Протоиерей-психолог Андрей Лоргус: Миф помогает людям выжить Мифы оказывают огромное влияние на жизнь и отдельного человека, и целых народов, они чрезвычайно живучи, и чтобы от них избавиться, нужна огромная рациональная и духовная работа личности над собой, утверждает ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус. 24 июня, 2014 Мифы оказывают огромное влияние на жизнь и отдельного человека, и целых народов, они чрезвычайно живучи, и чтобы от них избавиться, нужна огромная рациональная и духовная работа личности над собой, утверждает ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус. Ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус рассказал в интервью РИА Новости, что такое миф и какова его роль в нашей жизни, особенно в условиях информационной войны, когда все ее участники обвиняют противоположную сторону в создании ложной, мифологической картины происходящего. Беседовала Марина Борисова. Миф обслуживает страх — Отец Андрей, мифом зачастую называют самые разные вещи. С какой трактовкой чаще всего сталкиваетесь вы? — Психология и идеология исходят из гипотезы, что миф обслуживает определенные потребности человека, в том числе и неосознаваемые. Самый простой вариант — это когда он обслуживает страх. Ведь страх, который испытывает человек, племя, народ, вполне может быть понят рационально, а может — через миф. И благодаря работе мифа, людям становится легче, у них появляется ощущение, что они знают, где выход, знают, что надо делать. Типичный пример – Вавилонская башня. Ее строителей воодушевлял миф, что если они построят эту башню, то достигнут такой неимоверной реализации человеческого бытия, что, по сути дела, станут повелителями Вселенной — богами. Главное — договориться и создать правильный проект. — Но это же та модель, по которой развиваются все цивилизации. — Одна из моделей. Например, когда начинается война и народ понимает, что, если он не создаст современную боеспособную армию со всеми ее тылами, заводами и так далее, он не выживет. И народ создает такую армию и побеждает. И это – не миф. Это – реалистическое отношение к действительности. И когда человек понимает, что, если он не посеет пшеницу, то он на следующий год будет голодать, – это реальность. Но в той же ситуации можно жить мифом, что, если мы не отнимем хлеб у соседней деревни, которая забрала наш хлеб, мы умрем с голода.

http://pravmir.ru/protoierey-psiholog-an...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Мир без Бога – Вавилонская башня В ветхой истории описано знаменательное событие, имеющее универсальный и глобальный смысл. Его значение во многом определяет последнюю судьбу мира. Это строительство Вавилонской башни Прежде чем разойтись по лицу земли, люди решили построить город и башню высотой до Неба. При этом они говорили: «Сделаем себе имя» , то есть построим башню, чтобы прославить свои имена. Может быть, они мнили, что, разойдясь по лицу земли, будут видеть эту башню из тех земель, куда они разошлись, и что созерцание башни будет их как-то объединять, но на самом деле Библия дает очень четкое, емкое и глубокое свидетельство: «Сделаем себе имя , – прославим себя» – ветхозаветное человечество перед тем как разойтись мечтало о славе рода человеческого, о могуществе, о своей великой силе. И хотело этой славы и могущества достичь без Бога – настолько помимо Него, что Богу пришлось Самому посмотреть, чем заняты люди. Когда мы просим благословения на всякое дело, мы молимся, чтобы Бог присутствовал здесь, рядом с нами, и освящал Своим присутствием наши дела. Мы вводим Его в свой замысел и исповедуем, что без Него не можем сделать ничесоже . Люди, затеявшие строительство Вавилонской башни, открыто противопоставили себя Богу, не захотев Его присутствием освятить башню. Все их устремления были проникнуты конфликтом, борьбой, противопоставлением себя Ему. Как уже было сказано, они хотели достичь славы человеческой без Бога – даже не просто без Него, а помимо Бога. Чтобы разрушить неправильное человеческое намерение, Господь смешивает их языки. Люди перестают понимать друг друга, и дело их прекращается. Если смотреть более глубоко, то строительство Вавилонской башни – самая яркая попытка человечества построить рай на земле без Бога: воплотить свою мечту, чтобы людям на земле было хорошо, чтобы они прославлялись в веках, но в этом Бог бы не участвовал. Построить мир всеобщего довольства, всеобщей сытости – без милости, любви и зависимости от Бога.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/5

