В результате этих гонений число монашествующих сократилось почти вдвое: в 1724 г. в монастырях насчитывалось 25 207 монахов и монахинь вместе с послушниками и послушницами, а в конце бироновщины в них осталось лишь 14 282 насельника. В 1740 г., после смерти царицы Анны, Синод докладывал регентше, что одни монастыри стоят совсем пустые, а в других остались только дряхлые старики и некому совершать богослужение, что множество настоятелей взято под стражу и управление монастырское в плачевном состоянии, что вся жизнь монастырей в крайнем расстройстве. И только в царствование Елизаветы с монастырей снята была правительственная опала. Прекратились разборы монахов. Возобновились постриги юных послушников. В 1749 г. вышел указ, по которому семинаристам постриг разрешался с 17 лет, а в 1761 г. было дозволено свободно постригать выходцев из всех сословий. Монастырям возвратили их вотчины. На средства казны восстановили две древние северные обители, пришедшие при Анне в полный упадок, – Валаамскую и Коневскую. Троице-Сергиев монастырь, который пользовался особым почитанием царицы, в 1744 г. был возведен на степень лавры. Елизавета делала лавре щедрые пожертвования. Денежная помощь из средств государственной казны оказывалась и другим монастырям. Чрезвычайно важным рубежом в истории монастырей явилась секуляризация церковных вотчин, проведенная в 1764 г. Передача земельных владений Церкви в государственную казну лишила монастыри главного материального источника существования. Государство, правда, брало на себя обязательство содержать монастыри из части доходов, которые поступали от секуляризованной земли. Для этого были составлены монастырские штаты, по которым все монастыри разделялись на три класса, и содержание каждому назначалось в зависимости от класса, к которому он причислялся. К первому классу были отнесены две лавры: Троице-Сергиева и Александро-Невская, 15 мужских и 4 женских монастыря, ко второму – 41 мужской и 18 женских обителей, к третьему –100 мужских и 45 женских монастырей. Таким образом, в штаты вошло 225 монастырей – менее четверти всех обителей, находившихся в великорусских епархиях, где проводилась секуляризация. Из монастырей, оставшихся за рамками штатов, более 500 было упразднено, приблизительно 150 обителей не закрывались, но должны были впредь существовать на приношения верующего народа и за счет маленьких участков ненаселенной земли, которая обрабатывалась руками самих иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Примечательнейшие предметы нынешней Валаамской библиотеки суть следующие: Живописное изображение масляными красками монастыря в том виде, в каком он находился в половине XVIII столетия. По этому рисунку видно, что все здания монастыря, не и церквей, были деревянные. Они имели форму четвероугольника, посредине которого помещались соборная церковь и колокольня; следовательно, главная мысль плана была та же самая, какая выражается и настоящим расположением монастыря. Но прежний монастырь стоял несколько далее от каменного уступа скалы, между тем как ныне существующий стоит почти на самом краю этого уступа. Живописное изображение лишено художественности, но оригинально.   Рукописи: Опись монастырского имущества 1767 года, в копии; знакомит с состоянием обители в эпоху, предшествовавшую вступлению в управление ею игумена Назария, и служит объяснением вышеупомянутому живописному изображению, почему и рассматривается здесь вслед за этим изображением. Примечательнейшие сведения, доставляемые описью 1767 года, суть сии следующие: главный престол соборной церкви был во имя Преображения Господня; сверх того она имела пять приделов: во имя Верховных апостолов Петра и Павла; во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; во имя Апостола Андрея Первозванного; во имя святых Захарии и Елисаветы; во имя преподобного Александра Свирского; последний придел находился в нижнем этаже. Кроме соборного храма имелись еще две теплые церкви: во имя Успения Божией Матери с приделом во имя святителя Николая Чудотворца, и вторая — во имя Рождества Христова. Убранство церквей было самое неизысканное: почти все сосуды были оловянные; не упомянуто ни об одной иконе в серебряной ризе; только упоминаются при некоторых иконах серебряные венчики и оклады по полям; таких икон имелось 26. Ризница состояла из 23 риз, 10 стихарей, 8 подризников, 19 епитрахилей, 7 поясов, 4 набедренников, 17 пар поручей, 17 воздухов, 7 орарей, 15 пелен церковных, 14 платков церковных. Библиотека состояла из 119 книг, в числе их упомянуты: Толкование воскресных Евангелий; Благовестник; Сборник; Слова преподобного Ефрема Сирина; Беседа Григория Назианзина; Житие преподобного Александра Свирского, рукописное; Розыск о раскольниках; Зерцало Богословия; Пращица против раскольников; Диоптра, или Зерцало, и Уложение царя Алексея Михайловича. Прочие книги — Богослужебные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Enarratio in Psalmum LIV//Patrologiae cursus completus. Series latina/ed. J.