Напротив, как библейская ангелология вообще, так в частности и библейское учение о херувимах, носит на себе печать чистого неповрежденного откровения и этим несравненно возвышается над всеми аналогичными представлениями древности. Последние, вероятно, происходили из первооткровения же, но опосредствованного естественным фактором, – воображением, и были глубоко, существенно изменены им. Д. Этимология слова . Этимология слова как мы замечали уже, не выяснена. Тем не менее, недостатка в попытках решения этого вопроса нет. Укажем некоторые из них. Древние экзегеты переводили это слово выражениями «multitude soientiae, πγθος γνσεως, πγνσεως πογγ». Так понимали имя херувима Климент Александрийский , бл. Августин, Ориген , Дионисий Ареопагит , бл. Иероним, св. Феодор Студит , а. за ними богословы средних веков, – Ричард сен-Виктор, Раббан Мавр, Фома Аквинат. По мнению Рейнке 792 , некоторые толкователи, в этом случае, предполагали в слове cherub соединение двух корней nachar (вникать), которое в piel может означать: scivit (знал) и  rav – быть многим. Другие – Cornelius a Lapide 793 , Лорин 794 представляют слово составленным из сравнительной частицы и имени («как учитель, мудрец»; ср. Иез. 28:16 ); но так как несомненно, что в древнейший период еврейской литературы, когда уже выступает слово херувим, слово еще не имело значения одинакового с позднейшим , , а выражало только множество; то слово херувим могло бы означать: подобный тому, который мног, или: как множество. Так изъясняли слово херувим из древних Бонфрериус, а в новое время Михаэлис 795 , а также и Генгстенберг 796 , видевший в таком понимании слова подтверждение своего символического понимания херувимов: «херувимы, по Генгстенбергу, – символ идеального единства всего живущего». Крайняя искусственность этого понимания очевидна сама собой; оно нимало не оправдывается, прежде всего, библейским сказанием о херувимах рая. С филологической же стороны, данное производство несогласно с законами еврейской грамматики: слияние частицы с именем в одно слово едва ли имеет себе аналогию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

смягчил требования устава для галльских монахов из-за суровых природных условий. По его мнению, впосл. бенедиктинская традиция М. и его учеников смешалась с обычаями ирл. монашества, принесенными в Галлию св. Колумбаном ( Orderic. Vital. Hist. eccl. VIII 26-27). Цистерцианцы также восприняли представление о М. как о духовном преемнике св. Бенедикта. В соч. «Большое начало Сито» (ок. 1200) утверждается, что М. принес в Галлию универсальный общежительный устав, составленный св. Бенедиктом. В эпоху вторжений норманнов мн. мон-ри были разорены и монашеская дисциплина пришла в упадок. Бенедиктинскую традицию возродили клюнийцы, но впосл. они стали искажать устав и вводить различные послабления. Точное соблюдение устава «восстановил» св. Роберт из Молема, основатель ордена цистерцианцев ( Conradus Eberbacensis. Exordium Magnum Cisterciense/Ed. B. Griesser. Turnhout, 1997. P. 5-15. (CCCM; 138)). Т. о., цистерцианцы также считали себя законными преемниками бенедиктинской монашеской традиции, происхождение которой связывали с миссией М. Св. Бенедикт благословляет св. Мавра. Инициал «С» из Бревиария (Центр Гетти. Ms. 24. Fol. 4). Ок. 1420 г. Клюнийцы способствовали распространению почитания М. в Италии. Св. Одилон прислал в аббатство Монте-Кассино кость руки святого в серебряном реликварии (Die Chronik. 1980. S. 268-270). Одним из ранних свидетельств почитания М. в обители, вероятно, является стихотворный панегирик М., который приписывается Лаврентию, архиеп. Амальфи († 1049/50) (BHL, N 5776m; изд.: Laurentius, monachus Casinensis, archiepiscopus Amalfitanus. Opera/Hrsg. F. Newton. Weimar, 1973. S. 81-83. (MGH. QGGMA; 7)). Эпохой расцвета Монте-Кассино считается период правления аббата Дезидерия II (1058-1085; впосл. папа Римский Виктор III ), который уделял особое внимание укреплению почитания местных святых и возвращению мон-рю статуса важнейшего центра бенедиктинской монашеской традиции. По его указанию в связи со строительством новой монастырской базилики (освящена 1 окт. 1071 папой Александром II) был создан иллюминированный лекционарий с чтениями для вигилий праздников святых Бенедикта, М.