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Вавилон В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Название «Вавилон» [евр. Бавель] впервые встречается в связи с образованием царства Нимрода ( Быт. 10:10 ), а затем упоминается в рассказе о строительстве башни ( Быт. 11:9 ). При этом название города связывается со значением «смешивать», «рассеивать». Еврейское слово бавель и греч.лат. Бабилон восходят к вавил. баб-или, которое, в свою очередь, является переводом шумер. названия кадингир-ра, что означает «врата Бога». В ВЗ, уже в рассказе о строительстве башни, В. становится олицетворением могуществ. силы, противной Богу. Вавил. башня – предостерегающий символ человеч. гордыни, следствием которой стало смешение языков и рассеяние народов. Согл. вавил. преданию, город был основан богом Мардуком и разрушен царем Саргоном ок. 2350 г. до Р.Х. И хотя в результате археол. раскопок не было получено доказат-в существования на месте В. города до 1800 г. до Р.Х., из вавил. преданий следует, что на этом месте все же находился свящ. город. В тексте, датируемом учеными приблизит. 2250 г. до Р.Х., описывается восстановление в В. башни-храма (зиккурата). В этой эпопее, которой было дано название «строительство Вавилонской башни», говорится о башне (мигдоле), которая должна была стать символом города и исповедуемой в нем религии. Из Быт. 11 можно сделать вывод, что ни сама башня, ни город не были достроены и что башня представляла собой ступенчатый храм, многоэтажный зиккурат. Впервые подобное строение было воздвигнуто в Вавилонии в нач. III тысячел. до Р.Х. на сооруженной рядом с главным храмом низкой платформе, на которой находилась целла божества. Согл. Шарр-кали-шарри, следующие упоминания о вавил. зиккурате связаны с его восстановлением царем Асархаддоном (681–669 гг. до Р.Х.). Шумерское название зиккурата – «Этеменанки» («Дом, являющийся основанием неба и земли, верхушка которого достигает неба»). Он был соединен с храмом Мардука. Это строение сильно пострадало при нашествии Синаххериба (библ. Сеннахирима) в 689 г. до Р.Х. и во время войны 652–648 гг. до Р.Х., но затем было восстановлено Навуходоносором II (604–562 гг. до Р.Х.). Оно было обнаружено Р.Кольдевеем в 1890 г. Это строение описано Геродотом, видевшим его около 460 г. до Р.Х. Нижний этаж здания имел в основании квадрат 90 х 90 м и выс. 33 м. Далее располагались еще пять этажей выс. от 6 до 18 м, площадь каждого из которых последовательно уменьшалась. На самом верху башни находилось святилище, в которое, как считалось, спускался с небес бог. Вавил. зиккурат был разрушен Ксерксом в 472 г. до Р.Х. Александр Македонский не успел восстановить его. В наст. время на месте некогда величественного здания находится котлован. Неизвестно, являются ли башня, упомянутая в гл. 11 Быт, и башня, описанная Геродотом, одним и тем же строением. Хотя в библ. рассказе, обнаруживающем все признаки историч. достоверности, говорится о башне как о здании, которого больше не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая должна была, по замыслу людей, достичь вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки строителей, так что они больше не могли понимать друг друга, и рассеял их по всей земле; таким образом, реализация задуманного грандиозного плана не была осуществлена. Мораль сюжета — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом. Описание Картина открывает перед зрителем загадочный и трагический образ легендарного библейского сооружения, которое находится в разгаре своего возведения. Но даже в недостроенном виде башня потрясает воображение зрителя. Сильнейшее впечатление производит даже не столько само сооружение, устремляющееся в заоблачную высь, сколько инженерная и архитектурная точность.  Перед зрителем предстает единый яркий архитектурный образ, предельно дерзкий по своему замыслу и убедительный по инженерному воплощению на практике. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Множество маленьких людей, рабочих и строителей снуют вокруг гигантского сооружения. По реке к гигантской стройке доставляются строительные материалы: камни, бревна, доски. Лестницы, строительные леса, подъемные механизмы, гигантские контрфорсы свидетельствуют о дерзновенном и горделивом замысле строителей превзойти в своем искусстве все народы, бросив вызов Самому Создателю. Башня возводится неравномерно. Нижние этажи уже заселены – в окнах и дверных проемах можно разглядеть живущих в этом огромном здании жителей, а на верхних уровнях еще вовсю идет строительство, кипит работа.  Как известно, за желание превознестись Бог разгневался, и чтобы усмирить нерадивых строителей, перепутал их языки так, что они в одночасье перестали понимать друг друга. В результате люди так и не смогли реализовать свой замысел.