-P. Migne. – Paris, 1865. – Т. 36. – Col. 628–646. 7. Possidius. Vita Sancti Aureli Augustini, Hipponensis Episcopi, auctore Possidio Calamensi Episcopo//Patrologiae cursus completus. Series latina/ed. J.-P. Migne. – Paris, 1841. – Т. 32. – Col. 35–66. Литература: 8. Афанасий (Букин), иером. Totus Christus (Опыт систематического изложения православной святоотеческой экклезиологии на примере кафоличности Церкви)//Материалы VIII международной студенческой научно-богословской конференции 18–19 мая 2016 г.: сборник докладов/Санкт-Петербургская духовная академия. – СПб: Изд-во СПбПДА, 2016. – С. 122–129. 9. Белоликов В.З. Литературная деятельность Блаж. Августина против раскола донатистов. – Киев, 1912. 10. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви: в 4 т. Т. II. История Церкви в период до Константина Великого /ред. проф. А. Бриллиантова . – М.: Спасо-Перображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь, 1994. 11. Гезен А.М. История славянского перевода символа веры //А. Гезена очерки и заметки из области филологии, истории и философии. – СПб: Типография Императорской Академии Наук, 1884. – С. 1–102. 12. Иларион (Троицкий) , сщмч. Очерки из истории догмата о Церкви//Творения: в 3 т. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. – Т. I. – С. 59–503. 13. Briley A.R. Some Notes on the Donatist Schism//Libyan Studies. – UK: Cambridge, 1987. – 18. – P. 29–41. 14. Brown P. Augustine of Hippo. A Biography. – USA, Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 2013. 15. Brown P. Through the Eye of a Needle: Wealth, the Fall of Rome, and the Making of Christianity in the West, 350–550 AD. – USA: Princeton University Press, 2012. 16. Chadwick H. Augustine of Hippo. A Life. – USA, New York: Oxford University Press, 2009. 17. Evers A. Augustine on the Church (Against the Donatists)//A Companion to Augustine/ed. by M. Vessey; with ass. of S. Reid. – UK: Willey-Blackwell, 2012. – P. 375–385. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

9 . Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Беседы./Пер. с древнегреч. архим. Амвросия (Погодина) . – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – Т.1–3. 10 . Григорий Палама , святитель. Ответ Павлу Асеню.//Альфа и Омега. – М., 1996. – 2/3 (9/10). – С.101–103. 11 . Григорий Палама , святитель. Святогорский Томас в защиту священнобезмолвствующих против тех, кто, не имея опыта, не веря святым, отвергает неописуемые таинственные действования (энергии) Духа, которые действуют в живущих по Духу и обнаруживают себя деятельно и не доказываются рассуждением./Пер. с древнегреч. Т.А. Миллер.//Альфа и Омега. – М., 1995. – (6). – С.69–76. 12 . Григорий Палама , святитель. Триады в защиту священнобезмолвствующих./Пер. с древнегреч., послесловие и комментарии В. Вениаминова. – М.: Канон, 1995. – 384с. 13 . Григорий Синаит , преподобный. Творения./Пер. с древнегреч. на славянский язык./Добротолюбие. T.I. – Репринт. Тутаев: Православное Братство святых князей Бориса и Глеба, 2000. – С.170–250. 14 . Григорий Синаит , преподобный. Творения./Пер. с древнегреч., примечания еп. Вениамина (Милова) . – М.: Новоспасский монастырь, 1999. – 158с. 15 . Григорий Синайский, преподобный. Весьма полезные главы о разных духовных предметах.//Христианское чтение. – СПб., 1824. – Ч.16. – С.115–168, 233–263. 16 . Григорий Синаит , преподобный. Творения./Пер. с древнегреч. на русский язык еп. Феофана (Говорова)./Добротолюбие. 2-е изд. Т.5. – М., 1900. – С.180–237. 17 . Дионисий Ареопагит , сщмч. О Божественных Именах. Мистическое Богословие. Тексты./Пер. с древнегреч. – СПб.: Глагол, 1995. – XXIII, 370с. 18 . Дионисий Ареопагит , сщмч. О небесной иерархии./Пер. с древнегреч. – СПб.: Глагол, РХГИ, Университетская книга, 1997. – LXVI, 188с. 19 . Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. – М.: Правило веры, 1999. – 576с. 20 . Древний Патерик, изложенный по главам. 3-е изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1899. – Репринт. М.: Планета, 1991. – 428, II с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. Использованная литература: 1 Афанасий Великий , свт. Творения: В 4 т. – Свято-Троицкая лавра, 1902–1903. Репринт: М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 4. С. 441–443. 