Василий (Кривошеин) , архиеп. Святой Григорий Палама . Личность и учение по недавно опубликованным материалам//Вестник Русского Западно-европейского Патриаршего Экзархата. 1960. 33–34. С. 101–114. Васильев С. Ф. Критический анализ концепции синергийной антропологии С. С. Хоружего//Человек и мир человека: Сборник статей всероссийской научной конференции 31 октября 2008. Рубцовск, 2008. вып. 5. С. 58–72. Васина М. В. Богословие Архимандрита Софрония (Сахарова) . Материалы Круглого Стола//Начало. СПб., 2002. 12. С. 76–80. Ведерников А. В. Владимир Лосский и его богословие//Богословские труды. М.: изд. Московской патриархии, 1972. 8. С. 215–230. Ведерников А. Профессор прот. Г. В. Флоровский//Флоровский Г., прот. Христианство и цивилизация/сост. Евлампиев И. И. СПб.: изд. РХГА, 2005. С. 797–805. Дитрих фон Гильдебранд. Новая Вавилонская башня. Избранные философские работы/Пер. Смирнова А. И. СПб.: Алетейя, 1998. С. 7–64. Давыденков О. , прот. Библейско-патристические истоки христианского персонализма//Развитие личности. М., 2007. 3. С. 88–107. Давыденков О. , прот. Догматическое Богословие. М.: изд. ПСТБИ., 1997. Ч. 2. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Л., 1972–1988. Т. 28. Ч. 1. Евлампиев И. И. Богословие против философии: творческое служение Георгия Флоровского //Флоровский Г., прот. Христианство и цивилизация. С. 5–48. Епифанович С. Л. Лекции по патрологии: Церковная письменность I–III веков. СПб.: Воскресение, 2010. Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М.: Мартис, 2003. Завершинский Г., свящ. Богословие диалога: отношения людей в вещественном мире// Церковь и время. М., 2010, 2 (51). С. 195–206. Завершинский Г., свящ. Богословие диалога: «принцип персоны» архим. Софрония (Сахарова) // Церковь и время. М., 2007 4 (41) С. 32–44. Завершинский Г., свящ. Богословский Экзистенциализм Архимандрита Софрония (Сахарова) //Альфа и Омега. М., 1999. 3(21). С. 167–180. Зандер Л. Новая книга о Достоевском как введение в православное мировоззрение. Рецензия на книгу иеромон. Иустина Поповича Философия и религия Достоевского. Сремски Карловци, 1924//Путь. Париж, 1927. 8. С. 149–153.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Возлюби ближнего своего как самого себя; как хотите, чтобы люди вам делали, так и вы делайте людям. Легко любить тех, кто вас любит, это и грешники умеют. А вы возлюбите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, делайте добрые дела тем, кто вам делает злые дела. В православной религиозности главный канон – святость. Святость как норма жизни! Вот что обеспечивает живучесть и семьям, и общинам, и государствам, и цивилизациям. Наш народ это давно выразил в поговорке: «Не стоит село без праведника, а город – без святого». Таким верующим Господь сказал: «Вы – соль земли… Вы свет миру». Богочеловек всегда выбирал слово предельно точно. Соль даже в небольших количествах имеет сохраняющую силу. Трехпроцентный раствор поваренной соли – это очень крепкий рассол, в котором сохраняются продукты. А свет дает возможность видеть цель. Так и верующие во Христа люди. Даже в небольших количествах они выполняют важную социальную роль в секулярном мире. Самим своим существованием они удерживают окружающих людей от полного осатанения и взаимного истребления, они имеют цель и смысл жизни и тем самым показывают путь, дают пример. Т.о., секулярный мир и Церковь Христова – общность, не противники, не враги, это пересекающиеся понятия, они имеют общую «территорию». Линия разделения (даже линия фронта) проходит не между религиозностью и атеизмом, а между разницей в цели и смысле жизни. Разница между сынами Бога и сынами дьявола, как назвал их Господь наш Иисус Христос в притче о пшенице и плевелах (Мф. 13: 24-43). И то, что происходит сейчас в обществе и в Церкви – это не проникновение секулярных идей в религиозность. Это подмена целей. Разрушение православного богословия в интеллектуальной среде, «либерал-православие», неообновленчество и т.н. «непоминающее» неостарообрядчество – это всё имеет одну природу – подмена целей. Не Бог становится целью, не воссоединение с ним, а земная польза, утверждение собственной правоты, собственной праведности. Дьявол стремится отвлечь внимание людей от истинной войны (его войны против Бога) войной показной – между людьми, странами, классами, этносами, цивилизациями. Но это всё «разрисованные холсты», закрывающие от людей реальность. И социальные сети как виртуальный мир, виртуальная Вавилонская башня делают это всего эффективнее.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/13/se...

