Притом в предисловии к мартирологу сам Вандельбергь означил число стихов в нем содержащихся, именно, что от начала до конца содержится в мартирологе 960 героических стихов 92 . Современен Вандельбертову мартирологу мартиролог Рабана Мавра. Рабан Мавр родился в 776 году в Майнце от знаменитого рода Магненциев; отданный в монастырь Фульда на воспитание, он, получив здесь весьма хорошее образование, посвятил себя монашеской жизни; в 801 году он посвящен во диакона; для окончания образования послан был в Тур к знаменитому Алкуину, которого слушал один год; Алкуин его весьма полюбил и дал ему имя Мавра, любимого ученика св. Венедикта; возвратившись в Фульду принял надзор над школою, которую привел в цветущее состояние, в 814 году сделан пресвитером, в 822 избран в настоятеля монастыря, привел его в цветущий вид, собрал богатую библиотеку; но когда сын Людовика Благочестивого Лотарь, коего сторону держал и Рабан Мавр, побежден братьями его; Рабан, боясь мщения, для блага монастыря в 842 году сложил с себя должность настоятеля и в уединении предался ученым занятиям, но в 847 году избран в архиепископа майнцкого и умер 4 февраля 856. г. Он написал много сочинений и между прочим мартиролог 93 . По Папеброхию он написан в 830 году, а по Солье около 845, в то время, когда Рабан между 842 и 847, оставив должность настоятеля, занимался литературою. По Солье Рабан имел под руками при составлении своего мартиролога, кроме иеронимова и других, мартиролог Беды, дополненный уже Флором, а Бедов мартиролог восполнен Флором около 830 г., следовательно Рабаном еще позднее. Из предисловия мартиролога видно, что он написан по просьбе Ратлейка (аббата) настоятеля селегинстадиенского 94 . Рабанов мартиролог по объему сказаний подходит по местам к греческим синаксарям или, что тоже, нашим прологам: в нем есть сказания пространные по объему, равняющияся проложным сказаниям 95 ; но гораздо более имен святых с весьма краткими или календарными известиями о них, каковы в большом и малом римских мартирологах; имена положены на каждый день, но их немного, так что объем мартиролога не велик (около 4 печатных листов).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Анастасий библиотекарь, Рабан Мавр и Гаймо, епископ галберштадский, жили, как известно, в девятом веке: следовательно, уже после того, как вопрос об исхождении Духа Святого нарочито рассматриваем был у западных, на соборе ахенском (809 г.), при Карле великом. Однако, Гаймо и Рабан Мавр говорят об исхождении Духа Святого только от Отца, совершенно умалчивая при сем о Сыне, а Анастасий библиотекарь, упоминая при сем о Сыне, замечает от лица учителей всего Запада, что Его они не почитают виною Духа Святого, исповедуют Духа Святого исходящим от Сына не в том смысле, в каком исходит Он от Отца, который один есть причина или начало Его, но в смысле послания Его в мир Сыном. Нужно ли лучшее доказательство на то, что и в девятом еще веке не весь Запад принимал нынешний лже-догмат латинский о Духе Святом, но многие из христиан западных строго держались апостольского учения вселенской Церкви о личном свойстве Его, – того самого, которое доныне неизменно содержит Церковь православная?. II. Из послания епископа римского Ормизды латины указывают в защиту учения своего об исхождении Духа Святого и от Сына на следующие слова: «Известно, что особенность (proprium) Отца та, что