Однажды, когда Антоний спросил его, не смущают ли его раздоры с братьями, и можно ли после этого служить литургию, преподобный ответил так, что простым людям это может показаться сверхъестественным и трудно приемлемым: «Поверь мне, чадо, что гнев мой притворный и весь только на словах, ибо как можно исправить согрешающих, если не показать, что гневаешься на них?» Однажды святой отправился в Константинополь, но на море случилась буря, и его корабль пристал к какому-то островку, где жил богач по имени Мавр. Узнав, что на корабле находится божественный Леонтий, Мавр очень обрадовался (ибо он уже слышал о нем), желая побеседовать с этим удивительным человеком. Поэтому Лавр попросил преподобного прийти в город и благословить его дом. Взяв с собой двух учеников – Антония и Андроника, преподобный пришел в дом к Мавру. Помолившись о нем и его супруге, он благословил их дом и наставил душеполезными поучениями. Когда он собрался уходить, супруги пали к его ногам и попросили помолиться, чтобы Господь дал им дитя, ибо они были бездетными, из-за чего сильно скорбели. Преподобный ответил: «Я грешник и нуждаюсь, как и вы, в помощи Божией. Но по вере вашей, да будет вам. Пусть Господь даст вам чадо в следующем году, что и произошло, согласно предсказанию преподобного. На следующий год жена Мавра родила ему дочь, которую назвали Леонто в честь преподобного. В другой раз преподобный снова собрался отправиться в столицу по делам монастыря. Однако сильный ветер заставил корабль вернуться в порт. Ожидая на корабле пока утихнет буря, Леонтий сильно заболел и его, тяжело страждущего, перенесли на одре в монастырь. В продолжение четырнадцати дней болезни он не мог ни есть, ни пить, ни говорить. Лишь легкое дыхание показывало, что преподобный еще жив. Телесные силы его иссякали, он приближался к смерти, а потому уже все приготовили к погребению. Однако Исцеляющий и Сокрушающий Господь даровал ему еще тринадцать с половиной лет жизни, то есть по числу дней его болезни, и в конце четырнадцатого дня ему было откровение от Бога о продлении жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Святые Сисиний, Кириак, Апрониан, Сатурнин, Папий, Мавр, Смарагд, Ларгий, Крискентиан, Прискилла, Лукина и Артемия царевна были современниками и сподвижниками св. Маркелла (читать ниже). Сисиний и Кириак были диаконами, посвященными им. Они носили пищу и одежду христианам, которых царь Максимилиан приказал мучить за веру тяжелыми работами и при этом не давать ни крепкой одежды, ни хорошей пищи, за что и были схвачены и осуждены на те же самые работы. Тут, когда святые помогали в работе старцу Сатурнину, который не имел сил поднимать тяжести, на них донесли царю. Сисиний был отправлен к комментарисию (чиновнику) Апрониану для мучения. Когда Сисиний предстал пред Апронианом, то вместо истязаний Апрониан упал к ногам св. мученика и просил у него крещения, потому что в это время он видел, как чудный небесный свет озарил святого. Апрониана крестил Маркелл, и его усекли мечом. Также усечены были мечом и Сисиний с Сатурнином, после разных мучений. Прежде мучений их привели закованными в железо в языческий храм, чтобы они воскурили фимиам идолам на треножниках; но треножники по молитве св. Сатурнина расплавились. Видя это чудо, воины Папий и Мавр воскликнули: «Бог Сисиния и Сатурнина – Бог истинный!» Их за это начали бить палками и оловянными прутьями и засекли до смерти. Кириак, находясь в темнице, за свою строго благочестивую жизнь, получил дар исцеления. Он исцелил бесноватую дочь царя Диоклетиана, Артемию, и царь дал ему свободу. Артемия крестилась. Когда вместо Диоклетиана воцарился зять его Галерий, то Кириак снова был заключен в темницу. С ним заключены были Смарагд, Ларгий и Крискентиан. Их всех принуждали к отречению от Христа и, после страшных мучений, умертвили. Не пощадил Галерий и родственницы своей – Артемии, убил и ее. От Галерия же пострадали и Прискилла и Лукина. Они были сенаторскими вдовами, имели большое состояние и при всяком удобном случае помогали христианам. Они устроили гробницы в своих имениях, где погребали христиан-мучеников. Лукина обратила в церковь свой прекрасный дом, и папа Маркелл освятил его. За все это и пострадали свв. Прискилла и Лукина. Мощи свв. мучеников находятся в Риме. К св. Кириаку прибегают на Западе, как к пособнику