2 Там же. Т. 3. С. 84, 86. 3 Сильвестр (Малеванский) , еп. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов). – Т. 2. Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкаго, 1892. С. 408. 4 Василий Великий , свт. Духовные наставления. – М.: Изд-во Сретенского монастыря; Новая книга; Ковчег, 1998. С. 302–303. 5 Василий Великий , свт. Творения: В 7 ч. – Троице-Сергиева лавра, 1900–1902. Ч. 5. Троице-Сергиева лавра, 1901. С. 295. 6 Имеется в виду только подвижничество, признанное другими известными Церкви аскетами и молитвенниками. 7 Василий Великий , свт. Творения: В 7 ч. Ч. 4. С. 331. 8 Сокровищница духовной мудрости: Выписки из творений святых отцов, расположенные в соответствии с годовым кругом евангельских чтений/Сост. М. Нейгум, прот. – Свято-Троицкая Сергиевая лавра, 2001. С. 258, 202. 9 Настольная книга священнослужителя: В 8 т. – М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1994. Т. 7. С. 659. 10 Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: В 12 т. – СПб., Репринт: М.: Изд-во Свт. Иоанна Златоустого , 2000. Т. 7. Кн 1. С. 440–441. 11 Сокровищница духовной мудрости. С. 202. 12 Настольная книга священнослужителя. Т. 7. С. 659. 13 Симеон Новый Богослов , прп. Творения: В 4 т. – Афонский русский Пантелеимонов монастырь, 1890. Репринт: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 2. С. 125–127. 14 Речь идет о несомненных подвижниках благочестия, известных Церкви, а не о всех вообще лицах, именуемых таковыми. 15 Феофилакт Болгарский , блж. Толкование на Евангелие от Матфея// Феофилакт Болгарский , блж. Благовестник: В 3 кн. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. Кн. 1. С. 116–117. 16 Там же. С. 276–277. 17 Феофилакт Болгарский , блж.. Толкование на Евангелие от Луки//Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник: В 3 кн. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. С. 492–493.

http://azbyka.ru/xula-na-duxa-svyatogo

14 августа 1914 года в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря отец Сергий был пострижен в монашество с именем Феофан и 14 сентября возведен в сан архимандрита. В 1916 году он был назначен ректором Пермской духовной семинарии. 26 февраля 1917 года архимандрит Феофан был хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. В октябре 1917 года в стране произошел государственный переворот и к власти пришли большевики, провозгласившие одной из своих целей уничтожение Церкви. В феврале 1918 года в Пермской губернии начались бесчинства и погромы, закрывались храмы и духовные учебные заведения, в некоторых храмах стали устраиваться танцевальные залы. 4 февраля 1918 года епископ Феофан возглавил многолюдный крестный ход, поводом для которого было воздвигнутое на Православную Церковь гонение; во время крестного хода пелись пасхальные песнопения и говорились соответствующие данным обстоятельствам проповеди. В феврале отряды большевиков совершили нападение на Успенский женский монастырь и подворье Белогорского монастыря в Перми. Появились первые зверски убитые. 12 апреля 1918 года епископ Пермский Андроник (Никольский) был возведен в сан архиепископа и 15 апреля возвратился в Пермь из Москвы, где он принимал участие в работе Поместного собора. 9 мая состоялся торжественный крестный ход, в котором приняли участие десятки тысяч людей. Напутствуя расходящиеся по своим храмам крестные ходы, архиепископ сказал, что враги христианства восстали на Церковь Христову, а в Церкви — наши устои, сохраняющие страну от распада и нашу нацию от уничтожения. 17 июня архиепископ Андроник был арестован и епископ Феофан принял управление Пермской епархией. В конце сентября 1918 года к епископу Феофану пришел бывший председатель Соликамской земской управы Дмитрий Николаевич Антипин, скрывавшийся в то время от преследования со стороны большевиков, и просил епископа назначить его куда-нибудь в село псаломщиком. Желая спасти его от смерти, епископ Феофан распорядился выдать ему указ о назначении псаломщиком в храм под другой фамилией. Указ должны были подписать член Епархиального совета протоиерей Константин Шестаков и сотрудник Консистории Гавриил Петрович Желателев. Однако Дмитрий Николаевич не поехал на место, куда был назначен, остался в Перми, был опознан перешедшим к большевикам сослуживцем и арестован Чрезвычайной комиссией. При аресте у него был найден указ. Вскоре в помещение Епархиального совета, находившееся в архиерейских покоях, пришел сотрудник ЧК и арестовал протоиерея Константина Шестакова и Гавриила Желателева.