Он рождает Сына, особенность Сына Божия та, что Он рождается от Отца равным Отцу, а особенность Духа Святого та, что Он исходит от Отца и Сына, при единой сущности божества» 101 . Здесь действительно говорится об исхождении Духа Святого от Отца и Сына в одинаковом смысле; но во-первых, известно, что писатель западный Манси, сличив это место из послания Ормизды с рукописями, заметил, что «первоначальная рука написала здесь так: «Известно, в чем состоит особенность Духа Святого; особенность же Сына Божия та», и проч.; но другая древняя и почти равная рука переделала такое чтение следующим образом: «Известно, что особенность Духа Святого та, что Он исходит от Отца и Сына " » 102 . Известно, во-вторых, и то, что Адам Зерникав, писатель восточный, написавший сочинение об исхождении Духа Святого, в одном кодексе гамбургской библиотеки собственными глазами видел сие переделанное чтение в прежнем его виде, в который приведено оно было, на основании рукописей, кем-то еще прежде Манси 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Собор под звездами Оглавление Часть I Глава 1 …Послушайте, ребята, Что вам расскажет дед. Земля наша богата, Порядка в ней лишь нет. А эту правду, детки, За тысячи уж лет Смекнули наши предки: Порядка-де, вишь, нет… …Ходить бывает склизко По камешкам иным. Итак, о том, что близко, Мы лучше умолчим…. Алексей Толстой Суббота, июнь 2005 года, С.-Петербург Хорошо, когда у тебя есть дом. А уж роскошный ли это особняк, квартира в городе или покосившаяся от времени избушка на окраине деревни — уже вопрос количества и качества. Главное, что он — есть. Есть то место, куда ты можешь возвращаться со своими радостями и невзгодами. Куда можешь приглашать друзей. Где можешь набраться сил после изматывающего дня. Дом, который отделяет тебя от быстротечного и — чаще всего — безумного мира. Дом, где все устроено тобой и для тебя. Дом, где тебя ждут или, наоборот, где ты можешь скрыться от всех. Дом, о котором вздыхал еще старик Хайям: «О, если б каждый день иметь краюху хлеба, над головою кров и скромный угол, где бы ничьим владыкою, ничьим рабом не быть — тогда благодарить за счастье можно небо» … У Сергея Онисина тоже когда-то был дом. Много лет назад, его родители — военные специалисты — получили распределение в Латвию, в местечко под названием Лиепая. Там он вырос, окончил юрфак РГУ и получил должность оперативного уполномоченного в рижском УВД. А дальше было до банального просто. Горбачев и Ельцин весело и умело развалили Союз, взвалили вину друг на друга, и удалились со страниц истории в строгом соответствии с формулировкой Шиллера: «Мавр сделал свое дело, мавр может уйти». А порубленный на республики Союз начал учиться жить «по частям» И «учеба» эта была не легкая. Латвия первая вышла из состава СССР. И, наслушавшись стенаний западных пропагандистов о «тюрьме народов», для начала впала в крайний национализм. Лишившись финансирования как со стороны России, так и тут же утратившего к ней всякий интерес Запада, страна стала деградировать, как экономически, так и демографически. С 1991 года было принято решение считать гражданами страны только родившихся на территории Латвии до 1941 года, а также их прямых потомков. Все прочие автоматически превращались в «не граждан», со всеми вытекающими отсюда правами и возможностями.

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-pod-z...