против злых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Далее цитируется Августин, который, комментируя 1Кор 15:54 , замечает, что «Апостол не говорит: “откладываю тело земное и принимаю тело воздушное, или принимаю тело эфирное”… но: “облекаю в бессмертие то же самое, сие и смертное тело”» 350 . Таким образом, заключает Пруденций, отцы Церкви согласны в том, что при воскресении тела людей будут не эфирными и не воздушными, но плотскими 351 . Примечательно, что Рабан Мавр (784–856), один из инициаторов спора о предопределении (трактат О предопределении Эриугена написал в поддержку позиции Рабана), тоже критиковал как ориге-низм мнение о том, что при воскресении тела превращаются, а не плоть воскресает 352 . Таким образом, очевидно, что в кругу Иоанна Скотта было хорошо известно, что теория превращения земных тел в воздушные и эфирные по воскресении восходит к Оригену . Впоследствии, в трактате Перифюсеон, Иоанн Скотт сам процитирует соответствующий отрывок из Оригена 353 . Значит ли все это, что Иоанн заимствовал положения своего трактата О предопределении непосредственно у Оригена ? В тот период, все-таки, нет. Безусловно, все рассмотренные выше тезисы восходят к Оригену , и в той или иной мере это осознавалось такими современниками Иоанна Скотта, как Пру-денций и Рабан Мавр. Но об этих теориях Иоанн мог узнать и читая Августина, Иеронима, Беду Досточтимого. Представления, имевшие отличительные признаки оригенизма, были, что называется, на слуху в ту эпоху. Отчасти поэтому Иоанн не утруждает себя разъяснением (или избегает разъяснения) посылок и отправных тезисов своих теорий. Сомнительно, что он изучал сочинения Оригена уже в 850 году, когда писал трактат О предопределении. Не считая отдельных непроясненных моментов 354 , это сочинение демонстрирует очень бедный круг источников – всего несколько работ Августина, которым Иоанн близко следует. Видимо, это связано не только со спешкой, в которой писалась работа, но и с малой начитанностью автора в тот период. Отказ от теории тонких тел.В зрелые годы Иоанн Скотт отказывается от учения о грядущем превращении земного тела в тело тонкое, но по-прежнему материальное.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

О, конечно, бессознательно! Потому-то с этим так трудно бороться, что это пока еще слишком бессознательно. IV Доныне революционное освобождение человечества начиналось с утверждения человеческой личности. Но «мавр исполнил свой долг, мавр может удалиться». Социал-демократия как религия хочет начать освобождение с отрицания личности. Тут опасность предельного мистического рабства. Самодержавие «нового бога» — коллектива — злейшее из всех самодержавий. Обожествленный Коллектив становится некоторым Великим Существом, Grand Etre (по О. Конту), некоторой сверхчеловеческой личностью, а все отдельные человеческие «я» — безличными клеточками этого тела. Какое же это тело, какое лицо? Что, если не Божеское и не человеческое, а звериное? Что, если центральная монада этого нового тела — не кто иной, как древний Цезарь Божественный или новый великий Азеф, великий Хам? «Расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в доме царства моего и в славу моего величия?..» «Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: тебе говорят, царь Навуходоносор, — царство твое отошло от тебя. И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями». «Сердце человеческое отнимется от него, и дастся ему сердце звериное». Это сказано о социализме — «богостроитель», строитель Вавилонской башни. Но о нем же сказано: «Царство твое останется при тебе, когда познаешь власть небесную». Не отнимется у социализма сердце человеческое и не дастся ему сердце звериное только в том случае, если познает он власть небесную, познает, что «Всевышний владычествует над царством человеческим». Истинное богостроительство есть богочеловечество. Камень, который отвергли строители, сделается главою угла. Этот камень — Богочеловек Христос. И строится на нем не Вавилонская башня, а вселенская Церковь — Царство Божие на земле, в котором исполнится и религиозная правда социализма. V Социал-демократия — железный молот; новое религиозное сознание — хрупкое стекло; стоило, казалось, молоту прикоснуться к стеклу, чтобы разбить его вдребезги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=191...