http://azbyka.ru/art/vavilonskaya-bashny...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИМРОД согласно библейской «таблице народов» (Быт 19) (см. в ст. Бытие ), предок людей, населявших Месопотамию; в ислам. традиции считается нечестивым царем-богоборцем и врагом Ибрахима ( Авраама ). Это имя увековечено в совр. араб. названиях руин древних городов Междуречья Кальху (Калах, ныне Нимруд) и Борсиппа (ныне городище Бирс-Нимруд), однако ни одного месопотамского источника данной легенды нет. В Быт 10. 8-12 Н.- явно не имя народа, который произошел от своего предка; Н. отличается степенью разработанности от др. персонажей «таблицы народов». Н. был 1-м правителем на земле после потопа, на подвластной ему области была построена Вавилонская башня ; с его именем связана поговорка: «Сильный зверолов, как Нимрод пред Господом» (Быт 10. 9), указывающая, судя по всему, на особые качества Н. как охотника. Библейский образ Н., возможно, напрямую связан с идеологией месопотамской царской власти I тыс. до Р. Х. Перечисление 4 городов, составляющих царство Н., и 4 городов, составляющих царства Ассура, напоминает часто встречающийся эпитет месопотамских царей: «Царь четырех сторон света [=всего мира]». Описано масштабное строительство (Вавилонской башни), к-рое указывает на месопотамскую традицию привлекать всех жителей к возведению храмовых комплексов, дворцов, городских стен, дамб, а также к рытью и укреплению каналов. Архитектура центральных построек месопотамских столиц также служила для репрезентации царя как самого могущественного в мире человека, посредника бога Ашшура . Охота была царским развлечением и составляла важную часть царской идеологии. Для охоты недалеко от столиц устраивались специальные заповедники, в к-рые привозили отловленных в др. местах львов. Сцены охоты - одни из популярных мотивов рельефов в царских дворцах. Очевидные параллели образа Н. с образом месопотамского бога Нинуртой предполагают их связь: на это указывает сходство их имен; возможно, имела место и промежуточная форма имени - Нимурда. Древнеевр. значение имени Нимрод - «восстанем» - отсылает к мифу о замысле Нинурты убить бога Энки вместо того, чтобы принять от него благословение. Нинурта также является покровителем месопотамских царей, он сын верховного бога, герой-воитель, могучий охотник и защитник человечества от чудовищ, основатель земледелия и создатель ирригационной системы, согласно одной из легенд, 1-й правитель после потопа. Нинурта иногда ассоциируется с упомянутым в Библии богом Нисрохом, в храме к-рого был убит ассир. царь Синаххериб (4 Цар 19. 37).

http://pravenc.ru/text/2577661.html

Мультикультурная вавилонская башня обречена рухнуть из-за того, что строители не понимают друг друга. Чтобы строить что-то, нужен общий язык, общая система мер и весов, общие правила и законы, формирующие общее пространство. И любое стабильное многонациональное общество строится вокруг некой преобладающей группы, которая и задает это общее пространство. Сторонники мультикультурализма отказываются это признавать; более того, они почитают это возмутительным культурным империализмом, расистским превозношением одной этнической группы над другими. Это характерное недоразумение, связанное с историей англосаксонского империализма, когда такое расовое превозношение действительно имело место - хотя даже в этом случае реальная картина была сложнее. Чаще же всего речь идет не о том, что “мы лучше, и поэтому имеем право командовать”, а о том, что “исторически бремя поддержания мира в этом пространстве легло на нас”. Альтернатива прочно установленному доминированию одной группы - кровопролитная война, в которой различные группы выясняют границы своей власти. Когда британцы ушли из Индии, разразилась страшная резня, в которой погибли до полутора миллионов человек - и пятнадцать миллионов бежали из родных мест, спасая свои жизни. Когда распался Советский Союз, по отделившимся республикам прокатилась полоса войн. Если Россия уйдет с Северного Кавказа, это немедленно приведет к грандиозной резне между народами этого региона. Дело вовсе не в том, что некоторые народы отличаются рассудительностью и миролюбием, а некоторые - буйством и кровожадностью. Это вовсе не так. Дело в том, что либо существует установившийся баланс власти, который никто не решается оспаривать, либо баланс утрачен, и происходит масштабное кровопролитие, участники которого выясняют, кто теперь главный и какой кусок территории кому принадлежит. Межэтнический мир на Кавказе, например, поддерживается безусловным доминированием русского в своей основе государства. Если это доминирование прекратится, будет всеобщая резня всех со всеми.

