13. Василий Великий, святитель. Творения. Ч.1. М., 1845. С.283. 14. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М., 1986. С.455. 15. Моторин А. Словесность и литература: духовные основы русского и западноевропейского подхода к словесному творчеству. 16. Там же. 17. См.: Возникновение русской науки о литературе. М., 1975. С.42, 118-133; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 тт. М., 1986-1987. Т.2. С. 502; Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 тт. М., 1994. Т.1. С. 485. 18. Моторин А. Словесность и литература: духовные основы русского и западноевропейского подхода к словесному творчеству. 19. Захаров В.Н. Русская литература и христианство//Евангельский текст в русской литературе 18-20 веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994. С.5-11. 20. Любомудров А.М. Образ православного монашества в русской классике//Валаамский монастырь: Духовные традиции. История. Культура. СПб, 2004. С. 255-260. 21. Там же, с.248. 22. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений. Т.7. М., 2006. С.23. Для большей убедительности приведем здесь некоторые высказывания владыки Игнатия: «Ныне трудно найти монастырь благоустроенный! Во многих обителях воздвигаются различные здания значительных размеров, которые дают обители вид как будто процветания. Но это обман для поверхностного взгляда. Самое монашество быстро уничтожается. Душевный подвиг почти повсеместно отвергнут; самое понятие о нем потеряно. Этого мало! Во многих обителях совершенно потеряна нравственность» (Из письма Преосвященному Леониду (Краснопевкову), епископу Дмитровскому, 1859 год). В том же письме владыка Игнатий пишет и о духовных училищах: «У нас выходит воспитанник каким-то неопределенным направлением: он желает получить священническое место, если оно выгодно; если, по случаю, представится более выгодное место в приказных, то он нисколько не останавливается принять его. При беседах всегда слышишь на первом плане мысль о выгоде». В письме к архимандриту Игнатию (Васильеву) от 18 сентября 1847 года содержатся весьма резкие суждения о современниках: «Науки есть, академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора Богословия (право - смех, да и только); эти степени даются людям. ...Случись с этим «Богословом» какая напасть - и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких: доктор Богословия, а сомневается, был ли на земле Христос, не выдумка ли это...» (Указ.изд. С.86).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

монах Афанасий Преподобный Александр Свирский Скачать epub pdf Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору – первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз – на русской земле святому преподобному Александру Свирскому . Что значило это явление новозаветному святому – не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» – преподобного отца нашего и чудотворца Александра. Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины – а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра». Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца. Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии. Преп. Александр Свирский чудотворец Родился прп. Александр 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на «северный Афон». Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет велий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 году. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец; Преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся с именем Сергий, а мать – с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Нужно уделить сугубое внимание развитию системы и совершенствованию религиозного и богословского образования, увеличению роли духовных школ. Следует развивать взаимодействие Церкви с государством и гражданским обществом, в том числе и в сфере совершенствования законодательства, чтобы достичь более высокого уровня сотрудничества в социальной сфере. Необходимо инициировать процесс получения государственной поддержки церковных проектов, направленных на разрешение насущных социальных проблем, существующих в наших обществах. Не теряющим остроты остается вопрос о государственном признании дипломов духовных школ и присваиваемых ими ученых степеней. Надеюсь также, что в ближайшие годы нам удастся достичь значительных успехов по приобщению молодого поколения наших сограждан, обучающихся в общеобразовательных школах, к основам православной культуры. Наконец, предельно актуальными остаются задачи развития общинной жизни, просветительской деятельности, служения мирян, работы с молодежью. Желаю всем вам, возлюбленные о Господе братья, помощи Божией в трудах и плодотворной работы на Соборе, уповая, что в нашей жизни исполнятся слова святого апостола Павла: «Бог… терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15, 5-6). ——————————————————————————— Подробная статистика состояния Русской Православной Церкви по епархиям представлена в таблице В 2005 году состоялись Патриаршие визиты и поездки в Краснодарскую епархию (15-16 июня), Казанскую епархию (20-21 июня), г. Серпухов (28 июля), по монастырям Владимирской и Ярославской епархий (30 июля — 1 августа), в Калужскую епархию (12-14 августа), в Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь (18-19 августа), в г. Санкт-Петербург (20 августа), Бакинскую епархию (14-15 сентября), Тульскую епархию (20-21 сентября), Нижегородскую епархию (3-4 ноября), Кишиневскую епархию (13-14 ноября). В 2006 году Предстоятелем Русской Церкви было совершено семь Первосвятительских визитов в епархии.