– Если она нападет на тебя, свяжи ее и приведи сюда. Брат пошел туда вечером. И вот напала на него гиена. По повелению старца, он бросился схватить ее, но гиена побежала от него. Иоанн погнался за ней. – Авва мой сказал, чтобы связать тебя, – закричал он ей и, поймавши, связал. Авва же беспокоился о нем и сидел, дожидаясь его. И вот он пришел, держа гиену связанной. Старец, увидев это, удивился; но желая смирить Иоанна, ударил его, говоря: – Глупый! Какую ты притащил ко мне глупую собаку? Потом великий развязал гиену и отпустил ее на волю 223 Еще случай из жизни аввы Мавра, любимого ученика преп. Венедикта, знаменитого основателя бенедиктинского ордена монашествующих на Западе. Однажды, когда преподобный сидел в своей келье, отрок Плакида, один из его учеников, взял водонос, отправился на реку за водой. Почерпая же с берега, сорвался и упал в воду. Его понесло быстрым течением. Преподобный, видя это духовными очами, закричал Мавру: – Беги, беги, Плакида упал в реку и уже далеко унесен волнами. Мавр побежал и, увидя, что Плакида далеко от берега тонет, бросился бежать по реке, как по суху, и, схвативши отрока за волосы, вытащил его на берег. Потом оглянулся и понял, что по реке ходил, как по суше, потому что в волнении и ревности исполнить послушание этого раньше не заметил, но думал, что бежит по земле, а не по воде. Итак, пришел в ужас и, вернувшись с Плакидою, обо всем рассказал отцу. Последний же приписывал это не себе, но силе тщательного послушания Мавра, а Мавр приписывал то отеческим его молитвам. Плакида же сказал: – А я видел над своею головою мантию отца, и казалось мне, что ты сам, отче, схватил меня за волосы и вытащил на сухое место, но на берегу увидел Мавра 224 Мы уже видели, как воспитывались древние святые. Нынешним людям даже непонятна их психология, больше – блазнительна. Как это можно, скажут, воспитать себя так, чтобы поросенка, когда прикажут, принимать за буйвола с рогами и не верить собственным глазам при взгляде на солнце, что это действительно солнце, если не подтвердит того старец? 225 Не сумасшествие ли это и не психоз ли? Как бы ни называть подобное состояние, пусть будет и безумие, но без этого безумия нельзя быть святым, а пожалуй, и вообще христианином. Об этом говорит положительная заповедь апостола или, что одно и то же, Господня ( 1Кор. 3,18 ). Все, что открывает мне райские двери, я лобызаю...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

333 Ориген.О началах. II, 9, 3 (см. прим. 45); I, 6, 4 (см. прим. 44); Иероним . Ер. 124, 9: «Divinitus habitaculum et veram requiem apud superos aestimo intelligi, in qua creaturae rationabiles commorantes antequam ad inferiora descenderent… antiqua beatitudine fruebantur». 334 См. главы «О Книге Бытия». III, 9–10, которые суть христианизированный вариант theologia naturalis Варрона, как оно изложено в «О граде Божием» VII, 6. О влиянии «О книге Бытия» на мысль Иоанна см.: О ’Меага J. J. Eriugena’s Use of Augustine’s De Genesi ad litteram in the Periphyseon, Studies in Augustine and Eriugena, Halton Th. (ed.) (Washington, D. C., The Catholic University of America Press, 1992). P. 269–286. 