http://pravenc.ru/text/2561130.html

Эти условия были им приняты. Но тяжесть их обнаружилась уже с самого начала. Чем ближе он подходил к византийским владениям, тем настойчивее являлась необходимость помимо знания славянского и болгарского языков, без которых трудно было управлять народом, знать еще языки греческий и латинский – для внешних сношений. Таким человеком, знавшим четыре языка: греческий, латинский, славянский и болгарский, 646 оказался славянин Мавр (Μαρος). Мавр, питавший надежду овладеть не только Солунью, но островами Архипелага и даже самим императором, повел дело умело: император, в доверие которого он втерся, прислал к нему инсигнии ипата 647 и флаг с повелением, чтобы кермисиане (κερμησινοι), отпавшие от Кубера, признали свою зависимость от Мавра. Были македонцы, которые аттестовали последнего в глазах императора с очень дурной стороны, но их Мавр обезглавил, а жен и детей их продал (§ 199). Он проявил распорядительность, подчинив свой народ сотникам, пятидесятникам и десятникам, вполне верным ему, и осторожность, будучи охраняем днем и ночью вооруженными людьми, получавшими содержание от казны. Осаду Солуня Мавр назначил в ночь на Пасху. Между тем император, узнав о тяжелом положении города, отправил туда флот под начальством стратига Сисинния, человека разумного, благочестивого и деятельного. Из Эллады Сисинний в воскресенье перед Пасхою прибыл на о. Скиос (Σκιαθα), давно уже необитаемый, 648 очистил здесь одну церковь от травы и кустарника и присутствовал при богослужении (§ 201). С начала Страстной недели все дули противные ветры, и Сисинний не мог плыть. Экипаж его, чтобы не оставаться без дела, очищал церковь , ловил рыбу, собирал скот и т. д.; на ночь стратиг ставил у себя стражу (§§ 202, 203). Получив во сне повеление св. Димитрия идти в Солунь и видя, что к нему прибыл корабль из Халкиды (Χαλκς), Сисинний сел на суда и в седьмом часу на четвертый день Страстной недели прибыл в Солунь. Козни Мавра рушились, произвести возмущения и пожара города не удалось. Македонский князь заболел сильно лихорадкой и много дней пролежал в постели; помог ему своими заклинаниями (ν λγοις κα ρκοις) сам Сисинний, не знавший о его замыслах. Когда кермисиане намеревались отложиться от славян, Сисинний настоял на поселении их лагерем в западных частях империи (§ 205). Мавр явился в столицу хлопотать перед императором о признании его в княжеском достоинстве, но здесь сын очернил своего отца, будто бы тот затевал измену во Фракии. Царь лишил Мавра должности, отставил его от начальства и войска и заточил его в предместье столицы (§ 206).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