http://foma.ru/uhodja-na-kazn-episkop-fe...

В музее-заповеднике «Кижи» откроется выставка «Свет Валаама» 17 февраля 2007 г. 12:14 «Свет Валаама» — так называется новая экспозиция музея-заповедника «Кижи», организованная в год 780-летнего юбилея начала христианизации Карелии. Выставка откроется 27 февраля в 15.00 в выставочном зале музея (пл. Кирова, 10а) и продолжит свою работу до 3 июня. Экспозиция является первой совместной выставкой Валаамского научно-исследовательского, церковно-археологического и природного музея-заповедника и музея «Кижи». Впервые перед петрозаводчанами и гостями города во всем своем величии и трагизме раскроются история и нынешнее возрождение древнейшей на Русском Севере монашеской обители. «Валаамский остров, — писал в середине XIX века профессор Санкт-Петербургской духовной академии И.А. Чистович, — лежит в пределах Карелии, поэтому и заботливость иноков о распространении света веры Христовой простиралась ближайшим образом на карелов, по западной и восточной стороне Ладожского озера. Так что не только финская Карелия, но и олонецкий край, по преданию, почитают прпп. Сергия и Германа своими просветителями». Валаамские чудотворцы усердно потрудились над распространением православной веры среди карельских жителей. В обители преподобных Сергия и Германа начинало свою деятельность немало православных миссионеров и устроителей монашеских обителей. Епархиальное древлехранилище церковной старины на Валааме, сообщает информационная служба музея «Кижи», было открыто при монастыре еще в 1911 году. Затем на святом острове в 1979 году появился государственный музей-заповедник, реорганизованный в 1992 году в Валаамский научно-исследовательский, церковно-археологический и природный музей-заповедник. С 2005 года учредителем музея является Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь. Сегодня Валаамский музей — единственный на Севере монастырский музей. В его фондах хранится более 5 тысяч предметов и документов. В будущем на острове будет создана постоянная экспозиция, раскрывающая то духовное наследие, которое, по словам Святейшего Патриарха Алексия, «умножает чувство нашего национального достоинства, нашу национальную память». Сайт Петрозаводской и Карельской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/198369.htm...

14 Эти сведения заимствуются из «Топографического статистического и пр. описания острова Кадьяка», сделанного архим. Иоасафом, и представленного им в Св. Синод. Копию с него см. в архиве Св. Синода в деле 45. Оно напечатано было в свое время в «Друге просвещения» за 1805 год. 15 Собственно жители о. Кадьяка назывались конягами, а на соседних островах и по берегам Америки жили племена, носившие названия кихтахов, афогнаков, кенайцев, чугачей, агмохляков и колош, – частью финского и частью монгольского племени. 16 Валаам. монастырь стр. 121. Этот же сообщительный инок, делясь своими впечатлениями с о. Назарием, писал ему, между прочим, о своем житье-бытье на Кадьяке: «У нас всегда новости и разговоры, а если бы не было обиды американцам от компании, то весьма весело бы было... В нашей гавани точно, как будто какой ни есть европейский городок. Слили ныне колокольчик пудов в пять и благовестят ко всякой службе, а утро и вечер бьют зори в барабан, и играет флейка; служба отправляется к наших покойцах, а церковь небольшая деревянная зачата делать, но еще не кончена. В праздники приходят к службе вояжные и посельщики, приехавшие с ними, также управитель, приказчики и штурмана, есть и офицеры. У нас родится репа, картофель и все огородные овощи, а огурцы не пробованы, также и хлеб; но один вояжный посеял ячмень в одно лето фунт, а взял полтора пуда, а в другое сеял – не было. Морские туманы, и ничего не родилось». См. «Валаамск. Монастырь» стр. 125. 17 Важную помощь миссионерам при сношении с дикарями оказывал сопутствовавший им толмач, тобольский купец Осип Прянишников, который, как знакомый с местными языками, был признан Св. Синодом официально со знанием «коллежского переводчика» и жалованьем в 225 руб. в год. 18 Творения Иннокентия, кн. II, стр. 5 и 6. О. Ювеналий был из офицеров и, таким образом, положил свою жизнь не на поле брани с врагами отечества, а умер от руки врагов имени Христова – за Его св. крест. По другому рассказу, о. Ювеналий тогда только перестал обличать своих свирепых убийц, когда они отдали его на съедение своим соседям, что те, конечно, и сделали с свойственным им варварским наслаждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/stolet...