335 Латинский текст и испанск. пер. см.: Diaz Y Diaz М . С . Uber de ordine creaturarum. Un anonimo irlandes dei siglo. VII (Monografias de la universidad de Santiago de Compostela 10), Salamanca (Santiago de Compostela), 1972, VI, 5, 37–38; VI, 6, 42–44; VI, 7, 51–58; VI, 8, 52–53. Согласно De ordine creaturarum, пространство между небесной твердью и землей поделено на две части. Верхняя область [excelsum spatium] – самая чистая и тонкая; там обитали до своего отступничества падшие ангелы со своим князем. Эту область Писание именует небесным раем. Здесь временный отдых получили души святых, ожидающих будущего воскресения. Ангелы, которые согрешили в этом высоком и чистом слое воздуха, были низвергнуты в нижнюю область здешнего надземного воздуха. Теперь у них воздушные тела, они обитают во взбаламученной и облачной атмосфере. 336 Ср.: Беда . De natura rerum . 25 (PL 90, 244А-246А). В этом рассуждении важны несколько моментов: (1) воздух – это жизненный дух, в него низвергнуты падшие ангелы; (2) и потоп, и мировой пожар не насылаются извне, это процесс превращения одного из четырех первоэлементов в другой; (3) ангелы могут облачаться в воздушные тела, свойства которых коррелируют с достоинством данного ангела. 337 Латинский текст, англ. пер. и комментарий см. в: Clancy Т. О., Markus G. (eds.). Iona. The Earliest Poetry of a Caltic Monastery (Edinburgh, Edinburgh University Press, 1997), 46–47. Примечательно, что эта поэма была известна на континенте; Рабан Мавр даже включил ее отрывки в свою поэму. См.: Рабан Мавр . De fide catholica rhythmo carmen compositum (PL 112, 1609A-1621A); о плагиате Рабана, – Raby F. J. E. A History of Christian-Latin Poetry, 2 ed. (Oxford, Clarendon Press, 1953). P. 179–183.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Что сказал угодник Божий, то и сделалось. Неопустительно наблюдая уставы постничества, уединения и молитвы, святой Венедикт скоро пришёл в ненависть у братии. Без сомнения, некоторые из иноков ублажали своего начальника и старались сообразоваться с его поведением; но большая часть желала, чтобы и следов Венедикта не было в их обители. Эта злоба простёрлась до того, что порочнейшие из иноков решились умертвить его ядом; но смертоносная чаша, ограждённая знамением креста, вдруг распалась и сокрушилась, как от удара камнем. Тогда угодник Божий познал, что от братии ему готовится. Он призвал к себе всех иноков и, улыбнувшись дружески, сказал им: «Да помилует вас Милосердый Бог, чада мои, и да отпустит грехи ваши. Я прежде сказал вам, что мои нравы не согласны с вашим поведением; итак, сыщите начальника по вашему обычаю, а я не могу жить с вами». После этого, благословив их, возвратился в пустыню и там начал подвизаться пред очами единого Всевидца Бога. Недолго преподобный Венедикт наслаждался уединением. Господь вместо малого стада поручил ему большее, вместо одного монастыря, оставленного им, дал двенадцать; ибо слава его равноангельной жизни привлекла к нему столько пустыннолюбцев, что должно было разделить их на несколько обителей. В числе сих пришельцев был отрок Мавр и юный Плакида, дети римских сенаторов, порученные родителями духовному воспитанию святого Венедикта. Однажды юный Плакида, взяв водонос, пошёл на реку и, черпая воду, нечаянно упал в самую быстрину, ибо мальчик из желания угодить духовному отцу хотел принести самой чистой воды; волны подхватили его и понесли вниз по реке. Преподобный Венедикт, сидя в келье, увидел душевными очами несчастье Плакиды и, кликнув к себе Мавра, сказал: «Беги, беги! Плакида упал в реку». Не отвечая ни слова, отрок побежал и, увидев Плакиду, утопающего посреди реки, устремился по воде, как посуху, и, схватив его за волосы, извлёк на берег. Тогда уже, оглянувшись назад, узнал он, что бежал по волнам, а не посуху. Возвратившись с Плакидой в келью, Мавр рассказал святому Венедикту обо всём, что случилось, и, припадая к стопам старца, приписывал чудо немокренного по водам шествия его молитвам; но Венедикт отвечал на это: «Не забудь, любезный юноша, какова сила беспрекословного послушания». Недостойно принявший священство