http://radonezh.ru/analytics/o-neizbezhn...

Разделы портала «Азбука веры» 11 Июл 2023 В позднеантичной синагоге в Галилее обнаружены мозаики с изображениями сцен из Ветхого Завета В Избранное По завершении раскопок синагога будет превращена в музей ИЕРУСАЛИМ.Группа археологов и студентов во главе с профессором религиоведения Университета Северной Каролины Джоди Магнесс обнаружила мозаичные панно в позднеримской (ок. 400 г. н.э.) синагоге в Хукоке, древней еврейской деревне в Нижней Галилее в Израиле, cooбщaem phys.org. В центре недавно обнаруженного большого мозаичного панно, украшающего пол синагоги у главного входа, помещена загадочная надпись на иврите, обрамленная венком. По краям панно и под венком присутствуют надписи на арамейском языке, в которых перечислены имена либо жертвователей, предоставивших средства украшение синагоги мозаиками, либо мастеров, создавших их, а также просьба, чтобы эти имена запомнили навсегда. С обеих сторон от венка изображены львы, положившие передние лапы на головы быков. Все панно окружено декоративной рамкой, на которой изображены хищные животные, преследующие своих жертв. В ходе раскопок этим летом также были обнаружены дополнительные фрагменты мозаичных панелей, обнаруженных в 2012 и 2013 годах, на которых изображены сцены с Самсоном и филистимлянскими воинами. В июле 2022 года в этой же синагоге были обнаружены древнейшие изображения ветхозаветных героинь Деворы и Иаили. Кроме того, среди мозаик, обнаруженных археологами, есть надпись на иврите, окруженная человеческими фигурами, животными и мифологическими существами, напоминающими путти или амуров; изображение мужчины, ведущего животное на веревке, сопровождаемое подписью «маленькое дитя будет вести их» (Исайя 11:6); фигуры животных, которых надпись на арамейском идентифицировала как четырех зверей, представляющих четыре царства в книге Даниила. Примечательно, что среди мозаик присутствует первое известное изображение небиблейской истории — предположительно, это легендарная встреча Александра Македонского и еврейского первосвященника. Среди ветхозаветных сюжетов – изображение Ноева ковчега, расступающееся Красное море, Вавилонская башня, пророк Иона, проглоченный китом, а также два человека, посланные Моисеем исследовать Ханаан, несущие шест с гроздью винограда.

http://azbyka.ru/news/v-pozdneantichnoj-...

1.15. Вавилонское столпотворение Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Затем дается родословие сынов (Ноевых) Сима, Хама и Иафета. Вслед за этим изображается деяние, которое затрагивает историю общечеловеческую, а именно, строительство Вавилонской башни. Мы видим, что всякий дар Божий, который люди имеют, они оказываются способными обратить в какое-то зло. И вот Божий дар – единство, которое люди имели, они тоже сумели извратить строительством башни. Как говорится в повествовании библейском: «построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя» (Быт. 11:4). Мы с вами видим, что совсем нередко те технические средства, которые вроде бы позволяют людям теснее общаться, быстрее преодолевать расстояния, быстрее сообщать друг другу какие-то сведения, очень часто используются именно для того, чтобы объединиться в общих греховных начинаниях. Общемировая культура, которая сейчас начинает складываться, носит, пожалуй, выраженный греховный характер; а складываться она начинает очень быстро именно благодаря разным средствам массовой информации и коммуникации. Здесь то же самое: люди решили свое единство каким-то образом обоготворить, то есть это свое единство устроить так, чтобы оно им заменило Бога, чтобы сделать себе имя до небес. И результатом этого деяния было то, что люди были разлучены между собой посредством смешения языков, они перестали понимать друг друга, и беззаконное строительство прекратилось. Раскрывая духовный смысл события, преподобный Максим Исповедник писал: «Так как строившие башню прежде двинулись с востока – области света (я имею в виду область единственного и истинного ведения о Боге), а затем пришли в землю Сеннаар (Быт. 11:2-4), которая толкуется как «богохульные уста», то они впали в многоразличность мнений о Божестве и, складывая словно кирпичи речи каждого мнения, стали возводить словно башню, многобожное безбожие» с. 83]. Вавилонская башня — это еще и образ ложного, не опирающегося на откровения богословия, основанного на плотском мудровании. Бог же разрушает исповедание порочного созвучия заблуждавшихся людей.