6. О железе, из глубины водной возвращенном на рукоять В другое время некоторый готф, нищий духом, пришел на жительство в монастырь и принят был Венедиктом с любовью. Однажды ему велено было дать железное орудие, называемое, по сходству с косою, косницей, чтобы вырубил волчцы на некотором месте, потому что там предполагалось развести сад. А место, которое должен был очистить готф, находилось на самом берегу озера. Когда готф ударил в один толстый волчец изо всей силы, железо, соскочивши с рукояти, упало в озеро, в котором была такая глубина, что не было никакой надежды достать железо. Итак, потерявши железо, готф с трепетом прибежал к монаху Мавру, рассказал ему о потере и приносил раскаяние в своей вине. Монах Мавр тотчас сказал о том служителю Божию Венедикту. Муж Господень Венедикт, услышав о сем, отправился на озеро, взял из руки готфа рукоять и бросил в озеро: железо всплыло из глубины и само собою наложилось на рукоять. Он тотчас отдал железное орудие готфу, сказав: «Возьми, работай и не печалься». 7. О Мавре, ученике Венедикта, невредимо ходившем по водам В один день, когда достоуважаемый Венедикт находился в келии, вышеупомянутый отрок Плацид пошел почерпнуть воды из озера. Опустивши неосторожно сосуд в воду, он и сам упал вслед за ним. Едва он упал, как вода тотчас унесла его от берега на целый полет стрелы. Венедикт, находившийся в своей келии, сейчас узнал об этом, немедленно позвал Мавра и сказал: «Брат, Мавр, беги — отрок, ушедший за водою, упал в озеро, и волна далеко уже унесла его». Удивительное происшествие и небывалое со времен апостола Петра! Испросив и получив благословение, Мавр по приказанию своего настоятеля тотчас побежал и по воде добежал до самого того места, где был отрок, воображая, что идет по земле, схватил его и возвратился скорым бегом. Едва коснулся он земли, как пришел в себя, посмотрел назад и понял, что бежал по воде и что прежде не мог и мечтать о таком деле; поэтому пришел в ужас от случившегося. Возвратившись к настоятелю, он рассказал об этом происшествии. Достоуважаемый муж Венедикт стал приписывать случившееся не своим заслугам, но его послушанию; а Мавр, напротив, приписывал его только повелению настоятеля и говорил, что не он виновник того подвига, который сделал без сознания. Во время сего достолюбезного спора, проникнутого взаимным смирением, пришел, к примирению их, отрок, вынутый из воды. Он сказал: «Когда меня вынимали из воды, я видел над своей головой милоть настоятеля и его самого, вынимающего меня из воды».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАВР Святые Мавр, Бенедикт, Схоластика. Роспись апсиды ц. Распятия ап. Петра в Кассино. Нач. XIII в. Святые Мавр, Бенедикт, Схоластика. Роспись апсиды ц. Распятия ап. Петра в Кассино. Нач. XIII в. [Лат. Maurus; итал. Mauro; франц. Maur] (VI в.), св. (пам. зап. 15 янв., 5 окт.), ученик св. Бенедикта (см. Венедикт Нурсийский ); почитается как основоположник бенедиктинского монашества во Франции. Достоверные сведения о М. содержатся в «Диалогах», написанных свт. Григорием I Великим , папой Римским, скорее всего в 593-594 гг. М. является одним из действующих лиц во 2-й кн. («О жизни и чудесах досточтимого аббата Бенедикта»). О нем говорится в тех эпизодах, которые посвящены гл. обр. монашеским добродетелям смирения и послушания. Св. Бенедикту, жившему в Сублаке (см. Субиако ) и руководившему 12 мон-рями, знатные римляне отдавали на воспитание маленьких сыновей. Так, Евтихий привел к нему сына М., а патриций Тертулл - Плацида . Когда М., старший из них, вырос и проявил себя как добронравный и благочестивый юноша (bonis polleret moribus), св. Бенедикт сделал его своим помощником (adiutor). В одном из мон-рей жил монах, к-рый никогда не мог сосредоточиться во время общей молитвы - он выходил из храма и бесцельно бродил по обители. Настоятелю не удалось повлиять на него; лишь после выговора, полученного от св. Бенедикта, монах попытался исправить свое поведение, но уже на 3-й день вновь уклонился от участия в молитве. Св. Бенедикт явился в монастырь, чтобы проследить за монахом, и увидел «черного мальчишку», к-рый схватил его за одежду и вытащил из храма. Настоятель Помпеян и М., сопровождавшие св. Бенедикта, не увидели ничего необычного, поэтому святой велел им прилежно молиться. После 2-дневной молитвы только М. смог увидеть демона. Выяснив причину странного поведения монаха, св. Бенедикт сильно ударил его посохом; после этого монах стал усердно молиться вместе с др. насельниками.