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Divini называются те, которые мнят себя исполненными божества и с хитрым обманом предугадывают людям будущее: их два вида, смотря по способу их действования и по состоянию, в каком они действуют, – состоянию спокойному или состоянию умоисступления (ars et furor). Incantatores на­зываются те, которые практикуют свое искусство словами (наговорами или заговорами). Arioii – те, которые воссылают молитвы возле скверных идольских жертвенников, приносят там жертвы, и, при совершении жертвенных церемоний, получают ответы от демонов. Aruspices – это огагит inspectores, наблюдающие за днями и часами при совершении сделок и работ и научающие людей, что они должны соблюдать в то или другое время; они же наблюдают и за внутренностями животных, предсказывая по ним будущее. Augures – те, которые наблюдают за полетом и криком птиц и другими приметами, они же и auspices, поскольку они наблюдают за птицами с тЬм чтобы дать указание путешественникам, относительно того, чтЬ эти последние должны соблюдать. Астрологи – те, кото­рые дают свои указания на основании наблюдения за звездами. Genethliaci имеют своею специальностью следить за днями рождения, ибо рождение людей они описывают 12-ю небесными знаками и по течению звезд стараются предска­зать характер действия и судьбу рождающихся, т. е. кто под каким знаком родится, или какой исход жизни бу­дет иметь новорожденный: эти люди в народе или в про- сптречии называются математиками. Прежде, замечает Мавр, наблюдатели за звездами назывались и магами, как это читается в Евангелии о волхвах, возвестивших рождество Христово, но впоследствии этим названием стали обниматься одни математики: наука их до Евангелия была дозволена, с тем чтобы после рождества Христова уже никто не истолковывал чьих-либо дней рождения на основании наблюдения за небом 156 . В заключение Рабан Мавр дает понятие о horoscopi (предсказатели судьбы по часам рож­дения), sortilegi (предсказатели будущего по жеребию или сморя по тому какой текст св. Писания выпадет), salisatores (предсказатели судьбы, полагавшие соль на какие-либо члены тела).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Лукия девица, и с нею Рикс, Антоний, Лукиан, Исидор, Дион, и др., мучч Кампанийские. 6 июля. Лупп, муч. при Аврелиане. 23 авг. Лупп, муч. Солунский при Максимиане с Димитрием великомуч. 26 окт. Любовь, мученица Римская при Адриане, с Верой и др. 17 сент. Людмила, княгиня Чешская, постр. в 922 году. 16 сент. М Мавра, мученица Фиваидская ок. 286 г., с Тимофеем чтецом. 3 мая. Маврикий и 70 воинов, мучч. при Максимиане (305 г.) в Анамее Сирийской. 22 февр. Маврикий, из числа 45 мучч. Никопольских, ок. 320 года. 10 июля. Мавр, муч. Римский 3 в., сын муч. Клавдия трибуна, из дружины Хрисанфа и Дария. 19 марта. Мавр воин, муч. Римский около 305 г., с Маркеллом папой и др. 7 июня. Мавсима, пресвитер Сирийский 4 в. 23 янв. Магн, муч. Кизический, с Феогнием и др. 29 апр. Макарий, муч Африканский при Декии, с Терентием и др. 10 апр. Макарий, муч. Аназарвский при Диоклетиане, с Феодулией. 