– в иеромонаха. Состоял смотрителем смоляного завода. Находился при монастырском подворье в Москве и в Сердоболе. Наум (Николай Уваров; 1865–1922), монах. Из петербургских мещан. Вдовец, детей не имел. 12 октября 1899 г. поступил в Валаамский монастырь. 19 октября 1904 г. определен в послушники. 14 февраля 1909 г. пострижен в монашество. Проходил послушание в монастырской рухлядной, а также при часовне в г. Петрограде. Нестор (Яков Григорьевич Киселенков; 1887–1967), игумен. Родился в с. Воронино Мосальского уезда Калужской губ. 8 июня 1905 г. поступил в Валаамский монастырь. 19 октября 1911 г. стал послушником. 3 апреля 1918 г. пострижен в монашество. 15 ноября 1922 г. рукоположен в иеродиакона, 29 июня 1926 г. – в иеромонаха. Проходил малярное послушание. Находился в Германовском скиту и при Финляндском архиерейском доме в Выборге. Состоял певчим монастырского соборного хора. С 1942 г. – регент монастырского хора. С 1948 г. – благочинный монастыря. 24 августа 1949 г. избран казначеем. С 26 июля 1952 г. настоятель Валаамского монастыря. Скончался в Северокарельской центральной больнице г. Йоенсуу. Погребен на монастырском кладбище Нового Валаама в Финляндии. Никита (Николай Бользнов; 1873–1963), иеромонах. Из крестьян Московской губ. 31 августа 1899 г. поступил в монастырь. 21 декабря 1906 г. зачислен в послушники. 14 февраля 1909 г. пострижен в монашество. 9 марта 1914 г. рукоположен во иеродиакона, 25 августа 1919 г. – в иеромонаха. Состоял смотрителем монастырской кузницы и правил чреду священнослужения. Находился в Германовском и Сергиевском скитах. Состоял смотрителем кузницы. Николай (Борис Дорофеевич Ярушевич; 1881–1961), митрополит Крутицкий и Коломенский. Родился в г. Ковно, в семье протоиерея, настоятеля Ковенского Александро-Невского собора. Окончил Петербургскую гимназию с золотой медалью. Прошел первый курс физико-математического факультета, затем в 1914 г. закончил Санкт-Петербургскую Духовную академию. 23 октября того же года пострижен в монашество, 24 октября рукоположен в иеродиакона, а 25 октября – в сан иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