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

3 обложки; Четвериков С., прот. Молдавский старец Паисий Величковский. Петсери: Путь жизни, 1938. Ч. I. 135 с.; Ч. 2. 125 с. Читателям и друзьям «Вестника»//Вестник: Орган церковно-общественной жизни. 1939. 2. С. 2 обложки. Протокол 12 Заседания Правления Валаамского монастыря состоявшегося «15» августа 1938 г. (Книга Протоколов Заседаний Правления Валаамского монастыря//Архив Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Финляндия). Отметим, что десятью днями ранее правление отклонило «просьбу Кн. Жевахова о принятии его в обитель на особых условиях», посчитав, что выдвинутые для переселения в монастырь бывшим товарищем обер-прокурора Святейшего Синода, автором получивших известность в среде русской эмиграции мемуаров и попечителем русского подворья в г. Бари князем Николаем Давидовичем Жеваховым «упомянутые условия для обители неприемлемы» (Протокол 12 Заседания Правления… «4» августа 1938 г.//Там же). К этому времени кн. Н. Д. Жевахов уже бывал в монастыре и печатался в газете «Утренняя Заря». Хроника//Вестник: Орган церковно-общественной жизни. 1938. 4. С. 22. Sorbets J. Aux portes de l’U.R.S.S. Valamo, l’archipel aux moines//L’Illustration. 1938. 10 septembre. P. 573–575. Жизнь Движения//Вестник: Орган церковно-общественной жизни. 1939. 2. С. 32. Приложение к «Спутнику» на Валаам. Вид и описание св. обители/изд. А. А. Анникова. СПб.: Типография и Хромолитография А. Траншеля, Стремянная, 12. СПб., 1886. 14 с. Текст отпечатан на обороте подробного изображения всех сооружений центральной усадьбы монастыря. Хроника//Вестник: Орган церковно-общественной жизни. 1939. 2. С. 29. Письмо прот. С. Четверикова Л. А. Зандеру от 7 января 1940 г. (Публикуется в приложении). Четвериков С., прот. Бог в Русской душе//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1928. 15 (17/30 сентября). С. 25. Письмо монаха Иувиана (Красноперова) Евпраксии Степановне от 3 марта 1941 г. (Машинопись. Подпись — автограф. Частное собрание). Четвериков С., прот. Валаамский патерик. (Рукопись. 29 л. Архив Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