«Церковники и сектанты пытаются отравить ядом религии наших детей. Дадим отпор враждебной работе церковников и сектантов» – этот лозунг, выдвинутый впервые в майские дни 1937 года, неизменно появляется среди других лозунгов ЦК ВКП(б) в майские и октябрьские дни на протяжении четырех лет – с 1937-го по 1941-й годы. Обновленчество разделило судьбу всей Православной Церкви. Власти в это время совершенно перестали делать какое-либо различие между представителями церковных ориентаций. «Мавр сделал свое дело – мавр может уйти», – этими словами одного из персонажей шиллеровской трагедии «Заговор Фиеско в Генуе» можно охарактеризовать официальную линию по отношению к обновленцам в те годы. В 1937–38 годах были арестованы и физически истреблены наиболее видные лидеры обновленчества: Петр Блинов – глава сибирских обновленцев, Петр Сергеев – обновленческий митрополит Ростовский, Василий Челябинский – обновленческий глава Урала. Еще раньше, в 1934 году, был арестован, вскоре умерший в заключении, Александр Иванович Боярский – виднейший лидер обновленчества, в последние годы своей жизни митрополит Иваново-Вознесенский. В эти годы обновленчеству был нанесен удар в самое сердце: в 1935 году последовал «самороспуск» Синода. Единственным духовным центром обновленчества с этого времени является митрополит Виталий Введенский – бывший председатель Синода. По инициативе проф. Зарина (своего секретаря), митрополит Виталий принимает пышный титул «Первоиерарха Московского и всех православных церквей в СССР”. Ему присваивается небывалый титул: «Ваше первосвятительство», а к его имени прилагается эпитет: «первосвященнейший”. Однако вся эта внешняя помпа не может скрыть той парадоксальной ситуации, в которой очутилось обновленчество. Ярые противники единоличной власти и сторонники «соборного начала» вынуждены отныне перейти сами к единоличному управлению. В том же, правда, положении находилась и Православная Патриаршая Церковь , возглавляемая митрополитом Сергием. Власти считали в это время неприемлемым любой коллективный орган церковного управления – соратники Ежова приходили в ужас при одном слове: «соборное» управление и совершенно так же, как купчиха у Островского, падали в обморок при слове «жупел».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dela-i-d...

Поэтому царь не стал выделять на этот раз большие средства на экспедицию – впрочем, возможно, у него уже не оставалось для этого резервов. Для усмирения города и в помощь Илии он направил патриция Георгия по прозвищу «Сириец», при котором было всего 300 воинов. По приказу царя патриций должен был навести порядок в городе, покарать виновных, снять Илию с должности и переправить в столицу Вардана, чьи нескрываемые амбиции и опасные разговоры, слухи о которых достигли Константинополя, уже стали раздражать царя. Но граждане Херсона пошли на жестокую хитрость: они отказали впустить римские войска в город, разрешив проезд в него только начальникам, которых тут же перебили. Имперских солдат убили хазары, оказавшиеся неподалеку. Как обычно, лучшая защита – нападение; поэтому Херсонес провозгласил себя независимым от Юстиниана городом и провозгласил императором ссыльного патриция Вардана. Это известие окончательно вывело Юстиниана Ринотмета из себя. Впав в дикую ярость, он приказал зарезать детей Илии, не сумевшего исполнить его приказы, а жену сановника выдал замуж за её же раба-негра, имевшего безобразный внешний вид 863 . Осенью 711 г. он снарядил новую экспедицию в Херсон под руководством патриция Мавра, повелев тому полностью уничтожить непокорный город и перебить всех его жителей. Пока Ринотмет готовил месть, Вардан, не мешкая, отправился к хазарскому хану с просьбой о помощи. Конечно, и на этот раз, как и в случае с Юстинианом Ринотметом, личный успех должен быть оплачен из государственных денег и за счёт новых уступок варварам. Но недавний прецедент Юстиниана показал всем, что этот путь к власти является наиболее коротким. Мавр тронулся в путь, но экспедиция была снаряжена очень плохо. Когда через некоторое время флот пристал к берегу и началась осада, штурм по естественным причинам – плохая подготовка войск – всё время откладывался. А затем к Херсонесу подошли крупные силы хазар вместе с Варданом. Посчитав своё положение безнадёжным, Мавр сдался им, понимая, что мстительный император никогда не простит ему невыполненный приказ. Как свидетельство своей покорности, он признал Вардана императором и вверил тому свои войска, которые срочно были приведены к присяге новому Римскому царю, принявшему более благозвучное имя – Филиппик .