рукоположен во иеродиакона, 22 октября 1911 г. – во иеромонаха. Проходил кузнечное послушание, был смотрителем слесарной мастерской, исполнял чреду священнослужения. Был экономом Финляндского архиерейского дома в Выборге. 3 ноября 1920 г. переведен в Коневский монастырь. В 1921 г. назначен настоятелем Коневского монастыря. В 1926 г. отстранен от должности. Скончался в Кейтеле (Финляндия). Анания (Александр Петрович Дворянский; 1872–1955), монах. Родился в слободе Антропшино Царскосельского уезда Петербургской губ. 20 апреля 1902 г. поступил в монастырь. 17 февраля 1907 г. определен в послушники. 23 июня 1912 г. пострижен в монашество. Проходил послушания при больнице, гостинице, на кухне и в хлебопекарне, а также на общих монастырских работах. Анатолий (Анатолий Ардалионович Табаков; 1893–1962), рясофорный послушник. Крестьянин Вологодской губ., холост, по профессии – сапожник. 15 мая 1911 г. поступил в Печенгский монастырь. В 1918 г. стал послушником. В монастыре был келарем. Андрей (Алексей Грачев; 1876–1948), иеромонах. Родом из Ярославской губ. 2 августа 1906 г. поступил в Валаамский монастырь. 14 февраля 1909 г. определен в послушники. 7 апреля 1911 г. пострижен в монашество. 5 февраля 1917 г. рукоположен в иеродиакона, 12 марта 1922 г. – в иеромонаха. Проходил послушание фельдшера при монастырской больнице. С июля 1921 г. заведовал братской больницей и аптекой. Исполнял обязанности благочинного Валаамского монастыря. Антоний (Алексей Амплиевич Пятовский; 1874–1951), иеродиакон. Родился в д. Аргуновская Вельского уезда Вологодской губ. Поступил в Трифоно-Печенгский монастырь в 1899 г. 31 июля 1902 г. определен в послушники этого монастыря. 30 марта 1914 г. пострижен в монашество. Проходил послушание келаря, чтеца, гостиника, пономаря, пекаря и просфорника. С 1932 г. по своему прошению, предписанием архиепископа Германа, переведен в Валаамский монастырь. 28 июня 1933 г. рукоположен в иеродиакона. Пек хлеб, просфоры. Антонин (Алексей Яблоков; 1867–1922), иеромонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Иона (Илья Макарович Бряшников; 1872–1952), иеромонах. Родился в Казанской губ. В 1894 г. прибыл в Трифоно-Печенгский монастырь. 23 марта 1909 г. пострижен в монашество. 16 июля 1919 г. рукоположен во иеродиакона, позднее – во иеромонаха. В монастыре нес послушание казначея. Похоронен на монастырском кладбище Нового Валаама в Финляндии. Иона (Иван Богданович Пупков; 1894–1967), иеромонах. Родился в с. Пчевы Новоладожского уезда Петербургской губ. 15 мая 1915 г. поступил в Валаамский монастырь. 20 июня 1920 г. определен в послушники. 13 августа 1934 г. пострижен в монашество. 2 августа 1953 г. рукоположен в иеродиакона, 25 декабря 1963 г. – в иеромонаха. Проходил послушание в сапожной мастерской, позднее заведовал ею. Иона (Иван Степанович Вяртенев; 1902–1982), иеродиакон. Из крестьянской семьи Олонецкой губ., с. Рипускала. Вдовец. 22 июля 1942 г. прибыл в Коневский монастырь, находившийся на территории Финляндии. Там же пострижен в монашество, 18 апреля 1946 г. рукоположен в иеродиакона. Выполнял различные послушания. С 31 августа 1956 г. – в числе братии Валаамского монастыря Папинниеми. Ионафан (Иван Баранов; 1849–1915), архимандрит. Из крестьян д. Егла Боровичского уезда Новгородской губ. Строитель Савватиевского скита на Соловках. 1890–1915 гг. – настоятель Трифоно-Печенгского монастыря. При нем монастырь расширил и укрепил свое хозяйство, успешно занимался просветительством. Ириней (Иван Андреевич Яковлев; 1867–1939), иеромонах. Родился в г. Солигаличе Костромской губ. 14 июля 1893 г. поступил в Валаамский монастырь. 23 октября 1895 г. определен в послушники. 6 марта 1899 г. пострижен в монашество. 22 июля 1901 г. рукоположен в иеродиакона. 18 июля 1904 г. – в иеромонаха. Проходил послушание в живописной мастерской, исправлял чреду священнослужения. В течение двух лет служил в монастырской часовне в Петрограде, подвизался как священник в воинских частях. В 1911 г. зачислен на службу в госпиталь 140 1-й Финляндской стрелковой бригады. Предсмертная болезнь отца Иринея длилась 60 дней, в течение которых он не вкушал никакой пиши. Кончина его была безболезненной, тихой и мирной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