В числе их был и отец Герман, где он с прочей Валаамской братией усердно потрудился во благовестии св. Евангелия и много тысяч душ привел ко Христу. Местом его подвигов был Еловый остров, названный им «Новым Валаамом», на котором он подвизался более сорока лет, и получив от Бога дар прозорливости, часто предсказывал будущее. Когда же приблизился день отшествия его ко Господу, старец приказал ученику своему зажечь свечи и читать деяния св. апостолов; через несколько времени лицо его просияло, и он громко воскликнул: «Слава Тебе Господи» и тихо преклонил голову на грудь Герасима, ученика своего, и отца Германа не стало. Так блаженно почил он сном праведника, 13 декабря 1837 года, на 81 году своей многотрудной и плодотворной жизни. По кончине его в один вечер жители окрестных селений видели над Еловым островом необыкновенный светлый столб, достигавший до неба 98 . 14. Монах Афанасий. Отец Афанасий происходил из тульских казенных оружейников; в монашество поступил прямо на Валаам в 1821 году. Приняв пострижение, проходил разные послушания; впоследствии около 20 лет подвизался в пустыне в строгом безмолвии. В пустынную келью свою он никого не принимал, мало с кем говорил, и то только по необходимой надобности, особенно удалялся от беседы с мирскими людьми. Он говорил: «я за них Богу ответа не дам, а за себя непременно истязан буду». Скончался 13 октября 1852 года, имея 80 лет от роду. 15. Рясофорный монах Феодор (Косенков). Отец Феодор в мире был секретарем при известном курском губернаторе Веревкине; имел крестьян, но за какое-то слово, сказанное в простоте сердца, был арестован и посажен в заточение, в котором едва не был съеден крысами. Тогда он дал обещание поступить в монастырь. По освобождении, он прибыл на Валаам 30-го августа 1827 г. Сначала он жил в скиту, строго исполняя скитский устав, потом усердно исправлял должность письмоводителя. Он скончался в 1838 году, имея 70 лет от рождения. 16. Иеромонах Виталий. Отец Виталий происходил из крестьян; в мире назывался Василием Кондратьевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Премилый человек! Доставил мне из поместья своего железную ванну и другие мелочи деревенские, весьма страннику нелишние. Радуюсь, что у вас идет все благополучно. Разумеется, напрасно времени тратить здесь я не намерен; теперь выехать мне невозможно, и не знаю скоро ли наступит эта возможность. Застарелая болезнь выходит не спеша Письмо к г. Б.П. непременно постараюсь тебе выслать. При первой возможности постараюсь написать к Павлу Васильевичу. Увидишь о. арх. Симеона, свидетельствуй ему мое истинное почтение. Скажи добрейшему Ивану Васильевичу Бутузову, что милейшее письмо его я получил, премного благодарю за него и буду отвечать при первых силах. И ныне бываю – уже дня с два – силен на полчаса в день, остальное время – все на постели. Благодарю за присланные деньги: они пришлись очень кстати: потому что у нас остался уже только один целковый, да и провизия вся истощилась. Поздравляю тебя и все братство с наступающим Праздником Рождества Христова Прошу у всех святых молитв о недостойном арх. Игнатий. 20 декабря 1847 года Письмо 28 Бесценный Игнатий! Поздравляю тебя с наступающим Праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом. Потрудись поздравить от меня всех наших знакомых, у кого побываешь, в особенности побывай у Василия Дмитревича Олсуфьева, гофмейстера цесаревичева, поздравь его всеусердно от меня: он предобрый и умный человек. Я ему писал от сего числа письмо. Благодарю тебя за шубку. Очень мне понравилась; особенно приятно, что ты ее устроил. На следующей почте думаю послать его В-ву рапорт о состоянии моего здоровья, которое хотя по всему видимому возвратилось, но делает для меня невозможным выезд сию минуту. Прилагаю один листок брошюры «Воспоминание о Б. м.», выправленный. Без числа ошибок! Совсем теряется и искажается смысл. Такой же листок посылаю в Бородинский монастырь, отдай сам или чрез кого два экземпляра «Валаамского Монастыря» в девичий Петербургский монастырь. Г-жам игуменье и благочинной. Прошу их, чтоб они сами заглянули в эти тетрадки, но не давали никому для чтения: особенно Кутье, имеющей единственный талант зависти и тем выказывающей куда, принадлежит их премудрость ( Иак. 3:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010