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Ван дер Менсбрюгге Альберт; 9.07.1899, г. Сен-Никола (фламандское Синт-Никлас), Вост. Фландрия, Бельгия - 26.05.1980, Дюссельдорф, Германия), архиеп. Дюссельдорфский. Род. в католич. семье из старинного фламандского рода, многие члены к-рого посвятили себя служению католич. Церкви. В 1912-1917 гг. обучался в общеобразовательном колледже св. Варвары в Генте (Вост. Фландрия). В 1917-1919 гг. изучал философию в ин-те свт. Николая. 30 окт. 1919 г. поступил послушником в бенедиктинский мон-рь св. Андрея близ Брюгге (Зап. Фландрия), был наречен Мавром во имя любимого ученика прп. Венедикта Нурсийского , принес монашеские обеты и пребывал в обители до 1921 г. Продолжал изучать философию, с 1921 по 1925 г.- богословие в колледже бенедиктинцев Мон-Сезар (аббатство Кейзерсберг), являющемся филиалом Лёвенского ун-та. В сент. 1924 г. еп. Гентским Сегерсом рукоположен во диакона, 9 авг. 1925 г. архиеп. Мехелен-Брюссельским Дезире-Иосифом, кардиналом Мерсье, примасом Бельгии,- во иеромонаха. В эти годы иером. Мавр посещал богослужения по визант. обряду, под влиянием к-рых увлекся византологией и в 1925-1927 гг. начал изучать древние литургию, патрологию и каноническое право в Восточном папском ин-те в Риме . Одновременно преподавал каноническое право в мон-ре в Амей-сюр-Мёз, где богослужение совершалось и по зап., и по вост. обрядам (с 1939 в мон-ре Шевтонь , Бельгия). Осознав внутреннее стремление к Православию, иером. Мавр в 1928 г. беседовал об этом в Париже с митр. Евлогием (Георгиевским) , управляющим рус. приходами в Зап. Европе, встречался также с крупным богословом проф. прот. С. Н. Булгаковым . 14 апр. 1929 г., в Страстную пятницу, митр. Евлогий в ц. прп. Сергия Радонежского при Православном Богословском ин-те св. Сергия в Париже совершил присоединение иером. Мавра к правосл. Церкви в сущем сане с наречением ему имени А. в честь свт. Алексия, митр. Московского. По благословению митр. Евлогия в 1929-1945 гг. А. служил священником в Англии. В предвоенное десятилетие вел исследовательскую работу по патрологии и древним литургиям в Британском музее в Лондоне и в б-ке Оксфорда , а также изучал визант. искусство и раннюю христ. архитектуру в Музее Альберта и Виктории в Лондоне, читал лекции по патрологии и древним литургиям в Оксфорде (1929-1939) и Кембридже (1939-1944).

http://pravenc.ru/text/64648.html

(Несколько лет назад в музее на Поклонной горе была замечательная выставка, посвящённая взаимодействию Церкви и Государства во время Великой Отечественной. А мне посчастливилось много лет назад видеть довольно много фотографий, тексты проповедей и выреки из газет военного времени, хранившиеся в семье потомков о.Павла Цветкова, верного друга и соратника митрополита Николая (Ярушевича). Алексей 9 сентября 2016, 16:28 Когда все встанем на колени перед Богом ! То ,,УПАСИ НАС БОГ ,, присвоить эту Победу себе , а не Богу ! Мой отец - участник блокады и прорыва ( Синявинские высоты ...тяжелейшее ранение под Нарвой ...Вечная ему память ...