О приезде в Печенгу отец Иакинф обещался написать Вам и нам. Валаам, 15 декабря 1921 г., Монах Иувиан». 13 ноября 1921 г     Амфилохий (Кулаков Алексей Семенович) , иеромонах. Родился 11 марта 1875 г. в д. Есиной Богородского у. Московской губ. Окончил курс Александровского Мариинского училища. Поступил в Валаамский монастырь 31 августа 1899 г. Определен в послушники 16 сентября 1902 г. Пострижен в монашество 1 марта 1908 г. Рукоположен во иеродиакона 29 июля 1910 г. Посвящен во иеромонаха 22 октября 1911 г. Награжден набедренником 14 апреля 1913 г. Награжден золотым наперсным крестом от Св. Синода 6 мая 1916 г. Проходил кузнечное послушание, смотрителем слесарной мастерской и исполнял чреду священнослужения. Исправлял должность эконома Финляндского Архиерейского дома в Выборге. 3 ноября 1920 г. перечислен в Коневский монастырь. Был в 1921 г. назначен настоятелем Коневского монастыря. В 1926 г. отстранен от должности. Скончался 20 мая/2 июня 1946 г. в Кейтеле (Финляндия). Азария (Егоров Алексей Иванович) , иеромонах. Родился 7 декабря 1875 г. в д. Веретий Новоладожского у. Петербургской губ. Окончил курс монастырской богословской школы по старшему отделению. Поступил в Валаамский монастырь 20 января 1904 г. Определен в послушники 2 июня 1910 г. Пострижен в монашество 23 июня 1912 г. Рукоположен во иеродиакона 18 июля 1920 г. Посвящен во иеромонаха 13 ноября 1921 г. Проходил послушание на молочной ферме, состоял смотрителем этой фермы. Переведен в ТрифоновПеченгский монастырь в 1921 г. Аввакум (Тухтин Александр Федорович) , иеромонах. Родился 19 ноября 1882 г. в д. Лукина Молгского у. Ярославской губ. Поступил в Валаамский монастырь 1 марта 1903 г. 11 марта 1908 г. определен в послушники. 9 августа 1914 г. пострижен в монашество. Окончил курс монастырской богословской школы по младшему отделению в 1913 г. Проходил послушания на подворье в Моск ве, при гостинице в монастыре, в братской трапезе. Переведен в братство Три фонов-Пе ченг ского монастыря 19 октября 1921 г. Рукоположен во иеродиакона ., во иеромонаха 17 ноября 1921 г. 11 октября 1926 г. перемещен обратно в число братии Валаамского монастыря. Скончался 4/17 декабря 1928 г.

http://pravoslavie.ru/6153.html

Щетина Феодосий – см. Феодосий Щетина, старец   Юрий–Георгий Владимирович–Васильевич, Долгорукий, князь Ростово-Суздальский, великий князь Киевский с 1151 г., † 15 мая 1157 г.— Л. 2 об. Юрий–Георгиевич Всеволодович–Дмитриевич, князь Суздальской земли с 1212 г., погиб в битве с татарами при реке Сить 4 марта 1238 г.— Л. 2 об. Юрий–Георгий Данилович, князь Московский с 1303 г., великий князь Владимирский в 1317–1322 гг., убит в Орде 21 ноября 1325 г. — Л. 2 об.   Ярослав–Георгий Владимирович–Васильевич, Мудрый, князь Ростовской земли с конца 980-х гг., князь Новгородский с 1010 г., великий князь Киевский с 1019 г., † 20 февраля 1054 г. — Л. 2 об. Ярослав–Федор Всеволодович–Дмитриевич, князь Новгородский с 1215 г., князь Суздальской земли с 1238 г., † 1246 г. — Л. 2 Ярослав–Афанасий Ярославич–Федорович, князь Тверской в 1260-х гг., великий князь Владимирский с 1264 г., князь Новгородский в 1269–1270-х гг., † 1272 г. — Л. 2 об.   Географический указатель   Валаам, остров в северо-западной части Ладожского озера Валаамский монастырь – см. Монастыри Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь — см. Монастыри Великий Новгород — см. Новгород Великий   Корела (Кексгольм), город в северной части Новгородской земли на берегу Ладожского озера — Л. 10, 11 об., 23 Корельский Троицкий монастырь — см. Монастыри   Монастыри: Валаамский Спасо–Преображенский мужской, в южной части острова Валаам — Л. 17 Коневский Богородицкий Рождественский (Рождества Пречистой Богородицы) мужской, на острове Коневец Ладожского озера — Л. 1 Корельский Троицкий в городе Корела — Л. 11 об. Орешковский девичий в городе Орешек — Л. 11 об. Москва, город московский рубль – Л. 17   Новгород Великий, город на реке Волхов, центр Новгородской земли новгородские архиепископы — Л. 2   Орешек (Шлиссельбург), город на севере Новгородской земли при впадении Невы в Ладожское озеро — Л. 14 об., 15 Орешковский девичий монастырь — см. Монастыри   Поморье, территория на севере России — Л. 23 об.   Руса — см. Старая Руса, город