http://bogoslov.ru/article/6174394

Внутренний четырехугольник построен при игумене Назарии, который для иноков назначил два рода келий: холодные с небольшими окнами – для молитвы, и теплые с большими окнами – для пребывания в остальное время». [Поездка на Валаам//Русский художественный листок. – – 1858] 15 На Аляску для проповеди слова Божия отпавились шесть валаамских и два коневских инока во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Это иеромонах Макарий, иеромонах Иувеналий (претерпевший мученическую кончину), иеромонах Афанасий, иеродиакон Нектарий, монах Герман (преподобный Герман Аляскинский) и иеродиакон Стефан с монахом Иоасафом. 16 Обжительный порядок заведен в следующих новгородских монастырях: Иверском, Тихвине Большом, Клопском, Отенском, Дымском и в Филиппо-Ирапской пустыни. 17 Архимандрит Феофан, настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря. Родился в 1742 году в дворянской семье. Пострижен в монашество в 1775 году в Валахии в Тисманском монастыре архимандритом Феодосием. В 1777 году определен во Флорищеву пустынь, в 1778-м – в Софрониеву пустынь. В 1780 году переведен в Александро-Невскую Лавру. 24 декабря 1782 года стал келейником митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила. 14 сентября 1791 года назначен игуменом в Моденский монастырь. В 1793 году переведен в Кирилло-Новоезерский монастырь. Скончался в 1832 году. 18 Архимандрит Феодосий (в миру – Феодор Маслов). Родился в городе Глухове Черниговской губернии. Первоначально поступил в Свенский монастырь, оттуда ушел в Молдавию, к известному старцу Василию (1767), учеником которого был и старец Паисий (Величковский) . В 1767–1778 годах отец Феодосии настоятельствовал в Тясминском и Мерлополянском монастырях. В 1779 году он был назначен настоятелем в Молчанскую Софрониеву пустынь, для возобновления монашеской жизни. Здесь он ввел общежительный устав Афонской Горы. Преставился ко Господу 9 декабря 1802 года. 19 Я. Д. Никольский с 1788 года преподавал Троице-Сергиевой семинарии. Скончался в сане протоиерея Успенского собора в 1839 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец посетил Вознесенский Печерский монастырь 14 августа 2009 г. 12:15 Вознесенский Печерский монастырь 11 августа посетил организатор и руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец. Об этом сообщает официальный сайт обители . В сопровождении наместника монастыря архимандрита Тихона (Затекина) гость побывал в монастырском Успенском храме и Церковно-археологическом музее Нижегородской епархии. По словам Сергея Леонидовича, он был обрадован и удивлен расцветом Нижегородской епархии, темпами восстановления храмов и монастырей. Справка: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия» учрежден на базе Издательства Свято-Преображенского Валаамского монастыря указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 10 сентября 1996 г. Наиболее значительными изданиями периода 1994–1999 гг. являются «История Русской Церкви» в 9 томах, сборник «Патриарх Гермоген», новый перевод «Жития и чудес преподобного Сергия, игумена Радонежского», исследование «Православие в Эстонии» Святейшего Патриарха Алексия II. 10 октября 1996 г. Священный Синод РПЦ одобрил проект издания 25-томной Православной энциклопедии. Для реализации проекта образованы Наблюдательный, Попечительский, Церковно-научный и Научно-редакционный советы, Ассоциация благотворителей. Научно-информационную поддержку проекту оказывают синодальные комиссии и отделы Московского Патриархата, РАН, научно-исследовательские институты, ведущие духовные и светские учебные заведения, архивы, музеи, библиотеки. Издание «Православная энциклопедия» включено в федеральную программу Министерства культуры РФ «Культура России 2001–2005 гг.». Министерство образования РФ присвоило «Православной энциклопедии» статус учебного пособия для вузов РФ. Работа ЦНЦ осуществляется при поддержке Правительства Москвы, ряда регионов РФ (Саратовской, Самарской и других областей), промышленников и предпринимателей, объединенных в Попечительский совет и Ассоциацию благотворителей «Православной энциклопедии».

http://patriarchia.ru/db/text/719841.htm...

Игумен Моисей промыслом Божиим приведен начально с братом моим в Саровскую Пустынь 1805 года Мая 13 дня, на 24 году жизни, с трех годовым паспортом; а оттуда 1807 года Февраля 2 дня, получа свидетельство за подписанием Строителя иеромонаха Исаии с подтверждением о том Игуменов: Маркеллина и Назария, бывшего Валаамского, за их подписом, отправился за увольнением и в 1808 году 23 Февраля получил из Московского Купеческого общества увольнение в монашеское звание, по которому 1809 года Июля 14 дня определен Указом Орловской епархии в Брянский Свенский монастырь. Где находясь, по благословению Преосвещеннейшего Досифея Епископа Орловского, представляем был в Св. Синод к пострижению в мантию; но по недостатку в увольнительном Свидетельстве слова о обязательстве всем Обществом платежа казенных повинностей в оном отказано Указом 1810 года Марта 8 дня. Почему, получа обратно свое увольнительное свидетельство от Игумена Амвросия 27 Ноября 1810 года, отправился паки в Москву ходатайствовать у Общества Купеческого дополнения означенного слова, и в 1811 году получа 16 Марта новое свидетельство, по совету иеромонаха Алексия Симоновского, расположился испытать себя, по первоначальному желанию своему, в пустынном уединении, отдельно от монастыря. И слыша о Старце иеромонахе Афанасии, живущем смоленской губернии Рославской округи в лесной даче помещика Броневского Демьяна Михайловича, прибыл туда и был оным Старцем помещен в сожительство с ним. – А в 1812 году, по нашествии на Смоленскую губернию неприязненных Французов я оставил Пустыню и отправился в Свенсикй монастырь, а оттуда в Белобережскую Пустынь, в которой с Августа месяца прожил более года и возвратился паки в ту же Пустыню 1815 года к Иеромонаху Афанасию. – А 1816 года Января 15 дня прибыл ко мне из Ростова брат Александр, с которым, того же года в последних числах августа отправился я до Киева, через города: Мглин, Стародуб и чернигов. Достигши туда 11 сентября и пробыли до 16 сентября, обходя все Св. Обители в Киеве и приняв благословение от Его Святейшества Митрополита Серапиона, также и Наместника Лавры Архимандрита Антония, отправились обратно, через города: Козелец, Королевец и Севск, посещая на пути Св. Обители: Софрониевую, Глинскую, Площанскую, Белобережскую и Свенский монастырь. Достигши наконец своей пустынной келии в ноябре месяце пробыли в оной до Декабря 1817. Потом отправился я с братом Александром в Москву, для оспрошения у Общества Купеческого увольнения в монашеское звание и – благодарение Богу – получили оное и возвратились в 1818 года в марте месяце в Пустыню.– V