http://pravenc.ru/text/2561130.html

— У нас хазары говорят: не сделай добра, не получишь и зла, — чтобы хоть как-то успокоить мужа, сказала Феодора, с сочувствием глядя ему в глаза. — Иди же, мой господин, и пусть враги содрогнутся от твоего праведного гнева. — Да, — встрепенулся Юстиниан, — теперь никакой пощады. Я пошлю туда армию с осадными орудиями. Я разрушу город мятежников до основания. Я истреблю с лица земли все его население вместе с этим самозванцем Варданом. 3 Патриций Мавр по распоряжению императора стал спешно собирать армию и осадные орудия. Во всем случившемся в Херсонесе Юстиниан считал повинным прежде всего своего спафария Илию. Ослепленный гневом, он повелел убить детей Илии на глазах их матери, а ее саму отдать в жены чернокожему повару дворцовой кухни. Прибыв в Херсонес, Мавр начал осаду, и скоро две городские башни со стороны моря, носившие имена Кентенарийская и Сиагрская, были разбиты осадными орудиями. Но тут на защиту города прибыли большие силы хазар, и Мавр был вынужден прекратить осаду. Возвращаться в Константинополь, не выполнив поручения Юстиниана, он тоже не посмел, боясь мести со стороны последнего. Вступив в переговоры с херсонесцами, Мавр вскоре вместе со своим войском присягнул новому императору, который к этому времени принял имя Филиппика. Так как Юстиниан истощил военные силы империи на экспедиции в Херсонес, то он срочно послал посольство к Тирвелию с просьбой прислать ему военную помощь. Хан прислал отряд в три тысячи всадников. Юстиниан переправил болгар через Босфор и устроил их на лагерной стоянке в горной местности, называвшейся Даматрия, поставив вместе с ними отряд из фемы Опсикия. В это время к нему пришло страшное известие об измене Мавра. Юстиниан, вскочив на коня, с небольшим отрядом поскакал в приморское селение Гингилисс, находящееся недалеко от Синопа, самого узкого места моря, где можно было наблюдать прибытие эскадры из Херсонеса. Но когда он приблизился к проливу, то увидел, как его флот уже поворачивает на запад, в сторону столицы. Юстиниан зарычал, как раненый зверь, и устремился к своему войску в Даматрию. Тем временем флот Вардана прибыл в столицу, которая без боя сдалась новому императору.