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛААМСКИЙ РАСПЕВ совокупность муз. вариантов церковных песнопений, бытовавшая в Валаамском мон-ре. Проблемы происхождения распева, его самостоятельности или, напротив, зависимости от др. распевов не нашли в наст. время однозначного решения в совр. музыковедении. В архивах России древние певч. рукописи Валаама, к-рые могли бы стать объектом исследования, не сохранились. В описании древлехранилища Валаамского мон-ря, сделанном в 1913 г., значились 4 рукописных певч. «Ирмология»: 2 из них были записаны знаменной нотацией, 2 - квадратной нотолинейной; в последнем есть примечание «ноты крюковые на пятилинейной системе» (Епархиальное древлехранилище. С. 18). Самая древняя рукопись, «Ирмологий нотный с месяцесловом» (полуустав XV в., раздельноречие), была отнесена составителями к эпохе князей, т. к. в припевах на 9-й песни канона Сретению Господню упоминается князь (Епархиальное древлехранилище. C. 18-19); к тому же периоду относился и сокращенный «Ирмологий». Нотолинейная рукопись «Ирмологий и праздники», а также, по-видимому, «Ирмологий и некоторые стихиры из нотного Обихода» были созданы переписчиком Петром Макарьевым в 1690 г. По данным И. Гарднера , в наст. время в музее г. Куопио в Финляндии находятся 2 крюковых Ирмология (Куопио. Церковный православный музей. Инв. 64, 69) ( Gardner J. v. Die altrussischen Neumen-Handschriften des orthodoxen Kirchenmuseums in Kuopio//Die Welt der Slaven. Köln; W., 1973. Jg. 18). При отсутствии рукописей важным источником сведений о певч. традиции Валаамского мон-ря являются описания, оставленные паломниками. Первое описание (1847) принадлежит свт. Игнатию (Брянчанинову) , к-рый отметил особую выразительность валаамского пения, «глубокое набожное чувство и необыкновенную энергию, которая потрясает душу». Услышанный им напев он назвал знаменным, или «столбовым»: «Тоны этого напева величественны, протяжны, заунывны, изображают стоны души кающейся . Эти тоны - в гармонии с дикою, строгою природою, с громадными массами гранита, с темным лесом, с глубокими водами» (Валаамский монастырь. С. 14-15).