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

291, 292, 294, 295 Герасимов А. – делопроизводитель мобилизационного Отделения Петергофского уездного Комиссариата по военным делам. 215 Герасимов Павел Матвеевич (в монашестве Павел); (1 января 1863 – 3 марта 1934). Окончил ДУ. С 24 сентября 1898 – преподаватель церковного пения Олонецкой ДС. Диакон Петрозаводского кафедрального собора; 23 августа 1898 рукоположен во священника к Крестовой церкви архиерейского дома; с 18 августа 1899 – сверхштатный священник Александро-Невской церкви Петрозаводска; с 28 ноября 1902 – священник церкви с. Виданы Петрозаводского уезда; с 1903 – эконом Олонецкого ЕЖУ; с 18 сентября 1906 – священник на диаконской вакансии Кондушского прихода Олонецкого уезда; с 6 сентября 1907 – священник Чуриловской церкви Вытегорского уезда; с 1911 – делопроизводитель Олонецкого епархиального свечного завода; 3 января 1913 назначен на штатную диаконскую вакансию к церкви Петрозаводского ДУ, одновременно с января 1913 – и. о. настоятеля Скорбященской тюремной церкви г. Петрозаводска; 13 ноября 1913 назначен на вновь открытую вакансию священника тюремной церкви (в мае 1917 при ней открыт приход); протоиерей. Уклонился в обновленчество. 18 октября 1925 был хиротонисан во епископа Каргопольского, викария Карельской (Олонецкой) епархии. С 20 августа 1930 – на покое. С 11 марта 1931 – временно управляющий Карельской епархией; с 15 июля 1931 – на покое. 123 Геркен Екатерина Сергеевна; (ок. 1871 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. Бухгалтер. 357 Герман Валаамский, прп. (? – около 1353). 8 Герман Нина Борисовна; (ок. 1906 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 357 Гермоген (Долганев Георгий Ефремович); (25 апреля 1858 – 15 (или 16) июня 1918). Окончил юридический факультет Новороссийского университета (1889) и С.-Петербургскую ДА (1893), к. б. Пострижен в монашество 28 ноября 1890, рукоположен во иеродиакона 2 декабря 1890, во иеромонаха – 15 марта 1892. С 17 сентября 1893 – инспектор, с 18 июля 1898 – ректор Тифлисской ДС, архимандрит. 17 декабря 1900 назначен и 14 января 1901 хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии; с 21 марта 1903 – епископ Саратовский и Царицынский. 17 января 1912 уволен на покой, с пребыванием в Жировицком монастыре Гродненской епархии, 25 августа 1915 – местопребыванием назначен Николо-Угрешский монастырь Московской епархии. С 8 марта 1917 – епископ Тобольский и Сибирский. Утоплен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда Валаамская обитель разорена была Шведами и в течение слишком ста лет находилась в совершенном запустении, то пожалованные ей вотчины, земли и угодья, одни перешли во владение дворцовой канцелярии, другия поступили даже в пользование частных лиц 51 . Дело же о воссоздании обители, начавшееся по указу Петра Великого, разом потребовало значительных средств. Нужно было, вдобавок, и о том подумать заблаговременно, чем пропитывать бедную братию, которая со временем должна населить обитель. В силу таких потребностей и соображений строитель Иосиф ходатайствовал о возвращении монастырю древних царских пожалований. В 1729 году он представил в Государственную вотчинную коллегии, для записки в крепостные книги, сохранившиеся царские грамоты. В 1732 году он подал прошение в Правительствующий Сенат. В этом прошении, воспоминая древние царские милости, оказанные Валаамскому монастырю, строитель объяснял, что в обители начата постройка церквей, из которых ни одна не совершена; что ограды вокруг монастыря нет, что в колоколах належит нужда, и просил „для показанного разорения и скудости, на пропитание и на церковные потребы пожаловать старинными их вотчинами, сенными покосами и рыбными ловлями”. Прошение о. Иосифа было доведено до сведения императрицы Анны Иоанновны. Государыня повелела: 23 двора в Саккульском