http://azbyka.ru/fiction/ioann-damaskin/

Кто из вас хочет спасти свою душу, тот прежде всего доверься непостижимым судьбам Божиим! Один отшельник сильно молился Господу Богу, чтобы Тот показал ему пути Своего промысла. Отшельник пошел к старцу, чтобы получить ответ через него. На пути ему попадается черноризец, который говорит: «Пойдем вместе». И вот они пошли. Заходят к одному добродетельному человеку, который с любовью принял их и стал угощать. Черноризец взял со стола серебряную чашу и разбил ее о пол. Пошли дальше. Зашли в другой дом. Здесь черноризец задушил младенца. А в третьем доме он разломал каменную стену, а потом снова стал ее собирать. «Кто ты такой? – спросил отшельник черноризца. – Или ты демон, или ангел, если делаешь такое?» «Ты хотел знать пути Божии, а они для тебя неисповедимы. Чаша, которую я разбил, была чужой, приобретенной незаконно. Малютку придушил потому, что он в будущем стал бы страшным злодеем. Стену разломал из-за того, что в ней был клад золота, и если бы кто нашел его, погубил бы свою душу. Не испытывай судьбы Божии, они неисповедимы», – сказал черноризец и стал невидим. Это был ангел Божий. У святого Венедикта было два отрока-послушника – Мавр и Плакида. Плакида пошел на реку за водой. Река была очень быстрая и глубокая. Плакида поскользнулся и упал в воду. Круговорот подхватил его и понес в глубину. Святой Венедикт почувствовал это и говорит второму отроку: «Мавр, быстро беги к реке, Плакида тонет». Мавр схватился и побежал. Увидев Плакиду далеко на середине реки утопающим, он, не рассуждая, побежал по воде, как по суше, схватил Плакиду и вынес его на берег. Когда Мавр рассказывал об этом святому Венедикту, тот сказал: «О чадо, это действовала в тебе сила послушания». Молодая женщина Анна осталась одна, без мужа, с двумя малютками на руках. Да еще упала с лестницы и сломала ногу. Вот лежит Анна в гипсе который месяц. В доме – нищета, голод, холод. Дети есть просят, плачут у постели матери. «Как буду жить дальше, – думает женщина, – что делать? Ни родных, ни знакомых, одна, как былинка, да еще больная, две малютки голодные, холодные». Заплакала Анна: «Господи, не дай погибнуть неповинным младенцам». Долго плакала больная и молилась. Вдруг тихо открывается дверь, входит старец в монашеской одежде. Подходит он к постели больной и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Далее агиограф сообщает, что М. последовал за своим наставником в Кассинский мон-рь и был назначен наместником обители (praepositi... procuratoris et administratoris). В отсутствие аббата он исцелил хромого и немого человека, возложив на него свою диаконскую столу . Вскоре в мон-рь прибыли архидиак. Флодегарий и наместник (vicedominus) Хардерад, посланники св. Бертихрамна, еп. Ценоманского (Ле-Манского) (587-623). Они попросили св. Бенедикта послать в Галлию монахов, чтобы основать мон-рь. Святой выбрал М. и еще 4 монахов, вручил им книгу с текстом устава, к-рый он собственноручно переписал, а также частицу Св. Креста и реликвии святых. В пути М. совершил ряд чудес: в Верцеллах (ныне Верчелли) он исцелил упавшего с башни Хардерада, при переходе через Альпы - слугу Сергия, к-рый упал с лошади и сломал ногу, в аббатстве св. Маврикия (ныне Сен-Морис, Швейцария) вернул зрение слепому, а затем воскресил сына вдовы. Близ Автиссиодура (ныне Осер) М. встретил св. Романа, к-рый помогал св. Бенедикту в начале его духовного пути (ср.: Greg. Magn. Dial. II 1. 4-6), и предсказал скорую кончину своего наставника. В тот же день М. увидел душу св. Бенедикта, поднимавшуюся к небу по чудесной дороге (ср.: Ibid. II 37). Св. Бенедикт благословляет св. Мавра; Св. Мавр спасает св. Плацида. Худож. Ф. Липпи. Фрагмент полиптиха. Ок. 1445 г. (Национальная галерея искусств, Вашингтон) Св. Бенедикт благословляет св. Мавра; Св. Мавр спасает св. Плацида. Худож. Ф. Липпи. Фрагмент полиптиха. Ок. 1445 г. (Национальная галерея искусств, Вашингтон) По прибытии в Аврелиан (ныне Орлеан) М. узнал, что еп. Бертихрамн скончался, а его преемник не был заинтересован в основании монастыря. Однако Хардерад познакомил его со своим родственником, влиятельным комитом Флором, который выделил ему землю для строительства обители. Как сообщает агиограф, по ходатайству Флора франк. кор. Теодеберт I (533-547), правивший в Австразии, утвердил основание мон-ря и обещал помогать насельникам при условии, что они будут в точности соблюдать Устав св.