Где, откуда на этой убогой земле подняться национальному гению? Не заменит его и изощренность мастерства, искушенность культурной традиции, чем живет Запад; Россия порвала все традиции, кроме традиции презрения к мастерству. В России есть лишь один центр для духовного собирания народа. Есть сердце России, и пока оно не перестало биться, нельзя говорить о смерти нации. В Церкви, сжавшейся, сдавленной в темной, подземной темнице, сохранились огромные, еще небывалые духовные силы. Они ждут своей актуализации. Придет пора, когда эта актуализация предстанет для них не в личном подвижничестве, а во всенародном служении. Это будет началом воскресения России. Потеря «христианского народа» имеет и свое положительное значение. Благочестивая старушка перестает быть идеальной представительницей православного мирянства. Вместе с ней отпадает и бесхитростная установка на темноту. Христианство снова становится – как в Киеве и в Москве, как в Византии и в Риме – религией духовной аристократии. Творящие культуру слои освящают ее в купели мистерий, и оттуда воды ее текут до самой глубины народной жизни. Восстанавливается истинная иерархия духовного творчества нации. Вместе с прекращением рокового разрыва между «духовной жизнью» и «духовной культурой» создаются предпосылки для оцерковления культуры. Оцерковление культуры – это наша христианская утопия, которую мы противополагаем всевозможным утопиям современности. Все остальные утопии реализуются в ней. Оцерковление для нас – не подчинение внешнему авторитету Церкви. Оно есть осуществление религиозно-культурного единства, при котором Церковь не противостоит культуре, но творит ее в своих недрах. Это понятие не отрицательно-ограничивающее, но творчески-положительное. Его предпосылкой является не только признание миром религиозной правды Церкви, но и пробуждение в Церкви творчески-культурных сил. В этой утопии находят свое утоление и тоска художника по едином монументальном стиле, немыслимом вне религиозной цельности, и тоска ученого по синтезе рассыпающейся груды наукообразных конструкций. Лишь в этой утопии Вавилонская башня культуры становится храмом, оправдывающим свое священное имя Babel. Купол святой Софии, как земное небо, спускается на исполинские столпы вселенского храма. А вокруг храма уже видны очертания нового града – христианской общественности.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

далее... Прошедшее десятилетие свидетельствует, что мы очень правильно поступили, не последовав " добрым " советам: не вбросили наркотики на улицы наших городов под видом контролируемой раздачи, не поставили на оживленных перекрестках автобусы с лозунгом " Наркоман, обменяй шприц! " Вы представляете, как бы это сказалось на ситуации в стране? Тут не нужно быть социальным психологом, чтобы понять, как бы это отразилось на мировоззрении людей, на отношении молодежи к самой проблеме потребления наркотиков. далее... Людей призывали порвать с прошлым, целиком устремиться в будущее, и многие вняли этим заклинаниям, не почуяли подвоха, оторвались от своих корней и, тем самым, нарушили одну из основных заповедей - " чти отца твоего и матерь твою " . Надругательство над могилами и над верой отцов - свидетельство очень глубокого нравственного падения. далее... Современное искусство - Вавилонская башня, которая будет разрушена. Человечество, вероятно, должно подойти к краю, за которым - позор и стыд, и, отшатнувшись, вернуться обратно. Иного пути, как пути возврата к Богу, нет. Если же войти в рушащийся мир и ощутить его как последний, можно погибнуть душевно, что со многими и происходит. далее... Он спросил меня, кого я больше ненавижу, большевиков или немцев. Я подумала и говорю, что, пожалуй, немцев больше. Потому что у большевиков и палачи, и тюрьмы есть, и лагеря, но нет печей, куда живых людей бросают. И вдруг с его губ слетает то, что никогда мной не было забыто. Еле-еле, очевидно, он знал, что в кабинете есть звукоулавливатель, почти одними губами: " А ты уверена? " далее... Парадоксально, что Филарет, который всю свою сознательную жизнь абсолютно отрицал все украинское, вдруг превращается не только в украинца, а в " патриарха " Украинской Церкви, да еще и " Киевского патриархата " . В беседах с верующими людьми, которые не могут проникнуть в глубину этого происшествия в силу малой информированности, я говорю: " Вы поймите, ваш " патриарх " низложен Церковью на законном основании. Той Церковью, которая поставила его епископом. Та же Церковь составом тех же епископов его низложила. Это вполне законный канонический акт. Против этого никто не может ничего сделать или возразить " .