http://pravenc.ru/text/153891.html

Двадцатилетняя девица Агафия Иоаникиева Макарова, крестьянка Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Салминского погоста, деревни Гиеви, что на острове Старая Мыза, зимой 1849 года внезапно впала в расслабление всего тела, которое продолжалось слишком пять недель. Особенно она страдала болью в голове, так что не могла ей пошевелить. Агафия не имела никаких медицинских пособий, просила лишь преподобных Сергия и Германа о своем исцелении, обещая, по выздоровлении, идти пешком на поклонение чудотворным мощам Валаамских Угодников. Молитва ее была услышана: ей вдруг стало легче и в короткое время она была в состоянии исполнить свой обет. На день празднества Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1849 году, приходила на Валаам уже совершенно здоровой и поведала о случившемся с ней проживающему в монастыре родному дяде своему, Василию Юдину Макарову, впоследствии монаху Варлааму. 14. Исцеление хромого Феодора Гаугине Уроженец Манинского острова, деревни Пелтози, Феодор Иванов Гаугине, будучи на работе, внезапно почувствовал боль в ноге, которая быстро усилилась и вскоре он принужден был ходить на деревяшке. В этом жалком состоянии, Феодор обратился с молитвой к преподобным Сергию и Герману, прося от них исцеления. Молитва его была услышана: ноге стало тотчас же легче. Феодор поехал в Валаамский монастырь и там в скором времени нога его совершенно исцелела. В благодарность к Преподобным, Феодор жил два года работником на монастырском гальоте. 15. Исцеление С.–Петербургского купца Капитона Михайловича Михайлова от холеры Летом 1849 года, С.–Петербургский купец Капитон Михайлович Михайлов, проводив супругу свою на богомолье в Валаамский монастырь, внезапно заболел холерой. Болезнь развилась быстро и достигла той степени, что все усилия помочь страдальцу остались безуспешны. Болящий это заметил и стал уже мысленно прощаться с отсутствующей своей супругой. Горько жалел он, что не поехал с ней и вспомнил, что не раз давал обещание поклониться Валаамским Чудотворцам, но все по житейским нуждам отлагал до удобнейшего, по его расчетам, времени, и вот, как бы в наказание, умирает в разлуке с женой!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн Стартовал проект «Пароход времени " Валаамский монастырь " » 14 августа 2023 г. 15:28 11 августа 2023 года дайверский клуб «ДИВО» отправил десятидневную экспедицию к затонувшему кораблю «Valamon luostari». Ее основная цель — создание документального фильма о полуторавековой истории судна, который снимут с использованием 3D-mexhoлoruй и редких архивных материалов. По словам авторов проекта, его реализация позволит достичь сразу нескольких целей: привлечь внимание молодежи к отечественной истории, дополнить знания о материальной культуре Валаама первой половины XX века и ускорить развитие подводной археологии в России. Дайверы разработали комплекс мероприятий, и первым стала десятидневная экспедиция к затонувшему на дне Никоновской бухты кораблю «Valamon luostari» («Валаамский монастырь»). Корабль спустили на воду во второй половине XIX века в Швеции, а с 1931 по 1939 год он принадлежал Валаамскому монастырю и, вероятнее всего, перевозил паломников. Пароход затонул после того, как был мобилизован в финский флот во время войны СССР с Финляндией. Через судьбу этого судна можно показать современному зрителю целую эпоху, считают в клубе «ДИВО». А чтобы картина была полноценной и увлекательной, ее дополнят фрагментами современной подводной съемки и компьютерной графикой. «Лучше всего молодежь запоминает и усваивает материалы с применением интересных и знакомых ей графических технологий. Это преимущественно 3D-мoдeлupobahue. С его помощью на пароходе времени мы перенесемся из настоящего в прошлое и расскажем, каким был и как сейчас выглядит флот Валаамского монастыря», — рассказал руководитель клуба подводного плавания «ДИВО» Сергей Куликов. По его словам, проект уникален для России. Модель корабля в фильме будет выполнена в максимальном соответствии с реальным прототипом, а 3D-эффekm позволит зрителю увидеть весь жизненный путь парохода. «Авторы проекта готовятся снять документальный фильм о том, что стало причиной гибели судна, какие бытовые предметы оно хранило под водой все это время в качестве артефактов — посуду с камбуза, навигационные фонари. Документальная хроника будет интересна зрителям всех возрастов», — рассказал генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.

http://patriarchia.ru/db/text/6049355.ht...