http://sedmitza.ru/lib/text/430841/

Закрыть itemscope itemtype="" > Апокалипсис. 17 Глава. «Суд над великою блудницею» 09.04.2022 435 Кто такая блудница, «сидящая на водах многих»? И какие ложные ориентиры даёт она людям? Куда ведет Ангел Апостола Иоанна в 17 главе Апокалипсиса? И где сегодня место Дьявола? Почему пустыня – это место встречи с Богом, но сначала - с врагом? Зачем строилась Вавилонская башня и что она символизирует? И почему людей так манят оккультные силы и таинственность? Кто такие «десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем»? И что произойдет в результате их борьбы с Агнцем? Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2022/04/09/apok...

Некогда люди захотели объединиться без Бога и против Бога. Это было до всемирного потопа. Потомки первых людей начали вести безнравственную жизнь, позабыв Бога. И Господь наказал людей потопом. Все люди были затоплены. Остались лишь праведный Ной со своей женою и три их сына: Сим, Хам и Иафет, с женами своими, они спаслись в ковчеге ( Быт. 6 гл.). Но и после потопа люди продолжали грешить: они задумали построить башню, высотою до неба. Это был вызов людей Богу. Они слышали о предстоящем их рассеянии по лицу земли и решили объединиться вокруг башни, вопреки Богу. Он, Господь, разрушил их планы. Он смешал языки строителей башни, так что они не понимали друг друга и принуждены были разойтись, а башня осталась недостроенной ( Быт. 11 гл.). Но вот, в день сошествия Святого Духа на Апостолов, Господь Своим ученикам дал разные языки – для чего. Для того, чтобы Апостолы шли по всему миру и приводили все народы к Богу, и чтобы все люди, разных стран и наречий представляли собою единую, святую Церковь Христову. И ученики Спасовы пошли ко всем народам и распространили Христову Церковь . То единение, которое было при строении людьми башни Вавилонской, было против Бога, обречено, если не в начале, то в конечном итоге, – на гибель, по словам Самого Спасителя: «Всякое растение, которое не Отец Мой небесный посадил, искоренится» ( Мф. 15:13 ). И это вполне понятно. Может ли объединить людей человек, как бы он ни был гениален и благодатен? – Нет, человек может влиять только при своей жизни, а после смерти его, рано или поздно, появляется другой человек, который направляет жизнь в иную сторону, ибо всякий человек имеет свои способности, а этого человека сменяет третий и так далее. Это мы видим на философских школах: знаменитые философы гремели только до своей смерти. А там подымались иные. И среди философов мы не находим двух совершенно схожих между собою. Не то в Церкви Христовой, этом объединении вечном, всеобъемлющем. Правда, и здесь есть вольность для человеческой мысли и широта форм христианской жизни. Но все здесь объединено Христом Спасителем Богочеловеком, здесь, на протяжении всех веков одна вера, один дух, одни таинства, одна иерархия непрерывная, преемственная. Нет и не будет никогда объединения людей более могучего, более широкого, более всеобъемлющего, как Церковь Христова. В Церкви Христовой Самим Богом указан для всех людей всех времен, стран и языков – путь объединения, самый лучший, самый надежный, единственный. Держитесь же, возлюбленные, Церкви Христовой, и всех призывайте к ней. Всякий, кто идет против Церкви Божией, разъединяются с нею, есть открытый враг Божий. А кто трудится над собиранием людей в Церковь Христову, тот является соработником у Спасителя Нашего, желающего, чтобы было одно стадо и един пастырь, которым и является Он, наш Господь Иисус Христос. АМИНЬ.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010