Прошу молитв о Р. Б . Михаиле ). Татьяна-Васильевна Борачук 9 сентября 2016, 16:27 Мне кажется высшим цинизмом было установление памятной доски Маннергейму. Плевок на могилу Тани Савичевой... и сотен тысяч умерших в блокадном Ленинграде. Так нельзя Андреевич 9 сентября 2016, 15:55 Вечная память! Антон 9 сентября 2016, 15:30 " В статье нет ничего о чёрной икре, шампанском, коньяке, ананасах на столе у тамошней советской и партийной элиты в то время, когда народ голодал " А вы лично эту икру видели? А товарищ Лихачев известный двурушник и приспособленец, нашли кого слушать ) Светлана 9 сентября 2016, 14:10 Но особенно грустно и больно от того, что мы " Иваны-не помнящие " ни родства, ни истории и любящие чужое больше, чем свое. Сколько наших питерцев и жителей других городов еще недавно (пока не взлетел евро) ездили на отдых и за покупками в " Финку " , с восторгом рассказывая, " как чисто и дешево в Финляндии " ? Да и сейчас ездят, хотя уже и не так массово. А в нашей " культурной " столице жители бросают мусор и окурки мимо урн, в цветочные клумбы, из машин по дороге, громко матерятся, разговаривая между собой и по телефону. В лесах, где шли кровопролитные бои, много неконтролируемых свалок. Даже в советское время не было такого безобразия. Нас учили дома и в школе любить свою Родину не на словах, а на деле. Иоанна_ 9 сентября 2016, 14:05 А в какой статье отец диакон напишет о том, как закончили свои жизни все руководители Ленинградской блокады, которым в огромной степени мы и обязаны тем, что Ленинград устоял? Как поплатились за свою самостоятельность? Я имею в виду не Жданова, конечно же, а Кузнецова, Попкова, Вознесенского и многих других ИСТИННЫХ защитников города. " Мавр сделал своё дело - мавр может уходить " , - это было очень по-сталински. А о том, как питались в Смольном, рассказывал академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, который был вызван туда для того, чтобы обсудить написание книги, которая была НУЖНА ленинградцам, как ему сказали. При этом ему самому, который, шатаясь от голода, с трудом шёл через весь город, не налили даже тарелку супа (его собственный рассказ, он есть и на видео).

http://pravoslavie.ru/96862.html

Однажды преподобный сидел в келии своей, а отрок Плакида, взяв водонос, пошел к реке за водою, но, почерпая ее с берега, он вместе с водоносом упал в реку, на самое быстрое место, и далеко был отнесен водою. Преподобный, прозрев это своими духовными очами, воззвал служившему ему ученику Мавру: — Беги, беги: Плакида упал в реку и уже далеко отнесен быстрым течением. Тогда Мавр отправился к реке и, увидев утопавшего вдали от берега Плакиду, побежал по реке, как по сухому месту: он даже и не заметил, что бежит по воде, но думал, что он на суше. В ужасе он пришел с Плакидою и рассказал обо всем преподобному отцу. Святой же Венедикт чудо сие приписал не своим молитвам, но силе безусловного повиновения Мавра; Мавр же думал, что это чудо совершено по молитвам преподобного. Но Плакида сказал: — Я видел над главою моею мантию преподобного и казалось мне, что ты сам, отче, взял меня за волосы и извлек на сушу, на берегу же я увидел Мавра. В это же время, когда Господь прославил преподобного Венедикта столь великою силою чудотворения и к нему со всех сторон стал стекаться народ, некий, живший в той местности пресвитер, по имени Флорентий, по наущению беса, возненавидел святого отца и стал его хулить позорными словами и порицать его в народе, желая лишить его того благоговения, какое к нему все питали. Но он ничего этим не достиг: никто не верил этой позорной хуле, и пресвитера никто не послушался. Тогда этот нечестивец решил отравить святого; приготовив просфору со смертоносным ядом, он послал ее в дар преподобному Венедикту. Прозорливый муж, хотя и видел, что просфора с ядом, принял ее с благодарностью. В тот час, в который преподобный обыкновенно обедал, к келии его из близ находившегося леса прилетал ворон и кормился здесь нарочно приготовленною для него пищею. Преподобный Венедикт, взяв отравленную просфору, присланную ему от пресвитера Флорентия, положил ее пред вороном и сказал: — Во имя Иисуса Христа, Сына Бога Живого, возьми хлеб сей и занеси в такие пустынные места, где его не могли бы найти никто — ни человек, ни птица.