5 февр. Макарий, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Ромилом, Евдоксием и др. 6 сент. Макарий исповедник, пресв. Антиохийский, с Евгением, страд. при Иулиане. 19 февр. 270 Макарий преп., Египетский, ум. 390. 19 янв. Макарий преп., Александрийский, ум. ок. 405. 19 янв. Макарий преп., из числа избиенных в 5 в. в Синае и Раифе. 14 янв. Макарий, игумен Пеликитской обители, исповедник, ум. ок. 830. 1 апр. Макарий, игумен калязинский, ум. 1483. 17 марта и 20 мая. (Обретение мощей). Макарий, преп. Желтоводский, ум. 1504. 25 июля. Македоний, муч. Смирнский, с Пионием пресв. и др. при Декии. 11 марта. Македоний, пустынник Сирийский, ок. 420. 21 янв. Македон, муч. Иллирийский при Адриане, с Филитом, своим отцом и др. 23 марта. Макрина преп., сестра Василия Великого . 10 июля. Макровий, муч. Галатинский, с Селевком и Гардианом. 13 сент. Максимилиан, из 7 Ефесских отроков. 1 авг. и 22 окт. Максимин и Келидоний, проповедники слова Божия в Галлии, 1 века. 4 янв. Максимиан, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Максимиан, патриарх Цареградский, ум. 434. 21 апр. Максим, муч. Римский (ок. 230 г.), с Кикилией и др. 22 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Хотя К. не был, подобно блж. Августину, свт. Амвросию Медиоланскому, блж. Иерониму Стридонскому, глубоким христ. мыслителем или выдающимся учителем Церкви, он сыграл важную роль в сохранении и распространении научного, культурного и лит. наследия античности на Западе в средние века. Несмотря на то, что имя К., хорошо известное при жизни, было забыто вскоре после его удаления в Виварий, интерес к нему и его трудам резко возрос в эпоху Каролингского возрождения . Сочинения К. были в той или иной степени известны прп. Беде Достопочтенному, Павлу Диакону, Алкуину, Рабану Мавру, Гинкмару Реймсскому и др. Элегантный стиль его писем, речей и различных офиц. документов, вошедших в сб. «Variae», вызывавший восхищение у современников К., служил образцом для подражания на протяжении всего средневековья. Его «Наставления», сохранившиеся в многочисленных рукописях, долгое время выступали в качестве образовательной программы для большинства монастырских школ средневек. Европы. Ими пользовались и Исидор Севильский при составлении своих «Этимологий» (VII в.), и Рабан Мавр при написании соч. «О наставлении клириков» (IX в.), и Гуго Сен-Викторский в соч. «Назидательное обучение» (Didascalicon, XII в.). Сочинение К. «Об орфографии» хотя и не было столь широко распространено, но послужило основой для изучения лат. грамматики в последующие столетия; его использовали, в частности, Исидор Севильский, Алкуин и Уильям из Малмсбери (XII в.). Алкуин, Рабан Мавр и Гинкмар Реймсский в своих трактатах о душе заимствовали немало философских положений из сочинения К. «О душе». Ссылки на «Хронику» К., неизвестную авторам каролингской эпохи, встречаются у Мариана Скотта и Германа Расслабленного в XI в., а составленная под рук. К. «Трехчастная церковная история» долгое время была главным справочником по церковной истории на Западе (см.: Laistner. 1948). Ее использовали и Фрекульф, еп. Лизьё, при составлении своей всемирной «Хроники» (ок. 840), и Валафрид Страбон в трактате «О происхождении и развитии некоторых вещей, относящихся к церковному служению», и мон.

http://pravenc.ru/text/1681287.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010