http://pravoslavie.ru/4530.html

И еще связать его с тем событием, которое было раньше, – строительством ковчега . В строительстве ковчега нужно участвовать. И все, кто помог бы Ною строить ковчег, кроме его трех сыновей с женами, вошли бы в ковчег, если бы покаялись. Так что когда тебе говорят: строй ковчег – строй ковчег. Когда тебе говорят: строй башню – не строй башню. Потому что все строители башни будут наказаны. И сегодня многие люди участвуют – вольно или невольно, некоторые ведомо или неведомо – в строительстве нового огромного богоборческого человеческого здания, из которого они будут то ли волхвовать, то ли грозить кулаками небу, то ли воевать с небом напрямую. Как безумцы, которые описаны в одной из басен Крылова, решившие забросать небо камнями. Небо не спорило с ними – просто они обрушили эти камни на свои головы. Но Вавилонская башня строится, и в ее строительстве лучше участия, конечно, не принимать. Распознай тайны времени, пойми время, пойми современные опасности, устранись от них по возможности сам – этого с тебя довольно. Не тщись слабою рукою остановить апокалиптическое движение времен – примерно в таких категориях говорил об этом святитель Игнатий (Брянчанинов). Его же молитвами, а также молитвами всех остальных святителей, издалека видевших эту грандиозную безбожную стройку, внутри которой мы живем и цементом которой мы дышим, молитвами этих людей да даст нам Бог мудрость, чтобы нам видеть дело Божие и дело врага Божиего. И к Небесному Иерусалиму стремиться, а из земного града выйти, потому что христианин – это тот человек, который здесь не имеет вечного пребывания и грядущего града взыскует. Он выходит за ворота, к Христу, нося Его поругания, – Христос за воротами Иерусалима распят, за городом. И он выходит за город, поношение Христово нося, и с Христом желает славу разделить. Надеется на другой город, сходящий свыше, как невеста, украшенная для мужа своего, – вот вам, собственно, вся история мира: Иерихон, Вавилон, в конце концов Апокалипсис – и образ великого, чудного города, сходящего свыше. Нам туда дорога, нам надо там жить. Этот город Богом построен, не нам его созидать, он готовый.

http://pravoslavie.ru/92749.html

Нештатные пока священники уже несколько лет окормляют военных. Часто собираются, чтобы поделиться опытом, даже по родам войск. Например, в городе Энгельсе Саратовской области прошли общие сборы военного духовенства и руководства частей дальней авиации. Собрались 13 священнослужителей из 11 епархий Русской православной церкви. На базе храмов и церквей на территории соединений ракетных войск стратегического назначения отработана технология для введения в войсках института дивизионных благочинных и полковых священников. Военный обозреватель «Времени новостей» лично видел изображение святой великомученицы Варвары, покровительницы ракетных войск, на центральном командном пункте РВСН—можно сказать, у главной кнопки «ядерного щита» страны. «Государство без Бога—каторга, культура без Бога—Вавилонская башня, а армия без Бога—ржавое железо», -- говорил известный философ Иван Ильин. Может быть, с появлением в новых бригадах священников (как и введенных недавно представителей Генштаба) и вправду бесполезного «железа» в армии станет меньше. Церковь на службе армии Россия—одна из немногих стран, где пока нет капелланов. Во всех крупных военных державах за исключением Северной Кореи, Китая и России духовенство присутствует. В армии всех стран НАТО священники получают офицерское жалованье. В армии США служат 3 тыс. капелланов, еще почти столько же находится в резерве. В Германии капелланов формально нет, но есть система договоров, которые государство заключает с католической и евангелической церковью на духовное обслуживание военных. В бундесвере сегодня работает свыше 90 военных священников. Государство обеспечивает их заработной платой и социальным пакетом. Они подчиняются при этом только своему епископу (военных епископов не существует), не носят воинских знаков отличия. До революции в России было 3700 полковых священников и 100 имамов. По данным Министерства обороны РФ, сегодня две трети военнослужащих страны называют себя верующими. Из них 83% -- православные, 8% -- мусульмане и 9% -- последователи других религий. В России сегодня работает в воинских частях в общей сложности около 400 священников. Среди них большинство прошли срочную службу, много офицеров запаса. Около 100 служили в горячих точках и имеют боевые награды. При участии военнослужащих в воинских училищах и частях на сегодняшний день построено 83 православных храма.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Революционный период сейчас как бы уже завершается, революционные потрясения коснулись Грузии, Украины, сейчас на очереди Россия. И потом будет происходить ужасное воцарение антихриста. Все рвутся в Евросоюз, не понимая того, что само объединение Европы – это есть воссоздание Римской империи, то, что обязательно происходит во дни антихриста. Поэтому любой шаг в сторону объединения с единой Европой – это пособничество антихристу. На самом деле в теперешней ситуации разобщение более угодно Богу, чем объединение. Мы привыкли к тому, что единство – это всегда безусловно что-то хорошее, но это не так. Вспомните, как строилась Вавилонская башня – она создавалась при полном единодушии всех людей, они разговаривали даже на одном языке. И Господь, сойдя на землю, разрушил это их единодушие, Он смешал все их языки. Все, что делает Бог, есть благо, – это значит, что разделение, которое Господь принес при строительстве Вавилонской башни, было благо. Нарушать это разделение не надо. Это было разделение на языки, на национальности. Каждая нация – это есть граница ответственности, очерченная рукою Бога. Когда границы между национальностями стираются, мы приближаемся к интернациональному и космополитическому Вавилону, царству антихриста. Этого надо опасаться. То, что, графа национальности пропала из российских паспортов – это свидетельство о победе космополитизма, то есть Бог разделяет людей на нации, а дьяволу это неугодно, он хочет стереть понятие нации. А нация – это школа любви и граница ответственности, очерченная рукою Бога. Если человек любит свой собственный народ, он может с пониманием и уважением отнестись и к другому народу. А тот человек, который не понимает, что нация – это школа любви, он будет человеконенавистником по отношению к любому другому народу. Следующий этап – в уничтожении понятия пола. Сейчас говорят: какая разница – мужской, женский пол, если человек может пол свой поменять. Потом они откажутся от понятия семьи. Отход от традиционного понятия семьи – это гомосексуальные семьи; сейчас в Америке уже венчают гомосексуалистов, как мужчин, так и женщин. Процесс отхода от традиционного понимания семейной жизни будет продолжаться, как об этом в книгах Варсонофия и Иоанна подробно описано.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