погосте, состоявшие в ведении дворцовой канцелярии, отдать в Валаамский монастырь по прежнему и дозволить монастырю владеть находящимися вкруг него рыбными ловлями безоброчно 52 , Солёная варница, мельница, рыбныя ловли и сенные покосы, находившиеся в Кольском узде Архангельской губернии, были отчислены около этого же времени от Васильевского монастыря и приписаны к Валаамской обители. Подаянием доброхотных дателей и своими трудами от рыбных ловел и от пашенной земли содержалось Валаамское братство. Со 105 душ мужского пола, числившихся в 28 дворах Саккульского погоста, монастырь ежегодно получал „по шведским правилам по ревизии” 30 руб. 14 к. деньгами, хлеба – ржи 15 четвертей и 1 четверик, овса 8 четвертей, ячменю 4 четверти 5 четвериков. Сборный хлеб употребляем был братиею трудникам и крестьянам своим, которые приходят для работы в монастырь, в питомство без остатку 53 . Вотчинные крестьяне исправляли в монастыре разные работы: поэтому владение вотчиной много облегчало содержание монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 10-й воспрещается братии принимать в келии мирских людей, в особенности женского пола и отроков. В 11-й воспрещается братии, без ведома и благословения настоятеля, писать и принимать письма. В 12-й воспрещается братии, за исключением настоятеля, без особой благословной причины входить в разговоры с приезжающими в монастырь монахами и мирскими. В 13-й повелевается братии обличать и останавливать тех членов своего общества, которые позволяют себе произносить душевредные слова, порочить и осуждать ближних; в случае же неисправления, доносить о них игумену. В 14-й воспрещается братии выходить, без благословения настоятеля, из монастыря в лес и куда бы то ни было. В 15-й воспрещается братии заниматься каким-либо рукоделием для себя, собственно, и без благословения настоятеля. В 16-й воспрещается настоятелю и братии иметь какую-либо самомалейшую собственность. Вновь вступающий в монастырь обязывается не оставлять ни у себя, ни у знакомых и родственников ни денег, ни вещей, как бы они велики или ничтожны ни были, но предоставлять все монастырю в распоряжение настоятеля, а предоставленное монастырю уже не считать своим. В 17-й главе обязывается всякий брат, когда подадут ему милостыню для монастыря или, собственно, для него – будет ли эта милостыня состоять в деньгах, или съестных припасах, или одежде, или пище, или какой другой вещи – все представлять в монастырь в пользу общежития, а собственно, в свою пользу ничего не брать и не утаивать. В 18-й главе воспрещается всякому брату брать какую бы то ни было монастырскую вещь, самомалейшую, без благословения настоятеля. Взявший что без благословения считается украденным. Если же посторонний возьмет вещь, принадлежащую монастырю, то не смущаться, а с сохранением спокойствия уведомить о том настоятеля. В 19-й главе заповедуется братии сохранение благочиния при общих и частных послушаниях. Старший из братии, находящейся на каком-либо послушании, должен наблюдать, чтобы они воздерживались от празднословия. Старший брат должен в то время, как другие работают, если труд такого рода, что может препровождаться чтением, занимать их душеполезным чтением или и сам трудиться с ними. Настоятель должен внимательно наблюдать как за старшими в послушаниях, так и за прочими трудящимися братиями. (Старших он должен научать монашеской жизни, и когда кого из старших признает недостаточным для пользования подведомственных ему братий, то заменять его другим). Прочей же братии настоятель должен возлагать послушания, сообразуясь с душевными и телесными свойствами каждого; употреблять неграмотных и крепких: для земляных и других тяжелых работ, а братиям слабого сложения предоставлять послушания более легкие, наблюдая, чтобы никто не предавался праздности и лености.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010