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И это при том, что без признания Откровения христианство – это никакое не христианство. Церковь совершенно не готова и никогда не будет готова признать истины вероучения всего лишь не противоречащими чистому или практическому разуму. Они принимаются как нечто раз и навсегда утвержденное и неколебимое. Так что Кант с его верой и Богом остается далек от христианской доктрины, его философия ничего общего с богословием не имеет. На этот счет какие-либо сомнения не имеют под собой оснований. Но и Бог, по Канту, – это, хотя и Бог философа, однако Он требует отношения к себе уже не чисто философского. Философия только расчищает площадку для самоопределения по отношению к такому Богу. Она убеждает в праве определиться в отношении Его на основе веры. Сам же акт веры или неверия – это уже выбор и действие человека как такового. Если он будет взвешивать все pro et contra на счет существования или несуществования Бога – это будет уже не вера. Конечно, чистый теоретический или практический разум подводят человека к решению: «верь, обязательно верь, не прогадаешь. Мало того что останешься в полном согласии с разумом, еще и выигрыш каков». Для веры, однако, нужно еще найти в себе соответствующие ресурсы, в ней необходимо удержаться, преодолевая сомнение и т.д. И разве все это предполагает неизменное пребывание в сфере чистой мысли, чисто философский настрой ума? Вряд ли. В лице философии, подводящей к вере, мавр уже сделал свое дело, мавр может уйти и оставить человека просто и только человеком. Таковым, что он способен быть не вообще, не как таковой, а в предстоянии Богу. Этого предстояния не вовсе чужд и Кант. О чем следующее его свидетельство: «Несущественно и, следовательно, никому не обязательно знать, что Бог делает или сделал для его блаженства; надо только знать, ч то человек сам должен делать, чтобы стать достойным этого содействия» 67 . Из этих слов можно почувствовать, что Кант понимает пределы своей философской трактовки Бога. В его философии Бог всего лишь высшая сущность, но разве об этой сущности упоминает Кант в приведенных словах? Такое имеет смысл говорить только о Боге живом, Боге как личностной реальности. Несмотря ни на что, Бог Канта именно таков, пускай философия его к такому Богу даже не подступается. Глава 7. Бог философов. Взгляд автора

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Далее автор с определенной долей правдоподобия рассказывает о созданном М. «законе» и описывает ислам. институты и ритуалы, упоминая в т. ч. добрые дела М. Преуспев в реализации своего замысла, М. со временем становится императором и правит в Багдаде (Baldaccha). Похожая история рассказана в др. рукописи того же времени, происходящей из Пизы (Pisa. Bibliomeca del Seminario. 50). Речь идет о диак. Николае, к-рый учил черной магии, был отлучен за это от Церкви и помещен в башню, где умер от голода. Его самый нечестивый ученик по имени Мавр сбежал в Аравию и, желая отомстить за смерть учителя, избрал орудием мести М., юного погонщика верблюдов, к-рого обучил магическим трюкам. Когда в городе одновременно умерли епископ и правитель, Мавр предложил обратившимся к нему за советом жителям отдать власть тому, кто победит белого быка. Укротивший быка М. становится правителем и затем придумывает для жителей новый закон, опираясь на Библию, но вводя противоречащие христианству ритуалы. И в пизанском манускрипте, и в «Книге Николая» сюжет о смерти М. получает совершенно фантастическое прочтение. При этом в обоих жизнеописаниях можно усмотреть попытку представить М. в знакомых зап. христианам образах; постепенно он превращается в персонаж художественной литературы. В XIII в. повествования о М. вошли в состав всемирных хроник Матвея Парижского и Винцентия из Бове . Матвей Парижский несколько раз возвращался к истории М. в «Большой хронике» (Chronica majora): под 622 и 1236 гг., а также в связи с донесением доминиканских монахов папе Григорию IX . В 1-м отрывке автор подробно останавливается на смерти М., описывая ее в новых выдуманных подробностях (этот сюжет Матвей также запечатлел в рукописи-автографе Cantabr. Corp. Christ. 26). Винцентий из Бове, включивший в «Историческое зерцало» (Speculum historiale; часть энциклопедии «Великое зерцало» (Speculum majus)) обширную биографию М., большинство сведений заимствовал из Апологии аль-Кинди. В сочинениях энциклопедистов воспроизводятся почти все известные в средневек.

http://pravenc.ru/text/2564414.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010