С точки зрения автора этих строк, значение этого уникального богословского мнения не было по достоинству оценено ни в теологии, ни в философии. А ведь, по сути, европейское учение о «личности» было бы куда как проще выводить из личности-монады Евстафия, чем из категорий Аристотеля. Но Евстафия обошли вниманием даже современные теологи-персоналисты (митр. Иоанн (Зизиулас), Христос Яннарас и др.) – видимо, из-за его репутации «криптомодалиста» . Архимандрит Феогност (Пушков) Евразийские сборники «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийства» (София 1921 г.) — первый коллективный сборник евразийцев. Евразийство — теоретическое и политическое направление, рожденное в русской эмиграции и до сих пор оказывающее влияние на русскую культуру. Эта книга собрала тексты его основоположников — Петра Савицкого, П. Сувчинского, Георгия В. Флоровского, Н. С. Трубецкого. Впоследствии Георгий Флоровской станет острым критиком евразийства и основоположником неопатристической теологии. «На путях. Утверждение евразийцев. Книга вторая» (Москва — Берлин: Геликон, 1922) — один из важнейших сборников евразийства. Кроме классиков евразийства (Савицкого, Сувчинского, Трубецкого) в этот сборник включены тексты теолога и патролога Флоровского, историка Церкви Карташева, культуролога Бицилли: «Реформа, Реформация и исполнение Церкви»; «Знамения былого (О Лескове)»; «Типы творчества (Памяти А. Блока)»; «Религии Индии и христианство»; «О патриотизме праведном и греховном». И др. тексты. « Евразийский временник . Непериодическое издание под редакцией Петра Савицкого, П. П. Сувчинского и кн. Н. С. Трубецкого. Книга третья» (Евразийское книгоиздательство, Берлин, 1923) — один из сборников евразийцев: «Опыт по истории государственных идеалов России»; «Инобытие русской религиозности»; «Вавилонская башня и смешение языков»; «Производительныя силы России». И др. тексты. Музыка «Sacred Music. The Polyphonic Motet From Ars Antiqua To The Renaissance» — четвертый диск из серии «Cornerstone Works Of Sacred Music From The Middle Ages To The 20th Century» содержит образцы полифонических мотетов от Средних веков до эпохи Возрождения (Ars Antiqua, Англия XIV в., Ars Nova, проторенессанс, Ренессанс).

http://blog.predanie.ru/article/knigi-o-...