http://pravenc.ru/text/2561130.html

Тогда воины Папий и Мавр, видевшие страдание святых, вторично воззвали, обратившись к областеначальнику: — Для чего диавол возбуждает вас против рабов Божиих, научая вас без милосердия мучить их, неповинных? Лаодикий, воспылав гневом против сих воинов, приказал бить их камнями по устам; раздробивши святым уста, заключил их в темницу. В тоже время он приказал своим слугам опалять свечами бока мучеников, висевших на позорном столбе. Но они, претерпевал столь великие страдания, с радостным лицом благодарили Бога. В тот же день мучитель издал относительно святых смертный приговор. Поэтому они были сняты с позорного столба, выведены за город по нумантийской дороге [ 14 ] и усечены мечем. Вышеупомянутой благочестивый муж Фрасон, взяв тела святых мучеников вместе с пресвитером Иоанном, похоронил их на своей земле при саларийской дороге. Заключенные же в темницу воины Папий и Мавр, весьма желали получить святого крещения; помолившись Господу, они вышли из темницы чрез открытые двери, никем не замеченные. Придя затем к святейшему папе Маркеллу, они приняли от него святое крещение. После крещения они снова отдались искавшим их воинам, и были представлены на допрос к областеначальнику. Увидавши их, областеначальник сказал: — Теперь я узнал, что вы христиане. — Да мы действительно христиане, — отвечал святой Папий. — Оставьте суетное обольщение христианское, — продолжал Лаодикий, — и поклонитесь богам, которым поклоняются наши цари! — Пусть поклоняются им все потерявшие свои души, если они желают погибнуть навеки, — отвечал Лаодикию святой Мавр. Областеначальник же Лаодикий сказал на это: — Если вы не принесете сейчас жертв бессмертным богам нашим, то потеряете свои души. Послушайте меня и исполните то, что я говорю, если желаете остаться живыми. — Приноси им жертву, — ответил святой Папий, — если хочешь мучиться вечно! После сего областеначальник приказал положить святых на земле и бить без милосердия палками. Они же, будучи жестоко биты, ничего иного не произносили, как только следующие слова:

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Тогда воины Папий и Мавр, видевшие страдание святых, вторично воззвали, обратившись к областеначальнику: – Для чего диавол возбуждает вас против рабов Божиих, научая вас без милосердия мучить их, неповинных? Лаодикий, воспылав гневом против сих воинов, приказал бить их камнями по устам; раздробивши святым уста, заключил их в темницу. В то же время он приказал своим слугам опалять свечами бока мучеников, висевших на позорном столбе. Но они, претерпевая столь великие страдания, с радостным лицом благодарили Бога. В тот же день мучитель издал относительно святых смертный приговор. Поэтому они были сняты с позорного столба, выведены за город по нумантийской дороге 3707 и усечены мечом. Вышеупомянутый благочестивый муж Фрасон, взяв тела святых мучеников вместе с пресвитером Иоанном, похоронил их на своей земле при саларийской дороге. Заключенные же в темницу воины Папий и Мавр, весьма желали получить святого крещения; помолившись Господу, они вышли из темницы чрез открытые двери, никем не замеченные. Придя затем к святейшему папе Маркеллу, они приняли от него святое крещение. После крещения они снова отдались искавшим их воинам, и были представлены на допрос к областеначальнику. Увидавши их, областеначальник сказал: – Теперь я узнал, что вы христиане. – Да мы действительно христиане, – отвечал святой Папий. – Оставьте суетное обольщение христианское, – продолжал Лаодикий, – и поклонитесь богам, которым поклоняются наши цари! – Пусть поклоняются им все потерявшие свои души, если они желают погибнуть навеки, – отвечал Лаодикию святой Мавр. Областеначальник же Лаодикий сказал на это: – Если вы не принесете сейчас жертв бессмертным богам нашим, то потеряете свои души. Послушайте меня и исполните то, что я говорю, если желаете остаться живыми. – Приноси им жертву, – ответил святой Папий, – если хочешь мучиться вечно! После сего областеначальник приказал положить святых на земле и бить без милосердия палками. Они же, будучи жестоко биты, ничего иного не произносили, как только следующие слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010