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Воспоминания самовидцев. – М.: Отчий Дом, 2011. С. 188. Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии 1880-1920-е гг.: (Из истории финнизации православной конфессии). Дис. канд. ист. наук. – Петрозаводск, 1999. С. 115. Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии 1880-1920-е гг.: (Из истории финнизации православной конфессии). Дис. канд. ист. наук. – Петрозаводск, 1999. С. 38. Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917-1957 гг.). – М.: Издательство ПСТГУ, 2012. С. 104. Миролюбов-Нурмела А. Павлов, Пауланне или Пауломаа? Русские фамилии и заявления на их изменение на финские среди «старых русских» в Финляндии в 1920-1940 гг. Дис. докт. соц. наук. – Тампере, 2008. С. 21. Миролюбов-Нурмела А. Павлов, Пауланне или Пауломаа? Русские фамилии и заявления на их изменение на финские среди «старых русских» в Финляндии в 1920-1940 гг. Дис. докт. соц. наук. – Тампере, 2008. – С. 39. Комментарии ( 2): Матиас 20 октября 2014г. 14:15 Интересное исследование иеромонаха Силуана. Будучи знакомым с первой статьей автора http://www.bogoslov.ru/text/4047527.html появляется мысль, что уважаемый о. Силуан предлагает нам новый взгляд на фигуру архиепископа Германа (Аава). Факты используемые прот. Владиславом Цыпиным несмотря на их краткость, ясно показывают факт того, что архиепископ Герман ставленник власти (которая проводила политику национализма) после фактического изгнания епископа Серафима (Лукьянова), поставленного Патриархом Тихоном окормлять Финляндскую епархию. Поставление во епископа без предварительного пострига также является нарушением. Самовольное переведение в юрисдикцию Константинопольского Патриарха тоже вызывает большой вопрос. А история с обвинениями предявленными Им митрополиту Евлогию (Георгиевскому) в проведении русской политики в Финляндии в 1927 году показывают антироссийскую политику Германа (Аава), который находился под давлением власти. И большой вопрос было ли это для него самого проблемой!! Послевоенные события и последующее признание РПЦ самозванной Церкви являются плодом политики проводимой в СССР Советом по делам Религий, а до этого Советом по делам РПЦ, когда Церковь была практически полностью в политических моментах подконтрольна государству. Ситуация в Финляндии во время постановления архиепископа Германа (Аава) похожа на нынешнее стремление сторонников автокефалии на Украине, которые наверное были бы рады схожему повороту истории.

http://bogoslov.ru/article/4231899

Сергия и Германа (1885). Владыке Сергию какое-то время удавалось сохранять равновесие между двумя национальными направлениями в жизни епархии. По его инициативе в 1907 г., с привлечением приходского духовенства, было разработано особое положение о православных приходах, попечительствах и братствах в Финляндии. 21 декабря 1909 г. архиепископ Сергий обратился к финляндскому генерал-губернатору Ф. Зейну с призывом защитить православных карел от насильственной финнизации, что было расценено местной прессой как призыв к священной войне. 6 мая 1911 г. был назначен членом Святейшего Синода с сохранением за ним Финляндской кафедры; в 1912 г. избран председателем постоянного Предсоборного совещания. За труды по ограждению православного населения Финляндии от чуждых Православию влияний и выполнение ответственных поручений Святейшего Синода награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 9 ноября 1913 г. был председателем Учебного комитета и позднее – Миссионерского совета при Святейшем Синоде. После смены дореволюционного состава Синода возглавил новый состав, будучи единственным архиереем, сохранившимся от прежнего состава; оставался архиепископом Финляндским до 10 августа 1917 г. С 8 сентября 1943 г. по 15 мая 1944 г. – Патриарх Московский и всея Руси. Силуан (Степан Никитич Огнев; 1879–1945), монах. Родился в д. Красный Бор Тихвинского уезда Новгородской губ. 8 мая 1906 г. поступил в Валаамский монастырь. 14 февраля 1909 г. определен в послушники. 13 ноября 1918 г. пострижен в монашество. Проходил послушание матроса на монастырском пароходе «Сергий». Был призван на военную службу в 1914 г. и участвовал в боевых действиях. С 1930-х гг. ведал монастырской моторной лодкой и переправлял на ней паломников. Симеон (Савелий Семенович Семенов; 1877–1951), монах. Родился в д. Решетниково Сычевского уезда Смоленской губ. 15 октября 1903 г. поступил в Валаамский монастырь. 11 марта 1908 г. определен в послушники. 18 мая 1911 г. пострижен в монашество. Проходил послушания трапезного пекаря, был поваром при больнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010