Следует отметить, что многие западные экологи и футурологи, не углубляясь в суть вопроса, придерживаются суждения о христианстве как о религии, виновной в экологическом Власть человека над природой (Библия. Бытие 1:28 ) понимается ими не как ответственность и бережное попечение, а богословски невежественно, в либеральном духе – как хищничество и потребительство. Но самое главное, традиционным религиям (в первую очередь, конечно, христианству) вменяется в вину, и в данном случае справедливо, противодействие осуществляемой ООН политике снижения рождаемости для построения «рая на Поэтому параллельно продвижению Концепции устойчивого развития строится «вавилонская башня» – грандиозный альянс между всеми религиями, духовными группами и 33, 34]. Звучит также и призыв обновить и трансформировать религии, раскрыть в них экологическое измерение (другими словами, превратить их в язычество), чтобы в таком новом качестве они помогли встретить беспрецедентный вызов нашего времени и позаботиться о благополучии всего Критерием истинности религии предложено считать ее «экологичность». Большим успехом пользуется почитание Земли как божественного разумного существа – «Геи», практикуемое неоязычниками. Культ Геи является вместе с тем частью нового религиозного движения Нью Эйдж, которое претендует на роль глобальной экологичной религии и представляет собой смесь наукообразия, язычества, восточного мистицизма, ведьмовства (викки) и 36]. Ньюэйджевскую философию привнесли в ООН два ее влиятельных члена – Морис Стронг и Роберт Мюллер. Согласно западным источникам, Роберт Мюллер является учеником Алисы Бейли, продолжательницы теософской деятельности Е.Блаватской, и называет себя «человеком, через которого говорит Его стараниями при ООН официально аккредитованы в качестве консультативных неправительственных организаций The Lucis Trust (оккультная организация, вначале откровенно называвшаяся именем Люцифера) и The Aquarian Age Community («Общество Эры Наиболее откровенные последователи Нью Эйдж заявляют о необходимости «очищения Матери-Земли» от тех, кто не примет «нового сознания». Жизнь определенных групп людей для них имеет такую же ценность, как и жизнь животных, или даже «патогенных микроорганизмов, или клеток опухоли», поразивших священную В подобной атмосфере создаются эко-фашистские организации, ставящие своей целью борьбу за добровольное вымирание или под лозунгом «Убей себя, спаси планету!» продвигающие эвтаназию («Церковь эвтаназии»).

http://azbyka.ru/zdorovie/dvizhenie-nyu-...

Мы стоим на развалинах Вавилона. На том месте, где возвышалась Вавилонская башня. От башни можно различить только контуры фундамента. – Куда же делась башня? – спрашивает журналист у проводника-араба. – Её унесли. – То есть как унесли? – Так, по камешку. Век за веком отсюда уносили кирпичи и строили из них себе дома. – А Рай , ведь он был здесь? – След его потерян. У нас думают, – продолжал араб, – что Рай находился там, где сливаются вместе великие реки Тигр и Евфрат. Там, где-то в горах Анатолии, возле Арарата – большой-большой горы... Далее журналист пишет: «...Когда стоишь там, где была Вавилонская Башня, тебя охватывает неизъяснимая глубокая печаль. От великой башни ничего не осталось. Гордое сооружение, о котором в Книге Бытия сказано: «...построим себе башню высотой до небес и сделаем себе имя», разобрано по кирпичику. Стрёкот цикад да кваканье лягушек – вот все, что осталось от гордых замыслов людей, что нарушает здешнее безмолвие. Сам город Вавилон сохранился до сих пор несколько лучше. Узкие улочки, по которым можно пройти и сегодня. Вот место, где возвышался величественный дворец Навуходоносора II с тронным залом. Рядом были висячие сады, считавшиеся одним из семи чудес света. Мы проходим через пальмовую рощу. Солнце яркое. Воздух прозрачен. Тихим было небо над Вавилоном и четыре тысячи лет тому назад. Но тогда не было гробового безмолвия. В развалинах города Ура 7 мы видели слои почвы, которые, по мнению археологов и других учёных, представляют собой осадочные породы, явные следы Всемирного Потопа. Учёные полагают, что наводнение, оставившее после себя этот слой осадков, произошло 5 тысяч 400 лет тому назад. Междуречье великих рек Тигра и Евфрата – настоящая родина шумерской культуры. По преданию, в этих местах находился Рай, в котором жили и блаженствовали Адам и Ева. Пять тысяч лет назад шумерский царь Гильгамеш после долгих поисков определил, что Эдемский сад цвёл и изобиловал всевозможными дивными плодами в районе города Ура. В развалинах города Ура мы опускаемся в подземелья, где обнаружены царские гробницы. Раскопки не оставляют ни малейшего сомнения, что когда умирал царь или царица, их добровольно сопровождали в могилу слуги (10–80 человек), их замуровывали живыми. Вот одна сцена из многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010