное уверение и есть «аромат святости».

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

В клире Москвы 33 архиерея, 1395 священников и 413 диаконов — всего 1841 клирик, то есть на 24 священнослужителя больше, чем год назад. В этом году мною совершены 6 пресвитерских и 3 диаконских хиротонии . Под Патриаршим управлением действуют 36 ставропигиальных обителей: в том числе 17 мужских монастырей и 19 женских, с 1059 насельниками и 1014 насельницами (включая послушников и послушниц). За истекший год скончался 61 московский клирик; а также насельник и насельница ставропигиальных монастырей. Это намного меньше, чем в 2020 году, когда скончались 91 клирик, насельник и насельница, но все еще больше, чем в 2019 году, когда умерших было 33. Помянем наших усопших братьев и сестер поименно: Находившийся в Москве на покое епископ Аркадий (Афонин; †03.06.2021) а также почившие клирики г. Москвы: протоиерей Сергий Кочкин (†25.12.2020) архимандрит Сергий (Объедков, †02.01.2021) протоиерей Дмитрий Ходов (†03.01.2021) иерей Вячеслав Михайловский (†07.01.2021) протоиерей Николай Беляев (†12.01.2021) игумен Ермоген (Голин; †15.02.2021) протодиакон Симеон Аветисян (†10.05.2021) протоиерей Филипп Филатов (†11.05.2021) протоиерей Геннадий Андриянов (†15.05.2021) протоиерей Лев Семенов (†31.05.2021) диакон Андрей Горбунов (†12.06.21) иерей Николай Селезнев (†11.07.21) протоиерей Александр Точилов (†17.07.2021) протоиерей Николай Михнюк (†23.08.21) протоиерей Александр Шестак (†08.09.2021) протоиерей Александр Дубинин (†28.09.2021) иерей Алексий Петухов (†03.10.2021) протоиерей Александр Лаврухин (†23.10.2021) протоиерей Владимир Ковтуненко (†03.12.2021) почившие насельники монастырей: монах Петр (Колесник; †27.12.2020) послушник Александр Веригин (†01.01.2021) иеромонах Харалампий (Захаров; †26.01.2021) иеросхимонах Авраам (Княженцев; †18.02.2021) иеромонах Варнава (Клюшин; †09.03.2021) монах Киприан (Рыжков; †19.03.2021) иеродиакон Севастиан (Антипочкин; †06.04.2021) игумен Андроник (Трубачев; †5.04.2021) послушник Игорь Веселов (†09.05.21) игумен Косма (Алёхин; †09.08.2021) архимандрит Мефодий (Петров; †22.07.2021)

http://pravoslavie.ru/143578.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010